Искушение иисуса христа в пустыне для детей. Искушение иисуса христа в пустыне

Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола

После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.

Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека.

Диавол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами".

Спаситель же сказал ему в ответ: - "в Священном Писании" (в Библии) сказано: не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих ". (Второз. 8, 3).

Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Псал. 90, 11-12).

Но Иисус Христос сказал ему: "в Писании сказано также, не искушай Господа Бога Твоего ", т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Второз. 6, 16).

После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое".

Иисус Христос сказал ему: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи " (Второз. 6, 13).

Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу.

Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 4, 1-11; от Марка, 1, 12-13; от Луки, гл. 4, 1-13.

По примеру поста Христова, Св. Православною Церковью установлен 40-дневный пост (св. четыредесятница), который называется великим и начинается за семь недель до праздника Пасхи - светлого Христова Воскресения, а также установлены и другие посты. Пост помогает человеку очистить себя от зла - от греховных наклонностей, помогает больше помнить о Боге и быть ближе к Нему.

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Искушение в пустыне. Мф. 4: 1-11; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-13 После крещения Иисус Христос, исполненный Духа Святого, покинул берега Иордана и направился вглубь унылой пустыни Мертвого моря, чтобы в полном уединении, посте и молитве подготовить Себя к великому служению искупления и

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Иисус Христос питает народ в пустыне Однажды, когда вокруг Иисуса собралось множество людей и им в пустыне нечего было есть, Господь сказал Своим ученикам: «Жаль Мне народа, уже три дня находятся они при Мне и нечего им есть. А отпустить их не евших не хочу, чтобы не

Из книги Иисус, которого я не знал автора Автор неизвестен

4 Искушение: откровенный разговор в пустыне Любовь подчиняется тем и повелевает только теми, кто подчиняется ей. Любовь - это отречение. Бог - это отречение. Симона Вейл Евангелия утверждают, что Иисус, еврей, выросший в окрестностях Галилеи, был не кто иной, как Сын Божий,

Из книги Евангельская история. Книга первая. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Пост и искушение от диавола Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1-13 Господь Иисус Христос, Который для того и пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8), при самом вступлении Своем в служение искупления испытал борьбу с виновником всего зла – диаволом. Местом этой духовной

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

4:1-13 Искушение в пустыне (см.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12,13) Сразу же после того как на Иисуса в момент крещения снизошел Святой Дух, Он был послан в пустыню, где Его принялся искушать дьявол. Искушения заключались в том, что дьявол пытался обманом спровоцировать Иисуса Христа на

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Искушение Господа от диавола (Лук., гл. 4) Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

6. Искушение в пустыне (1:12–13) Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. В отличие от повествований Матфея и Луки, рассказ Марка об искушениях Иисуса в пустыне представлен в

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Искушение в пустыне После того Дух Божий увел Иисуса в пустыню. Там предстояло Ему перенести искушения дьявола. 2 После сорока дней и ночей поста Иисус был истомлен голодом. 3 И приступил к Нему искуситель, и сказал: «Если Ты Сын Божий, прикажи этим камням стать хлебами».4

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Искушение в пустыне 12 Сразу же после этого Дух Святой побудил Иисуса уйти в пустыню. 13 И оставался Он там сорок дней, искушаемый сатаной, среди диких зверей, и ангелы Божии заботились о

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Искушение Иисуса в пустыне 1–2 Исполненный Святого Духа, Иисус возвратился с Иордана и в течение сорока дней ходил по пустыне, водимый Духом и искушаемый дьяволом. Все эти дни Иисус ничего не ел, так что по прошествии их был истомлен голодом.3 И сказал Ему дьявол: «Если Ты -

Из книги автора

Искушение в пустыне (Мк. 1:12–13; Лк. 4:1-13)1 Затем Дух повёл Ису в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола. 2 После сорока дней и сорока ночей, проведённых в посте, Иса почувствовал сильный голод. 3 Тогда искуситель подошёл и сказал Ему:- Если Ты Сын Всевышнего

Из книги автора

Искушение в пустыне (Мат. 4:1-11; Лк. 4:1-13)12 Тотчас Дух побудил Ису пойти в пустыню. 13 Он находился в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной. Иса был там один, в окружении диких зверей, и ангелы служили

Из книги автора

Искушение в пустыне (Мат. 4:1-11; Мк. 1:12–13)1 Иса, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повёл Его в пустыню. 2 Там Его сорок дней искушал дьявол. Всё это время Иса ничего не ел и под конец почувствовал сильный голод. 3 Тогда дьявол сказал Ему:- Если Ты Сын

Из книги автора

IV Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне. Крещение Иисуса Христа. Удаление его в пустыню и искушение от диавола Когда в отдаленном Назарете приходило к концу богочеловеческое возмужание Спасителя, в окрестностях Иерусалима в таком же уединении уже созрел тот «ангел»,

Из цикла библейских уроков по Евангелию от Марка

Примечание:

Уроки были разработаны и опробованы в старшей группе Воскресной школы церкви "Преображение" г. Кирова. Эти уроки были проведены как продолжение изучения Библии индуктивным методом для детей в цикле уроков "У Господа Спасение!" (см. пособие на сайте www.ehbkirov.ru)

Цикл уроков по Евангелию от Марка рассчитан на одно полугодие в воскресной школе. Цель уроков: не только донести до детей определенные библейские истины, но сделать их участником процесса исследования Писания, побудить их к личному чтению и применению Библии.

