Златоокий Хорс — бог осеннего Солнца. Хорс — бог солнца в зимнюю пору, его праздник и символика Хорс солнечный бог

Солнце почиталось нашими предками издавна. Их ещё называли солнцепоклонниками.

Славянский Бог Солнца. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток, и реку Ра.
Поэтому его называют Сурья Ра.
В египетской мифологии Ра, рожденный Хаосом, был властелином всей Вселенной, победил силы Мрака, сотворил мир и стал его полновластным господином и властелином.
У староверов Ра-М-Ха – Единый Творец - Созидатель, Вышняя непознаваемая сущность излучающая изначальный Жизньродящий Свет Радости и Первичный Огонь Мироздания, из которого появились все ныне существующие, а также существовавшие в прошлом видимые и невидимые Вселенные и всевозможные обитаемые Миры. Род – неотъемлемая часть Ра-М-Хи.

Жена Корова Амелфа, сын Велес.
Жена Волыня Свароговна, которая стала девой Водяницей (владычицей Океана). Сын Хорс и дочь Рада, дочь Пленка.
Жена Дану, сын Дон

УРА – это значит «у солнца» или «у света»! УРА! – и поныне означает торжество света над тьмой.
УВЫ – антоним УРА, потому что ВЫ – множественное число и означает тьму (у тьмы). И люди говорят: увы мне, увы, когда все плохо и что то не удается. Князь Святослав шел на тьму войной, провозглашая: иду на вы! Поэтому бога нужно называть на «ты», ибо он есть Свет и нельзя говорить ему – «тьма».

Праздник Рамха - Инта у староверов совпадает с Новолетием, ещё отмечается в середине июня.

ХОРОС, ХОРС, ХАРС

Харс, Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (италийск.), Херс (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.)
Бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Бог Зимнего Солнца, солнечного диска и лунного света, сын (ипостась) Солнца Ра, брат Велеса Сурьевича (Книга Коляды).
После того, как Ра обратился в реку, колесницей Солнца стал править его сын Хорс.

Жена - Заря Заряница. Дети: дочь Радуница и сын Денница.

Хорс упомянут в русских летописях - пантеон кн. Владимира, в "Слове о полку Игореве"
Он считается одним из родовых Богов казаков, в честь него назван их базовый остров Хортица. Хорсу молился основатель казачества Мамай (см. "Задонщину").

Город Корсунь раньше именовался Хорсунь (от «хоро» - солнечный диск). (С)

С именем Хорса в русском языке связаны многие слова.
"Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хор, хоровод, хоро, коло, хорошо, хорувь, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный – все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнём, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ Солнца, описанный иносказательно" (С).
Любопытно, что на английском языке horse - это конь.

День Бога Хорса староверы отмечают в конце июня.

Бог солнечного Света, хранитель нашего Солнца. Ярило связан с началом творения, началом нового дня.
Ярило - Солнце находится в галактической структуре Звёздной Системы Свати, именуемой также Перунов Путь или Небесный Ирий (Млечный путь).
Свати представлена в виде левосторонней свастики. В нижней части одного из свастичных рукавов Свати и располагается Ярило - Солнце. Он является Трисветлым, т.к. освещает три Мира: Явь, Навь, Правь. Ярило - Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица), являясь восьмой звездой этого созвездия.
В Книге Коляды Ярило - сын Велеса и Дивы Додолы.

Жена Тайя - Ярина, дочь Святогора и Пленки.

Образ Ярилы - Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.

На Руси говорили: «Ярило – добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях венок, во левой руке ржи пучок, в правой – палица. Взмахнёт Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся. Палицей взмахнёт – громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шёлковая с лазоревыми цветами стелется». (С)

"Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селений. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области". (С)

День Ярилы - Солнца в начале июля.

Картины Игоря Ожиганова "Хорс" и "Ярила"

Текст составлен методом компиляции.

Рецензии

Я обратил внимание,что староверы, по Вашим источникам, почитают славянских языческих богов.Можно сделать вывод, вера в Христа вынужденная, она навязана сверху княжеской волей. Аналогично была навязана вера в коммунизм.

