Распространение христианства по всему миру. Возникновение и распространение христианства

Христианство и его

распространение в мире.


План.

Введение

1. Происхождение христианства

3. Борьба за образ Христа

4. Соперники христианства

5. Епископы и их власть

6. Император Константин

7. Православие.

8. Католицизм.

9. Протестантство.

10. Распространение христианства

11. Христианство в наши дни.

Заключение


Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от грече­ского Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и ис­ламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в ре­зультате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде рай­онов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутст­вуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иу­дее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскреше­ние из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, ев­ропейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Глав­ным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Биб­лия- это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христиан­ской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объеди­няющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автоном­ных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, ме­тодисты, адвентисты и другие.).

Происхождение христианства

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. Его родство с иудаизмом, как уже говорилось, проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельст­вуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания ско­рого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Отно­сительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бес­перспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между рим­скими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обога­тившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обез­доленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда ис­купить все человеческие грехи и пороки.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христи­анство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако ис­тория религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшест­вующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную куль­турно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христи­анством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конг­ломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Фи­лона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Се­неки (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматри­вающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фи­лона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не сущест­вует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о по­каянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели, близко к взгля­дам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общитель­ности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаим­ную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое пра­вило морали, которое звучало следующим образом:

“Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше”

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:

“И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуаль­ной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенст­вование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианство различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. Ока­залось, что даже сообщаемые ими сведения вызывают сомнения. Ведь установлено, что они не из первых рук, хотя лица, считающиеся их авторами, должны были все рассказанное там знать по личным наблюдениям. Между тем эти якобы очевидцы событий, а также их друг и летописец Лука - все они использовали чужие источника. Так, например, Матфей и Лука включили в свои Евангелия почти весь текст Марка и т.д.

Сегодня мы знаем уже, чем это объяснить. Евангелия написаны не Матфеем, не Марком, не Иоанном и, быть может, даже не Лукой. Их создали или собрали из разных письменных источни­ков и устных преданий другие, неизвестные нам авторы, чьи подлинные имена мы, должно быть, так никогда и не узнаем. Даже католическая церковь вынуждена была признать, что вопрос об авторстве Евангелий отнюдь не закрыт, и нельзя возражать против дальнейшего научного иссле­дования этой проблемы. Участники 2 Ватиканского собора, обсуждая “Конституцию об открове­нии”, отвергли большинством голосов следующий пункт: “Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн”. Вместо перечисления этих имен решили вписать - “свя­тые авторы”.

Сегодня у меня был разговор с коллегой, который по происхождению еврей, по поводу того, во что верим мы, христиане, и во что верят они о Боге. Он признался, что не верит в то, что Иисус является Мессией, но что он все еще ждет Мессию. Я объяснил, что и мы ждем Его пришествия во 2 раз для суда, и особенно для того, чтобы принести спасение для тех, кто уверовал в Него, и что это единственный путь, который Бог предлагает нам – рождение свыше во Имя Мессии Иисуса Христа. Он сказал, что христиане были сначала сектой, как и Иудеи, но которая очень сильно выросла до наших дней благодаря тому, что была толерантна со всеми людьми, с целью привлечь их в христианство. Чтобы вы ответили моему коллеге иудею?

Я рад слышать о вашем разговоре с коллегой евреем и что вы сказали ему о спасении во Христе Иисусе.

Секта или нет…

Что касается аргументов, или возражений, которые представил ваш коллега, это правда, что Иудеи смотрели на христианство как на секту. Кстати и сегодня, истинных христиан мало и номинальные христиане (которые обычно встречаются у большинства конфессий) смотрят на них как на секту. Обычно, люди считают сектой небольшое еретическое сообщество, то есть, ведущее к ошибочному учению. Христиане, вначале были в меньшинстве, но что касается учения, они были теми, кто уверовали и следовали обещаниям, данными Богом в Ветхом Завете. Те, кто отвергли эти обещания и Господа Иисуса Христа, отклонились от здравого учения и таким образом стали сектой, даже если их тогда было большинство. Писание говорит нам почему произошло это. В Послании к Римлянам, Апостол Павел написал:

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. (Римлянам 10:1-4)

Евреи отвергли Господа Иисуса Христа и не признали Его Мессией потому что:

  1. имеют ревность по Боге, но не по рассуждению
  2. не разумеют праведности Божией
  3. стараются поставить собственную праведность
  4. не покорились праведности Божией (через веру в Иисуса Христа)

О толерантности

Это правда, что христианство было толерантной религией и принимало всех, кто верил в Господа Иисуса Христа:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоанна 3:16)

Есть много других религий в мире, которые открыты для всех людей и не ограничиваются каким-то одним народом, и правда то, что все распространились очень сильно. Таким образом, мы не можем пренебречь этим фактом, упомянутым вашим коллегой евреем.

