Русская философия, её истоки и основные особенности. Характерные черты русской философии Сравнительный анализ европейских и русской философии

контрольная работа

3. Раскрытие специфики русской философии по сравнению с восточной и западноевропейской философскими традициями

Вопрос о специфике русской философии сложен, прежде всего, потому, что при ответе на него как бы объединяются в одно целое различные, подчас противоположные друг другу идеи и концепции. Особенности русской философии свойственны и некоторым учениям западной или восточной философии. Но то, что в зарубежной мысли как бы рассредоточено между различными, далеко отстоящими во времени и социальном пространстве учениями, в русской мысли конца XIX - первых десятилетий XX в. оказалось оригинально сконцентрированным в одной стране, на одном - довольно коротком - витке развития ее культуры и философии.

Первая особенность русской философии - глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов философствования. Тема "кризиса духа", культуры, философии в русской мысли была актуализирована примерно в то же время, что и на Западе. В.Соловьев обсуждал ее уже в 1874 г. в своей магистерской диссертации "Кризис западной философии" и продолжил ее осмысление в последующих работах. В те же десятилетия формировалась "философия кризиса" Ф. Ницше, которая стала известна в России позже, чем философия В. С. Соловьева. Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии - сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей было того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской культуры. После Октябрьской революции тема "кризиса духа" в русской философии зазвучала еще громче и трагичнее. Философы России полагали, что "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации. Они по существу предвидели, что к теме кризиса философия в XX в. должна будет неоднократно возвращаться. И в самом деле, многие мотивы философии кризиса звучат и сегодня, на исходе столетия.

Вторая особенность русской философии XIX-XX вв. - её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал". Это была тема, талантливо заявленная И.Киреевским, Вл. Соловьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. Неверно было бы полагать, что в западной философии не было сходных мотивов. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше в XIX в. начали свою борьбу против диктата рационалистических систем с их абстрактными, т. е. односторонними принципами, против их претензий на универсальную власть над человеческой жизнью. Но такие философы долгое время были как бы на обочине западного философского процесса. В русской же мысли специфическая философия жизни стояла в центре философствования уже в конце XIX и самом начале XX в. При этом русские мыслители подхватили идею немецких идеалистов о примате практического разума перед теоретическим. Но они полагали, что надо пойти дальше и утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому.

Третья особенность русской философии заключалась том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека, Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологической метафизике, ведущей свое происхождение от ряда идей и течений мировой мысли, но особенно - от философских идей метафизики Всеединства и Богочеловечества В. Соловьева. Религиозный идеализм оставался высокопрофессиональным философствованием. Философские работы Г. Плеханова, В. Ленина, в начале века известные лишь в узких марксистских кругах, приобретали все большую популярность. Некоторые из религиозных философов, будущих выдающихся мыслителей России (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.), прошли через увлечение марксизмом. В конце XIX в. они примыкали к так называемому легальному марксизму. Однако грянула первая русская революция 1905 г., показавшая всю опасность российского бунта, и пришли отрезвление и покаяние. Отступление от религии, отказ от Бога были восприняты этими философами как главнейшая причина социальных, духовных, нравственных потрясений, уже постигших и еще ожидающих Россию.

Четвёртая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России объединить гносеологию, новую онтологию с этическими, эстетическими измерениями бытия и познания. При этом необходимо подчеркнуть, что онтологический и гносеологический повороты в российской мысли также состоялись раньше, чем в западной философии. Русская экзистенциально-персоналистская мысль проделала часть своего пути прежде, чем течения экзистенциализма и персонализма появились на Западе. К сожалению, по разным причинам, а в особенности из-за языкового барьера, русская философия даже в серебряный век была мало известна на Западе. Лишь в редких случаях можно говорить о непосредственном влиянии русских мыслителей на философов Запада. Поворот к человеку и личности соединялся в русской философии с резкой критикой западных субъективистско-индивидуалистических концепций. Некоторые историки считают эту особенность русской философии определяющей и связывают ее с пристальным интересом русских мыслителей к проблемам философии истории. В философско-правовом ракурсе русская мысль, тесно связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), выступила с обоснованием прав и свобод личности, обратив внимание на неуважение к ним как особую черту русской истории и обыденного сознания россиян. Вместе с тем русская мысль и в XX в. искала иного синтеза индивидуального и общественного, чем тот, который предлагался, с одной стороны, западным индивидуализмом, а с другой, коммунистическим коллективизмом.

История русской философии

Совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня...

Концепция истины как несокрытости Мартина Хайдеггера

Следующей работой Хайдеггера, к которой необходимо обратиться является "Исток художественного творения", в основе которой лежит доклад 1935 года и которая дополнена пояснениями в 1956 году. Основными вопросами...

Марксистское понимание сознания

Сознание существует, и факт этот не вызывает сомнений. Все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием. Сознание есть то неуничтожаемое, вечное, вездесущее...

Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты: сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории); обновление...

Русская философия находится в центре многих дискуссий. При исследовании социокультурных оснований цивилизационного процесса обнаруживается огромная жизнеспособность духовного, и в частности, философского наследия России...

Особенности и направления русской философской мысли

Понятие космоса в философии

Космос - термин древне - греческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого . Впервые космос как "мирострой" был засвидетельствован около 500 до н.э. во фрагментах Гераклита...

Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени

В новоевропейское время проблема бытия претерпела глубокие изменения. Отказ от метафизики - одно из важнейших событий, сопровождавших изменение отношения к проблеме бытия в Новое время. Термин метафизика (дословно: «то...

Русская философия

Для правильного восприятия творчества русских философов важно хотя бы в общем виде представить наиболее существенные признаки отечественной философии в целом. В своих главных накоплениях русская философия развивалась как религиозная...

