Ассирии красивая. Серьги и другие украшения ассирийских царей

Теперь об их символике. Ну куда же новиопам без украденных символов.

Как это всё знакомо на более известных примерах!

Ещё раз напомню касательно встречающегося в тексте слова "сирийский", "сирийцы". Имеются ввиду именно ассирийцы, а не сирийские арабы .

Итак, мой перевод статьи Ханна Хайяр (Hajjar) с ассирийского ресурса .

Сегодня я читал пост об арамейском флаге, в котором утверждается, что пламя на флаг было добавлено в 80 - е годы и обозначает «Святой Дух».

Если вы сопоставите изображение "Арамейского" флага с резным рисунком на камне из Тель Халафа (Tell Halaf), изображающим Гильгамеша и Энкиду, несущего крылатый солнечный диск, то отметите, что там нет никакого пламени. Равно как и на раннем "Арамейском" флаге, разработанном в 70 - е годы, который, однако, был усовершенствован путём добавления «пламени». Но в сирийской культуре Святой Дух никогда не представлялся в виде пламени, а только в виде голубя. Вы можете увидеть голубя на сирийских религиозных картинах, одеждах священнослужителей, алтарных украшениях, резных изображениях в церквях.

Так откуда же появилось «пламя»?

Забавно, но «пламя» на арамейском флаге - заимствованный ассирийский символ «Нади Санхариб аль - Рийяди» (Атлетический клуб имени царя Саннахериба), спортивного общества в Бейруте (Ливан), основанного в 1936 (или, по другим данным, 50 - ю годами ранее).
Этот ассирийский символ с изображением диска Ашура и с «пламенем» (в центре) был очень популярен среди асирийцев-суройо * в Ливане и позже, в 80 - е годы, «арамейцы» захотели нажиться на его популярности и добавили на свой флаг.

Смотрите ниже фото с пояснениями.

Другое «арамейское» недоразумение - четыре пятиконечные звезды в прямоугольнике у основания хвоста крылатого диска. Однако прямоугольник - не часть крылатого диска, а вершина «табурета», на котором крылатый диск «сидит» или которым «поддерживается». Взгляните на резное изображение на фото ниже. Изначально там присутствовали две ножки "табурета", которые держат двое рогатых существ. Кроме того, изначально в прямоугольнике были не пятиконечные звёзды, а четыре ассирийских цветка.

Кстати, история Гильгамеша была популярна среди многих народов, включая Шумеров, Ассирийцев, Хеттов, но не среди древних арамеев**. На месте Тель Халафа (древняя Гузана) находился хеттский город, куда сразу после падения Хеттской империи мигрировали древние арамеи, а позже он вошёл в состав Ассирийской империи. Монументы, найденные в Тель Халафе, выполнены в нео - хеттском стиле и некоторые из них испытали влияние ассирийского искусства.

Примечания:
* ассирийцы-суройо , иначе западные сирийцы - ассирийцы, принадлежащие преимущественно к Сиро-православной (яковитской, нехалкидонитской) Церкви . Среди них и получило распространение так называемое "арамейство", появившееся не без участия некоторых яковитских церковных иерархов.
** как вы понимаете, пламя в данном случае чисто спортивная символика, которой новиопы-"арамеи" дали своё привратное толкование.
** * арамеи - в древности кочевые семитские племена, обитавшие на территории Сирии и Ирака. Это наименование взяли себе новиопы, появившиеся в XX веке среди ассирийцев.

Иллюстрации:


Гильгамеш с двумя человекобыками, держащими крылатый диск.


«Фанн Ашури» - надпись на арабском в книге, в которой рассказывается про крылатый диск.


«Ассур» - надпись, описывающая таблички и крылатый диск в книге Андре Парро (Andre Parrot), 1961 год.


Статья в «Гардиан» 2004 года про Гильгамеша, где в качестве иллюстрации помещено резное изображение крылатого диска с двумя человекобыками. В статье названо «Ассирийским».


Другой ассирийский крылатый диск с двумя человекобыками, похожий на диск из Телль Халафа. Музей Анкары. Турция.


Крылатый диск, охраняемый двумя человекоскорпионами. Из Дар Шаррукин (Хорсабад), столицы ассирийского царя Саргона II. Зарисовка Faucher Gudin. Человек - скорпион тоже упоминается в Эпосе о Гильгамеше, крылатый же диск, используемый арамейцами взят с барельефа, посвящённого Гильгамешу и Энкиду. Таким образом оба изображения связаны.


Ассирийский символ «Санхариб аль - Рийади» (атлетический клуб имени царя Санхериба) в Бейруте, 1936 год, с пламенем.


Различные арамейские орлы без пламени. На одном солнечном диске горящий факел был заменен Ливанским кедром. Точно так же, как на логотипе ассирийской ассоциации в Ливане, см. рисунок ниже.


Современный арамейский флаг с пламенем, который они позаимствовали из ассирийской символики.