Да, староверы почитают ведических богов. Языческими их назвали христиане.
Старообрядцы - это христиане.
Известно, что христианство по всему миру насаждалось огнём и мечом.

Хорс (Хоре, Корс, Хорос) – славянский Бог Солнечного Диска. Важно не путать Хорса с другими солнечными Богами: Колядой , Ярило , Купало и Авсенем – эти Боги представляют солнце в разные времена года. Хорс же у славян почитался управителем колесницы, которая везет по небу солнечный диск. С именем Хорса связывают слово хоровод, ведь этот танец напоминает движение солнца по небу.

Упоминания Хорса встречается в летописях. Кумир Хорса был установлен на капище князя Владимира рядом с Перуном , Макошь , Даждьбогом , Стрибогом и Семарглом . Сохранились и другие письменные источники, в которых упоминается капище, на котором установлен кумир Хорса.

Хорс в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Хорса изображен один из его символов – Огневик.

Номер Резы – 8.

Реза Бога Хорса предвещает радостный, благоприятный период. В первую очередь, появление Резы Хорса указывает на то, что спрашивающему стоит заняться делами. Реза Бога Солнца появляется, когда наступает хорошее время для работы, но и от человека требуется приложить усилия, даже если это сложно. Кроме того, Реза Хорса говорит о хорошем здоровье и о том, что сейчас можно смело строить планы на будущее.

Подробнее о значении Резы Бога Хорса в гадании в статье Реза Рода Хорс

Праздники, где чествуют Хорса, Бога славян

18 августа – праздник Хорояр, день Хорса и Ярило. У славян праздник лошадей и Богов, которые им покровительствуют.

Хорс – одно из названий славянского бога Солнца – светила, сын Рода, брат Велеса.

До прихода русов на берега Днепра местные славянские племена не знали бога Хорса. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – “сияние”, “блеск”, а также “слава”, “величие”. Только киевский князь Владимир официально узаконил Хорса и поставил ему монумент рядом с Перуном и другими избранными языческими богами.

С появлением бога солнца Хорса получалось, что на Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Но у каждого было и своё различие.

Даждьбог противостоял миру Тьмы. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю. Даждьбог торжествует даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Он воплощал в себе весь Белый свет, которым называли наш мир. Так и говорили: “Обойти весь белый свет”.

Хорс – бог солнечного, ясного света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы. У многих народов словом “хоро” обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. А все неприятное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут “нехорошо!” – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

“Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!”

Это означало, что все происходящее на нашей земле – Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет небесную Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. “Хороший бог, труженик”, – с уважением говорили о нем.

Хорс никогда не появлялся один, а всегда вместе с другими богами. Потому что не может солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это находится в ведении других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Культ солнца-светила известен был древнейшим земледельцев и соотносился с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по подземному “Морю мрака”, чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя “Хорс” происходит от корня “хор”, обозначает “круг”, “окружность”, что так же отражается его связь с солнцем.

Хорс является одним из наиболее часто называемых в древнерусских письменных памятниках языческих богов. Частота упоминаний Хорса сопоставима с таковой только для Перуна и Велеса/Волоса, что уже само по себе ставит данное божество в один ряд с этими богами, высоко чтившимися восточными славянами до принятия христианства.
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси

Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в записях “О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”; “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он и в “Беседе трех святителей”.

Немецкий путешественник по Руси середины 16 века года так описал изображение Хорса близ Пскова: ” Хорс, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч”.

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор. Корень “хоро” по смыслу связывается с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Отсюда, скорее всего, и появилось слово “хоровод”, а так же “хорошуль” – круглый ритуальный пирог – курник.

День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 – 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Дохристианские представления о создании мира, о сущности бытия и смысле жизни человека основаны на мифах и легендах, подробно описанных в древних трактатах. Основой верований наших предков было поклонение и одухотворение сил природы, почитание могущественных предков, вера в присутствие сверхъестественных сил в жизни человека. Много внимания уделялось магическим обрядам, поклонению идолам, жертвоприношениям и традиционным праздниками. Все это призвано было помочь договориться с высшими силами, задобрить их и «переманить» на сторону людей.

