Краткая биография Сильвестра (XVI век - XVI век). Значение сильвестр (священник московского благовещенского собора) в краткой биографической энциклопедии Кто такой сильвестр в истории

Затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле . Был связан с митрополитом Макарием .

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Литературная деятельность

Известны два послания к А. Б. Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Напишите отзыв о статье "Сильвестр (протопоп)"

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246-254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34-47

Ссылки

  • Сильвестр, священник Благовещенского собора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. М. Буланин, В. В. Колесов. // Публикации ИРЛИ РАН
  • Н. Пушкарёва. // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Сильвестр (протопоп)

Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
– Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.
– О, это была всего лишь надежда, дорогая моя Изидора!.. Глупая, пустая надежда, которая развеялась так же легко, как дым...
Я терпеливо ждала, что он продолжит, но Караффа молчал, снова погрузившись в какие-то свом невесёлые думы.
– Простите, Ваше святейшество, знаете ли вы, что стало с Анной? Почему она покинула монастырь? – почти не надеясь на ответ, всё же спросила я.
Караффа кивнул.
– Она идёт сюда.
– Но почему?!. – моя душа застыла, чувствуя нехорошее.
– Она идёт, чтобы спасти вас, – спокойно произнёс Караффа.
– ?!!..
– Она нужна мне здесь, Изидора. Но для того, чтобы её отпустили из Мэтэоры, нужно было её желание. Вот я и помог ей «решить».
– Зачем Анна понадобилась вам, ваше святейшество?! Вы ведь хотели, чтобы она училась там, не так ли? Зачем же было тогда вообще увозить её в Мэтэору?..
– Жизнь уходит, мадонна... Ничто не стоит на месте. Особенно Жизнь... Анна не поможет мне в том, в чём я так сильно нуждаюсь... даже если она проучится там сотню лет. Мне нужны вы, мадонна. Именно ваша помощь... И я знаю, что мне не удастся вас просто так уговорить.
Вот оно и пришло... Самое страшное. Мне не хватило времени, чтобы убить Караффу!.. И следующей в его страшном «списке» стала моя бедная дочь... Моя смелая, милая Анна... Всего на коротенькое мгновение мне вдруг приоткрылась наша страдальческая судьба... и она казалась ужасной...

Посидев молча ещё какое-то время в «моих» покоях, Караффа поднялся, и, уже собравшись уходить, совершенно спокойно произнёс:
– Я сообщу Вам, когда Ваша дочь появится здесь, мадонна. Думаю, это будет очень скоро. – И светски поклонившись, удалился.
А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Известны два послания Сильвестра к А. Б. Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21–23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246–254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34–47

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. М. Буланин, В. В. Колесов. Сильвестр, священник Благовещенского собора // Публикации ИРЛИ РАН
  • Н. Пушкарёва. Сильвестр в энциклопедии «Кругосвет»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • История России
  • Священники Русской православной церкви
  • Умершие в 1566 году
  • Жертвы опалы Ивана Грозного

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сильвестр (священник)" в других словарях:

    Священник Московского Придворного Благовещенского Собора, новгородец родом и в Новгороде долго священствовавший, в 1547 году вызван был Московским Митрополитом Макарием в Москву, как муж примерного благочестия и добродетелей, для собеседований и… …

    Сильвестр священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об… … Биографический словарь

    Священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его неизвестно, и первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя… … Большая биографическая энциклопедия

    Священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Сильвестр \(Спиридон\), священник Благовещенского собора - Сильвестр (в иноках Спиридон) (ум. до 1577) – священник Кремлевского Благовещенского собора, автор посланий, Жития княгини Ольги, автор или составитель «Домостроя», владелец келейной библиотеки. Едва ли о каком деятеле XVI в. высказывались в… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - (? ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции Домостроя и мн. посланий. Собирал рукописные … Русская история

    - (? около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Современная энциклопедия

    - (? ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Большой Энциклопедический словарь

Священник Московского Придворного Благовещенского Собора, новгородец родом и в Новгороде долго священствовавший, в 1547 году вызван был Московским Митрополитом Макарием в Москву, как муж примерного благочестия и добродетелей, для собеседований и наставлений юному Царю Ивану Васильевичу.

Князь Курбский в своей Истории пишет, что сей Священник вместе с добродетельным Боярином Алексеем Федоровичем Адашевым обратили Царя к воздержанной и благочестивой жизни, удалили от него ласкателей и развратников, составили для него Придворный Совет из мужей разумных, благочестием и страхом Божиим украшенных, в делах военных и земских искусных, без совещания коих он ничего не предпринимал.

Все сии советники назывались тогда Избранная Рада, или Дума, и от нее повсюду распространилось правосудие, воздаяние заслугам, усмирение буйных и бесчинных.

Особенно Сильвестр, как свидетельствует Царственная Книга, изданная в С.-Петербурге в 1769 г., "был у Государя в великом жаловании и Совете Духовном и в Думном, и бысть яко все мога, и вси его послушаху, и никтож смеяше ни в чем же противитися ему ради Царскаго жалованья.

Указоваше и Митрополиту и Владыкам и Архимандритам и Игуменом и Чернцем и Попом и Бояром и Диаком и Приказным людем и Воеводам и Детем Боярским и всяким людем, и с проста рещи, всякия дела и властши Святительские и Царские правяще, и никтоже смеяше ничтожь рещи, ни сотвориши не по его велению, и всеми владеяше обема властьми и Святительскими и Царскими, якож Царь и Святитель, точию имени и образа и седалища не имеяше, но Поповское имеяше; но токмо чтим добре всеми и владеяше всем с своими Советники" (См. к сему ст. о Макарии Митрополите).

Но зависть наконец успела испровергнуть всю сию чрезвычайную к нему доверенность.

Сильвестр отменно любим был братом Царским, Князем Владимиром Андреевичем, которого не терпели многие Бояре, и которого он защищал от ненависти и от клеветы, якобы в измене и умысле восхитить Престол по смерти Царской; а с этого-то случая после Казанского последнего похода и после тяжкой в 1553 году болезни Царя началась вражда между Боярами и всею Избранною Думою, бывшею им уже в тягость.

Бояре успели смутить Царя, после завоевания Казани сделавшегося уже приметно надменнее, а потому мало внимавшего уже советам и наставлениям Сильвестровым; а сей, усмотрев, что все его прежние труды об исправлении и предохранении Царя вдруг уничтожились, испросил себе увольнение в один северный Монастырь и там постригся.

Вслед за ним друг и сотрудник его, Боярин Алексей Адашев, послан воеводою в лифляндский город Феллин 1560 года. Но враги их не удовольствовались одним сим успехом.

Они, слыша, что Сильвестр и в Монастыре не лишился всеобщего уважения и славы, а друг его добродетелями своими обратил к себе всех лифляндцев, опасались, чтобы они опять когда-нибудь не возвращались ко двору и не прекратили их своевольства и развратов.

Посему, когда 7 Августа 1560 года скончалась Царица Анастасия Романовна, то вздумали, особливо шурины Царские, клеветать, что смерть ей приключилась от чаровании Сильвестровых и Адашевых; да и самого Царя уверяли, якобы они прежде и его своими внушениями очаровывали.

По несчастью, Государь сей слишком легковерен был ко всем таковым суеверным толкам, и не призвав, ниже спросив обвиняемых (о чем предлагал и Митрополит Макарий, да и сами обвиняемые требовали очных ставок), созвал Собор и Боярский Совет, и осудил Сильвестра на заточение в Соловецкий Монастырь, где он и скончался; а Боярина Адашева повелел заключить в темнице в Дерпте, где так же через два месяца кончил и он жизнь от горячки.

В Новгородской Софийской библиотеке между рукописями при Посланиях Митрополита Даниила на конце приписано очень пространное Поучительное Послание от Сильвестра, писанное около 1556 г. в Казани к Боярину, Казанскому Наместнику и Воеводе, Князю Александру Борисовичу Горбатому-Шуйскому.

В сем Послании он предлагает и самому Князю, и всем там находившимся Боярам, воинству и всему тамошнему духовенству, приличные каждому от Св. Писания наставления с увещанием, от чего наипаче в тех странах воздерживаться и о чем печься должно.

В Прибавлении к сему Посланию, также довольно пространном, утешает он Князя о понесенном им Царском гневе и лишении, предлагая ему, в научение терпению и безропотному всего перенесению, весьма трогательные Правила и примеры из Святого же Писания и Св. Отцов, доказывающие, что часто люди подвергаются несчастиям и безвинно по настоящим обстоятельствам, но за давно прошедшие и почти забытые вины, а иногда для оказания большей добродетели и великодушия.

Между сочинениями Максима Грека есть одно Послание к сему Сильвестру. {Болховитинов}

Учитель Сильвестр

Значительную роль в жизни Ивана IV суждено было сыграть священнику Сильвестру, новгородцу родом. Неизвестно, когда он переехал в Москву. Во всяком случае, произошло это ранее 1545–1546 гг. Сильвестр получил место в кремлевском Благовещенском соборе, вероятно, благодаря покровительству Макария, знавшего Сильвестра по Новгороду.

Благовещенский собор был семейным храмом царской семьи. Неудивительно, что скромному священнику удалось близко познакомиться с государем.

Благовещенский поп, «последняя нищета, грешный, неключимый, непотребный раб Сильвестришко», как скромно именовал себя священник, выделялся своим бескорыстием в толпе сребролюбивых князей церкви. Положение при дворе открыло перед ним блистательные перспективы. При его влиянии он без труда мог занять доходное епископское место или пост настоятеля монастыря. Но он никогда не умел устроить своих дел. После пожара Сильвестр имел возможность получить «протопопствие» и даже официальный пост царского духовника, но не воспользовался случаем. Начав карьеру священником Благовещенского собора, он закончил жизнь в том же чине.

Новгородец Сильвестр принадлежал к образованным кругам духовенства. Он имел большую библиотеку. Некоторые книги он получил от Ивана IV из царского книгохранилища.

Грозный немало обязан был Сильвестру своими успехами в образовании. Но после разрыва царь перестал признавать умственное превосходство бывшего наставника и наградил его нелестным прозвищем – «поп-невежа». Этот эпитет свидетельствовал скорее о раздражении царя, нежели о невежестве Сильвестра.

Известно, что Сильвестр составил или, во всяком случае, отредактировал знаменитый «Домострой». Формально он посвятил этот сборник наставлений своему сыну Анфиму. Но имеются основания предполагать, что Сильвестр имел в виду также и молодого царя.

Иван IV, только вставший на стезю семейной жизни, нуждался в советах, тем более, что он сам рос сиротой. На первых страницах «Домостроя» Сильвестр учил вере в Бога и тут же переходил к теме, «како чтити детем отца духовнаго и повиноваться им во всем». Обязанности Ивана IV по отношению к его отцу духовному были расписаны во всех подробностях.

Питомцу надлежало призывать духовника «к себе в дом часто», к нему приходите и приношение ему давати «по силе», советоваться с ним часто «о житии полезном», «како учити и любити мужу жену свою», как каяться, как покоряться перед духовником во всем, а если духовник будет о ком-нибудь «печаловатися», как его «послушаться».

Припоминая свои взаимоотношения с Сильвестром, царь писал много лет спустя, что, следуя библейской заповеди, покорился благому наставнику без всяких рассуждений. Через «Домострой» наставник действительно старался всесторонне регламентировать жизнь государя: учил, как следует посещать церкви, вершить всевозможные житейские дела. Придет время, и царь будет жаловаться на притеснения, которым Сильвестр подвергал его во время богомолий и на отдыхе. Как видно, поп был учителем строгим и требовательным. Когда ученик восстал против авторитета священника, он произнес много горьких слов.

При Сильвестре, сетовал царь, даже в малейших и незначительных делах «мне ни в чем не давали воли: как обуваться, как спать – все было по желанию наставников, я же был как младенец». Что бы ни говорил питомец много лет спустя, пора ученичества не прошла для него бесследно.