Я также наткнулся на другое изображение крылатый диск Санхериба, являвшегося эмблемой Нади Аль-Рафидаин Аль-Рийяди (Месопотамского [Бет-Нахрейн] Спортивного клуба), располагавшегося в Камишлии, Сирия, члены которого принадлежали к Сиро - православной церкви. Так же, как и Нади Санхариб аль-Рийяди в Ливане, это тоже был футбольный клуб. Обратите внимание на пламя и факел в центре их эмблемы см. ниже.

Как вы видите изображение пламени использовалось среди ассирийцев, приверженцев Сиро-православной Церкви в Ливане и Сирии задолго до того, так называемые "арамеи" разработали свой флаг.


Ассирийский исмвол Нади аль Рафидайин аль Рийади (Бет - Нахрейн), Месопотамский атлетический клуб в Камишли, Сирия, 1934 год с пламенем и факелом.

Как арамействующие украли красные и жёлтые цвета ассирийского национального движения.

Красный и желтый цвета используются в настоящее время Сирийской* футбольной командой, но они позаимствовали их от ассирийцев, которые использовали эти цвета ранее. Посмотрите на фотографию фестиваля царя Санхериба в 1970 году в Бейруте Ливан, и обратите внимание на ассирийской звезду и символ Ашшур в центре красно-желтого флага. Кроме того, те же цвета были на флаге ассирийского 8 батальона в сирийском городе Джазире во времена французского мандата. Команда Ассирийского футбольного клуба в Швеции также использовала красные и желтые цвета в начале 70, прежде чем Сирийский футбольный клуб был создан.


1. Ассирийский баскетбольный клуб из Сирии во время Ассирийского фестиваля Таммуз в 2004 году. Отметим красно - жёлтые майки с крылатым солнечный диск Ашура в районе живота. 2. Другая версия крылатого солнечного диска Ашура - Ассирийская Молодёжная Ассоциация Америки. Красные и жёлтые цвета отражены в символе. 3. Ассирийский крылатый бык, Ламассу. Эта картина висела в штабе ассирийского восьмой штаба батальона до французских левых над Сирией к арабам. Обратите внимание на красный цвет его теле и желтый цвет крыльев. 4. Аль-Нади Ас-Суриани аль Лубнани, Ассирийская ассоциация в Бейруте. На крылатом солнечном диске Ашура ливанский кедр заменил горящий факел.


Футболисты ассирийского футбольного клуба в Швеции в красно-жёлтых майках. 1974 год.


Футболисты Сирийского "арамейского" футбольного клуба. В майках тех же цветов, только полосы поменяны местами.

Из заголовка данного рейтинга может возникнуть мнение, что речь пойдет о светловолосых и голубоглазых красавицах нордической расы (вроде Аниты Экберг или женщин с картин Вольфганга Вилльриха), которая теоретиками нацизма именовалась арийской. Однако же речь в рейтинге пойдет о самых красивых, по рейтингу сайта Топ-антропос. девушках и женщинах народов, говорящих на арийских языках .

До начала II тысячелетия до н. э. арии были единым народом, кочевавшим в степях Сибири и Средней Азии. Потом внутри ариев произошел раскол. Часть ариев двинулась на юго-восток и достигла Индии, другая часть заселила Иранское нагорье. Возможно, причиной раскола ариев был религиозный конфликт, следы которого видны в разнице между названиями благих и неблагих существ в индуизме (религии индийских ариев) и зороастризме (почти исчезнувшей ныне религии иранцев). Например, боги в индуизме именуются дэвами, а в зороастризме дэвы - это злые духи. В индуизме демоны и противники богов называются асурами, а в зороастризме ахуры - это боги, верховное божество зороастризма носит имя Ахура Мазда.

До 19 века предполагалась, что существуют лишь две группы арийских народов (индоарии и иранские арии ), однако потом выяснилось, что в горных долинах Гиндукуша уже несколько тысячелетий существует третья ветвь ариев - нуристанцы , представляющие собой несколько народов, живущих архаичной жизнью. До 19 века они успешно боролись с окружающими мусульманами, сохраняя свои древние верования, однако чуть более 100 лет назад, проиграв в войне пуштунам, всё-таки приняли ислам.

Дарды (народы, населяющие Гиндукушско-Гималайский регион) нередко рассматриваются как четвертая ветвь ариев, при этом часто можно встретить информацию, что дарды - это индоарии.

В настоящее время насчитывается 313 арийских языков, это 2/3 от общего количества индоевропейских языков. На индоарийских языках говорят более 1 миллиарда человек, на иранских языках - около 200 миллионов, на дардских языках - 5,5 млн, на нуристанских языках - около 130 тысяч. В общей сложности на арийских языках говорят примерно 1,2 млрд. человек, на них приходится половина от числа говорящих на языках индоевропейской языковой семьи (к которой принадлежат также славянские , германские, романские языки).


Самые красивые женщины иранских народов

Самая красивая персиянка - модель и актриса Клаудия Линкс / Claudia Lynx . Родилась 8 июня 1982 года в Тегеране (Иран) в персидской семье. Когда девочке было 5 лет, её семья переехала в Норвегию. Сейчас Клаудия Линкс проживает в США. Настоящие имя и фамилия - Шагайег Самен / Shaghayegh Samen . При этом азербайджанские источники указывают, что её настоящая фамилия - Ализаде, а её семья принадлежит к иранским азербайджанцам. Сама Клаудия Линкс никак не комментирует эти слухи.