Русская философия эпохи Просвещения

Преобразования Петра Первого придали развитию российского общества особый динамизм. Начало развиваться промышленное производство, наука, образование. Кардинально изменился государственный аппарат. Церковь оказалась под эгидой государства...

Философия бытия

Выдающийся философ ХХ в. М. Хайдеггер, посвятивший сорок лет своей жизни проблеме бытия, утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешил судьбу западного мира, который рождался в поэтических изречениях античного философа...

Философия Востока

В древней Индии уже до нашей эры философы - чарваки выдвигали требование объяснить мир, природу, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние китайские мыслители учили...

Философия Древней Индии

В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями...

Философия любви

Тема любви всегда была очень близка русской философии, много глу-боких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, -- это феномен...

Характеристика античной философии

Античность - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - практически одновременно возникает философия...

Говоря о русской философии, следует в первую очередь отметить ее неоднородность. На всем протяжении развития философской мысли в России встречается определенная корреляция с историей западноевропейской философии, и многие влияния западных философов обнаруживаются у отечественных мыслителей. Однако в российской мысли встречаются и совершенно самостоятельные, оригинальные идей, которые во многом определяют ее самобытность.

Крупнейший исследователь истории русской философии В.В. Зеньковский разделяет ее на следующие периоды:

1. ПРОЛОГ к русской философии:

а) до Петра Великого,

в) XVIII век.

2. Первый период - до возникновения систем (ХIХ век - до 70- ых

3. Второй период - возникновение систем (конец XIX века -

первые два десятилетия ХХ века).

4. Третий период - ХХ век (после 1917-го года).

К прологу он относит первые пробуждения духовной культуры в ее самоанализе. Это время в России, как и на Западе, было эпохой господства христианской идеологии, но в отличие от Западной Европы, Россия приняла совершенно иную точку зрения на пути развития религии как таковой. Знаменитый тезис «Москва – третий Рим» во многом определил все дальнейшие искания и находки русских философов. После падения вначале Западной, а затем и Восточной Римской империй, Русь воспринимается как последний оплот и прибежище истинной веры; ее сохранение становится главной задачей. Поэтому первые духовные открытия неразрывно связаны с уникальными российскими религиозными традициями. Собственно философии в этот момент еще не существует, в этом – основное отличие русской философской мысли от европейской. В Европе религиозное христианское сознание пришло на почву, подготовленную античными мыслителями, в России же христианство, напротив, служит истоком философской мысли.

Огромную роль в становлении ранней философии служит традиция, аналогов которой практически не было на Западе – старчество. Старцы не были ни высокопоставленными, ни избранными к служению на определенном поприще священниками, просто когда человек чувствовал в себе потребность духовного саморазвития, он удалялся даже не в монастыри, а в так называемые «пустыни», где проводил время в попытках мистического постижения Бога и мира. Неудивительно, поэтому, что в области гносеологии русская философия не создает никаких самостоятельных систем (наподобие кантовской или гегелевской), а следует по пути мистицизма. Но если в Европе, начиная уже с поздней патристики, а в особенности к концу Х в. мистицизм признается опасным для официальной доктрины и преследуется, то в России старчество пользуется авторитетом как у церковной, так и у светской власти, а наиболее выдающиеся старцы причисляются к лику святых, как это было, например, с Сергием Радонежским. Европейская католическая церковь опасалась потери власти священнослужителей, игравших роль посредников между человеком и Богом – мистическая традиция уничтожала необходимость в таком посредничестве. Папская церковь в лице инквизиции жестоко преследовала такие умонастроения как ереси. Примером могут послужить «Братья свободного духа», проповедовавшие познание через внутренний божественный свет («иллюминизм», по этому термину они также назывались иллюминатами).


Русское старчество направляло мистические порывы не на борьбу с официальной доктриной, а, напротив, на укрепление связей между церковью, государством и обществом.

В ХV111 в. в России происходит процесс секуляризации, т.е. относительного разграничения церкви и светского общества. Надо заметить, однако, что в отличие от Запада, где светские правители стремились к полной независимости от папского престола (английский король Яков 1 учредил даже для этого новую церковь – англиканскую – по уставу которой верховная власть в ней принадлежит именно монарху), в России этот процесс до 1917 г. так и не был завершен. Православная церковь и самодержавие шли рука об руку. Реформы Петра 1, стремящегося развернуть страну к западу, хотя и оказали влияние на появление новых философских школ, тем не менее, не смогли уничтожить древний сплав религиозной и философской традиции. Первый философ, которого можно считать таковым в полном смысле этого слова – Григорий Сковорода – представляет собой пример религиозного мыслителя, направившего духовный потенциал глубоко верующего человека на создание философской системы (с подобным мы сталкивались, говоря о произведениях отцов церкви).

В это же время очевидно прослеживается и другое направление духовной жизни России – проникновение в нее тех самых философских школ Запада. В первую очередь это касается произведений Вольтера и других просветителей; многие исследователи говорят о русском вольтерьянстве, подразумевая под этим определенное вольнодумство в отношении верховной власти и церкви. Екатерина 11, состоявшая в переписке с Вольтером, поначалу поощряла чтение его произведений, однако после Французской революции приказала уничтожить все его труды в России. В. Ключевский отмечает особенность российского восприятия Вольтера: «Потеряв своего Бога, заурядный русский вольтерьянец не просто уходил из Его храма как человек, ставший в нем лишним, но, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать».

Влияние просветителей – как французских, так и немецких – прослеживается в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», прочитав которую, Екатерина, по преданию, воскликнула: «Автор – бунтовщик, хуже Пугачева!». Радищев ставит проблему, которая будет долго оставаться основной во всей социальной философии России. Часто содержание его работы пытаются свести только к описанию тяжелого положения крестьянства и борьбе против крепостного права; это, безусловно, не соответствует действительности. Радищев рассматривает проблему гораздо шире, говоря о необходимости переустройства государства по принципам естественного права, т.е. фактически является проводником идей не только Вольтера, но и Руссо в России.