Божества

До крещения Руси все люди на нашей земле были язычниками. Поэтому божеств в огромное количество. К основным можно отнести:

В зависимости от места обитания славянской народности, количество почитаемых божеств может существенно отличаться. Бог Хорс (Хорос, Хорсет), к примеру, встречается не во всех источниках.

Идолы

Археологические и письменные источники свидетельствуют о существовании у - деревянных, каменных, металлических изображений богов. Бог Хорс, например, часто изображался в виде бородатого мужчины в шлеме, с символом солнца - коловоротом в руках.

Поклонения идолам происходили в открытых святилищах - часто в лесах. Капища - своеобразные беседки - устраивали на полянах, огораживали место забором и по середине обязательно разводили кострище.

Помимо божеств, славяне поклонялись камням, рекам, болотам, озерам, бьющим из земли ключам с родниковой водой, а также солнцу, месяцу и звездам.

Бог Хорс у славян

Это божество является хранителем солнечного тепла и света. Но на Русской земле одновременно существовало четыре Бога, относящиеся к солнцу: Коляда, Даждьбог, Ярила и Бог Хорс (Корс). Чем они отличаются?

  • Коляда - это бог солнца зимнего или вечернего. Этому божеству посвящены зимние гадания, песни и игры - колядки.
  • Даждьбог олицетворяет свет неба, он противостоит силам Нави (Тьмы). Его символом является белый свет, который существует всегда, даже в пасмурную и хмурую погоду. Его временем года считается лето. А временем суток - день.
  • Ярило - это скорее весенний, утренний Бог, или даже ритуальный персонаж. Он символизирует будущее плодородие и конец зимы - Масленицу.
  • Бог Хорс древних славян, согласно мифам, был братом Велеса и сыном Рода. Он является покровителем желтого, золотого солнечного света, солнца осеннего и ночного. Именно с его персонажем связано более всего движение Солнца по небосводу.

Днем Хорса считается воскресенье, а также день приходящийся на конец сентября. Металл - черненое серебро. Деревом могущественного Бога является клен, он призван помочь людям обрести спокойствие, сдержанность.

Хорс в мифах и сказаниях никогда не появляется один, он, как солнце без дня, не может быть без Даждьбога. Помимо света и тепла солнца, для урожая нужен еще и хороший дождь. И тут на помощь придет Перун со своими грозовыми тучами и повелитель ветра Стрибог.

Как выглядит Хорс

По древним преданиям это божество изображается в человеческом облике. Это бородатый, румяный от мороза мужчина лет 35, который всегда весьма сдержанно улыбается. Одет он в одежды прохладных оттенков: это всегда рубаха, плащ и штаны, иногда шлем. В его руках, на голове или в небе изображается Небесное Светило или древнеязыческий символ солнца - коловорот.

Происхождение слова хоровод

Как ни странно, многие слова в нашем языке появляются совсем не случайно. Этимологи утверждают, что происхождение большинства слов в русском языке имеет особое значение. Вот и Бог Хорс (у славян), фото изображения которого представлено ниже, стал «прародителем» таких слов как: «хорошо», «хороший», «хор», «хоромы», «хоровод», «кольцо», «колесо» и другие.

Все дело в том, что корни «хоро» (или «коло»), обозначающие раньше «солнечный диск», напрямую связаны с понятием «круг», «окружность». И все происходящие от этого корня слова связаны с кругом. Хоромы - это круговая постройка. Слово «хороший» на Руси было синонимом слов круглый, упитанный. А знаменитый обрядовый танец - хоровод, как всем известно, заключается в движении людей по кругу.

Также от имени бога Хорса произошли названия таких слов как «колокол», «колобок», «кол», «около» и «коловорат» (самый знаменитый и амулет, обозначающий движение солнца по кругу).

Бог Хорс. О чем его молили?

