Как называется еврейская церковь? Где и как евреи молились в иерусалиме Дом где молятся евреи.

Религиозному еврею, прилетевшему из Москвы в Сочи,
полицейский предложил помолиться в туалете

Ведущий радиостанции "Эхо Москвы" Матвей Ганапольский разместил накануне на своей страничке в Facebook перепост сообщения, которое в той же социальной сети распространил Йешайя Шафит, рассказавший о том, что с ним приключилось по дороге в предолимпийский Сочи. Матвей Ганапольский снабдил свой перепост заголовком: "Приключение еврея в России".

Суть произошедшего состояла в следующем. Йешайя Шафит, человек глубоко религиозный, прилетел накануне по своим делам из Москвы в Сочи. Как он пишет, по совету знакомого раввина он собирался доехать до города на аэроэкспрессе, поскольку по пути сейчас много пробок.

До следующего поезда оставалось больше часа, поэтому герой повествования "нашел себе местечко, откуда открывался замечательный вид", где было пусто, а ожидающие поезда люди находились от него в метрах в 20. Здесь Йешайя Шафит собирался помолиться в соответствии с иудейской религиозной традицией. Он завернулся в особое молитвенное облачение - талес, наложил на голову и руку тфилин - две маленькие коробочки из кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы, открыл сборник молитв - сидур - и хотел начать молиться. В этот момент к нему подошел старший лейтенант полиции и завел разговор, запись которого Шафит приводит полностью:

Что Вы собираетесь делать?
- Я собираюсь молиться.
- Почему здесь?
- А почему не здесь?
- Что у Вас на голове?
- Молитвенные принадлежности, тфилин называется, по-русски, филактерии.
- Что это на руке? Почему ремни намотаны?
- На руке ручной тфилин, так его принято накладывать.
- Здесь нельзя молиться, это общественное место. Снимайте немедленно с себя все и идите в другое место.
- Я никуда не пойду, я здесь жду поезда в Сочи и хочу помолиться.
- Здесь нельзя, это - общественное место. В общественном месте молиться нельзя.
- Почему нельзя молиться в общественном месте? Где это написано?
- А где написано, что можно молиться в общественном месте?
- Есть закон - все, что не запрещено, разрешено.
- Снимайте с себя все и идите в другое место. Я Вам не дам здесь молиться. Напротив есть церковь. Вы можете пойти туда.
- Я не могу туда пойти. Я - еврей. Евреям нельзя ходить в церковь.
- А куда ходят евреи?
- Евреи ходят в синагогу.
- Ну вот и идите в синагогу.
- Здесь нет синагоги.
- Здесь нельзя молиться. Это - общественное место. Идите в туалет и там молитесь.
- Я не могу пойти в молитвенных принадлежностях в туалет. Как Вы можете такое предлагать? Вы не чувствуете кощунственность Вашего предложения?
- Я не верю в Бога, его нет. В общественном месте молиться нельзя. Я Вам не дам это делать здесь.
- Представьтесь, пожалуйста.
- Старший лейтенант Ермаков. Предъявите Ваши документы.

Полицейский взял паспорт, начал его листать. Тем временем к ним подошел другой полицейский с собакой, который взял коробочки от тфилин и дал их понюхать собаке. Собаку они явно не заинтересовали. Дальше он, держа в руках мой паспорт, начал предлагать пройти с ним и показать, где можно молиться. Препирания продолжались до тех пор, пока не подошел человек в штатском, который тоже проверил паспорт Шафита и спросил, что тот собирается делать.

Молиться.
- Выкрикивать ничего не будете?
- Нет.
- Сколько Вам времени надо?
- Ну, минут 20.

Человек в штатском после этого сказал полицейскому: "Хорошо, пусть молится 20 минут".

Шафит помолился, спешно снял тфилин, чтобы уложиться в отведенные 20 минут. Ровно по истечении этого срока подошел тот же полицейский, короткий разговор с которым снова приводит автор поста.

Полицейский "смотрит в окно. На меня даже не смотрит. Я его спрашиваю: "Вы пришли убедиться, что я закончил?" - " Нет, вид тут красивый. Как Вы молитесь тому, чего не видно?".

