Понятие бытия. Становление проблемы бытия в истории философии

Проблема бытия в философии


1. Онтология как философское осмысление проблемы бытия. Генезис основных программ понимания бытия в истории философии


В современной философии проблема бытия остается предметом острых дискуссий и противоречивость программ понимания бытия свидетельствует как о многогранности и противоречивости самого бытия, так и об актуальности мировоззренческого значения онтологии в условиях техногенной цивилизации. В то же время основные подходы в дискурсе бытия неразрывно связаны с историко-философской традицией, являясь свидетельством преемственности и инноваций в осознании и объяснении фундаментальных философских проблем. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах рождают несколько программ объяснения окружающего мира - материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. Определение форм, типов, видов бытия, осознание своего места в нем М. Хайдеггер назвал поиском человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости .

Начало теоретического осмысления проблем бытия заложила античная философия. Если натурфилософия искала предельные основания всего существующего в вещественном первоначале, «акмэ», то уже школа элеатов рассматривает бытие как обобщенную, философскую проблему, имеющую огромную значимость для человека античного мира. Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. [11, с. 127]. Аналогией бытия по Пармениду предстает шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера - совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур. При этом бытие тождественно не мышлению человека, а Логосу.

В пределах античного космоцентризма иное понимание бытия предложил Гераклит. Мир Гераклита - процесс непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Софисты перенесли акцент философского анализа с бытия природы на самого человека, как место обнаружения бытия. С их точки зрения, «человек есть мера всех вещей …существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» , именно человек, по мнению Протагора, определяет статус существования чего бы то ни было. Софисты впервые обнаруживают противоречивый характер самого бытия, а также проблему соотношения объективного и субъективного бытия. В философии Сократа бытие предстает как одна из категорий человеческого разума, имеющая общезначимый смысл и значение, достижимая посредством деятельности разума и логической аргументации. Идеи Сократа получили свое развитие в философской системе Платона, учение которого сконцентрировано на анализе бытия как одной из «эйдосов», для понимаемого таким образом бытия характерны совершенство и идеальность. «Истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи» .

В учении Платона «мир чувственных вещей» противопоставляется «миру истинного бытия». В основе философской системы Платона лежит учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей, то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление.

В философии Аристотеля типы бытия обнаруживаются через взаимосвязь единичного и общего, формы и материи. У Аристотеля - форма есть неотъемлемая характеристика бытия, однако признается также нематериальная форма всех форм (Бог). С анализом бытия связано и учение о причинности в философии Аристотеля: - сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); - материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); - движущая причина, начало движения; - целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется. При этом материя, будучи одной из первых причин есть начало пассивное (возможность стать чем-либо), активность же характерна для трех остальных причин. Для формы характерны вечность и неизменность, а источником всякого движения предстает неподвижное, но движущее начало - Перводвигатель. Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и явлений предметного мира.

Христианство развивает античное представление о тождестве бога и совершенства (блага, истины и красоты). При этом в христианской традиции обнаруживается принципиальное различие между божественным и сотворенным бытием, между Богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному бытию. В теологической системе Фомы Аквинского иерархичность есть признак бытия, Бог и есть подлинное бытие. Все остальное - неподлинное бытие; мера же неподлинности определяется степенью причастности к бытию как таковому. Всецело актуально только бытие Бога.

Переход от теоцентризма к антропоцентризму в эпоху Возрождения порождает не только формирование новой картины мира, но и новые программы понимания бытия. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности - натуралистически-объективистские концепции бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.

В философии Нового времени для объяснения онтологических проблем наряду с категорией бытие используется понятие субстанции. Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым - как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции.

Для концепций Нового времени характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые. С разными модификациями все эти особенности в понимании бытия обнаруживаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, у французских материалистов.

Иной подход к трактовке бытия характерен для метафизики Декарта, в которой бытие определяется на пути рефлексивного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или же на пути осмысления бытия сквозь призму человеческого существования, бытия культуры, социального бытия. Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.

Если для Декарта свойственен дуализм, то Дж. Беркли отрицает существование материального бытия и выдвигает субъективно-идеалистическое положение «быть - это значит быть в восприятии».

В немецкой классической философии основной акцент анализа бытия переносится на почву метафизики в ее предельно рационализированном варианте. В критической философии И. Канта проблемы бытия первоначально рассматриваются в учении о «вещи-в-себе», и Кант утверждает, что ни апостериорное, ни априорное знание не могут выявить характеристики трансцендентного, это возможно только на путях транцендентальной математики и трансцендентальной диалектики, то есть философии. Тем самым Кант указывает на невозможность окончательного решения проблемы бытия, сущность которого непостижима.

В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное. Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно. С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецкой классической философии.

Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX - начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие. Основная тенденция в развитии представлений о бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т.д. В отличие от классической, представители «новой онтологии» провозгласили идею отказа от метафизики, а само бытие толковали как обобщение понятия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей).

Принципиальная иная диалектико-материалистическая установка в трактовке бытия сформулирована в философии марксизма. Это в первую очередь относится не только к признанию безусловного приоритета бытия над мышлением, но и признания определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. В своих работах К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин также показали, что отношение философов к проблеме бытия имеет ярко выраженную мировоззренческую окраску, так как может рассматриваться сквозь призму основного вопроса философии.

В концепциях экзистенциализма критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Так, для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Экзистенциальная философия переносит основания бытия с окружающего мира на соотношение бытия и существования человека.

Новая программа понимания бытия, отражающая особенности социума и места в нем человека в условиях постиндустриального общества, характерна для философии постмодерна. В трудах философов-постмодернистов (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр) бытие трактуется как становление, подлежащее деконструкции. Мир бытия таков, каким он предстает в человеческой субъективности, а сам человек способен наполнить его «симулякрами».