Х1Х в. отмечен появлением целого ряда школ и направлений – как подражательных, так и оригинальных. В первую очередь надо сказать о взрыве популярности Шеллинга – немецкого философа, принадлежащего к плеяде классиков-идеалистов. Идеи Шеллинга получают распространение у таких несхожих между собой философов, как Чаадаев, Одоевский, Велланский и др.

Помимо «университетского» пути распространения западной философии, следует отметить и влияние Отечественной войны 1812 г., в результате которой философская мысль второй трети Х1Х в. оказывается в первую очередь дискуссией западников и славянофилов.

Возможность непосредственно прикоснуться к жизни западного общества, которую многие получили в результате похода русской армии в Париж, в сочетании с популярностью Шеллинга (и других немецких философов – Канта, Фихте) привела к возникновению в 40-х годах Х1Х в. течения западников, предтечами которых можно считать Одоевского, Веневитинова, Чаадаева. В собственном смысле западники – Герцен, Огарев, Корш и др. – отстаивали необходимость социальных преобразований в России по образу и подобию наиболее развитых западных стран. Они видели в политическом укладе самодержавия и крепостничества источник всех проблем России того времени. Славянофилы же – Аксаков, Хомяков, Киреевский – видели его в реформах Петра, и призывали к возврату в патриархальное дореформенное общество. Русская община признавалась едва ли не воплощением Утопии Томаса Мора..

Последняя треть Х1Х – начало ХХ вв. характеризуются как появлением совершенно оригинальных философских систем, так и широким распространением марксизма, приведшим в конечном итоге к революции 1917 г. Марксисты – Плеханов, Ленин и др. – завершили развитие философии Маркса созданием пролетарского государства. После семнадцатого года вся официальная философия становится отражением господствующей идеологии. Знаменательным является высылка несогласных с этой доктриной философов – знаменитый «корабль философов» - в 1920 г. Представители немарксистской философии – Трубецкой, Соловьев, Франк, Лосский, Бердяев и др.- принадлежали к различным течениям, но можно выделить нечто общее, объединявшее их философские системы. Это в первую очередь идеи соборности и всеединства. Понятие соборности раскрывается уже в учениях славянофилов, у Хомякова оно выражает общий метафизический принцип устройства бытия, утверждающий силу любви как основу существования единого (в противоположность ассоциации – формальному собранию множества разрозненных элементов). Именно соборность должна быть основой общества, как это и было, по представлениям Хомякова и его последователей, в русской крестьянской общине. Понятие соборности, перенесенное в онтологию, дает представление о всеединстве: Вл. Соловьев выдвигает этот принцип как метафизическую общность Бога (абсолюта), бытия мира и бытия человека.

В ХХ в. русская философия в СССР представлена такими именами как В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили, Э.В. Ильенков и многими другими. Находясь в общем русле марксистской идеологии, эти философы являлись, тем не менее, вполне самобытными мыслителями. Параллельно на Западе развивается эмигрантская философия, представленная И.П. Ильиным, П. Сорокиным и др.

РАЗДЕЛ 111. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Систематизация и связи

История философии

РАЗГАДКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Есть мнение, что сегодня в мире существует только русская философия, на Западе философии уже просто нет, метафизика там ругательное слово. Одни считают, что русская философия как отдельный феномен питается определёнными духовными и культурными корнями. Другие полагают, что философия вненациональна; говорить о русской философии всё равно что говорить о русской физике или русской арифметике.

Слышатся призывы: «Давайте сначала будем философами, а потом уже русскими философами». Им отвечают: «Россия производит впечатление великой державы. Но больше она ничего не производит».

Философия - это самосознание нации. Поэтому вопросы, кто мы и зачем, актуализируются всегда, когда наша страна переживает очередной кризис.

06 декабря 2014 года я был на лекции «О природе русской философии», которую прочитал доктор философских наук, профессор А.А.Ермичёв. Речь шла об основном принципе русского философствования: мудрость или разум.

Я задал вопрос: в чём же загадка русской философии?

Ещё в 1917 году русский философ Густав Густавович Шпет написал статью «Мудрость или разум». Он выделил в развитии философии три этапа.

На первом этапе своего развития философия выступает как мудрость и мораль. На втором этапе философия это уже мировоззрение и метафизика. На третьем этапе философия выступает как наука о себе самой, как мышление о мышлении.

Если русская философия есть мудрость, а значит мировоззрение, в таком случае философия это скорее не теория, а образ жизни.

Если отечественная философия есть форма рационального познания, то она неизбежно приобретает облик философской системы, как, например, в Европе.

Таким образом, мы сопоставляем два основных принципа существования философии: мудрость или разум.

Что же правильнее, что жизненнее для нас?

Русская философия - детище первой половины XIX века. Если славянофилы предпочитали говорить о верующем разуме, то западники - о диалектике.

Как соотносятся диалектика и верующий разум? Противоречит ли разум мудрости?

Семён Людвигович Франк говорил, что работ по философии (в европейском понимании этого слова как рационального систематичного освоения действительности) у русских учёных мало. С.Л.Франк считал, что русская философия не достигла качества научности; поэтому нужно говорить скорее о русском мировоззрении, о русской мысли.

Царь Николай I после революций в Европе запретил преподавание философии в университетах. В начале 60-х годов XIX века после возвращения преподавания философии начался новый этап развития русской мысли. Стало хорошим правилом подготавливать учёных-философов в Европе, где они защищали магистерские и докторские диссертации. Таким образом русским стал прививаться европейский рационалистический стиль мышления.

