Новый афон пещера апостола. Гроты нового афона

В канун Рождества хотелось бы написать про местечко которое наиболее точно подходит к этой дате, из всего что я успел увидеть в своей жизни… Это Грот апостола Симона Кананита.

Что нам известно о Симоне Кананите? На его свадьбе Иисус Христос сотворил свое первое чудо! Симеон был настолько беден, что к середине праздника вино закончилось. Распорядитель стал спрашивать у жениха, как ему поступить. Иисус, услышав это, сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям». Каково же было удивление виночерпиев, когда в чаши гостей полилось вино! Не знаю, насколько это чудо можно считать “положительным”, как говориться, не мне судить, но после этого Симеон так уверовал в христианские ценности, что оставил свою невесту за свадебным столом, и стал повсюду следовать за Иисусом и проповедовать веру Христову.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. В пятидесятых годах нашей эры Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере на берегу одноименной реки.

Жил он в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Но христианство только устанавливалось в этой части Понта Эвксинского, и в годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову.

В некоторых изданиях сказано, что Симон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным.

Предание говорит, что Симон Кананит попадал в свой грот-келью через узкое отверстие в своде.

Монахи-отшельники снизу прорубили второй вход в грот Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

В IX веке, в период расцвета Анакопии, на мощах Симона Кананита был выстроен храм, разрушенный потом мусульманами-завоевателями. Позже, в X веке, храм был восстановлен на старом фундаменте, украшен внутри уникальной фресковой росписью. В дни гонений на христиан и установления Советской власти в Абхазии стены были забелены. На сегодняшний день удалось очистить лишь малую часть фресок.

Храм Святого великомученика Симона Кананита является действующим, стоит на территории современного Нового Афона. Симону идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери Симоно-Кананитского храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств – венчания, крещения, исповеди…

Грот Святого апостола Симона Кананита находится в ущелье реки Псырцха. Здесь, согласно преданию, жил и молился Святой апостол. Пещера была освящена водосвятием в 1884 году; в ней прорублен вход для паломников и поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона.


Путь к пещере начинается у древнего храма IX-X вв., возведенного на месте мучительной смерти святого, погибшего от рук римских легионеров.Нужно миновать рукотворный водопад и подняться к железнодорожной платформе Псырцхе.




Вышли рано утром и просто наслаждались дорогой, идти нужно по не широкой дорожке, потом подниматься по ступеням. С маленькими детьми лучше не ходить, нужна осторожность.




Начало дорожки к келье начинается с кассы заповедника внутри небольшого сквера. По пути к гроту находятся ещё несколько христианских святынь: источник со святой водой, омовение в котором, согласно преданию, излечит от всех недугов; гранитный валун с отпечатком стопы Святого апостола (около него останавливаются паломники и служатся молебны); горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть.


Небольшой естественный грот в ущелье Псырцхи, где жил апостол в 53-55 гг. н.э. вплоть до своей гибели.


В пещере обычно кто-то дежурит для предотвращения вандализма; за фотосъемку платить не нужно. Сюда приводят многих экскурсантов, но большую часть времени царит тишина. На стенах пещеры – старинные мозаики, изображения крестов, надписи, иконы, лампады. Этому месту абхазы поклонялись даже в годы турецкого господства и в советское время.


Согласно церковному преданию, Симон Кананит был послан на землю древних абазгов, чтобы проповедовать среди них христианство. В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в живописном ущелье горной реки Псырцха. До конца своих дней Святой апостол Симон Кананит жил среди абазгов, проводя дни и часы в посте и молитвах, оберегал семьи местных жителей, прославлял Иисуса Христа. Приходившие к гроту святого люди слушали евангельские проповеди о Боге Иисусе, который стал Человеком и отдал свою жизнь во искупление людских грехов, о святых апостолах и Богородице, которая, волей жребия должна была нести благую весть древним абазгам. Симон Кананит стал национальным абхазским святым и основателем одной из самых древних христианских общин.

