Иларион Оптинский, прп. Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873) Уте-ше-ния из гор-не-го ми-ра


Иларион (Пономарев) (1805-1873), иеросхимонах, Оптинский старец, преподобный.

В миру Родион Никитич Пономарев, родился в Пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Его отец был человек благочестивый и занимался портновским ремеслом. Впоследствии вслед за сыном и он принял монашество в Оптиной пустыни с именем Нифонт, трудился на скитской пасеке и скончался в 1849 году.

Все детство и юность его прошли в родительском доме в Новохоперском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом еще и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле.

Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.

В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.

В Саратове под покровительством Преосвященного Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия.

Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.

В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлебы, занимался на пасеке уходом за пчелами.

В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании.

Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нес его до последнего дня жизни.

С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря.

Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей.

Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.

В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения.

4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слег окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион.

За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.

Краткое житие

П реподобный отец наш Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев, один из великих Оптинских старцев, родился в сельце Ключи Воронежской губернии в 1805 году, в пасхальную ночь на 9 апреля и назван во святом крещении Иродионом, в честь апостола Иродиона. Его будущее монашеское имя Иларион, означающее в переводе с греческого „тихий“ и „радостный“, выявило то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.

Родион был третьим сыном Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны, а всего в семье было четыре сына. Никита Филимонович был известным в округе портным, часто находился в отъезде, выполняя многочисленные заказы, и поэтому надзор за семейством и домашним хозяйством лежал на Евфимии Никифоровне, женщине достопочтенной и богобоязненной. Родион рос тихим и молчаливым, сосредоточенным и впечатлительным, с явной устремленностью к созерцательности и углубленности в свой внутренний мир. Без сомнения, не без мудрой и благой цели промышлял о нем Господь, воспитывая и приуготовляя будущего духовного наставника монашествующих и мирян.

Следование заповедям Господним уже с младенческих лет стало для него непреложным законом. Вот характерный эпизод из отрочества будущего Оптинского подвижника. Однажды, собирая вместе с матерью ягоды в лесу, мальчик набрел на особенно плодоносное место и стал созывать оказавшихся поблизости своих деревенских сверстников. Мать попыталась воспротивиться этому: „Не зови их, сами здесь будем рвать, а они пускай на другое место идут“. Но малолетний сын ее, в искренности и непорочности своего детского сердца, ответил так: „Отчего же? Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды!“...

Мать предрекала своему сыну, еще в семилетнем его возрасте, будущее монашество. Да и сам отрок с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. Первые встречи с иноческой жизнью состоялись у него в тринадцать и семнадцать лет — во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской Лавры.

Обучаясь в доме отца своего портновскому ремеслу, рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия. Именно тогда утвердилось в нем убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам, святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения и которое они в своих писаниях называют „хранением совести“...

Будучи двадцати четырех лет от роду, Родион переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Ревностный исполнитель уставов Православной Церкви, он и дома старался вести строго благочестивую жизнь, живя в страхе Божием и отечески наблюдая за неуклонным исполнением христианских обязанностей артелью своих рабочих.

На артель, состоящую человек из тридцати, Родион смотрел как на своих детей, за которых надобно будет дать отчет Богу. Он содержал их хорошо и строго наблюдал за их нравственностью. С юных лет воспитанный в страхе Божием, искренно преданный Православной Церкви и строго соблюдавший ее уставы, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала в церкви на всенощной и обедни. Кроме того, при помощи знакомого дьячка Покровской церкви он обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.

Во всех своих действиях Родион отличался чрезвычайной мягкостью, кротостью и миролюбием, а на рабочих действовал не угрозами или наказаниями, но разнообразными мягкими увещевательными способами, влиявшими на нравственное их расположение...

В эти годы Саратов был наводнен множеством раскольников. Секты враждовали между собой, сходясь только в одном: в ненависти к православным, которых в сравнении с ними было меньше. Кроме того, многие из православных, долго находясь среди раскольников, пребывали в состоянии двоедушия и сомнения.

Именно в этот период Господь открыл Родиону новую возможность для служения людям — служение миссионерское, апостольское, способствовавшее возвращению в лоно Матери-Церкви многих и многих заблудших и погибельно отпавших от нее душ раскольников. Известный в Саратовской губернии старец Семен Климыч посоветовал ему заняться собеседованием с раскольниками с целью побудить их присоединиться к Православной Церкви...

Родион начал вести беседы о вере, основываясь единственно на слове Божием и на изъяснениях оного святыми отцами Церкви. Постепенно он подводил отпавших от истинной веры к осознанию того, что, оспаривая Священное Писание и святоотеческое толкование, они превращались в противников Христа, Его слов и учения, то есть в „антихристов“. Этот новый оборот, который приняли собеседования, привел в движение раскольников, озадачил их и во многом способствовал убеждению в истине. Раскольники то и дело либо сами приходили к своим противникам, либо зазывали их к себе на беседы. Будущий отец Иларион стал с ними заниматься много и успешно...