"Что это? Проявление антисемитизма или повышенный уровень безопасности в аэропорту в связи с приездом/отъездом Путина/другого высокопоставленного лица или самодурство/самоуправство/инициатива/жел ание выслужиться полицейского? Одно только могу сказать точно, что никогда и нигде, ни в России, ни в другой демократической стране, где бывал, я еще не сталкивался с тем, чтобы в аэропорту в зале ожидания мне запрещали молиться", - написал в завершение своего рассказа Йешайя Шафит.

Его пост набрал множество комментариев. Позже Шафит добавил воспоминание об еще одном пережитом им эпизоде:

"Возвращался я из Нью-Йорка после съезда посланников Любавичского Ребе. В самолете кроме меня было еще полным полно евреев, раввинов, также возвращающихся со съезда. В моем ряду через проход от меня сидел человек в рясе с большим крестом. Он всю дорогу вел душеспасительные воспитательные беседы с женщиной, которая сидела рядом с ним. Делал это довольно громко, так что многим окружающим было слышно. Временами ходил по салону, выискивал православных и агитировал их... По дороге, проходя мимо двух раввинов, назвал их демонами. Когда я начал молиться... на своем месте, он вдруг обращается к проходившей мимо стюардессе, показывая на меня пальцем: "А что он тут рядится?!" Она остановилась на секунду, посмотрела на меня, на него и сказала: "Надо терпимей относиться к людям!" И пошла дальше".

Матвей Ганапольский прокомментировал рассказ о случившемся в Сочи такими словами: "А вообще нормально, пусть еврей привыкает))"

Кому молятся иудеи

Про синагоги

Сегодня мы приглашаем наших читателей на виртуальную экскурсию по синагоге.

СИНАГОГА - НЕ ХРАМ, А ДОМ СОБРАНИЯ

Синагога в переводе с греческого означает «собрание» (на иврите это слово звучит как «бейт кнесет» - «дом собрания»). В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога - это не храм, а только помещение для общественной молитвы. В иудаизме Храм - уникальное сооружение на конкретном месте (на Храмовой горе в Иерусалиме), где, согласно вере, с особой силой ощущается Божественное Присутствие. В истории иудаизма Храм заново отстраивали два раза. Первый был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э., Второй - римлянами в 70 г. н.э., от него до настоящего времени сохранилась Западная стена, или Стена Плача. (Третий Храм, верят иудеи, будет построен, когда придет Мессия.)

Большинство историков придерживаются точки зрения, что первые синагоги возникли после разрушения Первого иудейского Храма. Когда евреев угнали в плен из Иудеи в Вавилонию, задачей иудейских мудрецов было сохранить народ и веру, и потому общественную молитву разрешалось проводить в любом месте, где собирались не менее десяти верующих мужского пола старше 13 лет (миньян). Сначала иудеи молились в жилых домах, потом стали строить специальные здания для молитвы. И по сей день синагогой считается не только отдельное строение, но и даже комната в светском здании, где собирается миньян для молитвы.

Время службы в синагогах совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в древнем иудейском Храме. Богослужения в ортодоксальных синагогах проводятся три раза в день, в праздничные дни читаются дополнительные молитвы. Жертвоприношения в Храме также сопровождались молитвами и благословениями, многие из которых были включены в синагогальную службу.

ИЗ ДОСЬЕ

Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей - готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.

Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) - одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы - прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в X-XII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением. Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.

Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог - в Ходорове близ Львова (1651).

Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса - символ чести - и звезда Давида (шестиугольная).

Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями - стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой. В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште - с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде, киевская синагога Розенберга и Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).

Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую «Бет-Шалом» (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.

Большая синагога в центре Иерусалима построена в 1982 году Александром Фридманом. Она является крупнейшей в Иерусалиме, отличается пышностью интерьера и великолепными цветными витражами. Ее называют «роскошной», «местом для восхищенных туристов».

Центральной синагоге России - Московской Хоральной - в июне этого года исполнилось ровно сто лет.