Таким образом, все основные программы поиска метафизических оснований бытия в качестве доминирующего фактора выделяли либо мир, природу, либо человека, его душу и сознание, либо единство того и другого. Фактически, в этих подходах акцентируется проблема видов, типов и форм бытия, исследуемых с различных мировоззренческих позиций.


3. Основные формы бытия и их взаимосвязь


Мировоззренческий и гносеологический смысл проблемы бытия реализуется в различных программах исследования бытия. При этом категория бытия неразрывно связана с такими категориями как небытие, сущее, существование, объективность, субъективность, реальность. Статус философской онтологии в наши дни по-прежнему определяется взаимодействием философии и естествознания, философии и гуманитарных наук. При этом, следует отметить, что сам термин «онтология» сегодня используется и в прикладном значении: так, в теории искусственного интеллекта и информатике применяется понятие «онтология» по отношению к построению интеллектуальных систем.

В философской литературе выделяют бытие природное и социальное, бытие актуальное и потенциальное. Классификация различных модификаций бытия может осуществляться по различным основаниям. К типам бытия относят объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - все, что существует вне нас и нашего сознания. Субъективная реальность - духовный мир человека, все, что относится к мыслям, чувствам, ощущениям, представлениям. Объективная реальность является предметом отражения субъективной, в свою очередь, содержание субъективной становится объективной в реальных действиях людей. С появлением компьютерных устройств формируется новый тип бытия - виртуальное бытие, которое в наши дни становится предметом исследования не только со стороны технических наук, но и философии. Все эти типы бытия разворачиваются на различных уровнях: актуальном и потенциальном.

Актуальное бытие - все наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном континууме. При этом наряду с актуальным бытием наличествует и потенциальное, под которым понимаются возможные варианты дальнейшей актуализации бытия.

Кроме того, выделяяют такие формы бытия как природное и социальное бытие. Социальное бытие имеет свои отличительные особенности, поскольку разворачивается в социальном пространстве и времени, реализуется в деятельности людей и отличается многомерностью, вариативностью, единством объективного и субъективного.

Таким образом, можно выделить такие аспекты бытия как бытие вещей (тел), процессов, в котором обнаруживается бытие предметов, процессов, состояний природного характера и бытие вещей и процессов, сотворенных человеком.

Бытие человека также включает в себя как взаимодействие с другими людьми, так и взаимосвязь с вещами. Но доминирующим моментом по отношению к человеку предстает его собственная субъективность, его способность к рефлексии, выбор поступков и оценок, его уникальное и неповторимое бытие. Человеческая субъективность включает в себя бытие духовного (идеального), которое делится на персонализированное духовное, свойственное индивиду и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

В отличие от природного, бытие социального включает в себя индивидуальное бытие, то есть существование отдельного человека в обществе и в процессе истории и общественное бытие.

Таким образом, категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира, признавая его наличие, единство природного и социального, актуального и потенциального, материального и идеального.

Бытие природы наряду с объективностью характеризуется структурностью и системностью. Выделяют уровни организации неживой природы и живой природы. Уровни организации неживой природы представлены следующей иерархической системой: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации неживой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема). Уровни организации природы, как правило, находятся в определенной соподчинительной связи друг с другом Более простой является основой последующих, но не сводится к ним. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д. Этим уровням организации природы соответствуют определенные формы движения: физическое, химическое, биологическое и социальное.


4. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи


Проблема бытия неразрывно связана с решением основного вопроса философии и выбором монистической позиции: идеализма или материализма. Именно поэтому весьма значимую роль в философии и науке играет категория материи. В анализ материи как философской категории можно выделить два основных подхода: субстрактно-субстанциальный и атрибутивный.

Субстрактно-субстанциальный подход своими истоками уходит в античную философию, где впервые предпринимались попытки найти вещественное первоначало, «акмэ». Впоследствии в новоевропейской философии предпринимались попытки «наделить» материю физическими характеристиками. Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым общим пониманием материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь фигуру. Это значит, что главным принципом материальности признавалась вещественность, телесность окружающих человека предметов. Однако при таком подходе за пределами материальности оказывались такие физические явления, как электричество и магнитное поле.

Существовало и понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спинозы. Субстанция - это не мир, окружающий человека, а нечто, стоящее за этим миром, обусловливающее его существование. Субстанция обладает такими атрибутами, как протяжение и мышление. При этом оставалось, однако, непонятно, как связана единая, вечная, неизменная субстанция с миром изменяющихся вещей.

Ограниченность понимания материи в этом ракурсе явилась следствием кризиса методологических оснований физики на рубеже XIX и XX вв. Как известно, наиболее значительным достижением философии марксизма было открытие материалистического понимания истории. Общественное бытие, согласно этой теории, определяет общественное сознание. Однако экономические отношения лишь в конечном счете определяют функционирование и развитие общества; общественное сознание, идеология относительно самостоятельны и также влияют на социальное развитие. Этим марксистская теория отличается от «экономического детерминизма». В марксистской теории как бы расширяются границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма в понимание материи, который в современной философии недостаточно исследован, а иногда и просто замалчивается.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включенные на данном этапе исторического развития в объективную реальность.

Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. Стоимость материальна, потому что это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой материалистического понимания истории и исследования объективных законов функционирования и развития общества.
Можно попытаться найти определенные границы применения таких категорий, как «бытие» и «материя». Во-первых, бытие более широкая категория, так как она охватывает не только объективную, но и субъективную реальность. Во-вторых, бытие и материя могут использоваться для разграничения сущего и существующего (являющегося). Тогда существующее может быть представлено как объективная реальность, осознанная человеком в процессе его деятельности.
В современной методологии научного познания важное место занимают такие понятия, как «физическая реальность», «биологическая реальность», «социальная реальность». Речь идет об объективной реальности, которая становится доступной человеку в определенной сфере его деятельности и на определенном этапе исторического развития. Таким образом, понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли. I этап - наглядно-чувственного представления, когда основой сущего выступали различные стихии - вода, «апейрон», воздух, огонь.

