Почему убивают священников? Священник, задержанный за убийство жены, был отстранен от службы в храме из-за домогательств.

Так сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл об убийстве иерея Даниила Сысоева.

Поздним вечером 19 ноября в храм апостола Фомы на Кантемировской улице столицы ворвался неизвестный, чьё лицо было закрыто марлевой противопростудной маской. С характерным восточным акцентом он воскликнул: «Гдэ Сэсоэв?» Завидев отца Даниила, человек в маске выстрелил в него, а затем в регента храма Владимира Стрельбицкого. После чего убийца скрылся. Прихожане на руках вынесли обоих раненых к дороге и повезли в больницу. Через два часа батюшка, не приходя в сознание, скончался. У него остались три дочери - 2, 9 и 13 лет. «Следствие не исключает, что убийство священнослужителя произошло на почве религиозной вражды, - заявили в Следственном комитете при прокуратуре (СКП РФ). - Для оказания помощи в расследовании из центрального аппарата направлена группа опытных криминалистов».

Подходы к маленькому храму апостола Фомы в Москве завалены цветами. Днём и ночью сюда идут люди со скорбными лицами: чтобы помолиться или просто помолчать о застреленном настоятеле: молодом, здоровом, умном человеке, несмотря на все угрозы, имевшем смелость говорить правду.

Его вдова матушка Юлия объясняет: «Отец Даниил взошёл на свою Голгофу прямо в храме, который строил, которому отдавал всё своё время и все свои силы. Очень часто он говорил мне, что боится не успеть». Он предчувствовал свою смерть, но не хотел останавливаться, предпочтя мученический венец жизни во лжи.

Оружие веры - Интернет

Его родители пришли к Богу, когда сыну исполнилось 3 года. Именно в этом возрасте мальчик был крещён, а семья стала регулярно бывать в церкви (отец убитого священника, Алексей Николаевич, сегодня настоятель храма апостола Иоанна Богослова при Православной классической гимназии «Ясенево»). В 7 лет, придя в школу, Даниил уже был верующим. И не боялся об этом заявить. Учителя заставляли его отречься, выставляли перед всем классом и поднимали на смех, а он только крепче утверждался в вере...

35-летний отец Даниил Сысоев в Русской православной церкви занимал особое место: он ревностно обращал в христианство всех, в том числе и представителей других религий. Причём делал это гласно, делясь своим опытом в Интернете. Полтора года назад он открыл при своём храме курсы православного миссионера, чуть позже организовал их и в нескольких городах России. По признанию представителей РПЦ, на миссионерском поприще он был одним из самых активных и эффективных священников. Сысоев - автор множества популярных богословских трудов и проповедей. С настороженным уважением к нему относились мусульмане. Его ненавидели сектанты и те «религиозные» сообщества, которые, предусмотрительно зарегистрировавшись в органах власти, вытягивают из людей их имущество, разлучают детей с родителями, а жён с мужьями. Иерей Даниил бился за каждую душу… И при этом не боялся ничего.

«В рай без мытарств. Это же здорово!»

За месяц до смерти отец Даниил писал в своём блоге: «Сегодня, вы будете смеяться, но опять пообещали меня убить. Ну надоело. 14-й раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало». И чуть раньше там же: «Все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. Это же здорово!» Отец Даниил неоднократно рассказывал о десятках угроз, которые начали поступать в его адрес около четырёх лет назад. Неизвестные, представлявшиеся мусульманами, обещали отрезать иерею голову и выпустить кишки. Священник даже был вынужден обратиться за защитой в ФСБ. Согласно ещё одной гипотезе, убийство священника должно вбить клин между представителями различных религий и усложнить и без того трудную ситуацию в этой области. «Не вызывает сомнений, что расстрел отца Даниила готовился именно в виде акции, - рассказал нам источник в столичных правоохранительных органах. - Подобное преступление, к тому же совершённое в стенах церкви, по замыслу его заказчиков и исполнителей, должно быть воспринято людьми как показательное... Весьма вероятно, что многие последователи иерея захотят отомстить за него самостоятельно ещё до окончания следствия и в обществе начнётся настоящая «охота на ведьм».

В синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества уверены: «Лучшей памятью об убиенном иерее Данииле станет исполнение его мечты - строительство большого вместительного храма вместо временной деревянной церкви, в котором он был настоятелем, где он ревностно служил и пострадал, отдав себя до конца Богу, Церкви и людям». Вдова Юлия подтверждает: «40 дней отца Даниила придутся на его именины и престольный праздник будущего храма пророка Даниила - 30 декабря. По пророчеству, храм будет построен, но отец Даниил не будет в нём служить - второе уже исполнилось».

Высказывания иерея Даниила Сысоева

■ Если хочешь увидеть много чудес - иди в миссионеры или в мученики.