СВЯЩЕННАЯ АТРИБУТИКА

Генеральный директор Большой (главной) Иерусалимской синагоги, рав Джордж Финкельштейн рассказал в эксклюзивном интервью еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ», что во внутреннем устройстве любой синагоги вне зависимости от стиля или течения в иудаизме неизменны несколько атрибутов. Один из основных - арон hа-кодеш, или ковчег Завета, - шкаф с рукописными свитками Торы, занавешенный покрывалом. Арон hа-кодеш, подчеркнул раввин, помещают у восточной стены, по направлению к Иерусалиму, туда, где раньше был Храм (и молиться у иудеев принято, обратившись лицом к Иерусалиму). Если же синагога находится в Иерусалиме, шкаф со свитками Торы ориентирован в сторону Храмовой горы. Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или во время определенных молитв. Перед арон hа-кодеш (или выше него) постоянно горит свет - нер-тамид, символически напоминая светильник в Храме.

Свитки Торы, хранящиеся в ковчеге Завета, - самые священные предметы в синагоге. Пятикнижие Моисеево записывается вертикальными колонками на пергаменте. В каждом свитке Торы - 250 колонок. Длина среднего свитка - примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, необходимым, чтобы сворачивать свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляются квалифицированным писцом. Написание одного свитка требует примерно 1 тыс. часов работы.

Еще один обязательный атрибут всех синагог - бима - стол (или тумба), на котором разворачивают при чтении свиток Торы. Бима в большинстве синагог располагается в центре зала и на возвышении (в некоторых синагогах до него нужно подниматься по ступенькам). Также в любой синагоге есть стулья или скамьи для молящихся и шкафы для молитвенников и священных книг. В средневековых синагогах Восточной Европы столы и скамьи для молящихся, как правило, располагались вокруг бимы. Наиболее почетными считались места возле восточной стены. В XIX-XX вв. под влиянием просвещения биму и арон hа-кодеш строили близко друг от друга, образуя нечто вроде алтарного пространства в церкви, а скамьи выстраивали в одном направлении, превращая зал для молитвы в подобие театра.

Во многих синагогах в Западной Европе между арон hа-кодеш и бимой ставят пюпитр - амуд, около которого проводит общественную молитву хазан (ведущий) или читаются проповеди.

Стены синагог в зависимости от вкуса и возможностей общины украшают витражами, фресками, резьбой по дереву. По словам директора Большой Иерусалимской синагоги, ограничения касаются только изображений людей - на стенах синагог нельзя вешать портреты и фотографии, даже если на них запечатлены люди великие и достойные. Запрет этот идет из Торы.

Существует также старинный обычай по возможности строить синагоги выше всех строений в городе. Чтобы выполнить это предписание и одновременно не вступать в противоречие с властями или Церковью, зачастую шли на хитрость: располагали синагоги в подвальных помещениях или устанавливали на крыше длинный шест, и здание формально оказывалось самым высоким. В современном Израиле, отметил рав Джордж Финкельштейн, другая проблема: «синагоги строят там, где есть место».

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

По словам рава Джорджа Финкельштейна, любой человек, пусть даже и неиудейского вероисповедания, может зайти в синагогу. Конечно, для экскурсий в большинстве синагог отведены специальные часы, и фотографировать молящихся вам не позволят, но прийти посмотреть, как проходит молитва, вы можете.

Есть несколько требований, которые желательно соблюсти, если вы хотите посетить синагогу.

Перед тем как войти внутрь, необходимо вытереть ноги и следить, чтобы ни на вас, ни на вашей одежде не было грязи.

Ваша одежда также должна быть простой и скромной. В православную церковь или в буддистский храм неприлично заходить в шортах или спортивном костюме - то же правило касается и синагоги. По традиции, не принято, чтобы женщина приходила в синагогу в брюках. При этом к платьям или юбкам тоже особые требования. По законам еврейской скромности, щиколотки и локти у женщины должны быть закрыты. Поэтому, подчеркивают во многих религиозных общинах, уж лучше прийти в синагогу в брюках, нежели в мини-юбке или платье с декольте. По иудейской традиции, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор.

Мужчинам (старше 13 лет) находиться в синагоге можно только с покрытой головой. По традиции, это кипа - маленькая шапочка, но подойдет и любой другой головной убор. В большинстве синагог кипу во временное пользование выдают на входе.

В синагоге запрещено громко разговаривать, входить с едой, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать. Кроме того, запрещено превращать синагогу в церковь, мечеть или храм другой конфессии или молиться там в соответствии с канонами другой религии. Если вы - человек иного вероисповедания, то вправе лишь посмотреть, как молятся иудеи, а не молиться самому. (Исключение делается лишь для тех, кто хочет принять иудейскую веру.)

По иудейской ортодоксальной традиции, мужчины и женщины молятся отдельно, поскольку молитва, пояснил рав Джордж Финкельштейн, должна происходить не в семье, а наедине с Всевышним. Женское отделение (эзрат нашим) в ортодоксальных синагогах чаще всего располагается на втором этаже, на галерее, либо женщины молятся в одном зале с мужчинами, но за перегородкой. В консервативных и реформистских синагогах перегородки нет, мужчины и женщины сидят вместе или по разные стороны прохода. (Консерватизм и реформизм - течения в иудаизме, возникшие в XIX веке на фоне просвещения и эмансипации. В основе их идеологий - религиозные постулаты могут меняться в соответствии с окружающим миром, и потому женщинам разрешают молиться вместе с мужчинами и даже становиться раввинами.)

КСТАТИ

С древности функции синагоги не ограничивались только молитвой. Как и в других конфессиях, раньше иудеи получали только религиозное образование, и первые школы открывались при синагогах. Одна из основных заповедей иудаизма - учить Тору, поэтому школы посещали даже дети из самых бедных семей, и, кроме того, синагоги были центром религиозного образования для юношей и взрослых мужчин. (Подобные образовательные центры для детей и взрослых существуют и сегодня при многих синагогах.)

Кроме того, в синагогах отмечали различные религиозные праздники и обряды, например обрезание, бар-мицва (совершеннолетие мальчиков), хупа (свадебный обряд). Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно туда ходили - покупали мацу на Пасху, собирались на праздники, знакомились, справляли свадьбы, делали обрезание новорожденным.

Также синагоги были для древних иудеев центром не только религиозной, но и светской жизни. Там заседал местный раввинский суд (бейт-дин), который разбирал тяжбы, там совершались коммерческие сделки. Правление синагоги ведало благотворительными фондами, давало ссуды, устраивало на ночлег приезжих. И, несмотря на то, что сегодня светская и религиозная жизнь верующих разделена, ортодоксальные иудеи нередко (с семейными, деловыми, финансовыми проблемами) обращаются за советом и помощью в синагогу. В современных синагогах есть обычно помещения для учебных занятий, клубы «по интересам» для людей различных возрастов (молодежные, для пенсионеров).

    Источник http://www.ifvremya.ru/cgi-bin/res.pl?FIL=work/arc/2006/1206/3_20061206.txt&query=иудаизм&stype=AND

Прошлое

После исхода из Египта более трех тысяч лет назад еврейскому народу у горы Синай была дарована Тора. Сразу же после этого приказал Всевышний Моше построить мишкан: “… и постройте Мне святилище и Я буду жить там”.
Мишкан – это прибежище Всевышнего в этом мире.
В Иерусалиме царь Давид заложил основание для Храма, а его сын, царь Соломон, завершил строительство первого Храма. В то время Храм был самым красивым зданием в мире. Но через четыреста десять лет Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Спустя семьдесят лет был возведен второй Храм, еще более величественный, чем первый, но через четыреста двадцать лет и он был разрушен и разграблен. Евреи, служившие в Храме, были убиты, а те, кто остался в живых, – изгнаны. С тех пор из поколения в поколение ждут евреи появления третьего Храма, который будет возведен Мошиахом.

Настоящее
Со времени разрушения второго Храма еврейский народ мечтал о святом месте, где бы мог возносить молитвы к Всевышнему и учиться. Поэтому наши мудрецы, да будет благословенна их память, ввели понятие “малых храмов” – синагог, разбросанных по всему миру.
Синагога – это место изучения Торы, Талмуда, Алохи и хасидизма. Здесь также проводятся фарбренгены: евреи, сидя за накрытыми столами, слушают выступления раввинов и обсуждают различные вопросы.
В центральной синагоге Москвы “Бейс Менахем” (названной так в память Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона) в будни, субботы и праздники проводятся регулярные ежедневные молитвы, занятия по изучению Торы, различные мероприятия.
Синагога расположена на втором этаже Московского еврейского общинного центра, являющегося средоточием религиозной, культурной и общинной жизни тысяч евреев Москвы. Центр возведен на развалинах старой синагоги “Марьина Роща”.

Будущее
В основе каждой молитвы, произносимой евреем в любом месте и в любое время, – просьба об избавлении еврейсокго народа, приходе Мошиаха и восстановлении Харама. Как говорили наши мудрецы, да будет благословенна их память, “Будущее синагог – в Израиле”. Еврейский народ находится сейчас в изгнании, только вера и близкий приход Мошиаха поддерживает его во всех горестях и испытаниях.

Вход в Синагогу находится напротив “Арон Кодеш”, как предписано в “Шулхан Арухе”.
Синагога – это святое место, требующее уважительного отношения к себе.
Женщины и мужчины молятся раздельно, мужчины – внизу, женщины – наверху. Голова обязательно должна быть покрыта, одежда – отвечать требованиям места.

Женская часть “Эзрат Нашим”

Молитвенный зал сверху опоясывает галерея, называемая “Эзрат Нашим” и предназначена для девушек и женщин, приходящих в синагогу как молиться, так и просто посетить. Такое разделение имелось и в Храме. Около входа на галерею имеются столы, на которых можно зажечь свечи (свечи субботние или праздничные). Свечи можно получить у администрации синагоги или в “Бейт-Хабад”.




У левой стороны восточной стены стоит стол, где зажигаются поминальные свечи и свечи в праздничные дни.

Как и в Храме, в синагоге есть более и менее святые места. В центральной стене, к которой обращены взоры молящихся, помещается “Арон Кодеш” – шкаф, в котором хранятся свитки Торы – самое дорогое и святое книги для еврейского народа во всех поколениях. Свитки Торы написаны от руки особыми переписчиками на пергаменте и содержат пять книг, называемых Торой Моисея.
Во время каждой молитвы молящиеся стоят лицом к Арон Кодеш, то есть в сторону Иерусалима, где находится Храм, и откуда молитвы сразу поднимаются вверх. “Арон Кодеш” открывают перед чтением Торы, а в праздники – и во время чтения других отрывков молитвы.

Кафедра ведущего молитву (кантора)


Кафедра расположена справа от “Арон Кодеш” и предназначена для кантора синагоги, который является посланником всех молящихся, передающим молитвы Всевышнему, к которому они все обращены. По субботам и праздникам служба ведется канторами с наиболее сильным голосом, многие отрывки кантор произносит вместе с молящимися.




У восточной стены находятся также места раввина и членов его семьи. Во время каждой молитвы в субботу и праздники, а также во многих других случаях, раввин выступает перед молящимися, комментируя недельную главу Торы, затрагивая актуальные темы.

В центре синагоги расположено возвышение – “бима” – место, предназначенное специально для чтения свитка Торы по субботам, праздникам и утренним молитвам по понедельникам и четвергам.

Свиток Торы (Сефер Тора)

Самые священные предметы в синагоге – это свитки Торы. Такие свитки делаются из кож животных, соединенных между собой так, что получается рулон пергамента. Пятикнижие Моисеево записывается на таком пергаменте вертикальными колонками. В каждом свитке Торы 250 колонок. Длина среднего свитка примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, которые называются эц хаим (дерево жизни). Такие “деревья жизни” нужны, чтобы свернуть свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляется квалифицированным писцом. Написание свитка требует примерно 1000 часов работы.

Свитки хранятся в ковчеге. В ашкеназских синагогах свитки хранят плотно свернутыми, завязанными шелковыми или бархатными завязками и покрытыми бархатным чехлом. В сефардских синагогах их вставляют в деревянные футляры, обтянутые шелком, как правило, украшенным серебряным орнаментом.

Приобретение синагогой нового свитка Торы отмечается торжественной церемонией. В день проведения такой церемонии заканчивается написание свитка, почетные гости удостаиваются права написать в нем последние буквы. Затем новый свиток проносят по улицам под хупой (брачным балдахином), в сопровождении поющих и несущих факелы людей. Когда процессия приходит к синагоге, выносятся все свитки Торы, люди танцуют с ними вокруг синагоги так, как в праздник Симхат Тора.

Поведение в синагоге

Вход . В синагогу необходимо приходить с покрытой головой и в соответствующей месту одежде. В субботу и праздники нельзя вносить включенные телефоны и любые другие электронные приборы, которыми в эти дни нельзя пользоваться. Мы очень просим не пользоваться мобильными телефонами во время молитвы.
Молитва . Тексты молитв находятся в молитвенниках «Теилат а-шем» (синего цвета). Они стоят на нижних полках в шкафах, расположенных вдоль стен синагоги.
Служба ведется на иврите с переводом на русский язык. Молиться можно на любом удобном для молящегося языке. Молитвенник на иврите называется «Сидур» – от слова «седер» – «порядок» и содержит в себе порядок молитв на любой день и любую ситуацию. Молитвенник открывается вправо, читают также справа налево. Он содержит отрывки из Торы, из псалмов, отрывки из сочинений раввинов предыдущих поколений.
Отрывки, присутствующие в субботних и праздничных молитвах, собраны в особых брошюрах, изданных специально синагогой.
Женатые мужчины молятся молитвы «шахарит» и «мусаф», облаченные в талит. Талит можно при необходимости получить у габая синагоги. Во время молитвы нельзя разговаривать и мешать окружающим.

В будни в синагоге молятся три раза – утром, днем и вечером. Эти молитвы установили праотцы еврейского народа: Авраам – утреннюю молитву («шахарит»), Ицхак – дневную («минха») и Яаков – вечернюю («арвит»). В субботы и праздники молятся четыре раза, в Судный день – пять раз. Молитва – это своего рода замена ежедневных жертвоприношений в Храме.
Первая молитва – утренняя, начинающаяся в 8.30. (в воскресенье – в 9.00.).
Вторая молитва – дневная, начинается примерно за 15 минут до захода солнца.
Третья молитва – вечерняя, сразу же после появления звезд.
Около входа в синагогу имеется точное расписание начала службы.
Праздники и субботы начинаются по еврейскому календарю вечером предыдущего дня – сразу же после захода солнца. Вечерняя молитва в субботу и праздники – сразу же после появления звезд. Утренняя молитва в субботу – в 10.00., чтение Торы – в 11.00., «мусаф» – в 12.00..
Дневная молитва – за 15 минут до захода солнца.
Вечерняя молитва – после исхода субботы или праздника. После нее произносится молитва «Гавдала», которой завершается суббота или праздник и начинается первая неделя.

*** У нас действует почтовый ящик, куда Вы можете присылать просьбы о прочтении Кадиша (молитвы об умерших). Обращаться могут все желающие – как члены нашей общины, синагоги, так и люди из других городов, включая ближнее и дальнее Зарубежье. Вся информация с просьбами стекается в “Бейт Хабад” Московского еврейского общинного центра.
Присылайте нам заявки на почтовый адрес: [email protected] , мы обязательно прочтем Кадиш.

Иудеи молятся не в храмах, как, например, христиане, а в богослужебных помещениях, называемых синагогами. Многие христиане вообще не понимают, что такое синагога. Слово это греческое и переводится как «собрание». Синагога действительно не более чем место, где собираются верующие для совместной молитвы. Она может помещаться в отдельном здании, но может и в одной из комнат какого-нибудь вполне светского строения. Разрушение Второго Храма и изгнание евреев из Земли обетованной неминуемо привело бы к тому, что еврейский народ постепенно растворился в других этносах — если бы не синагоги.

Натан Щаранский, министр по делам еврейской диаспоры: «Когда храм был разрушен, задача мудрецов еврейских была в том, чтобы сохранить еврейский народ. Для этого нужно сделать так, чтобы храм этот находился везде. В каждом месте, где находится еврейская община. И синагога как раз должна была заменить это. То есть вся жизнь религиозного еврея связана с молитвой в миньяне, то есть с десятью другими единоверцами. Утром, днем и вечером. Вся жизнь, так или иначе, расписана вокруг синагоги и, безусловно, это то, что сохранило евреев как народ в течение двух тысяч лет…»

Для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром не только религиозной, но и светской жизни. В них разбирались тяжбы, решались вопросы, связанные со сбором и расходованием общественных средств, фиксировались коммерческие сделки. Как и в других конфессиях, образование у иудеев долгое время оставалось исключительно религиозным, но в отличие, например, от христиан им были охвачены все члены общины. Ребенок из самой бедной семьи обязательно посещал школу при синагоге. Неграмотный еврей был большой редкостью даже в раннем Средневековье, когда не всякий феодал умел водить пером по пергаменту. Натан Щаранский: «Практически каждый с трех лет начинал учиться читать с тем, чтобы к шести-семи годам уже читать Тору, что обеспечило, естественно, поголовную грамотность среди евреев тогда, когда еще это было большой редкостью среди всех других народов».

Испокон века евреи считали себя «народом Книги», то есть Торы. Так иудеи называют первые пять книг Библии. Жизнь общины и каждого ее члена строится в строгом соответствии с предписаниями Талмуда — сборника толкований и комментариев к Торе. На все — от приема пищи до молитвы и устройства синагоги — есть свои правила. Последнюю, в частности, следует устраивать в помещении с окнами, чтобы молящийся мог устремить взор к небесам. Находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего это кипа. Многие удивляются, как такая маленькая шапочка может держаться на голове. А держится она при помощи обыкновенной заколки. Обычай же носить символический головной убор — кипу не снимая возник только в раннем Средневековье. Кипа — знак постоянного, а не только в стенах синагоги, контакта с Богом. Перед началом молитвы, верующий возлагает на себя тфилин. Это две коробочки из черной кожи, содержащие написанные на пергаменте отрывки Торы с заповедями тфилин. Одна коробочка крепится к обнаженной левой руке, напротив сердца, другая — к середине лба.

Переступая порог синагоги, верующий никогда не забудет дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — деревянного футляра, содержащего фрагмент Торы. Таким образом он получает благословение.

Одежда для синагоги должна быть простой, чистой и достойной. Как в православную церковь или в буддистский храм никому и в голову не придет зайти в шортах или с непокрытыми плечами — то же самое относится и к синагоге. В синагоге запрещено громко разговаривать, входить сюда с едой, спать, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать, а также запрещено восхвалять какого-либо человека, за исключением выдающихся членов общины. Верующий, принадлежащий к тому или иному течению в иудаизме, ходит в свою синагогу. Ортодоксы — в ортодоксальные, реформисты — в реформистские. Разные синагоги посещают и представители разных ветвей диаспоры. Потомки евреев, изгнанных в Средние века с Пиренейского полуострова — сефарды, молятся в сефардских синагогах. Выходцы из Германии и Восточной Европы — ашкенази, соответственно, в ашкеназийских. Но к какой бы диаспоре или течению ни относилась синагога, в ней обязательно имеется выделеное место, для чтения Торы — бима, и место для ведущего молитвы — амуд.

Самое святое, что есть в любой синагоге — Арон хакодеш, или место хранения священных свитков Торы. Собственно, без Арон хакодеш синагога не может считаться синагогой — это просто обычный дом. Над Арон хакодеш начертаны десять библейских заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Справа и слева изображены семисвечники, символизирующие семь дней сотворения мира. Стоя перед Арон хакодеш верующий должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Натан Щаранский: «Для того чтобы изменить синагогу с ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо изменить только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы — одни и те же для всех синагог».

Женщины в синагогоге, как правило, располагаются на галерее или уж, во всяком случае, позади мужчин. В Средние века во многих синагогах женской части не было вовсе. Рав Лау, бывший главный раввин Израиля: «Человека в синагоге ничего не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом, а не с женой, сестрой, матерью или с кем бы то ни было еще».

Согласно Талмуду синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест — таким образом формально она оказывалась выше других построек. Впрочем, синагога — это прежде всего место совместной молитвы, а молится человек может где угодно. Натан Щаранский: «Практически любой дом, любая квартира могут превратиться в синагогу. Кстати, так и бывает, когда умирает кто-то из близких, и человек сидит так называемую шиву, то есть семь дней, и к нему приходят выразить свои соболезнования. Просто что делается? — переносится Арон хакодеш … в дом, закрывается в каком-нибудь шкафу, и эта комната превращается в синагогу». Для такого превращения необходимо, правда, выполнить одно условие — собрать как минимум десять мужчин. Только тогда можно доставать свиток Торы и приступать к общественной молитве. Десять евреев — это миньян, впереводе с иврита «счет». Он необходим не только для молитвы, но и для любого религиозного обряда.

Мужчиной еврейский юноша становится в 13 лет, после бар-мицвы. Этот обряд совершается обычно в синагоге или у главной для всех евреев святыни — Стены плача. Рав Лау: «Синагога — это маленький храм, но он может быть построен двадцать, тридцать или сорок лет назад. Стене Плача же более двух тысяч лет и по святости ей нет равных». У девочек тоже есть праздник совершеннолетия, который называется бат-мицва, но отмечается он отнюдь не так торжественно.

Главное в обряде посвящения — приглашение мальчика к чтению Торы. Элийяху, раввин: «Ответственность за все плохие поступки, которые ребенок совершает до тринадцати лет, лежит на отце. После же достижения тринадцати лет эта ответственность уже ложится на его собственные плечи. Поэтому отец и радуется больше других. Когда отрывок зачитан, он произносит: «Благословен Тот, кто снял с меня ответственность за него (то есть за сына)». Готовит мальчика к бар-мицве, как правило, раввин. Это главная фигура в еврейской общине — ее лидер и наставник. Рав Лау: «Раввин дает галахические советы. Что это значит? Это, по сути, ответы на житейские вопросы. Человек, приходящий за советом к раввину, хочет знать, как ему поступать в той или иной ситуации. В зависимости от его ситуации раввин при помощи Торы либо помогает ему советом, либо указывает пути решения проблемы, либо решает за него: поступать так и никак иначе».

Чтобы стать раввином, нужно закончить специальное учебное заведение. Одно из них — раввинская академия. Нетив Арье, которая находится в Иерусалиме, буквально в нескольких метрах от Стены плача. Средний возраст учащихся Нетив Арье 26-28 лет. Изучают они прежде всего Тору и комментарии к ней — Мишну и Гемарру, составляющие Талмуд. Обязательные предметы — арамейский язык, на котором написаны некоторые священные тексты, еврейская и всемирная история, право. Эли Цадок, раввин: «Обучающиеся здесь студенты — это, как правило, молодые люди, закончившие религиозные школы и прошедшие службу в вооруженных силах Израиля. В принципе человек, решивший стать раввином, не обязан служить в армии, но наша школа относится к системе йешивот эсдер. А это значит, что для обучения в ней отслужить в армии — обязательно». Курс длится в среднем пять-шесть лет, но иногда значительно дольше. Все зависит от способностей и трудолюбия. Если студент чувствует, что достаточно подготовлен, к примеру, по Галахе, он идет к раввину и тот экзаменует его. Чем авторитетнее раввин, тем выше ценится диплом, который получает студент. Диплом дает право преподавать в религиозных школах и занимать место раввина в общинах Израиля и за его пределами. Но право это надо еще реализовать. Никто не может навязать общине раввина — она сама решает достоин тот или иной человек быть ее лидером, или нет.
Открытка 1907 года — синагога в Харбине