II этап - это этап атомистического представления о материи, когда вещество сводилось к атомам. В античности этих взглядов придерживались Левкипп и Демокрит, а в Новое время - Гассенди, Ньютон, Гольбах, Ломоносов и др.

III этап связан с кризисом естествознания на рубеже Х1Х-ХХ вв. и с формированием гносеологического понимания материи.

IY этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции. В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.

Гносеологическое понимание материи было дано В.И. Лениным, который выступил против отождествления материи с веществом и смешения философской категории материи с учением о строении материи. Он писал, что «понятие материи … не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» . Обобщая открытия в естествознании и развивая марксистское учение о материи, В.И. Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» .

При субстанциальном подходе к материи ее рассматривают как систему атрибутов, т.е. вечных, неотъемлемых свойств. При этом материю связывают с такими свойствами, как субстанциальность, неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время.

Категория материи, понимаемая как субстанция, не тождественна по содержанию тому понятию материи, которое используется в гносеологическом плане при решении основного вопроса философии. Если в рамках гносеологии материя выступает в качестве первичного потому, что она не есть сознание, то материя, рассматриваемая как субстанция, включает в себя и сознание в форме одного из своих определений. Не случайно Маркс писал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

В этой мысли Маркса примечательно то, что идеальное относительно материального есть не что-то другое, а именно материальное, но взятое в особой форме. Однако эта специфическая форма и составляет особую природу идеального, так что противопоставление материи и сознания и в рамках содержания категории «субстанция» остаётся, но уже в снятом виде. Иначе говоря, при субстанциальном подходе акцент делается на моменте единства материального и идеального, в целом - на материальном единстве существующего мира. В этом как раз и заключается принципиальное различие категории материи, фигурирующей в решении основного вопроса философии, и категории материи, взятой в качестве субстанции. «Понятие субстанции является конкретизацией онтологического аспекта категории «материя», фиксирующего её внутреннюю связь с движением. Там же, где движение становится отправным пунктом философского анализа, выделенные мыслью противоположности материи и сознания не могут больше рассматриваться в качестве застывших и не имеющих связи полярностей. Категория субстанции по самой своей сути есть категория диалектики, но такая, через которую осуществляется теоретический синтез диалектики и материализма . Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной, ни от чего не зависимой реальностью. Поскольку все конкретно взятое бытие, бесконечное в своих многообразных формах, не имеет в самом себе оснований для собственного существования, постольку оно выступает преходящим состоянием субстанции, тем, что порождается последней и поэтому по своей природе является модусом субстанции. Признание же того, что материя заключает в себе основание для собственного существования и существования всех данных реальностей, исключает возможность признания существования двух и более субстанций. Охватывая собой все сущее в форме единого, материя выступает как то, за пределы чего невозможно выйти. Определению субстанции противоречит идея о множественности субстанций. Из него следует, что при наличии двух субстанций ни одна из них не является на самом деле таковой. Несостоятельность дуализма в философии изначально коренится именно в данном логическом пункте понимания материи как субстанции.

Рассматривая материю как субстанцию, мы тем самым осмысливаем её не только как сущность, но и как существование, не только как объект, но и как «субъект всех своих изменений».

Поэтому в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстаёт в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бытие материи.

Поскольку субстанция для самой себя выступает и как сущность, и как существование, то её самореализация происходит в двух типах определения - в атрибутах и модусах. Первые представляют собой определения её как сущности, которые поэтому обладают характером всеобщности и необходимости. Вторые представляют собой определения её как существования, связанного с единичным и случайным проявлением её всеобщей сущности.

Объективная логика развёртывания атрибутов субстанции в процессе её самореализации должна быть положена в основу построения целостной системы категорий философии. При этом надо учитывать, что на уровне философской теории эта логика непосредственно отражается в содержании и строе соответствующих философских принципов. Поэтому для того, чтобы иметь необходимую ясность по вопросу о структурных связях философских категорий, надо прежде всего разобраться в исходных принципах философии и их соотношении.

Категория субстанции по сравнению с категорией «материя» - это конкретное понятие, так как его содержание сформировано посредством синтеза ряда определений, а именно абстракций материи и движения. На уровне категории «субстанция» материя раскрывается в аспекте тождества различенного, как единство многообразного. Поэтому в логике концептуального развертывания теории философского материализма категория субстанции появляется после того, как происходит фиксация и раскрытие содержания категорий «материя» и «движение».

Чтобы быть субстанцией, материя должна обладать следующими особенностями: материя должна вести «независимое» существование, быть «причиной самой себя»; материя должна объяснить существование мира - вещей, человека, общества, природы, явлений культуры; материя должна ответить на вопрос о причинах изменений, происходящих в мире (возникновение, исчезновение, трансформация в процессе взаимодействия); материя обязана решить вопрос о единстве существующего, о возможности познания этого существующего; должна быть сама как-то связана с этим миром, должна быть «родственна ему».


5. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Пространственно-временная организация материального мира


В истории философии проблема соотношения материи и движения являлась предметом ожесточенных дискуссий и споров., в ходе которых неоднократно предпринимались попытки оторвать движение от материи или материю от движения. И тот и другой пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, представлений, ощущений. Так, если подобно Гегелю рассматривать мир как воплощение абсолютной идеи, то движение мира оказывается движением этой идеи, мыслительным процессом, происходящим где-то вне человеческой головы во вселенских масштабах.