Во время обрядов, посвященных этому божеству, проходили веселые массовые гуляния, танцы и игры, всегда разводили большой костер, зимой обязательно купались в проруби, и совершали жертвоприношения. Нет, это не прилюдные кровавые убийства людей и животных, которые так любят приписывать древним славянам и язычеству в целом христиане. Жертвоприношения состояли из разнообразных кушаний, выпечки и небольшой части недавно собранного урожая. Одним из традиционных блюд этих праздников являлся пирог круглой формы, который назывался хорошуль.

Этому солнечному божеству молились о помощи в земледелии, кузнечном деле, о хорошем урожае и ясной погоде. Хорса просили успокоить метели и снегопады, дать силы для борьбы с нечистыми силами из Нави.

Темное воплощение

Противопоставлением Бога осеннего солнца является Темный Хорс. Это творение зла, которое, хоть и явно слабее доброго двойника, но все же приносит людям такие беды как снежные лавины, заносы, метели и лютые морозы. Считалось, что от зимних нападок Злого божества спасет амулет с изображение свастических символов, молитва идолу и задабривание духа вкусностями.

Солнце высоко в небе чистом и голубом. Светит оно ярко и беззаботно, оттого и на душе хорошо, что аж петь хочется. Люд в избах не сидит, кто в полях трудится с самого рассвета, кто в лесу притаился, зверя поджидая, кто на берегу речном рыбачит — все в трудах честных. И работа идёт славно, оттого как, хорошо на душе у каждого. Детки бегают, носятся по деревне, играют в игры свои замысловатые и радуются жизни. А как иначе, ведь солнце ясное любо каждому, от света его душа наполняется счастьем, да любовью. И жить хочется в день такой, и дела праведные совершать. Верят сметные, что это благодать светлого бога Хорса, на них сходит с самих небес. Любят и почитают его славяне, потому, как вместе с ними трудится бог солнечный, покуда мужик поле вспахивает, Хорс вторит ему и Небесную Сваргу вспахивает. Бог труженик он. Ведает Хорс, как тяжело живётся люду смертному, поэтому и тепло он своё людям шлёт, чтобы легче было им в тяготах всяких. И когда солнышко согревает крылечко, да порог, улыбаются люди, потому как знают, что шлёт привет им бог Хорс с самих небес, да в гости к каждому захаживает.

Сведения о данном божестве весьма скудны. Есть много противоречий и неточностей, но в общих чертах бог Хорс — это солярное, то есть
солнечное божество. У читателя может вполне резонно возникнуть вопрос касательно этого утверждения, ведь по меньшей мере ещё известно несколько солнечных божеств: это и Ярило, и Даждьбог, и даже Семаргл. Автор согласен, что здесь весьма запутанная ситуация, и отделить одно божество от другого весьма сложно, потому, что образы и функции этих богов весьма размыты и имеют склонность сливаться друг с другом. В сети весьма распространено следующее объяснение солярности бога Хорса: Ярило — это бог, олицетворяющий весеннее солнце и его живительную силу для всей природы; Даждьбог — это олицетворение силы солнечного света, которая побеждает тьму и освещает весь мир Яви, то есть так называемый «белый свет»; Хорс — это жёлтый солнечный свет, который дарует людям счастье и радость, и который способствует их труду и плодородию земли. Аргументации, как таковой почти нет, но звучит довольно убедительно, если вспомнить о том, что Ярило приходит с весной и вообще олицетворяет собой всё безбашенность и страстность этого времени года, а Даждьбог сражается с тёмными силами и вечно их побеждает. Что же касается бога Семаргла, то он защитник и хранитель небесного солнца. Если говорить проще, то Семаргл своего рода телохранитель для триады солнечных богов — Хорса, Ярило и Даждьбога.

