Собор парижской богоматери нотр дам стиль. Описание собора парижского богоматери

Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей столицы Франции. Известен он в первую очередь благодаря одноименному произведению Виктора Гюго. Этот был настоящим патриотом родной страны и своим произведением попытался снова разжечь у соотечественников любовь к собору. Надо сказать, ему это вполне удалось. Ведь в любви французов к этому сооружению сомневаться больше не приходилось: в ходе Французской революции горожане безропотно платили мзду Робеспьеру, угрожавшему в противном случае разрушить Собор Нотр-Дам-де-Пари. Предлагаем больше узнать об этой парижской достопримечательности, истории ее создания и о том, чем она может удивить туристов сегодня.

Нотр-Дам-де-Пари (Франция) - архитектурное вдохновение целой нации

Это сооружение было возведено во времена, когда большинство жителей страны представляли собой необразованных людей, которые передавали историю религии исключительно из уст в уста. Собор Нотр-Дам-де-Пари, возведенный в готическом стиле, хранит в своих стенах картины, фрески, порталы и витражи с изображенными на них библейскими эпизодами и событиями. По аналогии с другими готическими сооружениями здесь вы не найдете настенных картин. Они заменены большим количеством высоких витражей, выступающих в качестве единственного источника красок и света внутри здания. До сих пор посетители Нотр-Дам-де-Пари, фото которого украшают практический любой туристический путеводитель по Франции, отмечают, что проходящий через цветную мозаику из стекла придает сооружению загадочность и внушает священный трепет.

Кому-то эта достопримечательность известна понаслышке, кто-то помнит ее по роману незабвенного Гюго, а для кого-то она ассоциируется с популярным мюзиклом. Так или иначе, Собор Нотр-Дам-де-Пари является удивительным местом, обладающим богатейшей историей. Если вы планируете то не лишайте себя удовольствия посетить эту достопримечательность.

История основания собора

Строительство этого сооружения началось в 1163 году. Внутренняя отделка же была закончена лишь спустя полтора столетия - в 1315 году. В 1182 году был освящен главный алтарь этого церковного здания. Сами строительные работы были завершены к 1196 году. Очень долго длилась лишь внутренняя отделка. Возведен Собор Нотр-Дам-де-Пари был на острове Сите, считающемся сердцем французской столицы. Главными архитекторами этого монументального сооружения, высота которого составляет 35 метров (колокольня собора возвышается на 70 метров), стали Пьер де Монтрей, Жан де Шель.

Длительное время строительства сказалось и на внешнем облике здания, так как за полтора века смешались нормандский и готический стили, благодаря чему образ собора получился поистине уникальным. Одной из самых заметных деталей этого сооружения является шеститонный колокол, располагающийся в правой башне. На протяжении многих веков Собор Нотр-Дам в Париже служил местом бракосочетания королевских особ, а также их коронаций и похорон.

XVII-XVIII века

Большим испытаниям подверглось данное величественное сооружение в последние десятилетия семнадцатого века. В этот период, ознаменовавшийся правлением короля Людовика XIV, в Соборе были уничтожены красивейшие витражи и разрушены могилы. Во время Французской революции парижан предупредили о том, что это великолепное сооружение будет стерто с лица земли. Однако они имеют возможность предотвратить это, если будут регулярно выплачивать определенную денежную сумму на нужды революционеров. Редко какой парижанин отказывался от выполнения этого ультиматума. Благодаря чему собор был буквально спасен местным населением.

Собор в XIX столетии

Во время правления Наполеона в 1802 году Собор Нотр-Дам был заново освящен. А спустя четыре десятка лет началась его реставрация. В ходе нее было восстановлено само здание, заменены разбитые статуи и скульптуры, а также сооружен шпиль. Реставрационные работы длились чуть менее 25 лет. После их окончания было принято решение снести все примыкавшие к Собору постройки, благодаря чему была образована великолепная площадь.

На что сегодня стоит обратить внимание при посещении Собора Парижской Богоматери?

Помимо своего величественного внешнего вида, собор может предложить посетителям и массу интересных вещей, сокрытых в его стенах. Так, именно здесь с давних времен хранится один из тех гвоздей, с помощью которых Иисуса Христа приколачивали к кресту. Тут же находится и знаменитый барельеф алхимика Нотр-Дама.

Если вы придете в собор в воскресенье, то можете услышать органную музыку. А орган, расположенный здесь, является самым большим во всей Франции. В всем верующим предоставляется возможность преклониться перед такими святынями собора, как и частичка Креста Господня с сохранившимся в нем гвоздем.

Не откажите себе в возможности полюбоваться на окрестности со смотровой площадки, расположенной на южной башне собора. Однако имейте в виду, что для подъема на нее вам придется преодолеть 402 ступени. Кроме того, не упустите из виду и бронзовую звезду, находящуюся на площади перед собором. Она отмечает нулевой километр, и именно от нее ведется отсчет всех французских дорог еще с XVII столетия.

Загадайте желание

Можно с уверенностью сказать, что посещение Нотр-Дама является очень значимым событием для любого человека. Наверное, поэтому испокон веков здесь существует поверье, что если оставить у ворот собора записку со своим желанием, оно непременно сбудется.

Как добраться до собора

Как мы уже упомянули, Нотр-Дам располагается в восточной части парижского Добраться сюда можно как на метро, так и на автобусе. Если вы решили ехать на подземке, то вам необходимо выбрать линию 4 и выйти на станции Cite or Saint-Michel. Если же вы планируете добираться автобусом, то воспользуйтесь одним из следующих маршрутов: 21, 38, 47 или же 85.

Часы работы собора

Главный зал Нотр-Дама открыт каждый день с 6:45 до 19:45. Однако имейте в виду, что время от времени поток посетителей «тормозят» местные служители. Делается это для того, чтобы не мешать проходящим мессам.

Если вы планируете посетить башни собора, то примите к сведению следующую информацию:

В июле и августе они открыты для посещения в будние дни с 9:00 до 19:30, а в выходные с 9:00 до 23:00;

С апреля по июнь, а также в сентябре башни можно посетить с 9:30 до 19:30 каждый день;

В период с октября по март они доступны для посещения только с 10:00 до 17:30.

Бывалые туристы рекомендуют приезжать в собор с октября по март. В этот период здесь не так многолюдно, и вы сможете насладиться относительной тишиной и в спокойной обстановке осмотреть эту достопримечательность. Помимо того, если у вас будет возможность, приходите сюда на закате. В это время вы сможете насладиться великолепной картиной, которую представляет собой игра света, проходящего внутрь собора сквозь разноцветные причудливые стеклянные витражи.

Париж, Собор Нотр-Дам: стоимость посещения

Вход в главный зал собора является бесплатным. Обратите внимание, что круглый год каждую среду в два часа дня, а также каждую субботу в 2:30 дня здесь проводится экскурсия на русском языке. Она также бесплатна.

Возле собора находится небольшое здание, где располагается храмовая сокровищница. Здесь хранятся различные старинные изделия из драгоценных металлов, а также одежда священнослужителей и Главным же экспонатом является терновый венок Иисуса Христа, а также частичка Креста Господня с сохранившимся гвоздем. За вход в сокровищницу придется заплатить взрослым по три евро, школьникам и студентам по два евро, а детям от 6 до 12 лет - по 1 евро.

Если же вы хотите подняться на башню собора, то взрослым посетителям придется выложить 8,5 евро, студентам - 5,5 евро. Для лиц же, не достигших восемнадцатилетия, вход является бесплатным.

Вне всякого сомнения, Нотр-Дам-де-Пари , более известный у нас как Собор Парижской Богоматери , является самым узнаваемым христианским храмом в мире, и признанным (наряду с Эйфелевой башней) символом не только Парижа, но и всей Франции. Кроме всего прочего, он является еще самым древним христианским культовым сооружением в городе.

Как это было принято ранее, Нотр-Дам-де-Пари или собор Парижской Богоматери был возведен на месте нахождения древнеримского языческого капища, на котором когда-то приносились жертвы богу Юпитеру. Таким образом, собор должен был символизировать победу истинного христианства над языческими заблуждениями давних цивилизаций.

Само место нахождения храма тоже глубоко символично - он выстроен на острове Ситэ, который находится в самом сердце Парижа. А на площади перед Нотр-Дам-де-Пари установлена бронзовая табличка со знаком «0 км», которая означает, что именно здесь берут начало все дороги мира. Следует сказать, что среди всех готических соборов Франции, которых не так уж и мало на территории страны, Собор Парижской Богоматери занимает исключительное место.

Если принять во внимание, что строительство храма продолжалось ни много ни мало, а почти две сотни лет, то приходится только удивляться, как самым разным зодчим удалось настолько точно передать в его облике все каноны, присущие готике в ее самом сконцентрированном виде.

История строительства Нотр-Дам-де-Пари

Считается, что строительство храма было начато в 1163 году во времена Людовика VII Французского, по инициативе и с благословения парижского епископа Мориса де Сюлли. Хотя историки и затрудняются с определением: кто же именно заложил самый первый камень в основание будущей святыни - сам Морис де Сюлли или же папа римский Александр III. В любом случае достоверно известно, что алтарь храма был освящен весной 1182 года, а через три года после ритуала торжественную службу в нем провел сам Патриарх Иерусалимский.

Понятно, что за такое продолжительное время постройкой храма руководили различные архитекторы. История донесла до нас имена лишь тех, кто принимал участие в завершающей фазе его строительства. Это Жан и Пьер де Шель, Жан Рави и Пьер де Монтрейль. Примечательно, что средства на возведение главной христианской святыни Парижа собирали всем миром. Деньги жертвовал не только король франков, аристократы и ремесленный люд, но даже парижские проститутки, которых тут во все времена хватало. Правда, представительницы самого древнего ремесла предварительно попросили разрешение у духовных властей на принесение этой жертвы. Им было разрешено жертвовать заработанные подобным путем деньги, однако, не открыто.

Фасадную часть храма, с двумя прямоугольными башнями, которые являются на сегодняшний день самыми узнаваемыми отличительными особенностями Собора Парижской Богоматери, начали строить только в 1200 году, то есть почти через 40 лет после его закладки. Окончательно строительство храма было закончено в середине XIII века, а отделка его интерьера была завершена только в 1345 году.

Во времена революционных потрясений, бушевавших во Франции в конце XVIII века, Нотр-Дам-де-Пари подвергся жестокому разграблению и осквернению. Часть его фасадных статуй была разбита, а внутренняя утварь и колокола переплавлены на нужды революции. Долгие годы после этого храм стоял позабытый и постепенно разрушающийся. И только после издания писателем Виктором Гюго в 1831 году своего знаменитого романа, власти начали принимать меры к восстановлению полуразрушенной святыни.

В ходе реставрационных работ, которые проводились в период с 1841 по 1864 год, Собор Парижской Богоматери получил обновленные статуи и витражи на своей фасадной части. Кроме того, у подножия колокольных башен появились оригинальные изображения мифических созданий - гаргулий и химер, которые сегодня так радуют посетителей. Тогда же архитекторы восстановили и главный шпиль собора, демонтированный революционерами, который достигает высоты в 96 метров.

Архитектурные особенности Нотр-Дам-де-Пари

В архитектурном смысле Собор Парижской Богоматери можно определить, как базилику с пятью нефами. Общая длина собора составляет около 130 метров, при высоте сводов - 35 метров. Знаменитые башни Нотр-Дам-де-Пари, которые одновременно являются его колокольнями, вознеслись в небо на 69 метров. Под сводами собора одновременно могут собраться около 9 тысяч человек.

Примечательно, что главный фасад Собора Парижской Богоматери можно визуально разделить на три отдельные части, причем как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Первый горизонтальный уровень содержит в себе три, богато отделанных орнаментом портала, являющиеся входами в храм. Центральный и самый крупный портал носит название Страшного Суда, левее от него находится портал, посвященный святой Анне, матери Богородицы, а правее - самой Богородице Деве Марии. Причем, левый портал несколько отличается от двух остальных своей верхней треугольной частью. Но это не единственное нарушение общей симметрии, которую может заметить смотрящий снизу человек. Если внимательно посмотреть на колокольни Нотр-Дам-де-Пари, находящиеся на третьем горизонтальном уровне храма, то левая из них окажется немного толще, чем ее правая сестра.

До конца неясно, какой именно смысл заложили зодчие в этих небольших отклонениях от общей симметрии, но то, что эти искажения прибавили храму интереса и загадочности, - является несомненным.

На среднем горизонтальном уровне фасада можно увидеть не менее знаменитую и узнаваемую центральную витражную розу Собора Парижской Богоматери, которая частично содержит в себе средневековые элементы, а частично — восстановленные гораздо позже. Диаметр витражного окна составляет около 10 метров, а по бокам от него можно увидеть небольшие арки со встроенными в них дополнительными окнами. Именно под розой и боковыми окнами находится знаменитая галерея королевских скульптур, содержащая в себе 28 изваяний иудейских правителей, которые являлись предками Спасителя.

Ранее на этом месте находились скульптуры различных французских королей, но во времена Великой французской революции все они по приказу Конвента были сброшены наземь и дополнительно обезглавлены. Часть из них, правда, не так давно была найдена при проведении раскопок в Париже. Нынешние же изваяния были созданы и установлены на фасаде храма только в середине XIX века.

Интерьер храма

Как это было ранее принято в храмовой готической архитектуре, внутреннее пространство собора очерчено его продольными и поперечными нефами, так называемыми трансептами, которые, пересекаясь друг с другом, образуют христианский крест.

По центру самого длинного нефа расположились скульптурные композиции, которые описывают различные сцены из евангельской жизни.

Центральная люстра (паникадило) храма Нотр-Дам-де-Пари была восстановлена по старым рисункам Виолле-ле-Дюка, и заменила оригинал, переплавленный в горниле революционных событий 1792 года. Внутренняя часть храма, его своды и колонны выполнены из серого камня, холодный цвет которого производит на посетителей несколько мрачноватое впечатление.

Следует сказать, что ранее внутри Собора Парижской Богоматери, особенно в его центральном нефе, было еще мрачнее и темнее. Однако после того как реставраторы проделали дополнительные окна в его боковых стенах, освещение стало гораздо лучше.

На самом деле высота центрального нефа храма достигает 35 метров. Но его архитектурные особенности и сравнительная узость стрельчатых сводов придает храму еще большую высоту, воздушность и, как следствие, необыкновенное величие. В соответствии с существующими в готике канонами, храм Нотр-Дам-де-Пари абсолютно лишен какой-либо настенной живописи. Поэтому единственным источником разнообразных цветовых пятен, лежащих на однообразно серых стенах, является солнечный свет, пробивающийся сквозь многочисленные витражные окна. Именно эти разноцветные солнечные зайчики несколько оживляют достаточно аскетическую внутреннюю картину, царящую внутри Собора Парижской Богоматери.

Хотя большинство существующих в храме витражей было восстановлено в середине XIX века, они представляют собой окна, выполненные в соответствии со средневековыми канонами культовых христианских сооружений. Так, скажем, витражи хоров изображают сцены из земного пути нашего Спасителя, а вот витражи боковых сцен уже посвящены отдельным моментам из жизни прославленных христианских святых.

Окна, освещающие центральный неф храма, украшены изображениями библейских персонажей, ветхозаветных пророков и апостолов. Боковые капеллы изобилуют витражами, освещающими земную жизнь Пресвятой Богородицы. А вот самый известный витраж Нотр-Дам-де-Пари, расположенный на его фасаде, представляет собой розу, содержащую более восьми десятков известных сцен из Ветхозаветной истории.

Терновый венец Спасителя — храмовая реликвия Нотр-Дам-де-Пари

Внутри храма сберегается одна из самых почитаемых святынь христианского мира - , который был надет на голову Христа-Спасителя перед его распятием на Голгофе. Интересна история, повествующая о том, как данная реликвия попала в главный парижский храм.

Долгое время Терновый венец, после трагических и величественных иерусалимских событий, хранился на горе Сион, а затем, в 1063 году, был доставлен в столицу Византийской империи Константинополь. Однако в 1204 году Константинополь, на древние мощеные улицы которого в течение тысячи лет не ступала нога никакого неприятеля, пал под ударами армии христиан-крестоносцев. Крестоносцы, подвергшие византийскую столицу безжалостному разграблению, захватили и драгоценный трофей - Терновый венец Спасителя.

Со временем, один из обедневших Латинских императоров по имени Балдуин II, в распоряжении которого находилась данная святыня, заложил ее византийским купцам, а затем предложил своему двоюродному брату Людовику IX выкупить ее у них.

Таким счастливым образом, в 1239 году Терновый венец Христа попал в Париж, где для его хранения по личному приказанию короля была построена специальная часовня.

Во времена Великой французской революции, опьяненная свободой парижская чернь, камня на камне не оставила от этой часовни, однако христианская святыня была заранее спрятана, и вернулась на свое место только в 1809 году. С тех пор Терновый венец Христа неизменно находится в Соборе Парижской Богоматери и привлекает к себе ревностных христиан со всего Света.

Следует сказать, что данная святыня периодически выносится в центр храма для поклонения прихожанам каждую первую пятницу нового месяца.

Словом, если вам когда-либо представится возможность побывать в Париже, то Собор Парижской Богоматери должен быть в обязательном порядке внесен в список достопримечательностей, которые в любом случае следует посетить. Ведь именно в нем сосредоточена духовная и историческая сердцевина одного из самых свободолюбивых и загадочных народов мира.

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris



Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками.

Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана. В середине XII века она уже не вмещала верующих. При короле Людовике VII Молодом и епископе Морисе де Сюлли было принято решение о строительстве грандиозного собора.

Первый камень заложили в 1163 году в присутствии Папы Александра III. Это было время явления Европе нового, устремлённого к небесам архитектурного стиля – готики, и собор стал его воплощением.

Стройка продолжалась с 1163 по 1345 год. Сначала возвели хоры и нефы, фасад начали в 1208 году, в 1250 завершили две огромные фасадные башни. С ростом собора выявились опасные напряжения в несущих стенах, в XIV веке вокруг нефа и хора возвели огромные аркбутаны, придающие зданию необычный вид. Переделки продолжались столетиями: в 1699 году по приказу Людовика XIV был перестроен хор, крестная перегородка заменена на кружевную, кованную из железа.

Выросший в центре Парижа собор был огромен: 128 метров в длину, 48 в ширину. Он вмещает 9 тысяч молящихся. Башни вздымаются на высоту 69 метров, шпиль – на 90 метров. Здание украшают огромные окна-розы диаметром 13 метров. Порталы пышно отделаны скульптурными композициями. Центральная, на западном фасаде, изображает Страшный суд: мёртвые поднимаются из могил, архангел Михаил взвешивает души, сатана пытается ему помешать. На западной же стороне – портал, посвящённый Деве Марии, её смерти и Успению. Композиции южной стороны посвящены святому Стефану, северной – детству Иисуса. Рассматривать их можно часами. Собор известен также химерами и горгульями, взирающими с высоты на Париж. У горгулий прозаическое назначение: они служат стоками для дождевой воды.

Интерьер славится витражами со сценами из жизни покровительницы Парижа святой Женевьевы. В часовнях нефа – тринадцать великолепных живописных полотен XVII-XVIII веков, посвящённых деяниям святых апостолов. Статуя Мадонны с Младенцем в юго-восточной части трансепта – середины XIV века.

В XVI столетии это великолепие крушили гугеноты, Французская революция в XVIII веке превратила разграбленный собор в храм Разума, а затем в склад. Заново церковь освятили в 1802 году, здесь короновался Наполеон. Однако здание ветшало, речь зашла о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», привлекший общее внимание к судьбе храма. Сюда потянулись туристы, в 1845 году началось восстановление собора.

Нотр-Дам де Пари – сама история Франции: тут открывался первый французский парламент, короновались и венчались короли, реабилитировали Жанну д’Арк. В день Освобождения тут молился де Голль, здесь же нация провожала великого француза в последний путь. С конца XII века над Парижем несётся перезвон колоколов собора – в счастливые, горестные и самые обычные дни.

На заметку

  • Месторасположение: 6, Place du Parvis Notre Dame, Paris.
  • Ближайшие станции метро: "Cité", "Saint-Michel", "Hôtel de Ville", "Châtelet".
  • Официальный сайт: http://www.notredamedeparis.fr
  • Часы работы: с понедельника по пятницу 08.00-18.45; в субботу и воскресенье 8.00-19.15. Посещение сокровищницы и башен - в будни с 9.30 до 18.00, по субботам – с 9.30 до 23.00, а в последний день недели с 13.30 до 23.00. С октября по март туристов пускают на башни с 10.00 до 17.30.
  • Билеты: посещение собора - бесплатно. Билеты на башню: взрослые - 9 евро, молодежь 18-25 лет - 5 евро, дети до 18 лет - бесплатно. Билеты в сокровищницу: взрослые - 3 евро, молодежь 18-25 лет - 2 евро, дети до 18 лет - 1 евро.

Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.