Но если мы говорим о толерантности, то должны упомянуть и то, что мир был совершенно нетерпим к христианству и что нет другой такой религии в мире, которая подверглась бы таким большим преследованиям на всем протяжении ее истории. Есть большие мировые религии, которые распространялись мечом, войнами и насилием. Но не так было с христианством в начале его распространения. Когда читаешь Историю Христианства, поражаешься тому, каким большим преследованиям были подвержены верующие и насколько большими были преследования, настолько сильнее распространялась вера. Еще тогда, когда начались преследования со стороны евреев, Апостолы Петр и Иоанн были приведены перед Синедрионом и им запретили проповедовать христианское учение под страхом смерти:

Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. (Деяния Апостолов 5:29-40)

Хочу привлечь ваше внимание к сказанному Гамалиилом, а именно, что “если это предприятие и это дело(христианство) – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками”. Христианство от Бога и учение Божье для спасения каждого человека. Поэтому, никто из людей, со всеми преследованиями, организованными против христиан, не смогли уничтожить его, потому что никто не мог и не сможет противостоять Богу.

Ваш коллега еврей, каждый еврей и любой другой человек в этом мире, должен знать и верить словам Иисуса, который сказал: “Я есмь Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня.” Бог принес спасение евреям и всем людям.

Перевод: Моисей Наталья

Вопрос, почему христианство всего за 300 лет своего существования, так быстро распространилось по миру, тревожит многих ученых. Чем данная вера стала столько притягательной, что быстро вытеснила другие религии. Хотя на этот вопрос нет однозначных ответов, принято несколько наиболее близких к истине объяснений.

Распространение христианств в Римской Империи было обусловлено скорее ее внутренними проблемами. Здесь не было каких-то четких граней между разными языческими культами, и различные религиозные идеи составляли собой единую систему верований. Распространявшееся в Римской Империи христианство не носило ярко выраженного политического характера, хотя требование отказаться от язычества имело в некотором смысле революционный характер. Между тем, римляне воспринимали идею одного Бога, как не противоречащую язычеству, ведь все Боги подчиняются одному всемогущему Богу, о котором и говорят христиане. Поэтому идея монотеизма стала плавно приходить в римские дома. Именно религиозная терпимость и гибкость, царившие в Римской Империи создали превосходную основу для развития христианского культа.

Но поскольку христианство было новой религией, а не древней системой верований, к нему все равно относились с подозрением, особенно со стороны властей. Активные преследования миссионеров продолжались со II по IV век н.э., когда христианство стало полностью разрешенной религией. Между тем, практически во всех слоях населения существовала некая неудовлетворенность умственных и духовных потребностей, что обусловило необходимость поиска новой религии, коей и стало христианство. Оно дало наиболее правдоподобные ответы на важнейшие вопросы, на которые языческие культы не давали ответ. Это, что происходит с душой после смерти, кто спасется, существует ли божественная справедливость и т.п. Кроме того, тяжелое экономическое положение Римской Империи и угроза со стороны нападавших варварских племен лишь усилили у римлян ощущение страха и потребности в утешении. Надежда, данная христианами, что в «том» мире будет лучше, стала главным инструментом продвижения христианства в Римской Империи.

Между тем, способ распространения идей христианства играл не меньшую роль в его развитии, чем сами идеи. Миссионеры старались продвигать их сначала среди мало образованного населения, поэтому до IV века приняли немного интеллектуалов. Большинство же новообращенных не умели писать и читать, а также жили рядом с язычниками, вместе с ними трапезничали и даже выполняли некоторые языческие обряды. Лишь через несколько веков длительной работы над совершенствованием идей верования и богослужения люди стали забывать о языческих культах.

Главную роль в миссионерской деятельности играли харизматичные личности, походившие на апостолов и, в частности Павла. С каждым разом проповеди становились более четкими и более требовательными, например, языческие боги стали считаться злокозненными и вредными, а истинная религия - это только монотеизм. Но интересно, что в плане обрядов христианство вобрало в себя многое из язычества - христиане молились в воскресенье, обратясь на восток, так же, как и язычники, богу Солнца. День рождения Иисуса, как и рождение бога Солнца, праздновалось 25 декабря, поэтому в глазах простота народа старый и новый культ слились воедино.

Типичными зачинателями христианского миссионерства Римской Империи являются Антоний и Мартин, которые вели образ жизни монахов. В своих проповедях они раскрывали преимущества христианского Бога по отношению к языческим - справедливость, победу сил добра над силами зла, прощение грехов и др. Чудеса и обещание вечной счастливой жизни избавляли людей от страха перед смертью, а также стали стимулом для тех, кто вел скудную жизнь. По сути, христианство отвечало человеческой жажде истинного счастья.

Немалое значение в распространении этой религии играла и христианская благотворительность. Забота христиан о бедняках, больных и неимущих производило колоссальное впечатление на соседей-язычников, которые в деятельности миссионеров убеждались и в добром одном Боге. А стойкость христианской веры, несмотря на преследования, для людей свидетельствовала об истинности данной веры.

Особенно христианская религия понравилась женщинам, поскольку она не просто пропагандировала святость брака, а и обещала спасение не только мужчинам, но и женщинам. Новое верование не делило людей по полу, классу, социальному статусу и другим признаком, ведь перед христианским Богом и раб и аристократ были равны, причем христианство очень противилось рабству. Презрение любых силовых методов, пропагандируемое христианством, делало эту религию аполитичной, поэтому она становилась некоторой опасностью для существующего политического и общественного строя. Однако христианство предложило единую веру и ощущение надежности людям, жившим в опасное время, поэтому очень быстро укоренилось в Римской Империи. А после приема христианства императором Константином, данная религия начала обретать роскошность и богатство, поскольку величие христианской религии начало подтверждаться строящимися роскошными церквями и большими денежными пожертвованиями со стороны каждого жителя, т.к. немалая часть от уплатыналогов отправлялась на нужды богослужения.

Сильнее любой другой религии и способствовало появлению современного Западного мира. Даже современный способ летоисчисления – одно из следствий проникновения христианства в мировую культуру.

Как распространялось христианство

Долгое время христианство оставалось маргинальным течением иудаизма. Возникло оно в Палестине в 1 веке нашей эры, распространившись сначала среди местного населения как одно из течений иудаизма, которых на тот момент было множество. Уже в первые полвека своего существования христианство стало популярным вероучением среди множества , населявших Римскую империю. Этому немало поспособствовали путешествовавшие по Римской империи и ближайшим к ней адепты нового учения. По преданию, распространением учения занимались непосредственно ученики Иисуса Христа. Активных проповедников новой религии не останавливали даже гонения и угроза смертной казни.

Вопреки распространенному мнению, Римская империя не стала первым христианским государством, несмотря на то что император Константин принял христианство незадолго до своей смерти и способствовал его распространению на территории страны. Первой была Великая Армения.

Однако роль Рима в распространении христианства очень велика. Именно благодаря величине империи территория влияния новой религии расширялась столь стремительно.

Как Армения приняла христианство

До принятия Арменией христианства к новой религии местные жители относились более чем настороженно. Христиан, а также тех, кто помогал им укрываться, казнили, так как, по мнению властей, это вероучение могло подорвать устои государственной системы и язычества.
По армянскому преданию, царь-язычник Трдат, казнивший святых дев-рипсимеянок после того, как одна из них отказалась стать его женой, серьезно заболел от потрясения, вызванного их казнью.

Его сестра Хосровадухт увидела во сне, что излечить его сможет только освобождение из темницы святого Григория. После того как освобожденный Григорий был принят во , царь исцелился. На местах гибели дев-рипсимеянок были возведены часовни. Впечатленный этими событиями, царь Трдат принял христианство вместе со всей своей страной.

Церковная иерархия – армянское изобретение. В каждой земле, подчиненной Трдату и его вассалам, было назначено по епископу.

Таким образом, Великая Армения стала первым христианским государством, опередив Рим, Грецию и Эфиопию.

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле .

Во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства "нет ни эллина, ни иудея", что Богу угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру и исповедание .

Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего «пророческого дара», а вследствие своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков, этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов, вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.

Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти пророчества с их чаяниями, надеждами, проклятиями и ненавистью особенно ярко выражены в «Апокалипсисе» Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в фантастической форме «видений» .

Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по - своему объяснять те или иные его проблемы. Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и близостью к апостольной традиции. Оно часто бывало, предопределено географическими, политическими, экономическими и другими подобными обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви.

Было естественно, что и христианская община мировой столицы стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века, появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей в христианском мире, а римскому епископу дан примат, т.е. высшее иерархическое положение.

Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения" трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви более были не нужны .

Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки- проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений" осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.

Таким образом, очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь, его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 году в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти.

Успех проповеди заключался в том, что она была лишена национальных и социальных предрассудков, осуждала рабство, обращалась к лучшим качествам человека. Наиболее новым было обращение к человеку и его предназначению.

Христиане создали новый тип мировоззрения людей. В центре этого мировоззрения находятся не отношения между людьми, а отношения между человеческой душой и Богом, то есть моральные отношения между людьми вторичны. Таким образом, в центре нового мировоззрения оказалась новая мораль, которая подчинила себе все области культуры, включая право. Для христианской морали характерно совершенно новое для Европы понятие греха как внутреннего духовного падения личности. Грех - это то, в чем человек часто и самому себе боится признаться. Наиболее опасны не совершенные действия, а внутренний мир человека. Он может не совершать ничего плохого, но открыть злу свою душу. Постепенно сложилась морально-юридическая система христианства. В наиболее четком виде она была впоследствии сформулирована в начале XIV в. в поэме Данте Алигьери “Божественная комедия” . Христианство впервые дало человеку свободу выбора между добром и злом, то есть свободу морального и правового внутреннего выбора - между преступлением и законом. Совершаемого ежесекундно выбора между вечной жизнью и вечной смертью.

С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу . В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.