Имеются приложения: напечатанный текст Евангелия на каждый урок для раздачи детям (у кого нет своей Библии), уроки с отметками для учителя, напечатанные крупно Золотые стихи (буквы можно раскрашивать), задания для выполнения дома, схемы-иллюстрации.

Библейский текст: Марк.1:7 -13

Цель урока: Показать детям, что Иисус жил жизнью такой же, как и все люди, но при это был другим; это является примером для нас - христиане с одной стороны похожи на всех людей, но с другой стороны - совсем другие.

Золотой стих: "Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного." Матф.5:16

Вступление

На прошлом уроке мы разобрали первые 6 стихов в Евангелии от Марка. Они говорили о том, что рассказ об Иисусе Христе продолжает Ветхий Завет и что Иисус - этот тот же Бог, о котором говорится в Ветхозаветных историях. Но мы также говорили, что Бог стал человеком и принял тело. Что это означает? Давайте посмотрим.

1. Обзор текста

Прочитаем Марк.1:7-13. Давайте начнем искать "улики".

Внимательно прочитайте слова Иоанна Крестителя. Какую "улику" вы здесь видите, какой маленький союз?

Союз "а" в 8 стихе. Поставьте вокруг него скобки, а на полях нарисуйте восклицательный знак в треугольнике (см. приложение к уроку ниже)

Внимательно просмотрите текст с того момента, как в нем появляется Сам Иисус (начиная с 9 ст.). Что Иисус здесь делает, как простой человек, в каких Его действиях нам видно, что как и обычный человек Он живет в мире "крови и плоти"? Какие Его поступки и действия мог совершить любой другой человек? Подчеркните то, что вы найдете пунктирной линией. (Нужно подчеркнуть "и крестился в Иордане" в ст.9, "искушаемый сатаной и был со зверями")

Еще раз просмотрите текст с того момента, как в нем появляется Сам Иисус (со ст.9). Что здесь с Иисусом происходит необычного, что бы никогда не произошло с обычным человеком? Выделите эти слова желтым цветом. (ст.11 - глас с неба, можно выделить "Ты Сын Мой возлюбленный", ст.12 - Дух ведет в пустыню, ст.13 - Ангелы служили Ему.)

2. Задаем вопросы

Вопрос, на который нам нужно ответить: Кто такой Иисус? Как Он нам здесь открывается? Сначала посмотрим, что необычного о Нем мы узнаем?

1) Смотрим на союз "а". Как не велик был авторитет ветхозаветного пророка, Иоанн ясно и понятно говорит, что Иисус - другой. Он не просто "немножко выше" Иоанна, Он совсем другой. Союз "а" противопоставляет две совершенно разные вещи.

2) Смотрим на выделенное желтым цветом. Иисус Слышит голос с неба, который называет Его любимым Сыном Небесного Отца.

3) Смотрим на выделенное желтым цветом. Дух ведет Иисуса в пустыню, там хоть Иисус и терпит голод, но Ему служат Ангелы. Что нам это говорит об Иисусе? Что Он - не простой человек, Он как-то связан с духовным миром (ангелы не служат простым людям).

Итак, что мы узнали об Иисусе из этого текста: Он - не просто важнее самого важного и религиозного человека на земле (пророка), Он - другой и имеет другую натуру; Бог называет Его Своим любимым Сыном; Иисус связан с духовным миром, ангелами.

Но разве этот Иисус совсем никак не похож на нас? Разве Он только пребывает в духовном мире? Нет!

Что об этом говорят слова, подчеркнутые пунктиром?

Он принимает крещение, точно также, как и все люди, показывает, что Он - с простыми людьми. Он терпит голод и искушение от сатаны в пустыне.

Итак, мы видим, что Иисус - это человек, который живет в теле, как и мы, Который пришел к нам, обычным людям и стал, как мы.

3. Достаем жемчужину

Ребята, первая жемчужинка, которую мы должны взять для себя - Иисус, обладающий самыми высокими титулами и положением, оставил все это и стал подобным нам, пришел жить, как простой человек.

Вы знаете сказку "Принц и нищий"? В нем принц и нищий меняются местами. Царский сын, который привык к чистой одежде и изысканной еде оказывается в грязном подземелье с отбросами общества и проводит с ними несколько дней. Принц попал туда практически случайно, не очень глубоко обдумывая последствия такого шага. Дальше он понимает, что это место не для него и старается побыстрее вернуться во дворец.

А теперь представьте себя, у которого есть чистая одежда, теплый дом и постель, оставляющим все это для того, чтобы жить среди бомжей. И делаете вы это все не с брезгливым выражением лица, а с любовью к этим грязным бездомным. Смогли бы вы так?