С 70-х годов XIX века в качестве основного направления русской мысли утвердилась религиозная метафизика. В это время русское общество было заражено освободительным антифеодальным движением, социализмом и либерализмом. В результате возникло перекрестие освободительного движения с религиозной метафизикой.

Освоение достижений европейской мысли в последней трети XIX века породили философию русского религиозного духовного ренессанса.

Русский религиозный ренессанс начала ХХ века - странный симбиоз социальности и теоретичности, рационализма и традиционного русского интуитивизма.

В начале ХХ века в кризисный период развития русской истории опять возникли (нео)славянофилы и (нео)западники.

Неославянофил В.Ф.Эрн говорил, что философия как наука вообще не существует, есть лишь конкретные науки биология, арифметика, физика; научная философия это «жареный лёд», а рационализм - это разум человека, взятый в среднем разрезе.

Однако принципиального противоречия между европейским рациональным и русским интуитивным мышлением современники не обнаруживали. Противостояние западников и славянофилов выливалось в желание синтеза достижений западной рациональной философии и мистического опыта востока. Под откровение русского творчества хотели подвести солидный профессиональный технологический фундамент, создавали научную логически апробированную метафизику.

Для сторонников неославянофильства рациональное познание есть абсолютно схематичное. Они считали, будто бы европейцы сводят личное сознание человека только к рациональному познанию, оставляя в стороне внерациональные факторы сознательности, будто бы рациональное познание и содержание сознания есть одно и то же.

Однако в современных философских представлениях признано, что сознание богаче познания; познание не противостоит сознанию, а в нём раскрывается сознание.

Задолго до неокантианства многие философы говорили о познавательном значении сверхсознательного, подсознательного, интуиции, воли, сердца и т.п.

Разум - это квинтэссенция европейского культурного и социального опыта, который стремится к самодостаточности, и потому к отчуждению от человека.

Русская философия в своей истории это скорее мудрость. Мудрость претендует на то, чтобы быть человечной, личностной. И в силу этого мудрость противостоит культуре; она, по большому счёту, антикультурна. Мудрость как бы придерживает культуру - «не уходи от человека».

Согласно мудрости, безграмотная, но порядочная искренне верующая крестьянка достойна занять место в Царствие Божьем. Отсутствие изощрённой научности и культурности не является препятствием в этом.

По мнению А.А.Ермичёва, русской становится любая философская идея любого иноземного происхождения, как только она попадает в пространство русской культуры, изменяется под влиянием этого пространства и становится её функциональным звеном.

«Вопрос о том, чтó есть философия, есть вопрос мировоззренческий, - считает руководитель семинара «Русская мысль» доктор философских наук, профессор А.А.Ермичёв. - И поэтому навязывать трактовку философии, как она принята в прекрасной Германии для нас - ну точно также как навязывать русскую трактовку философии каким-нибудь англичанам или французам. Ну не пойдёт!»

Русская философия складывалась как соединение восточных и западных направлений, как конгломерат различных теорий, концепций, школ.

Западная философия проникла в Россию благодаря реформам Петра I. Но оригинальная или самобытная русская философия появляется лишь в начале XIX века.

У истоков русской философии стояли такие философы-славянофилы как Пётр Чаадаев, который задавался вопросом о смысле России как отдельной цивилизации; Алексей Хомяков отстаивал идею соборности в русской философии.

Центральной фигурой русской философии конца XIX века был Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900). Он выдвигал идею положительного всеединства, во главе которого стоит Бог. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в философии Соловьёва выступал связующим звеном между Богом и природой, Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Николай Бердяев утверждал, что свобода не создаётся Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Характерными чертами русской философии являются космизм, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм.

«Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и Его Царством», - писал Н.О.Лосский.

Недавно в Русской христианской гуманитарной академии доктор философских наук Игорь Иванович Евлампиев представлял свою новую книгу «Исследование истории русской философии: современное состояние и перспективы».

По его мнению, русская философия это религиозная философия. Философия в принципе не может не быть религиозна. Любая здравая философия в конечном итоге говорит о том, что человек существо в какой-то степени бесконечное и абсолютное. Философия предлагает человеку задуматься и понять, что он есть больше и выше, чем на самом деле.

Все великие философы в той или иной степени говорят о Боге. И Платон, и Аристотель тоже религиозные философы (хотя христианства ещё не было). Они говорили о некоем вечном, абсолютном, трансцендентном. Это то в философии, что связывает её с религией. А религия - это некое учение, которое культивирует соответствующее абсолютное измерение человека, его отношения с некими высшими измерениями бытия.

История философии это противостояние двух религиозных традиций. Хотя в реальной жизни две тенденции взаимодействовали.

По мнению И.И.Евлампиева, в истории было не одно, а два христианства. Одно реализовано в церковной традиции, а другое - в виде различных гностических ересей.

В церковной традиции (католицизма, протестантизма, православия - совершенно не важно), главный принцип - принцип онтологической дистанции между человеком и Богом. В этой традиции человек и Бог разделены радикально благодаря грехопадению и не снимаемого греха. И поэтому, хотя человек и богоподобен, но в своей жизни он не может претендовать на абсолютность (которая чисто потенциальна и будет реализована в потусторонней реальности), но в своей жизни своими делами мы никогда не сможем её реализовать.

Главный принцип альтернативной версии христианства (духовной) - это принцип боготождества: человек и Бог тождественны, где тождество предполагает и различие. Человек потенциально тождественен, и может и даже должен раскрыть эту божественность, эту абсолютность в своей жизни. В этом случае религия говорит о путях раскрытия этой божественности. Это мистический акт, в котором человек раскрывает в себе Бога, сливается с Богом.

В рамках церковной религиозности не допустимо утверждать, что человек приходит в сущностное единство с Богом. А это главное в традиции духовного христианства.

Все значимые русские системы зависимы от западной философии. Но главная специфическая черта русской философии в том, что в ней абсолютно господствует подлинное христианство, но которое церковь называет еретическим.