В течение двух тысяч лет древнейшая Ассиро-Вавилонская цивилизация лежала похороненной и почти забытой на земле Мессопотамии, там где сейчас находится Ирак. О ней были известны лишь сообщения древнегреческих авторов, да полу-легендарные библейские тексты о стране Сеннаар, где была построена Вавилонская башня, где жили потомки пережившего Великий потоп Ноя, и где находился мифический сад Эдем.

Ключом к пониманию этой цивилизации стало открытие Ниневии, одной из упомянутых в Библии столиц древней Ассирии: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию..."(Быт.10:11).

До начала XIX века никто не знал какой из огромных мессопотамских курганов-холмов скрывает руины Ниневии. Человеком, имевшим все шансы найти ее первым, был Клавдий Рич, француз по матери и британец по жизни. Именно он - не как археолог, а как энтузиаст-любитель - в 1820 году обследовал окрестности Мосула и составил первый план раскопок на холме Куюнджик, под которым действительно находились остатки легендарного города. Увы, в том же году 33-х летнего Рича настигла преждевременная смерть от свирепствовавшей в долине Тигра холеры.

Холмы в окрестностях Мосула. Фрагмент рисунка Э.Фландена, 1843. Здесь найдут дворец ассирийского царя Саргона II.

В 1836-39 годах жена Рича опубликовала его книгу о Мессопотамии, а также дневники исследователя. Ими живо заинтересовался французский востоковед Юлиус Моль, который убедил свое правительство в необходимости назначить в Мосул консула с предписанием искать и собирать предметы старины. Выбор пал на Поля-Эмиля Ботта , натуралиста, коллекционера и путешественника, итальянца по рождению, француза по духу, но совсем не археолога.

Шарль де Шаммартен. Портрет Поля-Эмиль Ботта, 1840 . Париж, Лувр

После встречи с Молем Ботта загорелся идеей поиска Ниневии. Он прибыл Мосул в 1842 году и вскоре организовал раскопки на холме Куюнджик. Прошел месяц напряженной работы, потом два, потом три, а результата всё не было... И когда терпению, казалось, пришел конец, а вера в открытие была подорвана, к Ботта пришел крестьянин из селения Хорсабад в 20 километрах к северу от Мосула, и посоветовал «франку», если уж того так занимают обломки с рисунками, копать в Хорсабаде — там таких камней тысячи. Ботта отнесся к его словам недоверчиво, но все же послал в Хорсабад двух рабочих, а те почти сразу же наткнулись на древнюю стену, облицованную скульптурными плитами...

Скульптурный рельеф из Хорсабада, ок. 710 г. до н.э . Лувр, Париж

Ботта свернул все работы на Куюнджике и перенес раскопки в Хорсабад. И тут перед ним начали вырастать, освобождаясь от земли, стены и колонны большого царского дворца. Вход в него охраняли громадные крылатые чудовища с телами быков и человеческими головами, и это была первая встреча европейцев с шеду (ламассу) - мифическими существами, ставшими символом древней Ассирии. Ботта немедленно телеграфировал в Париж об открытии сказочной Ниневии.

Габриэль Траншар. Раскопки царского дворца в Хорсабаде, 1853

Фото Траншара - это один из самых старых археологических снимков, сделанных на заре фотографии. Во время начала раскопок Ботта такой снимок был еще невозможен, и лишь десятилетие спустя техника стала к нему готова. А в 1843 году французское правительство направило к Ботта искусного рисовальщика Эжена Фландена. Благодаря ему находки Ботта оказались задокументированы, и это зачастую было единственным, что от них осталось, поскольку некоторые из них разрушилась на воздухе, а другие погибли при перевозке.

В то, что Ботта нашел Ниневию поверили и другие ученые, увидевшие результаты раскопок. Лишь позднее, когда научились читать клинопись, стало понятно, что под холмом у Хорсабада Ботта обнаружил не Ниневию, а город и дворец Дур-Шаррукин (буквально "Крепость Саргона"). Этот город ассирийский царь Саргон II построил в конце VIII века до нашей эры и перенес сюда столицу своего государства из прежней столицы Калаха.

Раскопки Дур-Шаррукина, По рисунку Эжена Фландена, 1863

В 1844 г. груз, составляющий две тысячи скульптур и рельефов, был послан на плотах вниз по Тигру для последующей переправки морем во Францию. Однако из-за неумелой погрузки многие плоты перевернулись и значительная часть результатов двухлетних раскопок утонула в реке. Лишь следующая партия достигла цели без потерь, и через несколько месяцев плоды трудов Ботта красовались в залах Лувра, составив основу ассирийской коллекции музея. Еще год спустя Франция встречала Ботта как героя-первооткрывателя.