Задумайтесь о том, что сделал Иисус для нас - Он оставил славу небес. Его величие хорошо понимал Иоанн Креститель. Хотя сам Иоанн был пророком, но он понимал, что не достоин даже прикоснуться к Его обуви. Вспомните уроки о святости Бога и о том, что в храме Святое Святых было отделено от всех остальных комнат, туда мог заходить только первосвященник. Вспомните, как мы читали о том, что Бог на небесах пребывает в абсолютной славе и свете. И этот самый Бог оставляет все и приходит к нам. Он по виду похож на человека, Он терпит голод и нужду, как человек. Это Он делает из любви к нам.

Вторая жемчужинка для нас тоже очень важная. Иисус был внешне обычным человеком, но внутри Он отличался от всех людей. Христианин также внешне иногда похож на всех остальных людей, но внутри верующий человек - другой. Когда люди ближе общались с Иисусом, они вдруг понимали, что от Него идет свет, что Он - другой. При этом Иисус не трубил всем сразу: "Я - Мессия! Поклонитесь мне!" Он жил так и вел Себя так и говорил так, что люди вокруг начинали понимать: "Он Мессия! Он - Бог".

(Кстати, когда Иисус крестился, кто видел, как раскрылись небеса и слетел голубь - все ли люди? (ст.10) Нет, только Иоанн. Люди в толпе ничего не поняли, они внешне считали, что Иисус - такой же, как и все. Это в принципе детям можно не акцентировать.)

Мы с вами можем не трубить всем, что мы - христиане. Но если люди знакомятся с нами поближе, то начинают ли они удивляться и говорить: "Этот мальчик или эта девочка не такие, как все. Я вижу свет и чистоту, которая у них внутри. Может быть они христиане?" Я не призываю вас молчать о своей вере. Вы можете делиться о том, во что вы верите и приглашать своих друзей в церковь. Но самое ценное происходит тогда, когда ваши друзья начинают замечать вашу веру внутри вашего сердца.

Например. Какая-то девочка незаслуженно набрасывается на вас и начинает вас обвинять: "А ты, Светка, зачем взяла мои фломастеры? Всегда ты лезешь в мои вещи! Вот, как дам тебе!!!" (а еще она при этом может вас потрясти или ущипнуть)

Что вы делаете в ответ: начинаете кричать и возмущаться, стараться словесно обидеть ее за то, что она несправедливо вас обвиняет? Или вдруг спокойно ей говорите: "Послушай, я твои фломастеры не брала. И я говорю правду. Если хочешь, давай поищем вместе."

После этого до вашей подруги вдруг начинает доходить: "Света - не такая, как все. Интересно, почему в ее сердце свет и доброта?"

Или другой пример: мальчик в классе делает "бомбочку" и бросает вам под ноги. Что вы сделаете? Начнете кулаками наводить "справедливость"? Или прореагируете спокойно? Для ребят нужно сказать отдельно вот что: среди мальчиков ответить силой на силу считается нормой. Но Библия говорит, что принцип "око за око", "зуб за зуб" неверный. Мы должны прощать обиды и даже к обидчикам после этого относиться с любовью. Среди ребят же, если мальчик не дает сдачи, считается, что он слабый. Но дело в том, что не давать сдачи можно по двум причинам: по причине слабости и по причине внутреннего понимания, что нельзя отвечать злом на зло, так как этому учит Библия. Если вы сдерживаетесь, когда вас обижают ради Христа, то вы проявляете не свою слабость, а показываете свет, который есть внутри вас.

Заучивание Золотого стиха

Дополнительное задание

Подготовьте карточки примерно размером 5 на 7 см и прикрепите их на доску. Ребята отвечают на вопрос и только потом по выбору могут перевернуть любую карточку. На карточках написаны буквы. Когда все буквы будут перевернуты, из них нужно сложить слово. (это слово ЕВАНГЕЛИЕ) Спросите, что это слово означает (если кто-то знает). Это слово означает "хорошая весть".

Вопросы:

1) Для чего в начале евангелия от Марка даны цитаты из Ветхого Завета? (чтобы показать связь между пришедшим Иисусом и Ветхим Заветом, что Он - не новый бог, а тот же самый Бог.)

2) Почему Иоанн Креститель был так странно одет? (он был одет как ветхозаветный пророк)

3) Кто стал свидетелем раскрытого неба и летящего на Иисуса голубя? (Иоанн Креститель)

4) Как сравнивает Иоанн Креститель себя и Иисуса? (Он говорит всем, что Иисус - другой, даже такой пророк как сам Иоанн не достоин Его.)

5) Что показывает на то, что Иисус был похож на человека и стал такой же, как все люди? (он принял крещение, он был искушаем в пустыне)

6) Что показывает на то, что Иисус - не такой, как все? (Бог называет Его Своим Сыном, Ему служат Ангелы, Иоанн называет Его "Сильнейший меня").

7) Почему Иисус оставил славу небес и стал, как мы? (Из любви к нам.)

8) Как мы должны отличаться от неверующих ребят? Можно ли сказать, что верующий тоже живет в "двух мирах" сразу - в физическом мире и в мире Царства Божьего?