Итак, Хорс — это бог яркого солнца, что дарует людям хорошее расположение духа и призывает к труду. Почитался бог Хорс, как покровитель земледельцев. Древние славяне верили, что всё, что происходило в Явьем мире, находило свой отклик и в небесной обители богов. Если мужчина вспахивал поре, то над ним то же самое делал и бог Хорс, вспахивая бесконечность Небесной Сварги. Бог Хорс, посылал в погожий день людям свой яркий свет, согревал землю и призывал всех к труду. Но только сил бога Хорса не было достаточно, для того, чтобы сделать Матушку Сыру Землю плодородной, потому как солнце не светит без дневного света, а земля должна испить дождевой влаги, чтобы впитать в себя больше солнечного тепла. Поэтому, бог Хорс никогда не представлялся в одиночестве, его неизменными спутниками считались Даждьбог и Стрибог.

В сети, так же можно встретить ещё одно очень любопытное утверждение, согласно которому бог Хорс, являлся не только солнечным божеством, но и тем, кто приносит высший порядок во вселенную. От бога Хорса якобы зависела смена времён года, движение планет и звёзд. Считалось, что он создавал настолько сложный порядок, что чаще он воспринимался, как настоящий хаос. Бог Хорс был способен менять мир и пространство вокруг себя, и эти изменения проявлялись лишь со временем, но были долговечными даже без вмешательства и близости самого божества. Под влияние Хорса в первую очередь попадал мир Прави, и только после Явий мир, которые он изредка посещал. Но даже непрямая власть и влияние Хорса находили отклик в мире людей.

Насколько правдивы все эти утверждения, неизвестно ни автору, ни даже самым почтенным докторам исторических наук. Всё, что нам остаётся — это лишь рассуждать и предполагать.

Бог Хорс — тайна имени.

В имени бога Хорса, наш современное сознание выделит более знакомый ему корень «хор». В нашей голове тут же заработают шестерёнки и выдадут несколько ассоциаций: хор мальчиков-зайчиков, хоровод и хороший. Вообще разбираться в перипетиях этимологии того, или иного слова весьма увлекательное занятие. Давайте попытаемся проследить связь имени божества с известными нам ныне словами, и вы поразитесь на сколько всё взаимосвязано.


Самой распространённой версией о происхождении имени бога Хорса, является версия, согласно которой древние славяне позаимствовали у древних иранских народов это божество. Ссылаясь на эту версию, можно предположить, что имя бога Хорса имеет родство со среднеавестийским «Hvarə Xšaētəm», с пехлевийским «Xvaršêt», персидским «Xuršēt» и осетинским словом «Хур». Значение всех этих слов неизменно относится к слову «солнце». Согласно этой теории, древние славяне получили это божество в следствии сарматского (тюркского) влияния. Датировать данный период является непосильной задачей для учёных. Некоторые ссылаются на то, что у славянских и иранских народов были общие предки индоевропейцы и арийцы. Тогда, можно предположить, что древние славяне ничего не заимствовали, и Хорс является одним из самых древних божеств, образ которого нашёл место в язычестве, как иранских, так и славянских народов.

Существует суждение, что имя бога Хорса имеет славянские корни, и произошло оно от слова «хоро», что значит круг. Отсюда и пошло слово хоровод, то есть танцы в кругу. У этого корня есть и видоизменённые синоним — «коло», от которого пошли слова колесо, коловрат и так далее. Вообще в славянской мифологии, бытие имеет цикличный, круговой характер: времена года сменяют друг-друга, день и ночь, жизнь и смерть. Таким образом представляли себе древние славяне круговорот вселенной. Если вспомнить суждение о том, что якобы бог Хорс заведовал порядком во вселенной, то эта теория кажется не такой уж безнадёжной. «Хоро», или «коло» — это священный круг, который запускает в вечное движение всё сущее: и планеты, и звёзды, и время. Если вспомнить, то древние славяне, да и не только они, танцевали вокруг костра, а костёр — это пламя, символ Солнца. Это и очищение, и имитация круговорота бытия.

Давайте разберём сам корень «хоро», или «хор». Это соединение двух частиц «Хо» и » Ръ «, что означает соединение, объединение силы. Это и сосредоточие божественной, созидающей силы, и её воспроизведение. «Хор» — не просто звучание, но и множественное действие, где потоки сил сливаются в единое целое, почти как в хоре, где голоса множества людей сливаются в единое звучание и порождают энергию звука. Сам корень несёт в себе созидающее понятие, если всё на своём месте, нет бреши в единении, то всё хор-ошо. Инверсией этого корня можно считать корень «рох», от которого происходит слова «рохля», что означает что-то, что не является единым и подвергается разрушению.

Вы удивитесь, но слово храм содержит в себе корень «хор». Если расшифровать составляющие части этого слова, то мы получим сочетание трёх частиц — это «Хъ», «Ра» и «Мъ». Это место, где происходит сосредоточие и рождение жизни, обитель бога, если хотите. Слово «храм», или «кром», у древних славян это наиважнейшее место во всём поселении, ибо это вместилище света, место, где рождается животворящая сила. Здесь есть истинное богатство, именно поэтому со временем дворцы и богато обставленные дома начали называться «хоро-мами».

От корня «хоро» возникло и слово «хранить». Это утверждение может кому-то показаться весьма спорным, то на самом деле сначала было слово «хоро-нить», что значит оберегать, скрывать, то есть скрывать от нежелательного и злого воздействия. Что люди хоро-нили? В первую очередь святыни, разного рода богатства, детей и женщин со стариками, и наконец тела умерших (здесь конечно стоит упомянуть, что тела усопших древние славяне сжигали, но всё же действо это называлось по-хоро-нами, то есть действом сокрытия). Хоронили (в нынешнем варианте «хранили»), то что было наиболее значимым. Делалось всё это, для того, чтобы уберечь от врагов, которые могли осквернить святыни, убить детей (продолжателей рода) и стариков (носителей мудрости рода), осквернить нечестивым семенем лоно женщин (хранительниц рода). У каждого слова в русском языке есть своё сакральное значение и непрерывная связь с верованиями предков.

Пришёл ли бог Хорс к нашим предкам от иранцев, или же это был наш, исконно славянский бог — судить весьма спорно. Время умело замело в веках следы истинного происхождения этого бога, но так, или иначе, у читателя появилась пища для размышлений.

Что мы знаем о боге Хорсе?

Бога Хорса почитал сам князь Владимир Святославович, который в 980 году установил кумир этого бога в Киеве, в своём пантеоне, рядом с кумирами Перуна, Даждьбога, Макоши, Стрибога и Семаргла. Данное действие подробно описывается в «Повести временных лет».

В другом историческом источнике, «Хождение Богородицы по мукам», упоминается имя бога Хорса наряду с именами Велеса, Перуна и Трояна. О боге Хорсе говорится и в «Беседе трёх Святителей». В этом историческом трактате, архиепископ Василий Великий, называет славянского бога ангелом молний и Хорсом-жидовином. Сам термин «Хорс-жидовин», породило много суждений, согласно которому имя и образ божества был перенят от хазарского гарнизона, который был расположен в древнем Киеве. Хазарский Каганат в большинстве исповедовал иудаизм, отсюда и предположение почему Хорса посчитали жидом, то есть иудеем (евреем). В этом же трактате, вместе с жидом Хорсом, ангелом молний был назван и эллин Перун. Не стоит путать с греко-эллинами, просто раньше, в Древней Руси, так называли язычников, а для русских христианских священнослужителей все язычники и их боги, были одним и тем же. В данном трактате, согласно убеждению Вильо Мансикка, под Перуном подразумевался греческий Аполлон, а под Хорсом — Нахор, иудейский персонаж Ветхого Завета.

В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.

Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.

Бог Хорс и как ему поклонялись.

Почитание и празднования богу Хорсу отмечались между зимним и весенним солнцестоянием. Это приходилось с 22 декабря, до 21 марта. Начало нового года в Древней Руси праздновалось именно 22 декабря. В это время, согласно преданию, рождалось новое, маленькое солнце — Хорс, который в первые дни зимы был слаб, и не имел достаточно сил, чтобы до конца созреть матушку землю. Но с наступлением каждого дня, сила Хорса росла, и злобная и холодная тьма отступала. Таким образом, согласно этой версии, Хорс был богом зимнего солнца. Это весьма спорное утверждение, так как в сети, можно встретить утверждения, якобы Хорс был олицетворением осеннего солнца, а зимнего Коляда.