Если вместе с Беркли видеть в вещах лишь ощущения человека, то источником движения вещей придется считать сознание субъекта. К идеализму приводит не только отрыв движения от материи, но и материи от движения. Метафизический материализм может принимать существование материи (хотя бы временно, до «первого толчка») без движения, т.е. считать материю косной, инертной, неактивной. Однако такой отрыв материи от движения ведет его представителей к поискам источника движения вне материи, к «первотолчку», приводящему ее в движение. В Х1Х в. Е. Дюринг утверждал, что мир первоначально находился в «самому себе равном состоянии», а затем по неизвестной причине пришел в движение. Тем самым открывалась дверь религии, поскольку привести покоящийся мир в движение могла только божественная сила.

Представления о том, что движение вносится в материю извне, находятся в противоречии с данными естествознания, например, с законом сохранения и превращения энергии. В конце Х1Х в. среди части естествоиспытателей возникла идеалистическая философская концепция под названием «энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась в попытке мыслить движение без материи. При этом реальное существование материи отрицается а под движением понимается движение мыслей.

Коренная идея материализма о неразрывности материи и движения была высказана в XYIII в. Д. Толандом в тезисе: «Материя не существует без движения, как и движение без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимного отношения, определив движение как «способ существования материи».

Движение, как и все явления в мире, противоречиво. Оно есть единство противоречивых тенденций: изменчивости и устойчивости. К основным свойствам движения относятся: объективность, абсолютность, противоречивость. По мнению Ф. Энгельса: «Движение, в применении к материи, - это изменение вообще» . Он неоднократно подчеркивал, что познание материи невозможно без познания форм ее движения: «Раз мы познали формы движения материи, то мы познали самое материю» . Ф. Энгельс придал тезису о неразрывности материи и движения новый вид: качественно различным видам материи соответствуют свои, особые, качественно различающиеся между собой формы движения материи. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и общественную.

В дальнейшем количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Во-первых, каждая из них характеризуется определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, обмен веществ), в-третьих, они отличаются по принципу отражения (механическое, биологическое, социальное), в-четвертых, по наличию науки, изучающей соответствующую форму движения материи. При этом признается, что более сложная форма движения материи развивается из простых, переходящих друг в друга.

Диалектико-материалистическое учение о материи вскрывает пороки как механицистов, сводивших высшие формы движения материи к низшим (например, социальную к биологической), так и виталистов, отрицавших связь между ними.

В современных философских источниках классификация форм движения материи была значительно модернизирована и дополнена новыми формами движения материи. В частности, был выявлен ряд физических форм движения материи, также такие самостоятельные формы движения как геологическая и географическая.

О сущности пространства и времени люди задумывались уже на ранних этапах своего развития. При этом постоянно ставился такой вопрос: являются ли пространство и время самостоятельными сущностями или же они только сопутствуют чему-то? При ответе на этот вопрос в истории философии сложились два самостоятельных направления: субстанциональное и реляционное.

Представители субстанционального направления рассматривали пространство и время как самостоятельные, независимые от материи и сознания особые сущности. У Аристотеля, например, пространство ограничено сферой неподвижных звезд, за ними - божественное небо, неподвижное, вечное, пребывающее вне времени и пространств, и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Его считали абсолютным, однородным и неподвижным, а время - протекающим равномерно. Эти идеи, разделявшие материю, движение, пространство и время на самостоятельные субстанции, были развиты затем в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до перехода науки на этап неклассической стадии. С появлением теории относительности А. Эйнштейна общепризнанной стала взаимосвязь материи, пространства, времени и движения. Пространство и время являются формами существования материи, а движение - способ ее существования.

Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. Такой точки зрения придерживался Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.

Другим направлением исследования пространства и времени является выяснение характера их бытия, т.е. имеют ли они объективный характер или же проистекают из особенностей нашего сознания и по своей природе субъективны. В этой связи можно в определенной степени говорить о материалистическом и идеалистическом их понимании.

Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают первопричиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они выступают как априорные, данные до опыта формы чувственного созерцания.

Объективные идеалисты, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой, считают пространство и время также порождением бога. В философии Гегеля пространство появляется только на определенной ступени развития абсолютной идеи, при переходе ее в свое инобытие, при порождении ею природы. Материалисты считают, что пространство и время - это объективные и всеобщие формы существования материи. Однако в рамках материализма мы должны различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признавая объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

Пространство, по их мнению - это чистая протяженность, а время - чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты. Этот взгляд одним из первых высказал Демокрит: «в действительности же существуют только атомы и пустота». Здесь пустота, т.е. «чистое» пространство, наделяется субстанциальностью и мыслится наряду с атомами как единственно существующее в действительности.

Абсолютное пространство и время существуют, по Ньютону, не только самостоятельно, независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.

Важнейшее значение для развития философских взглядов на пространство и время имеет теория относительности. Частная теория относительности доказывает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности - связь пространства и времени с материей. В общей теории относительности пространственно-временной континуум лишается абсолютности. Суть теории относительности по мнению ее автора, А. Эйнштейна такова: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы, Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время» .

Философское значение общей теории относительности состоит в доказательстве положения о наличии глубокой внутренней связи между материей и такими ее основными формами существования, как пространство, время, движение. Следует иметь в виду, что каждой форме движения материи присущи свои специфические пространство и время. Говорят, например, о физическом, химическом, биологическом, социальном пространстве и времени, а также геологическом и географическом. Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом. Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей.

Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это, по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм. И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

Пространство - философская категория для обозначения взаиморасположенности и размерности материальных объектов. Свойства: несотворимость и неуничтожимость, объективность, трехмерность, единство прерывности и непрерывности, взаимосвязь с материей, временем, движением. Время - философская категория для обозначения длительности и последовательности существования материальных объектов. Свойства: объективность, Понятие пространственно-временного континуума. Основные моменты атрибута пространства - место и положение. Основные моменты атрибута времени - длительность и мгновение. однонаправленность. Необратимость, взаимосвязь с пространством, движением, материей.

