Исторические факты спаса на крови. Собор воскресения христова на крови

Пишет блогер Вячеслав Алкопона:

Друзья! Пришло время открыть новую рубрику в моем журнале - Городские Легенды. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных из них, подвергать легенды сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про Храм Спаса-на-Крови.

В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Лично меня вообще смущает тот факт, что это надо было доказывать! Тогда и началась реставрация длиною в двадцать лет. В результате в народе родились слухи и легенды. Одна из которых гласила, что как только уберут леса и закончат реставрацию, развалится Советский Союз.

Леса вокруг Спаса-на-Крови так крепко вошли в народ, что даже Розенбаум пел:

Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови.
Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови

Реставрацию закончили. Леса не снимали еще пару лет. В итоге разобрали только в конце 1990 года. А в августе 1991 года произошло всем известное событие. Вот и как после этого не верить городским легендам?


Легенда о таинственной иконе

Если вы бывали с экскурсией в Спасе-на-Крови, то, думаю, слышали эту легенду. Поговаривают, хранится в храме одна икона, если присмотреться, то можно увидеть на ней знаковые для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом считают то, что есть среди них нечеткие даты, возможно, они относятся к будущему.

Лично я в эту легенду не верю. Икону никто и никогда не видел. Скорее всего ее выдумали для придания большей мистичности храму.

Легенда о цифровой символике

Удивительно, но даже пропорции храма хранят в себе символику. Первое - это высота его центрального сооружения, составляющая 81 метр. Число было выбрано в напоминание о годе гибели Александра II - 1881. Второй по выcосте купол - 63 метра, как символ возраста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, так что верю в замысел архитектора и числовую символику.


Легенда о крестах

Спас-на-Крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Говорят, чтобы спасти кресты храма от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на дно канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Зная нелюбовь советской власти к религиозным памятникам и храмам, в легенду можно было бы поверить, но все-равно считаю ее очень сказочной.


Легенда о бомбе

В шестидесятых годах при осмотре куполов храма обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Бомба как бы лежала на руках Спасителя, точно на евангелистском тексте «Мир вам…».

Сам факт наличия бомбы отрицать глупо. Вызывает сомнение место попадания. Может быть, она и правда лежала в указанном месте. Достоверно сейчас не проверим.

Легенда о неразрушимости храма

Легенда появилась как слухи о том, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности. Но во многом это привязка к историческим фактам, которые сохранили нам собор.

В ноябре 1931 года областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938 году, и было принято окончательное решение снести храм. В 1941 году храм как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности» решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели - началась война и саперов в срочном порядке отправили на фронт. А в 1956 году храм стал опять мешать городским властям. Предлог для сноса - строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. Почему? Вернемся в начало рассказа. В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Слава ему и хвала!

Фотография строительства храма в 1904 году.


Храм , построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда , считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Однако горожане не знают, что Спас-на-Крови хранит множество мистических загадок и тайн — рассказываем, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где хранится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранятся под водой.

1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм «освободили» от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

3. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики — основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме — где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей — некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив — его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

5. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы — значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел — возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

7. Кровавая мостовая.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Величественный, девятиглавый храм, построенный в самом сердце Петербурга, по праву считается одной из главных достопримечательностей нашего города. Однако горожане не знают, что под своими живописными сводами Спас-на-Крови хранит множество мистических тайн и загадок.

1. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе

Мозаики - основной декор храма. Даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Под крышей храма собрана крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известные отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Любопытный факт: из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма отложили более чем на десять лет.

2. Подводные кресты Спаса-на-Крови

По легенде, во времена революции, жители города сняли со Спаса кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Это было сделано для того, чтобы спасти убранство храма от большевиков. Когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в канале. Рабочие решили последовать совету. К всеобщему удивлению кресты нашлись именно там.

Спас-на-Крови десятилетиями стоял в строительных лесах. В самом начале 90-х среди горожан существовало поверье: как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кто-то посчитает это случайностью, но в 1991 году храм «освободили» от строительных лесов, и в августе того же года пришел конец Советской власти.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке»

В военные времена и при советской власти в церквях и храмах зачастую размещали предприятия, коровники или склады. Во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. Со всего города сюда свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая историческое название храма. Кроме того в те нелегкие времена в храме хранили овощи. Горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке».

5. Магия чисел

Экскурсоводы, говоря о храме, зачастую рассказывают занимательную мистическую историю. Высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году, когда погиб Александр II. Еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Таинственная икона

Говорят, что под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы. Там значатся 1917, 1941 года и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для страны.

7. Кровавая мостовая

Общеизвестный факт, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Сразу после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню. Однако новый император Александр III приказал построить на этом месте великолепный храм. Кроме того государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Спас-на-Крови, оказался единственной российской достопримечательностью, которая вошла в список 25 самых популярных туристических мест мира по версии портала TripAdvisor. Заняв восьмое место в этом списке, петербургский храм обошел статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Миланский собор Дуомо, Храм Святого Семейства в Барселоне и участок Великой Китайской стены Мутяньюй в Пекине. Первое же место в списке занял древний город Мачу-Пикчу в Перу.

В аналогичном российском рейтинге петербургские достопримечательности заняли весь «пьедестал» - лидирует снова Спас-на-Крови, за ним - дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, на третьей строчке - Екатерининский дворец и парк в Пушкине.

Спас-на-Крови привлекает туристов со всего мира не только великолепием своих куполов и интерьеров, но и необычной историей, породившей множество легенд и домыслов..