Благовещенский поп обратил на себя внимание царя в дни московского пожара. В то время как придворные старались «ласкательством» завоевать расположение молодого царя, Сильвестр же избрал роль пророка, сурового пастыря и обличителя, не боявшегося сказать правду в лицо. В дни бедствий священник явился перед Иваном, «претящее ему от Бога священными пи-саньми и срозе заклинающе его Страшным Божиим Судом». Ради спасения царя поп «кусательными словесы нападающе» на него, как бритвою «режуще» непохвальные нравы питомца.

Курбский изобразил взаимоотношения «блаженного» пастыря и закоренелого грешника Ивана в традициях житийной литературы. Но суть дела он уловил верно. «Кусательные слова» царь не забыл до последних дней жизни. В юности Грозный терпел и даже ценил резкость наставника, зато после разрыва с ним воспоминания о пережитых унижениях стали для царя источником невыносимых душевных терзаний.

Сильвестр принадлежал к числу глубоко верующих людей. У него случались галлюцинации, он слышал небесные голоса, ему являлись видения. В придворной среде немало злословили по поводу новоявленного пророка. Даже Курбский, хваливший царского наставника, смеялся над его «чудесами». По словам этого писателя, Сильвестр злоупотреблял легковерием Ивана, рассказывая ему о своих видениях, «аки бы явление от Бога». Возможно, были эти чудеса истинными или же учитель выдумывал их ради того, чтобы напустить на ученика «мечтательные страхи», унять его буйства и исправить «неистовый нрав».

Первоначально наставник ограничивался поучениями житейского толка. Лишь сближение с главным деятелем реформ Алексеем Адашевым открыло перед Сильвестром более широкое поле деятельности.

Рассказы Сильвестра производили на Ивана потрясающее впечатление. Священник зажег в его душе искру религиозного чувства. Иван увлекся религией и вскоре преуспел в своем увлечении. Он ревностно исполнял все церковные обряды. В минуты нервного напряжения он получал знаки свыше. Под стенами Казани перед последним штурмом 23-летний царь после многочасовой молитвы явственно услышал звон колоколов столичного Симонова монастыря.

Были обстоятельства, объясняющие меру влияния Сильвестра на воспитанника. Достигнув совершеннолетия, Иван IV далеко не сразу приноровился к роли самодержца. Дела управления не давались ему. Казалось, что он попал не на свое место.

Сильвестр был тем человеком, который помог Ивану осознать свою роль. В своих посланиях пастырь благословлял избранного Богом монарха, «самодержца вечна, православныя веры истиного наставника, на Божиа враги крепкого борителя, Христовы церкви столпа неколебимого». Священник внушал Ивану мысль о его исторической миссии, состоявшей в защите и утверждении истинной веры по всему свету. Покорение Казани, учил Сильвестр, есть лишь исполнение Божественной воли, «зело бо хощет сего Бог, дабы вся вселенная наполнилася православия».

Сильвестр выражал убеждение, что московский царь осенен той же благодатью, что и Константин Великий, утвердивший христианство в Византии. Самодержец всея Руси Иван «Божиею благодатию уподобися царю Костянтину, тою же царскою багряницею обложен есть, те же правоверния хоругви в руку своею благо-честно содержит».

Послание Сильвестра царю было написано, бесспорно, под впечатлением победы над Казанью. Учитель старался внушить самодержцу, что его ждут громкие победы над неверными: «…и поклонятца тебе все царие земстии и вси языци поработают тебе».

После великого московского пожара 17-летний Иван дал Сильвестру первое личное поручение. Священник должен был восстановить роспись кремлевских соборов, пострадавшую от огня. Сильвестр вызвал иконописцев из родного города и, «до ложа царя государя», велел им браться за дело. Стены Золотой палаты покрылись нравоучительными картинами, изображавшими юношу царя в образе то справедливого судьи, то храброго воина, то щедрого правителя, раздающего нищим золотники. Средствами живописи Сильвестр надеялся оказать воздействие на эмоции воспитанника и вскоре преуспел в этом.

Священник вел беседы и писал послания Ивану, посвященные разнообразным темам. Одной из них была тема «содомского греха». Царь не должен позволять своим придворным и дьякам «в такое безстудие уклонятца»: «искорениши… содомский грех и любовников отлучиши, без труда спасешися».