Грот Симона Кананита приобрел свой теперешний вид уже после смерти святого апостола. Монахи-отшельники прорубили в пещере вход, построили лестницу из известковых плит. В своё время апостол входил внутрь своей обители через узкое отверстие в своде. На стенах пещеры монахами был высечен четырехконечный крест, а также выложены мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

«Святой Симон Кананит был из числа 12 апостолов. Чтение Евангелия на литургии в день его памяти, 10 мая, благовествует о братьях Господа по плоти, между ними упоминается и о Симоне (Мф. 13, 54–58). Здесь необходимо заметить, что праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы, до 80-летнего возраста жил как простой труженик и имел от супруги Соломии четверых сыновей и двоих дочерей. По кончине жены жил вдовцом, и в этом положении его застало избрание Божиего Промысла. Апостол Симон — третий мнимый брат Господа по плоти, или, проще сказать, по родству.
Есть предание, что на браке у апостола Симона в Кане Галилейской Господь сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино (Ин. 2, 1–9). Презрев все мирское, он пошел за Христом, уневестив душу свою Жениху бессмертному. Вместе с Андреем Первозванным проповедовал веру в Иудее, также в Эдессе, Сванетии, в Абхазии. А кроме того, апостол Симон странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию, Ливию и Британию.
Из жития апостола Андрея Первозванного видно, что, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь евангельскую, он со спутниками, среди которых был Симон Кананит, дошел до земли Иверской, а затем и гористой Сванетии в княжение некой жены, принявшей их. Здесь остался Матфей, а великий Андрей с Симоном Кананитом проникли глубже в горы, в пределы осетин. Оттуда спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте, ныне Сухум, жители которого приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе Симона, а сам отправился далее. Проповедовал апостол Симон в Абхазии, по словам летописи, в 55 году по Рождестве Христовом. Святой апостол подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи.
Как долго он проповедовал в Абхазии, летописи не говорят. Известно лишь, что прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями и божественное учение стало приносить обильный плод веры в народе. Апостол подвергся за это бесчисленным огорчениям и бедствиям. А во время гонения, воздвигнутого грузинским царем Адеркием, увенчан был мученическим венцем и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу Псыртсхи.
Брошенное святыми апостолами семя слова Божия успешно произросло и благотворно распространилось, в 1089–1130 годах весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквями. По завоеванию страны турками абхазы приняли магометанство, и многие христианские храмы, в том числе и святого апостола Симона Кананита, были разрушены. Но место его погребения всегда особо почиталось местными обитателями, необъяснимо для них самих».

Я обещала рассказать вам о двух достопримечательностях на его территории. Эти достопримечательности – Келья (грот) Симона Кананита и След Симона Кананита (место его казни). Раз обещала – рассказываю.

Апостол Симон Кананит: Cвятая история

Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.

Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.

Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.

После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа. Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии. В городе их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.

Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.

Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.

След Симона Кананита

Во время прогулки по Псырцхинскому заповеднику первое Святое Место, которое нам встречается — Наскальный След Симона Кананита. Именно здесь по приданию он принял смерть. По приказу грузинского царя Адеркия Симон Кананит был живьём распилен пилой.

Рядом с Наскальным Следом Симона Кананита в реке Псырцха можно увидеть большое количество камней красного оттенка. По легенде, на эти камни попала несмываемая кровь Симона Кананита.

Келья или Грот Симона Кананита

Продолжая путь вдоль устья реки Псырцха, придется преодолеть порядка 200 скользких каменных ступенек прежде чем мы доберемся до пещеры, в которой и жил Симон Кананит.

Апостол спускался вниз в пещеру через узкое отверстие при помощи веревки. Новоафонские монахи в конце XIX века обустроили Грот Симона Кананита: прорубили вход в пещеру, расчистили проход и выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

На входе в Келью Симона Кананита вы сможете приобрести свечи, чтобы помолиться внутри. Внутри пещеры, как правило, кто-то дежурит, чтобы не допустить осквернения и вандализма. На стенах грота вы увидите изображения крестов, церковные надписи, иконы и лампады.

Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.

Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.

Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»

За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Александр III передал храм в ведение , и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.

После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.

Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в с правой стороны

В одном из потаённых уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от неё, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра, а история, связанная с деятельностью человека, насчитывает около 15 веков.