Кровавая мостовая и призраки

Каждый, кто бывал на набережной канала Грибоедова, непременно обратил внимание на странное расположение храма - он немного выступает вглубь канала, словно выходя за пределы набережной. Причина, по которой набережную достроили ради возведения собора, известна почти каждому - именно на этом месте 1 марта 1881 года пролилась кровь императора Александра II, сраженного взрывом бомбы. Пять раз до этого пытались убить царя, и шестая попытка оказалась удачной. Народоволец Игнатий Гриневицкий бросил смертоносный снаряд под колеса императорской кареты на Екатерининском канале. На следующий день, 2 марта, Городская дума на чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.

Новый царь распорядился часовней не ограничиваться, а построить целый собор, внутри которого повелел оставить нетронутым участок мостовой, на который пролилась кровь его отца. Храм, посвященный царю-мученику, строили на собранные по всей России средства. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.

Разумеется, «кровавая история» его строительства не могла не породить множество мифов. Сразу после его освящения разнесся слух, что иногда под сводами собора раздаются стоны убитого императора. С его убийством связан и миф о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской. До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке - именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.

Магия чисел

Экскурсоводы, которые сегодня работают в соборе, любят эффектно забрасывать пораженных туристов числами и пропорциями - в истории храма символичных совпадений действительно немало. Например, высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году гибели Александра II, а второй по высоте купол возвышается в 63 метрах над мостовой - император в момент покушения был на 63-м году жизни. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.

Есть и менее достоверные истории, связанные с числами. Ходит легенда, что где-то в храме хранится икона, на которой проступают роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Якобы цифры становятся все отчетливее с приближением новой трагической даты.

Морг, склад и овощехранилище

Еще одна удивительная черта Спаса-на-Крови - это его стойкость. Бытовало поверье, что разрушить этот собор невозможно. В конце 1930-х годов советская власть постановила взорвать храм как объект, лишенный художественной и архитектурной ценности. В стенах даже просверлили ниши и уже начали закладывать взрывчатку, когда началась Великая Отечественная война. У подрывников появилось много другой работы, и о разрушении церкви забыли.

Разумеется, религиозной функции собор в советское время был лишен. Он успел побывать «Дзержинским районным моргом» - сюда свозили тела погибших в блокаду ленинградцев. Впору здесь было прятаться и живым горожанам - бомбы и снаряды как по волшебству облетали собор, не задевая его. В главный купол только однажды попал снаряд, но не разорвался. Горожане, не утратившие чувства юмора, называли здание «Спасом-на-картошке», потому что помимо морга в военные годы он выполнял роль хранилища овощей. Также какое-то время после войны в соборе находилось хранилище декораций Малого Оперного театра, который сегодня носит имя Михайловского.

Во времена Хрущева Спас-на-Крови снова взялись разрушить, чтобы построить новую транспортную магистраль. К тому времени город успел лишиться сотни церквей и часовен, но храм на канале Грибоедова снова остался невредим.

Спас опять в лесах

На храме Спаса-на-Крови вновь установили леса, «украшавшие» его весь позднесоветский период. С окончания большой реставрации собора прошло всего около десяти лет. Возобновить работы пришлось из-за опасений за состояние центрального шатра здания-памятника.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Собор Воскресения Христова был построен в русском стиле в 1883 - 1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). После закрытия храма в 1929 году его сначала собирались взорвать, но затем решили открыть внутри музей партии «Народная воля». В войну в соборе был морг. Впоследствии здание использовалось под хранилище овощей и театральный склад, который, случалось, горел.

Только в 1968-м церковь признали объектом культурного наследия. Двумя годами позже храм передали в качестве филиала нынешнему пользователю - музею-памятнику «Исаакиевский собор». После этого началась его затяжная реставрация. Здание так долго стояло в лесах, что вошло благодаря этому в массовую культуру. «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса-на Крови», - пел молодой Александр Розенбаум. Разобрали леса уже после горбачевской перестройки.

Как объясняют в музее-памятнике, в ходе длительных реставрационных работ заменили большую часть черепицы, которой покрыта крыша собора. При этом черепица над главным шатром, как сочли специалисты, была в удовлетворительном состоянии и тогда ее лишь подлатали.

Но в конце концов стало очевидно, что и здесь требуется более основательный ремонт. Недавно центральный шатер взяли в леса.

По данным «СПб ведомостей», главная задача предстоящих работ - реставрация металлоконструкций кровли и ее герметизация, замена черепицы, реставрация эмалированных медных листов. Последний раз подобные работы производились в 1978 году, нынешние рассчитаны на два года.

Утраченные фрагменты черепицы воссоздадут по историческим образцам. Кроме того, будут усилены металлоконструкции кровли (проект усиления разрабатывал специализированный институт «Ленпроектстальконструкция»).

К началу 2019 года должны быть завершены работы по реставрации фонарика на куполе самого Исаакиевского собора, и он освободится от лесов. Сейчас под «тепляком» идут работы по очистке фонарика от пыли и ржавчины. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки, они отправлены в реставрационные мастерские. В связи с нынешними работами во внутренней части фонарика демонтирована скульптура голубя, который находится под куполом. Она имеет вес 84 кг и размах крыльев более 2 метров. Птице также предстоит профилактическая реставрация, после чего она вернется на историческое место.

Конкурсы на реставрацию обоих храмов выиграла фирма «Возрождение Петербурга». Она уже не в первый раз работает на объектах музея-памятника. Завершить ремонт должны к декабрю 2018 года.


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.