Огюст конт - основоположник научной социологии. Философия позитивизма огюста конта Огюст конт законы

Введение

В данной работе раскрывается краткие биографические сведения, а так же основные идеи и разработки основателя позитивизма - философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта, основоположника социологии, как науки об обществе, Огюста Конта. Узнаем, как он относился к устройству общества его времени, а также религии и политики.

Краткая биография

Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье (Франция) в семье чиновника. С детства нескладный и физически непривлекательный, Конт рано проявил сильные умственные способности. В четырнадцать лет он пересмотрел свои религиозные и политические взгляды, объявив себя атеистом и республиканцем, чем разочаро-вал своих родителей, которые были ревностными католиками. Вдобавок ко всему он с юных лет был убежден, что динамика исторического прогресса требует коренного реформирования этики, политики, и религии для восстановления утраченного единства мысли и чувсва. Переехав в Париж, в пятнадцать лет он получил высшие отметки по все предметам на вступительных экзаменах в Высшую политехническую школу, но приняли его туда лишь через год. В 1816 году Огюст Конт заканчивает знаменитый Парижский иститут. Во время обучения в политехнической школе, а его учителями были великие ученые: Карно, Лагранж и Лаплас, он сочетал занятия с бунтарством. В результате студенческого выступления, в котором он сыграл немаловажную роль, школу закрыли за радикализм, а Конта отослали домой.

Вскоре, вопреки своей семье, Конт вновь приезжает в Париж, чтобы работать репетитором по математике. В это время он много читает и увлекается сочинениями Кондорсе о прогрессе человечества, скептической эпистемологией Юма, политэкономией Адама Смита и трудами многих других авторов. Через год, в 1818 году, он становится личным секретарем мыслителя-утописта Анри, графа де Сен-Симон. Их сотрудничество продолжается до 1824 года, когда Конт, бывший поначалу восхищенным учеником, резко порывает со своим учителем.

В 1825 году Конт женится. Его брак длится до 1842 года, но за это время Конт выступил с грандиозным курсом приватных лекций, которые были прерваны в самом начале нервным расстройством Конта, потребовавшее госпитализации и медленного выздоровления. Во время лечения Конт пытался покончить с собой, но вскоре он вернулся к своему курсу и лекции стали выходить в намеченном порядке.

С 1830 года по 1842 год он издает свой шеститомный труд «Курс позитивной философии». конт биография труд позитивный

После развода и выхода в свет «Курса» мыслитель предается осуществлению своей юношеской страсти к переустройству общества и религии, основывавшемся на интеллектуальном фундаменте, который обеспечивал, по его мнению, «Курс». Конт, несмотря на свою популярность никогда не занимал постоянную акакдемическую должность. Мыслитель зависел по большей части от подписок, собираемых его поклонниками в Англии и Франции.

В 1845 он встречается с мадам Клотильдой де Во, память о которой после ее смерти становится предметом поклонения для Конта.

Основатель позитивизма, основоположник социологии умер от рака в 1857 году, продолжая работать над очередной попыткой, примирить религию и науку.

Основные труды и их тематика

В своих произведениях Конт рассматривал широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они явились отпраными точками для дальнейшего развития социологической науки и позитивистской философии. Важное место он отводил классификации наук.

Свой грандиозный шеститомный труд «Курс позитивной Философии» Огюст Конт создавал с 1830 по 1842 годы, в котором он детально рассматривает науки в их логическом взаимоотношении друг к другу. В нем он описывает востребованность самых общих и охватывающих наук как логически необходимой подготовки для наук более частных.

Другой его крупный труд - «Система позитивной политики», разработанный им с 1851 года по 1854 год, был тесно связан с работой учрежденного Контом в 1848 году Позитивистского общества. Позитивное государственное устройство, разработанное в «Системе позитивной политики», представляет собой элитистискую мечту о рациональном, гармоническом обществе, все члены которого щедро живут друг для друга, а само оно вдохновляется и возглавляется альтруистичесими учеными-жрецами.

Акцентируя свое внимание на нравственности Конт иллюстрирует свой замысел при установлении логической структуры наук: все здание науки, поднимающееся от общности к конкретности, в конечном счете, концентрирует свое внимание на человеческом обществе и его нравственности. Однако, по мнению Конта нравственность должна быть мотивированной, а для человека основным мотиватором является религия. Он утверждал, что религия избавится от богов или от бога и найдет вдохновение в человечестве как в Высшем существе. Свои мысли он раскрыл в еще одной своей работе «Позитивистский катехизис, или Суммарная экспозиция универсальной религии», созданной им в 1852 году. Завершая ее Конт рассуждал относительно будущего универсальной позитивистской религии: «Хотя она столкнется с величайшими препятствиями - особенно в том, что касается ее сути - со стороны предрассудков и страстей, принимающих всевозможные формы и отвергающих любую целительную дисциплину, ее силу скоро ощутят на себе женщины и пролетарии… Однако наибольшую славу придаст ей исключительное умение Позитивного священства поддерживать повсюду все честное и мыслящее, благородно усваивая все наследие человечества».

Конт провозгласил в этом труде создание новой религии - так называемой «религии человечества», но большого успеха эта его затея не имела.

В 1856 году Конт начал работу над «Субъективным синтезом», в котором он снова пытался примерить религию и науку. Ему удалось завершить только первый том.

Конт также составил позитивистский календарь, котором было тринадцать месяцев по двадцать восемь дней, каждый из которых был посвящен какому-нибудь герою человечества - например, Архимеду, Гутенбергу, Шекспиру или Декарту) для применения в культе всевозможных человеческих достижений.

1. Биография Огюста Конта 3

2. Идейные истоки социологии Конта 6

3. Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии 8

4. Социальная статика и социальная динамика по Конту 10

5. Формирование принципов социологического метода Конта 12

6. Заключение 14

7. Список использованной литературы 15

1. Биография Огюста Конта

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии – вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее «крестным отцом», так как дал ей имя, изобрел само слово «социология». Термин «социология» составлено из двух слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” («общество») и греческого ”” («слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт изобрел слово «социология» он занимает важное место в истории этой науки.

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 года в городе Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками. Но сам Конт довольно рано отошел от принятых в своей семье ценностей и стал приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 году он поступает в Политическую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В это время Конт активно изучает математику, читает много трудов по философским, экономическим и социальным проблемам. Своим поведением он как бы стремился доказать правильность французской пословицы: « Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости».

В 1817 году Огюст Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Изначально их отношения носили дружеский характер, и Конт, в принципе является одним из участников школы сенсимонизма. Но в последствии их отношения портятся и заканчиваются разрывом в 1824 году.

В 1826 году Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции потом были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновлены лишь в 1829 году. С 1830 по 1842 Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х он обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, он проповедует позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. И в 1847 году он провозглашает Религию Человечества, а в 1848 – создает Позитивистское общество. В последние годы жизни он провозглашал себя первосвященником Религии Человечества и занимался разработкой нового религиозного учения и культа. Умер Огюст Конт 5 сентября 1857 года в окружении своих учеников.

Огюст Конт никогда не занимал прочных позиций в академической системе Франции того времени, он всего лишь довольствовался ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе и в Коллеж де Франс и еще давал частные уроки…в последние годы жизни он в основном жил на средства, собираемые его сторонниками-позитивистами.

В его жизни было две женщины, которые оказали на него непосредственное влияние и вместе с Контом вошли в историю социологии. Первой женщиной была его жена – Каролина Массен. Появление Каролины в своей жизни Конт расценивал, как самую серьезную ошибку, совершенную ним. Из-за частых конфликтов с женой, душевная болезнь Конта часто обострялась, и, в конце концов, они расстались. Вторую же женщину Конт боготворил до конца своих дней, хоть и познакомился с ней за год до ее смерти. Ее звали Клотильда де Во, и Конт прославил ее в предисловии к своей четырехтомной работе «Система позитивной политики» и даже разработал особые ритуальные действа, посвященные ей, и неуклонно и тщательно исполнял их.

Стиль сочинений Конта отличается растянутостью изложений, громоздкими фразами и частыми повторами. Его совершенно не волновала красота стиля изложения мыслей. Но в то же время он стал автором многих афоризмов и девизов. Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, что заменяем» и другие.

Конт был чрезвычайно неуравновешенным человеком и страдал психическими недугами, хотя в целом, его нельзя назвать умалишенным. Говоря о личности Конта, нужно сказать, что этот выдающийся человек был «маргиналом», человеком «на грани», на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, наукой, религией и утопией.

Крупнейший французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) является родоначальником философии позитивизма .

Закон трех стадий Конта – кратко

По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный . Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.

На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени. Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм). Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).

На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного . Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.

Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами , первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы , – заменяет объяснение теологическое и метафизическое. Прогресс исследования открывает все возрастающее количество таких неизменных законов .

Огюст Конт полагает, что подобно мысли, сознанию и философии, каждая частная наука проходит три вышеназванных последовательных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Но разные отрасли человеческого исследования развивались неодинаково и не могли одновременно совершить свой переход из одного фазиса в другой. Последовательный порядок, в котором они вступили в стадию метафизическую и стадию позитивную, указывается логическими порядком, в котором они находятся одна по отношению к другой.

Бюст Огюста Конта. Скульптор Антуан Эте. Около 1840

Классификация наук Конта – кратко

Исследуя порядок, в котором науки совершили свой переход из одной стадии в другую, Огюст Конт пришел к своей замечательной классификации наук .

Рассматривая разные науки, можно, по мнению Конта, заметить, что они естественным образом располагаются в порядке возрастающей сложности при убывающей общности, так что каждая зависит от истин всех предшествующих ей наук, плюс те истины, которые принадлежат лишь ей самой .

Наука о числе (арифметика и алгебра ) есть наука, которая занимается явлениями наиболее простыми и наиболее общими. Её истины самые верные и зависят только от самих себя. Её можно изучать независимо от всякой другой науки. Она есть, следовательно, основная наука и, в некотором роде, первая философия. Затем следует геометрия , предполагающая законы числа – её можно изучать, не нуждаясь в предварительном знании какой-либо иной науки, кроме арифметики. Третье место занимает в классификации Конта рациональная механика , зависящая от науки о числе и от геометрии, к которым она прибавляет законы равновесия и движения. Истины алгебры и геометрии были бы даже тогда правильны, если бы законы механики были иными. Арифметика, алгебра, геометрия нисколько не зависят от механики, но последняя существенно зависит от наук числа и протяжения. Наука числа (арифметика и алгебра), геометрия и рациональная механика образуют вместе науку математики, науку всеобщую, единственное основание всякой естественной философии.

К математике примыкает астрономия , область которой Огюст Конт ограничивал планетами Солнечной системы. Истины астрономии зависят от истин арифметических, геометрических и механических, но сама она не оказывает на них никакого влияния, но присоединяет к ним группу новых фактов: факты тяготения.

За астрономией следует физика , зависящая не только от наук математических, но и от астрономии, так как земные явления испытывают влияние от движений земли и небесных тел. В состав физики классификация Конта включает барологию или науку o тяжести, переходную между астрономией и физикой, термологию или науку о теплоте, акустику , оптику и электрологию , связывающую физику и науку, непосредственно за нею следующую в лестнице нашего познания – химию .

К законам физики, особенно к законам термологии и электрологии, от которых она существенно зависит, химия прибавляет собственные законы.

Биология увеличивает законы предшествующих наук группой законов, свойственных только ей.

Наконец на вершине лестницы наук стоит, по философии Конта, социальная физика или социология , которая тоже зависит от всех предыдущих наук, но прибавляет к ним новые данные. В самом деле, законы жизни органической и животной, равно как и законы неорганической природы влияют на человеческое общество, действуя или прямо на жизнь, или определяя физические условия, в которых развивается общество.

К наукам, которые Конт в своей классификации называет абстрактными , примыкают науки конкретные . К физике и химии, абстрактным наукам, – минералогия, наука конкретная; к физиологии, абстрактной науке, – зоология и ботаника, науки конкретные. Конкретные науки, по Конту, рассматривают существующие создания и объекты, а абстрактные науки – общие законы явлений. Конкретные науки необходимо развиваются медленнее, нежели науки абстрактные, ибо они зависят от последних. Поэтому-то многие из них и существуют пока только в описательном виде.

Что касается абстрактных наук (математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии), то они по своей простоте быстрее переходят со стадии теологической к стадиям метафизической и позитивной. Чем сложнее та или иная наука, тем более затруднений для преодоления она представляет человеческому духу вообще и индивидууму в частности. Поэтому математика, самая простая наука в классификации Конта, уже почти тысячелетия представляет науку позитивную. Она никогда и не была теологической: никогда ни один разумный человек не обращался к божеству с молитвой о том, чтобы трижды три дало десять, или сумма двух углов в треугольнике была больше двух прямых. С самого начала поняли, что в этой области невозможно вмешательство чьей-либо воли, а существует лишь неизменный закон.