Вконтакте

Одноклассники

Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии. Народные легенды, связанные с житием Св. Симона, старые абхазы пересказывали ещё первым европейцам, поселившимся здесь в XIX веке. Многое не было похоже на правду, но несомненным оставалось одно: таинственное ущелье Псцырхи хранит великую христианскую святыню.

Симон Зелот - один из 12 Апостолов

Божий промысел скрыл подробности жизни святого апостола Симона Кананита: в Евангелиях его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарет), где Христос совершил два чуда - превращение воды в вино на браке и исцеление сына царедворца.

В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола - Зелот. Зелотами называли иудеев , посвятивших себя борьбе с римским владычеством . Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен Храма римских «орлов». Желая направить ревность Симона на путь христианской проповеди, Господь призвал его в число ближайших учеников.

Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание - собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Предание сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет прежде, чем в его настроении произошла перемена.

Именно на свадьбе Своего сводного брата в Кане Галилейской Христос превратил воду в недостающее вино, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа Его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала Иверия и Скифия - земля Кавказа.

Проповедь Симона Кананита в Абхазии

Короткая речка Псцырха выходит на поверхность земли из глубокой пещеры, находящейся под гротом - жилищем Святого апостола. Питаясь из подземных озёр, она никогда не пересыхает и несёт чистую питьевую воду. Справа от истока возвышается символ Абхазии - Иверская гора, на вершине которой расположены руины большого по античным меркам города и крепости. Сейчас его называют Анакопией, а в древности он носил имя Трахеи (по-гречески «сурово-каменистая»).

В первые века н. э. здесь поселились греки, решившие обжить новые просторы на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Возможно, именно с ними прибыли на землю язычников-абазгов два ближайших апостола Христа - Андрей и Симон.

Сначала они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.

Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи, поселившись в уединённом гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.

Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племён обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил - на берегу Псцырхи.

И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Предание о том, что останки Св. Симона находятся под зданием храма, возвышающегося на правом берегу Псцырхи , насчитывает несколько столетий. До конца XVIII века, несмотря на упадок христианства, у абхазов и грузин сохранялся обычай совершать паломничества к древним руинам, связанным с именем апостола. Затем почти на столетие эта традиция была забыта и появилась только после начала строительства Новоафонского монастыря, взявшего почти уже разрушенный временем храм под опеку.

К тому времени здание храма заросло деревьями, но ещё внушало трепет местным жителям. Прибывшим на место будущей обители монахам они рассказывали, что не могли пасти скот на лужайке перед руинами, так как неведомая сила заставляла овец бежать оттуда. Одного мусульманина, решившего брать камни от храма для постройки дома, постигла печальная участь: внезапно умер перевозчик камней, а после, так и не успев пожить в новом доме, сам хозяин с семьёй был вынужден бежать в Турцию, где также погиб. Другому рассказчику во сне явился «старец с посохом», повелевший освободить земельный участок близ храма для будущей монастырской стройки.

Вместе с реставрацией и освящением церкви была освящена и пещера Симона Кананита, где установили иконы обоих просветителей Кавказа. После революции отстроенный храм был закрыт. В 2011 году в результате церковного раскола, вновь переданный Абхазской Православной церкви храм оказался во власти раскольников. В настоящее время в нём проводятся богослужения, но русским паломникам их посещение не рекомендовано .

Помолиться Святому просветителю Кавказа можно в других храмах, посвящённых его имени:

  • Храм в пос. Лоо (Сочи, Краснодарский край).
  • г. Кана (Израиль), церковь «Венчания» на месте, где стоял дом Симона Кананита.
  • церковь Св. Симона Кананита в память о погибших в грузино-абхазском конфликте (Тбилиси, лавра Самеба).
  • римско-католическая церковь Св. Симона Зелота в Сухуме.

Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола.

Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществлённой местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают Апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.

Областью проповеди Симона Кананита википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.

Немецкая Википедия упоминает базилику Св. Андрея Первозванного в Кёльне, где паломники могут видеть частицу Св. Апостола Симона. Русская Православная Церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены.

Служба и молитвы апостолу Симону

Для домашней молитвы Св. Апостолу можно использовать следующие песнопения: