Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Можно ли считать, что сохранение памятников связано с сохранением исторической памяти? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Валентина Петровича Катаева.
Раскрывая проблему сохранения памятников истории и культуры, автор обращается к воспоминаниям. Он помнит, как в середине двадцатых годов памятник Пушкину стоял ещё «на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю…» До сих пор рассказчик болезненно ощущает отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.
С горечью пишет автор о «тягостной эпохе перестановки и уничтожения памятников, когда «незримая властная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры». Рассказчик изучал Москву, когда ещё все были пешеходами и хорошо запомнил мир города во всех его подробностях, поэтому его так огорчают пустоты, возникшие в результате перепланировки города.
Позиция автора мне близка. Несомненно, мы обязаны бороться за сохранение памятников истории и культуры, ведь таким образом мы сохраняем и историческую память обо всём, что нас окружало и должно окружать. Мы должны беречь уникальный исторический облик родного города.
Обратимся к доказательствам верности нашей позиции. Например, в книге Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь» рассказывается о Кижах – многочисленных островах на озере Онеге, где есть две многоглавых церкви, отделённые друг от друга колокольней, сделанные из дерева. Преображенский храм построили ещё в 1714 году как памятник русской воинской славе. Нужно беречь этот памятник архитектуры, потому что это завещание потомкам, наказ любить свою страну, это художественное прошлое Древней Руси, живущее в настоящем.
Обратимся к очерку В. М. Пескова «Святые места». Известный журналист отмечает, что мы не можем представить Красную площадь без храма Василия Блаженного. А между тем перед войной, оказывается, был план уничтожения храма, чтобы свободнее было автомобилям. Хорошо, что «чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. А сейчас ездить по Красной площади на автомобилях запрещено. Песков уверен, что, сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народное ремесло, живопись в храмах, имена и могилы героев.
Мы пришли к выводу о том, что наш долг – сохранять памятники истории и культуры, так мы сохраним историческую память, установим связь с прошлым, без которой немыслима любовь к Родине.
-Из чего вырастает огромная любовь человека к Родине?
Мне было двадцать лет, когда после первой получки я приехал в Москву из Воронежа и сразу же пошел на Красную площадь. Я слушал бой часов. Хотелось потрогать кирпичи в стене и камни, выстилавшие площадь. Мимо проходили люди, разговаривали о мелких вещах и не обращали на эту красоту никакого внимания. Я не понимал, как можно идти разговаривать о погоде, когда рядом такая красота. Тогда в Кремль еще не пускали. Я дождался* пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — «сколько людей прошло».
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, всегда с гордостью думал, что нигде больше нет площади такой красивой и своеобразной.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? А однажды перед войной, как рассказывал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор нашей страны, его вызвали в высокую инстанцию и сказали, что будут сносить храм, чтобы площадь стала просторнее, а ему поручалось сделать необходимые обмеры. Барановский тогда не мог поверить своим ушам, но, к счастью, чья-то мудрость остановила непоправимое действие, и храм остался на месте.
А ведь могли и снести храм, чтобы машинам было свободнее ездить. Но время показало, кто прав. Сейчас Красная площадь вовсе закрыта для машин по причине святости места и большого числа людей, желающих пройти по площади пешком.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного, мы преклоняемся перед мастером, сотворившим его. Древние зодчие и живописцы могли выразить свой талант и умение только в постройке храмов и церквей. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
При всей нашей занятости и заботе о хлебе насущном мы должны сохранять и бережно относиться ко всему: к древним постройкам, ремеслам, живописи в храмах, книгам, документам, могилам героев.
Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли наши корни. Наши дела в совокупности с прошлым, окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим для всех словом «Отечество». Любить Родину невозможно заставить, ее надо воспитывать.
Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине?
Мне кажется, что огромная человеческая любовь к Родине вырастает из любви к малой родине, которая появляется еще в детстве. Природа, здания, постройки, близкие люди — вот что всплывает в памяти у каждого из нас при слове «Родина». Очень важно с ранних лет воспитывать в человеке заботу о Родине, о всем близком и родном.
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – “сколько людей прошло”!
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: “Перед войной
Вызывают меня в одну высокую инстанцию: “Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры…” У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить… В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали…”
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
Схожі твори:
- Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о...
- А. П. Чехов Хамелеон Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа. Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе...
- Ю. П. Казаков Двое в декабре Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие им два дня: сначала...
- ГАЛЬКА Опера в четырех актах Либретто В. Вокульского Действующие лица: Стольник Софья, его дочь Януш Бас Сопрано Баритон Сопрано Тенор Бас Галька Ионтек } Крепостные Януша Дземба, управляющий стольника Гости,...
- Мать маленького рассказчика Василия умерла, когда ему было шесть лет. Отец скучал, не обращал внимания на сына. Из совсем малой сестрой Соней еще играл, потому что она была похожа на...
- Хотя детство мое прошло в Пятигорске, сам я все же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остается для меня...
- Есть люди, которым судилось быть больше самих себя. Таким человеком является Василий Симоненко. На двадцать восьмом году оборвался его жизненный путь, а поэтический и духовный продолжается до сих пор. Василий...
- Георг Бюхнер Смерть Дантона Жорж Дантон и Эро-Сешель, его соратник в Национальном конвенте, играют в карты с дамами, среди которых Жюли, жена Дантона. Дантон апатично разглагольствует о женщинах, их обаянии...
- Жорж Дантон и Эро-Сешель, его соратник в Национальном конвенте, играют в карты с дамами, среди которых Жюли, жена Дантона. Дантон апатично разглагольствует о женщинах, их обаянии и коварстве, о невозможности...
- Ох, господа, ну и денек выдался сегодня! Как всегда, я по делам службы шел через базарную площадь. Со мной был Елдырин. Он помогал мне решить ряд вопросов. С утра у...
- Грэм Грин Тихий американец Олден Пайл – представитель экономического отдела американского посольства в Сайгоне, антагонист Фаулера, другого героя романа. Будучи обобщенным изображением вполне конкретных политических сил и методов борьбы на...
- ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С. Городецкого Действующие лица: Иван Сусанин, крестьянин села Домнино Антонида, его дочь Ваня, приемный сын Сусанина Богдан Собинин, ополченец, жених...
- В. О. Пелевин Девятый сон Веры Павловны Рассказ напоминает развернутую рецензию на “Что делать?” Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о...
- В. Н. Войнович Москва 2042 Живущий в Мюнхене русский писатель-эмигрант Виталий Карцев в июне 1982 г. получил возможность оказаться в Москве 2042 г. Готовясь к поездке, Карцев встретил своего однокашника...
- Цзян Цин провозгласила “крестовый поход”, который казался бы комичным, если бы не был чудовищным. В “культурном строительстве”, вдохновляемом Цзян Цин, в основном действовали хунвэйбины. Цзян Цин не ведала сомнений, у...
- Е. Л. Шварц Дракон Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовет кого-нибудь из хозяев,...
- Дж. Р. Киплинг Лиспет Это испорченное имя Елизавета (на наречии гималайских горцев оно звучало как Лиспет). Она дочь гималайского горца Сону и жены его Джаде, ее родители умерли. Англичане воспитывают...
.
Изложение: “Святые места” – (Песков)
14 марта - 85 лет со Дня рождения выдающегося журналиста Василия Михайловича Пескова. В начале своего жизненного пути он сменил множество профессий, был пионервожатым, шофером, киномехаником. Ещё в юности он увлёкся фотографией, любил снимать природу. В итоге это занятие и стало главным делом его жизни. В 1953 году начал работать в воронежской газете «Молодой коммунар» сначала фотографом, а после успешной публикации первого очерка - «Апрель в лесу» - штатным корреспондентом. В 1956 году отправил несколько своих статей в «Комсомольскую правду», после чего был приглашён на работу в Москву. С 1956 года и до своих последних дней - обозреватель газеты «Комсомольская правда». Являлся постоянным автором рубрики «Окно в природу». Первая книга очерков вышла в 1960 году. С 1975 по 1990 год Песков вёл телевизионную передачу «В мире животных» вместе с Николаем Дроздовым. Сборник очерков под названием «Странствия» получил широкую известность в 1991 году. В этом сборнике автор дал четкую картину Восточной Африки, Венгрии, Швейцарских Альп, а также описание их рек и озер. Василий Песков очень много путешествовал по всему миру, но больше всего - по родной стране. Нет в России и бывшем СССР уголка, где бы он не побывал, который не внес бы в свой «Заповедник черно-белой фотографии» и не описал в своих очерках прекрасным языком настоящего Мастера. Бывал В.М. Песков и на острове Кижи, где сделал один из своих шедевральных снимков.
Сегодня это фото растиражировано Интернетом на огромном количестве сайтов, и в печатных СМИ оно публиковалось неоднократно, причем под разными названиями: «Отечество», «Лошадь в Кижах», просто «Кижи» и другими.
«Заповедником черно-белой фотографии» называл В.М. Песков свои работы. Эту фотографию сам автор считал одной из своих лучших и любимых.
Вот что рассказывал журналист в одном из своих интервью об обстоятельствах, при которых был сделан этот ставший уже историческим снимок: «Первый раз приехав на остров Кижи в Карелии, я прямо с ходу начал снимать знаменитые деревянные храмы. Но их так много фотографировали, и так часто я видел интересные снимки, что чувствовал: иду по натоптанной тропке. Но что сделать? Обходя остров, на дальнем его конце увидел я лошадь. А если как-то соединить строенья и эту живность? Подвести лошадь к церквям, угощая солью и хлебом с ладони, было делом несложным. Но, делая снимки, я почувствовал: этим возможности не исчерпывались. Хорошо бы снять не «лошадь», а «коня», полного сил и как будто бы только что из- под седла Алеши Поповича с васнецовского полотна. Надо было лошадь чем-то на мгновение возбудить. Приготовив все к моментальной съемке, я пискнул мышью. Неожиданный звук заставил лошадь резко вскинуть голову, обернуться…»
Вот так работал Мастер.
Это вам не щелкнуть на планшет, выложить в соцсети и гордиться. Было бы чем...
Вот так была увековечена эта непарнокопытная кижская красавица, но фотограф не знал ни её имени, ни как зовут её хозяина. К счастью, очевидцы тех далеких событий сохранили эту информацию, без которой история музея-заповедника «Кижи» была бы слишком пресной и официозной.
Итак, эту белую лошадь звали Машка. Вот что рассказал о ней старший научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи», член Карельского союза писателей Борис Александрович Гущин: «С Машкой я был знаком лично, как и с её хозяином Михаилом Кузьмичом Мышевым. Это был поистине легендарный плотник-реставратор, бригадир плотницкой бригады, которой мы до сегодняшнего дня во многом обязаны тем, что удивительная красота Кижского архитектурного ансамбля и собранных вокруг него крестьянских домов-памятников радуют глаз. Правда, когда я пришел на работу в музей-заповедник «Кижи» Мышев, или как все его попросту, но с неизменным уважением называли, Кузьмич, уже не плотничал, а сторожил. Было ему тогда уже под 80, и Машка была его неизменной помощницей. И мне не раз приходилось прибегать к её транспортным услугам. Умнейшая была лошадь! Для примера: однажды зимой в абсолютной темноте она привезла меня из Сенной Губы на остров Кижи - сама! Я писал о ней в своей книге, и одна из «Зимних кижских баек», опубликованных в 2006 году в газете «Кижи», тоже ей посвящается. (Прочесть эту байку под названием «Открывай ворота!» можно в электронном архиве газеты «Кижи» на сайте музея по адресу: - Прим. автора.) И фотография, сделанная Василием Песковым полвека назад мне очень нравится. Это свидетельство времени, часть истории музея».
Перед вами два фотоснимка, которые разделяет почти полвека. Их разделяют не просто десятилетия - это фотографии из разных веков: XX и XXI, и даже из разных тысячелетий.
Такие фото можно выставлять на конкурс под названием «Найди десять отличий». И не только материальных, которые, как говорится, можно руками потрогать. Они разнятся и по настроению, и по духу. Остров стал другим. Остров Кижи был до нас и останется после нас. Вопрос: каким он останется? Каким он запомнится нашим современникам? Каким его увидят наши потомки? Увидят ли они его таким же полным романтики и свободы, каким его увидел Василий Песков? Или заповедный остров будет окончательно разъезжен колёсами автобусов и автомобилей?
Белая кобылица Машка, как будто вышедшая из былинной старины, бродила по кижским лугам как символ кижского вольного духа, который не перешибить, не вытравить. И Василий Песков это понимал, потому что был Мастер, профессионал высшей степени.
Василий Песков был не только превосходным фотографом, он был и непревзойденным мастером слова. Его статьи, очерки, книги можно считать образцом стиля. О ком и о чем бы он ни писал, его главной темой была любовь к Природе и Отечеству.
Он всегда был там, где в данный момент интереснее всего: именно ему дал свое первое интервью после полёта Юрий Гагарин, Песков первым рассказал миру о семье сибирских отшельников Лыковых. Он любил людей и умел расположить их к себе, он любил и понимал животных. Он знал, в чем ценность жизни.
Святые места
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно - как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице - «сколько людей прошло»!
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов, чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
Василий ПЕСКОВ
Василий Михайлович Песков ушел из жизни 12 августа 2013 года в Москве в возрасте 83-х лет. По его завещанию его тело было кремировано, и прах развеян на его родине в Воронежской области в селе Орлово над полем на опушке леса на 40-й день рядом с камнем, который ещё при жизни он сам привёз туда.
На этом камне - слова Василия Пескова «Главная ценность в жизни - сама жизнь». Так он навсегда слился с любимой русской природой, русской землёй.
Татьяна НИКОЛЮКИНА
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно - как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице - «сколько людей прошло»!
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(367 слов) (По В. М. Пескову)
Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос, поставленный в начале текста: «Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие проблемы подняты автором в данном тексте?»