Религиозно мифологические представления и культы древних египтян. Древняя мифология Египта: особенности, боги, мифы

В противоположность Месопотамии, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.

Название страны – «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее - «чернозём», - в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура аф­риканского происхождения. Ее характерные черты - иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль - зародились до 3000 г. до н.э.

Согласно мифологическим представлениям главным божеством древних египтян был бог солнце Ра.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот).

Он почитался как изобретатель иероглифи­ческой письменности и медицины, по­кровитель знаний, писцов и мудрецов. Согласно преда­нию, Тот разделил человечество по язы­кам, придумал математику и астроно­мию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными сред­ствами; ему приписывалось и составле­ние самых древних египетских медицин­ских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы.

Богиня Исида - почиталась как охранитель­ница царской власти, покровительни­ца детей и изобретательница магиче­ского врачевания.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних егип­тян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестя­ми.

Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачева­ния. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (могущественная) - грозная богиня войны, чумы и солнечного жара.



Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт. Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или про­стой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиоз­ными представлениями и культами.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ , который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконеч­ным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в заг­робной жизни даруется через единство (совместное существование) трех суб­станций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»).

Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и оби­тают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хо­ронил умерших в «красной земле» со­седних с долиной Нила пустынь. Воз­дух и почва Египта обладают превос­ходными консервирующими свойства­ми. Раз­витие цивилизации привело к строи­тельству специальных закрытых поме­щений для захоронения знатных умер­ших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусствен­ные методы. Так возникла мумифика­ция, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon - бальзам).

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете. Тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки - Геродот (около 484- 425 гг. до н.э.) и Диодор (около 90 - 21 гг. до н.э.).

Развитие медицинских знаний являлось неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта. Оно возникло из практического опыта на­рода и в то же время тесно переплеталось с мифологическими воззрениями древних египтян.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубо­кими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев.

Уже в середине 2-го тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль они отводили сердцу и сосудам. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций.

Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме» . «Пневма» - это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.

Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах - «мету» не допустить «закупорки», «переполнения», «недостаток» и т.д.

В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылка­ми на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, с одной стороны, усиливали действие лекарственных средств, а с другой - от­пугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали непри­ятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экс­кременты и мочу животных и т.д.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Египтяне но­сили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать Древний Египет роди­ной косметики .

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина - моллюска. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осу­ществляется под руководством ВОЗ - Всемирной организации здравоохране­ния с 1958 г. по предложению Египта - страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас тек­стов об оперативном лечении (хирургии) - Большой хирургический папирус Эд­вина Смита (XVI в. до н.э.). В нем описаны 48 случаев травма­тических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, пред­плечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких-либо элементов магии и мистики. Представляя каждый травматический случай, автор папируса Смита дает ему название, описывает признаки повреждения, делает заключение и назна­чает лечение. Причем в заключении определяется степень тяжести каждого случая и возможность его излечения: «Это болезнь, которую я вылечу» или «Это бо­лезнь, с которой следует бороться», или «Эта болезнь неизлечима».

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы вра­чеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе ле­чения в одной из трех фраз: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса да­вал четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные луб­ки («шины») и тугое бинтование по­врежденной конечности льняной тка­нью, пропитанной смолой. Лечили раны, проводили ритуальное обрезание и кастра­цию евнухов.

В Древнем Египте издавна суще­ствовала профессия врачевателя зу­бов. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли (как и в Древней Месопотамии) нали­чием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, но не останавливали дальнейшего развития заболевания.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил . Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки (эллины) считали египтян основателями “предупредительной” медицины.

Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные ре­зервуары - колодцы. В некоторых городах обнаружены многочисленные глиняные трубы, пролегаю­щие под землей. Они могли служить как для подачи воды, так и для стока нечистот. Во дворцах фараонов и домах знати имелись ванные и туалетные комнаты.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

Врачебное искусство в Египте было разделено таким образом, что каждый врач излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали пере­даваться и по наследству - от отца к сыну.

Деятельность врачевателей в Древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал даже при неудачном исхо­де лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.

В Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием . Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.

Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Мифологические представления древних египтян.
Пирамиды и храмы Древнего Египта.

Алматы 2012
Содержание
I. Введение стр. 3
II. Мифологические представления древних египтян
1) Космогонические мифы стр. 4
2) Мифы заупокойного культа стр. 6
3) Земледельческие мифы стр. 7
4) Приложения (иллюстрации) стр. 10
5) Заключение стр.14
III. Пирамиды и храмы стр. 16
1) Архитектура: а) Раннего царства стр. 17
б) Древнего царства стр. 18
в) Среднего царства стр. 20
г) Нового царства стр. 22
д) Позднего царства стр. 25
2) Заключение стр. 27
IV. Список использованной литературы стр.28

Введение
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой инесистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго довозникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения иразвития христианства.

Мифологические представления
Космогонические мифы
Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чемкосмогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира,возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода изхаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как быповторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним...

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например, бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу -- человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысел определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминаются певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии.

Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как рассказы о деяниях богов -- развитию египетской литературы.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином "ка") и его души ("ба"). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумии в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник -- ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей -- слуг, работников, которые назывались "ушебти".

Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Прошлое и настоящее этого государства переплетены воедино нитями исторических событий и удивительных историй. Древнеегипетские мифы - это по-настоящему ценный дар, который помогает современным историкам разгадать многие тайны прошлого этой страны. Именно в них заложен смысл существования и взаимодействие их с окружающим миром.

Особенности египетской мифологии

Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд? Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.

Герои мифов Древнего Египта

Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, поэтому главными их героями всегда были многочисленные боги. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. В то же время население Древнего Египта считалось приближённым к божественному началу, ведь, согласно всё тем же мифам, боги в давние времена проживали среди людей, а их прямые потомки становились царями и заботились о своём народе.

Боги-злодеи и боги-помощники

О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта? Боги - вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. И древнеегипетская не является исключением. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.

Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра - бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум - бог заходящего солнца. В Гелиополе, находящемся в Нижнем Египте, главным божеством был признан Геб, бог земли, а в Мемфисе - Птах. Вот такое вот разнообразие. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон.

Кроме выше описанных созданий, мифы о древних богах Египта упоминали и других, не менее важных и влиятельных сущностей. Положительные роли при этом принадлежали Амат за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Кроме того, нередко с положительной стороны в мифах упоминались Анубис, Исида, Осирис и Птах. Жестокими, и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек - бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет - владыка ветров и пустыни, Сехмет - богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.

Особенно интересны древнеегипетские мифы о неба и земли, то есть мира. В разных центрах Египта главная роль отводилась какому-то одному божеству, а другие были ему либо помощниками, либо сопротивлялись и строили козни. Существовала только одна точка соприкосновения этих космогонистических направлений - божество Нун, символизирующее Изначальный Хаос.

Мифы о сотворении мира по версии Гелиополя

Население египетского города Гелиополь и его окрестностей верило в то, что сотворение мира, а точнее сказать, всего сущего на земле, состоялось благодаря Атуму. По их мнению, именно этот бог был самым первым существом, возникшим в глубинах Нун - безбрежной, холодной и тёмной субстанции. Не найдя твёрдого места, с которого он мог бы попытаться сотворить свет и тепло, Атум создал Бен-Бен - холм, возвышающийся посреди холодного безжизненного океана.

После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана, и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.

Шу и Тефнут тем временем родили Геба и Нут, которые в скором времени стали жить как муж и жена. В скором времени богиня небосвода Нут родила Осириса, Сета и Хора, Исиду и Нефтиду. Всё божественное семейство, согласно этому мифу, составляет Великую Девятку богов Египта. Но это далеко не единственная версия порядка появления высших существ, а значит, и их главенства. Древняя мифология Египта содержит ещё несколько историй на эту тему.

Сотворение мира: Мемфисская космогония

Согласно версии сотворения мира, изложенной в свитках, которые были найдены в Мемфисе, первым богом, возникшим в глубинах Нуна, был Птах, представляющий собой земную твердь. Усилием воли он исторг из земли сам себя и обрёл тело. Птах решил создать себе верных помощников из того же материала, из которого возник сам, то есть из земли. Первым на свет появился Атум, который по воле отца воссоздал из тьмы Нуна Великую Девятку богов Египта. Птаху оставалось только наделить их мудростью и могуществом.

Фиванская версия происхождения мира

В Фивах история несколько отличается от тех, которым следовали в других областях Древнего Египта. Первое и самое существенное отличие - это количество богов: если в других версиях это была Великая Девятка, то Фиванская предполагает наличие трёх верховных существ: Мина - Амона - бога солнца, и бога войны Монту. Творцом всего мира считался Мин. Несколько позже Мин и Амон уже представлялись как единое божество, символизирующее солнце, которое дарит свет, тепло и богатые урожаи.

Гермопольская космогония о происхождении мира

Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт - богов ночи и тьмы. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это так называемая Великая Восьмёрка. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой - Огненный холм. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Так богов стало девять, и они смогли заняться сотворением людей.

Жизнь после смерти в мифах египтян

Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых.

Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.

Борьба добра со злом в египетских мифах

Не обошла древняя мифология Египта и такую тему, как борьба добра со злом. На сегодняшний день переведено множество историй о том, как боги Египта сражались со злыми божественными существами, которые чаще всего представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов. Главным борцом с ними являлся, конечно же, бог Солнца, а главными помощниками в восстановлении порядка были изначальные боги - Шу, Монту, Нут и другие. Согласно мифологии, битвы Ра со злом происходят каждый день, и не только в мире живых, но и в царстве мёртвых.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………. .3
Глава 1 . Религиозно-мифологические представления древних египтян……………………………………………….5

      Египетская мифология…………………………….5
      Древнеегипетская «Книга Мертвых»……………12
Глава 2 . Магия в Древнем Египте…………………………..20
2.1 Магические камни и амулеты………………….21
2.2 Магические фигурки……………………………24
2.3 Магические рисунки, формулы, заклинания…..30
2.4 Магические погребальные ритуалы……………35
Заключение …………………………………………………. .40
Список литературы …………………………………………41

Введение.

Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, насколько важное место занимала в египетской религии и культуре вера в магию, то есть в то, что с помощью магических практик (имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти» 1), можно достичь сверхъестественных результатов. С самого начала своей истории и до ее завершения древние египтяне находились под влиянием этой веры.
Египетская магия возникла в те времена, когда первобытные жители додинастического и доисторического Египта полагали, что земля, преисподняя, воздух, небо, населены бесчисленными существами, видимыми и невидимыми. Существа эти считались дружественными или враждебными человеку в зависимости от того, были ли природные явления, которыми они якобы повелевали, благоприятными или неблагоприятными для людей. Благосклонность кротких и дружелюбных существ могла быть достигнута дарами и жертвоприношениями. А проявлений враждебности со стороны суровых и неумолимых можно было избежать либо ублажая их и льстя им, либо призвав на помощь – посредством амулета, тайного имени, магической формулы, рисунка – силы более могущественные, чем та, что угрожала ему. Большинство древних народов использовало магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъестественного существа, позволить ему достичь того, что находится за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как и истинный обладатель этой силы. Но египетская магия заставляла дружественные и враждебные силы исполнять волю человека независимо от их желания.
Из религиозных книг Древнего Египта мы знаем, что сила жреца или человека, знающего и умело применяющего магию, считалась почти безграничной.
Элементы египетской «черной» и «белой» магии можно проследить в магических системах многих стран мира. Невозможно сказать точно, сколько верований и религиозных систем других народов испытали на себе их влияние, но несомненно одно: религиозные идеи многих языческих культов и христианских сект берут свое начало в Египте.
Целью данной работы является изложить идеи верования древних египтян относительно богов, Суда, Воскресения и Бессмертия. Рассмотреть какими способами они влияли на судьбу человека, народа и государства в целом. Попытка дать представление о магической стороне египетской религии.

Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян.

1.1 Египетская мифология.
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
Космогонические мифы , судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба 2 и Нут 3 как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом 4 и Хепри 5 . Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.
Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.
Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Мифы заупокойного культа.
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых» 6). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист » - утверждает умерший на суде).
Земледельческие мифы.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине Рененутет 7 и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

1.2 Древнеегипетская «Книга Мертвых»

Древнеегипетская «Книга Мертвых» - собрание заклинаний, которое египтяне (в эпоху Нового царства и позднее) помещали в гробницы, чтобы умершие могли благополучно преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветленное бессмертие. Этим термином нынешние египтяне обозначали папирусные свитки с таинственными письменами и рисунками, которые они находили вместе с мумиями своих далеких предков, никак не распространяя его на содержание текста, которого они, разумеется, не знали.
Подлинным названием «Книги Мертвых» было «Эр ну перэт эм херу» 8 . В нем отражается основная суть этого замечательного текста: помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть - «обновиться», как говорили египтяне. Победить смерть, чтобы вести уже потом духовно-чувственное существование в омоложенном, прекрасном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении своих родных и близких. Это книга о преодолении смерти, о победе над ней и одновременно о том, как это сделать.
История «Книги Мертвых» восходит к бесконечно отдаленным временам, когда первобытные религиозные представления древних обитателей нильской долины стали складываться во все более усложнявшийся культ местных богов и оформившийся в своих основных особенностях погребальный ритуал. Видимо, еще до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал складываться сборник заупокойных формул, много позднее, при фараонах V-VI-й династий (ок. 2355 г. до н. э.) начертанный на стенах погребальных камер уже весьма скромных но размерам царских пирамид (знаменитые грандиозные пирамиды в Гизе «безмолвны»). В первый раз это произошло при фараоне Унисе, уже на исходе Древнего царства.
Эти надписи обнаружил в конце прошлого века выдающийся французский египтолог Г. Масперо и назвал их «Текстами Пирамид». Это произведение, судя по всему, было записью погребального ритуала и касалось исключительно царской особы, что, естественно не означает, что у всех прочих обитателей Египта вообще не было никаких представлений о посмертном существовании. Однако в гробницах некрополей Древнего царства текстов, касающихся посмертного проживания «простых» умерших, нет. Так что, говоря об эпохе Древнего царства, мы можем судить только о посмертном бытии фараона, которого ожидало предстояние перед богами и вступление в их сонм. После смерти он взлетал на небо и там, в бесконечном звездном пространстве, плыл вместе с солнечным богом Ра в «Ладье Миллионов Лет». «Твои крылья растут, как у сокола, ты широкогрудый как ястреб, на которого взирают вечером, после того как он пересек небо»; «Летит летящий. Он улетел от вас, люди, ибо он не принадлежит Земле, он принадлежит небу...»
С завершением Древнего царства, в конце третьего тысячелетия до н. э., погребальная литература претерпевает значительные изменения. Теперь не только фараон располагал заупокойными текстами, отправляясь в царство богов: подобная судьба ожидала каждого. Уже при последних династиях Древнего царства «Тексты Пирамид» начинают покидать погребальные камеры всеегипетеких владык и появляются на внутренних и внешних стенках прямоугольных деревянных саркофагов их подданных. Во многом - это те же «Тексты Пирамид», но все-таки они уже настолько от них отличаются, что явно представляют собой новый этап развития заупокойной литературы. В «Текстах Саркофагов» (так их называют в научной литературе) связанный с обожествлявшимся фараоном солнечный культ переплетается с хтоническим (земным); загробный мир располагается в совершенно особом месте пространства вселенной, куда каждую ночь отправляется Ра со своей свитой, чтобы сразиться с силами мрака. Здесь, как и в «Текстах Пирамид», много магических формул и заклинаний, упоминаний древних мифов (уже в большей степени относящихся к Осирису) и литургических речитативов. Все это разделено на отдельные «изречения», или главы, которые имеют свои названия, многие из которых вошли потом в «Книгу Мертвых». На саркофагах XII-й династии (ок. 1991 г. до н. э.) появляется еще один текст, посвященный загробным странствиям и относящийся по языку к эпохе Древнего царства. Это знаменитая «Книга Двух Путей», созданная для того, чтобы облегчить почившим дорогу к Полям Хотеп (Поля Мира) полям вечного блаженства, где пшеница в рост человека, где не бывает неурожаев и голода, где покойные пребывают в нескончаемом блаженстве под сенью Наунет- таинственного неба загробного царства.
Именно в «Книге Двух Путей» впервые появляются иллюстрирующие текст изображения, имеющие столь важное значение в «Книге Мертвых». Б. А. Тураев пишет о «Книге Двух Путей» так: «Это иллюстрированный vade mecum покойника, облегчающий ему путь на суше и воде загробного мира и состоящий из карты последнего и текстов, которые распадаются на 16 «глав» (сб. «изречений») в трех группах. Первая группа начинается обращением к какому-то божеству, дающему пропуск для путешествия по некрополю Сокара Ра-Сетау, где умерший облегчает страдания Осириса, который затем прославляется. Странствующий затем говорит о своей победе над врагом, которого держит в своих когтях, как лев. Все это заканчивается словами: «Книга сия была под сандалиями Тота. Конец ее...» Вторая группа говорит о паломничестве умершего по различным египетским святыням, очевидно, перенесенным в иной мир. Он заходит и в Гелиополь, и в Буто, и в «Дом жизни Абидоса», и «на чистую землю Нила»; везде видит местные святыни и примечательности. Третья группа собственно и представляет «Книгу о двух путях». После изображения дверей к этим путям дается карта, разделенная во всю длину красной полосой, изображающей «море огненное»: сверху от нее - «водные пути», снизу - сухопутные. Первые ведут сначала вдоль огненного озера; текст предупреждает на перекрестке у огненного моря: «не иди к нему». На суше душа проходит по плотинам, охраняемым стражами, перед которыми приходится читать «изречение прохождения» или выдавать себя за богов для свободного пропуска. Как видно из приведенного описания, достижение мест вечного блаженства было нелегким, а порой смертельно опасным и становилось практически невозможным без точного знания топографии загробного мира и представления «в лицо» его обитателей. Без точной карты и подробного изображения нельзя было отправляться в дорогу по двум путям царства мертвых. Отныне заупокойная литература стала сопровождаться рисунками, облегчавшими это рискованное путешествие и ставшими со временем самостоятельным видом египетской графики- неотъемлемой частью папирусов «Книги Мертвых.
