Икона феодосия кавказского в чем помогает. Феодосий кавказский — икона, мощи, житие, молитва

Старец Феодосий родился в Перми 16 мая 1841 года в бедной крестьянской семье.
Повивальная бабка, принимающая роды у Екатерины Кашиной, сообщила отцу ребёнка – Федору: “Будет священником – в монашеской камилавке родился!” При крещении мальчику было дано имя Феодор.
Феодор рано покинул отчий дом, с богомольцами прибыл на святую гору Афон. Придя к обители Положение Пояса Богородицы, мальчик назвался сиротой, и попросил:
-Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду всё вам делать.
Игумен сжалился над “сиротой”. Старец Феодосий ни один десяток лет служил на Святой Земле у Гроба Господня, имел возможность совершать богослужение на языке людей той национальности, которых было больше всего в храме (знал в совершенстве 14 языков). В 1906 году, когда в России повсеместно вспыхивали волнения, было необходимо усилить влияние Святой церкви на народные массы, и старец Феодосий вернулся домой.
Сотни людей по молитвам старца пришли тернистым путём к Православию. По молитве вознесенной иеросхимонахом Феодосием к Господу, в скорбные предвоенные и военные годы, вершились чудеса исцеления. Долгое время представители власти не беспокоили старца. В пустыньке, построенной старцем, жили беспризорные дети, одинокие старики. Лишние рты были не в тягость – паломники всегда приезжали с продуктами. В 1925 году за две недели до Пасхи старец благословил своих духовных детей печь куличи и красить яйца. В Великую пятницу старец освятил всё и сказал:
– Будете разговляться, а меня с вами не будет.
В этот миг постучали. За порогом стояли трое военных:
– Собирайся отец в гости.
– Я вас давно дожидаюсь, – поклонился старец.
По некоторым сведениям старец попал на Соловки.
Шесть лет пробыл благодатный старец в ссылке, а по возвращению в Минеральные воды принял подвиг юродства. Теперь он ходил по городу одетый в пёструю рубашку с яркими цветами и резвился с ребятами, которые называли его “дедушка Кузюка”. Дети любили доброго старичка, у которого всегда были припрятаны для них леденцы.
Из воспоминаний духовных детей старца:
– Как-то батюшка пришел к железнодорожнику Петру и говорит: “Пойдём скорее”. Подходят к воротам склада, а у ворот молодой человек. Батюшка говорит: “Что ты хочешь сделать с собой? Ведь у тебя семья, воспитывай детей своих и молись Богу!”
Люди всмотрелись, а над головой на воротах петля из верёвки. Человек собирался на виселицу, а батюшка почувствовал духом, спас его душу.
Очевидцы рассказывали, что когда немцы подходили к городу, старец Феодосий подбежал к детскому саду и закричал: “Гули-гули, деточки бегите за мной, бегите!”
Дети и воспитатели, забавы ради побежали за старичком. В это время на здание детсада упал снаряд. По милости Божией никто не погиб.
Из воспоминаний железнодорожника:
– Городская больница тогда находилась рядом с железнодорожными путями. На рельсах стояли три вагона со снарядами. Идет дедушка Кузюка, одной рукой сжимает крест, другой толкает вагоны. Я подумал: “Ну, дед чудной, сдвинуть ли ему такую махину?!”
И вдруг глазам своим не поверил: вагоны как игрушечные сдвинулись с места. Чуть позже на то место где они раньше стояли, упала бомба, не причинив больнице вреда.
Из воспоминаний А.П. Донченко:
– Однажды, приехали к отцу Феодосию из Ростова семь женщин. Шесть из них он принял, исповедал, причастил, а седьмой сказал: “Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь – приму”.
Отец Феодосий всегда говорил: “Читай молитву Иисусову, идёшь ли, сидишь ли, надобно уйти умом и вниманием от всего мирского, не иметь никакой мысли, кроме молитвенных с   лов: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешную!”
Из воспоминаний Николая Дмитриевича Жученко:
– В последнее время, уже после ссылки, жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед    смертью старец часто говорил: “Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду”.
В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия.
Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий.

Молитва Преподобному Феодосию

О, преподобне и Богоносне отче Феодосие! Призри на нас, грешных, тебе моление сие приносящих, и умоли о нас Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Богородицу и Приснодеву Марию, во еже избавиться нам исцелением от недугов многоразличных плотских и духовных, и хворей, и порчи, и получити нам от Господа Бога прощения согрешений наших, и стяжати Духа Святаго, Господа Животворящего, во вспоможение брани на супротивныя и залога Царствия Отца нашего Небесного…
Создателю и Господу Богу нашему, яко Благ и Человеколюбец еси, поклонимся и воздадим славу, и превознесем Пречестное и Великолепное Имя Его, Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Азбука веры. Православная библиотека. Жития святых.Православные старцы XX века

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМ ФЕОДОСИЮ КАВКАЗСКОМУ

О, святый угодниче Божий, преподобие отче Феодосие! Ты, от юности Христа возлюбивый и Единому Ему последовавый, удалился на Святую гору Афонскую, в удел Матери Божией, и оттуда ко Гробу Господню притекл еси. Там во священном сане много лет пребывая, совершал усердные моления за Землю Российскую, за Церковь Православную и за народ русский. Егда же постигло Русь Святую лихолетие безбожия, оставил ты Афон и Иерусалим и вернулся во Отечество свое, разделяя горе и страдания народа своего и Церкви нашей святой, как монах и священнослужитель, даже до темничнаго заточения. Вера твоя, кротость, смирение и терпение умиляли огрубевшие сердца в заточении с тобою пребывавших.
В годы брани ты, отче, помогал народу православному одолеть врага и супостата, и многих, от уныния, горя и отчаяния жизнь свою докончить хотевших, спасл еси. Помощию твоею укреплялись верные в уповании своем, яко Господь не оставит Отечество наше, Матерь Божия сохранит удел Свой, и гнев Божий Ея молитвами на милость претворится. Многотрудный твой подвиг Христа ради юродства удивил, отче, не только нас земных, но и небожителей, являвшихся тебе. Вот что может сотворить молитва праведника, верою крепкою поспешествуемая.
Ты знаешь нужды и печали наша, преподобие отче Феодосие, знаешь и желание наше со Христом быти. Пройдя тесный и тернистый путь земного бытия, ты нес ярем тяжкий от братий своих, от неверных и соплеменников. Вспомни о нас, старче Божий, у Престола Господня, ибо ты обещал помогать всем, кто обратится к тебе. Память на земле Кавказской о тебе, отче, не оскудевает и поныне: с верою и упованием притекают православные люди к месту твоего упокоения, прося заступления и помощи.
Просим же тя, преподобие отче Феодосие: помоги нам в трудный час жизни, в минуты скорбей и страданий, умоли Начальника Мира Господа, да умягчит он злые и огрубевшие сердца человеческие, и умирит народы Кавказа. Да разорит нечестивые советы раскольников и еретиков, восстающих на Церковь Русскую Святую.
Твоими молитвами, святче Божий, да простит нам Господь всякие прегрешения, да минуют нас стрелы вражия и козни диавольския. Испроси у Творца и Промыслителя жизни нашея Господа время на покаяние, от пагубы избавление, болящим здравие, падшим восстановление, скорбящим утешение, чадам во страхе Божием воспитание, отходящим к вечности благое уготовление, отшедшим упокоение и Небесного Царствия наследование.
Буди, отче Феодосие, покровителем и помощником всем верным земли Кавказской. Да укрепится и умножится на ней и во всей Руси Великой Святое Православие. Мы же, укрепляемые святыми твоими молитвами, прославим Живоначальную Троицу и твое освященное Богом имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

***
Пребывание прп. Феодосия Кавказского в хуторе Романовском

6 июля 1912 года копию с афонского документа о священстве и духовничестве заверил нотариус И. И. Простосердов, проживающий на хуторе Романовском Кубанской области. Он засвидетельствовал, что отец Феодосий из Иверского Афонского монастыря временно проживает на станции Кавказская.
Хутор Романовский — место также знаменательное. В 1778 году здесь проходила южная граница Российской империи. Для ее защиты на Кубани были построены редуты, хутор Романовский — один из них. Через него пролегал «Ставропольский шлях», соединяющий Екатеринодар со столицей Кавказского наместничества Ставрополем. Важность пункта побудила устроить здесь железнодорожную станцию.
В 1921 году хутор Романовский переименован в г. Кропоткин.
Станция Кавказская (между Ростовом и Армавиром) была пущена в ход в 1874 году. Новый железнодорожный узел привлек к себе пришлый люд, возник пристанционный поселок из рабочих, служащих, торговцев. До начала XX века станция была центром местных почтовых перевозок. Как видим, о. Феодосий опять остановился на узловой станции, через которую проходили большие людские потоки.
В трех верстах от станции Кавказская в местности Обвалы располагался Кавказский Николаевский миссионерский мужской монастырь. Здесь обитало около ста насельников, которые вели в Кубанском крае активную просветительскую работу. К монастырю была приписана Екатерино-Лебяжская пустынь, основанная в 1794 году по именному повелению Екатерины И, и два подворья: Армавирское и на хуторе Романовском. Отец Феодосий мог жить здесь.
Александро- Афонская Зеленчукская пустынь, где служили по уставу Афонской горы, также имела приписанный к ней Покровский скит близ станции Гулькевичи (недалеко от станции Кавказская). Здесь также мог бывать о. Феодосий.

Пункты: Покровский храм в Минводах

Святых чудесных мест, бережно хранимых на протяжении многих веков, немало на благословенном Кавказе. Паломнические поездки приносят людям удивительное спокойствие души, места средоточия Божьей благодати даруют верующим утешение.

Покровский храм в г. Минводы, построенный в рекордно короткие сроки в 1990-х годах, является одним из центров паломничества на территории Кавказских Минеральных Вод, памятником русской православной культуры рубежа двух тысячелетий. В храме покоятся мощи святого преподобного Феодосия Кавказского, который считается покровителем всего Ставропольского края.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды

Покровский храм в городе Минеральные Воды был возведен взамен полностью уничтоженного в годы советской власти собора под этим же именем. Построенный всем миром, этот храм ныне является одной из главных достопримечательностей Минвод. Величественный Покровский собор с девятью куполами удивляет одновременно и своей простотой, каноническими правильными формами. Красивый снаружи, впечатляет он и изнутри своим великолепным убранством, четырехъярусным иконостасом и росписью стен прекрасными фресками. Очень чисто и красиво звучат колокола звонницы собора.

Мощи Феодосия Кавказского

В новый Храм Покрова Пресвятой Богородицы многотысячным крестным ходом приложиться к всекавказской святыне, дарующей благодать и утешение. были перенесены из Михайло-Архангельского собора мощи святого преподобного старца Феодосия Кавказского. С тех пор верующие люди прибывают сюда Чудотворец Феодосий Кавказский при жизни сделал много добра для жителей края, его почитают душой и сердцем Кавказа. Покровский храм г. Минводы уже прославился чудесами, дарованными почитаемой святыней – мощами святого преподобного старца, нашедшими здесь свое последнее упокоение.

Схииеромонах Феодосий Кавказский (в миру Феодор Кашин). Сегодня 8 августа день Блаженной кончины Старца.

Фото с могилы Прп. Феодосия - Огненный столп.

Родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии. Архив Минераловодского ЗАГСа навел необходимые справки и установил точную дату рождения Феодора Кашина, уроженца Пермской губернии, в последствии Схииеромонаха Феодосия. Вполне естественно, что справка о рождении Старца была выдана именно этим органом, проделавшим необходимую работу по установлению его даты рождения - 3/16 мая 1841 года, но не как считалось ранее 3/16 мая 1800 г.*
Родители его Феодор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане. Еще при рождении Феодора повивальная бабка сказала слова, которые в дальнейшем стали пророческими: ""Он будет великим священником - родился в монашеской камилавочке".

Господь, от чрева материнского избрал его Своим служителем и сподобил особенных благодатных дарований. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. В лесу был боль¬шой камень, к которому приходил маленький Феодор, влезал на него и долго, по-детски горячо молился. Однажды во время молитвы ему был голос: "Камень, на котором ты молишься, Раев...". Так он и называл его "Раев Камень".
Семья, в которой рос Феодор, была большая и собирались все вместе обычно, когда было время обеда. Однажды, когда все собрались к обеду, и сели за стол, от Святаго Угла, прямо из икон, вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Феодору, тот с любовью погладил его. Но мать велела прогнать его. Тогда Феодор поднял на ручке голубя насколько мог к верху, голубь поднялся с детской ручки и скрылся за иконами: все очень удивились такому чудному гостю и обрадовались, а спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.
По некоторым сведениям Феодор попал на Святую Гору Афон в трехлетнем возрасте пристав к группе паломников, по другим (непечатным) 8 - 5 лет от роду.
Когда паломники направились в обитель Положения Пояса Богоматери. По преданию она была основана у местности скита Магула, великими монахами исихастами: Каллистом, Григорием Синаитом и Григорием Паламой.**
Подойдя к воротам обители, у которых стоял привратник, маль¬чик положил земной поклон и просил позвать игумена. Игумен, выйдя к воротам, изумился чудесному образу младенца, который припал к его ногам и сказал: "Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все делать".
Узнав от паломников, что Феодор ехал на пароходе как сирота, еще больше удивился и увидев своими Духовными очами Промысел Божий, устроил его нa жительство. Там он рос, обучался грамоте и был на послушании до двенадцати летнего возраста. Видя его исполнительным, способным, усердным в молитве, Игумен взял его к себе в послушники, выделил келию, где он усердно молился, без устали клал много поклонов, а молитва Иисусова была всегда у него на ус-тах, в уме и сердце. Разговаривал только по необходимости: если надо спросить или ответить. Но враг не терпел такого смирения и усердия во всем, восставал на него, вжигая у братии ненависть к нему.
Его избивали, выбивали зубы, всячески притесняли, но он радовался сему, и молился за обидящих, боясь потерять награду за смирение.
Когда Феодору исполнилось 14 лет, Афон посетил Российский генерал со своей женой, одержимой нечистым духом, которой во сне было сказано, что на Афоне она получит исцеление. Так как на Святую Гору Афон не ступала нога женщины, она осталась на пароходе, а Генерал поднялся к Игумену. Объяснив цель приезда, он добавил, что во сне жена видела молодого монаха, который исцелит ее. Тогда Игумен отправил всех монахов на пристань (не пошел только Феодор).
Женщина всех осмотрела, но не нашла того, кто был показан ей в видении. Тогда братия сказала, что среди них нет "замухрышки" Феодора, (так звали его в обители).
Игумен велел позвать Феодора, и когда тот подошел, женщина закричала бычиным голосом: "Вот этот меня изгонит". Все были удив¬лены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил у него: "Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва? - Царице Неба и Земли - ответил юноша. Возьми икону Божией Матери, полей водичкой и принеси мне" - сказал Игумен.
- Отче, дай мне три дня подержать пост, - просил Феодор. Получив благословение на пост, а по прошествии его, Феодор окропил икону Казанской Божией Матери, горячо помолился и с Игуменом принес воду к пароходу.
Одержимая увидев идущих сo Святой Водой стала громко кричать: "Куда ты меня гонишь?" отслужив молебен, окропив и напоив ее водой, она исцелилась. Генерал желал вознаградить Феодора, но получил ответ:
- Я великий грешник, и не достоин такой награды, ибо Сам Целитель душ и телес наших, чрез Свою Пречистую Матерь, помог больной избавиться от ее недуга. Их благодарите. Это было первое чудо сотворенное послушником Феодором.
Подходило время пострига и Игумену было открыто, что у Феодора есть родители и, где они находятся.
Вернувшись в Пермь, и получив благословение отца и матери, уже с чистым сердцем, Феодор вновь отбыл на Афон.
Наступил 1859 год и в 18 лет Федора постригли в мо¬нахи с именем Феодосий. Это же имя носил преподобный Феодосии Печерский, чья память празднуется в день его рождения. Далее его рукоположили во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Но братия все больше озлобилась на преподобнаго и написала донос Царю в Константинополь - письмо, якобы Феодосии под видом монаха провел в свою келию женщину.
Царь с возмущением заковал его в кандалы и отправил в Константинопольскую темницу. Три раза во сне Царю являлся Ангел Господень с повелением освободить безвинного служителя Господня. Царь, осознав, что идет против воли Божией, определил его священником в Царском Храме. Для него определили помещение для приема нищих и убогих - «Русский странноприимный дом Положения Пояса Богоматери». Оно располагалось на одной линии с подворьем скита Андрея Первозванного. Пять лет прожил отец Феодосии в Царьграде, после чего отправился в Иерусалим, где подвизался и даже удо¬стоился молиться на месте погребения Спасителя в Кувуклии.
Когда отцу Феодосию исполнилось 38 лет, он вновь возвратился в монастырь, где начинал свой духовный подвиг. Келию Положения пояса Богоматери по-прежнему возглавлял игумен Иоанникий, проживший на Афоне 45 лет. За время иноческих и настоятельских трудов он устроил в разных местах Святой Горы шесть церквей и возобновил скит Святителя Василия Великого.
С древних времен на Афоне существовала традиция передавать келии по завещанию от старца к ученику, и о. Феодосий по преемственному праву унаследовал управление обителью. "Нынешний настоятель, иеромонах Феодосий - уроженец Пермской губернии, на Афон прибыл двадцать лет тому назад, где и живет безвыездно в обители Положение Пояса Богоматери, здесь же он принял постриг и в настоящее время настоятельствует".***
Однако отец Феодосий тяготился заботами настоятеля и вскоре сложил их с себя. Он возвратился в Иерусалим, где принял схиму с наречением того же имени.
В последствии Схииеромонах Феодосий стал зваться "Старцем Феодосием Иерусалимским".
Есть данные, что в начале века поклониться Гробу Господню прибыл в Иерусалим отставной генерал, помещик из станицы Платнировка. Познакомившись с отцом Феодосием, он взял на себя хлопоты по его возвращению на Родину и вскоре получил разрешение на выезд старца в Россию. С ними из Иерусалима приехала и инокиния Татиана.
С документом, выданным в обители Положения пояса Богоматери, отец Феодосий прибыл в Россию, предъявляя его везде как удостоверение личности.
Благая Вратарница привела Схииеромонаха Феодосия во Второафонский Успенский скит, который основали последователи праведного Иоанна Кронштадтского - святогорские иноки.
Для того чтобы посетить родные могилы в Южноуралье, о. Феодосий в 1906 г. заверил документ с Афона у челябинского нотариуса П.Ф. Туркина. В документе было сказано, что иеромонах Феодосий является насельником Староафонского Иверского монастыря и временно проживает в Челябинске при женском монастыре.
Что привело сюда о. Феодосия, ради чего покинул он благословенные места Богообщения и приехал в страждущую Россию?

По всей видимости, он посетил Челябинск по делам палестинского общества, открытого по предложению Великого князя Сергея Александровича в Оренбургской епархии. Поскольку о. Феодосий доподлинно знал жизнь и проблемы русских богомольцев, посещающих Иерусалим, помощь старца могла оказаться весьма значимой в организации нового дела.
Долгое время в молитвенном подвиге провёл старец в этих местах. Но прошли годы, и Господь призвал старца к служению на Кубани. И уже 6 июля 1912 года отец Феодосий получил копию афонского документа о священстве и духовничестве, за¬веренную нотариусом И.И. Простосердовым, в которой свидетельствовалось, что отец Феодосии из Иверского Афонского монастыря временно проживает на станции Кавказская, которая находилась между Ростовом и Армавиром.
Недалеко от этой станции находился Кавказский Ни¬колаевский миссионерский монастырь, где жило около ста насельников. К этой обители была приписана Екатерино-Лебяжская пустынь, где, по всей видимости, и проживал отец Феодосий, хотя доподлинных сведений на этот счёт не сохранилось.
Но здесь батюшке не хватало уединения для более глубокого погружения в молитву, и ему было открыто, что он должен поселиться в близи Горненской обители, Темные Буки, от Крымска 27 км., где теперь поселок Горный.
Своё название в народе этот монастырь получил от того, что находился в большом буковом лесу. Монастырь этот был образован в 1904 году из Покровской общины по определению Святейшего Синода. Недалеко от него о. Феодосий и устроил себе пустыньку.
Пока отец Феодосий находился в Платнировке молва о нем быстро
распространилась и стали к нему приходить многие за благословени¬ем и советом, так как в нем люди увидели сразу - истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о нуждах людских. Обладая Даром Духовного прозрения; он многих обличал, других исцелял от болез¬ней, иных врачевал словом, ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.
В 1925 году, за два дня до Пасхи, отец Феодосий был арестован, его увезли в Новороссийск, а через месяц, этапом он был отправлен в ссылку.
В 1931 году, отца Феодосия освободили, и он прибывает в Минеральные Воды. По прибытии приобретает хатку и принимает подвиг юродства: ходил по улицам одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его "Дедушкой Кузюкой".
Часто отец Феодосий поучал, чтобы читали Иисусову молитву и говорил: "Если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу".
Вo время войны 1941 - 1945 гг., отец Феодосий показал себя одним из самых ревностных молитвенников о России, служа панихиды по погибшим воинам, тем более, что Господь открывал ему имена некоторых из них. Используя свое положение юродиваго, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и опять-таки совершал необыкновенной сила чудеса.
По воспоминаниям архиепископа Лазаря (Журбенко), он с 1945 по 1948 гг., ездил к истинно-православному старцу Феодосию, и ездил часто, возил людей. Этот катакомбный батюшка принимал всех, кто бы ни обратился, он очень милостиво относился, был сильно любвеобильный, всех людей жалел, прямо как батюшка Серафим Саровский, исцелял больных, бесноватых. Всегда скажет хоть краткое, но наставление, длинных проповедей не произносил. Некоторым писал открытки.
В 1947 году, он тайно постриг его во иноческий чин (с именем Феодосий), благословив не раскрывать этого внешним и нести тайный подвиг в миру. Это случилось 4/17 сентября, когда Святая Церковь празднует иконе Божией Матери «Неопалимая купина» и чтит память пророка Боговидца Моисея. Именно через незримую духовную связь со старцем Феодосием уже в 60-е гг. тайный инок Феодосий (Журбенко) Промыслом Божиим установил через переписку связь с сотаинником старца - Афонским архимандритом Евгением (Жуковым), а через него - с Архиепископом РПЗЦ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, письменно благословившими ему принять священство и постриг в мантию с именем Лазарь. Через этих же подвижников Истинного Православия было установлено общение между Катакомбной Церковью на Родине и Русской Зарубежной Церковью****.
Благодарная народная память собрала множество достоверных примеров и записала в книгу, которая до сих пор передается из рук в руки, из уст в уста. И на могиле его день и ночь горит неугаси¬мая лампада, люди со свечами в руках служат панихиды и читают Акафист.
В 1993 году, после годичного перехода Свято - Ольгинского Храма г.Железноводска под юрисдикцию Российской Православной Свободной Церкви, духовенство нашего Храма собирало необходимые документы и сведения о жизни, чудесах и народопочитании старца Феодосия.
Пришли к выводу о не принадлежности Схииеромонаха Феодосия к отступникам из МП, а так же о ходатайстве перед Святейшим Синодом РПАЦ о причислении Старца Феодосия Иерусалимского (Кавказского) к лику месточтимых Святых.
Но волки в овечьей шкуре, доложили м.Гедеону (Докукину) наши намерения и в декабре 1994 года, м. Гедеоном был поднят вопрос перед епархиальной комиссией по канонизации Святых, о причислении старца Феодосия к лику Святых в лоне РПЦ МП. Однако Синодальная комиссия по канонизации под председательством Митрополита Коломенского Ювеналия изучив документы 5 раз отказывала Ставропольской епархии в общецерковной канонизации Феодосия и даже в почитание его местночтимым святым, не найдя оснований для таковой.

Мотивировка прославления*****.
1. По свидетельству самого владыки Гедеона (Митр. Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999, с.362; видеофильм «Прп. Феодосий Кавказский») его поразило то, что его, молодого священника, отслужившего панихиду на могиле о.Феодосия во время «хрущёвской оттепели», не подвергли никакому прещению со стороны уполномоченного. Это для него стало «первым зримым чудом», говорящем о необходимости канонизации (Митр. Гедеон. Избранные труды.с.362).
2. Феодосия Кавказского почитали раскольники Новаковские, примкнувшие к бывшему еп. Суздальскому Валентину (Русанцову). Новаковские - его воспитанники по Махачкале - служили в Железноводске, где учинили раскол, и желали перенести мощи Феодосия с городского кладбища к себе. Владыка Гедеон, чтобы не допустить поругания святыни, первоначально решил перезахоронить останки Феодосия где-нибудь в ограде православного храма, но это намерение завершилось «прославлением» Феодосия как святого.

Отношение к Феодосию его современников******.
1. Архимандрит Иоанн (Мирошников) (род. перед революцией, служил в Астрахани, Хасавюрте, похоронен в ограде Покровской церкви в Пятигорске) вспоминал, что о. Феодосий не признавал Церкви, был против патриарха Сергия.
2. Схииеромонах Стефан (Игнатенко) (Жизнеописание старца Схииеромонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999 г. (служил всю жизнь на Северном Кавказе, последнее время - в Пантелеимоновском храме Кисловодска, похоронен на городском кладбище)- категорически запрещал общаться с о.Феодосием.
3. Прот. Владимир Знаменский (умер в середине1990 г.) очень почитал старцев, проведывал многих больных, был великим нищелюбом, но никогда ничего не рассказывал о Феодосии и не благословлял ходить к нему на могилу.
4. О. Иоанн Мешалкин (служил в Успенской церкви Пятигорска) также не упоминал о Феодосии.
5. Жители Минеральных Вод отзывались нелестно: в храм Феодосий не ходил.
6. Феодосий Кавказский ни с кем из отцов не дружил, не общался.

И вот 11 апреля, во вторник 6-ой Недели Великого Поста, епархиальная комиссия Ставропольской епархии МП во главе с прот. Павлом Рожковым, с представителями администрации г. Минеральные Воды, начали настоящее кощунство. Все дороги, ведущие к кладбищу были оцеплены ОМОНом в радиусе 8-10 км. Допускались лишь те, кто имел особый пропуск. Мощи были обследованы врачом судебно-медицинской экспертизы.
В то время рака с мощами Иерусалимскаго Старца была установлена в Храме Архистратига Божий Михаила, после завершения строительства Покровского Собора, в г. Минеральные Воды, перенесена в него и поставлены в левой части Собора у Алтаря. В данном случае, как это всегда бывает, МП берет все ей не принадлежащее беззаконно, нахально, с присущей ей тщеславием и наглостью.
Ко времени вскрытия останков уже были составлены Акафист и житие Старца, (со многими неточностями). Были изготовлены иконописные образа, тропарь, кондак и молитва.
После назначения на Ставропольскую кафедру еп. Феофана (Ашуркова) который, по его словам не потерпит нахождения «трупа» в храме, мощи Старца по его указанию были вынесены из Храма, но, боясь волнения народа, помещены в левом углу Притвора.
По-прежнему люди со всех уголков России и ближнего зарубежья приезжают, чтобы посетить могилку Старца, стараясь денно и нощно постоять у могилы, принести свои грехи и страсти для уврачевания душ и телес, и по вере своей получают помощь Схииеромонаха Феодосия Иерусалимского (Кавказскаго).

В архиве сохранился документ на имя иеромонаха Феодосия (Кашина), в котором говорится:
«По письменному приглашению досто¬почтенных выборных Старцев Священнаго Иверскаго монастыря, отправились в подведомственную Монастырю келию (Честный Пояс) русского уроженца, иеромонаха Иоанникия: 12 декабря 1897 г., мы рукоположили в Святом Храме «Честный Пояс Божией Матери», Благодатию Всесвятаго Духа по Церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери - наше Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение в такой сан Духовного его Старца Иоанникия в чтецы, диаконы, священники русского уроженца, послушника названного Старца преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося Православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таковаго признаваемаго. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то по сему даем мы ему позволение исповедовать помыслы желающих приступить к исповеди и так с духовным смотрением устроять покаяния и спасения их, соразмерно сил каждаго, возводимый в сан священства он обязан испытывать и последовать обстоятельства, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи, с испытанием их и быть их восприемником. В удовлетворении действительности его священства выдали мы, настоящее свидетельство ему упомянутому иеромонаху Феодосию на Святой Горе Афонской, 14 декабря 1897 года».
(Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. №2496. С подлинным верно. Константинополь;10 июля 1901 г. Н. Д. Драгоман, Российского Консульства, Генеральный Консул).

Преподобного Феодосия Кавказского почитают в Белорусской Православной Церкви и на Афоне. В каждой келии Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне есть икона преподобного Феодосия. Духовник монастыря архимандрит Макарий однажды сказал: «Это наш святой-русский афонский монах, он нам очень близок, мы его особо почитаем и молимся ему»*******.

В Белорусской Православной Церкви проводятся Свято-Феодосиевские чтения!

"Святой Феодосий Кавказский хорошо известен и глубоко почитаем в Беларусской Православной Церкви. Утверждая идеалы Святого Православия во времена гонений на веру в своем Отечестве, он изыскивал такие способы и средства служения Богу и людям, которые обнаруживали и дары Господни, которые он стяжал своим подвигом глубокой веры, и способность окружавших его людей вместить слово Божие в свои сердца. И потому образ мужества и стойкости во Христе, явленных преподобным Феодосием, не только не утратил своего значения, но паки вдохновляет современных христиан в несении их креста." г.Минск.

(Из обращения Патриаршего Экзарха всея Беларуси,
Митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА к участникам
Свято-Феодосиевских чтений).
"кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк. 7; 22). Эти слова Евангелиста Марка с точностью можно отнести к представителям РПЦ МП, которые как всегда захватывают Святыни, Храмы, имущество, земли общин и все, что им не принадлежит, и не принадлежало никогда с присущей наглостью, вероломством, уповая не на Бога, а лишь на помощь власть предержащих. По сути своей Старец Феодосий, (не причисленный к лику Святых в МП), стал для них очередным средством наживы. Книги, иконы, земелька с могилы, фото и видео материалы - это все что можно как амулеты или обереги распространять по всей России, в душе же не иметь веры в его предстательство у Престола Господня и ходатайство о нас многогрешных. Захватывая наши Святыни, они думают, что этим беззаконием они прибавят «святость» своей апостасийной организации. «Но Бог поругаем, не бывает» (Гал.6:7).

«ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ…» (Прокимен, глас 4).

Настоятель Прихода Святой Равноапостольной
Великой княгини Ольги г. Железноводска
Суздальской епархии РПАЦ
Протоиерей Роман Новаковский.
08.02.2008 г.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

* Архив Минераловодского ЗАГСа.
** Игумен Петр Пиголь: «Преподобный Григорий Синаит и его духовные приемники»
(М.1999 г. с.,36 - 38).
*** А. А. Павловский. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 141.
Имя иеромонаха Феодосия, как настоятеля русской келии Положения пояса Богоматери, указано также в фундаментальном труде Варсонофия (Судакова), епископа Саранского и Мордовского, «Афон в жизни Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв.». Саранск, 1995. Т. 3. С. 143.
**** Таинственное исчезновение мощей катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского, сообщает «Краснодарский курьер» № 27(78) от 7 июля 2004 года. Этот факт также подтвердили интернет-издания "Седмица", "Русская линия", "Собкор"
***** Преподобен ли преподобный Феодосий Кавказский? Вахрушинкин Степан Юрьевич.
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=6321&order=asc&fullview=&pg =
****** Там же.
******* Там же.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
________________________________________ ________________________________________ _________________

1. ПРОШЕНИЕ Алексию II от ревнителей и Прихожан Ставропольской епархии Всероссийского прославления св.пр. Феодосия Кавказского, август 2007г. от Р.Х.

П реподобный Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. Всей семьей посещали богослужения в храме, совершали утреннее и вечернее правило, никогда не садились за стол без молитв, без молитвы не выходили за порог, с молитвы начинали всякое дело, полагаясь во всем на волю Божию. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

При рождении Федора повивальная бабка приняла его «в рубашке». «Будет великим священником - родился в монашеской камилавочке», - сказала она родителям. Слова оказались пророческими.

Ребенок рос и развивался необычайно быстро. Господь от чрева материнского соделал его Своим избранником и сподобил особенных благодатных дарований, так что в совсем еще малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей своей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенец летами, разум далеко превосходил свой возраст. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. В лесу был большой камень, к которому приходил маленький Федор, влезал на него и долго, по-детски горячо, молился. Однажды во время молитвы ему был голос: «Камень, на котором ты молишься, раев». Так он и назвал его - «Раев камень».

В совсем юном возрасте, движимый Духом Святым, Федор покинул свой дом и, пристав к группе паломников, отправился с ними на Афон. Игумен обители Положения Пояса Божией Матери устроил Федора на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте, нес монастырские послушания. Находя его исполнительным, способным и усердным в молитве, игумен взял его к себе, дал ему келью. Юный подвижник разговаривал только в случае крайней необходимости, вдохновенно молился, пребывал в смирении, с уст его не сходила Иисусова молитва, ум и сердце были отданы сладчайшему Имени. С необыкновенной теплотой слезно молился он Пресвятой Богородице, и Она на всю жизнь стала его Усердной Заступницей и Помощницей.

Когда Федору исполнилось четырнадцать лет, в обитель приехал русский генерал. Он привез с собой очень больную жену. Оставив ее на судне, генерал пришел просить помощи у игумена. Игумен велел позвать Федора, и юный молитвенник сотворил первое чудо - исцелил больную женщину от недуга.

Благочестие и добродетели Федора стали предметом зависти и ревности монастырской братии, но он смиренно терпел все унижения. Во время испытаний Господь чудесно помогал ему. Однажды два инока, искушаемые диаволом, сбросили Федора в глубокую яму, имевшую сток в открытое море. Юноша воззвал к Божией Материи и Архистратигу Михаилу, которые и спасли его от неминуемой гибели.

Близилось время пострига. Игумен отослал юношу на родину, чтобы тот получил родительское благословение. Федор вернулся в Пермь, разыскал отца и мать и, получив их благословение, уже с чистым сердцем вновь отбыл на Афон, в свою обитель, где и принял постриг с именем Феодосия.

Около пяти лет Феодосий нес послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая нищих, больных и всех, кто нуждался в его помощи и наставлениях.

По благословению духовника Феодосий совершил поломничество в Святую Землю и побывал у многих святынь. В Иерусалиме у Гроба Господня он остался, прослужив здесь не один десяток лет.

В конце XIX столетия отец Феодосий возвратился на Афон. По благословению игумена Иоанникия он двенадцатого декабря 1897 года был рукоположен в священнический сан, о чем свидетельствует удостоверение, выданное иеромонаху Феодосию 14 декабря 1897 года за подписью митрополита Нила.

Иеромонах Феодосий прослужил в послушании у игумена Иоанникия до 1901 года. После его смерти по преемственному праву стал настоятелем обители. Но он тяготился своими новыми обязанностями по руководству обителью. В 1907 году, по усиленной просьбе, он освободился от должности настоятеля и снова удалился в Иерусалим, где принял схиму.

По Промыслу Божию, в Иерусалим из России приехал отставной генерал. Встретившись с отцом Феодосием, генерал настоятельно просил его переехать на Родину. После некоторых хлопот, поклонившись Святой Земле, отец Феодосий отправился в Россию.

Всего год прожил он в имении генерала в Платнировке, а затем поселился в 27 километрах от города Крымска неподолеку от поселка Темные Буки (хутор Горный). Здесь он основал пустыньку, где вместе с ним стали жить несколько монахинь из ближайшего монастыря, а также две девочки-подростка, приведенные к нему Божиим Промыслом, - Анна и Любовь, которые тридцать лет находились рядом с отцом Феодосием и после праведной кончины старца составили рукопись о его удивительном житии.

В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом, так как он обладал даром духовного прозрения. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направляя на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников.

Здесь, в пустыньке, по молитвам отца Феодосия забил источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих.

Отец Феодосий сподобился при жизни посещения Божией Матери. Посетили его и пророки Божии Илия и Енох, явленные во славе. Пророк Божий Илия вместе с Иаковом, братом Господним по плоти, приходили к старцу под видом обыкновенных странников и беседовали с ним в его келлии три дня.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Он находился под следствием до января 1929 года, после чего, будучи приговорен к трем годам концлагерей, был отправлен в ссылку. Туда за батюшкой поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года.

После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузькой».

Во время Великой Отечественной войны отец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России, постоянно молясь о здравии ее защитников и о упокоении погибших воинов.

Когда немцы подступили к Минеральным Водам, произошел такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, подбегает отец Феодосий к детскому саду и говорит гулявшим на улице детям: «Гулю, гулю, за мной, деточки! Бегите за мной!». Забавы ради дети побежали за дедом Кузькой, воспитатели - за детьми. А в это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб - всех вывел прозорливый старец.

Часто старец наставлял, чтобы творили Иисусову молитву, и говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, - это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия, которую он предсказал заранее. В день его кончины в доме появился незнакомый странник. В течение всей ночи он читал псалмы и Святое Евангелие наизусть. Во время погребения гроб вызвались нести четыре юноши. Они были одеты необычно: длиннополые рубахи, сапожки (после войны это была большая редкость); у всех были блинные светлые волосы. Они подняли гроб и на руках несли его до кладбища, после чего бесследно исчезли.

25 апреля 1995 года во вторник Светлой седмицы в храме Архистратига Божия Михаила, который находится в поселке Красный Узел, во время пасхального богослужения последний раз была пропета «Вечная память» старцу Феодосию. Высокопреосвященнейший митрополит Гедеон благословил местное почитание иеросхимонаха Феодосия в день его блаженной кончины 27 июля/8 августа.

Иеросхимонах Феодосий (в миру Кашин Федор Федорович) родился 3/16 мая 1841 года в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Родители его, Федор и Екатерина, были добрые люди, исповедовали православную веру христианскую и жили благочестиво. Тому же учили и своих детей. При рождении Федора повивальная бабка приняла его в рубашке. При этом она сказала родителям: "Будет великий священник, родился в монашеской камилавочке".

Господь от чрева материнского избрал его своим служителем и сподобил его особенных благодатных дарований, так что совсем в малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенцем летами, разумом далеко предвосходил свой возраст.

Благодатный край, украшенный лесами и реками, благотворно действовал и на душу мальчика. Достигнув двухлетнего возраста, Федор воспылал пламенной любовью к Богу и выразил свою любовь в детской молитве, которую впитал с молоком матери.

Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. Если случалось ему быть одному дома, при закрытых дверях, он приспособился открывать дверь, поставив стульчик на лавку, стоящую вдоль стены и концом упирающуюся в угол, около которого была дверь: встав на стульчик, он доставал щеколду и открывал дверь. Таким образом и ночью, когда, уставшие от дневных забот, все засыпали, юный молитвенник открывал дверь и выходил в лес, на опушке которого стояла изба Кашиных, творить молитву горячо любимому Богу. В лесу был большой камень, на котором маленький Федор долго по-детски горячо молился. Однажды во время молитвы был к нему голос: "Камень, на котором ты молишься, – Раев". Так он и называл его: "Раев камень".

Семья, в которой рос Федор, была большая, и собирались все вместе обычно во время обеда: тогда небольшая изба едва вмещала всех жильцов. Однажды, когда все собрались к обеду и уселись за стол, от Святого угла, прямо из икон, вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Федора, тот с любовью погладил его, а мать сказала: "Отпусти голубя, хватит тебе с ним играть, надо кушать". Федор поднял голубя на руке, насколько мог, голубь поднялся с детской ручки и скрылся за иконами. Все очень удивились такому чудному гостю и обрадовались, а спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.

Отец со старшими детьми трудился во дворе или на поле, а мать, управив дела на кухне, садилась за прялку. За этим занятием она всегда пела своим певучим приятным голосом псалмы и молитвы, а Федор, примостившись у ног матери, любил их слушать и, не отходя от нее, запоминал слова. В детстве все называли его Батюшкой, помня слова повивальной бабки. Так он и рос в своей семье тихим, спокойным молитвенником, укрепляясь духом и телом.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где родители. Он ответил, что у него нет родителей. Тогда у него спросили: "Куда же ты едешь?" – "На Афон, в святую обитель", – ответил он. Все были удивлены его ответом: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был таким тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон как сирота.

На Афоне паломники подошли к воротам "Положения Пояса Богоматери". У ворот стоял привратник. Мальчик упал в ноги, поклонился и попросил позвать игумена. Не понять нам Промысла Божия, не понять, кто научил дитя такому поведению, – все в руках Божиих. Привратник пришел к игумену и говорит: "Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена". Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился игумену и сказал: "Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду вам все делать". Игумен обратился к мужчинам с вопросом, чей это мальчик; оказалось, что ничей, одинокий; рассказали игумену, что он ехал на пароходе в обитель как сирота. Игумен еще больше удивился и, увидев своими духовными очами Промысел Божий, принял его в обитель и устроил на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но мальчик переносил все невзгоды с любовью и смирением.

Когда Федору исполнилось 14 лет, Афон посетил русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления, так как больной было во сне сказано, что на Афоне она получит исцеление. Вход в Афон женщине воспрещается, и она находилась на пароходе, а генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему все и просил у него помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен исцелить ее.

Игумен велел всей братии, кроме Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха. Игумен велел позвать Федора, и, когда тот подошел, женщина увидела его и закричала бычьим голосом: "Вот этот меня изгонит". Все были очень удивлены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил его: "Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?" – "Золотенькой Божией Мамочке". Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водичкой и принести ему эту воду. "Отче, дай мне подержать пост три дня" – просил Федор. Игумен благословил его на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, полил ее водичкой, горячо помолился и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только женщина увидела их идущих к пароходу с водой, она стала громко кричать: "Куда ты меня гонишь?". Отслужили молебен над больной, покропили ее водичкой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал: "Отдайте это игумену, на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды, ибо сам Целитель душ и телес наших через свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, их и благодарите". Это было первое чудо, сотворенное послушником Федором.

Федор должен был принимать постриг, и игумену было открыто, что у Федора есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Федора и сказал ему все, что ему было открыто в видении и, благословив, отпустил его к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав местечко, где, по видению игумена, должны проживать его родители, и расспросив местных жителей, он наконец подошел к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Встретила его мать и на просьбу о ночлеге впустила в дом; сама присела на лавочку у окна, где всегда неизменно пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Справившись с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их житии, кто чем занимается, кто жив, кто отошел ко Господу. Мать всех называла, обо всех рассказывала и потом со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца, если бы, мол, знала, что умер, похоронила бы, как подобает, тогда и не предавалась бы такой печали.

Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были. Мать, вся в слезах при этих воспоминаниях, сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына, и, казалось, радости ее не будет конца. Кто может передать материнскую печаль и радость!

Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с благословением родителей отбыл снова на Афон в свою обитель. Наступил 1859 год, и в 18 лет Федора, по прибытии в обитель, постригли в монахи с именем Феодосий. Это же имя носил преподобный Феодосий Печерский, чья память празднуется в день его рождения. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха.

Позже иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Прибыв в Святую Землю, он обошел святые места, поклонился всем святыням. Обойдя Святую Землю, Феодосий пришел в Иерусалим и остался служить у Гроба Господня. К тому времени Господь дал ему дар говорить на 14-ти языках.

После служения у гроба Господня в Иерусалиме о. Феодосий в 1879 г. отец Феодосий отправился на Афон – место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель Положения Пояса Богоматери, он, по откровению свыше, остался служить в ней в послушании настоятеля Иоанникия до 1901 г., а с 1901 г., после смерти отца Иоанникия, он, по преемственному праву, стал настоятелем обители. Отец Феодосий тяготился своими новыми обязанностями, ибо надо было много хлопотать по руководству обителью, а его влекло к живой молитве к Богу, и в 1907 г., по усиленнной просьбе, он освободился от должности настоятеля и отправился в Иерусалим, где принял схиму.

В 1908 г., по Промыслу Божию, в Иерусалим из России, из станицы Платнировской, заехал отставной генерал и, встретившись с отцом Феодосием, настоятельно просил его приехать в Россию. После некоторых хлопот он получил разрешение на выезд отца Феодосия в Россию. Иеросхимонах Феодосий возвращается в Россию и поселяется в станице Платнировской, где прожил больше года. Молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стали стекаться паломники. Люди увидели в нем истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.

По откровению Божию, отец Феодосий из станицы Платнировской переселился в пустынь в 27 км от г.Крымска, недалеко от теперешнего поселка Горного. Там в ущелье на большом камне он молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, да и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье.

На склоне двух горных возвышенностей, на небольшой поляне, на указанном Богородицей месте отец Феодосий с помощью близживущих крестьян построил небольшую церковь и просфорню, а также кельи в виде куреней из жердей и соломы.

К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день. Здесь же по молитвам о. Феодосия забил из-под земли цельбоносный источник.

В 1925 г., за две недели до Пасхи, Батюшка велел матушкам Талиде и Елене печь пасху и красить яички. Они очень удивились: такой пост и еще двенадцать дней до праздника – и вдруг печь пасхи, но послушание выполнили, и все было сохранено до страстной пятницы, а в страстную пятницу Батюшка отслужил обедню, освятил пасхи и яички и сказал: "Будете разговляться, а меня с вами не будет, потом вы езжайте в Минводы и будете там жить".

Как только он это сделал и сказал, пришли трое военных и сказали: "Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости". "А я вас уже жду" – ответил Батюшка.

У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни. Все плакали, а он сказал: "Что вы плачете, молиться надо, Господь в эти дни страдал, молитесь". Еще раз благословил всех и сказал военным: "Я готов". Его увезли в Новороссийск, где он пробыл месяц. Через месяц этапом он был отправлен в ссылку на Соловки. Этап проходил через Краснодар, там он тоже пробыл месяц, еще месяц – в Ростове, а затем отправили, уже без задержек, до места назначения.