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система(от греческого - целое, составленное из частей) - это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему, для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения, выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система - это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды (Н2О), поваренной соли (NaCl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.п.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Суммативные системы - это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но - что особенно важно - выделение тех из них которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения - последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

В свете развития синергетического подхода предметом исследования становятся как закрытые системы, так и динамические неравновесные системы. Последние являются темой изучения в исследовательских программах Г. Хакена и И. Пригожина. «В обоих случаях за основу берутся представления об открытых, далеких от равновесия системах, обладающих свойствами эмерджентного (инновационного) поведения. Различие, однако, в том, что исследовательская программа Г. Хакена делает акцент на «пространственном» измерении синергетики как коммуникации посредством формирования в хаотической структуре некоего гештальта - параметра порядка, циклически подчиняющего себе все другие компоненты ее поведения. Что же касается Пригожина, то его программа делает упор на сюжетах «переоткрытия времени», «нового диалога человека с природой»… При этом понятие сложности присутствует и у Хакена, и у Пригожина, но присутствует скорее в качестве открытой проблемы, открытой сети возникающих вопросов» . Следовательно, и в синергетике, становящейся концепцией развития в естественных науках, возникают проблемы объяснения и интерпретации философских аспектов структурности материального мира. «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире» . В современной фундаментальной науке, равно как и в виртуальной реальности, следовательно происходит переосмысление привычных содержательных характеристик пространства и времени, усиливается методологическая значимость онтологических проблем.


Заключение

философский бытие метафизический наука

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы: проблема бытия в современных условиях не только не утрачивает своего значения, но и приобретает новые аспекты. Если первоначально бытие рассматривается с позиций поиска метафизических оснований мироздания, то в процессе развития философского знания выявляется мировоззренческое, гносеологическое и методологическое значение онтологических проблем.

С позиций мировоззренческого значения данная проблема является водоразделом между материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом. С позиций гносеологического значения - демаркационной линией между объективностью и субъективностью. С позиций методологического значения - основанием пересмотра содержательных аспектов таких фундаментальных категорий философии как пространство, время, формы движения материи. На наш взгляд эти процессы вызваны тем обстоятельством, что смена мировоззренческой парадигмы и переход к новой научной картине мира, становление нового типа рациональности влекут за собой и трансформации подходов к осмыслению фундаментальных проблем бытия. В исторического развития философские концепции бытия человека и мира прошли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но сегодня происходит становление нового синергетического, основанного на идеях коэволюции и глобального эволюционизма подхода к интерпретации проблемы бытия как мира, так и человека.

Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности окружающей природной среды и искусственно созданного информационного пространства как форм актуализации бытия.


Список литературы


1.Античная философия. Энциклопедический словарь. /Под ред. П.П. Гайденко, М.А. Солоповой, - М., 2008.

2.Аршинов, В.И. Синергетика конвергирует со сложностью / В.И. Аршинов // Вопросы философии, - 2011. - №10. - С. 18 - 31.

3.Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы / В.Д. Губин, - М., 2009.

4.Дынин, Б.С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентного / Б.С. Дынин // Вопросы философии, - 2010. - №6. - С. 38 -52.

5.Кучевский, В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б. Кучевский, - М., 1983.

6.Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. В 55т. / В.И. Ленин. - М., 1963. - Т.18

7.Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.Т. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, А.Т. Тахо-Годи, - М., 2009.

8.Степин, В.С. Философия в современной культуре. Новые перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, - 2004. - №3. - С. 14 - 21.

9.Пригожин, И., Стенгерс, И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс - М., 2005.

10.Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер, - М., 1993.

11.Яковлева, Л.В. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. / Л.В. Яковлева - М., 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Проблема Бытия в философии

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Антология - учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элеатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей - я и не я - все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элеатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзистенциализме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

* Небытия нет, есть только бытие. Небытие - разновидность бытия (Зенон).

* Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода - атомисты). По Платону бытие - мир идей, небытие - это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие - это две категории, перетекающие друг в друга.

* Есть только небытие

Развитие философских взглядов на материю

Мир одновременно прост и сложен, в нем существует многообразие предметов и явлений. Есть явления материальные и духовные. Они обладают многообразием свойств. Что такое же такое материя”?

Понятие материи является фундаментальным как для философий, так и для естествознания, их связь при разрешении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определила этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма.

Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.

В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этой период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд «а материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира; вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.

Для Демокрита материя - это атомы, которые имеют свою противоположность - пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают какими-нибудь качествами. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа. Последователь Демокрита - Эпикур объяснял, что они в своем движении могут случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием. Атомистическая гипотеза материи оказала влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени.

Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом.

Средневековая философия в разработке понятие материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания.

Второй этап в становлении взглядов на материю связан дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась веществом. Д.И. Менделеев отмечал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д.

Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Д. Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, ЧТО для природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира.

Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ - первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения материи в механистической картине мира за ее пределами, вне материи.

Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические представления о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы. В результате “материя “ и “сознание” метафизически противопоставлялись друг другу, рассматривались вне развития, как застывшие, неизменные.

Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. И связаны ОНИ в значительной мере с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса. Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку.

По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, НО и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир - это материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.

Материя не существует вне вещей как что-то положенное рядом. “Материя как таковая - считал Ф. Энгельс, - это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных существующих категорий, не является чем-то чувственно существующим”. Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях - вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума.

Новое понимание материи позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать принцип материалистического понимания истории, понять диалектику материи и сознания, показать эти категории как очень широкие, которые позволяют понять не только сущность отношений человека к миру, но и самого человека. При этом в методологическом отношении не имеет значения, каким подходом пользоваться при анализе исторического процесса - формационным или цивилизационным, поскольку сознание - это не только свойство высокоорганизованной материи (мозга), но и продукт общественной жизни, отражение материального бытия людей. Мир есть материя, которая закономерно развивается, а сознание - закономерный результат этого развития. Мир един. В. И. Ленин, анализируя кризис в естествознании, главным образом в физике, возникший на рубеже XIX-XX вв., в работе “Материализм и эмпириокритицизм” пришел к выводу: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них”.

Выражение “кризис в естествознании” не совсем точно характеризует ситуацию. Естествознание (а также и физика) развивались довольно успешно. Кризис наблюдался в философском осмыслении новых открытий. Прежнее понимание материи не могло “работать” по той причине, что вместе с таким видом материи, как вещество, был открыт другой ее вид - поле. Более того, эти виды материи не только взаимосвязаны, но и при определенных условиях преобразуются один в другой. Вещество охватывает только те объекты и системы, которые обладают массой покоя. Фотоны, нейтроны и другие элементарные частицы массы покоя не имеют. Именно по этой причине к ним нельзя было применить старое понимание материи.

Онтология - раздел философии, в котором идет речь идет о бытии. Сюда входят такие философские категории как материя, движение, пространство, время, а также существование, сущее, субстанция и т.д. Следует отметить, что онтология изучает не то, как мир реально существует, а то, как его можно мыслить. Категория бытия является центральным понятием онтологии и важнейшей проблемой для философии в целом, т.к. именно через нее человек осмысливает мир в целом и свое место в нем. Понятие бытия является предельно широким по объему и бедным по содержанию, поэтому не имеет фиксированного значения и употребляется в самых разных смыслах, например:

· Бытие - это существование во всех многообразных формах.

· Бытие - это ничто.

· Бытие - это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

· Бытие - это то, что прошло через мышление.

Исторические концепции бытия

Впервые ввел понятие бытия и сделал его предметом философского анализа древнегреческий философ Парменид (6 - 5 вв. до н.э.). Следует вспомнить, что основной проблемой того времени был поиск первоначал, причем в основном натурфилософы предлагали материальные первоначала (вода, воздух, огонь и т.д.), однако не все явления могут быть объяснены материальными первопричинами (идеальное нельзя вывести из материального). Поэтому требовалось понятие более общее: «Бытие - то, что находится за миром чувственных вещей, и это есть мысль… Оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет» (Парменид). Итак, по Пармениду, бытие обладает следующими характеристиками:

1) истинно сущее;

2) не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени;

3) единственно и едино (неделимо);

4) ни в чем не нуждается;

5) лишено чувственных качеств, постигается только умом, мыслью.

Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить (все, что можно мыслить, - бытие).

Гуманистический период в лице Сократа и софистов (5 в. до н.э.) сделал бытие человекоразмерным.

Платон показал, что бытие существует в двух родах: бытие по истине и бытие по мнению.

Аристотель, продолжая поставленную Парменидом тему соотношения бытия как сверхчувственной реальности с вещами этого мира, критикует Платона за раздвоение мира и выстраивает иерархическую лестницу, в которой нижней ступенью является мертвая материя, верхней - Бог, т.е. мерой совершенства является свобода от материального начала. Для объяснения того, почему все существует, Аристотель выделял 4 причины:

· Формальная - сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть;

· Целевая - то, ради чего осуществляется;

· Движущая, или действующая - начало движения;

· Материальная - то, из чего возникает вещь.

Как видно, у Аристотеля сутью бытия является форма, активное начало, материя же лишь пассивное начало.

Средневековые философы (например, Августин, Боэций, Фома Аквинский) отождествляют Бога и бытие (Бог - истинное бытие или всеполнота бытия). По аналогии с Аристотелем Фома выстраивает иерархическую лестницу как иерархию причастности бытию. Все сущее стремится быть, поэтому стремится к Богу как источнику и полноте бытия. Т.к. Бог (бытие) = благо, то зло = небытие, отсутствие или недостаток бытия. Тем самым человек, выбирающий зло, тем самым выбирает небытие, отказываясь от бытия (об этом ясно говорит Боэций).

Новое время (17 - 19 вв.): бытие - производная от сознания, разума, мышления. Р. Декарт: мыслю, следовательно, существую. Кстати, в Новое время появляется дуалистическая трактовка бытия (материальное и идеальное, дуализм Декарта), идея несводимости одного вида бытия к другому. Ф. Бэкон говорит о том, что бытие - вечно подвижная материя. НКФ продолжает традицию истолкования бытия как прошедшего через сознание. Кант своим делением мира на феноменальный и ноуменальный также говорит о том, что существование мира видится исключительно сквозь призму сознания, «вещи в себе» существуют, но они нам не явлены. Фихте: «Весь мир - это Я». Гегель: бытие тождественно мышлению, мир - проявление Абсолютной идеи. При этом Гегель говорит о том, что бытие - предельно простое, а потому бессодержательное понятие. В этом смысле чистое бытие = небытию, ничто, т.к. ни то ни другое не обладает никакими свойствами.

Русская религиозная философия (конец 19 - начало 20 вв.): бытие - проявление сущего (в отличие от гегелевской трактовки бытия как бессодержательной абстракции, ничто). В философии В. Соловьева бытие проявляет себя трояким образом: как воля (в сфере практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в сфере творчества).

Философия 20 в. показывает различные трактовки бытия, связанные с плюрализмом направлений. Экзистенциализм в лице М. Хайдеггера говорит о том, что проблема бытия имеет смысл только как проблема человеческого бытия. Бытие - это уникальное существование человеческой личности. Бытие, по Хайдеггеру, - это не сами вещи, а то, в чем эти вещи есть. Человек является бытием именно потому, что он не вещь. Бытие связано со временем, т.к. человек - единственное существо, которое осознает свою конечность, временность. Кстати, отметим, что в 20 в. особое значение приобретает тема культуры, т.к. культура - это и есть человеческое бытие, культура - это не только Я, но и Мы. Представитель психоаналитического направления Э. Фромм в книге «Иметь или быть» говорит о бытии как модусе человеческого существования, противоположном обладанию. По Фромму, большая часть неврозов обусловлена как раз тем, что люди предпочитают обладание бытию. Кстати, об этом говорил и Маркс, считавший частную собственность причиной отчуждения, разрушающей общество и человека. Для неопозитивизма проблема бытия является псевдопроблемой, т.к. позитивного значения она не имеет. Постмодернизм понимает бытие как неопределенность, состояние становления, вечное изменение.

Итак, можно сделать вывод о том, что в истории философии единого представления о бытии не сложилось, трактовка бытия зависит от специфики философского направления, от контекста исторической эпохи.

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч.ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

Философское учение о материи

Исторические представления о материи: - субстратная (кладка, основа) Субстрат философии - общая материальная основа всех процессов и явлений. Концепция возникла в античности(милетская школа, Гераклит). Суть – материя отождествляется с несотворимыми, неуничтожимыми природными элементами (вода, воздух, земля, огонь). - субстанциональная(от лат. = сущность). Субстанция – то что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. Первоначально субстанция понимается как вещество из которого состоят вещи. В Средние века – это Бог, в Новое время проблему субстанции поставил Декарт. Он выделял 2 субстанции – мыслящую(социальное) и протяженную(материя). Эта концепция называется дуализм. Спиноза – протяженность и мышление являются атрибутами единой телесной субстанции, первопричины. - диалектический материализм Материя –философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в его ощущениях, нельзя определить через имеющиеся категории, нельзя подвести под более общее понятие. Материя несотворима и неуничтожима, перебывает в состоянии движения, существует в пространстве и времени. Фундаментальным свойством материи является возможность быть отражаемой. Высшей степенью отражения материи является сознание. В современной научной картине мира выделяют следующие типы материальных систем и соответствующие уровни материи: 1 уровень – неживой материи – элементарные частицы(атомы, молекулы), геологические системы, планеты, звезды.2 уровень – живой материи – ДНК, РНК, белки, клетки, биоценозы. 3 уровень – социально-организованных материальных систем – человек, семья, объединения и организации, классы, нации, человечество в целом. Атрибутом материи является движение – это всякое изменение. Выделяют два типа движения материи: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.- тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Так же выделяют несколько форм движения материи (Энгельс): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. (связь биологических процессов с психо-физико-химическими реакциями – вмешательство сознания = Эффект плацебо) Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. В истории философии, существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени: - субстанциональная. Родоначальники – Демокрит, Платон. Пространство и время это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство – это пустое вместилище совокупных атомов. Время – это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий. - реляционная. Пространство и время это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени. Существует точка зрения, что пространство и время это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) – зависят от принимающего субъекта - 3х мерное зрение человек, 2х мерное таракан.Новое время 17-19 вв – ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время – однородная, равномерная, вечная неизменная длительность. В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна – она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и величины взаимодействующих материальных систем (вблизи больших объектов время течет медленнее). В современной картине время и пространство не разделяют, и имеет место пространственно-временной континуум (4х мерность).В современной материальной философии, пространство – форма бытия материи, которое выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время – это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и смену их состояний. Время (Бердяев): - космическое, исчисляется математически, с ним связаны календарь, часы и их символом является круг. - историческое, может исчисляться математически, но каждое событие в нем неповторимо, символ => к новизне. - экзистенциальное, не исчисляется матем,его течение зависит от напряженности переживаний и символизируется глубиной.

Введение. 3

1.Понятие «бытие»: философский смысл. 5

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия. 6

3. Бытие: единство мира. 8

3.1 Античность: поиски «вещественных» первоначал. 8

3.2 Бытие как «чистая» мысль: начало онтологии. 10

3.3 Античные оппоненты проблемы бытия. 12

3.4 Тема бытия в судьбе европейской культуры.. 13

3.5 Новое время: отказ от онтологии и субъективизация бытия. 15

3.6 Отождествление бытия с физической природой. 16

Заключение. 18

Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Вот, скажем, понятие «бытие». Оно происходит от слова «быть» (наличествовать, присутствовать) и обозначает беспредельную реальностъ – все, что нас окружает, независимо от конкретных объектов. Все, что есть, укоренено в жизни – реки, пустыни, горы, космос, культура – можно назвать «бытием». Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает прежде всего существование в мире. Бытию противостоит наше сознание. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над вопросом: что же первично? Ответ мыслителя был однозначным: сознание первично, оно породило мир. Еще Сократ рассуждал о том, что познание есть припоминание. Сначала в мире царила некая истина, мир идей. Изначально существовали некие зрительные образы, духовные абстракции. Затем они превратились в вещи, предметы. Раньше, чем появилось «море», уже существовал некий образ моря, его «идея».

Платону возражали многие философы: нет, сначала появилось вещество, предметы. То, из чего устроен мир, можно назвать философским понятием «материя». Конкретное, естественнонаучное представление о материи меняется, преобразуется. Поначалу думали: все, что составляет Вселенную, состоит из атомов. Потом оказалось, что есть гораздо более мелкие частички. Однако каким бы ни был мир с точки зрения физиков, философы обозначают реальность мира одним словом «материя». Итак, что было вначале – материя или сознание? Таков основной вопрос философии. Вообще понятие «основной вопрос философии» ввел в европейскую мысль Фридрих Энгельс (1820–1895). Анализируя историю западной философии, он обратил внимание на такой факт: мыслители, независимо от того, что они изучали – природу, общество, культуру, человека, – брали за основу нечто исходное, которое, по их мнению, и можно назвать первичным. Тех философов, которые исходным началом признавали материю, стали называть материалистами, тех же, которые исходили из идеи, – идеалистами. «Философы, – писал Ф. Энгельс, – разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы… – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

1. Понятие «бытие»: философский смысл

«Бытие» – одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение такого рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств.