С концом Среднего царства наступает и новый период в развитии религиозной литературы. В эту пору заупокойные тексты, записанные на папирусе, становятся достоянием почти всех слоев в населения. Как и в предыдущую эпоху, складывается основной сборник погребальных текстов, заменивший «Тексты Саркофагов» Среднего царства. Уже в самом его конце появляются первые папирусные свитки, а с ХVIII-й династии (ок. 1552 г. до н. э.) они распространяются повсеместно. «С этого времени начиная,... религиозные тексты, касающиеся подземного мира, были собраны вместе и записаны в той форме, которую мы теперь знаем как «Книгу Мертвых», и каждый египтянин, который был достаточно состоятелен, чтобы позволить себе заплатить писцу даже за самый неполный список священных текстов, брал с собой в могилу свиток папируса, который мог быть коротким отрывком, заключавшим не более чем самые необходимые главы, или мог быть внушительным произведением, достигавшим сотни или более футов длины и заключавшим все меры предосторожности, какие мудрость египетского писца знала против опасностей мрачного мира Дуата. Вот почему девять из каждых десяти египетских папирусов - погребальные папирусы, и почему девять из каждых десяти погребальных папирусов - копии того, что мы знаем как «Книгу Мертвых», другие же являются копиями позднейших вариантов и сокращений этой основной книги- «Книга Врат», «Книга Дыхания», «Книга знания того, что есть в подземном мире», и так далее» 9 . Безусловно, изготовление папирусных свитков требовало гораздо меньше затрат времени и средств, чем роспись громоздких деревянных ящиков. Также следует помнить, что в эпоху Нового царства получают распространение антропоидные саркофаги, повторяющие форму человеческого тела и непригодные для помещения длинных надписей. Новый папирусный сборник изготовлялся почти что «на потоке» с оставлением свободного пространства для имени покупателя. Так сделано подавляющее большинство свитков.
«Книга Мертвых» явилась как бы итогом всего долгого развития египетской религиозной литературы. Этот, третий этап ее существования, соответствующий эпохе Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.), показывает, какой непростой путь прошла богословская мысль за долгие сотни лет. Главным объектом заупокойного культа становится Осирис - хтоническое божество, Благой Бог, мудрый владыка царства мертвых, подземное солнце, вершащее посмертный суд и восстанавливающее справедливость, чей дом находится прямо на Полях Иалу (Поля Камыша), где трудятся почившие.
Как у очень многих других народов, у египтян была уверенность, что на некоторые события в ином мире можно влиять и отсюда. Можно, например, как-то повлиять на судьбу покойного или повоздействовать на высшие силы, действующие «оттуда». Для этих целей прибегали к магии.
Магия древних египтян это одно из самых притягательных явлений для современных почитателей мистики и сокровенных знаний древности, но по сути она очень близка к действиям, совершаемым шаманами, чья деятельность в основном и направлена на воздействие на потусторонние силы иного мира.
Теперь - о самом тексте. «Книга Мертвых» представляет собой сборник различных по назначению изречений, часто в литературе условно именуемых главами. Их можно разделить на три категории: молитвы и гимны различным богам, магические заклинания и записи погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и т. п.). Порядок и число изречений в разных списках были различными. Причем, не последнюю роль здесь играла состоятельность заказчика. Общее число изречений, обнаруженных в разных экземплярах «Книги Мертвых»,- 193, но фактически полного собрания глав, видимо, не существовало. Существовал также текст, именовавшийся «Перэт эм херу в одной главе», который при необходимости мог заменить все остальные.
Нынешняя нумерация глав была предложена немецким египтологом прошлого века Р. Лепсиусом на основании изданного им экземпляра «Книги Мертвых» достаточно поздней, Птолемеевской эпохи (305--30 гг. до н. э.), когда порядок следования изречений был уже унифицирован. Хотя подавляющее число изречений имеют заглавия, они далеко не всегда соответствуют содержанию самого текста; в первую очередь это относится к заклинаниям. Говорить о логической структуре каждого свитка трудно, но если рассматривать весь сборник в целом, то она становится более заметной.
Содержание «Книги Мертвых» можно разделить на четыре части (как это сделал французский египтолог А. Морэ): 1) Главы 1-16. шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о «выходе в день»; гимны солнцу и Осирису. 2) Главы 17-63: «выход в день» и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. 3) Главы 64-129: «выход в день» - превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье: познание разных таинств; отвращение в гробницу; загробный суд. 4) Главы 130-162: прославление умершего - тексты, предназначенные для чтения в течение года (в определенные праздники, в дни подношения даров умершему) и имеющие целью обезопасить мумию. Это - содержание собственно «Перэт эм херу»; перед 63-й главой стоит заглавие: «Привнесенное из другой книги в добавление - «Перэт эм херу», и далее следует еще 30 глав.
Колоссальную роль играли рисунки, помещаемые вместе с текстом: первый в истории пример книжной иллюстрации. Так содержание получало не только словесное, но и изобразительное выражение.
Природа египетского рисунчатого письма такова, что изображения на страницах «Книги Мертвых» египтянами не только рассматривались, но и читались почти так же, как и текст. В этом отношении иллюстрации к сборнику были для современников более информативны, чем для нас.

Глава 2. Магия в Древнем Египте.

«Магия» у египтян существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались на законных основаниях во благо живых и мертвых, с другой – она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем, против кого применялась. Нет сомнения в том, что основным предназначением магических книг и церемоний было приносить пользу тем, кто приобрел достаточно знаний. К несчастью, чужестранцы, посещавшие Египет, не поняли его обычаев, в результате чего среди соседних народов было распространено неверное толкование религии египтян и преувеличенное мнение об их возможностях. Магические церемонии, совершаемые при погребениях, представлялись несведущим либо глупыми суевериями, либо приемами «черной» магии.
Если магия любого народа Древнего Востока была направлена против сил тьмы и людей, применявшие ее, добивались того, чтобы противодействовать их жестоким замыслам путем привлечения на свою сторону целого ряда благожелательного существ, - то египтяне стремились обрести власть над своими богами и получить возможность вызывать их по своему желанию. Такие грандиозные результаты достигались при помощи определенных слов, которые для получения эффекта должны были произноситься особым образом специально подготовленным человеком. Можно было также написать их на каком-либо материале – папирусе, драгоценном камне и тому подобных вещах, которые человек носил на себе, если, конечно, действие этих слов могло быть передано на расстояние. Такие амулеты или талисманы в Египте носили почти все, кто мог себе это позволить (будь то мужчина, женщина или ребенок), поэтому нет ничего удивительного в том, что египтяне с древнейших времен считались народом магов и колдунов. Еврейские, греческие и римские авторы говорят о них как о знатоках оккультных наук и владыках сил, которые в зависимости от обстоятельств могут быть использованы на благо или во вред человеку.
Достигнув высокого уровня развития ремесел, египтяне были весьма искусны также и в литературных сочинениях, и в изготовлении книг, особенно тех, что были связаны с церемониями, совершаемые во благо умерших.
Теперь мы кратко рассмотрим основные средства, использовавшиеся египтянами для совершения магических действий: камни, амулеты, фигурки, изображения, формулы, имена, церемонии и так далее.

2.1 Магические камни и амулеты.

Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались египтянами, а позже и другими народами, для защиты тела живого или умершего человека от гибельн
и т.д.................