■ Никогда не нужно стесняться говорить. Не нужно расшаркиваться перед каждым слушателем. Но в то же время, доказывая свою правоту, нельзя унижать другого человека. За каждого человека умер Христос. Должно быть отторжение лжи, а к человеку любовь.

■ Все мы, христиане-террористы. Мы члены повстанческой армии, которая поднимает восстание против князя мира сего (диавола). Церкви - это места связи. Естественно, если агент Царствия Небесного манкирует посещением штаба и не выходит на связь с Центром, он рискует потеряться, обессилеть и погибнуть.

■ Однажды ко мне пришли родители ребёнка, пятидесятники. Одно время они водили ребёнка по всяким «экстрасенсам». В результате у него поднялась температура до 39 градусов и держалась в течение трёх месяцев. Ничем они её не могли сбить. Мы его крестили. Он стоял, конечно, очень слабенький, но живо всем интересовался. Он поехал домой. Лёг спать, просыпается - 36,6. И с тех пор уже несколько лет не болеет.

■ Вопрос о «порче» для христианина - лишь часть богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо бояться болезни.

■ С точки зрения православного христианства, сами по себе законы науки являются лишь частным случаем проявления воли Бога. Христианство не отвергает науки как способа познания мира, но показывает, что это способ познания маленького его сегментика.

Одной из самых опасных профессий в России является православное служение. Жизни священника угрожают с разных сторон: невменяемые сатанисты, озверевшие алкоголики, религиозные противники не брезгуют ничем. Имена Александра Меня, Андрея Николаева, Даниила Сысоева стали нарицательными – это жертвы нового времени, когда люди не считаются ни с какими моральными нормами.

Мы приводим далеко не полный список погибших и раненых за последние 20 лет православных священников.

XX век

9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции «Семхоз» ударом тяжёлым предметом по голове убит протоиерей Александр Мень. Убийца остался безнаказанным.

26 декабря 1990 года убит игумен Лазарь, секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. По подозрению в убийстве был задержан сотрудник Отдела внешних церковных сношений МП Михаил Потемкин, почти 2 года он просидел в Бутырском СИЗО, но дело так и не дошло до суда. Сейчас Потемкин стал епископом Мануилом.

2 февраля 1991 года игумен Серафим, настоятель храма Рождества в Путинках, найден убитым в своей квартире. Предполагаемая цель преступления – ограбление.

18 апреля 1993 г., в Светлое Воскресенье, убиты три монаха Оптиной пустыни – иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. По делу осуждён некто Николай Аверин, рассказавший, что «получил приказ от дьявола».

В ночь с 30 на 31 декабря 1993 года убит настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района Ивановской области. Пропала крупная сумма денег, предназначавшаяся для ремонта храма. Убийца выпустил из тела жертвы всю кровь – на этом основании суд счёл его не полностью вменяемым и приговорил лишь к четырём годам.

14 февраля 1996 года убит похищенный за две недели до этого священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма Грозного. Чеченцы приказали священнику потребовать, чтобы российские солдаты, державшие оборону на грозненском вокзале, сдались, но отец Анатолий благословил соплеменников на ратное дело.

14 сентября 1997 года найдено тело протоиерея Александра Жаркова, незадолго до этого перешедшего из лона РПЦ в Российскую Православную Церковь за Границей (РПЦЗ). Причина убийства – борьба этих церквей за храм св. Елисаветы в Петербурге, настоятелем которого был о. Александр. Согласно выводам следствия, исполнители преступления «находились в контакте» с некоторыми священнослужителями.

22 или 23 сентября 1997 года жестоко убит (множество ножевых ранений) в своей квартире священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Патриархии (оттуда вышел тогдашний патриарх Алексий II). Предполагаемый мотив – попытка получить доступ к церковным деньгам.

В январе 1998 года зверски убит старообрядческий священноинок Димитрий. Убийцы – сотрудники риелторской фирмы «партнёр» – позарились на квартиру молодого священника.

16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области убит протоиерей Борис Пономарёв – трое рецидивистов позарились на старинные иконы.

В 1999 году чеченские бандиты похитили и убили протоиерея Петра Сухоносова, настоятеля Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия).

23 августа 2000 года из корыстных побуждений убит иеромонах Симеон, настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле.

XXI век

8 января 2001 года скрывавшийся в монастыре дезертир убит иеромонаха Александра в селе Сабаево (Мордовия).

21 марта 2001 года ещё один дезертир убил иеромонаха Григория, настоятеля храма в поселке Тура Красноярского края. Голову жертвы преступник бросил на престол алтаря.

13 мая 2001 года в Кабардино-Балкарии убит священник Игорь Розин, суд признал убийцу невменяемым.

14 октября 2002 года грабитель убил 85-летнего настоятеля сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Татарстане

8 августа 2003 года убит иеромонах Нил, настоятель Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии.

25 декабря 2003 года ранее судимый молодой человек с неизвестной целью убит иеромонах Александр в селе Колосовка (Омская область).

26 июля 2005 года убит отец Герман в Чеховском районе Московской области, основная версия – ограбление.

В ночь на 2 декабря 2006 года было совершено самое резонансное убийство священника за весь период между гибелями Меня и Сысоева. В селе Прямухино Тверской области облили бензином и подожгли дом священника Андрея Николаева; кроме него, погибли трое его детей и жена. Основная версия – местные жители были недовольны тем, что священник мешает им разворовывать церковное имущество. Отец Андрей знал о готовящемся убийстве, но власти Тверской области (губернатором был и остаётся Дмитрий Зеленин) не сочли нужным защитить его.

После этой страшной трагедии преступники словно устыдились, приостановили кровавую вакханалию. Наступили более вегетарианские времена: некоторым священникам позволяли спастись.

В ночь с 6 на 7 января 2007 года (на Рождество) в Свердловской области убит настоятель храма Петра и Павла иерей Олег. Цель преступления – хищение икон из храма .

Без трагедии обошлось 12 февраля 2007 года, когда в Новосибирской области был подожжён дом настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона священника Дмитрия . Священнику удалось выбросить через окно в снег четырёх малолетних детей, спасти жену и успеть покинуть дом самому.

4 марта 2007 года 19-летний недоумок нанёс несколько ножевых ранений в лицо и шею настоятелю Никольского храма Воронежа отцу Петру. Нападавший оказался невменяемым .

9 июня 2007 года в Зеленограде на иерея Павла Ходзинского с ножом напал душевнобольной мужчина. Однако до задержания он успел нанести священнику лишь несколько порезов руки.

В ночь на 22 августа 2007 года в Ивановской области в собственном доме убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир. Основная версия – грабёж.

24 ноября 2007 года в Архангельске подожжён дом настоятеля Свято-Ильинского кафедрального собора протоиерея Владимира Кузива. Священник, его жена и трое взрослых детей, отделались ожогами.

7 февраля 2008 года неизвестный в Москве ударил на улице ножом в шею священника Анатолия из храма Святителя Митрофана Воронежского. Пострадавший госпитализирован.

9 марта 2008 года собственным сыном убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин.

28 ноября 2008 года неизвестные сожгли дом руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии иеромонаха Серапиона . Священнику удалось выбраться на улицу.

30 ноября 2008 года в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве (Москва) произошёл взрыв. Пострадали два человека.

В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей в Курской области избили до смерти 50-летнего иеромонаха Ефрема, который отказался дать им денег или алкоголя. Также жестоко избит послушник местного скита.

19 ноября 2009 года в стенах храма апостола Фомы в Москве убит настоятель отец Даниил Сысоев. Ранее ему угрожали воинствующие исламисты.

Поклонитесь памяти убитых, помолитесь за здоровье выживших.

* Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Эта трагедия в Подмосковье шокировала всю страну. Несколько дней назад родные 30-летней Анны Горовой заявили о ее исчезновении. Добропорядочная жена и хозяйка, мать двоих детей – старшему сыну семь лет, младшему – полтора, никогда раньше не уходила из дома. Но вскоре ее истерзанное и засыпанной землей тело, на котором насчитали с десяток глубоких ножевых ранений, нашли в лесополосе под Солнечногорском. Тут же по подозрению в убийстве был задержан муж Анны – священник , иерей Николо-Угрешского монастыря Дионисий Горовой. Оказывается, странности в его поведении были и раньше, но никто и представить не мог, какие бесы на самом деле вселились в батюшку…

ПСИХОТЕРАПЕВТ ДЛЯ БАТЮШКИ

Первые звоночки о неадекватности 30-летнего священника стали поступать еше в прошлом году. Отец Дионий, выпускник духовной семинарии, служил старшим священником в храме святого мученика Виктора Дамасского в Котельниках. Проводил все традиционные обряды – исповеди, причастия, венчания.

Он создал прекрасную воскресную школу, был добрым пастырем и многим помог, - рассказывает прихожанка Юлия. - Наш храм строился и расписывался под его руководством. Моя первая исповедь была у него, мое первое причастие – тоже у него. Но потом что-то случилось, человек заболел, вовремя не распознали, это и привело к трагедии.

Оказывается, в 2017-м прихожане стали жаловаться на батюшку – сначала просто шептались, а потом и во всеуслышание стали заявлять, что священник ведет себя совсем не по-христиански. Говорят, женщинам не нравились его намеки и жесты: в итоге батюшку заподозрили в домогательствах. Но учитывая, что серьезных нарушений за священником не было, вопрос о лишении сана поднимать не стали. Но от греха подальше в декабре прошлого года отца Дионисия отстранили от службы.

Наместник монастыря, заметив неладное и начав получать многочисленные жалобы прихожан на странности в поведении, перевел его служить в монастырь, где он участвовал в соборном служении, не исповедовал и не проповедовал, - говорит Александр Волков , руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси . - Определенная неадекватность в реакциях наблюдалась у отца Дионисия последние полгода – возможно, проблемы были на медицинском уровне. В какой-то момент для беседы со священником даже пригласили опытного психотерапевта. Было известно, что у него проблемы в семье, но на попытки узнать что-то более подробно супруга отвечала решительным отказом: мол, у нас все хорошо.

А несколько дней назад отец Дионисий ушел в отпуск. Видимо, чтобы раз и навсегда решить свои семейные проблемы.

«ЖЕНУ В СЕМЬЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ»

О том, что у Ани и Дениса было не все гладко, знали лишь самые близкие. Безутешная родня женщины уверена, что этот союз со стороны мужа с самого начала был по расчету.

Денис с семьей в старших классах школы переехал в Подмосковье из родного Краматорска Донецкой области, - делится с «КП » его бывший одноклассник. – Он всегда был зажатым, закомплексованным, с девочками не общался. Родители его были обычные работяги, не священнослужители. Но строгие - именно они решили, что сын будет служить в церкви. Это, мол, перспективно и люди уважать будут.

Так в начале нулевых Горовые перебрались в подмосковный Дзержинский, устроили сына в Николо-Угрешскую семинарию. На старших курсах будущий иерей познакомился с симпатичной ровесницей Аней Соколовой . Тогда перед Денисом стоял выбор – быть ли монахом или священником? В первом случае надлежит отречься от плотских удовольствий, во втором иметь жену – фактически необходимость, доказательство порядочности и патриархальности. Так Горовой решил жениться: в 2008 году сыграли свадьбу, а через год муж получил сан иерея и приход. Карьера пошла в гору – вскоре отец Дионисий стал проректором в родной семинарии.

А вот дома с каждым годом становилось все хуже. Аня работала педагогом – преподавала в колледже культуру речи, подрабатывала репетитором, готовила школьников к ЕГЭ . Мужа раздражала ее постоянная занятость, а когда супруга ушла в декрет – постоянное сидение дома. Что бы жена ни делала, супруг был недоволен. Казалось, добропорядочный священник, едва переступив порог квартиры, забывал о сане и превращался в домашнего тирана . Ссоры стали регулярными.

Он с самого начала говорил: «Жену в семье нужно воспитывать», - рассказывает бывший коллега Горового по семинарии. – Мы давно не общались, но эти слова врезались в память, потому что с его интеллигентным образом они никак не вязались.

Однажды родные увидели у Ани синяки. Задали вопрос в лоб: это он? Но женщина все отрицала.

Анечка была не из тех, кто жалуется на жизнь, - объясняет ее подруга по двору в Дзержинске Наталия. – В их семье как раз она была глубоко верующим человеком, ходила в церковь и жила по христианским заповедям. Что бы не случалось, она принимала очень смиренно. Я всегда ей в этом завидовала, и только теперь поняла, что зря…

ВОПРОС - РЕБРОМ

Мог ли развод помешать карьере священника?

По одной из версий, отец Дионисий зарезал супругу, когда она заявила о желании развестись. Якобы, развод, а тем более развенчание могло поставить крест на карьере отца Дионисия. Однако, на форумах священнослужителей, где активно обсуждают трагедию, однозначно заявляют, что это не так. От развода по инициативе супруги может пострадать только личная жизнь.

Если сам священник пожелал развестись, то он подлежит запрещению в служении на основании канонических правил церкви. А если жена сошла с ума, загуляла и оставила супруга, то тогда, возможно, архиерей разрешит батюшке продолжить служение. Но во второй брак вступить уже будет нельзя. Придется просто вести воздержанный образ жизни или постригаться в монахи, что лишь откроет ему дополнительные перспективы роста. Развод по вине жены никак на дальнейшую «карьеру» не влияет. Более того, став монахом, священнослужитель может вырасти в епископа.


Родные видели у Ани синяки, однако она отрицала, что это дело рук мужаФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

КСТАТИ

Батюшка советовал женам терпеть раздраженных мужей

Священник Дионисий Горовой был участником проекта «Батюшка онлайн» «ВКонтакте». Из его ответов следует, что батюшка любил современную духовную литературу, в том числе протоиерея Андрея Ткачева , последний известен своим жестким отношением к женщинам и семейным проблемам. А вот один из советов отца Дионисия подписчице, чья ситуация оказалась очень похожа на его собственную.

Здравствуйте, отец Дионисий! Я ищу выход из своего положения, помогите, пожалуйста. Я нормальная жена, люблю своего мужа и детей, вкусно готовлю, занимаюсь детьми, нахожусь всегда в хорошем настроении. И у нас все хорошо. Но когда вдруг я недомогаю или заболеваю, или же какое- то событие меня опечалит, мой муж начинает вести себя не очень по-доброму, нервничает, резко разговаривает. Я его прошу меня понять, но вот пока никак. Понимаю, что все скорби во спасение, стараюсь переносить достойно и с благодарностью. Но ведь мы близкие люди и хочется уверенности, что рядом есть поддержка земная, от близкого и любимого человека. Может быть Вы подскажете выход, или научите как себя вести, или что почитать. И еще раз простите меня. Помогай Вам во всем Господь.

Отец Дионисий Горовой:

Здравствуйте! Судя по Вашему вопросу, у Вас прекрасная семья, все у Вас хорошо. А то, что иногда возникают шероховатости, это следует покрывать любовью. У всех людей есть недостатки. Возможно, супруг за Вас переживает в эти моменты, и это выражается в раздраженном разговоре. Чаще молитесь за Ваших близких, и все наладится.

Протоиерей Александр Мень был убит утром 9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции “Семхоз”. Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца – пьяница и уголовник якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года Следствие так и не кончилось судом.

Настоятель храма Рождества в Путинках игумен Серафим (Сергей Шлыков). Труп священнослужителя был обнаружен 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице. Похищены деньги, радио и видеоаппаратура.

9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин . По подозрению в совершении этого преступления задержан старший сын Горина. По версии следствия, он в состоянии аффекта нанес отцу несколько ранений, одно из которых оказалось смертельным.

28 ноября 2008 года неизвестные . Его дом находится в селе Петрово Ярославского района близ областного центра. Дом практически сразу загорелся с трёх сторон. Священнику удалось выбраться на улицу. По словам священника, позже очевидцы рассказали ему, что видели на окраине села машину без номеров, в которой находились трое мужчин. После того как дом был подожжён, эти люди скрылись.

30 ноября 2008 года . Представители правоохранительных органов сообщили, что, по предварительным данным, взрывное устройство было самодельным. В результате взрыва пострадали два человека. Здание храма не было повреждено.

Был убит в городе Бельцы (Молдавия) 19 ноября 2007 года. 85-летний священнослужитель был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме. По словам очевидцев, убийца, увидев приближающуюся дочь священника, скрылся. Кинолог с собакой пошел по следу, который оборвался у реки Рэут, однако вскоре бельцкие полицейские задержали убийцу на одном из железнодорожных вокзалов района Унгень. Им оказался уроженец села Фынтыница района Дрокия 29-летний Руслан Никорич, который до этого отсидел шесть лет за хищение. В марте 2008 года он был приговорен судом первой инстанции к 22 годам заключения за убийство с особой жестокостью. Судья счел необоснованными данные следствия о том, что Никорич намеревался ограбить священника, и пришел к заключению, что мотивом убийства стала месть. Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.

Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя. До этого злоумышленники избили послушника местного скита, который также отказал им в их требовании. В результате послушник попал в реанимацию. Обвиняемые задержаны, сознались в преступлениях и находятся в рыльском СИЗО.

24 августа 2009 года . Перед началом богослужения к владыке подошел мужчина, достал нож и нанес удар в область живота, а также повредил вены на руке, которой епископ успел закрыться от второго удара. Епископ Софроний был немедленно доставлен в ближайшую больницу и прооперирован. Нападавшего задержали прихожане и по прибытии наряда милиции передали в руки представителей правоохранительных органов. Позже выяснилось, что злоумышленник состоит на учете в Могилевской областной психиатрической больнице. В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело по ст. 147 УК РБ («Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения»).

Ь. Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике : “Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!”.

5 декабря 2009 г. перед всенощной в Москве совершено нападение на священника Виталия Зубкова – клирика храма апостола Фомы на Кантемировской (настоятелем которого был убиенный ), известный миссионер, индолог, автор ряда публикаций о миссии в Индии, участник нескольких миссионерских поездок в Индию. Как рассказал о.Виталий, нападение было совершено, когда он шел в храм на всенощную, нападавших было трое, они подбежали и начали избивать священника. «Я шел, думал, молился и тут удар, я ничего даже не понял», – рассказал отец Виталий. Он упал, его продолжали бить, сколько это длилось – священник не знает. Били сначала по ногам, потом по голове.

Вечером 22 декабря 2009 года из хулиганских побуждений . Преступники застрелили священника после того, как он им сделал замечание за то, что они справляли естественные надобности в подъезде.

24 апреля в селе Янтиково Яльчикского района Чувашии рядом с церковью было обнаружено тело 46-летнего священника протоиерея Анатолия Сорокина . Он был убит выстрелом в спину. СКП по Чувашии возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса (убийство). Через два дня оперативникам удалось установить и задержать подозреваемого. Им оказался 47-летний житель деревни Сугайкасы Канашского района. Предполагаемый убийца священника состоит на учете у психиатра и находится на инвалидности по психическому заболеванию. Десять лет назад подозреваемый решением Канашского районного суда был признан недееспособным.

5 мая 2010 года в Чебоксарах было обнаружено тело с ножевыми ранениями. Погибший – настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района иеромонах Вадим (Смирнов). Подозреваемый задержан. Ведется следствие.

был убит в собственном доме в с. Кадышево Ульяновской области ночью 17 января 2011 года. Игумен Виссарион (в миру иерей Василий) – восстанавливал храмы, служил в с. Волчино (Псковской Обл.), однако из-за ограбления и угроз, покинул это место и вернулся в родное село, восстановил храм в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика, а тот ответил ему убийством – напившись, избил до смерти и заснул в доме убитого, где и был пойман. По не уточненным данным, суд решил отпустить убийцу и дать условное наказание.

Протоиерей Павел Адельгейм убит 5 августа 2013 года во Пскове. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию.

Монахиня Людмила (Пряшникова)

9 февраля 2014 года около 14.00 в главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии (собор Воскресения Христова) ворвался вооруженный, где произвел несколько выстрелов. От полученных ранений на месте скончались служащая храма монахиня Людмила (Пряшникова) и прихожанин собора.

Иерей Георгий Никишов

Клирик Свято-Петро-Павловского храма города Первомайска, Луганской области, иерей Георгий Никишов. Как сообщается на сайте Северодонецкой и Старобельской епархии, отец Георгий погиб 28 июля 2014 года вследствие осколочного ранения.

Протоиерей Павел Жученко

Под Славянском был застрелен священник УПЦ МП протоиерей Павел Жученко, служивший в храме Святого Димитрия Донского в городе Дружковка Донецкой области. Обстоятельства гибели священника неизвестны.

Протоиерей Владимир Креслянский

Года во время обстрела погиб протоиерей Владимир Креслянский. Священник возвращался домой с вечернего богослужения. В этот момент снаряд попал прямо в дом. Батюшка получил ранение руки и погиб от потери крови. Сиротами остались пятеро детей.

Иерей Роман Николаев

В ночь с 25 на 26 июля 2015 года неизвестные дважды выстрелили в настоятеля храма великомученицы Татианы на Оболони . Злоумышленники в масках подстерегали отца Романа у двери его квартиры. Получив ранение в голову, священник скончался 29 июля в больнице, не приходя в сознание.

Инокиня Алевтина (Кравчук)

62-летняя инокиня Вознесенского Флоровского монастыря в Киеве 28 июля 2015 года в своей квартире, со связанными руками и следами побоев. Причиной смерти милиция назвала удушение. По словам родных, матушка Алевтина тяжело болела и готовилась к операции. Перед тем как лечь в больницу, она приехала на свою киевскую квартиру, чтобы привести себя в порядок.

Иеромонах Роман (Перов)

30 октября 2015 года иеромонах Роман (Перов), настоятель Покровского храма села Пузево Бутурлиновского района Воронежской области. Его зарезал 25-летний гастарбайтер, гражданин Узбекистана. Он ударил священника ножом в грудь в доме, расположенном на территории церкви. После этого угнал автомобиль настоятеля, но попал в ДТП. На место приехали сотрудники ДПС, и преступник сам рассказал им об убийстве.

Протоиерей Анатолий Лысенко

Настоятель храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в жилом массиве Левобережный-3 в Днепропетровске (Украина) пострадал при нападении грабителей в ночь на 26 апреля 2016 года, его жена убита. Бандиты связали и пытали священника и его жену. Отца Анатолия погрузили в багажник автомобиля и вывезли за город, где продолжали пытать до потери сознания. Матушка Ирина была оставлена на полу в доме и к возвращению священника была уже мертва. Предположительно грабители рассчитывали найти в доме протоиерея деньги на строительство церкви.

Игумен Даниил (Соколов)

Тело настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти было обнаружено 7 июля 2016 года. Настоятель был найден мертвым в своей келье после утренней службы.

Прихожанки Свято-Георгиевского собора города Кизляра, Дагестан

В Кизляре (Республика Дагестан) 18 февраля преступник по людям, выходившим из Свято-Георгиевского собора после богослужения.

Имена погибших при нападении на храм:

Моргунова Вера Гавриловна,
Щербакова Людмила Георгиевна,
Терлиян Надежда Сергеевна,
Мелькомова Ирина Сосиковна,
Блинникова Вера Сергеевна

В списке жертв, опубликованном РБК, пятой погибшей значится Людмила Леудкина, а Вера Блинникова указана, как пострадавшая. В больнице находятся Надежда Кушнарева и Наталья Плетухина. Ранения получили правоохранители, которые пытались остановить преступника - сотрудник ППС Магомед Рамазанов и боец Росгвардии Султан Хизириев.

Погибшая Людмила Щербакова (в центре в голубом платке) и другие прихожанки храма в Кизляре | Mash

22 года назад - 9 сентября 1990 года был убит Александр Мень. 11 сентября его похоронил Организацию его убийства приписывают КГБ, но у этой организации всегда есть заказчики. Кто ими был? История пока умалчивает, но смотря на его деятельность как вы думаете остался бы он в живых сейчас? Чем бы характеризовалась его деятельность?

Прочитав интервью брата священника, Павла Меня, и смотря на сегодняшнюю религиозную и политическую обстановку в стране как бы вы ответили на вышепоставленные вопросы?


— Мы снимали дачу недалеко от церкви в Новой Деревне, где служил Александр, чтобы чаще видеться и бывать на богослужении. В тот воскресный день мы с ребятами, как всегда, пришли на литургию в храм Сретения, Александр задерживался. Разнеся слух, что батюшка опаздывает, но я-то знал, что он никогда в жизни не опаздывал на службы. Я понял, что случилось что-то ужасное. Литургию отслужил другой священник. И сразу после этого в 11 часов утра мы узнали об убийстве Александра…

— Помните ли вы, как отреагировали на эту страшную новость?

— Мы — близкие Александра — просто растерялись, не зная, что и делать. Нам сложно было не то что осмыслить, вместить произошедшее. Ведь жизнь отца Александра оборвалась на самом взлете. Его назначили настоятелем, было образовано общество «Культурное возрождение», возобновлено «Российское Библейское Общество», он собрал редакцию журнала «Мир Библии», организовал группу милосердия в больнице, открыл воскресную школу в Новой Деревне. За день до убийства, 8 сентября, Александр прочитал первую лекцию в Общедоступном православном университете...

Последние годы жизни он очень часто выступал. У нас сохранилось примерно двести записей его выступлений, хотя на самом деле их гораздо больше. Его пригласили в РГГУ, он прочел курс «Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать две свои книги, еще несколько находились в работе. Александр окончил работу над Библиологическим словарем — это семь
машинописных томов. Он планировал организовать издательство «Путь», даже подобрал директора, который после гибели
отца Александра издал несколько книг. Но работа была очень большая, начались трудности. Многие люди еще до 1992 года предлагали нам, семье отца Александра Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять координацию уже начатой работы был создан Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня.

— Как происходило расследование убийства отца Александра?

— Следствие по этому делу меня поразило. Я даже не представлял, что в гибели брата может быть замешано КГБ.

В первый раз меня вызывали, как понятого, при мне просматривали все вещи в кабинете Александра при храме. И в дальнейшем я все время присутствовал при расследовании. Разговаривая с простыми милиционерами, пытался им сочувствовать, мол, как вам трудно расследовать, на что они мне отвечали, что «мы здесь отдыхаем, ничего не расследуем, все решается наверху».

Когда меня в очередной раз вызвал следователь и начал задавать какие-то вопросы, совершенно не относящиеся к
делу, я не удержался, спросил его: «Почему вы ничего не ищите, ведь уже месяц прошел?» На что он цинично улыбнулся
и ответил: «Что вы, мы уже девять томов дела ""нашили""».

Через полгода я встретился с человеком, бывшим милиционером, из первого частного сыскного агентства «Алекс». Это агентство нанял Заславский — председатель исполкома Октябрьского района города Москвы. Он рассказал мне, что когда они пришли в милицию для расследования убийства Александра, им ясно объяснили, что никаких материалов дела не дадут. Хотя раскрываемость преступлений для милиции всегда была важной составляющей, как правило, от помощи специалистов органы не отказывались.

Однако в этот раз представители следствия сказали, что не могут ничего рассказать частным сыщикам. Те дошли до заместителя министра МВД, который также не разрешил выдать им никаких документов. Таким образом, милиционеры еще
тогда намекали, что убийство Александра Меня — дело рук КГБ.

— Отец Александр вел очень активный образ жизни, может, кому-то это не нравилось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он свами подобной информацией?

— 1990-ые годы были неспокойным временем. Мы видели, как националисты тогда уже поднимали свои знамена. Бывали какие-то недовольства, высказанные в адрес Александра, но не угрозы. Люди на его лекциях писали записки несколько агрессивного содержания. О прямых угрозах он не говорил.

Два добровольных водителя из числа прихожан возили его только по Москве. Мы тогда думали, как бы организовать, чтобы Александра привозили домой и забирали из дома, но это желание так и осталось желанием. Александр ездил, как и все, до дома на электричке, где он, как и при езде в машине, продолжал работать, читать, писать.