Введение любой философской категории нельзя рассматривать как результат игры ума того или иного мыслителя. Все великие философы вводили новые категории для обозначения и одновременно решения какой-то реальной проблемы. Мир сам по себе не озадачен проблемами, т.е. мыслями по поводу каких-то трудностей. Например, природа не рефлектирует по поводу собственных стихий и катаклизмов: они становятся проблемами для человека. Но люди в ходе своей жизнедеятельности создают и свои собственные проблемы, как личные, так и всеобщие, касающиеся всего рода человеческого.

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия

Какие же человеческие проблемы описывает и объясняет категория «бытие»? Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Среди таких универсальных предпосылок самой первой является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, происходящих в природе и мире в целом, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. История человечества демонстрирует извечное стремление людей отыскать такие опоры своего существования, которые блокировали бы в его повседневном сознании ужас, связанный с мыслями о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начиналось сомнение в прочности такого рода опор, привычные данности реальной жизни становились предметом специального размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых установлений – опор.

Так, в дофилософский, мифологический период жизни греки видели гарантии стабильности мира как единого целого в традиционной религии, связанной с богами Олимпа. Но первые философы стали разрушать связь личности с преданиями, традицией, поставив под вопрос безусловность самих традиций и веры в Олимп. Философия ввергала древнего грека в пучину сомнения относительно возможности видеть в олимпийских богах гарант стабильности мира, разрушив тем самым основы и нормы традиционного спокойного быта. Мир и Вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими как прежде: все стало шатким, ненадежным, неопределенным. Античные греки потеряли жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет отмечал, что тревога и страх, которые испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными, тем более, что в древности страх – это самое сильное переживание. В этой ситуации необходим был поиск новых прочных и надежных оснований жизни людей. Им нужна была вера в новую силу. Философия и начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия, придала этому термину, взятому из греческого разговорного языка, категориальный смысл .

3. Бытие: единство мира

3.1 Античность: поиски «вещественных» первоначал

Греческая философия, разрушив связь личности с преданиями, традицией, совершила по сути всемирно-исторический переворот: она открыла гражданина мира, предложив иные, нетрадиционные, предельные основания стабильности единства мира. Эти основания объединяли сознание всех людей на основе космического, всеобщего, а не локальных родовых мифологических традиций.

Ещё в VI в. до н.э. философы милетской школы Анаксимандр, Анаксимен впервые начали критику мифологической картины мира и вместо богов Олимпа предложили в качестве оснований мира и космоса стихии и светила, возникшие из единого правещества, которое само мыслилось как высшее и абсолютное «божество». Другой представитель этой школы – Фалес – нанес также сокрушительный удар по национально-охранительным воззрениям греков, объявив, что предельным основанием всего существующего является вода – это то, что никак не связано с родом и традицией, ибо речь идет не о конкретной воде, а о воде вообще, которая не может быть «своей» или «чужой».

Разрушая всякие национально-охранительные культурные традиции, первые философы устремились в поиски единого безличного начала всего, что есть в мире, отказавшись при этом от традиционных воззрений на первоначала, связанных с богами Олимпа. В ходе этих поисков шло разрушение мифа – основного мировоззрения греков. Гегель, оценивая вклад Фалеса в становление философии, отмечал, что в положении, гласящем, что вода есть первопричина всего, «успокоена дикая, бесконечно пестрая гомеровская фантазия, положен конец взаимной несвязности бесчисленного множества первоначал», что характерно для мифа. (Говоря о «гомеровской фантазии», Гегель имел в виду греческого поэта Гомера, автора «Илиады» и «Одиссея», жившего в VIII в. до н.э.). «Вода» Фалеса, выступающая в роли всеобщей сущности, есть что-то бесформенное, не похожее на то конкретное ощущение, которое получают люди, видя реальную воду. Фалес представил «воду» как начало начал, как нечто «чисто общее», но одновременно остающееся особенным (Гегель).

Первые философы видели гарант существования любой вещи мира в том, что она рассматривалась как момент единства, в качестве которого могли выступать вода, воздух, огонь, апейрон и т.д. Т. е. природа единства была не существенна: главное в том, чтобы это единство было устойчивым и находящимся вне пределов компетенции олимпийских богов. Бунт против божественной воли Олимпа был вызван осознанием ее непредсказуемости. Любая непредсказуемость страшна, ибо не дает гарантий прочного и устойчивого существования мира. Ведь боги Олимпа вели себя как люди на земле: ссорились, мстили, соблазняли, льстили, прибегали в достижении своих целей к коварным методам и т.д. Их гнев и любовь были капризны, и предсказать их действия было очень трудно. Вода, воздух, апейрон, земля, атомы в силу своей безличности порождали мир вещей и процессов по необходимости, исключающей господство случая, произвола, непредсказуемости.

Следует учесть, что хотя философы милетской школы предлагали в качестве предельных оснований мира нечто, что имело «натуральность», «вещественность», они заложили основы логического определения начал. В их построениях присутствует наивная логика, или, как писал Гегель, натуральная логика. Логическое здесь еще не мысль как таковая, а всеобщий (в этом смысле – логический) способ объяснения природы вещей. Философы, реализуя поиск стабильности и единства мира, предлагали всеобщие и предельные его основания, которые даны не столько чувствам, сколько уму. Они пытались проникнуть в подлинный мир, который был дан только очам разума. Философствование о первых началах – это свидетельство ума об иной реальности, не тождественной той, в которой живет конкретный человек. Не случайно философ Демокрит (V в. до н.э.), согласно преданиям, выколол себе глаза, чтобы чувственно-образное восприятие окружающего мира не мешало уму «видеть» подлинный мир. Можно сказать, что все первые философы были как бы в состоянии разной степени самоослепления: физическим глазам даны конкретные вода, воздух, огонь и т.д., а они признавали в качестве первооснов как бы идеи этих земных стихий.