Методика развития ментальных способностей человека для защиты от энергетической агрессии. (3) Ментальные способности и тенденции Развитие умственных способностей

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели . Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.
  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития , памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. ), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. ?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны .

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Как сделать свой разум мощным, способным быстро находить эффективные решения! Узнайте простое и результативное упражнение для развития ментального тела!

Согласно древним эзотерическим знаниям у человека есть несколько тел, и физическое тело — только одно из множества. Остальные тела называются тонкими и не видны обычным зрением, потому что находятся на других вибрационных частотах.

Каждое тонкое тело имеет свои функции, и в этой статье речь зайдет о развитии ментального тела.

Ментальное тело отвечает за всю интеллектуальную и мыслительную деятельность человека. Все ваши мысли, утверждения и убеждения рождаются в ментальном теле. В нем находится те мировоззренческие модели, по которым вы живете.

Оно находится на своей частоте вибрации ментального плана и окружает человека оболочкой на расстоянии примерно полуметра от физического тела.

Чтобы сделать свой разум мощным и быстрым, ментальное тело нужно тренировать аналогично физическому. Одним из вариантов тренировки ментального тела является нижеприведенное упражнение.

Шаг 1: медитация на развитие ментальных способностей

1. Практик занимает удобное положение тела, закрывает глаза и расслабляет все мышцы;

2. Спустя некоторое время он попадет в медитативное состояние сознания¹, которое и необходимо для работы.

3. Практикующий начинает представлять себя со стороны, воображать сферическую оболочку ментального тела вокруг себя.

4. Он заполняет ее разными цветами радуги: представляет, как цвета переливаются в сфере, окружающей физическое тело.

5. После человек начинает воображать, как в ментальном теле происходит обмен информации, постоянное движение энергии. Он представляет, словно сотни, тысячи, миллионы гигабайт информации самого разного типа проходят сквозь ментальное тело, и процесс этот усиливается.

6. Через десять минут концентрации, практик заканчивает : успокаивает сознание, старается «выбросить» из головы все мысли, концентрируя внимание на ощущении физического тела.

7. Возвращается в свое обычное состояние и открывает глаза.

Шаг 2: упражнение для развития ментального тела

Упражнение для развития ментальных способностей:

1. Практик выбирает интересную книгу на тематику, побуждающую размышлять, анализировать содержащийся в ней текст.

2. Человек читает несколько предложений в медленном темпе, и затем тщательно продумывает прочитанную информацию. Практик анализирует прочитанный текст со всех точек зрения, которые может придумать.

Не нужно строить ограничений, нужно учесть все возможные мысли, которые придут в голову! Ваша цель — усиление ментальных способностей и развитие ментального тела.

3. На начальном этапе практики это упражнение должно занимать не больше 15-ти минут; с развитием навыка время можно увеличить до получаса.

Также при первых попытках мыслить интенсивно человек может быстро уставать. Внимание и разум должны окрепнуть, привыкнуть к нагрузкам.

Постепенно, при ежедневной практике, вы станете замечать, как ваша мыслительная сила увеличивается; ментальные способности усилятся в несколько раз.

В скором времени ментальное тело будет становиться крепче — появится способность решать сложные жизненные задачи за короткий промежуток времени.

Нужно хорошо запомнить: тренировку сверхспособности следует выполнять регулярно – это главный залог успеха!

Магию этого вида можно отнести к самой искусной и сильной, поскольку её воздействие очень тонкое и эффективное. Ментальная магия - это способность, позволяющая читать мысли людей и активно на них воздействовать. Научиться применять её методы на практике можно только контролируя личные мысли и чувства. При воздействии простой мыслеформы, которая внедряется в человеческую ауру, происходит её непосредственное влияние на человека. А под влиянием ментальной мыслеформы происходит корректировка будущих событий в нужное русло. При этом вероятность того, что они произойдут, очень высокая.

Что такое ментальная магия?

Энергию, соответствующую процессу человеческого мышления принято называть ментальной. Считается, что уровень плотности ментального тела бывает разным, поэтому существует множество типов этой энергии. Основываясь на этом, можно сказать, что ментальная магия неразделимо связана с работой мыслей, и имеет следующие составляющие:

  1. Телепатия - чтение мыслей и передача их на некотором расстоянии. Во время телепатического процесса органы чувств участия не принимают.
  2. Телекинез - процесс воздействия на предметы и события без применения физических усилий.
  3. Телепортация - быстрое перемещение каких-либо предметов на определённое расстояние.
  4. Пирокинез - способность дистанционно поджигать предметы, без использования воспламеняющих средств.
  5. Телеметрия - способ получения информации о каких-либо объектах дистанционно.
  6. Левитация - способность снизить вес какого-то предмета для того чтобы он смог парить в воздухе без посторонней помощи.
  7. Гипноз - воздействие на человеческий разум с целью получения какой-то информации.
  8. Экстрасенсорика представляет собой особую способность восприятия органами чувств того, что кажется непривычным простому человеку.
  9. Ясновидение - способность получать точную информацию относительно грядущих событий.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ментальная магия - это магия мысли, в основе которой лежит воля и человеческий разум. Её осуществление происходит благодаря силе мыслей, которые, как известно, могут материализовываться.

Обучение ментальной магии

Считается, что успехов в практике ментальной магии могут добиться лишь те, у кого есть задатки к какому-то из её видов. Подобно тому, что великими музыкантами становятся люди с врождёнными способностями, шанс стать профессиональными магами есть у счастливчиков с определёнными задатками. Если человек ощущает тягу к какому-то отдельному типу ментальной магии, то, скорее всего, таким образом проявляется предрасположенность.

Чтобы постичь секреты ментальной магии, требуется специальное обучение. Занятия могут быть самостоятельными, с использованием специальной литературы, или под руководством народного целителя . Некоторые предпочитают развивать ментальные способности самостоятельно, используя при этом простые упражнения, постепенно отдавая предпочтения сложным.

Как и любой другой вид магии, ментальную можно отнести к тем, в которые следует верить. Человек не должен сомневаться в собственных силах и надеяться, что всё задуманное свершится именно так, как это и планировалось. И тогда он непременно получит то, чего так искренне желает.

Под ментальным развитием будем понимать прежде всего умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе 1 . Рассматривая ментальное развитие дадим вначале общую характеристику данного понятия, а затем рассмотрим ментальное развитие в контексте нашего понимания способностей.

5.1. Общая характеристика развития

Определение понятий

Развитие определяется как «направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта» 2 . Когда говорят о развитии человека, то прежде всего имеют в виду три области развития: физическую, когнитивную и психосоциальную. Общая характеристика областей развития представлена в таблице 8 (по Г.Крайгу 3)

Таблица 8

Общая характеристика областей развития

Область развития

Харктеристика

Физическая

Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние измене­ ния, например динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физи ческое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма)

Когнитивная

Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и реше­ нию проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи

Психосоциальная

Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концеп ции, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моде­ лей поведения

Нас прежде всего будет интересовать психомоторное и когнитивное развитие, выражающееся в развитии соответствующих способностей. Рассмотрение процессов развития мы ограничим возрастом до 6 лет. На этом возрастном периоде развитие идет наиболее интенсивно. Недаром великий русский писатель Л.Н.Толстой замечал, что от меня до 5-летнего – один шаг, от 5-летнего до новорожденного – дистанция огромных размеров.

При рассмотрении вопросов развития нас будет прежде всего интересовать детерминация этого процесса.

Обычно развитие человека осуществляется системно во всех трех областях, но при этом процесс развития характеризуется неравномерностью и гетерохронностью .

Развитие характеризуется тремя процессами: созреванием, научением, социализацией. Когда развитие определяется генетическим кодом, говорят о созревании . «Процесс созревания состоит из последовательности предварительно (генетически) запрограмированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции» 1 . Созревание органов тела, психических функций и способностей идет с разной скоростью. «Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости» 2 .

Научением определяют широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. Развернутая характеристика различных типов научения дана нами в работе 3 .Определяющую роль научение играет и в процессах развития способностей. Это определяет процесс приобретения интеллектуальных операций и схем их использования в различных ситуациях.

Социализация – есть «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» 4 . Социализация осуществляется в процессе взаимодействия субъекта и его социального окружения. Уже в младенческом возрасте не только мать воздействует на младенца, определяя формирование его индивидуального опыта, но и младенец воздействует на мать, определяя ее поведение. Процесс социализации продолжается всю жизнь человека, является реакцией на изменение его жизненных условий: поступление в школу, профессиональная деятельность, вступление в брак или развод, выход на пенсию и т.д. Социализация проявляется в формировании духовных способности.

В процессе развития три отмеченных процесса (созревание, научение и социализация) тесно взаимодействуют друг с другом. Созревание функциональных систем способствует научению, научение обусловливает освоение интеллектуальных операций и схем их использования, социализация формирует нравственные устои личности, которые обусловливают формирование жизненных целей и освоение определенных видов деятельности, а все это в свою очередь приводит к развитию способностей, необходимых для выполнения конкретной деятельности.

Необходимо также остановиться на двух понятиях: критический период и готовность. Под критическим периодом понимается единственный отрезок времени, в течении которого определенный средовой фактор приводит к определенным изменениям в развитии. Под готовностью также понимается определенный период, когда внешние воздействия приводят к наилучшему научению. Но в отличие от критического периода, это научение может происходить и за пределами периода готовности, но с меньшей результативностью.

Очевидно, что такие периоды существуют и для развития способностей, но данный вопрос еще недостаточно изучен.

В дальнейшем мы остановимся, в основном, на когнитивной области, при этом будем помнить, что развитие в этой области тесно связано с развитием в других областях.

Когнитивное развитие

Преднатальное развитие обусловлено генетической программой и является одним из самых ярких примеров созревания.

Не останавливаясь на различных аспектах этого процесса отметим, что по прошествии 24 недель внутриутробного развития регистрируется электрическая активность мозга, что свидетельствует что мозг плода начинает функционировать. На седьмом месяце происходит быстрое развитие мозга, сопровождающееся локализацией сенсорных и моторных центров. Плод реагирует на громкие звуки, речь и свет. Наблюдаются мимические движения, повороты тела и движения головы. На восьмом месяце плод открывает глаза и полагают, что он может видеть свои руки. «Некоторые ученые полагают, что с 32-ой недели плод начинает сознавать происходящее, так как многие нейронные схемы головного мозга к этому времени уже сформировались 1 . Есть все основания утверждать, что развитие идет «от головы к ногам».

«На протяжении последних трех месяцев плод продолжает расти, расширяются его моторные и сенсорные возможности и начинает перерабатывать информацию, приходящую из окружающей среды, что способствует созреванию его нервной системы» 2 .

Новорожденный является жизнеспособным , то есть способным выжить.

Познавательные способности новорожденного ограничены, но быстро развиваются. К сожалению приходится констатировать, что мы только начинаем узнавать об удивительных способностях и умениях новорожденных. Новорожденные обладают поразительной способностью к научению. В этот же период продолжается интенсивное созревание новорожденного. Перцептивное, моторное, когнитивное и эмоциональное развитие идет как единый процесс, происходящий в конкретной социальной среде.

В период до четырех месяцев младенец «открывает себя», обнаруживает, что у него есть руки и пальцы. Он может разглядывать их по нескольку минут подряд, следить за их движением, сводить руки вместе, обхватывать одну руку другой. Некоторые четырехмесячные дети открывают для себя свои ноги, производя с ними аналогичные операции.

От 5 до 8 месяцев формируется зрительно-направляемое доставание, прогрессирует умение пользоваться своими руками (тонкая моторика), осваиваются движения и действия, в которых участвуют крупные мышцы тела (грубая моторика). Дети могут садиться, более половины – могут стоять на месте, держась за что-нибудь. Небольшая часть младенцев начинает ходить, держась за край кровати. В этот же период большинство детей начинают передвигаться в пространстве различным способом.

От 9 до 12 месяцев у ребенка совершенствуются навыки хотьбы. Моторное развитие выступает как часть динамической системы перцептивно-моторного развития, в соответствии с условиями. Способность к перемещению и вертикальное положение открывает новые возможности к познанию окружающего мира. Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию.

К 18 месяцам почти все дети могут ходить, нести что-нибудь в руках, что-то тянуть, толкать перед собой, часть детей умеет забираться по лесенке, отбивать мяч ногой, более умело едят сами, могут частично раздеваться. Стремятся подражать взрослым: «читать» журнал, «подметать», «говорить» по игрушечному телефону.

В возрасте до 24 месяцев дети умеют «не только ходить и бегать, но также кататься на трехколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах, некоторое время держать равновесие на одной ноге и довольно ловко бросать мяч двумя руками взрослому. Они забираются по лестнице, и с посторонней помощью могут и спуститься с нее. Они исследуют предметы и мебель со всех сторон, пытаются брать в руки, перекладывать, нести, толкать и тянуть все, что попадается им на глаза. Складывают различные предметы в большие коробки и выкладывают их обратно. Наливают воду, лепят из глины, растягивают и гнут все, что тянется и гнется, перевозят предметы в коляске, на тележке или на своих «грузовиках». Они исследуют, проверяют и пробуют. Все это позволяет им приобрести жизненно важный опыт в отношении свойств и возможностей физического мира.

Если в руки двухлетним детям попадают мелок или карандаш, они могут нарисовать каракули и какое-то время зачарованно рассматривать эти «магические знаки». Они уже способны сложить башню из 6-8 кубиков, а из трех соорудить «мост». Легкость, с которой они возводят свои постройки из кубиков, говорит о способности подбирать подходящие по форме элементы и ориентироваться в своих конструкциях на принцип симметрии. При желании, двухлетние дети способны снять с себя почти всю одежду, однако надеть обратно могут лишь очень немногое 1 .

Исследования ученых 2 3 4 5 6 (и др.) показывают, что уже в период до двух лет идет интенсивное когнитивное (познавательное) развитие младенца.

Завершается становление функциональных физиологических систем, обеспечивающих восприятие окружающего мира. При этом следует подчеркнуть, что это становление осуществляется в определенной культурной среде, во взаимодействии с предметами и с использованием их в соответствии с желаниями ребенка. Образы предметов окружающего мира в этом процессе интеллектуализируются . «В процессе мышления, отмечает С.Л.Рубинштейн, происходит некоторое подравнивание его наглядного содержания к более адекватному выражению той интеллектуальной функции, которую он в мыслительном процессе выполняет» 7 . Элеонора Гибсон 1 отмечает, что почти с самого рождения младенцы оценивают почти все, что они видят и слышат с точки зрения возможного использования. По мере моторного развития эти возможности возрастают и это приводит к дальнейшей интеллектуализации образа. В предметном действии осуществляется сенсомоторное развитие и формируется сенсомоторный интеллект ребенка, включающий в себя сенсорные, моторные способности и образные знания. Т.Бауэр обнаружил, что уже для трехмесячных детей доступно значение формы и размера предмета. Младенцы тянутся за маленькими предметами, а за большими только следят взглядом. Уже младенцы различают мужчин и женщин, в возрасте 7-8 месяцев отличают живые существа от механизмов, в 9 месяцев замечают в объектах сходства и различия. Годовалые дети имеют представление о емкости, например о чашке.

Одновременно с развитием сенсомоторных способностей развиваются различные формы памяти. Младенец запоминает звуки и движения, помнит место, где лежит игрушка. Эксперименты показали, что уже двухмесячные дети хранят в памяти зрительные впечатления, а пятимесячные способны узнавать орнаментальное изображение через 48 часов, а фотографии человеческого лица – спустя 2 месяца. Таким образом младенцы обладают как кратковременной, так и долговременной памятью.

Г.Крайг отмечает на основе анализа различного рода исследований, что «возможно, дети появляются на свет с уже готовыми нейронными структурами, позволяющими им воспринимать некоторые категории объектов так же, как их воспринимают старшие дети и взрослые» 1 .

Новый импульс интеллектуальному развитию ребенка придает языковое развитие. Не рассматривая подробно этого процесса, отметим только, что начиная с работ Ноама Хомского, многие ученые считают, что человек с рождения обладает ментальной структурой, предназначенной для овладения языком. Эти представления указывают на врожденные языковые способности.

Краткий обзор навыков, умений и способностей младенца (по Г.Крайгу) дается в таблице 9.