Ассирийский зал Лувра. Настенные рельефы и фрагмент ворот дворца Саргона II, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Мотив крылатого животного с головой человека получил повсеместное распространение в Ассирии: фигуры "человекобыков" или "человекольвов" воздвигали у всех значительных государственных сооружений и въездов в города. Изваяния грозных и высокомерных шеду с человеческими глазами, стоящие на страже у ворот дворца Саргона II, имели магическую охранительную функцию. А пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным спереди, и идущим сбоку - в зависимости от положения зрителя.

Голова шеду, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Высота некоторых шеду достигала 6 метров, а вес 40 тонн. Чтобы перевезти такие махины, Ботта распиливал изваяния на куски, а во Франции их снова собирали и реставрировали.

Распил шеду. По рисунку Эжена Фландена, 1863

По результатам раскопок Феликс Тома, преемник Фландена, создал план реставрации главных ворот дворца Саргона II

Мне захотелось представить, как могли бы выглядеть эти ворота, и я сделал фото-реконструкцию по рисунку Тома из снимков экспонатов Лувра:

Центральная арка ворот Саргона II. Вариант фото-реконструкции

Главные ворота дворца Саргона II. Вариант фото-реконструкции (кликабельно)

Помимо шеду у привратных башен стояли фигуры легендарного царя Гильгамеша, героя многочисленных мифов, которого ассирийцы почитали как полубога. В руках Гильгамеш держит побежденного льва: мотив укрощения зверя символизировал для ассирийцев божественную и царскую власть.

Гильгамеш с укрощенным львом. Статуя у ворот дворца Саргона II, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Саргон II, правил Ассирией с 721 по 705 года до.н.э. и был успешным завоевателем. Он покорил царство Урарту на севере и Вавилонию на юге, подчинил Сирию и Израильское царство на востоке, дошел до границ Египта, получив дань с фараона. Вернувшись из Вавилона с огромной добычей, Саргон II повелел построить новую столицу, ею и стал Дур-Шаррукин, воздвигнутый по плану царя на специально насыпанной платформе. Но в 705 г. до н.э. Саргон неожиданно погиб в одном из военных походов и на ассирийский трон взошел его сын Синаххериб (правил с 705 по 680 гг. до н.э.)

Саргон II (справа) и его сын Синаххериб. Рельеф из Дур-Шаррукина, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Синаххериб отличался необычайной жестокостью и в гневе совершал полу-безумные поступки. После подавления мятежа в Вавилоне он убил тысячи жителей, других увел в плен, затем повелел сравнять город с землей, сжег развалины, а потом еще и затопил их, разрушив речную дамбу. Он отрекся от Саргона II, объявив себя потомком Гильгамеша, и оставил Дур-Шаррукин, построенный отцом. Столицу государства он перенес в Ниневию, бывшую до этого рядовым провинциальным городом.

Но все это исследователи узнают позднее, а в 1845 году Ниненвия еще ждала своего открывателя. Им стал очередной увлеченный энтузиаст, который влюбился в Восток, и, бросив пыльную работу лондонского клерка, прибыл в Мосул с горячим желанием начать тут раскопки. Это был Остин Генри Лэйярд, 28-летний англичанин, родившийся в Париже, выросший в Италии и с молодости обожавший путешествия.

Джордж Ватс. Портрет Остина Лэйярда, ок.1852 . Национальная портретная галерея, Лондон

В 1845 году, получив от британского консула 60 фунтов, Лэйярд с шестью рабочими начал раскопки холма близ селения Нимруд и тут же наткнулся на стену дворца, который, судя по убранству, был царским. Затем из земли показались огромные шеду, что вызвало настоящий переполох среди местных жителей.

Бедуинский шейх, приехавший к раскопу произнес такие слова: "Многие годы живу я в этой стране. Мой отец и отец моего отца разбивали здесь до меня свои палатки, но и они никогда не слышали об этих истуканах. И смотри! Вдруг является чужеземец из страны, которая лежит во многих днях пути отсюда, и направляется прямо к нужному месту. Он берет палку и проводит линию: "Здесь, - говорит он, - находится дворец, а там - ворота", - и он показывает нам то, что всю жизнь лежало у нас под ногами, а мы даже и не подозревали об этом. Поразительно! Невероятно! Откуда узнал ты об этом - из книг? С помощью волшебства или тебе помогали ваши пророки? Ответь мне, о бей, открой мне секрет мудрости!"

С огромными трудностями Лэйярд погрузил найденных шеду на повозки целиком, не распиливая, и с помощью бедуинов, возглавляемых шейхом, доставил к берегу Тигра. Оттуда они отправились в Лондон сначала по реке, а затем морем. Сейчас эти изваяния выставлены в Британском музее.

Подготовка шеду к перевозке. Рисунок из книги О.Лэйярда "Памятники Ниневии", 1849

Результаты раскопок Лейярда на холме Нимруд превзошли все ожидания и даже затмили успех Ботта в Хорсабаде качеством и выразительностью найденных рельефов, богатством убранства дворца. Лэйярд решил, что нашел Ниневию, но оказалось, что он совершил ту же ошибку, что и его французский друг Ботта. На самом деле в Нимруде был открыт библейский Калах (Кальху), столица царя Ашшурнасирпала II (правил в 884-859 годах до н.э.), ему же принадлежал и раскопанный дворец. Калах был столицей Ассирии до того времени, как Саргон II воздвиг Дур-Шаррукин.

Охота на львов. Рельеф из дворца в Нимруде, 865-860 гг. до.н.э. Пергамский музей, Берлин

Этот исключительный по образности рельеф первоначально был раскрашен. Ашшурнасирпал стоит на колеснице и целится во льва. Впечатляет строгость стиля, аскетичность и суровость манеры древнего безымянного мастера, который на самом деле не упустил ни одной подробности в экипировке и действиях царя. Зверь и кони запечатлены очень реалистично, с точно подмеченной пластикой движений. В рельефе, особенно в фигуре раненого льва, удивительно совмещаются орнаментальные и натуралистические приемы в пределах изображения одной фигуры.

Крылатый гений-охранитель. Рельеф из дворца в Нимруде, 875-850 гг. до.н.э. Пергамский музей, Берлин

Ашшурнасирпал II. Фрагмент росписи из дворца в Нимруде, 875-850 гг. до.н.э. Британский музей, Лондон

Но Ашшурнасирпал II был известен и вещами, очень далекими от искусства. Вот что пишет об этом царе Айзек Азимов в своей книге "Ближний Восток": "Ему, более чем любому другому ассирийцу, обязана эта нация своей репутацией в истории... Он взял естественную склонность штурмующих армий к жестокостям и поднял её до преднамеренной политики террора, почти невероятного для любого века, кроме XX... Когда армия Ашшурнасирпала II захватывала город, смерть от пыток становилась рядовым явлением. Головы отрубались во множестве, из них складывали пирамиды. Он сделал имя ассирийцев ненавистным" среди всех окрестных народов.

Ассирийские войны расправляются с пленными. Рельеф из дворца в Ниневии . Британский музей, Лондон

Этих подробностей истории Ассирии еще не было известно в 1847 году. Тогда Лэйярд вернулся в Англию и опубликовал книгу о своих раскопках в Нимруде, которая сделала его знаменитым. Однако деятельный характер Лэйярда требовал большего, и в 1849 он решил снова отправится в Мосул. На этот раз он выбрал для раскопок холм Куюнджик, тот самый, который на протяжении года безуспешно раскапывал Ботта. Это на первый взгляд абсурдное решение свидетельствует о том, что Лэйярд был не просто удачливым выскочкой, каким его считали многие профессиональные археологи: он извлек уроки из своих предыдущих раскопок, научился разбираться в характере местности и использовать самые незначительные данные для важных обобщений. Решив целенаправленно копать вглубь холма, он обнаружил на глубине 20 метров остатки дворца царя Синаххериба, сына Саргона II. Это и была настоящая Ниневия, последняя и самая пышная столица Ассирийской империи.

Ворота бога Нергала, Ниневия, Ирак. Реконструкция XX века, фото из путеводителя.
Так выглядел памятник до разрушений, причиненных ИГИЛ в 2015 году.

Синаххериб вкладывал в сооружение Ниневии всю свою бешенную энергию и все несметные богатства, награбленные во время военных походов. На постройке трудились тысячи жителей из завоеванных стран, насильственно переселенных в Ассирию. Ниневия была городом потрясающей роскоши, великолепных дворцов, богатейших храмов и ужасающего бесправия. За малейшую провинность следовала жестокая кара, например за несоблюдение прямой линии фасадов при застройке улицы хозяина дома ждала смерть. Главная улица Ниневии, залитая асфальтом, имела ширину 26 метров - больше, чем питерский Невский проспект.

Царский дворец, открытый Лэйярдом, занимал территорию около трех гектаров и имел, помимо комнат для челяди, 80 покоев и парадный зал; Лэйард раскопал 9 помещений. Входы охраняли многочисленные крылатые шеду. Стены дворцовых помещений были украшены бесчисленными каменными плитами с текстами и алебастровыми рельефами. В Пергамском музее Берлина есть комната, воссоздающая интерьер царского дворца. Здесь собраны воедино характерные элементы обнаруженные в разных местах: крылатые львы у входа, золоченый потолок, кроваво-красные стены с каменными рельефами и лентой орнамента. Чтобы предствить себе этот интерьер более наглядно, я убрал на фотографии выставленные в зале экспонаты и поместил на стены снимки рельефов из Ниневии.

Интерьер ассирийского дворца. Фотореконструкция по снимку из Пергамского музея, Берлин.

Внук Синаххериба Ашшурбанипал (668-626 гг. до н. э.) частично обновил и перестроил дворец деда. При нем Ассирийская держава достигла пика своего могущества. Но если рельефы Синнахериба посвящены в основном войне, то изображения времен Ашшурбанипала чаще представляют сцены царской охоты, и эти изображения считаются вершиной ассирийского искусства резьбы по камню.

Раненная львица, рельеф из дворца Ашшурбанипала, ок. 640 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Состояние раненого зверя передано так ярко, что буквально ощущается его предсмертный рев, вырывающийся из оскаленной пасти. В тело львицы вонзились стрелы, у нее перебит позвоночник, но, волоча парализованные задние лапы, она в последнем усилии приподняла морду и застыла в предсмертном рывке. Этот рельеф по глубине экспрессии можно смело поставить рядом с лучшими произведениями мирового искусства. В изображении диких зверей, их движений и реакций ассирийские художники нашли черты высокого реализма, которые, как ни странно, остались им недоступны при создании человеческих образов.

Охота на львов, рельеф из дворца Ашшурбанипала, ок. 640 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Еще один ассирийский царь, еще один дворец, красивые, но похожие рельефы, скажете вы. И будете отчасти правы. Не этим дворцом стала знаменита Ниневия, и не своими завоеваниями или охотой вошел в историю Ашшурбанипал. Крылатые быки и известняковые фризы, какими бы впечатляющими они ни были, сами по себе не дали бы понимания жизни людей того времени. Ключом к истории стало печатное слово. В одной из комнат дворца Ашшурбанипала Лэйярд обнаружил россыпь глинянных табличек, толстым слоем покрывавших пол; все они были испещрены необычными письменами. Лэйярд не придал им большого значения, но собрал и отослал в Лондон. Через три года другую подобную комнату с табличками нашел Ормуз Рассам, урожденный ассириец, возглавивший раскопки после того, как Лэйярд покинул Ирак. Эти таблички также отослали в Британский музей. То была крупнейшая библиотека древнего мира, которую на протяжении десятилетий своего правления собирал Ашшурбанипал.

Эпос о Гильгамеше, табличка из дворца Ашшурбанипала, VII век до н.э. Британский музей, Лондон

Найденная библиотека содержала знания о всей ассиро-вавилонской культуре, да и не только о ней, но и более древней культуре шумеров. Ашшурбанипал, который гордился тем, что был единственным грамотным человеком среди ассирийских правителей, повелел собирать по всей стране таблички с письменами. В одном из писем он наказывал своему чиновнику: "Драгоценные таблички, копий которых нет в Ассирии, найдите и доставьте мне. Я написал главному жрецу и губернатору Борсиппы... чтобы никто не отказывался предоставлять их тебе. Если узнаете, что та или иная табличка или ритуальный текст подходят для дворца, сыщите, возьмите и пришлите сюда." Кроме того, у Ашшурбанипала работали ученые и целая группа мастеров-переписчиков, которые копировали все тексты в нескольких экземплярах, в том числе и старинные таблички, язык которых ассирийцы уже не понимали. Таким путем удалось создать библиотеку, в которой были представлены все знания своего времени: здесь содержались предания и молитвы, истории завоеваний и свершений, договора и законы, научные трактаты и астрологические прогнозы, медицинские тексты, учебники, школьные пособия, словари...

Один из томов шумерско-аккадского словаря, I тыс.до н.э. Лувр, Париж.
Ассирийцы и вавилоняне говорили на аккадском языке, но более древний шумерский язык оставался языком религии, администрации и обучения.

Но кто мог прочесть все эти клинописные записи? Надо сказать, что над расшифровкой клинописи начали биться задолго до начала археологических раскопок в Мессопотамии. Персидские клинописные надписи (а клинопись использовалась во многих странах Азии, в том числе в Персии) были известны с XVII века. Первый шаг в их расшифровке в 1802 году сделал немец Георг Гротефенд, помощник школьного учителя, причем действовал он вовсе не из научных побуждений, а на спор, после веселой пирушки. Он подобрал единственное сочетание имен персидских царей, которое согласовывалось с надписями, и так определил почти половину букв персидского клинописного алфавита. Второй (и главный) шаг сделал четырьмя десятилетиями позднее молодой англичанин Генри Роулинсон, которой к 1847 году расшифровал всю древнеперсидскую систему письма.

Генри Филлипс. Портрет Генри Роулинсона, 1850. Британский музей, Лондон

В 1835 году майор Роулинсон получил назначение в Персию для обучения шахских военных. Он жил в двадцати милях от знаменитой Бехистунской скалы, где на высоте около 100 метров над землей персидский царь Дарий I повелел высечь в свою честь рельеф и надписи на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском, записанные тремя разными системами клинописи. Многие видели эти скульптуры и надписи снизу, но подробности о языках, на которых они были сделаны, никому известны не были. Роулинсона необычайно увлекла проблема прочтения клинописи и он решил скопировать Бехистунскую надпись, которая была гораздо длиннее, чем все те, которые были известны ранее.

Бехистунская скала, Иран . Фото - Википедия

С риском для жизни Роулинсом раз за разом забирался на скалу и зарисовывал старинный клинописный текст. К 1837 году он уже скопировал всю древнеперсидскую часть, но до аккадской, высеченной на скале выше всех, добраться так и не смог. Лишь через несколько лет Роулинсону удалось вернулся на это место с альпинистским снаряжением, и тогда он наконец скопировал оставшиеся 112 строк, спускаясь на веревках с вершины скалы.

Когда тексты трехъязычной надписи были опубликованы, началась великая международная работа по их переводу. В своеобразное "сообщество" дешифровщиков входили датчанин Раск, француз Бюрнуф, немцы Бер и Опперт, ирландец Хинкс, и конечно сам Роулинсон. В начале 1850х годов исследователям стало ясно, что аккадскую клинопись читать можно. Однако, публика, да и многие ученые, были в полном замешательстве: оказалось, что аккадское письмо удивительно многовариантно - один и тот же клинописный знак был то буквой, то слогом, то словом, причем он мог означать различные слоги и даже совершенно различные слова. Как можно при таких условиях верить переводу?

Аккадская клинопись. Законы царя Хаммурапи, ок. 1750 года до н.э. Лувр, Париж

Тогда Лондонское азиатское общество пошло на необычный шаг. Четырем наиболее крупным специалистам в области клинописи была направлена в запечатанном конверте копия никому до того не известного ассирийского клинописного текста с просьбой расшифровать его и отослать в запечатанном виде назад. При этом никого из четверых не уведомили, что такие же копии посланы трем другим. Через некоторое время специальная комиссия получила конверты с переводами Раулинсона, Тальбота, Хинкса и Опперта. И то, что недавно казалось невероятным, в 1857 году стало действительностью: все четыре перевода оказались в основном идентичны. Библиотека Ашшурбанипала и другие ассирийско-вавилонские клинописные тексты могли быть правильно прочитаны. С тех пор 1857 год считается датой возникновения ассирологии - науки, изучающей культуру и историю древних цивилизаций, пользовавшихся клинописью - Ассирии, Вавилонии, Шумера, Урарту...

Проход в Ассирийский зал. Лувр, Париж.

Так победно завершилось это "путешествие дилетантов": всего через 15 лет, прошедших от начала первых раскопок до расшифровки клинописи, современный мир открыл совершенно новые страницы истории и подошел к пониманию самых древних корней человеческой культуры. Можно ругать непрофессионализм первых копателей, удивляться их очевидным ошибкам, ужасаться варварским методам раскопок, но Ботта, Лэйярд, Роулинсон и их сподвижники, вопреки всем трудностям, первыми сделали это огромное дело, часто на голом энтузиазме, благодаря лишь своей одержимости идеей, упорству и энергии. Поклон им.

Фотографии из Лувра и Пергамского музея мои, остальные взяты с сайта Британского музея и из Википедии

Больше об Ассирии и ее открытии:

Сохранилось много древних ассирийских барельефов с изображением царей и богов с характерными украшениями. К сожалению, женских изображений в эту эпоху мало, на дошедших до нашего времени барельефах их практически нет. Возможно поэтому обращают на себя внимание серьги, которые носили цари в Древней Ассирии. Еще очень интересны браслеты и диадемы с розетками, которые связывают с богиней Иштар. Греки смеялись над крупными мужскими серьгами ассирийцев, а для нас непривычно, что цари не гнушлись носить головной убор с рогами и крутили "кукиши". Об этом и пойдет речь.

Царь Ашшур-нацир-апал II, 9 в до н.э., Британский музей




Фото отсюда


Про сумочку много всякого
и

Барельефы из Британского музея

Ассирийская царица Шаммурамат (Семирамида), 811-805 до н.э. фото отсюда

Серьги из Кальху (Нимруд) из захоронения царицы

Ассирийские ювелирные украшения из Багдадского национального музея, фото отсюда

10-летняя ассирийская девочка в традиционном костюме и украшениях, фотография 1925 года из Багдадского музея, отсюда

Assyrian Jewelry Chain (Grave Goods), from Ashur, Middle Assyrian Period

Ассирийские украшения


Ассирийские серьги


Ассирийские браслеты

Женские фигурки из археологических раскопок в Кахлу
Британский музей

Это для напоминания о самых известных скульптурных изображениях Ассирии, здесь ламассу - крылатый лев с человеческим лицом из дворца Ашшур-нацир-апала II (883-859 гг до н.э.) фото отсюда , в этом ракурсе хорошо видно, что страж имеет 5 ног, с остальных ракурсов видны по 4 ноги)) Часто в качестве охранника дворца изображали крылатого быка) Ассирийцы были очень суеверными и все отверстия тщательно защищали. Ассирийский город не имел окон наружу - двор находился в центре и туда же выходили жилые помещения, мастерские и т.д. Дома ставились на небольшие платформы, поскольку почвы были зыбкими и, как правило, дом или дворец имел только один вход. Крыши относились к жилым помещениям.

Звезда Иштар на вавилонском барельефе, Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Около 3000 лет назад народ, который сегодня мало кто помнит, прошел сокрушительной поступью через Ближний Восток. Эта армия сравнивала города с землей, пытала выживших и сеяла страх во всем мире. Речь идет об Ассирии - первой стране, которая сделала военную мощь основой своей политики и первой стране, которая терроризировала своих врагов посредством психологической войны.

1. Вечная война


Каждый ассирийский мужчина - от самых бедных до самых богатых, был обязан служить в армии. Это была первая страна, где военную службу сделали обязательной для каждого гражданина мужского пола, независимо от того, кем он был. Все мужчины жили по принципу «3 лет». В первый год они строили дороги, мосты и здания, чтобы наращивать мощь империи. Во второй год они отправлялись на войну. И только в третий год им позволялось жить со своими семьями. В результате, Ассирия имела одну из самых сильных армий в мире. Причем, это были прекрасно обученные и в постоянных боях воины... и их было много.