9) Расскажи золотой стих.

“Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был
Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в
эти дни…” (Лук. 4:1–2).

Сегодня мы последуем за
Христом в безлюдную пустыню к западу от Иорданской долины, где Он был искушаем
диаволом. В 11-ти км к северо-западу от города Иерихона находится гора Кварантана,
которую считают местом искушения Христа. Здесь Иисус провел сорок дней в посте
и молитве, подвергся самым большим искушениям. Поэтому Он знает, как нам помочь:
“Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь” (Евр.
2:18). Всем борющимся с искушениями советуем прочесть первую главу послания
апостола Иакова.

I. “Он был искушаем от диавола”

1. Сотворил ли милосердный Бог диавола? Чтобы
лучше понять, какой силе Христос должен был противостоять в этой борьбе, вспомним,
кем был Его искуситель. Это был диавол, павший ангел, изгнанный с неба. «И произошла
на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы
его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною,
обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»
(Откр. 12:7–9). Он был сотворен Богом не как злой дух, не как страшное чудовище
с рогами, копытами и хвостом, а как прекрасный, безгрешный ангел Люцифер, что
значит “сын зари”. Бог не сотворил диавола - Он сотворил ангела. Люцифер сам
стал диаволом, когда возгордился и восстал против своего Творца.

2. Насколько совершенным был Люцифер? «И
было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему:
так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными
камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд
и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено
было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и
Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в
тебе беззакония» (Иез. 28:11-15).

3. Кто является источником греха? «Кто делает
грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился
Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоанна 3:8). Родоначальником греха
является не Бог, а сатана. Он сказал: “…Взойду на высоты облачные, буду подобен
Всевышнему” (Ис. 14:14). Зависть к могуществу Бога вылилась потом в открытое
возмущение. За этот грех Люцифер и его приверженцы - третья часть ангелов –
были изгнаны с неба на нашу землю. «И другое знамение явилось на небе: вот,
большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь
диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон
сей, стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать
ее младенца» (Откр. 12:3,4). И вот этот могущественный вождь ангелов искушал
Иисуса в пустыне.

II. Христос
победил диавола и грех

4. Почему Христос пошел в пустыню? (Матф.
4:1-2). Иисус не пошел в пустыню случайно или по собственному выбору. Дух Божий,
руководивший всеми Его действиями, повел Его туда, чтобы Он мог наедине размышлять
и молиться о предстоящей жизненной миссии. Постом и молитвой Он готовился к
борьбе с грехом и злом. Эти сорок дней, проведенные Иисусом в пустыне, были
самым тяжелым бременем в Его жизни, и только часы, проведенные перед смертью
в Гефсимании, превосходили их. Моисей и Илия в свое время тоже постились по
сорок дней, но они не встречались с искушениями, с какими встретился Иисус.

5. В чем заключалось первое искушение? (Матф.
4:3-4). Дело спасения человечества должно было начаться там, где началось его
падение. Адам согрешил, потому что съел запрещенное, Христос победил, отказавшись
есть. В Писании Христос назван вторым Адамом (1 Кор. 15:22, 45-47). Первый Адам
был искушен в саду Едемском и согрешил; второй Адам в пустыне одержал победу
над искушением и искусителем.

6. Каким было второе искушение? (Матф. 4:5-6).
Сатана, конечно, охотно столкнул бы Иисуса с крыла храма, чтобы Он разбился
о камни; но он не имел на это права и поэтому предложил Христу добровольно броситься
вниз. В этом искушении сатана надеялся, что Иисус согрешит тем, что бросит вызов
Своему Отцу: “Смотри, Я бросаюсь вниз; докажи теперь, что Я Твой Сын и спаси
Меня!” Поступать так означает искушать Бога и желать, чтобы Бог действовал по
нашей указке. Поэтому Христос ответил: “…написано также: не искушай Господа
Бога твоего” (Матф. 4:7). Другими словами, это означало: не бросай вызов Господу
Богу.

7. В чем заключалось третье искушение? (Матф.
4:8-10). В своем последнем искушении искуситель полностью раскрыл свой истинный
характер и свои цели. Без всяких предисловий он предложил Христу власть над
миром при условии, что Он признает верховную власть сатаны, поклонившись ему.
Как трудно устоять против такого заманчивого предложения на таких легких условиях!
Все царства мира во всем своем великолепии, как в панораме, открылись перед
взором Христа. Лучи солнца играли на мраморе дворцов, освещали роскошные места
увеселений. Широко раскинулись плодородные поля, сады и виноградники со спелыми
плодами. Все полно жизни и изобилия. А голос искусителя звучал так вкрадчиво!
(Лук. 4:6-7). Но диавол не смог обмануть Иисуса. Христос ответил ему: “…написано:
Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Матф. 4:10). Побежденный
враг отступил от Христа.

8. Как мог Христос победить искушение? В
чем Его секрет? Христос вполне полагался на помощь и силу Отца Небесного. (Ис.
50:7-10). Христос знал силу Слова Божьего и пользовался им. На все предложения
диавола Он отвечал: “написано”. Все атаки врага были отражены наставлениями
и обетованиями Священного Писания. Христос жил “всяким словом, исходящим из
уст Божьих”. По Его примеру и нам следует согласовывать каждое действие, каждый
шаг в своей жизни со Словом Божьим. Христос полностью посвятил Себя Богу (Ис.
42:4). Он решил спасти человечество ценой собственной жизни.

9. Какую помощь получил Иисус после искушения?
(Матф. 4:11). Иисус устал и изнемог от долгого искушения и борьбы. Все это время
Отец помнил о нем и страдал вместе с Ним. Он послал с неба Своих ангелов, чтобы
поддержать Его силы. “…диавол отошел от Него до времени”. (Лук. 4:13). Это не
было последним искушением, с которым Христу пришлось встретиться за время Своей
земной жизни.

III. Секрет
нашей победы над диаволом и грехом

10. Как нам победить грехи и искушения? Как
подразделяются все грехи? Апостол Петр в своем первом послании 1:6, 7 пишет,
что каждому из нас придется терпеть от различных искушений, прежде чем будет
одержана окончательная победа. Апостол Иоанн подразделяет все грехи в мире на
три категории, которые как раз соответствуют трем искушениям Христа: “Не любите
мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что
в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от
мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает
вовек” (1Иоанна 2:15-17).

11. Как эти три греха соответствуют трем искушениям
Христа?

А. Похоть плоти соответствует
первому искушению Христа, во время которого сатана предложил Ему превратить
камни в хлебы, чтобы таким образом прекратить страдания плоти, вызванные долгим
постом.
Б. Похоть очей соответствует третьему искушению, когда вся слава мира сего в
одно мгновение прошла перед взором Христа.
В. Гордость житейская скрыта во втором искушении. Мы можем легко попасть в подобное
положение, если знаем, что идем против воли Божией, и все же самонадеянно требуем,
чтобы Он защитил и помог нам.

12. Какие три средства даны для победы над грехом
и диаволом?
(Откр. 12:11). Прежде чем кровь Христа омоет наши грехи, мы
должны увидеть их при свете закона Божьего. Увидев наш грех, мы должны сознаться
не только перед Богом, но и перед тем, против кого мы согрешили. И только убеленные
кровью Агнца, мы будем сильны и победим. “Они победили его… словом свидетельства…”.
Христос победил сатану Словом Божьим. Наша задача состоит в том, чтобы посредством
истины поражать сатану в голову, ибо “нам небезызвестны его умыслы”. “И не возлюбили
души своей даже до смерти”, т. е. все победители не дорожили своей земной жизнью,
честью и положением.

13. Какую особую роль в победе играет вера?
(1 Иоанна 5:4). Через веру в силу Божию мы, подобно Христу, можем одержать победу
над искушением. “Предстоящее нам время скорби и отчаяния потребует от нас веры,
которая будет в состоянии перенести изнеможение, промедление и голод веры, которая
не поколеблется даже во время тяжелейших испытаний («Великая борьба», гл. 39).
Поэтому, дорогие друзья, “…имейте веру Божию…” (Марк. 11:23).

14. Какая награда ожидает победителей? (Откр.
3:21). Мы можем победить. Да, это так, мы можем победить полностью, абсолютно.
Иисус умер, чтобы приготовить путь избавления для нас, чтобы мы могли победить
каждое искушение, каждый грех и впоследствии сесть рядом с Ним на престоле.

Заключение

Мы сможем понять и оценить великую жертву Христа,
когда встретимся лицом к лицу со Спасителем. Тайна нашей победы над грехом и
искушением в Его великой любви (Рим. 8:37-39).

Контрольные вопросы

Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:

1. Гора Кварантана считается местом искушения Иисуса.

2. Люцифер сам стал диаволом, когда возгордился и восстал против своего Творца.

3. Родоначальником греха является не Бог, а сатана.

4. Постом и молитвой Иисус готовился к борьбе с грехом и злом.

5. Иисус Христос пробыл в пустыне 30 дней.

6. Укажите цифрами содержание каждого искушения Иисуса:

1-ое искушение __ все царства мира 2-ое искушение __ хлебы из камня 3-ое искушение __ броситься с храма

7. Христос знал силу Слова Божьего и пользовался им.

8. Нам следует согласовывать каждый шаг своей жизни со Словом Божьим.

9. Искушения в пустыне были последними искушениями в Его жизни.

10. Подобно Христу, через веру в Силу Божию мы можем одержать победу над искушением.

11. Пытаетесь ли вы с помощью Иисуса одерживать победы над ис-кушениями в вашей
повседневной жизни? (не оценивается).

познакомиться с искушением Иисуса Христа в пустыне

Задачи:

  • узнать, в чём состояло диавольское искушение, и как ответил на него Иисус Христос
  • понять значение того, как Христос претерпел искушения
  • понять необходимость бороться с искушениями в собственной жизни
  • осознать время Великого Поста как возможность для упражнения в борьбе с искушениями диавола

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Главы «Иисус Христос в пустыне», «Пост в Православной Церкви».
  2. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М., 2010. Урок 20 «Великий пост. Прощеное воскресенье. Господь в пустыне».

Дополнительная литература:

  1. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. – Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. Тема «Великий пост».

Ключевые понятия:

  • Искушение

Словарь урока:

  • Пустыня
  • Уединение
  • Молитва
  • Диавол
  • Богатство, власть, чудеса
  • Великий пост

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Чем искушал Христа диавол?
  2. Какие есть посты в году?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью выполнения задания .

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации .

Дети раскрашивают раскраску.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Анимационная иллюстрация к Евангелию «Искушение Иисуса в пустыне»:

  1. Телепередача «Мастерская добрых дел». «Искушение Иисуса»:

(Мф.4:1-11, Лк.4:1-13)

1) Иисус Христос в пустыне

После Своего крещения, Господь Иисус Христос ушел в пустыню и провел там 40 дней. Там он в уединении, молитве и посте подготавливался выйти к людям с проповедью Евангелия. Когда Он напоследок почувствовал голод (а пищи у Него не было), к Нему пришел диавол и стал искушать Его (искушать – значит пытаться вовлечь во грех):

Если Ты Сын Божий, то Ты можешь из камня сделать Себе хлеб и насытиться.

Но Христос сказал:

Не только пища нужна для жизни, нужно для человека Слово Божие.

Диавол, видя, что Иисуса нельзя соблазнить пищей, повел Его на высокую гору и показал все царства мира, обещая отдать их Ему, если только Христос ему поклонится. Но Господь сказал:

Только Богу следует поклоняться и только Ему Одному служить.

Видя, что Христос не ищет земной власти и богатства, которые даёт диавол, он решил Его искусить желанием совершить для Себя чудо:

Бросься вниз с верхушки храма. Ведь в псалме говорится, что ангелы сохранят Тебя.

«Не искушай Господа Бога твоего», ответил Христос.

И диавол отошел от Христа, а ангелы приступили и служили Ему. Диавол думал, что Христос может соблазниться, как всякий человек, богатством, властью, или тем, что Он может сделать чудо. Но Господь отказался от всего этого, так как Он пришел в мир не для Себя, а для того, чтобы послужить людям и исполнить волю Божию. Диавол старается соблазнить всякого человека или даже целые народы, заставляя их желать богатства или власти над другими народами. Но Господь разрушает такую неправду, и злые намерения, внушенные диаволом, разрушаются.

2) Иисус Христос - Богочеловек

Рассмотрим вместе картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне». Иудейская пустыня. Ни деревца, ни кустарника, ни чахлой травинки. Кругом серые, холодные камни. И на одном из них – Господь. Он бос. Длинные волосы спадают на плечи. Поверх хитона (длинная одежда) наброшено темное одеяние. Руки напряженно сцеплены. Эти сорок дней в Иудейской пустыне были для Христа тяжелым испытанием. Ведь Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. А значит, Его тело испытывало боль, а душа Его испытывала страдания, так как в отличие от обычного человека, не ведающего, что случится с ним завтра, Господь знал, для чего Он пришел на землю. Будущее – Голгофа, предательство, распятие – проходило перед Его взором в те сорок дней.

3) Пост в Православной Церкви

Иисус Христос 40 дней постился в пустыне, перед тем, как начать проповедовать.

По Его примеру, в нашей церкви существуют посты, готовящие нас к встрече великих праздников: Великий пост перед Пасхой, Рождественский пост, Успенский пост и пост перед праздником Петра и Павла, после Троицы. Кроме того, в каждой неделе - среда и пятница также считаются постными. Когда мы входим в храм в начале Великого поста, то видим перемены: мало света, черные облачения, храм будто пустыня, в которой постился Господь.

Эти посты учреждены с очень древнего времени для того, чтобы православные во Имя Божие удерживались от лишней пищи и своих нехороших привычек. Пост помогает человеку очистить себя от зла, научиться исполнять заповеди Божии и становиться ближе к Богу, помнить Его, а не себя.

Проверочные вопросы:

  1. Куда пошел Иисус после Своего Крещения?
  2. Сколько дней Он был в пустыне и что Он там делал?
  3. Как вы думаете, почему диавол приступил ко Христу для искушения не сразу?
  4. Чем искушал Христа диавол?
  5. Что отвечал диаволу Иисус Христос?
  6. Как мы можем побеждать соблазны диавола?
  7. В память чего установлены в Церкви посты?
  8. Какие есть посты в году?

Вконтакте

В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление им - как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов .

Евангельский рассказ

Рассказ о сорокадневном посте Иисуса Христа и о последующем его искушении Дьяволом имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна.

Хуан Фландес (1460–1519) , Public Domain

При этом Матфей и Лука подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей:

«был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк.1:13).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

William Hole , Public Domain

Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему Дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Искушение Слова Сатаны Ответы Христа
Голодом «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3) «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4)
Гордыней «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6) «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7)
Верой «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4:6-7) «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4:8)

После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и сё, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11).