Братство, возглавленное Родионом, стало известно далеко за пределами Саратова. Видя, что Господь благословил начальные труды успехами, Преосвященный Иаков испросил у Святейшего Синода дозволения учредить в своей епархии миссию для обращения раскольников. Сохранились достоверные сведения о том, что Родион Пономарев был одним из самых ревностнейших и деятельнейших миссионеров. Но, рассказывая впоследствии в Оптиной Пустыни об этом периоде саратовской жизни, старец Иларион свое личное участие в делах миссии всегда оставлял в тени, проявляя столь свойственные ему скромность и смирение.

Так прошло девять лет. „Хотя мы и богоугодно старались жить, — вспоминал он в Оптиной Пустыни, — и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут“.

Иноческая жизнь уже и в ранней юности привлекала его, а теперь, тридцати трех лет от роду, он серьезно задался вопросом: не настала ли для него пора вступить на этот путь. Отзвук первых впечатлений от давних паломничеств к Киево-Печерским святыням породил в душе его желание ближе присмотреться к монашеской жизни и к монастырям. В течение девяти месяцев знакомился он с замечательными русскими обителями: Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, Тихвина, побывал на Соловках, в Почаеве, на Валааме, в Глинской и Площанской пустынях. Именно в этих поездках Родион получил благословение непременно побывать у Оптинских старцев Льва и Макария. Так впервые, через подвижников из других обителей, была зримо явлена Родиону воля Божия, направляющая его стопы в Оптину Пустынь.

Приехав в Оптину, нашел он в старцах Льве и Макарии то, чего искала душа его. Отец Макарий много беседовал с будущим иноком, посещал его в гостинице, принося с собою какую-нибудь книгу для разъяснения предложенных им вопросов.

Возвратясь в Саратов и управившись со всеми мирскими делами, он вскоре вернулся в Оптину Пустынь, чтобы вступить на новый, трудный путь подвижнической жизни. Так на тридцать четвертом году от рождения, 13 марта 1839 года, Родион, Промыслом Божиим, был определен на жительство в Оптинский Иоанно-Предтеченский Скит, в келлию по соседству с келлией игумена Варлаама, только что прибывшего с Валаама. Наряду с руководством старцев Льва и Макария, обрел Родион в первое же время скитской жизни и еще одного опытного наставника — Валаамского подвижника, оказавшего благотворное влияние на духовное преуспеяние новоначального...

Вступая в 1839 году в должность скитоначальника, преподобный Макарий избрал себе в келейники Родиона, который 13 августа 1849 года был пострижен в мантию и стал иноком Иларионом.

Должность келейника, которую исправлял отец Иларион в течение двадцати лет, ставила его в постоянное тесное общение со Старцем, что особенно благоприятствовало достижению твердого, прочного, испытанного многими искушениями отсечения своеволия. По вере своей отец Иларион много пользовался примером богоугодной жизни старца Макария, исполненной любви, смирения, кротости и простоты. Насколько велика была преданность отца Илариона своему Старцу, свидетельствует одно происшествие. Однажды преподобный Макарий отлучился из обители для посещения духовных детей своих. В пути экипаж опрокинулся в ров, и Старец получил вывихи и сильные ушибы, о чем и было сообщено в Оптину Пустынь. В это время отец Иларион был тяжело болен. Однако, получив это известие, он немедленно, забыв собственное недужное состояние, поспешил с врачом к своему духовному отцу, проехав около трехсот верст на перекладных по плохой осенней дороге.

Было у инока Илариона и еще одно послушание — садоводство и цветоводство. После правила, на заре, когда вся братия уже разошлась по келлиям, у инока Илариона в саду шла работа: он прививал деревья, обмазывал яблони, сажал цветы. Любителям цветоводства было чем полюбоваться, посещая Скит, покрытый благоухающими цветниками,- трудно было поверить, что все это дело усердия одного человека, неувядаемый плод послушания и любви к своему наставнику...

В 1853 году отца Илариона рукоположили в иеродиакона. Будучи диаконом, время, назначенное для отдыха и сна, отец Иларион употреблял преимущественно для чтения отеческих писаний. Для сна он до самой своей кончины отводил не более четырех часов в сутки. По благословению Старца отец Иларион завел домашнюю аптечку и занимался лечением братии обители и Скита, для чего хаживал к больным и часто исполнял дело фельдшера. Поздней осенью и зимой он занимался еще и ложечным рукоделием...

В предсмертные дни преподобного Макария многие его духовные чада были переданы им отцу Илариону, ставшему 21 апреля 1857 года иеромонахом. Это было начало его духовнического пути, облагодатствованного преемственностью старчества.

На вопрошения Белевской игумений Павлины: „На кого вы нас оставляете, Батюшка?“ — старец Макарий указал на преподобных отцов Илариона и Амвросия и тут же позвал отца Илариона из другой комнатки, сказав: „Не оставь игумений!“ На слова отца Илариона: „Батюшка, я недостоин и сам ничего не знаю“ Старец отвечал ему: „Не оставь ее!“ Мать игумения поклонилась отцу Илариону в ноги. Уже после смерти старца Макария, 8 апреля 1863 года, отец Иларион вступает в должность скитоначальника и духовника обители...

И по управлению, и по духовничеству старался Преподобный Иларион поддерживать те порядки, которые были заведены его почившим учителем. По воспоминаниям братии, его наставления были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что он сам первый исполнял то, что советовал братии...

Однажды двое немирствовавших между собой братий попросили Старца позволить им лично между собой перед ним объясниться для прекращения ссоры. Выслушав доводы каждого, отец Иларион сказал: „Из слов ваших выходит, что вы оба правы...“ Каждый по-прежнему стоял на своем. Тогда Старец, видя их непреклонность к примирению, сказал им: „Ну, не ожидал я от вас таких плодов!.. Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению“. И, к изумлению их. Старец смиренно поклонился им до земли со словами: „Простите, Бога ради!“ Таким неожиданным поклоном своего наставника братия были глубоко тронуты, осознали свое самолюбие и виновность и просили Старца простить их, обещая положить начало своему исправлению. Но опытный наставник не вдруг их простил, а только после еще некоторого испытания...

Дар исцеления душевных недугов, которым наделил Господь всех преподобных Оптинских старцев, в полной мере усвоен был и преподобным Иларионом. Различные причины этих болезней Старец распознавал не только через расспросы страждущих, но и иными, одному ему ведомыми путями, и выносил свое заключение. Непримиримая вражда, раздоры семейные, тяжкие нераскаянные грехи чаще всего были причинами заболеваний, а потому и врачевал Старец болящих, при помощи Божией, благодатию таинства покаяния, на дом же давал им богоявленскую воду, артос и масло от лампадок, горевших на могилках почивших преподобных старцев Льва и Макария.

Любовь его к страждущим была безгранична, о чем свидетельствуют хотя бы такие случаи. Как-то попала к преподобному Илариону на исповедь упорнейшая душевнобольная, источавшая на него грубую, непристойную брань. Не обращая на это внимания, Батюшка все же добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страждет. „Вы бы ее, Батюшка, оставили, коль она такая“, — заметил кто-то, на что Старец ответил: „А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!“

Один молодой купец года два был одержим манией преследования, доводившей его до безумия. Он избегал людей, бродил с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова. Старец Иларион долго занимался с ним и из расспросов дознал, что главная причина болезни его была вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Батюшка долго убеждал его оставить злобу и испросить у отца прощения, доказывая, что только после этого он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Наконец, упорство его было мудро уврачевано, душа очистилась покаянием, и мир водворился в ней.

Кроме братии обители и массы приходящего народа, духовным руководством старца Илариона и его наставлениями пользовались, как уже упоминалось, многие насельницы женских монастырей. Старец вел с ними переписку, отвечая не только на вопросы духовной жизни сестер, но и вдумчиво рассматривая самые различные житейские обстоятельства, искушения, нужды. Сохранившиеся письма Старца не утратили своей духовной значимости и по сей день.

Как не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5, 14), так не могла укрыться от внимания людей и высокая деятельность старца Илариона. Но наряду с доброжелательным отношением к нему были и случаи явной клеветы на Оптинского подвижника, и в этом горниле испытаний еще более закалилась душа его: не поколебалась мирность батюшкиного сердца, не расстроилась кротость его нрава...

Особенно содействовал Старцу в деле духовного окормления многочисленных чад присущий ему дар прозорливости, который по чувству глубокого смирения, он старательно скрывал от людей. Схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры старец Захария, еще в юности посетивший Оптину Пустынь, побывал и у прозорливого старца Илариона. Когда он подошел к его келлии, то про себя, совсем неслышно, сотворил молитву Иисусову. „Аминь“,- ответствовал через закрытую дверь Старец. Дверь отворилась, и он радушно и ласково принял Захарию. И сказал ему Старец, совсем не зная его и не имея понятия о его жизни и намерениях: „Что, матушка твоя померла? Смотри же, теперь не женись, а отец твой отпустит тебя в монастырь“...

Мать одного благочестивого семейства, глубоко уважавшая советы преподобного Илариона, своего духовного отца, приехала в обитель посоветоваться с ним относительно замужества своей дочери. Три дня ходили мать с дочерью к Старцу в надежде услышать, кого из трех женихов укажет Батюшка. Но он молчал и только на четвертый день, сказал: „Ну, дочка! Когда уж плыть, так плыть. Переплывешь — будешь человек. Видно, Богу так угодно“. Преподобный Иларион подразумевал, что много скорбей придется перенести девице по выходе замуж. И действительно, на первых порах очень трудно было ей в семействе мужа: скорби и огорчения выпали на ее долю — и крепкое здоровье порасстроилось, и духом начала она ослабевать. А по прошествии трех лет неожиданно все изменилось, здоровье снова вернулось к ней, зажили молодые в мире и радости, благословляя память старца-прозорливца.

Однажды овдовевший молодой купец обратился через своего брата за советом к преподобному Илариону и благословением на второй брак. Ответ же был таков: „Пусть он погодит еще годок да приедет к нам, и мы посмотрим, не годится ли он нам». Не исполнил тот совета Старца — женился, но через три недели умерла и вторая жена. А через некоторое время он все-таки оказался в обители, был принят в Скит и пострижен в монашество.

Мудрость Батюшки была велика: хотя говорил он очень мало, но слова его имели благодатную святую силу, а потому, получив от него наставление, человек чувствовал в себе искреннее желание исполнить его. Знание сердца человеческого было у него такое, что нельзя было не изумляться. Среди его мудрых советов такие: «Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда».

Для ободрения скорбящих старец часто говаривал: Если Господь за нас, кто против нас?

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия».

Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них. Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. «Замечания делай,- наставлял старец,- не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого».

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце».

«Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать». Часто старец приводил изречение апостола: «Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает“.

Наступила весна 1872 года. 4 марта преподобный Иларион отслужил свою последнюю Литургию. Возвратясь в келлию, сказал: „Никогда так не уставал, должно быть, пришел конец мой“. 9 марта он принял пострижение в схиму с сохранением имени Иларион. Врачи опасались паралича сердца, но прозорливый Старец так сказал о себе: „Не верю снам, но думаю, что на этот раз останусь жив. Приснилось мне, что вокруг меня сильнейшая гроза: разразился необыкновенный удар грома, но меня миновал, и я остался жив“...

В эти тяжелые предсмертные дни сподобился сей великий Оптинский старец утешения из Горнего мира. Ему и прежде неоднократно являлся в сновидениях преподобный Макарий, но теперь эти видения участились. В одном из них явившийся наставник сказал: „А я вот к тебе, Иларион, заехал... Я к тебе еще буду, заеду за тобой.“ В продолжение своей болезни Старец обыкновенно причащался Святых Тайн не реже чем через два-три дня, а с 17 августа 1873 года стал причащаться уже ежедневно и таким образом причащался в течение тридцати трех дней, до самой своей кончины включительно. Начиная с 22 августа, Преподобный уже не мог ложиться в постель, не мог сам двигаться и до самой кончины своей сидел в кресле.

22 августа приехала Белевская игумения мать Павлина проститься со Старцем. Он благословил ее иконой преподобного Илариона, а о сестрах сказал, чтобы желающие проститься приезжали не все вдруг, а по нескольку сестер. „Еще время терпит, — сказал он, — я еще несколько недель проживу в кресле; в водяной болезни недели по четыре сидят“. Этими словами он, как впоследствии оказалось, как бы предназначил время своего сидения с 21 августа по 18 сентября, то есть четыре недели и один день. Перед кончиною своею он сказал: „Старцы, бывшие в водяной, все сидели перед кончиною своею, а мне, грешному, отчего не посидеть?» Несмотря на чрезмерную болезненную слабость, бессонницу, постоянную одышку, переходившую по ночам в удушье, на чрезвычайные боли, появлявшиеся в последние дни от некоторых болезненных припадков, старец до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в Скиту молитвенных правил...

На рассвете 18 сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу. Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины Старца прояснилась. При перенесении тела Старца в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча. Отпевание происходило во Введенском соборе, который был полон народа, освещен паникадилами и большими свечами, всем присутствующим также были розданы свечи. По отпевании происходило прощание со Старцем монашествующей братии и мирских. И уступила горечь утраты иному чувству — пасхальной радости о будущем воскресении из мертвых...

В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Е с-ли че-ло-век тер-пит скор-би с по-кор-ностью во-ле Бо-жи-ей, ис-по-ве-ду-ясь во гре-хах сво-их, то чрез это из-бав-ля-ет-ся от тя-го-ты веч-ных му-че-ний. По-э-то-му луч-ше по-тер-пим здесь неп-ри-ят-нос-ти, как бы они тяж-ки ни бы-ли, воз-вер-зая пе-чаль свою на Гос-по-да и мо-лясь Ему со сми-ре-ни-ем, да из-ба-вит нас от ма-ло-ду-шия и от-ча-я-ния, ко-то-рые ху-же вся-ких гре-хов.

все поучения →

оптинские
книги

Оптинские
праздники

Расписание Богослужений

август ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Последний фотоальбом

Память обретения мощей преподобных старцев Оптинских

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ И БОГОНОСНОМУ ОТЦУ НАШЕМУ Илариону, СТАРЦУ ОПТИНСКОМУ

Егоже краегранесие: Иларион старец поется верно

Предназначен для келейного чтения Скачать в DOC

Находится на рассмотрении в Комиссии по акафистам при Издательском Совете Русской Православной Церкви

Кондак 1

Прп. Иларион Оптинский

И збранному пастырю овец Христовых, ревностному прогонителю мысленных волков, богомудрому старцу Оптинскому, похвальная принесем пения. Ты же, отче, избави стадо твое от грехопадений лютых, и на пажити благодати воспитай тебе зовущия:

Икос 1

Ликования пасхальнаго исполнил еси матерь твою, отче Иларионе, егда родился еси от нея в нощь светозарнаго Воскресения. Темже знамением сим Господь откры яко душа твоя не имать вкусити смерти во веки. Мы же в сени смертней живущии сице тебе вопием:

Радуйся, плоде пасхальныя радости.

Радуйся, чадо светозарнаго дне.

Радуйся, родителем твоим блаженства ходатаю.

Радуйся, присным твоим верный предстателю.

Радуйся, прежде смерти мертвым вменился еси.

Радуйся, прежде воскресения со святыми вселился еси.

Радуйся, нечувствие яко камень гробный от сердца твоего отваливый.

Радуйся, светлоангельским гласом совести душу твою просветивый.

Радуйся, страстей умерщвление.

Радуйся, добродетелей возрождение.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 2

Апостольски поревновал еси о вере православной, отче преподобне, егда в саратовский край вселился еси, идеже раскольников множество бяху, ты же тьму лжеучения их православными догматы просветил еси, Богу в Троице славимому непрестанно взываяй: Аллилуия.

Икос 2

Ревностию Ильиною разжеглся еси, отче Иларионе, и чистоту правыя веры уяснил еси, студных же лжеучителей предал еси праведному суду. Мы же чудящеся о таковей любви твоей к чистоте учения Церкве Христовы сице тебе вопием:

Радуйся, пламеню ревности Божественныя.

Радуйся, источниче отеческаго учения.

Радуйся, столпе непоколебимый еретическими ветрами.

Радуйся, ловитво искусная на раскольническое собрание.

Радуйся, лжеименное знание разсекаяй яко паучину.

Радуйся, православное учение источаяй яко пучину.

Радуйся, мечу обоюдоострый Божия Слова.

Радуйся, стрело огненосная Церковнаго глагола.

Радуйся, правомыслящих утверждение.

Радуйся, лжемудрствующих посрамление.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 3

Иноческому житию восхотел еси подражати, отче Иларионе, темже в Оптину пустынь к богомудрым старцам притекл еси, иже видяще тя благочестием светло украшенна, Богу благодарне воспеша: Аллилуия.

Икос 3

Оставль все земное попечение, Ангельскаго звания сподобился еси прияти от ангелоподобных старцев святых, от нихже и ангельскому деланию научился еси, како Богу подобает работати. Мы же вящему твоему преуспеянию чудящеся сице тебе вопием:

Радуйся, житию Ангельскому подражателю.

Радуйся, вышния светлости взыскателю.

Радуйся, страстей земных отсечение.

Радуйся, заповедей святых хранение.

Радуйся, быстрокрылый послушниче Льва и Макария.

Радуйся, скорбям Амвросиевым благосострадание.

Радуйся, ликостоянию Ангельскому причастниче.

Радуйся, иноческих борений подвижниче.

Радуйся, ангеломонашеский воине.

Радуйся, небомудренный человече.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 4

Наставники себе избрал еси богомудрых старцев оптинских, иже молитвами своима и богоподражательным житием вдохнувша в тя дарования многия. Ты же яко богоприятный сосуд явился еси отче Иларионе, благодарными гласы поя Христу: Аллилуия.

Икос 4

Старчества чреду приял еси, отче Иларионе, от богоумудренных старцев оптинских Льва и Макария, имже со Амвросием верно послужил еси и дара благодати сыноположения сподобился еси, сего ради вопием ти:

Радуйся, сосуде благодати неизреченныя.

Радуйся, сынолепная чреда старческаго служения.

Радуйся от силы восходяй в силу.

Радуйся, многими дарами душу украсивый.

Радуйся, сотрудниче Амвросию на ниве духовней.

Радуйся, Льва и Макария отрасль благоплодная.

Радуйся, незабвенное памятование отеческих наставлений.

Радуйся, светоносная свеще старческих изречений.

Радуйся, яко колесница восшел еси от земли на небо.

Радуйся, яко милоть Ильину приял еси старческое служение.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 5

Тьму разсеял еси греховную отче Иларионе, совести светильник вжег внутрь души твоея, юже уяснила есть благодать Всесвятаго Духа. Сего ради откровенным лицем на славу Божию взираяй, Богу просветившему тя благодарне воспел еси: Аллилуия.

Икос 5

Адаманта твердейши вера твоя явися отче Иларионе, еюже мудрования раскольническия яко идолы сокрушил еси, и честнейши злата бысть душевная твоя доброта, яко многи таланты от Бога приял еси. Сего ради яко евангельскаго купца тя похваляем сице:

Радуйся, возделывателю Христова винограда.

Радуйся, надежде преисполненная отрады.

Радуйся, тружениче понесый зной и дневный вар.

Радуйся, усугубивый от Бога данный ти дар.

Радуйся, точило евангельскаго слова.

Радуйся, вино утешения Христова.

Радуйся, премудрый купче стяжавый духовный бисер.

Радуйся, добрый торжниче умноживый сребро господина.

Радуйся, егоже ради обнища сокровища ада.

Радуйся, егоже ради исполнися житница слова.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 6

Рачитель был еси преданий отеческих и монашеских уставов верный последователь явился еси, сего ради якоже точное мерило весов житие твое показал еси отче Иларионе, неуклоняяся ни на десно ни на шуя от преданий отеческих, Богу отцев твоих благодарно поя: Аллилуия.

Икос 6

Евангельское отче любомудрие стяжал еси и око ума твоего соблюл еси чисто по слову Христову, сего ради от греховныя тьмы избавил еси ослепленных душевныма очима, иже воспеша тебе похвалы сицевыя:

Радуйся, невидимых вещей видение.

Радуйся, забытых грехов обнаружение.

Радуйся, светильниче душевную тьму просвещаяй.

Радуйся, от прелести вражия нас избавляяй.

Радуйся, непорочныя совести гласе.

Радуйся, осенение мудрости в Божием страсе.

Радуйся, чистое зрение глубины душевныя.

Радуйся, познание ясное ея устроения.

Радуйся, имже свободу от грехов улучаем.

Радуйся, имже души Христу обручаем.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 7

Целомудрие душа твоя стяжа отче Иларионе яко одежду ангельскую, и многими добродетельми душу твою окрылил еси. Сего ради ангелоподобную жизнь показал еси учеником твоим преподобне, ангельски Христа славословя: Аллилуия.

Икос 7

Постом очищся преподобне, и веры щитом вооружил еси себе, молитву непрестанную яко меч обоюдоострый восприим, враги невидимыя силою Божиею победил еси. Сего ради победныя венцы приносим и сице тебе поем:

Радуйся, правды поборниче.

Радуйся, лжи искоренителю.

Радуйся, крепость пороков разрушаяй.

Радуйся, дом добродетели созидаяй.

Радуйся, монашеских чинов славо добропобедная.

Радуйся, инокующим в бранех скорое вспоможение.

Радуйся, ратниче Христов диавола побеждаяй.

Радуйся, Ангелов в помощь нам призываяй.

Радуйся, яко тобою венец победы улучаем.

Радуйся, яко тобою отдохновение от браней приемлем.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 8

Очистив сердце от страстей, евангельский нрав стяжал еси, отче Иларионе. Сего ради благодати сосуд избранный явился еси Всесвятаго Духа, Егоже действом светло украсил молитву твою, неизглаголанно взываяй ко Христу: Аллилуия.

Икос 8

Елеем доброделания отче богомудре светильник неугашен соблюл еси души твоея, во тьме греховней выну святяй и паству твою к Свету невечернему привлекаяй сказанием светлых твоих поучений, в нихже наставленнии возопиша тебе сице:

Радуйся, богогласная пастушеская свиреле.

Радуйся, богомудрое в добродетелех наставление.

Радуйся, прогнание мысленных татей.

Радуйся, ограждение от соблазнов братии.

Радуйся, цевнице движимая духоносными реченьми.

Радуйся, псалтире гласяй божественныя откровения.

Радуйся, лиро отеческих преданий.

Радуйся, кимвале раскольники устрашаяй.

Радуйся, языче медоречивый.

Радуйся, уста сладкоглаголивыя.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 9

Труд подъял еси непрестанного о Господе трезвения и чистоты ума твоего от помышлений суетных охранение. Сего ради молитвою умною взыскал еси Господа Иисуса в клети сердечней, непрестанно взывая к Нему: Аллилуия.

Икос 9

Сладким именем Иисусовым распалил еси душевную твою доброту, яже пламенем любве Божественныя возгореся в твоем сердце. Сего ради любвеобильне приимал еси приходящих к тебе отче Иларионе, темже утешеннии и наставленнии в вере возопиша к тебе глаголюще:

Радуйся, пламеню веры апостольския.

Радуйся, теплото любве Иисусовыя.

Радуйся, оледеневшая сердца воспламеняяй.

Радуйся, пламень страстей остужаяй.

Радуйся, чистых созерцаний молние.

Радуйся, сердца сокрушаяй громе.

Радуйся, яко твердь сердечную просветил еси трезвением.

Радуйся, яко тучи помыслов прогоняеши молитвою.

Радуйся, егоже ради имя Иисусово призываем.

Радуйся, егоже ради Ангельскому деланию подражаем.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 10

Яко от источника приснотекущаго, дарования твоя источаются отче предивне: овех убо от лампады помазанием исцелял еси, овех на источник посылал еси очиститися, овем грехи забытыя яко корень болезни открывал еси прозорливыма твоима очима. Темже вси от целебных твоих струй насладившиися благодарно поют Христу: Аллилуия.

Икос 10

Веры чистоту соблюл еси отче Иларионе и глубину догматов ясно познал еси, сего ради яко студенец чистыя воды явися житие твое жажду верных утоляющее. Мы же в пустыне страстей зноем соблазнов палимии, притекающе к тебе вопием:

Радуйся, кладезю отеческаго предания.

Радуйся, целебных струй излияние.

Радуйся, водоносец исполнь божественнаго утешения.

Радуйся, алавастр мирра непритворнаго смирения.

Радуйся, яко пучиною слез грехи наша потопляеши.

Радуйся, яко радостотворным плачем души наша оживляеши.

Радуйся, источниче приснотекущего веселия.

Радуйся, совести нашей с Богом примирение.

Радуйся, корень злобы изсушаяй.

Радуйся, свет веры источаяй.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 11

Елеем милости твоея помажи нас отче Иларионе воспевающих твоя славныя и добропобедныя подвиги, имиже украсися обитель твоя, и подаждь нам победы над страстьми и грехми благодатию Божиею, яко да возвеличим Христа просветившего тя, вопиюще Ему: Аллилуия.

Икос 11

Разлучение души от тела приял еси добльственне отче Иларионе, подъемшу тебе подвиг болезни и поста, тридесят и три дни ничтоже вкушал еси токмо нетленную пищу — Тело Христово Имже освятился еси и в руце Божии дух твой предал, нам же оставил еси тело твое яко источник священия, к немуже притекающе сице тебе вопием:

Радуйся, кивоте содержаяй святыню.

Радуйся, сокровище духовныя благостыни.

Радуйся, обителище Духа Всеосвящающаго.

Радуйся, дароносице Святыя Тайны содержащая.

Радуйся, врачевателю смертных болезней.

Радуйся, искоренителю страха смерти.

Радуйся, яко в нетления красоту облеклся еси.

Радуйся, яко чудесами раку твою украсил еси.

Радуйся, имже от смертных грехов свобождаемся.

Радуйся, имже к вечной жизни привлекаемся.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 12

На небеси обрел еси себе воздаяние отче Иларионе, от Христа Бога венец безсмертия приимь, зриши тамо красоты райския и лицезрения Самаго Господа Иисуса наслаждаешися. Темже помяни ны на земли тебе пения приносящия, да избавльшеся от всех зол твоим предстательством благодарно Христу возовем: Аллилуия.

Икос 12

Оптинскаго старчества явился еси поборниче отче Иларионе, на земли путь отцев соблюл еси и предание сохранил еси яко зеницу ока, отонудуже и светиши нам сущим в греховней нощи. Мы же яко путеводную звезду тя стяжахом, благодарно тебе вопием:

Радуйся, имже тьма раскола прогнася.

Радуйся, имже свет православия сияет.

Радуйся, догматов веры солнцезрачное блистание.

Радуйся, добродетелей духа небо многозвездное.

Радуйся, вес и мерило точнейшего разсуждения.

Радуйся, кристалловидная чистото сердечнаго трезвения.

Радуйся, союзе совести и Духа Всесвятаго.

Радуйся, непримиримая враждо на еретическое собрание.

Радуйся, яко тобою забытая грехи наша напоминаются.

Радуйся, яко тобою тайная сердца нашего очищается.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 13

О, богомудре отче наш Иларионе, совести светлейший светильниче, помраченная наша сердца просвети светом богопознания, да узревше в нас живущий грех, яко покрывало тьмы, возопиим сущему в нас пребывающему Христу: Светодавче Боже, просвети тебе поющия: Аллилуия.

(Сей кондак глаголи трижды и абие 1 икос и 1 кондак)

Молитва ко преподобному отцу нашему Илариону:

О , Богомудре отче наш Иларионе, веры православныя истинный поборниче и крепкий молитвенниче о душах наших пред престолом Святыя Троицы! Ты ревностию зельною о вере православней распалився еще от юности твоея, явился еси яко страж неусыпный Церкви нашей, от расколоучителей храня паству ея. Ты якоже Илия древле, ревнуя поревновал еси о Бозе твоем, и студных лжеучителей предал еси праведному суду. Ты многия души спасл еси от погибельнаго заблуждения, и прельщенныя к разумению истины привел еси. Темже за правоту сердца твоего даровася ти от Бога благодать обильная исцелений и врачеваний, яко и дуси нечистиии не можаху терпети тя, и от страждущих удаляхуся. Ты и ныне, отче, яко жив сый, призри на паству твою и посети ю, и лукавыя наветы духов разори твоим предстательством. И разумы наша просвети, еже не внимати нам духовом обольстительным, выну всевающим в нас вражду, и нестроение, и разногласия, имиже разоряется Церковный мир и единодушие братии. Ей, отче, подаждь нам здравие душевное и телесное, совесть чисту и жительство незазорное. Испроси у Господа мир и благоденствие стране нашей и людем ея, веры правыя утверждение, и еретичествующих низложение, да укрепит святую Церковь русскую и обители твоей духовное возрождение дарует, во еже пети и прославляти великолепое и достопокланяемое Имя единосущныя и нераздельныя Троицы, Отца, и Сына и Святаго Духа, во век и в век века. Аминь.

Ина молитва ко преподобному отцу нашему Илариону, в граде Саратове составленная:

О , священная главо, преподобне и богоносне отче наш Иларионе, Оптинския обители украшение и саратовския земли похвало! Ты во дни земнаго жития своего никаго же приходящего к тебе отреяваяй, всем бо во благо бысть видение лица твоего и общение с тобою: страждущим явился еси помощник, скорбящим утешитель, ищущим Истины во всем учителю преизрядный. К сим же и дар во всяких недоуменных обстоятельствах вразумления, во всем благаго научения и телесных и душевных недугов врачевателя обильно в тебе явися. Ныне, на небесех Владыке всех предстоя и в почтенном Соборе всех оптинских старцев светло торжествуя, душа твоя светло веселится. Обаче, аще светлая душа твоя ныне на небесех престоит, рака же мощей твоих ныне с нами пребывает, яко источник благодати многотекущий. К сим же и молитвами твоими, святый отче, в славной обители Оптиной ныне пребываеши, в ней же преславно в житии своем подвизался еси. Сего ради молим тя: отче святый! Не остави нас, грешных, своим славным ходатайством у Христа Бога нашего. Буди каждому во всяком деле благом помощник преизрядный и во всяком добром начинании молитвами твоими споспешник. Сохрани нас от лукавых соблазнов суетного века сего, иже тщатся православную веру в стране нашей истребити и духом льстивых учений народ наш от Истины отвратити. Буди нам воистину пастырь добрый и учитель преизрядный, наставляя нас в Истине Православия непреткновенно ходити и верныя чада Православныя Церкве быти. Сохрани страну нашу и народ наш от всякого злаго обстояния, враги Церкве Христовой воздвизаемаго. Како и во дни земнаго жития твоего, буди всем вся: падающих воздвизаяй, малодушных утешаяй, немощных укрепляяй, неразумных и увлекшихся лживыми учениями века сего от лжи отвращаяй и на путь Истины наставляяй. Наипаче же в час кончины нашея споспешествуй нам на горьких мытарствах наших, да беспреткновенно прейдем от земли на небо и тамо со всеми святыми прославим Творца и Бога нашего Господа Иисуса Христа с Пречистою Его Материю и со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Преподобный Оптинский старец Иларион (в миру Родион) родился в Пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономаревых. Его отец был человек благочестивый и занимался портновским ремеслом. Впоследствии, вслед за сыном, он принял монашество в Оптиной пустыни с именем Нифонт, трудился на скитской пасеке и скончался в 1849 году.

Детство и юность Родиона прошли в родительском доме в Новохоперском уезде Воронежской губернии. В детстве он был тихого, кроткого нрава, редко играл со своими сверстниками, ходил с родителями в храм, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле.

Мать Родиона предрекала отроку монашество еще с семилетнего возраста. И сам он с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.

В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставу Православной Церкви и отечески наблюдал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели. Родион Никитович обучил их церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы воспрещались. Он был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.

В Саратове было много раскольнических сект и иноверцев. Под покровительством преосвященного Иакова (Вечеркова), епископа Саратовского и Царицынского, Родион мужественно боролся с раскольничеством различного толка за чистоту Православия. Его миссионерская деятельность, по благословению Божию, возвратила в лоно Церкви немало заблудших душ.

Постепенно, с духовной зрелостью, пришла к Родиону и окончательная решимость оставить мир и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, он часть 1837 и весь 1838 год провел в поездках по монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет: старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был принят в число скитской братии.

В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона определили на жительство в скиту по соседству с кельей бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братия у преподобного Макария. Кроме того Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду.

После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя «спасительный крест послушничества», возрастая во внутреннем делании, будущий старец Иларион всемерно понуждал себя к несению телесных трудов. Кроме послушаний, которые он нес как келейник, подвижник по нуждам скитским был огородником, садовником, варил квас, пек хлеб, на пасеке ухаживал за пчелами.

В последние дни своей жизни старец Макарий благословил своего послушника на старческую деятельность, поручив его руководству многих своих духовных детей.
Приняв от своего наставника это послушание, преподобный нес его до последнего дня жизни.

С 8 апреля 1863 года старец Иларион был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным «пастырем добрым» являлся преподобный Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь, их духовным и житейским нуждам.

При окормлении братии у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, он каждого приезжающего в обитель неверного или раскольника старался вразумить и многих обращал к Матери Церкви.

Верность и любовь к Милосердному Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь.

Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному старцу. Все это он переносил с великим смирением и снисхождением к немощам людским.
В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но, несмотря ни на что, он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю Литургию. В воскресенье он слег окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион.

Преподобный предсказал день своей кончины. 18 сентября 1873 года, причастившись Святых Христовых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Находившиеся у смертного одра преподобного были свидетелями высоты его смирения, кротости и терпения.

В 1998 году 27 июня /10 июля святые мощи преподобного Илариона были обретены вместе с мощами других шести старцев и ныне покоятся с правой стороны в храме-усыпальнице Владимирской иконы Божией Матери.

Преподобне отче наш Иларионе, моли Бога о нас!

Преподобный иеросхимонах Иларион (Пономарев)

  • День рождения - 8/21 апреля 1805
  • Мирские именины - 8/21 апреля
  • День тезоименитства - 21 октября /3 ноября
  • Постриг в схиму - 9/22 марта 1872
  • Кончина (день памяти) - 18 сентября /1 октября 1873
  • Обретение мощей - 27 июня /10 июля 1998

Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в пасхальную ночь с 8 / 21 на 9 / 22 апреля 1805 года в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Его отец был человек благочестивый и занимался портновским ремеслом. Впоследствии вслед за сыном и он принял монашество в Оптиной пустыни с именем Нифонт, трудился на скитской пасеке и скончался в 1849 году.

Все детство и юность его прошли в родительском доме в Новохоперском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом еще и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле.

Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.

В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви и отечески

назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.

В Саратове под покровительством Преосвященного Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия.

Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, - старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 / 26 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.

В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 / 14 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлеб, занимался на пасеке уходом за пчелами.

В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании.

Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нес его до последнего дня жизни.

С 8 / 21 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к матери нашей Православной Церкви.

Верность и любовь к Милосердному Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.