Не так было с астрономией. У неё был свой теологический фазис, когда небесные тела рассматривали то как божества, то как движимые волей богов, многих или одного, смотря по тому, была ли теология политеистическая или монотеистическая. У астрономии был и свой метафизический фазис, когда объясняли правильное движение небесных тел их стремлением к совершенству . Аристотель еще почти теолог в астрономии, Коперник и даже Кеплер еще метафизики, и только с Ньютона астрономия достигла позитивного фазиса. В наше время позитивная астрономия вошла и в народное сознание настолько, что хотя у Бога еще просят дождя или ясной погоды, но его никогда уже не просят остановить движение солнца или изменить небесные орбиты.

Дольше, чем наука о небесных телах, были теолого-метафизическими науками физика и химия, в которых допускалось наличие в природе скрытых качеств, отвращения, симпатии и прочих реализованных абстракций. Химия, бывшая до восемнадцатого века алхимией, стала позитивной только с Лавуазье . Физиология достигла позитивной степени ещё позже. Еще незадолго до времени Конта она была исполнена метафизики (анимизм Сталя , витализм , Шеллинг , Окен), и только с Биша начинается позитивная биология. Наконец, социология (моральные и политические науки), по мнению Конта, и в его эпоху еще не перешла границы, отделяющей метафизику от позитивизма. У многих мыслителей (де Местр , де Бональд , теократическая школа) она еще не перешла даже и теологической точки зрения. Правда, уже с XVII века были сделаны опыты политического позитивизма Гоббсом и Спинозой , которые рассуждают о человеке совершенно так же, как если бы дело шло о линиях, поверхностях, телах, но усилия их оставались без отклика. Восемнадцатый век и революция подготовили позитивную социальную науку, не построив ее, однако – и это намерен сделать Огюст Конт в своей философии позитивизма.

Политические и социальные идеи следуют друг за другом по определенному закону. Если мы познали этот закон, история перестает быть Хаосом, становится наукой в том же смысле, что физика и астрономия. Исторические факты следуют друг за другом и сцепляются с той же необходимостью, как и биологические феномены. Огюст Конт в своей философии настаивает на том фундаментальном понятии, признанном еще в семнадцатом веке Гоббсом и Спинозой, что исторические события, социологические феномены, подчинены, как и все прочее, определенным законам. Сверхъестественное вмешательство нисколько не участвует в развитии обществ.

Огюст Конт о позитивизме

Огюст Конт считает, что когда социальная мораль поднимется на степень позитивной науки, тогда совокупность наук – философия – тоже станет позитивной . Позитивная философия не есть отдельная наука – это есть синтез, систематическое упорядочение человеческого знания. Выйдя из наук, позитивная философия не имеет иного метода, кроме метода наук, т. е., опыта в соединении с индукцией. Она, кроме того, представляет философию в настоящем значении этого слова, так как её предмет – совокупность феноменов , вселенная . Работать над этой совокупностью, упорядочивать всю целость человеческого знания так, чтобы владеть всеми его нитями, сделать науки философскими, а философию научной, дать первым единство, которого им до сих пор недоставало, возвратить последней то обаяние, которое отняли у неё её недавние ложные шаги – такова в глазах Конта задача позитивизма.

Царство метафизики приходит к концу, и если серьезные мыслители теперь от неё отворачиваются, то это потому, что она никогда не была наукой и состояла, и в древности, и в новое время, лишь в беспрерывном создании гипотез, напрочь лишённых характера прочности. Системы, которые создала метафизика, не совпадают даже в самых основах своих концепций. История наук есть постоянный прогресс, где один раз добытое остается навсегда; в метафизике наоборот постоянные колебания, вечные перемены. Метафизика, без сомнения, имела свое историческое назначение, которое она с честью выполнила. В Греции она разрушила политеизм и заменила его монотеизмом. В христианском мире она была матерью ересей, мало-помалу поколебавших и перестроивших догматическую систему католицизма. Но роль эта, отрицательная и критическая, теперь исполнена, и бесплодность двухтысячелетних попыток метафизики, сравнительно с быстрыми и прочными успехами позитивных наук ясно показывает, по утверждению Конта, что она представляет лишь переходную форму в истории человеческого духа, которая завершится торжеством позитивизма.

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в том числе шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). В 1816-1824 - секретарь Сен-Симона. По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей.

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки. Таким образом, социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма .

По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

В соответствии с теорией Конта, социальная динамика - это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

В позитивную эпоху духовное управление обществом осуществляется учеными, мирское - «индустриалами». Другими словами, на самой высокой стадии развития общества управление всеми процессами осуществляется мудрецами и высокими профессионалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер, удовлетворяет непосредственные жизненные запросы людей.

Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Согласно Конту, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. Конт создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе.

Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" Конта "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".

Энциклопедические труды Конта были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. Конт решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества.

В народном образовании Конт усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. Конт продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством).

Конт считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. Конт имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма Конта были даже написаны конституции).

Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модерниз ма

Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе - не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» - аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология как наука о человеческом обществе - самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология - самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки. Из них главной и основополагающей Конту кажется математика, исторически самой ранней - астрономия. За астрономией следуют физика, химия и биология. Для того чтобы заниматься социологией, нужно усвоить эти науки.

Конт с помощью социологии пытается найти путь к преодолению социальных катаклизмов своего времени и соединить порядок и прогресс, которые он воспринимает прежде всего как два вида общественных закономерностей, фиксирующих две части социологии - социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой - анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус - основная идея социальной статики Конта.

Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным - в виде трех форм социально-политической организации общества:

    теологическая стадия - военное господство;

    метафизическая стадия - феодальное господство;

    позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Данные стадии закономерно следуют одна за другой, поэтому неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.

Труды Конта оказали огромное влияние на других выдающихся социологов, особенно на Г. Спенсера и Э. Дюркгейма .

Социология О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из создателейпозитивистской философии и социологии. В 1817-1822 гг. он был секретарем Сен-Симона, редактировал некоторые его работы. Таким образом, Конт стал в какой-то мере продолжателем философских и социологических взглядов Сен-Симона в позитивистском направлении. Известность ему принес «Курс позитивной философии» (1830-1842). Основные положения контовской позитивистской социологии (теории, метода, оценки) выражаются в следующем.

Во-первых, социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.

Во-вторых, методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.

В-третьих, задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития. Социология как наука должна строиться по образцу естественных и технических наук. Ни философия, ни наука не могут ставить вопрос о причине явлений - это им не под силу. Их задача заключается в описании происходящего в природе, обществе, человеке, а не в выявлении сущности происходящего. Например, упало яблоко, но закон всемирного тяготения как сущность падения всех тел на Земле познать нельзя.

Конт развил идею Сен-Симона о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадийинтеллектуальной эволюции человечества и индивида. Первая стадия - теологическая, на которой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия - метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия -позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе - социология, понятие о которой, как упоминалось, впервые использовал именно Конт.

Новую науку социологию Конт разделил на две части.Первая часть - социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.

Вторая часть - социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного киндустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.

В другом сочинении - «Система позитивной политики» (1851 - 1854) - Конт рассматривает социологию в качестве «социальной физики». В таком качестве она должна быть основой «научной политики», примирять принципы «порядка» и «прогресса» общества, а также революционные и реставраторские тенденции в его развитии. Для Конта общество представляет собой своеобразный организм, который состоит из частей, находящихся в равновесии между собой. Эволюция этого организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг к другу. Тогда социология становится «позитивной моралью», сводом правил проведения людей, и ему должны следовать политические лидеры.

Конт полагал, что применил эмпирический (как в естествознании) метод в социологии , делая свои выводы на социальных фактах (статистике, наблюдениях, экспериментах). Этот метод предполагал внешнего наблюдателя - собирающего факты ученого, исследователя, якобы не влияющего на объект. Но возникает логическое противоречие: нельзя быть наблюдателем того, что само является результатомсознательных действий множества людей и в чем ты сам принимаешь участие своимсознанием. Объект социологического исследования -общество - представляет множество социальных взаимодействий, созданных тысячелетиями эволюции. Невозможно представить себе наблюдателя-ученого, способного познать этосознательное взаимодействие. Предмет обществознания отличен от предмета естествознания (науки).