Сильвестр старался убедить царя в том, что ему нужно новое, благонравное и беспорочное окружение, достойное великих деяний. И пожар, и междоусобица, и заблуждения людские – все это ниспослано Богом в наказание за грехи. «И тебе, великому государю, – увещевал пастырь, – которая похвала в твоей великой области множество Божиих людей заблудша? И на ком то вся взыщет?»

Государю пора осознать свою ответственность за все непотребства, происходящие в царстве: «Вся сия законопреступления хощет Бог тобою исправити».

Мысль о божественном происхождении царской власти много значила для Ивана. Он никогда бы не простил советнику обличений, если бы не это обстоятельство. Церковь сыграла выдающуюся роль в обосновании политической теории самодержавия.

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора

Сильвестр и Адашев После смерти Василия ввиду малолетства нового государя правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались под ее властью Боярской думой. В Московском государстве в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках женщины. Это,

Из книги Царь славян. автора

21. Христос учитель и мудрец, Андроник - учитель и софист В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, , с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 18 Сильвестр и Адашев По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках

Из книги Исторические портреты автора

Нестор И Сильвестр Нестор Летописец.Из Кенигсбергской летописиВ составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Сильвестр Сильвестр, вернее, Сергей Тимофеев, перебрался в Москву по лимиту в 1975 году. Он сначала прописался в одном из орехово-борисовских общежитий и работал спортивным инструктором в управлении жилищно-коммунального хозяйства Главмосстроя. В то время Тимофеева можно

Из книги Крушение царства: Историческое повествование автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 1 Бродячий учитель из Могилева К исходу 1606 года стало очевидно, что самозванческая интрига, затеянная в Самборе, потерпела полное крушение. Во-первых, она не получила поддержки со стороны короля. Во-вторых, русское правительство имело в своих руках в виде заложников

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

21. ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ И МУДРЕЦ, АНДРОНИК – УЧИТЕЛЬ И СОФИСТ В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, , с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

Из книги Нестор и Сильвестр автора Ключевский Василий Осипович

Нестор и Сильвестр Нестор Летописец.Из Кенигсбергской летописиВ составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в

Из книги Простые люди древней Италии автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава третья. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Древняя Италия была страной грамотной. Трудно сказать, с какого времени грамотность стала достоянием широких слоев населения, но уже в половине II в. до н. э. пароль в армии передавался не устно, а письменно: солдаты, тысячи тысяч

Из книги Неизвестные страницы русско-японской войны. 1904-1905 гг. автора Шишов Алексей Васильевич

ГЛАВА ШЕСТАЯ «САМУРАЙСТВО» И ГЕРМАНИЯ КАК УЧИТЕЛЬ «БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ» Правящие милитаристские круги Страны восходящего солнца не жалели средств на создание мощного агитационно-пропагандистского аппарата для внедрения в свою армию и население шовинистических настроений.

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Сильвестр Сильвестр (ум. до 1577) - священник Благовещенского собора в Кремле, государственный деятель и писатель. Уроженец Новгорода, где руководил скрипторием, занимался подготовкой иконников, певчих и каллиграфов. В Москву попал, видимо, вместе с митрополитом Макарием

Из книги Знаменитые актеры автора Скляренко Валентина Марковна

Сильвестр Сталлоне Полное имя - Майкл Сильвестр Энцио Сталлоне. (род. 06.07.1946 г.) Популярный американский киноактер, итальянец по происхождению. Исполнитель ролей суперменов более чем в 50 фильмах преимущественно детективного и приключенческого жанра.Автор сценариев

Из книги Иван Грозный автора Нестеров Вадим

Сильвестр и Адашев: учитель и друг Недавно перебравшийся в Москву из Новгорода скромный батюшка сумел сделать то, что удавалось очень немногим: удивить юного повесу. В то время как придворные наперебой утешали властителя, испытавшего во время восстания глубочайшее

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Нестор и Сильвестр В составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 18 СИЛЬВЕСТР И АДАШЕВ По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках

Сильвестр, священник московского Благовещенского собора, имел благотворное влияние на юного царя Ивана IV (с 1547 г.) и вместе с Адашевым являлся передовым вождем «избранной рады»; с 1553 г. царь охладел к Сильвестру, в 1560 г. удалил от двора, после чего Сильвестр постригся в Кирило-Белозерский монастыре; умер около 1566 г. Известны два послания Сильвестра к князю А. Б. Шуйскому-Горбатому; ему же приписывается редакция «Домостроя» и сочинение 64-й главы этого памятника.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Сильвестр (в иноках Спиридон) (умер до 1577 г.), политический деятель, писатель. С 1540-х гг. священник Благовещенского собора Кремля. Во время восстания 1547 г. в Москве произнёс обличительную речь против молодого царя Ивана IV, что способствовало росту его влияния на царя и придворные круги. Сильвестр стал (наряду с А. Ф. Адашевым) руководителем Избранной рады, осуществлявшей правительственные функции. Сильвестр - идейный руководитель росписи царских палат и украшения храмов после пожара 1547 г. С падением Избранной рады удалился от двора, заочно осуждён (в нарушение правил) собором 1560 г. по обвинению в том, что вместе с Адашевым «счаровал» умершую царицу Анастасию. Постригся в монахи и в дальнейшем пребывал в северных монастырях. Автор посланий, в которых трактует вопросы о правах и обязанностях государя, правительства и церковных деятелей и др. Вероятный автор и составитель «Домостроя». Обучал молодых людей грамоте, пению, церковному обиходу, иконописи. Собиратель книг, организатор изготовления книг и икон.
Энциклопедия «Москва»

Сильвестр (конец XV в. - ок. 1565) - русский церковный, политический и литературный деятель XVI в., протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады. Сильвестр является автором 64-главы Домостроя (т. н. Малый Домострой). Ряд исследователей также считают его автором окончательной редакции Домостроя.

Первоначально известен как новгородский священник. Между 1543 и 1547 гг. оказался в столице, по всей вероятности, по представлению митрополита Макария, знавшего его как человека книжного и благочестивого. Был поставлен протопопом кремлевского Благовещенского собора; в нем он познакомился с царем Иваном IV Васильевичем. Став к 1549 г. одним из самых приближенных к царю людей (указание на то, что он был избран «для совета в духовных делах и спасения души» позволяло даже предполагать, что он мог быть духовником молодого правителя), вошел в Избранную раду. По позднейшим воспоминаниям царя и запискам А. Курбского, Сильвестр «детскими страшилами» толкнул царя на путь реформирования управления страной с помощью новых советников, которые и были подобраны по наставлениям и указаниям Сильвестра и близкого ему по взглядам А. Ф. Адашева. В итоге Избранная рада на рубеже 1540-1550-х гг. заслонила Боярскую думу в текущем управлении и законодательстве.

В 1551 г. принимал участие в работе Стоглавого собора. Составил программу реформ православной церкви в виде царских вопросов к Собору. Умел влиять на царя опосредовано, через близких тому людей. С 1553 г. - с болезнью царя - началась «остуда» Ивана Васильевича к Сильвестру. После выздоровления Грозного известие о том, что Сильвестр с Адашевым в дни болезни правителя не пожелали присягать малолетнему царскому сыну Дмитрию Ивановичу, но, напротив, оказали поддержку двоюродному брату царя старицкому князю Владимиру Андреевичу, стало причиной резкого охлаждения отношений между царем и Сильвестром.

Сильвестр был отстранен от государственных дел и вынужден был ограничиться обычной иерейской службой в своей церкви. Именно к этому времени относят его работу над составлением свода правил повседневного поведения горожанина - знаменитого Домостроя. В этом сочинении, характеризуя идеальную подругу жизни, именовал ее «государыней дома» и списывал ее образ, по-видимому, со своей матери (житейски мудрая, умеющая вести дом, практичная). Произведение завершается Посланием и наказанием от отца к сыну (возможно, так же реальному лицу - сыну Сильвестра Анфиму), написанным от первого лица и основанного явно на личном житейском опыте.

Следующим шагом, отдалившим Сильвестра от царя Ивана Васильевича, было желание Избранной рады развернуться дальнейшую войну с татарами в Крыму после успешного взятия русским войском Астрахани в 1556 г. Царь же намеревался идти на Запад, в Ливонию. Не сумев убедить бывших соратников в правильности переброски войска на Запад, царь принял решение распустить Избранную раду.

В 1560 г. после возникших слухов о мифической причастности Сильвестра и Адашева к смерти царицы Анастасии Романовой Захарьиной Адашев был направлен в действующую армию, а Сильвестр - окончательно удален от двора, сослан в Соловецкий, а оттуда - переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Там он постригся в монахи под именем Спиридона и умер около 1565 г. в Вологде.

Имя Сильвестра сохранилось в культурной памяти и как имя собирателя рукописных книг, содействовавшего их изготовлению, равно как и икон. По инициативе Сильвестра был составлен реестр сюжетов «стенного бытейского письма» (картин из библейской книги Бытия), украсивших Золотую палату Кремлевского дворца. Реестр отразил идеальное видение Сильвестром праведного царствования и способствовал прославлению жизни и подвигов молодого царя. В своих посланиях (А. Б. Шуйскому-Горбатому, царю и его приближенным) Сильвестр касался прав и обязанностей церковных иерархов, государственных деятелей и самого русского правителя. Выступая сторонником самодержавной власти, он требовал активного участия боярской аристократии в управлении. По ряду вопросов был близок нестяжателям.

Литература:

  1. Голохвастов Д. П. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. М., 1879;
  2. Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958;
  3. Сергий, еп. Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель. М., 1891;

Наталья Пушкарева.

Энциклопедия «Кругосвет»

Сильвестр - священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление Сильвестра в Москве князь Курбский: увлечённый библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 года «с поднятым, угрожающим перстом» и с пламенной обличительной речью. В этой речи Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие-то «чудеса и якобы явления от Бога», причем Курбский замечает об этих чудесах: «не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие». К подобному «благокознению» Сильвестр прибёг, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей «мечтательными страхами». Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о «детских страшилах». Д. П. Голохвастов и архиепископ Леонид полагают, что указанными «страшилами» могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании Сильвестра к Иоанну, находящемся в так называемом Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр, наряду с Адашевым, являлся передовым вождём «избранной рады». В 1553 г. начинается «остуда» царя к Сильвестру, из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. Сильвестр окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре «подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его чужого». Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозёрский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей «Истории», что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 год, но прочных оснований для неё не указывает. Умер Сильвестр в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его «рухлядь» пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После Сильвестра в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви Сильвестра к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому: одно - разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое - утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию «Домостроя». В этом замечательном памятнике литературы XVI в., несомненно, Сильвестру принадлежит 64-я глава «Послание и наказание от отца к сыну», называемая «Малым Домостроем» и отличающаяся преимущественно практическим характером. Сильвестр старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьёва, указавшего, что все христианские добродетели понимаются Сильвестром с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав «Домостроя», то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова, «Домострой» сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны графа Михайлова, который указал в «Домострое» много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций «Домостроя»: г. Некрасов признаёт древнейшей редакцией список общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей Сильвестру) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей Сильвестру) редакцией Коншинский список, как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие Сильвестра в составлении «Домостроя» не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия ещё нельзя считать окончательно решённым; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют ещё дальнейшей разработки. Не решён также вопрос, как понимать «Домострой»: есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI в., или прямое отражение действительности? Из источников «Домостроя» многие указаны г. Некрасовым: это - Священное писание, творения отцов церкви, «Стослов» Геннадия и других. Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные «Домострою» произведения литератур западных и восточных: но в сущности такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. Тоже надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим «Домостроем» и одним византийским литературным произведением. По содержанию «Домострой» делится на три части: 1) «о строении духовном»; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал «праведного жития»; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) «о строении мирском» - ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) «о строении домовном» - множество мелочных наставлений по части домашней экономии.