2. Психологический террор


Ассирийцы создавали таблички, на которых рисовали и описывали процесс пыток своих врагов, чтобы следующий город знал, что случится с его защитниками. На этих табличках был показан процесс снятия кожи с живых людей, выкалывание им глаз и сажание на колья. После одного из ассирийских царей Ашшурнацирапала II остался целый ряд подобных табличек, на которых были описаны его зверства при захватах городов: «я содрал кожу из всех защитников города и развесил ее на стенах... я сжег всех детей... из голов жителей перед городом была сложена башня». К тому времени, как ассирийская армия подходила к стенам очередного города, его жители уже знали, что их ждет.

3. Шанс сдаться


Перед началом битвы людям часто давали шанс сдаться. К городской стене отправлялся парламентер, который обещал защитникам города (которые уже тряслись в страхе, поскольку знали, что их ждет), что если они сдадутся и будут платить дань Ассирии, им будет позволено жить: «Смиритесь и выйдите ко мне! Тогда каждый из вас будет есть собственные виноград и плоды смоковницы и пить воду из своего водоема. А тем, кто не выйдет, придется съесть свои собственные экскременты и пить собственную мочу». Многие страны сдавались и платили дань Ассирии, чьи войска шли дальше.

4. Осадные орудия


В то время практически не существовало осадных орудий. В лучшем случае армия могла надеяться прорваться через ворота города, пытаясь выбить их бревном, часто в то время как по ним со стен стреляли лучники. Ассирийцы, однако, изобрели некоторые из первых осадных орудий в мире. К примеру, они изобрели таран - устройство, которое казалось невозможно остановить в то время. Это была сложная конструкция на колесах, внутри которой было огромное бревно с железным наконечником в виде головы барана, которое раскачивалось на цепях, позволяя пробивать вражеские стены. Люди внутри конструкции, которые раскачивали бревно, были защищены деревянными досками, обтянутыми сырыми шкурами животных, в которых вязли и тухли зажженые стрелы защитников города.

5. Полное уничтожение городов


Иногда, ассирийская армия не останавливалась на убийстве своих врагов. Когда ассирийский царь Синаххериб вторгся в Вавилон, он стер его с лица земли. Все, что осталось позади него, это было хвастливое заявление: «город и его дома, от основания до крыш я разграбил, уничтожил и сжег огнем... посреди города я вырыл каналы и затопил его водой. На месте Вавилона осталось только болото».

6. Пытки выживших


Согласно сохранившихся записей, один ассирийский царь пощадил некоторых из людей захваченных городов: «знать и старейшины города вышли ко мне, чтобы спасти свои жизни... они пали мне в ноги и попросили пощады, попросив делать с ними что угодно, только не убивать». Чаще всего, этих выживших людей использовали, чтобы устрашить других, причем довольно жестоким способом - им отрубали носы и уши. А один из царей, Асархаддон заставил знать захваченного им города носить «ожерелья» с отрубленными головами их правителей.

7. Жизнь рабов


На ассирийских настенных росписях сохранились изображения рабов, прикованных к крупным камнями, которые они были вынуждены тащить как мулы. Эти камни использовали для создания дворцов и прочих чудес архитектуры для царей, а рабы, которые таскали их на стройку, не могли даже передохнуть (сзади шли надсмотрщики, которые избивали любого, кто «сачковал»). С женщинами же, которых увели в рабство, зачастую поступали еще хуже. Нередко их раздевали донага, чтобы унизить и заставить чувствовать себя беззащитными.

8. Переселенческая политика


В Ассирии была политика постоянного переселения людей - целые семьи выгоняли из своих домов и переселяли их по всей стране. Это была одна из причин, которые сделали Ассирию настолько могущественной. Мастеров из завоеванных стран переселяли в сердце империи, где их отправляли на стройку дворцов, храмов и чудес. Часто им разрешали привозить с собой семьи. Опасным врагам, которые боролись против Ассирии, иногда давали шанс искупить свою вину. Если царь был милостив, то он отправлял их на восстановление разрушенной завоеванной страны.

9. Кодекс законов


Многие преступления в Ассирии наказывались членовредительством или смертью. Если кто-то поцеловал жену другого человека, ему отрубали нижнюю губу с помощью топора. Если мужчину «застукивали» с другим мужчиной, то его превращали в евнуха. Прелюбодеяние каралось смертью. Мужчины имели право убивать жен, которых ловили на прелюбодеянии. Убийц передавали семье жертвы, которая была вольна делать с ними, что пожелает.

10. Пост-травматический стресс


Жизнь в Ассирии была ужасающей не только для потенциальных жертв ассирийцев, но и для них самих. У воинов ассирийской армии наблюдались симптомы того, что современные психологи называют посттравматическим стрессом. Они слышали и видели призраков людей, погибших в бою, а также разговаривали с ними. Ученые считают, что воины испытывали ужас и чувство вины за убийства и пытки невинных людей.

И в продолжение темы мы решили вспомнить .