Иван Николаевич Крамской (1837–1887) , Public Domain

В прочих книгах Нового Завета об искушении упоминает апостол Павел в своём Послании к Евреям: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). В том же послании апостол пишет: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно, искушён во всём, кроме греха» (Евр.4:15).

В отличие от других евангельских историй, получивших своё отражение в апокрифической литературе, которая добавила к ним много подробностей, история искушения Христа в апокрифах не раскрывается. О нём лишь кратко упомянуто в в диалоге Дьявола и ада перед сошествием туда Христа:

«…что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него ».

Богословский комментарий

Анализируя тексты Евангелий, богословы считают, что Христос «возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола » непосредственно сразу после своего крещения. Преподобный Ефрем Сирин рассуждает о причинах того, почему Иисус был ведён в пустыню именно Святым Духом:

«…для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына. Если бы возвёл Его только на борьбу и битву, а не к чести также и покою, то, быть может, правильное бы сомнение овладевало теми спорщиками, которые пытались это исследовать. Но если Дух ниже Сына, то почему Духу дана власть возводить Его в пустыню? Он открыл Себя как обладающий такой властью, когда возводил Его в пустыню».

Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея » пишет о причинах, почему искушение Христа произошло сразу после крещения. По мнению святителя, это было сделано для того, «чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать ещё большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное ».

Джеймс Тиссо, Искушение Иисуса в пустыне James Joseph Jacques Tissot (1836–1902) , Public Domain

Толкователи выделяют ряд параллелей между странствованием евреев по пустыне и событиями искушения Христа:

  • переход евреев через Иордан (Нав.3:1-17) и крещение Иисуса Христа в Иордане;
  • голод евреев в пустыне и голод Иисуса Христа;
  • различные испытания евреев в пустыне с целью их нравственного очищения и искушение Христа Дьяволом;
  • утоление голода евреев манной небесной и искушение превратить камни в хлеба для утоления голода Христа.

Также искушения Христа в пустыне имеют параллели с ветхозаветной историей Иова, подвергнутого Сатаной испытаниям по дозволению Бога. Иов перенёс три испытания, и в последнем, как и Христу, ему предлагалось поклониться диаволу через признание справедливости происходящих бед, созданных руками Сатаны.

Simon Bening (около 1483/1484–1561) , Public Domain

Феофилакт Болгарский, толкуя Евангелие от Луки, делает следующее замечание относительно срока поста Иисуса, после которого к нему приступил с искушениями Дьявол:

«Постится сорок дней и не превышает меры поста Моисеева и Илиина, чтобы тем не подать Сатане мысль, что Он больше их, но чтобы он приступил к Нему, думая, что и Он - человек, а вместе и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно ».

Во время каждого из искушений Иисус не совершает никаких действий, а лишь ведёт диалог с Дьяволом. Поэтому богословы отмечают, что именно «слово уст Его осудило сатану » и Христос «попрал похоти искусителя и бросил в бездну, дабы попрали их те народы, которые когда-либо были попираемы ими ».

По словам Луки, после искушения в пустыне Дьявол оставляет Иисуса Христа «до времени» (Лк.4:13), так как потом он вновь начинает искушать его через народ иудейский и даже через его учеников апостолов, строя всевозможные козни. Евангелист Марк сообщает, что в пустыне Иисус «был со зверями» (Мк.1:13) - это указание на то, что Христос (новый Адам) был в окружении зверей, не смевших причинить ему вреда, также как и ветхий Адам в раю. Катехизис Католической церкви отмечает, что «Иисус есть новый Адам, остающийся верным там, где первый Адам поддался искушению ».

anonimus , Public Domain

Значение искушения

В христианском вероучении считается, что искушение было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь. В отношении божественной природы Христа это искушение было борьбой Дьявола с Сыном Божьим, воплотившимся ради спасения человечества, за сохранение своей власти над людьми.

Искушение голодом

Дьявол надеялся, что Христос, терзаемый голодом, соблазнившись и сотворив однажды чудо для себя, поступит также и в будущем: оградит себя легионами ангелов от толпы врагов, сойдёт с креста и призовёт Илию на помощь (Мф.26:53, 27:40-49). Этот замысел Дьявола был направлен на то, чтобы не осуществилось дело спасения человечества крестными страданиями Христа.

На лукавый совет Иисус ответил словами Моисея, сказанными относительно манны, которой Бог питал евреев в пустыне: «Не одним хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор.8:3). Феофилакт Болгарский отмечает, почему Дьявол предложил Иисусу обратить в хлеб не один камень, а несколько: «диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба » (при этом у Луки, в отличие от Матфея, речь идёт об одном камне).

Искушение гордыней

При втором искушении Дьявол предложил поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Христос мог этим легко увлечь их за собой, но это было бы бесплодно для их нравственной жизни. Также, Иисус показал, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу Бога.

Simeon Holmogorec , Public Domain

Дьявол, как и при первом искушении, начинает свою речь со слов «если Ты Сын Божий », чем, по мнению толкователей, пытается возбудить у Христа тщеславие. В данном искушении Дьявол цитирует Иисусу строки 90-го псалма, который показывает верующим выгоды полной надежды на Бога.

Искушение верой

Последний раз искушая Иисуса, Дьявол, показывая ему все царства мира, над которыми он имеет власть, и предлагая их ему, надеялся смутить его человеческий дух и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества. Своим отказом Иисус показывает, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение. В отношении вопроса о том, как Христу были показаны все земные царства, Феофилакт Болгарский пишет: «я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа ».

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» James Joseph Jacques Tissot (1836–1902). , Public Domain

Прохождение Христа через искушения Дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать. Ефрем Сирин отмечает, что как крещение состояло из трёх погружений, так и искушений было тоже три. Всё пребывание Христа в пустыне, его пост, молитва и завершившее их искушение являются, по словам Иоанна Златоуста, примером того, как надо вести борьбу с силами зла:

«Пропостившись же сорок дней и ночей, последи взалка, давая, таким образом, случай диаволу приступить к Нему, чтобы Своею борьбою с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах (школах гимнастики) схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь диавола на борьбу, Христос обнаружил пред ним Своё алкание, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственною Ему лёгкостью».

Фотогалерея









Полезная информация

Искуше́ние Христа́
лат. Vade retro, Satana
досл. «отойди от меня, Сатана»
араб. تجربة المسيح على الجبل или تجربة الشيطان للمسيح
англ. Temptation of Christ

Евангелия

От Матфея

«1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».

От Марка

«12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему».

От Луки

«1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. 4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. 5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. 9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. 13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени».

Церковное почитание

В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост, первая часть которого - четыредесятница, совершающаяся в подражание посту Христа.

В Католической церкви в первое воскресение Великого поста установлено воспоминание искушения Христа в пустыне. В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, а причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение - «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Чтимые церковью места

Церковное предание считает местом, где Иисус сорок дней провёл в посте и был искушаем Дьяволом, гору недалеко от Иерихона.

Гора имеет высоту 380 м и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и на её вершине располагается монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах.

Монастырь основан в IV в., его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.

Гора является традиционным местом христианского паломничества:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году.

В изобразительном искусстве

Сюжет искушения Христа не получил в изобразительном искусстве широкого распространения. Оно присутствует чаще всего в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа (например, в соборе Святого Марка и Сикстинской капелле).

Изображаться могут как все три искушения (часто на первом плане крупно представлено первое искушение, а два вторых помещены на задний план), так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы.

Православная живопись иногда помещает сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня.

То же можно встретить в западноевропейской живописи, например, на картине Веронезе «Крещение и искушение Христа», где на одном полотне изображены две сцены.

Искушение Христа изображают в трёх композициях (по числу искушений):

  1. «Иисус в пустыне»: Искушение голодом - ландшафт пустыни, Христос, у ног которого лежат камни либо их держит в руках Дьявол. Это наиболее часто изображаемая из сцен искушений;
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней - Христос и Дьявол стоят на крыше Иерусалимского храма (изображается как всё здание, так и только кровля), у храма могут стоять люди;
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой - на вершине горы стоит Христос и Дьявол, вокруг горы видны города (образ царств, которые предлагает Христу Дьявол), рядом со Христом могут быть изображены ангелы, пришедшие к нему, тогда Дьявол изображается отдаляющимся от Христа или низвергающимся с горы вниз головой (в иконописи бегство Сатаны может выступать отдельной сценой, тогда Иисус изображается в окружении ангелов, из которых одни стоят на коленах, а другие держат над ним рипиды).

В романском, готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Дьявола обычно изображали в образе духа тьмы - демоном с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах (например, у Дуччо).

В Италии в период Высокого Возрождения Дьявол принимает образ миловидного юноши - «падшего Ангела» (например, у Тициана).

Для акцентирования коварства и хитрости Дьявола он нередко изображался в образе старца в монашеской рясе, из под которой видны копыта или когти (например, у Мастера замка Лихтенштейн).

В культуре

«Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, - продолжает старик, - великий дух говорил с тобой в пустыне, и нам передано в книгах, что он будто бы «искушал» тебя. Так ли это? И можно ли было сказать хоть что-нибудь истиннее того, что он возвестил тебе в трёх вопросах, и что ты отверг, и что в книгах названо «искушениями»? А между тем, если было когда-нибудь на земле совершено настоящее, громовое чудо, то это в тот день, в день этих трёх искушений. Именно в появлении этих трёх вопросов и заключалось чудо».

Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы»кинематограф

Литература

  • Джон Мильтон. «Возвращённый Рай» (1671), рассказывается история искушения Иисуса Христа духом зла.
  • Мей Л. А., стихотворение «Отойди от меня, сатана!» (1851).
  • Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы» (1874-1875), в притче о Великом инквизиторе приводятся рассуждения о значимости искушения Христа.
  • Фет А. А., стихотворение «Искушение в пустыне» (1876): «Признай лишь явное, пади к моим ногам, // Сдержи на мне порыв духовный, - // И всю эту красу, всю власть Тебе отдам // И покорись в борьбе неравной».
  • Печёнкин А. И. «Искушение Христа в пустыне» (1999), литературный апокриф.