В ссылке отец Феодосий пробыл 6 лет. В 1931 г. его освободили и он приехал в Минводы. Здесь батюшка приобрел себе хату и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку (тогда это считалось смешным), играл с детьми и дети его называли "дедушка Кузюка". В Минеральных Водах он продолжал духовно наставлять и спасать людей – о.Феодосий принадлежал к Катакомбной Церкви – тайно служил, совершал требы, постригал в монашество.

Через несколько дворов от Батюшки, на улице Озерной, жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное наказание, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем, а через несколько дворов на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала себе пропитание.

Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца и видит, что отец Феодосий что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал свой двор с ее двором и по ошибке бросил деньги, как бы спрятал их, – юродивый ведь, и вид у него такой, не знает, по своему неразумению, куда бросить деньги. Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит: "Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите". "Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души", – ответил ей Батюшка. Она не поняла, что он говорит о себе, и говорит ему: "А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок". "Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло", – сказал ей Батюшка. Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, упала на колени и со слезами благодарила Бога и Его милосердие, обнимала ноги Батюшке и слезами омывала их. Он же поднял ее и сказал: "Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии". Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых она воспитала честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда Батюшка взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки.

Ночью как-то пришел Батюшка к железнодорожнику Петру и говорит: "Пойдем скорее на угольный склад". Дочь их Люба поднялась и пошла за Батюшкой, дорогой вспомнила и говорит: "Я книжку угольную не взяла" – "Сегодня она не нужна, иди быстрее", – ответил Батюшка. Подходят к воротам склада, а у ворот стоит молодой человек. Батюшка говорит ему: "Что же ты хочешь делать с собой, подумал ли ты, куда пойдет твоя душа! Воспитывай детей своих и молись Богу. У тебя ведь жена и двое детей, а ты собрался душу свою отдать диаволу". Люба осмотрелась и видит: над его головой на воротах – веревочная петля. Человек собирался повеситься, а Батюшка спас его душу, не дав диаволу его добычу. Не допустил Господь погибели, но ждет покаяния.

За год до войны раба Божия Александра приехала к отцу Феодосию, а он ей говорит: "Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствия".

Во время Отечественной войны 1941-1945 гг. отец Феодосий показал себя одним из самых ревностных молитвенников о победе России, служа панихиды по погибшим воинам, тем более, что Господь открывал ему даже имена некоторых из них. Используя свое положение юродивого, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и, опять-таки, совершал необыкновенной силы чудеса.

Когда немцы подступили к Минводам, был такой случай. Быстро-быстро подбегает отец Феодосий к детсаду и говорит детям: "Гулю, гулю... деточки, бегите за мной, бегите". Забавы ради дети побежали за дедушкой, а воспитатели за детьми побежали. В это время снаряд угодил прямо в здание детсада и разрушил его, но никто не погиб, все ушли за дедушкой, и он их спас.

Городская больница находилась рядом с железнодорожными путями, а на путях стояли три вагона со снарядами. Стрелочник смотрит, а дедушка Кузюка бежит быстро-быстро, в одной руке держит крест, а другой пытается столкнуть вагоны с места. Стрелочник думает: "Ну дед чудной, ему ли сдвинуть такую силу". Только он так подумал, глянул, - и глазам своим не верит: вагоны потихоньку сдвинулись и покатились от того места, где стояли, и тотчас же в это место упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работающим невдалеке.

Много таких случаев хранит народная память. Некоторые из свидетельств записаны, другие передаются из уст в уста.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Там было сыро, потолки низкие. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Своих духовных детей он учил: "Скажешь не больше семи слов в сутки – спасен будешь". Креститься учил не только одним крестом, а с умной молитвой. Говорил перед смертью: "Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду..."

Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечки в его комнате сутками не потухали... Советовал своим чадам читать почаще "Откровение Иоанна Богослова": "Тогда страх Божий у вас будет".

Подошла однажды Антонина к отцу Феодосию, а он говорит ей: "Молил я Боженьку: "Возьми меня Боженька, сколько же мне жить?"А Боженька сказал: "Поживи еще немного, у тебя миллион духовных детей, ты их всех любишь и всю тварь жалеешь". Стало быть, я еще немножко поживу".

Советскую церковь сергианскую схимонах Феодосий никогда не признавал и в нее никогда не ходил... Но однажды его начали усиленно приглашать те "священники", которых он не признавал таковыми, хотя бы придти в храм посмотреть, что все у них "по-старому". И старец отправился, везя за собой саночки. Была зима. Он с трудом добирался. И уже у самого храма поскользнулся, упал и сильно разбился. Его окровавленным доставили домой. Так Господь показал на этом праведнике, что даже и заходить в храм тех, кто признает советскую власть властью "от Бога", – даже заходить в такой храм нельзя.

Скончался о.Феодосий на 148-м году жизни 8 августа 1948 года. Когда он отошел ко Господу, то в святом углу, как на Пасху, зазвонили колокола. Чин погребения совершён неизвестным катакомбным священником.

Перед выносом на кладбище люди просили сфотографировать батюшку, но не смогли этого сделать, потому что от гроба исходило такое сияние, что сфотографировать было невозможно. Тогда фотограф сказал: "Кто был этот человек? Такое сияние вокруг него!"

Когда вынесли гроб и донесли до окраины города, к гробу подошли четыре юноши, такие красивые, с длинными волосами, в белых сорочках, в черных брюках и легких сапожках, подняли на руки гроб и несли до самого кладбища. Когда гроб опустили в могилу, засыпали, собрались уходить с кладбища и идти поминать, захотели пригласить тех юношей, но их не оказалось среди присутствовавших и никто не видел, куда они подевались. Так никто и не знает, кто это был.

И после смерти отец Феодосий не оставил своих духовных чад. На его могилки и до наших дней совершаются неисчислимые чудеса.

Какие еще чудеса явит нам иерусалимский старец? Скольких исцелит, скольких приведет к вере, скольким поможет? Его молитвами да спасет нас Господь!

Изведенный из недр по молитвам преподобного Феодосия святой источник выложен известняком. Рядом находится увенчанная иконами небольшая часовня. Еженедельно по вторникам и пятницам иеромонах Зосима служит в часовне молебен преподобному Феодосию. Из станицы Нижнебаканской батюшка привозит с собой написанную в Краснодаре икону старца с частицей его мощей. Перед этой иконой всем миром поют акафист отцу Феодосию. В день памяти преподобного Феодосия 8 августа 1997 года Высокопреосвященнейший Исидор - архиепископ Краснодарский и Кубанский - освятил место пустыньки и благословил устройство здесь монашеского скита.

Поместное празднование памяти этого святого установлено митрополитом Гедеоном в день его успения 8 августа (26 июля по старому стилю).

С 1998 года мощи о. Феодосия покоятся в Покровском Соборе г. Минводы, и тысячи богомольцев ежегодно стекаются сюда, чтобы поклониться этим святым мощам.