По мнению И.И.Евлампиева, универсальная парадигма русской философии состоит в том, что подлинный смысл христианства был утрачен. Русские философы ищут подлинного, утраченного христианства, потому что они видят, что христианство, которое связано с церковными традициями, оно не способствует, а скорее препятствует раскрытию в человеке творческих, культурных начал. В своих поисках философы неизбежно выходят за рамки церковной религиозности и в итоге противостоят ей. Судьба русской философии - быть еретической!

Существует мнение, что, даже если философия соотносит себя с религией, это ещё не означает, что она религиозная философия.

Одним из принципов Новой Русской Литературы является религиозность (духовность), что не одно и то же. Поскольку всякая религиозность духовна, но не всякая духовность религиозна.

Гейдар Джемаль считает, что религиозная философия это оксюморон; может быть только теология. Теолог работает с откровением. Откровение это формат теологии, а не философии. Грядёт время людей веры. Теология ляжет в основу новой математики и новой физики, новой политики, новой идеологии. Потому что мы входим во времена эсхатологического заката истории.

Александр Гельевич Дугин полагает, что в период модерна человек верующий освобождается от рациональных догматов времени и становится познающим. Познающий человек через сомнения в вере становится актором модерна. Сейчас налицо переход от человека познающего к человеку постпознающему в информационном обществе. После разрыва с христианским нарративом человек остался без веры.

Религиозная вера это частный случай веры, это превращённая форма эмоциональной трансцендентальной сущности человека. Религия несёт нам знание о неведомом мире.

Противопоставление веры и разума не было ни в авраамической традиции, ни в православном христианстве.

Благодарение и хвалебное отношение к миру первичнее, нежели научное, рациональное.

Русская философия ориентирована на образ Божий в человеке. Это философия верующего разума, который доверяет Богу, а не только самому себе.

Доктор философских наук, профессор В.Н.Сагатовский выделяет следующие доминирующие черты русской философии.

1\ Нацеленность на решение практических смыслозначимых проблем конкретной жизни.

2\ Жизнь - это не бизнес, не биржа, а литургия; Земля - это храм.

3\ Антропокосмизм русской философии противостоит антропоцентризму.

По мнению В.Н.Сагатовского, антропоцентризм - причина всех глобальных проблем. Человек не есть центр мироздания. Человек включён в мироздание, он его часть, а не центр. Мир наш - и дом, и сад. Поэтому наше отношение к миру это не воля к власти, а воля к любви, к гармонии.

4\ Аксиологический характер русской философии - жить по правде! - почти нигде не встречается в иной философии, тем более современной.

5\ Стремление к цельности. В любой философии есть рациональные моменты. Но как только она претендует на всеобщую значимость, так сразу превращается в неверную догматику. Русская философия это концепция цельного знания и взаимодополнительность, синтез начал, всечеловечность.

6\ «Ноосфера» - это соборное единство общества, личности и природы, когда возникает homo sapiens. Ноосфера, по Вернадскому, это особая энергобиологическая оболочка планеты. Обсуждать нужно не только энергетическую природу ноосферы, но важно понять её содержание. Мы не противостоим миру, а укоренены в нём.

Доктор философских наук, профессор Владимир Владимирович Варава полагает, что «русская нравственная философия предстаёт не как теоретическая философия и не как философия морали; это пронизанность бытия высшими, предельными, проклятыми вопросами».

В.В.Варава считает, что сегодня религия подменяет философию во всех направлениях. Философия опять служанка. То она была служанкой науки, потом служанкой религии, а сегодня она служанка политтехнологий.

«Философия не должна быть ни чьей служанкой (ни религии, ни науки), но лишь помощницей; и в качестве помощницы она избавляет и религию, и науку, и литературу от лишнего, ненужного, от того, что вредит им».

20 ноября 2014 года в Русской христианской гуманитарной академии выступали главный редактор журнала «Вопросы философии» доктор философских наук Борис Исаевич Пружинин и доктор философских наук Татьяна Геннадьевна Щедрина. Они говорили о прошлом, настоящем и будущем русской философии.

Кандидат философских наук Пётр Юрьевич Нешитов считает, что «русская философия - это утопия. То, что у нас неточно называют философией, по справедливости следует назвать её преддверием».

«Если русская мысль действительно хочет быть философской и занять в истории какое-то место, она первым делом должна научиться знать своё место, то есть воздерживаться от привычных невоспитанному русскому чувству националистических замашек».

«При нашей нравственной культуре, при нашем вороватом жлобстве и гнилостной неверности, при нашем выродившемся искусстве, при нашей официозной и сопливой поэзии, при нашей карликовой политике и рахитичной экономике ничего хорошего не выйдет».

Очевидно, что нельзя ставить знак равенства между русской философией и философией советского периода (или как ещё называют «советской философией»).

Одни говорят, что советская философия была «институтом подавления свободомыслия». Другие утверждают, что советская философия была «принуждением к свободе». Будто была цель чуть ли не каждого советского человека сделать Сократом.

В годы моей юности было трудно достать философские первоисточники. Поэтому свою любовь к мудрости я утолял популярными книжками и учебниками советских философов: Афанасьева, Гусейнова, Ильенкова, Александрова, Кона, Толстых и др. Особенно запомнился сборник «Сократ и мы».

Помню, как во время службы на флоте основательно проработал книжку Александрова «Научный поиск и религиозная вера». После службы я поступил на подготовительное отделение философского факультета, подписался на издания Аристотеля, Гегеля, Шеллинга и других.

Однако в те годы литература казалась мне пусть менее стройным, но более свободным полем мысли. Именно моё свободомыслие стало причиной того, что мне закрыли путь на философский факультет. Пришлось поступить на юридический. Однако философский я посещал вольнослушателем, и до сих пор дружу с некоторыми преподавателями. Один из них - доктор философских наук, профессор Константин Семёнович Пигров.

Недавно я был на очередной лекции Константина Семёновича. Он считает, что сейчас наступают философские времена: господствует чувство неопределённости и неуверенности, народ боится истории, грядущего, подлинного. Философия стоит перед лицом неопределённости, вернее, неопределённость перед лицом философии.

Никакая позитивная наука не помогает понять происходящее. Экономические модели причинности, поиск, кому это выгодно, не могут помочь. Мир не зашёл в тупик. Мир всегда находился, находится и будет находиться в тупике, если на него смотреть таким образом.

Считается, что главная человеческая ценность - выжить. Но это не так. Хотя бы потому, что все мы всё равно умрём. Однако умереть раньше вовсе не лучше. Иногда продление жизни есть возможность прикоснуться к Абсолюту.

Выживание не является главным. Не важно и богатство и долгая жизнь. Главное - возможность приобщиться к Абсолютному Духу. Абсолютный Дух дан нам прежде всего в форме искусства.

Есть ценности, которые присущи природе человека; политика и экономика здесь бессильны, они не существенны. Научно-технический прогресс даёт для этого мало. Абсолютный Дух есть непреложно главное.

Для тех, кто прикоснулся к царствам Абсолютного Духа, жизнь прожита не зря; никакая неопределённость им совершенно не страшна. Вся неопределённость и отчуждённость мира бледнеет перед Абсолютным Духом, который даёт нам представление о высших ценностях.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, русская философия это не территориальное образование, а мировоззренческое. Отличие русской философии ещё и в том, что это не абстрактное теоретизирование, а практическое переживание конкретного человека, для которого философствовать означает жить сообразно своим убеждениям.

Среди основных идей русской философии следует выделить отношение к смерти (теория Льва Карсавина), поскольку оно является определяющим в отношении к жизни.

Если верить в жизнь после смерти, то следует выбирать путь совершенствования бессмертной души. Если же не верить в бессмертие души, то целью и смыслом жизни остаётся только наслаждение всеми прелестями бытия. Общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие безверия.

Сегодня надо рассуждать не с позиций национальных интересов, а с позиции всего человечества. У современного человечества сейчас нет такого мировоззрения, которое бы уничтожило военные конфликты. Война за господство одних над другими разводит человечество по этническим «углам».

Я считаю, что русская философия ныне не только возможна, но и необходима. Она необходима для понимания места России в глобальном мире, для выработки модели нового многообразного мира, основанного на солидарности, а не на вражде.

Фактически речь идёт о будущем справедливом устройстве мира, основанного на справедливых социальных сообществах. Вопрос в том, кто предложит более справедливую и удовлетворяющую разные слои общества социальную модель, имеющую наибольший потенциал развития, то есть модель будущего человечества. Модель, в которой общемировые цели будут связаны с индивидуальными целями и смыслами существования, где будут учитываться религиозные и этнические особенности. То есть некая новая универсальная модель социального устройства.

Метафизичность этой модели должна отражаться и в том, что, во-первых, в ней присутствуют всеобщие закономерности бытия, во-вторых, она устремлена и действует за границами индивидуальной жизни. В ней должны быть воплощены принципы справедливости мироустройства.

На мой взгляд, философия - это расшифровка первоначального удивления, той самой интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.

Философия, на мой взгляд, существует в индивидуальных интерпретациях, в которых только и живёт Дух.

Философия - любовь к мудрости, а не любовь к знанию. Многознание, как известно, мудрости не научает.

Философия есть состояние души, состояние сознания, деятельность не только ума, но и всего существа человека.

Философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние.

Философия - это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия, причём не только разумом, но и всей личностью.

Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.

Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа!

Кто-то считает, что поэзия Владимира Соловьёва это его уход от философии. Я же считаю, наоборот, это его приближение к истине. Недаром в древности поэтов называли пророками. Они в законченной поэтической форме излагали истины, до которых простые люди додуматься были не в силах. Неслучайно древнейшие тексты это поэтические гимны.

Мне кажется, что определителем возможностей философии может быть понятие вдохновения-откровения. То есть такого состояния (инсайта), которое приводит к озарению, открытию принципиально нового знания, не вытекающего логическим образом из предшествующего накопленного знания.

Поэтическое вдохновение противоположно силлогизму или дедуктивному методу. Очень важно, что поэтическое вдохновение позволяет принять в удивительной законченной лаконичной форме, как истину в последней инстанции, формулу, которую потом анализируют философы, пытаясь «поверить алгеброй гармонию».

— Интересная у тебя философия.

— Нет, это не любовь к мудрости, это просто любовь.

— Ты так много говоришь, но всё как-то бессистемно.

— А разве жизнь такая? Зачем мне шоры, которые придумывают те, кто пытается оправдать собственное видение мира.

— Ты часто противоречишь сам себе.

— То, что я говорю сейчас, возможно, действительно противоречит тому, что сказал ранее. Это оттого, что частичное отрицание прежних представлений и есть развитие. В процессе беседы я понял что-то новое, иначе увидел мир, и взгляды мои переменились. Что же в этом неправильного?

— Мне кажется, в твоих мыслях нет логической стройности и законченности философской системы.

— А кому она нужна? Да и что в ней пользы? Людям нужны не учения, им нужна любовь. Что наша жизнь? — Любовь и мука. Страданье счастье обрести. Страстей петля и будней скука. Поиск того, что не найти. Надежда обрести единство с тем, для кого мы рождены. И жажда обретенья смысла, чтобы понять, как прожил дни. Тоска по Вечности и Раю, откуда родом мы с тобой. Мечта о нежности без края, где лаской полон миг любой. Сомненья, вера, покаянье, потребность обрести любовь, чтоб стать собой уже невтайне и воплотиться где-то вновь. Так растворим себя всецело в Любви, которой созданы. В ней обретём всей жизни дело, цель, смысл и счастье без цены.

...лишь верь в себя и в силу духа что жив в тебе и жив тобой ты глас его открой для слуха пойди за ним и стань собой нет счастья как и нет несчастья лишь радость полная во всем открой её ты в одночасье и станешь может божеством проникнешь в мир неслышных звуков увидишь всё закрыв глаза откроешь сердце к тайне духов и истина войдёт в тебя...»

(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Почему философия в России не так популярна, как, скажем, во Франции. Там ежемесячный философский журнал издаётся тиражом 50 тысяч экземпляров!

Да потому что наши философы не могут сказать всей правды. А тех, кто осмеливается, увольняют с работы, как профессора А.Г.Дугина.

Русская философия всегда была в изгоях; её не любили ни светская власть, ни власть церковная. Судьба Чаадаева, Радищева, Чернышевского, Герцена, Огарёва, Белинского, Николая Бердяева и других русских философов весьма показательна. Чаадаева объявили сумасшедшим, Чернышевского посадили, Белинского арестовали, Герцен и Огарёв эмигрировали. Николая Бердяева и многих других философов в 1922 году выслали из России на так называемом «философском пароходе». Как объяснил Лев Троцкий: «расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Миссия философа - всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.

Философские концепции изучают для того, чтобы понять современную действительность.

Лишь та философская теория хороша, в которой мы испытываем каждодневную потребность, которая создаёт и поддерживает «поле мысли».

«Поле мысли» философа определяется не только историей философии, но и анализом современности.

Поскольку не находится русских философов, которые бы смогли сказать всю правду о ситуации в России, это пытаются делать социологи, юристы и экономисты. 10 декабря 2014 года профессор европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Яковлевич Травин прочитал лекцию «Новый режим Владимира Путина». Приглашаю посмотреть мою видеозапись этой лекции в двух частях.

А на Ваш взгляд, В ЧЁМ РАЗГАДКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ?

13. Специфика русской философской мысли.

Русская философия насчитывает тысячу лет своего существования, десять веков - от десятого до двадцатого.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением новых проблем, требующих философского осмысления.

Историческое и культурное развитие России всегда отличалось непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета.

Это отражалось и на развитии философии.

О развитии русской социально-философской мысли . (статья С. Франка "Сущность и ведущие мотивы русской философии", напечатанная впервые в Германии в 1925 году.) :

    Русская философия, это "сверхнаучное интуитивное учение и мировоззрение".

    Поэтому русская философия - это и художественная литература, пронизанная глубоким философским восприятием жизни (Достоевский, Толстой, Тютчев, Гоголь), это и свободно написанная статья, посвященная философской теме,

    Истина, может быть постигнута совершенно необязательно в "логических связях и благообразной систематичности".

    Франк прямо говорил: "Философия истории и социальная философия... - вот главные темы русской философии".

Черты национального своеобразия русской философской мысли:

    Интерес к обществу и человеку в нем органически присущ русской философии, более того, самой сущности народного мироощущения.

    В русской философии не получили широкого развития ни абстрактно-логические построения, ни индивидуализм.

    Очень важной отличительной чертой русской философии является выдвижение нравственной оценки людей, их деяний, а также событий, в том числе социальных и политических, на первый план.

    Для русских мыслителей характерно то, что кроме понятия "истина", которое есть во всех языках, они пользуются и таким непереводимым словом, как "правда". В нем тайна и смысл национальной русской философии.

    Русский мыслитель - всегда ищет "правду". Ведь "правда" - это не только истина, теоретически верный образ мира. "Правда" - это нравственные основания жизни, это духовная сущность бытия. "Правду" ищут не ради абстрактного познания, а ради того, чтобы "преобразить мир, очиститься и спастись".

    Поиски "правды-истины" определяли и формы, в которые обличалась русская философская мысль. Это всегда спор, диалог. В них и рождалась "правда-истина". Действительно – нестяжатели и масоны, материалисты, Пушкин и Чаадаев, славянофилы и западники, марксисты и народники - спорам не было конца в русской социально- философской мысли.

Особенности русской философии

    Главной особенностью русской философии является религиозно-мистический характер, переплетение и противостояние языческих и христианских истоков русской культуры.

    Русская философия, в отличие от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно, не могла опереться на культурное наследие античности. Она складывалась в языческих формах. (Ориентация на западную культуру определилась только с принятием Русью христианства).

    Древнее языческое восхищение природой, привязанность к текущему материальному бытию соединились с христианским ощущением высшего (иного) мира, с желанием непосредственного единения с Богом.

    Подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек: с одной стороны, непосредственно принадлежит материальному бытию; с другой, непосредственно, духовно связан с Богом (укоренен в вечном, духовном бытии).

    Сознание неизбежности смерти побуждало задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

    Русская Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, "божественное", совершенное, вечное и бесконечное.

    В России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет. Философия проникла в Российские учебные заведения только в XVII в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами.

    Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки началось в XVIII в., благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-1765), основателя материалистической традиции в русской философии. Русская философия отделилась от религии в 1755 году, когда открылся Московский университет, где началось светское преподавание философии.

    В качестве второй отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику русского стиля философствования.

    Христианство на Русь пришло из Византии в его восточном варианте, в форме православия. (В этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию от западной Европы, от её культурных и религиозных традиций).

    В течение нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами.

    Углублению связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро- монгольское иго, его негативные последствия.

    В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто.

    В западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный» метод изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической философии.

    В русской философии рационалистический метод никогда не был основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не дающим возможности дойти до сути главных философских проблем.

    В русской философии ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям.

    Третья, особенность русской философии:

    Русской философии больше присущи общинное сознание, соборность, "софийность" («"слово-мудрость" – дело»), что предполагает постановку вполне земных, человеческих вопросов.

    В России не могла рассчитывать на успех философия, отрешенная от жизни, замкнутая в умозрительных конструкциях.

    Поэтому именно в России – раньше, чем где бы то ни было, – философия подчинялась решению встававших перед обществом практических задач.

    Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран породило в нашей философии одну из самых острых проблем общественной мысли – взаимоотношений "Россия – Запад".

    Противопоставление "Россия – Запад". Поиски русской философской мысли проходили в противоборстве двух напрвлений: 1) славянофилы , 2) западники . Славянофилы акцентировали внимание на самобытности русской мысли и связывали эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Западники выражали стремление вписать Россию в процесс развития Западной (европейской) культуры. Они считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то должна учиться у Запада.

Русские философы настойчиво преодолевали "комплекс неполноценности" – ложное, убеждение о несамостоятельности русской философской мысли, отстаивали её самобытность.

Русская философия - не отдаленная страница далекого прошлого, которая уже поглощена потоком времени. Эта философия - живая мысль. Мы находим в сочинениях Иллариона Киевского, Ломоносова, славянофилов и западников, в философских исканиях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, в философско-исторической концепции Н. Я. Данилевского, в социально-философских взглядах И. А. Ильина, в философском творчестве Э. В. Ильенкова ответы на многие современные вопросы.

Философия – это то, что отличает человека от животного. Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник русской философии.

Русская философия — органичная и важная часть мировой философии. Еще более важно то, что она — неотъемлемый компонент отечественной культуры, лежащий в основе мировоззрения нашего общества, во многом определяющий настоящее и будущее России.

Источники русской философии

Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов.

Прежде всего в качестве важного условия формирования русской философской мысли необходимо назвать становление государственности Руси, а затем и России, как важнейший исторический процесс. Он требовал глубокого осмысления роли и места русского общества в системе транснациональных, транссоциальных отношений в каждый из периодов его развития. Усложнение структуры общества, его внутренних и внешних связей, рост самосознания необходимо связаны со своеобразной «кристаллизацией» мировоззренческих взглядов русских мыслителей. Философские обобщения в различных сферах общественной деятельности были необходимы и естественны. Поэтому важным источником русской философии стало само развитие русского общества .

Другим источником русской философии является православие . Оно формировало важные духовные связи русской философской мысли с мировоззренческими системами остального христианского мира. С другой стороны, оно способствовало проявлению специфики русской ментальности по сравнению с Западной Европой, Востоком.

В формировании русской философской мысли существенную роль сыграли нравственно-идеологические основания древнерусских народов. Они получили свое выражение уже в ранних мифологических традициях и эпических памятниках славян, в дохристианских религиозных системах.

Большое влияние на русскую философию оказала византийская философия, которая имеет много общего с и одновременно не тождественна ему.

Кроме того, большое значение имеет влияние на русское самых различных культур, которые в ходе исторического процесса так или иначе вступали во взаимодействие с развивающимся русским обществом.

Немалую роль в формировании отечественной философии, ее особенностей сыграла и сложность исторического развития нашего Отечества, нелегкий опыт народов страны, переживших за многие сотни лет немало потрясений и побед, прошедших через многие испытания и обретших заслуженную славу. Имеют значение такие черты русского народа, как жертвенность, пассионарность, стремление к бесконфликтности и многое другое.

Наконец, важным условием формирования и развития русской философии стоит считать высокие результаты творческой активности представителен нашего народа в политике и военном деле, в искусстве и науке, в освоении новых земель и многих других областях человеческой деятельности.

Особенности русской философии

Названные источники и характер эволюции российского социума обусловили особенности русской философии. Известнейший исследователь в области истории русской философии В.В. Зеньковский (1881 — 1962) считал особенностью русской философии то, что вопросы познания в ней отодвигались «на второй план». По его мнению, русской философии свойствен онтологизм вообще и в том числе при рассмотрении вопросов теории познания. Но это означает не преобладание «реальности» над познанием, а внутреннюю включенность познания в отношение к миру. Другими словами, в ходе развития русской философской мысли вопрос о том, что есть бытие, оказывался в центре внимания чаше, чем вопрос о том, как возможно познание этого бытия. Но, с другой стороны, вопросы гносеологии очень часто становились неотъемлемой составной частью вопроса о сущности бытия.

Другая важная черта русской философии — антропоцентризм. Большая часть вопросов, решаемых русской философией на всем протяжении ее истории, рассматривается через призму проблем человека. В.В. Зеньковский считал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили все русские философы.

С антропологизмом тесно связаны и некоторые другие черты русской философии. Среди них — склонность русских мыслителей к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. В.В. Зеньковский называет это «панморализмом». Также многими исследователями отмечается неизменный акцент на со циальных проблемах. В связи с этим отечественную философию называют историософичной.

Этапы русской философии

Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации. Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствуют и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и о безусловной самостоятельности . Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зародилась в середине I тысячелетия н.э. Периодом «отсчета» зарождения оказывается начато формирования мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовали Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждением здесь христианства (т.е. после 988 г.). Можно также найти основания для того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.

Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начала приобретать черты системы и самостоятельного отечественная наука — XVIII в.), и эпоху централизации Русского государства вокруг Москвы (XIV-XVII вв.), и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской «пред-философии». Действительно, собственно философские взгляды на Руси (особенно до XVIII в.) не носили самостоятельного характера, а были, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.

Рис. Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли

В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основных этапа :

  • зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.);
  • формирование и становление русской философской мысли (XVIII-XIX вв.);
  • развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.).

Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь, на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап формирования философского мировоззрения логично делить на дохристианский период, период развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.

В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно. Вместе с тем каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.

Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.