Дуа за того, кто угостил. Что делать, если перед едой забыл произнести «БисмиЛлях»? Разные случаи, связанные с «Бисмиллях»

Самое главное дуа верующего, которое не занимает и секунды на произнесение, но которое обладает множеством благословений, это «Бисмиллях» - «С именем Аллаха». Мусульманину заповедано начинать каждое свое деяние с имени Всевышнего, так он предоставляет себя и свое дело Всевышнему, признавая, что любой исход принадлежит лишь Аллаху, и только Аллах может даровать благое его завершение. Словом «Бисмиллях» верующий вдыхает душу в свой поступок и посвящает его Аллаха, будь то самое обычное и обыденное деяние. В эти благословенные дни мы связываем с постом, разговением и приемом пищи, и поэтому, особенно важно перед приемом пищи, проявив смиренность и покорность перед Тем, кто даровал нам еду, начать его с имени Аллаха. В хадисах Посланника Аллаха (мир ему) о важности «Бисмиллях» перед едой сказано:

«Скажи: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», и ешь правой рукой».

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце ее /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».

« Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошел (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха, мы (никогда ничего не брали первыми), пока не (начинал есть) посланник Аллаха, (Однажды,) когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, (спешившая так,) будто ее подгоняли. Она (сразу подошла к еде) и протянула к ней руку, но посланник Аллаха, схватил ее за руку, а потом явился какой-то бедуин, (также) будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, посланник Аллаха сказал: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привел сюда эту девочку, чтобы (с ее помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы (с его помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была (рука шайтана)!», после чего (пророк) произнес имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде».

Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) посланника Аллаха, не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце ее», и тогда пророк рассмеялся и сказал: «Шайтан (все время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя все то, что было у него в чреве».

В дни Рамадана верующий особенно начинает ценить пищу, дарованную Аллахом, которую в обычное время он может принимать как само собой разумеющееся. Наш удел, наш ризк и пища - лишь от Аллаха, и начиная с Бисмилля, верующий признает это, осознает свое истинное положение и выражает благодарность Аллаху. Поэтому очень важно начинать прием пищи с имени Всевышнего. Если же он по забывчивости не сделал этого, то в процессе приема пищи он должен произнести «С именем Аллаха в начале и конце ее» /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/.

Вся хвала Аллаху.

Наставления Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) относительно еды, самые лучшие наставления. Ибн Гайм сказал:
1. Когда он брал рукой еду, то говорил Бисмиллях (Во Имя Аллаха), и он говорил людям произносить тоже самое. Он сказал: «Когда кто нибудь из вас кушает, то пусть упомянет имя Аллаха. Если забудет упомянуть в начале, то пусть скажет Бисмиллях фи аввалихи ва ахирихи (Бисмилля в начале и конце)» Тирмизи (1859) и Абу Дауд (3767)
Правильным мнением является то, что упоминание Аллаха (говоря Бисмиллях) является обязательным во время еды. Хадисы указывающие на это достоверны и ясные, без какого либо противоречия
2. Когда они подносил еду ко рту, то говорил «Аль хамдулилляхи хамдан касиран тайибан мубаракан фихи гайри мафийин ва ла мувадда ва ля мустагни анху Раббана азза ва джал» (Хвала Аллаху частая, чистая, благая. Он тот кто Сомодостаточен, Кто кормит и не кушает, Кто Извечный, и вечность с Ним, и Тот в Ком нуждаются. Он наш Господь, Возвышенный) Передано Бухари (5142)
3. Он никогда не критиковал еду. Если ему нравилась, то он кушал ее, если не нравилась, то он оставлял ее, не говоря ни слова. Передано Бухари (3370) и Муслимом (5076). Или он говорил: «Я не хочу кушать это» Бухари (5076) Муслим (1946)
4. Иногда он хвалил еду, как когда он спросил у своей семьи и еде, и они ответили: «У нас нет ничего кроме уксуса» Он попросил его и начал есть говоря: «Как прекрасен уксус»» Передано Муслимом (2052)
5. Он говорил во время еды, как это видно из сообщения об уксусе.
И он сказал своему пасынку, Умару ибн Аби Саламе когда он кушал с ним: «Скажи Бисмиллях, и кушай то что перед тобой на блюде» Передано Бухари (5061) и Муслим (2022) (Во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было принято кушать из одной тарелки, и дети иногда забывали о правилах этикета – переводчик)
6. Он настойчиво призывал гостей кушать, как богатый хозяин, и это видно в хадисе Абу Хурайры, переданным Бухари, о молоке, где он говорил ему «Пей!» и продолжал повторять пока он (гость) не сказал: «Клянусь Тем Кто послал тебя с истиной, у меня больше нет места». Бухари (6087)
7. Когда он кушал с другими, то не уходил пока не делал дуа за них. Он совершил дуа в доме Абдуллаха ибн Бишр, и сказал: «О Аллаха, благослови их в том что Ты дал им, и прости их и дай им Свою Милость». Муслим (2042)
8. Он приказал людям кушать правой рукой и запретил им кушать лейво. Он сказал: «Шайтан кушает левой и пьет левой рукой» Передано Муслим (2020). Это означает, что кушать левой рукой харам, и это правильное мнение, потому что тот кто кушает левой или шайтан или подражает ему.
Также передано в сахих хадисе, что он сказал мужчине который кушал левой: «Ешь правой рукой!» Мужчина сказал: «Я не могу» Он сказал: «Чтоб ты никогда не мог» и мужчина никогда не мог поднести правую руку ко рту. Муслим (2021). Если бы было разрешено кушать левой, то он не сделал бы дуа против него. Это произошло по упрямому невежеству которое заставило его ослушаться приказа, и это было непослушание которое заслуживало молитвы против него.
9. Он приказал тем кто жаловался, что никогда не наедались, кушать вместе, и упомянуть Имя Аллаха (сказал Бисмиллях) над едой, чтобы Он благословил ее для них.» Передано Абу Дауд (3764) и Ибн Маджа (3286)
См. Заад аль Маад, 2:397-406
10. Передано также что он сказал: «Я не кушаю облакотившись» Передано Бухари 5083
11. Он кушал пользуясь тремя пальцами (правой руки), и это лучший способ еды.
См. Заад аль Маад, 220-222. И Аллаху известно лучше.

Диета Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует):
1. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) узнавал о том что он кушал
2. Он кушал то, что было благом для него
3. Он кушал столько, сколько позволяло ему быть в форме, и не кушал так что это приводило к полноте. Ибн Умар передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а кяфир в семь» Передано Бухари (5081) и Муслимом (2060)
4. Он научил умму способам защиты от болезней вызванных едой и питьем. Он сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже чем желудок. Если ему необходимо наполнить его, то пусть наполнит одну треть едой, одну треть питьем, и одну треть воздухом» Передано Тирмизи (1381), оценен как сахих шейхом Абани в аль Силсиля ал Сахиха (2265)

Аллаху известно лучше.

Как известно, мусульманину желательно начать любое благое дело с поминания Всевышнего Аллаха (зикра). А лучшим зикром для такого случая считается «БисмиЛлях ». Человек, начавший таким образом своё благое дело, не только получает вознаграждение – его начинание будет благодатным, и есть надежда, что оно завершится благополучно.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Любые слова и дела, которые не начинаются поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), являются неполноценными ». (Ахмад, 2/359).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословление) говорится:

كل أمر ذي بال لا يبدأ فيه ببسم الله الرحمن الرحيم فهو أبتر

«Любое важное дело, не начатое с "БисмиЛляха" (именем Аллаха Милостивого Милосердного), будет лишённым блага (обрубленным – «абтар») ». (Ан-Насаи, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Приступая к еде, также следует сказать «БисмиЛлях », так как принятие пищи является одним из благих дел, если это делается с намерением укрепить организм для совершения поклонения Всевышнему Аллаху. Ели начать трапезу с произнесения «БисмиЛлях », это придаст еде баракат, способствующий насыщению даже небольшим количеством еды.

Если же человек забыл сказать «БисмиЛлях », когда он приступал к еде, то ему следует произнести его сразу же, как только он вспомнит об этом. Однако «БисмиЛлях » в таком случае следует произносит чуть по-другому: « ».

Аль-Хатыб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:

«Если человек не произнёс "БисмиЛлях" по забывчивости или намеренно в начале омовения или принятия пищи, то ему следует произнести эти слова в течение омовения или еды, сказав: "Бисмилляхи авваляху ва ахираху ".

Так как в хадисе, который передаётся от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

"Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт «БисмиЛлях"), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: "Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху" (С именем Аллаха в начале и конце её) " (Абу Дауд Тирмизи).

Сказал наш Шейх: "Ясно, что следует произнести это также и после окончания приема пищи, чтобы шайтана вырвало тем, что он съел "». («Мугни Аль-Мухтадж »)

От Умаййа бин Махши (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم جالسا ورجل يأكل، فلم يسم حتى لم يبق من طعامه إلا لقمة، فلما رفعها إلى فيه قال: بسم الله أوله وآخره، فضحك النبي صلى الله عليه وسلم ثم قال: ما زال الشيطان يأكل معه، فلما ذكر اسم الله استقاء ما في بطنه

«Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался только один кусок. Поднеся его ко рту, этот человек сказал: "С именем Аллаха в начале и конце её", и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся и сказал: "Шайтан всё время ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя всё то, что было у него в животе "» (Абу Дауд и Ан-Насаи).

Здесь подразумевается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что этот человек не помянул Аллаха, только в конце трапезы, поскольку он не стал бы молчать, если бы знал об этом с самого начала.

По единогласному мнению учёных, желательно поминать имя Аллаха (произносить «БисмиЛлях ») в начале принятия пищи. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-либо другой причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, то желательно, чтобы он так и поступил. В таком случае ему следует произнести следующие слова: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахыраху », как указывается в приводимом выше хадисе.

Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха (произносить «БисмиЛлях») точно так же, как и во время еды. Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) и не только они указывали, что во всех этих случаях желательно произнести «БисмиЛлях » вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его примеру.

Произнести «БисмиЛлях » во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Произнести «БисмиЛлях » следует каждому из участников трапезы, однако если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных.

Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт за всех один из присутствующих.

Муслим Абдулаев

بِسْمِ الله

Перевод: С именем Аллаха!

Транслит: БисмиЛлях!

Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет

بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه

Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!

Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!

Дуа перед едой

اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه

Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!

Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат"ым-на хайран мин-ху!

Дуа после еды

الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة

Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.

Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат"ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин

Дуа после еды

الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا

Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!

Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда"ин ва ля мус-тагнан "ан-ху! Рабба-на!

Дуа за того, кто угостил

اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ

Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!

Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!

Дуа за того, кто накормил / напоил человека

اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني

Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!

Транслит: Аллахумма, ат"ым май ат"ама-ни, ва-скы ман сака-ни!