— Как газеты отнеслись к убийству Александра Меня?

— Эта было очень громкое дело. Два президента, Горбачев и Ельцин, пообещали взять расследование под личный контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот найдут убийцу. Пресса сообщила, что якобы и нашли подозреваемого, потом оказалось без всяких оснований.

При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день
разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.

— В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?

— Православие — это большая конфессия, где существует несколько направлений.

Это связано с двумя традициями.
Одна традиция — охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности — сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке.

Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие.

В своих книгах он никогда ничего не утверждал, а просто предлагал идти вместе. Помню такой случай, когда из саратовской психиатрической больницы приехали врачи, чтобы купить большое количество экземпляров книги «Сын Человеческий». Они объяснили, что это как духовная терапия для больных. Мне даже в голову не приходило, что на людей с такой психодинамикой положительно может действовать эта книга. Александр всегда ценил свободу и говорил, что Евангелие — это самая анти-советская книга.

Мы часто видим и сегодня, как паства стремится отдать свою волю священнику, мол, «как батюшка скажет, так и будем
делать». Такая школа очень привлекательна, потому что так проще и прихожанам, и какой-то части священников. Немногие
призывают людей стать свободными через евангельский дух, который предлагает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». До сих пор у Александра есть много оппонентов, которые считают, что такая свобода — не церковная. Он же говорил: «Если люди развернутся к моей личности, то значит я, как священник, полностью потерпел фиаско. Они должны развернуться к Богу, и я им только помогаю в этом».

— Когда отец Александр писал книгу «Сын Человеческий», что он хотел донести человечеству?

— Книга «Сын Человеческий» претерпела пять редакций. Он написал эту книгу в двадцать один год. Самая главная задача этой книги, чтобы наш современник, не имеющий специального духовного и исторического образования, после ее чтения смог открыть Евангелие и понять его. И эта задача была выполнена. «Сын Человеческий» переведен на многие европейские языки. Александр сумел достучаться до сердца человека, чтобы тот понял евангельскую Радостную Весть!

— Как вас с отцом Александром воспитывали родители?

— Нас, детей, в семье было двое. Верующей была только мама Елена Семеновна. Еще девятилетней девочкой она прочла Евангелие и уверовала. Только в 28 лет мама крестилась. Ее вера была необыкновенной, живой. Наше окружение с детства — это люди Катакомбной православной церкви, многие из которых прошли лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла на Александра. Она учила, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».

Александр с детства мечтал стать священником, он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям. В 14 лет брат сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Еще с детства у него были удивительные способности общения. Он очень много читал и любил всем рассказывать, в том числе и мне. Александр был очень щедрым в этом плане, если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими. Я, в отличие от брата, никогда не чувствовал в себе такого терпения и любви к людям. До 9 сентября 1990 года я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими — по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо отказаться от себя. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир.

— Значит, дело отца Александра не умерло?

— Нет, конечно. Христоцентричное направление в Православной церкви никогда не умрет. Священник должен быть самоотверженным, показывать людям пример служения, как Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Но таких людей
всегда было немного, а Александр всегда был готов помочь людям.

Он разумно планировал свое время и многое успевал. Он нес многие тяжелые проблемы людей на себе, у него на нервной почве развился псориаз. Александр сильно переживал, когда один из его близких прихожан под давлением КГБ рассказал о работе в приходе. Такой случай, к сожалению, не был единичным.

В 1985 году Александра хотели арестовать после подслушивания его общения с иностранцами.

По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы дружили с детства, от тюрьмы Александра спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив брата, таким образом, отомстило ему за то, что он им не подчинился, за то, что его книги за рубежом печатались и тайно ввозились в СССР.

Первое издание «Сына Человеческого» вышло под псевдонимом Андрей Боголюбов.

Другие книги Меня выходили под псевдонимами Эммануил Светлов, А. Павлов. Когда отца Александра не стало, ему было всего 55 лет. За эти два десятилетия он смог бы столько всего сделать! Фонд его имени старается как-то восполнить его проповедь, издавая книги отца Александра. Совсем недавно мы напечатали его лекции «Введение в Ветхий Завет», которые не утратили актуальности. Один студент записал лекции на магнитофон и передал кассеты нам. Мы даже не знаем его имени. Эту книгу решили назвать «От рабства к свободе».

— Жить, как велит Господь, трудно?

— Безусловно, трудно. Но это наша задача! Каемся, говорим о том, что будем стараться жить лучше. Жить, как велит Господь — для Александра это было главным, проповедуя Евангелие, помогая людям. Он искренне радовался, когда
видел, что человек повернулся к Богу. Для него это было плодом его труда. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился.