Категория выражающая проблему существования в общем виде. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является

1. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития? Относятся к…

а) философской антропологии; в) онтологии;

б) гносеологии; г) социальной философии.

2. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория

а) сущность; в) бытие;

б) сущее; г) экзистенция.

3. Понятие «бытие» введено в философию:

а) Демокритом; в) Аристотелем;

б) Парменидом; г) Пифагором.

4. Форма бытия, не имеющая собственной сущности и существующая лишь как взаимодействие других форм, называется…

а) сознанием; в) субстанцией;

б) виртуальностью; г) материей.

5. Математические теоремы и законы формальной логики имеют _____ бытие.

а) объективно-идеальное; в) субъективно-идеальное;

б) материальное; г) виртуальное.

6. Отождествление бытия как «всеохватывающей реальности» - и субстанции – как основы мироздания – наблюдается в философии…

а) Нового Времени; в) Античности;

б) Средневековья; г) Возрождения.

7. Тезис «Бытие есть, и есть только бытие; небытия нет, и помыслить его невозможно», высказан…

а) Протагором; в) Пифагором;

б) Парменидом; г) Гегелем.

8. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В. И. Ленину, называется…

а) миром; в) природой;

б) Вселенной; г) материей.

9. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…

а) биосистемам; в) социальным системам;

б) системам неживой природы; г) виртуальным системам.

10. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит __________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.

а) синергетике; в) апологетике;

б) эклектике; г) диалектике.

11. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием:

а) время; в) материя;

б) пространство; г) движение.

12. Для субстанциальной концепции пространства-времени характерно:

а) пространство и время связаны между собой и с материей;

б) пространство и время есть априорные формы чувственности познающего субъекта;

в) пространство и время есть порождение духовного внечеловеческого начала;

г) пространство и время не связаны между собой и с материей.

13. Форма бытия, выражающая длительность и последовательность смены состояний материальных объектов, называется…

а) движением; в) временем;

б) пространством; г) развитием.


14. Естественнонаучное обоснование связи материи, движения, пространства и времени дано…

а) теорией относительности; в) классической физикой;

б) синергетикой; г) физикализмом.

15. Идея четырехмерного пространственно-временного континуума впервые была высказана…

а) Т. Калуцей; в) О. Клейном;

б) А. Эйнштейном; г) И. Ньютоном.

16. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется:

а) синергетикой; в) диалектикой;

б) соционикой; г) метафизикой.

17. Синергетика – это:

а) учение о развитии познания, общества и человека; в) умозрительная философия природы.

б) теория самоорганизации сложных систем; г) учение о сверхчувственных основах бытия;

18. Понятие «мера» связано с законом:

а) взаимного перехода количественных изменений в качественные;

б) превращения и сохранения энергии;

в) взаимопроникновения противоположностей;

г) отрицание отрицания.

19. Согласно диалектике, источником развития выступает…

а) стремление к установлению равновесия;

б) внешнее воздействие на объект;

в) любое изменение объекта;

г) разрешение внутренних противоречий.

20. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности;

б) имеют универсальный характер;

в) отражают саморазвитие абсолютного духа;

г) реализуются только в живой природе.

21. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

а) ощущение; в) сознание;

б) рассудок; г) интроспекция.

22. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:

а) самосознание; в) миропонимание;

б) мироотношение; г) суждение.

23. Неосознанные и неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название –

а) эмоции; в) бессознательное;

б) Эрос; г) Танатос.

24. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

а) служит регулятором адаптивного поведения; в) носит социальный характер;

б) обусловлена биологическими закономерностями; г) направлена на преобразование мира.

25. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является…

а) сознательные формы преобразующей деятельности человека;

б) конфликт между биологической природой человека и требованиями общества;

в) процесс превращения социального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности;

г) духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве.

26. Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, Юнг К. Г. называл:

а) стереотипами; в) комплексами;

б) алгоритмами; г) архетипами.

27. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание.

а) обыденного; в) эстетического;

б) мифологического; г) естественнонаучного.

28. Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является:

а) интенциональность; в) идеальность;

б) материальность; г) субъективность.

29. Креативность сознания выражается в…

а) способности создавать нечто новое; в) отсутствии смысла в действиях;

б) отсутствии способности создавать нечто новое; г) придании смысла предмету сознания.

30. Христианское понимание смысла жизни заключается в…

а) преобразовании мира; в) спасении души;

б) накоплении знаний; г) материальном обогащении.

31. Человек живет в двух мирах: природном и …

а) эстетическом; в) этническом;

б) классовом; г) социальном.

32. С точки зрения экзистенционализма человек задумывается над смыслом жизни в…

а) состоянии опьянения; в) при обращении к вере;

б) от скуки; г) в пограничной ситуации.

33. Понятие экзистенция было введено для обозначения:

а) бытия вещей и процессов; в) специфически человеческого способа бытия;

б) виртуальной реальности; г) бытия природы.

34. В философии экзистенциализма подлинный способ существования – это:

а) погруженность человека в мир вещей; в) обучение принципам «мудрой жизни»;

б) бытие перед лицом смерти; г) следование всеобщему космическому закону.

35. Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу, доказывали:

а) Платон, Гегель, марксисты; в) Камю, Сартр, Ясперс;

б) Лиотар, Деррида, Рикер; г) Тертуллиан, Августин, Аквинат.

36. Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии:

а) креационизма; в) экзистенциализма;

б) позитивизма; г) марксизма.

37. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

а) порочен; в) бездуховен;

б) некрасив; г) смертен.

38. Личность как субъект социальных отношений характеризуется…

а) активностью; в) объективностью;

б) коллективностью; г) обратимостью.

39. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период…

а) Возрождения; в) Новое время;

б) Средневековья; г) Античности.

40. В статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая__________ теория происхождения человека, сознания, языка.

а) теологическая; в) мутагенная;

б) трудовая; г) натуралистическая.

41. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой:

а) инициацию; в) практику;

б) познание; г) творчество.

42. Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется _________ познания:

а) субъектом; в) целью;

б) средством; г) объектом;

43. Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть:

а) мудрость; в) истина;

б) интеллект; г) знание.

44. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) объяснение; в) ложь;

б) заблуждение; г) истина.

45. Под заблуждением принято понимать:

а) зависимость от чужого мнения; в) ограниченность знаний;

б) сознательное искажение информации; г) несоответствие знаний действительности.

46. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители:

а) марксизма; в) солипсизма;

б) томизма; г) экзистенциализма.

47. По мнению представителей _________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

а) скептицизма; в) агностицизма;

б) гносеологического оптимизма; г) догматизма.

48. Позиция агностицизма представлена в учении:

а) Декарта Р.; в) Аристотеля;

б) Канта И.; г) Бэкона Ф.

49. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями:

1. «Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике».

2. Истина есть соответствие знания объективной реальности.

3. Истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания.

А. Когерентная

В. Прагматическая

С. Корреспонденская

50. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в…

а) объективности; в) теоретичности;

б) рациональности; г) системности.

51. Основными методами эмпирического исследования являются… (2 правильных ответа)

а) научное наблюдение; г) интерпретация;

б) описание объекта; д) формализация;

в) аксиоматический метод; е) эксперимент.

52. К основным формам теоретического знания относится…(3 правильных ответа)

а) проблема; в) закон;

б) гипотеза; г) конвенция;

д) наблюдение.

53. Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности, относятся к:

а) философии; в) лженауке;

б) паранауке; г) парадигме.

54. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название:

а) антисциентизм; в) сциентизм;

б) гуманизм; г) нигилизм.

55. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется…

а) научной революцией; в) демаркацией;

б) верификацией; г) пролиферацией.

56. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой…

а) логики; в) демаркации;

б) идеализации; г) модернизации.

57. Определяя специфику научного знания К. Поппер выдвинул принцип…

а) фальсификации; в) унификации;

б) кодификации; г) верификации.

58. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разрабатывали…

а) Кун Т. и Лакатос И.; в) Лиотар Ж. и Деррида Ж.;

б) Ленин В. И. и Плеханов Г. В.; г) Гадамер Г. и Хайдеггер М.

59. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является…

а) П. Фейерабенд; в) К. Поппер;

б) И. Лакатос; г) О. Конт.

60. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называется…

а) государством; в) обществом;

б) ноосферой; г) формацией.

61. Идея линейной направленности общественной жизни возникла в:

а) Новое время; в) Средние века;

б) Возрождение; г) Античность.

62. Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является:

а) Энгельс Ф.; в) Ясперс К.;

б) Тойнби А.; г) Гоббс Т.

63. С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…

а) будет достигнут высокий уровень технического развития;

б) будет достигнуто единение в духе;

в) будут решены социально-экономические проблемы;

г) будут решены экологические проблемы.

64. Соотнесите имя философа и понятие, характеризующее его концепцию развития общества.

1. К. Ясперс А. Мировой Разум

2. Г.Ф. В. Гегель В. Общественно-экономическая формация

3. К. Маркс С. «Осевое время»

65. _________ утверждал, что цивилизация является «смертью культуры».

а) О. Шпеглер; в) Д. Вико;

б) К. Ясперс; г) Ф. Энгельс.

66. Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями:

а) вульгарного материализма; в) естественно-научного материализма;

б) исторического материализма; г) метафизического материализма.

67. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии:

а) идеологизация; в) глобализация;

б) информатизация; г) технологизация.

68. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

а) Лондонский клуб; в) Гейдельберский клуб;

б) Римский клуб; г) Парижский клуб.

69. Сегодня перед человечеством две возможности: либо продолжать покорение окружающего мира, разделив «судьбу динозавров», либо выжить, покорив…

а) других людей; в) слабые страны и народы;

б) природу; г) себя, свою агрессивность и эгоизм.

70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название….

а) политических; в) экологических;

б) демографических; г) экономических.

71. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___________ проблемы.

а) интерсоциальные; в) природно-социальные;

б) антропо-социальные; г) надуманные.

72. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием…

а) «информационное общество»; в) «социальная динамика»;

б) «идеальный тип общества»; г) «всемирно-исторический дух».

73. В основе философской картины мира лежит решение проблемы…

а) познания; в) бытия;

б) ценностей; г) науки.

74. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале ХХ века для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется…

а) квантовой механикой; в) микроэлектроникой;

б) минимализмом; г) органической химией.

1.
2.
3.

ОНТОЛОГИЯ

Онтология – учение о бытии

Вопрос о первоначале бытия связан с осмыслением единства и многообразия мира, Существование множества предметов, явлений, процессов и состояний порождает философскую проблему: является ли все это одним бытием, исходящим из одного начала или принципа, которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же существует бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Парменид полагал, что бытие неподвижно, неизменно и умопостигаемо. Демокрит разработал идею множественного бытия как атомарного вещества.

Онтологические позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей (сознания) и бытии людей, Основным вопросом онтологии является вопрос об отношении бытия к сознанию: существует ли объективная, независимая от сознания, реальность, или бытие сводится к содержанию сознания?

Монизм признает единство действительности и один источник существования в качестве первопричины, В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на материалистов и идеалистов.

ž Дуализм - воззрение, утверждающее сосуществование двух различных, несводимых друг к другу сущностей или субстанций - духовной и материальной. (Декарт)

Плюрализм- воззрение, согласно которому действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства (Лейбниц).

Идеалистический монизмвидит единство мира в духовном, идеальном начале. Различают объективный и субъективный идеализм

Материалистический монизмвидит единство мира в системе материальных связей. мир существует вне и независимо от человеческого сознания. Различают диалектический (Маркс) и механистический материализм (17 в.).

Реализм -наиболее распространенная онтологическая позиция, признающая объективную реальность, существующую вне сознания познающего субъекта. К реализму относится объективный идеализм, утверждающий самостоятельное, независимое от человеческого сознания, существование духовной реальности (идеи. Бога, разума) (Платон, Гегель), и материализм, утверждающий первичным родом бытия материю, вещественную реальность.

Диалектический материализм- философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания, Особенностью понимания бытия в диалектическом материализмеявляется то, что отброшено понятие бытия как такового

Субъективный идеализмявляется антиподом реализма и рассматривает мир как комплекс представлений, признавая реальным лишь бытие, воспринимаемое сознанием субъекта (распространяется в философии Нового времени). Дж. Беркли.

ž Экзистенциализм (философия существования XX века) утверждает принципиальное различие между бытием человека и бытием вещей: человек - это самосознающая и свободная реальность (Хайдеггер, Ясперс. Сартр, Камю)

Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления, категории -предельно широкие понятия - с целью рассмотрения бытия, сущего как такового, отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей, Как правило, такие категории раскрываются лишь друг через друга и используются попарно.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия.

Небытие - противоположность бытия, несуществующее, непознаваемое ничто, Может рассматриваться как абсолютное - отсутствие бытия как такового, пустота; либо как относительное - небытие определенной вещи. В первом случае может отождествляться с понятиями «потенциальное бытие». «Единое». «Дао», «меон». «инобытие»; во втором случае - служить для определения границ конкретного бытия.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория «бытие».

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется системой .

Отрицанием в диалектике является переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния.

«интенциональность».

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игровое познание.

Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление» или этнонаука.

Согласно теории П. Фейерабенда , рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей.

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель.

Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).

Эстетика – философское учение о прекрасном.

Критическая функция философии выражается в стремлении«все подвергать сомнению».

Наука и философия относятся к истине как к высшей ценности. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе.

Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта , сознания и бытия.

Характерной философией русской идеалистической философии является антропоцентризм.

Понятием, противоположным по смыслу понятью «истина» является «заблуждение».

Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям.

Секуляризация – форма эмансипации (освобождения) от религиозного влияния всех сфер общественной жизнедеятельности.

В современной научно литературе под техникой в широком смысле слова понимаются любые средства и способы деятельности , созданные человеком для достижения каких-либо целей.

Согласно иррационализму , слияние индивидуального Я и мира возможно каксострадание.

Одним из проявлений внутренней свободы человека в философии принято считатьсмирение.

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется «интенциональность ».

Семья – это первичная социальная группа , поскольку объединяет близких родственников, и социальный институт, поскольку определяет правила и нормы поведения человека.



Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.

Гносеология исследует общие принципы, формы и методы познания.

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология .

Аксиология – это учение о ценностях, их формировании и иерархии.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего

существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю . Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею .

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма – принципа, согласно которому материальная и духовная субстанции равноправны и независимы друг от друга.

Индетерминизм – это учение, отрицающее обусловленность, взаимосвязь и причинность.

Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма

Отношения бытия и небытия является проблемой онтологии .

Слово есть знак понятия, форма его выражения.



Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется понятием .

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется эпистемологией

Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений, которое всегда теоретически нагружено.

Начальным шагом научного исследования является формулирование проблемы .

Кун Т . считал, что стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы.

Смена парадигм в науке, согласно концепции Т. Куна, является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму.

Проблема смысла жизни возникает в результате осознания человеком собственной смертности.

В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы .

Современная культура выходит за рамки локальных, то есть местных, национальных культур и приобретает глобальный, унифицированный характер.

Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью .

Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма.

Понятие «постиндустриальное общество » характеризует определенную стадию развития в теории, предложенной сторонниками стадиальной теории (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл).

В конце XIX века зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследования.

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

Сенсуалисты считают, что все знание производится на основе ощущений , поэтому чувственное познание является достоверным.

Отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем – отличительная черта агностицизма . К. Поппер является автором концепции роста знания.

Возникновение инженерной деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства.

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Основной политической системы общества является …Государство

Основным способом существования сознания является…Знание

Основными функциями социального знания являются методологическая и …аксиологическая

Основой мира является сознание, считают…идеалисты

Основоположником немецкой классической философии является...И.Кант

Основоположником учения об атомном строении материи является…Демокрит

Основоположником феноменологии является …Э. Гуссерль

Отрицанием в диалектике является... переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

Ощущения, восприятия и представления - это формы НЕ рационального познания

Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит...Гегелю

Первый европейский университет был открыт в …Болонье

Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …самосознанием

Переход от одного качества к другому называется...Скачком

По К.Марксу, человек – это...ансамбль общественных отношений

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

Положение о том, что земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной, доказал …Коперник

Положение, что каждый человек может быть для другого только целью, но не средством, - обосновал... Кант

Положил начало неклассической философии.- …Шопенгауэр

Понимание свободы как « осознанной необходимости» принадлежит ... Гегелю

Понимание хода истории, как борьбы Земного Града и Божьего Града, характерно для…Аврелия Августина

Понятие... противоположно по смыслу понятию «истина»: Ложь

Понятие « культура» означает прежде всего …систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…Н.Я. Данилевский

Понятие «общественное сознание» означает... совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «общественное сознание» означает совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …экзистенциализм

Понятие «традиционное общество» означает: докапиталистическое, доиндустриальное общество

Понятия «культура» и «общество» соотносится следующим образом...Между ними есть содержательная связь, но они не тождественны

Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…Познание

Поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим называется историческим прогрессом

Прагматики – это те, кто считает, что... НЕ истинно лишь то, что полезно и выгодно, что приносит успех

Практика – это НЕ предвидение хода событий

Предметом философии является...Всеобщее в системе «мир-человек»

Представителем стадиальной теории развития общества является…А. Тоффлер

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…Фрэнсис Бэкон

Представителями волюнтаризма являются…Шоппенгауэр, Ницше

Представление, согласно которому природные условия, климат, рельеф местности полностью определяют развитие общества…географический детерминизм

Представления древних мыслителей об изменчивости мира характеризуются как...Стихийная диалектика

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение…Пространство и время представляют единый континуум

стихийная диалектика

Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категориям... ценностей. Эстетических

Признак, присущий истине – это...Конкретность

Признак, которым характеризуется процесс развития – это... НЕ аморфность

Принцип детерминизма утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений.

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …индивидуализм

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии... Гегеля

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…постпозитивизма

Проблемы экономической жизни являются центральными в философии…К.Маркса

Проблему существования в её наиболее общем, предельном виде выражает философская категория...

Прогностическая функция философии заключается в …предвидении будущего

Просветители были сторонниками Культа…Разума

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется…антропогенезом

Процесс постижения смысла чего-либо есть…Понимание

Процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью*

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется...Социализация

Приоритет целей отдельных личностей над общественными утверждает инидивидуализм*

Раздел философии, изучающий природу и сущность человека, называется...философская антропология

Расчленение предметов на составляющие их элементы…Анализ

Расположение явлений по степени сложности. Критерий сложности - принадлежность к соответствующей форме движения материи:

НЕ 1-дефр2-замерз-науч4-рождене

Рационализм Р.Декарта заключен в его утверждении...”Я мыслю – следовательно я существую”

Религия – это… Вера в образование Высшего Разума

Религия видит смысл жизни…за пределами самой жизни

Решающую роль в формировании человека сыграл труд, считал...Энгельс

Римский клуб - это объединение глобальных проблем современности

С позиции... сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность. Идеализма

С точки зрения материализма, законы диалектики имеют...универсальный характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…ценностей, которые человек реализует в поступках

С точки зрения экзистенциализма, человек задумывается над смыслом жизни …в пограничных ситуациях

Самосознание – это…. направленность сознания человека на оценку своих знаний, интересов, чувств, мотивов поведения

Свобода- это трагическое бремя человека, считают представители…Экзистенциализма

Система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности, называется...общество

Система норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в обществе-...Мораль

Систему примеров, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют...методом исследования

Систематизатором схоластики и создателем томизма является Фома Аквинский*

Слова «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежат…К.Марксу

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …служении Богу

Современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его дальнейшее существование, называются…глобальные проблемы

Согласно А.Шопенгауэру, все существующее представляет собой…Волю

Согласно Локку, к первичным качествам вещей относятся... НЕ протяженность и форма

Согласно концепции научных революций Т.Куна, смена парадигм в науке является….революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней, парадигму

Согласно теории отражения, первой и самой элементарной формой биологического отражения является инстинктивное поведение

Создателем классического психоанализа является …З. Фрейд

Солипсизм - это... форма субъективного идеализма

Соответствие между основными разделами философии и их содержанием: А ксиология-учение о ценностях, А нтропология – учение о человеке, Э тика – учение о морали, Г носеология – учение о познании, О нтология – у чение о бытии, Эс тетика – учение о прекрасном

Соответствие между основными сферами общественной жизни и определениями их сущности :(Политическая - осуществление государством власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий .Социальная сфера - жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений с позиций социальной справедливости, прав и свобод .Экономическая сфера - воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей, удовлетворение материальных потребностей людей .Духовная сфера - производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить их духовный мир)

Соответствие между понятиями и их значениями: В олюнтаризм-воля - высший принцип социального бытия и способа социального действия, С вобода - способност ь самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели, Н еобходимость - один из признаков закономерной связи явлений, процессов и предметов, Ф атализм - человеческая жизнь - неотвратимая реализация изначального предопределения

Соответствие между понятиями и их определениями:А льтруизм - утверждает сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. Э вдемонизм - учение о сущности, путях достижения и критериях счастья. А скетизм - предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений. П ерфекционизм - учение о постоянном стремлении к самосовершенствованию. Г едонизм - смысл человеческой жизни видит в получении наслаждений. П рагматизм - смысл жизни усматривает в достижении успеха, выгоде и пользе.

Соотношение между понятиями «движение» и «развитие» состоит в том, что... развитие является частью дижения

Носит предельно теоретический характер

Специфика философского знания заключается в том, что оно...Носит предельно общий, теоретический характер

Спор между реалистами и номиналистами - это проблема...Универсалий

Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов – это...герменевтика

Сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами, называется свойством

Сторонники диалектического материализма понимают материю как...объективную реальность

Суждение – « сознание не только отражает объективный мир, но и творит его» характеризует... активность сознания

Суждение есть форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

Суть идеального заключается в...Отражении действительносьти в… образах

Существует множество начал бытия - полагают…плюралисты

Сущность общества, согласно натуралистической концепции, обусловлена природными и космическими закономерностями

Сущность сознания отражает суждение...сознание – это субъективный образ объективного мира, это результат активного отражения мира

Сущность человека составляет единство...Биологического и социального

Сущность языка заключается в том, что он является... знаковой системой, служащей для фиксации, хранения и передачи информации

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …искусство

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…антисциентизма

Тезис о социальной природе человека отстаивает...марксизм

Тезис: «Сознание не только отражает мир, но и творит его» - означает, что...человек, опираясь на познанные законы природы, может изменять как природный, так и социальный мир, создавать предметы, которые до человека не существовали

Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах: Бердяева

Теорию естественного права разработал…Джон Локк

Теорию общественно-экономической формации разработал...

Теория агностицизма отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности. агностицизма

Теория «двух истин» получила распространение в…эпоху позднего средневековья

Теория, объясняющая происхождение человека как биологического вида, называется...Антропогенез

Термин агностицизм означает... представление о непознаваемости мира

Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого означает… непричинение зла другому

То, что лежит в основе, является сущностью, философы называют...Субстанцией

Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью НЕ практической деятельности

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …субкультурой

Труд и язык являются социальными факторами возникновения... Сознания

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …автономии воли

Уподоблял сознание человека «чистой доске»… Локк

Учение в русской философии конца XIX – начала XX веков о неразрывном единстве человека, Земли и космоса - … Космизм

Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений называется…Детерминизмом

Учение о предопределенности и неотвратимости судьбы называется...Фатализм

Учение о причинно-следственных связях называется …детерминизмом

Учение о самоорганизации материи называется...синергетика

Ф. Энгельс выделяет... основных форм движения материи. Пять

Ф.Ницше считает: "Человек – это канат, натянутый между животным и...Сверхчеловеком

Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма, - это Аристотель

Философия возникла в период…7-6в до н.э.

Философия выступает как…Знания о мире в целом ….

Философия Платона имеет характер объективного идеализма

Философия, в отличие от религии, является... теоретическая форма осмысления бытия

Философия техники - это раздел философского знания, возникший позже всех остальных

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …Ф. Бэкон

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как самостоятельные сущности, независимые от материи и ее свойств, называется … субстанциональной

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется реляционной

Философская наука, изучающая общее принципы образного постижения мира в процессе деятельности человека, называется.. Эстетика

Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной реальности, называется…Скептицизм

Философское учение, признающее дух и материю самостоятельными, независимыми началами, называется…дуализм

Форма – это…взаимная связь элементов содержания

Форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира, называется…Искусство

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется... Понятием

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…методологической

Характер и форму прогрессивно направленных изменений раскрывает закон...Отрицания отрицания

Характерной чертой русской идеалистической философии является антропоцентризм

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …неравномерность развития отдельных стран и народов

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Характерным свойством времени является …необратимость

Хронологическая последовательность этапов антропогенеза:

· 4-кроманьонец

· 1-австралопитек

· 2-питекантроп

· 3-неандерталец

· 5-современный человек

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о…смысле человеческого существования

Цивилизация есть устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, историческими и географическими рамками, - считает А. Тойнби