Согласно некоторым убеждениям, день бога Хорса приходился на летнее солнцестояние. Двадцать второго июня, когда продолжительность дня составляет целых шестнадцать часов, силы солнца находятся в зените, но после день начинает убывать, и это символизирует то, что тьма набирает силу. Фундаментом этих суждений лежит вечное противостояние Скипера-Змея и бога Хорса. Если немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что именно 22 июня, Наполеон, начал свою агрессию против России (эта война повлекла за собой перестановку сил во всём мире), и в 1941 году, 22 июня началась Великая Отечественная война. Довольно впечатляющие совпадения, не так ли?! В старину люди боялись приближения самой короткой ночи в году, потому, как иногда сияния бога Хорса было недостаточно, чтобы одолеть зло, и оно одерживало победу. Похоже в упомянутых выше исторических датах, зло одерживало победу. Если верить, данной теории, то в день летнего солнцестояния, когда люди прославляли бога Хорса, с горок к реке спускали горящие колёса, которые олицетворяли солнце. Водили хороводы, и пели песни вокруг костра. В требы богу Хорсу приносились круглые куличики.

Бог Хорс и его родословная.

Существует по меньшей мере две теории, о происхождении бога Хорса. Согласно первой теории, это божество являлось сыном Великого Рода, и приходилось братом богу Велесу. Вторая теория утверждает, что бог Хорс был рождён в союзе бога Ра и богини Волыни (Владычицы Океанской). Супругой для этого славянского бога, стала Заря-Зарница, богиня утренней зари. Она родила богу Хорсу двоих детей — сына Денницу (в народе поговаривали, что богиня Зарница зачала и понесла сына не от мужа своего, а от Месяца, с коим и бился бог Хорс) и дочь Радуницу. Радуница стала супругой бога зимнего солнца — Коляды, и родила она сына Радегаста, который приходится богу Хорсу внуком.

Символика бога Хорса.

Символом бога Хорса называют свастику Полосонь, которая представляет собой крест с загнутыми внутрь концами. Движение этого знака

происходит по часовой стрелке и символизирует постоянный круговорот жизни. Полосонь — это в первую очередь солнечное колесо, которое бог Хорс каждый день перекатывает по небу. Этот знак в старину служил мощнейшим оберегом. Свастику Полосонь вышивали на одеждах, наносили на орудия труда, на мебель, на посуду и даже на оружие. Полосонь выжигали, или рисовали на жилищах (обычно над порогом). Данный оберег призван был защищать носителей от пагубного влияния осквернённой среды, от разных болезней и хворей. Оберег Полосонь могли носить, как мужчины, так и женщины. По своей сути, этот оберег сочетал силы обоих начал.

В роли ещё одного символа бога Хорса выступает дерево клён. Оно является символом тёплого семейного очага, любви и взаимоуважения между членами семьи. Обереги изготовленные из клёна, способствовали уравновешиванию вспыльчивого нрава человека. В старину тем, кто находился под действием любовного и дурманящего зелья, под подушку клали листья, или маленькие ветки клёна, дабы успокоить разум человека.

Согласно некоторым утверждениям, у бога Хорса даже была своя руна — Эйваз (Ейвис). Это руна имеет весьма интересное значение. В первую очередь, Эйваз олицетворяет собой те препятствия, которые возникли на жизненном пути человека. Эта руна является сигналом того, что человек должен просить защиты и покровительства у богов. Эйваз — это руна терпения, настырности, понимания и перемен. Нужно помнить, что каждое испытание и преграда — это способ накопить жизненную и духовную мудрость.

Днём бога Хорса принято считать вторник. Его стихией является огонь (кто бы сомневался?!). Местом ночного пристанища богу Хорсу служит остров Радости, но с наступлением зари, бог покидает остров и отправляется странствовать по небосводу. Есть сведения, что бог Хорс мог принимать обличие священной птицы Алконост.