Особенности воспитания и образования в раннем средневековье. Русь в IX – начале XII в.: становление государства, основные этапы и тенденции развития

Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство

Посвящается Айе, несравненной внучке

Предисловие

Я прибыл в Принстонскую богословскую семинарию в августе 1978 года недавно женившимся новоиспеченным выпускником колледжа. У меня был залистанный Новый Завет на греческом языке, жажда знаний - вот, пожалуй, и все. Страстное желание учиться я приобрел с возрастом: тем, кто знал меня пятью-шестью годами раньше, и в голову прийти не могло, что я подамся в науку. Но в какой-то момент во время учебы я заметил, что одержим академическим зудом. Вероятно, я заразился им еще в Институте Муди (Moody Institute) в Чикаго - фундаменталистском библейском колледже, занятия в котором я начал посещать в юности, в семнадцать лет. В то время мои научные изыскания подогревала не столько интеллектуальная пытливость, сколько набожное стремление к определенности.

Учеба в Институте Муди оставила у меня глубокие впечатления. Я выбрал это заведение потому, что в старших классах школы «возродился в вере» и решил быть «настоящим» христианином, а значит, приобрести опыт углубленного изучения Библии. Во время первого же учебного семестра со мной что-то произошло: моя потребность в знаниях о Библии стала страстной вплоть до неистовства. В Институте Муди я не просто посещал все библейские и богословские курсы, какие только мог, но и по собственной инициативе заучивал наизусть целые книги Библии. Я посвящал ее изучению каждую свободную минуту. Я читал книги и штудировал записи, сделанные на лекциях. Чуть ли не каждую неделю я просиживал ночи напролет, готовясь к занятиям.

Три года подобной учебы способны перевернуть всю жизнь. И само собой, стать закалкой для ума. После окончания Института Муди я отправился в колледж Уитон, чтобы получить диплом по английской литературе, но продолжал уделять внимание Библии, посещал всевозможные курсы по ее толкованию и раз в неделю рассказывал об этой книге моей детской группе при церкви. И учил греческий, чтобы изучать Новый Завет в подлиннике.

Как убежденный христианин, верующий в Библию, я считал, что вся она, до последнего слова, ниспослана Богом - богодухновенна. Возможно, этим и объяснялся пыл, с которым я изучал ее. Ведь передо мной были слова Бога, речи Творца вселенной, Господа всех, обращенные к нам, простым смертным. Несомненно, иметь полное представление об этих словах - самое важное в жизни. По крайней мере, это было важно для меня. Понимание литературы в более широком смысле слова помогло мне разобраться в данном произведении (для того я и специализировался на английской литературе), умение читать по-гречески позволило узнать, какие именно слова выбрал Автор текста.

В первый же год учебы в Институте Муди я решил стать преподавателем и профессором библеистики. Затем, уже в Уитоне, я вдруг понял, что неплохо знаю греческий. Поэтому мой следующий шаг был предрешен: я поступлю в докторантуру, займусь изучением Нового Завета, а конкретно - некоторыми аспектами греческого текста и языка. Мой любимый преподаватель греческого в Уитоне Джералд Хоторн познакомил меня с трудами Брюса Мецгера, наиболее авторитетного в стране специалиста по греческим библейским манускриптам, который, как выяснилось, преподавал в Принстонской богословской семинарии. И я подал документы в Принстон, не зная о нем ничего - абсолютно ничего, - кроме того, что там преподает Брюс Мецгер и что, если я хочу стать экспертом по греческим манускриптам, мне прямая дорога в Принстон.

Пожалуй, я знал о Принстонской семинарии еще одно : это не евангелическое учреждение. И чем больше сведений доходило до меня за месяцы, предшествующие переезду в Нью-Джерси, тем сильнее я нервничал. От друзей я услышал, что Принстон считается «либеральной» семинарией, в которой не придают особого значения буквальному смыслу и «словесной, полной богодухновенности» Библии. Значит, самым суровым испытанием для меня должна была стать не учеба, способности к которой я сумел продемонстрировать, получая степень магистра и завоевывая право поступить в докторантуру. Мне предстояло сохранить веру в Библию как богодухновенное и непогрешимое Слово Божье.

И я прибыл в Принстонскую богословскую семинарию - молодой, бедный, но увлеченный и вознамерившийся противостоять либералам с их выхолощенными представлениями о Библии. Как подобало доброму евангелическому христианину, я был готов отражать любые нападки на мою библейскую веру. Я мог объяснить любое явное противоречие и разрешить возможное расхождение в Слове Божьем, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Я знал, что мне предстоит еще многому учиться, но не собирался учиться тому, что в столь важном для меня священном тексте есть хоть какие-нибудь ошибки.

Не всем планам суждено сбываться. То, чему я научился в Принстоне, побудило меня изменить отношение к Библии. Я не сдался без боя - поначалу я усердно отбивался и спорил. О перемене отношения я молился (много и усердно), боролся с ней (напряженно), сопротивлялся ей изо всех сил. И в то же время я думал: если я хочу быть по-настоящему преданным Богу, я должен быть всецело предан истине. Спустя довольно долгое время мне стало ясно, что мои прежние представления о Библии как непогрешимом божественном откровении в корне неверны. Мне предстояло сделать выбор: или по-прежнему цепляться за взгляды, ошибочность которых я уже осознал, или следовать по пути, по которому, как я считал, меня ведет истина. В конечном итоге оказалось, что никакого выбора нет. Что истина - то истина, что нет - то нет.

Долгие годы я был знаком с людьми, которые говорили: «Если мои убеждения расходятся с фактами, тем хуже для фактов». Я никогда не принадлежал к их числу. В последующих главах я постараюсь объяснить, почему изучение Библии заставило меня пересмотреть свои взгляды.

Эти сведения необходимы не только таким ученым, как я, посвятившим всю жизнь серьезным исследованиям, но и всем, кто интересуется Библией - независимо от того, считают эти люди себя верующими или нет. С моей точки зрения, эти сведения имеют огромное значение. Неважно, верующий вы или нет, неважно, какова ваша вера - фундаменталистская, евангелическая, умеренная или либеральная, - Библия все равно остается самой важной книгой в истории нашей цивилизации. Понять, что она собой представляет и чем не является, - одна из важнейших интеллектуальных задач, какую только может поставить перед собой наше общество.

У некоторых читателей этой книги представленная в ней информация наверняка вызовет чувство неловкости. Я прошу лишь об одном: если вы оказались в подобном положении, последуйте моему примеру - постарайтесь воспринять ее непредвзято, и если придется измениться - изменитесь. Если же в этой книге ничто не шокирует и не насторожит вас, просто читайте ее с удовольствием.

Я несказанно признателен многим вдумчивым и проницательным читателям, которые усердно изучали мою рукопись и активно настаивали - надеюсь, не напрасно - на том, чтобы я изменил некоторые фрагменты. Эти читатели - Дейл Мартин из Йельского университета и Джефф Сайкер из университета Лойола Мэримаунт; моя дочь Келли Эрман Кац; мои аспиранты Джаред Андерсон и Бенджамин Уайт; один проницательный корректор и мой внимательный и бесценный редактор из НагрегОпе, Роджер Фрит.

Эту книгу я посвящаю моей двухлетней внучке Айе, совершенству во всех отношениях.

1. Исторические нападки на веру

В христианском мире Библию постоянно покупают, активно читают повсюду и благоговеют перед ней, как ни перед какой другой книгой. Вместе с тем ни одну книгу не понимают настолько же превратно, особенно в кругах читателей-мирян.

За последние два столетия ученые-библеисты добились значительного прогресса в понимании Библии - благодаря археологическим находкам, нашим успехам в изучении древнееврейского и греческого, языков оригинала Писания, а также благодаря глубокому и вдумчивому историческому, литературному и текстологическому анализу. Это обширная область науки. Только в одной Северной Америке тысячи ученых продолжают серьезные исследования в данной сфере, с результатами их исследований регулярно и планомерно знакомятся и аспиранты университетов, и будущие священники, обучающиеся в семинариях и готовящиеся к служению.

Над Тобой парили беркута,
Порой садясь
На Бога грудь,
Когда миял Ты, рея, омута,
На рыбьи наводя
Посёлки жуть.
Бог, волнами носимый,
Ячаньем встречен лебедей,
Не предопределил ли Ты Цусимы
Роду низвергших Тя людей?
(Велемир Хлебников, "Перуну")

Начнём издалека…

В 1450 году некий подданный христианнейшего короля Франции, Ж. Ле Бувье, писал в своей "Книге описания стран" о соседях своего народа: "Англичане жестоки и коварны, к тому же они скупые торговцы, швейцарцы жестоки и грубы, скандинавы вспыльчивы и злы; неаполитанцы толсты и грубы, плохие католики и великие грешники; кастильцы яростны, плохо одеты, обуты, спят на плохих постелях и плохие католики".

Набрасывая несколькими смелыми мазками портрет каждой европейской нации, раздавая, так сказать, всем сёстрам по серьгам, Ле Бувье всякое лыко вставляет в строку - от плохой постели до недостаточной, на его взгляд, католичности.

Разумеется, на таком фоне земляки автора "Книги описания стран" должны смотреться чистейшими ангелами… но нас сейчас занимает не это. Как легко заметить, обвинение в "плохом" католичестве француз выдвинул двум нациям: "неаполитанцам", то есть итальянцам, и "кастильцам" - испанцам.

Почему же, однако, именно эти народы удостоились такого эпитета? Ведь впоследствии, как мы знаем, и те, и другие остались верны Ватикану даже три века спустя после желчного "этнографа" Ле Бувье, когда большинство перечисленных Ле Бувье народов, не наделённых клеймом "плохих католиков", впало в протестантизм, или же и вовсе - как те же французы - отошло от христианства, отправляя священников на гильотины "во имя разума и прогресса".

Дело во времени, когда недипломатичный француз писал свою книгу. В 1450 году ни про какие ереси во Франции не слышали (кипевшая гуситскими войнами Чехия была слишком далеко, а Мартин Лютер ещё и не родился). "Плохой католик" в устах европейца 1450 года означает "плохой христианин"!

Любопытно, что и писатель и учёный, специалист по культуре Средних веков, Умберто Эко пишет нечто сходное. В своём романе "Имя розы", который нам уже доводилось цитировать во введении, он устами сурового англичанина-доминиканца, Вильяма Баскервильского, говорит послушнику Атсону: мол, итальянцам, для того, чтоб испытывать благоговение, нужен какой-нибудь идол, и чаще всего этот идол принимает имя одного из святых.

Англичанин выражает опасение, что итальянцы, мол, таким образом вот-вот дойдут "до вторичного язычества".

Вильям Баскервильский попал в точку. Вот что, например, произошло на юге Италии в конце 1893 года (!!). Долгая засуха обрушилась на эти края. Погибали хлебные поля и сады, людям грозил голод.

После того как бессильными оказались пышные крестные ходы, ночи напролёт с чётками в руках и молитвой на устах перед статуями святых, развешивание по ветвям садов пальмовых ветвей, освящённых в Вербное воскресенье, и даже разбрасывание по полям выметенного из церквей в то же воскресенье сора , отчаявшиеся крестьяне перешли к крайним мерам.

Разъярённые итальянцы пришли в церковь уже далеко не с благочестивыми намерениями. Прошли времена, когда жители Никозии с песнями носили по городу распятия, стегая друг друга прутьями, - теперь прутьями лупили статуи святых, не пожелавших отозваться на молитвы.

В Палермо прихожане выволокли изваяние Иосифа из церкви на солнцепёк, чтоб он сам попробовал того, что по его милости пришлось выносить людям, и поклялись оставить названного отца-спасителя там, покуда не пойдёт дождь.

Это, впрочем, ещё было мягкое обращение - со статуй святых сдирали великолепные одеяния, поворачивали лицом к стенам, будто негодных детей, им грозили, над ними издевались, их оскорбляли, их окунали в лужи, их изгоняли за пределы приходов.

В городе Кальтанисетта у архангела Михаила оторвали золотые крылья, но, правда, заменили их картонными - видимо, сочтя, что слишком жестоко будет превращать крылатое существо в бескрылого калеку; с него содрали пурпуровую мантию и обрядили в тряпьё и обноски.

Хуже же всего пришлось святому Анжело, покровителю Ликата - толпа недавних почитателей ободрала своего нерадивого заступника донага, заковала в цепи и грозила повесить или утопить. "Дождь или верёвка?!" - выкрикивали рассвирепевшие итальянцы, размахивая перед деревянным лицом святого веревочной петлёй.

Вот это и есть "плохие католики", или, если угодно, "вторичное язычество". Да, итальянцы действительно боролись с засухой как язычники, да, они действительно относились к статуям святых, будто к идолам. Вот только земляки их строгих судей - и реального Ле Бувье, и вымышленного англичанина - к этому времени перестали, в подавляющем и абсолютном большинстве своём, быть не то что католиками, но хотя бы просто верующими в Бога людьми.

Вспомним, читатель, то, о чём мы говорили в предисловии. "Начиная с XVI века в процессах над ведьмами, проповедях, катехизисах настойчиво подчёркивается различие между Богом и Сатаной, святыми и демонами, с тем чтобы укоренить его в менталитете сельских жителей", - пишет Делюмо.

Начиная с XV века, резко изменившая отношение к ведьмам и колдовству церковь начинает преследовать их и сжигать на кострах. Всё это - грани одного процесса. Покончив, в основном, с сознательным язычеством (в конце XIV века приняла христианство Литва, последняя языческая страна Европы), церковь обратилась на борьбу с остатками язычества среди своих прихожан.

Кто ж виноват, что некоторые из церковников, такие, как монах-августинец из Германии, Мартин Лютер, пошли в этом деле дальше остальных и обратились на те пережитки язычества, которые вросли в самую, если так можно выразиться, плоть церкви?

Протестанты объявили войну тому наследию прежней Веры, которое церковь сознательно ли, дабы облегчить язычникам переход к христианству, бессознательно ли, в душах новых, не вполне последовательных прихожан, взяла себе, - культу святых, наследнику многобожия, почитанию икон и мощей, наследнику идолопоклонства, пышным ритуалам, наследникам магии, звону колоколов и ярким ризам прелатов, самому аппарату священничества, наследнику жречества, наконец, самому символу креста (впрочем, до этого дошли не все).

Всё это открыто и, в общем-то, справедливо обличалось как наследие богомерзкого, поганого язычества.

XVI и XVII века прошли под знаком этой борьбы - борьбы между язычеством и христианством, перекинувшейся внутрь христианского общества. Пересказывать ее в подробности здесь, пожалуй, не стоит.

Всё слишком напоминает прежнюю борьбу с язычеством - теперь толпы фанатиков громили не капища, а церкви, теперь волокли за лошадьми и швыряли в костры не волхвов и жриц, а священников и монахинь, ломы разбивали не статуи Бригитты или Фрейи, а улыбающиеся лица мадонн и кудрявые гипсовые головки младенцев на их руках.

Точно так же превращались в пустыни целые области, брат шёл на брата и сын на отца - в общем, церковь полной чашею пила то, что по её милости пришлось отведать поклонникам старых Богов.

"Ибо какою мерой вы мерите, такою и вам отмерено будет"…

В конце концов, все страны, всерьёз отнесшиеся к борьбе с язычеством, все "хорошие католики" Ле Бувье отпали от Рима. Более-менее удержались позиции церкви во Франции, но и там ей пришлось нелегко.

А в остальных странах человек очищенным от языческих идолов и символов взором мог смотреть в лицо богу Авраама, Исаака и Иакова, богу Писания. И вскоре стал заявлять, что не желает иметь с этим богом ничего общего.

Лишённый облачённых в католические ризы Богов и божков своих предков, европеец не желал иметь дело ни с деспотом-садистом Ветхого Завета, ни со страдальцем Нового. В центрах протестантизма - Швейцарии, Британии, Германии - расцветает материалистическая философия.

Европа, познакомившись с богом христиан поближе, словно заявила - чем такой бог, лучше уж никакого! Христианское усердие и последовательность католиков расчистили дорогу протестантизму, а тот - безбожию.

Нечто схожее произошло и на нашей с вами родине, читатель. С XVII века христианская церковь, окончательно повергнув главного своего супостата, славянское язычество, принялась за борьбу с его пережитками.

Первыми ласточками стали отказ от освящения огня, потом - глобальное приравнивание отечественного православия к византийскому "шаблону", Никоновский раскол. Кстати, для его противников, старообрядцев, по мнению учёных, "характерна заметная реставрация язычества в мировоззрении и в культовых действах".

Но настоящая война пережиткам язычества в православии, особенно - тому народному, деревенскому "православию", о котором мы говорили во введении, была объявлена в следующем, XVIII столетии.

Ещё бы, в конце этого века бывали священники (!), не знавшие, кто такой Христос (!!), и полагавшие, что Бога зовут… Никола (!!!).

Впрочем, за переворотами да реформами у государства Российского - а после Петра церковь окончательно превратилась в одну из его контор, так сказать, "министерство духовного окормления" - долго не доходили руки до этой задачи.

Так что всерьёз за "евангелизацию русской деревни" - напомню, что ещё в начале XX века в городах жило едва ли 15% жителей страны - церковь и государство взялись лишь в XIX веке.

Заодно и исследования этнографов открыли образованной публике глаза на то, во что же по-настоящему верит тот русский мужик, из которого славянофилы поторопились намалевать икону христианских добродетелей.

Итоги были неутешительными. О ярких проявлениях фактического язычества русской деревни я много говорил в предисловии, не стану повторяться. Но и христианство у русского мужика было… нехристианским, если так можно выразиться.

В церквях не проповедовали - там служили службы. Ни секунды не интересуясь догматами, крестьянин сосредоточил веру в ритуале. Это было, фактически, православное идолопоклонство - обрядоверие, как называли его церковные публицисты.

Из-под палки научившийся кланяться иконам, креститься и целовать руку священнику, русский мужик за века после крещения не продвинулся в понимании христианства. Это не моё мнение, это не "атеистическая пропаганда" советских воинствующих безбожников, это не сочинения марксистов или Народников - это оценка дореволюционных церковных православных публицистов.

"Русский народ ничего не понимает в своей религии… он смешивает бога со святителем Николаем и последнему готов даже отдать преимущество… Доктрины христианства ему совершенно неизвестны" (Миссионерское обозрение, 1902, т. II, с. 34).

"Наш простолюдин объят непроглядною тьмою религиозного невежества, он порою ничего не понимает ни в исповедуемой вере, ни в совершающемся перед ним богослужении" (Церковный голос, 1906, № 46, с. 1256).

"Едва ли можно найти исповедников другой религии, которые бы так плохо понимали свою веру, как именно сыны православной церкви. Незнание нашим народом догматики христианства - факт, который едва ли кем будет оспариваться" (Церковно-общественный вестник, 1913, № 25, с. 2).

Товарищ обер-прокурора Святейшего синода писал в те годы, что православие в России держится лишь усилиями его казённого ведомства. Не проповедями, не тягой русского народа к христианству, а усилиями чиновников.

Если мы уйдём, писал он, просвещённое общество уйдёт в католики, а крестьяне подадутся в раскол. Ну, если под расколом понимать то самое деревенское "христианство", то всё правильно - хотя о просвещённом обществе он, право же, слишком хорошо думал!

Как и на Западе, борьба с языческими пережитками была и борьбой с обрядоверием - за проповедь против службы, за догму против ритуала.

Напрасно тонкий и глубокий мыслитель Василий Розанов (известный, кстати, и симпатиями к язычеству, в частности, именно ему принадлежит знаменитая фраза: "Попробуйте распять Солнце - и вы увидите, который Бог!") предостерегал современников, что насаждение в деревенских церквях проповедей приведёт лишь к потере интереса крестьян к религии.

Напрасно сам обер-прокурор Святейшего синода, "око царёво" и пугало "прогрессивной интеллигенции", Константин Победоносцев предостерегал против разрушения обрядоверия. Внутренняя логика христианства оказалась сильнее. Разве Христос творил обряды? Он проповедовал!

Эхо наступления на языческие пережитки отражается в трудах русских этнографов. Владимир Даль ещё просто пишет о засилье остатков язычества в русской деревне.

С.В. Максимов рапортует об успехах - водяному больше не топят лошадей, всё меньше людей верит в волкодлаков-оборотней, прислушивается к пророчествам кликуш, с почтением внимает колдуну и знахарю, всё меньше людей приходят к почитаемым деревьям, камням, родникам.

И с каждым годом все эти дремучие суеверия отступают от городов, от железных дорог, от новых, грамотных и просвещённых священников, в глухомань, в дебри…

Н.И. Гальковский в своём труде "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" говорит уже о фактической победе. Конечно, где-то ещё тлеют искорки… но это уже действительно искорки, не пережитки - остатки пережитков.

И всё бы хорошо… но вот только книга эта датирована 1916 годом. Кому-нибудь из читателей надо напомнить, что стряслось ровно через год с православной Русью?

Что начали выкидывать добрые православные мужички, которым просвещённые священники объяснили, что земля - не тело Богородицы, а мёртвая тварь, что родовые образа в красном углу - не волшебные заступники и помощники, а всего лишь "книга для неграмотных", что в церкви им отныне надо внимать проповедям, а не соучаствовать в службе?

Одни из них спокойно наблюдали за разрушением церквей, расстрелом священников, изнасилованием монахинь, а кое-кто и помогал, не одни только "жиды-комиссары" с латышами и китайцами… да что там, не одни только красные зверствовали над православными святынями.

А чего? Почему не кинуть в огонь икону - это же всего лишь "книга для неграмотных"? Почему не выстрелить в священника - ведь это не один из "знающих", а всего лишь чиновник в рясе? Почему не устроить в церкви, где слушал проповеди, клуб, где будешь слушать лекции?

В подмосковных деревнях ещё в начале XX века ретивые священники собирали у поселян и жгли кумирчики "куриных богов". Следующее поколение будет собирать и жечь иконы.

Ещё более занимательный и показательный эпизод произошёл в том же начале XX века в одном из сел Крестецкого уезда Новгородской губернии. Там в земском суде судился поп с мужиками по совершенно курьёзному поводу.

Прибыв в село, "свеженький", недавно из семинарии поп, что называется, не знал горя, пока прихожане не позвали его с кадилом к жальнику. Жальник, если кто не знает, это такая этнографическая специфика Русского Севера - сельское кладбище (опять!), усаженное деревьями и обложенное по периметру валунами.

В дни поминовения - на девятый день, на сороковой, на годины, на Родительскую субботу, на Радуницу - туда приносят и повязывают на стволы и ветви деревьев подарки покойникам - яркие ленты, платки, иногда целые рубахи или платья.

Короче говоря, вид, сам по себе не слишком радующий христианский взор. А здесь… у края жальника - напоминаю, читатель, Европейская Россия, двадцатый век! - стоят каменные истуканы.

Кади, батюшка, проси Хозяев о дожде и урожае.

Хотел бы я, читатель, видеть выражение лица священника в этот момент. Впрочем, это желание, конечно, останется в ряду невыполнимых, и нам остаётся лишь попытаться вообразить его по мере сил и возможностей. Уверен - зрелище было запоминающееся.

На возмущённый отказ участвовать в "идолопоклонстве" прихожане невозмутимо ответили пастырю:

Ничего не знаем. Прошлые батюшки кадили, и ты кади, а то кормить не станем - обязанностев не исполняешь. Зерно-то им жертвовать у нас выборный есть, а кадить прямое ваше, поповское, дело…

Ещё одно моё неисполнимое желание - поглядеть на одного из этих "прошлых батюшек" во время исполнения обязанностей. Что, любопытно, он пел, обдавая ладаном из кадила каменные лики? Впрочем… почитайте-ка, читатель, "Очерки бурсы" Помяловского.

Прошедший такую школу человек ради верного куска хлеба для себя и семьи мог согласиться и на освящение чего-нибудь посерьёзнее - погребальных костров или жертвоприношений тем же истуканам скота.

В конце-то концов приносили же в жертву Илье-Громовнику быков, и что-то я не помню, чтоб многие батюшки протестовали!

Закончилось всё вполне предсказуемо. Из волости приехала полиция, мужичков перепороли, истуканы побросали в реку - вот их, наверно, найти всё же можно - всерьёз поднять архивы, карты, выяснить, в каком именно селе батюшек понуждали кадить каменным кумирам, протралить дно ближних речушек.

Чем Боги не шутят - может, и увидим лица последних языческих кумиров Руси.

А произошла вся эта история незадолго до Первой мировой войны.

В общем-то, в XX веке с русским православием произошло примерно то же, что в XVI-XVII веках приключилось с католицизмом во Франции, Германии, Британии, скандинавских странах. Борясь с "пережитками язычества", оно подрыло собственные основы, подпилило "сук" русской религиозности, на котором и сидело.

После чего, вполне закономерно, полетело вверх тормашками. Искореняя "идолопоклонство" и "обрядоверие", оно - ну совсем как на Западе! - искоренило саму религиозность.

Прекратились языческие культы русской деревни - и, несмотря на все молебны в раззолоченных соборах городов, невзирая на архиерейские обеды и богословские изыски Флоренских и Соловьёвых, православие рухнуло, и рухнула империя.

И если православие кое-как это падение всё же пережило, то… то весь советский период оно в основном сохранялось у часовенок при "чудотворных источниках" у святых могил, деревьев и камней со "следом Богородицы".

Как в Европе католичество спасли от окончательной гибели "плохие католики" Испании и Италии, так и православие выжило за счёт деревенских полуязычников, "обрядоверов", "двоеверцев".

Борьба с язычеством обернулась для христианства фактическим самоубийством. Потому что это, выражаясь словами христианского писателя Клайва Льюиса, был бунт ветви против дерева.

Язычество - это древнейшая религия на Земле. Это и есть собственно религия - и всякая религия настолько жизнеспособна, насколько много в ней языческого, насколько велико в ней почтение к обрядам и "идолам" (ведь даже мусульмане продолжают кланяться во время молитвы древнему идолу Мекки - чёрному камню).

Впрочем, признаюсь, читатель, что судьба христианства мне глубоко безразлична. Небезразлична мне судьба Руси.

Христиане и материалисты могут твердить что угодно, но факт остаётся фактом - Русь была сильна, когда была языческой, она ослабела, став христианской.

Она вновь воспрянула, слив воедино христианские символы и имена с древней сутью в сплав "народного православия", где древние, родные Боги почитались под именами "Мать Сырой Богородицы" и "Русского Бога Миколы", "Ильи-Громовника" и "Ко-зьмадемьяна, божьего коваля", где священники спокойно относились к почитанию леших, домовых и водяных.

И вновь ослабла, почти рухнула, когда её правители, а вслед за ними и народ, отошли от этой веры в сторону "очищенного" шаблонного христианства Никона и Святейшего синода.

Русь всегда - ВСЕГДА! - дышала древней Верой, обрядами Родных Богов. Да не прервутся обряды. Да будут милостивы к земле моей, к роду Русскому родные Боги.

Да будет так.

И да живет в памяти потомков дело тех, кто хранил эти обряды и имена Богов века чужебесия. Тех, о ком я написал эту книгу.

БЛАГОДАРЮ:

Игоря Яковлевича Фроянова, историка и патриота, без находок которого не было бы этой книги.

Петра Михайловича Хомякова - за идею про роль Византии.

Егора Харина, пономаря Троицкого собора г. Ижевска - его помощь была весьма полезна.

Читателей - за внимание к книге.

Примечания:

Для сравнения - знаменитое сочинение черноризца Храбра известно в пяти списках. При этом лишь в двух, Московском и Чудовском, сказано, что "преже убо словене не имеху письмен… поганы суще", а в трёх - Савинском, Лаврентьевском и Хилендарском - в большинстве! - сказано "не имели книг". Разница, согласитесь, значительная. А теперь угадайте, какие списки цитируют наши историки? Совершенно верно, читатель, те два списка, где славяне изображены не знавшими не только книг, но и письменности.

Сами уж считайте, читатель, сколько между этими способами было христианских - только предварительно вспомните слова Ярослава Владимировича, обращенные к суздальским волхвам. Засуху посылает господь, дело же человека - смиряться и молиться - вот истинно христианский подход.

Тест составлен для учащихся 10 класса, изучающих школьный курс истории по программе "Россия и мир с древнейших времён до конца XX века", автор О. В. Волобуев. Может быть использовано для организации текущего и тематического контроля и дифференцированной подготовки учащихся к экзамену. Содержит два варианта и задания части С. В первом варианте - задания с выбором одного правильного ответа. Во втором варианте предоставлены задания открытого типа и повышенного уровня сложности, ориентированные на проверку умений учащихся устанавливать правильную последовательность событий и явлений, соотносить два ряда информации. В части С включены задания, требующие развёрнутого ответа и предполагающие проверку комплекса заний и умений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.

Источники материалов:

  1. История. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс/ Авт.-сост. И. А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.
  2. Контрольно измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс /Сост. К. В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.;

Тема: Русь в IX – начале XI вв.

Вариант 1. Задания уровня А

  1. Переходной ступенью в образовании государства историки считают
  1. Период «первобытного коммунизма»
  2. Период «военной демократии»
  3. Полюдье
  4. Периодические переделы
  5. земли
  1. Формирование восточнославянской государственности происходит в
  1. Среднем Поднепровье и северо-западном районе с городами Ладога и Новгород
  2. Среднем Поднепровье и на Крымском побережье
  3. Среднем Поднепровье
  1. Появление на северо-западных русских землях варяжского правителя приходится на
  1. 860 г.
  2. 862 г.
  3. 879 г.
  4. 882 г.
  1. Образование Древнерусского государства относят к
  1. 862 г.
  2. 882 г.
  3. 945 г.
  4. 965 г.
  1. Введённые княгиней Ольгой фиксированные размеры налогообложения (дани) с подвластных земель назывались
  1. Тягло
  2. Вира
  3. Уроки
  4. Ясак
  1. Годом крещения Руси считается
  1. 987 г.
  2. 988 г.
  3. 990 г.
  4. 996 г.
  1. Общим для деятельности древнерусских князей являлось
  1. Перепись населения
  2. Введение десятины
  3. Введение пятины
  4. Полюдье
  1. Последствиями, к которым привело крещение Руси были

А. попытки византийского императора подчинить себе Русь силой.

Б. усиление соперничества русских князей за право назначать митрополита

В. Развитие культуры и образования

Г. Установление власти династии Рюриковичей

Е. укрепление власти древнерусских князей.

  1. Древнейшая русская летопись называется
  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о погибели земли русской»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Задонщина»
  1. Династия, пришедшая к власти в Древнерусском государстве:
  1. Каролинги
  2. Меровинги
  3. Романовы
  4. Рюриковичи
  1. Народами, не вошедшими в состав государства Киевская Русь, были
  1. Финно-угры
  2. Поляне
  3. Вятичи
  4. Жмудь
  1. Наиболее активные дипломатические отношения Русь имела с
  1. Византией
  2. Хазарией
  3. Польшей
  4. Швецией
  1. Община на Руси называлась
  1. Ополчение
  2. Вече
  3. Вервь
  4. Полюдь
  1. Основной частью населения Древнерусского государства были
  1. Зависимые крестьяне
  2. Ремесленники и купцы
  3. Свободные земледельцы
  4. Дружинники
  1. Прочитайте фрагмент летописи и определите, о чём идёт речь: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!»
  1. Основании Киева
  2. Призвании варягов
  3. Походе на Константинополь
  4. Походе князя Олега на Киев
  1. В «Повести временных лет утверждается, что князь Олег
  1. Был убит печенегами на пути из Византии в Киев
  2. Погиб, отправившись в печенежскую степь
  3. Умер от укуса змеи

Вариант 2. Задания уровня В

1.Прочитайте текст и вставьте пропущенное выражение.

«___________» проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру. Он соединял море Варяжское с морем Русским. Конечным пунктом этого водного пути была Византия».

2.Расположите события в хронологической последовательности.

1. принятие христианства на Руси.

2. первая усобица на Руси.

3. посольство княгини Ольги в Константинополь и её крещение.

4. походы Олега на Константинополь, договоры Руси с Византией.

Ответ:___________________________

3. Установите соответствие между событиями и датами.

Ответ:___________________________

4. Прочтите отрывок и укажите о ком идёт речь в приведённом отрывке.

« … Горько плакала она: «Увы мне, великий князь! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих! Лучше мне прежде тебя умереть! … Сын мой ещё дитя, кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?» … А как кончилось оплакивание, собралась она с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за кровь мужа своего, как покарать убийц…»

Ответ:___________________________

5. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово.

«Христианство усердно боролось с остатками ______________, прочно державшимися в русском обществе в течении многих веков. Таким образом, создавался своеобразный синкректизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против _____________ . со следами философии___________ мы встречаемся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси».

Ответ:___________________________

6. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью.

1. Святослав.

А. Создание нескольких линий обороны на южнорусских рубежах.

2. Ольга.

Б. Разгром Хазарского каганата и его союзника – Волжской Булгарии. Заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.

3.Владимир.

В. Создание организованной системы обложения населения налогами.

4. Игорь.

Г. Мирный договор с Византией, союз с ней против Хазарии, признание новых территорий Руси.

Ответ:___________________________

7. Установите соответствие между термином и его определением.

Ответ:___________________________

Задания уровня С

  1. В исторической литературе существует «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства. Охарактеризуйте её суть. Назовите слабые и сильные стороны этой теории. Назовите сторонников и противников этой теории.
  1. Сравните итоги деятельности первых русских князей и князя Владимира Святого.

Ответы:

Задания уровня А

Задания уровня В

  1. «Путь из варяг в греки».
  2. 4321
  3. ВБГА
  4. Ольга
  5. Язычество
  6. БВАГ
  7. БВГА

Задания уровня С

  1. Суть теории : славяне не способны самостоятельно создать государство, государство на Руси привнесено извне. Это говорит об их исторической отсталости и обречённости. Сторонниками этой теории являются Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, которые приводят летописные и иные источники, свидетельствующие о призвании варяга Рюрика и присутствии варяжских дружин на землях восточных славян. Антинорманисты (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, И. Е. Забелин, Б. В. Греков) утверждают, что развитие государственности на Руси началось задолго до призвания варягов. Древнерусское государство возникло в результате развития целого ряда социально-экономических и политических предпосылок.
  1. Общее: объединение восточнославянских земель в единое государство; укрепление системы управления; утверждение княжеской власти на подвластных территориях через систему взимания дани. Различное: при первых русских князьях организовывались систематические военные походы против Византии и подписывались с ней договоры, проведена реформа налогообложения (уроки и погосты). При Владимире Святославовиче появилось новое направление внешней политики – западное, произошло крещение Руси, создана оборонительная система на южных рубежах.

Средние века - значительный исторический период в истории человеческой цивилизации, следующий за Античностью и предшествующий Новому времени, который охватывает промежуток, с 476г. - падения Западной Римской империи по XVIIв. Этот период является очень важным для человечества, поскольку именно в этот период произошло утверждение христианства, в Европе возникли и утвердились новые государства, созданы новые шедевры культуры и искусства и естественно были разработаны новые системы обучения и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным. Средние века подразделяют на три периода: Раннее - V-X в.в., развитое - XI-XIV в.в., и позднее - XIV-XVII в.в.

Период Раннего средневековье характеризуется смесью античной, языческой (варварской) и христианской культур, что отразилось на характере воспитания и обучения. Несмотря на то, что с первыми двумя усердно боролось христианство, они всё равно существовали - Назарьева В.А. Шпаргалка по педагогике/В.А. Назарьева. - М., 1983г. - с. 265.

Семейное воспитание было единственным для девочек, которых матеря, учили ведению домашнего хозяйства и устройству быта. Дочери феодалов могли получать образование и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму, рукоделию, домоводству и ткачеству или дома под началом монаха-учителя. Обучение грамотности отсутствовало, хотя девушки из знатных семей, обычно получали более широкое воспитание, обучаясь латинскому и греческому языкам, стихосложению, поэзии, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах - там же.

Мальчики же, в более старшем возрасте, могли продолжить обучение вне семьи. Александр Джуринский выделял две формы семейного обучения: ученичество и рыцарское воспитание. Первая форма была распространена среди ремесленников. Она заключалась в том, что мальчика отдавали на воспитание ремесленнику, который помимо него обучал ещё одного - двух учеников, и тот обучал мальчика своему ремеслу. Платой за обучение служила работа ученика в хозяйстве. Обучение продолжалось 7-8 лет, после чего ученик становился подмастерьем и мог уже получать за свою работу плату. Впоследствии, достаточно обучившись ремеслу, подмастерье мог уже открыть своё дело. При такой форме обучении, грамоте ученика либо обучал сам ремесленник, либо разрешал ученику посещать специальное учебное заведение.

Рыцарское же воспитание было распространено среди детей светских феодалов, куда их отдавали после завершения обучения в обычной школе, где овладевали грамотой и счётом. С семи лет мальчики приобретали знания и, умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности. В основе рыцарского воспитания лежала программа "семи рыцарских добродетелей", включающая - плавание, фехтование, езду верхом, владение копьём, шахматы, охоту, игру на музыкальном инструменте и чтение стихов собственного сочинения. Пажи и оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение сочинять стихи, воздерживаться от гнева, скромность в еде и пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы начинали заниматься и религиозным воспитанием. Учителями были люди из дворовой челяди. Больше всего внимания уделялось подготовке военного дела. В основе нравственного воспитания лежали идеи превосходства рыцарства над низшими сословиями, героизма, личной жертвенности и свободы. Завершалось рыцарское воспитание в 21 год, обрядом посвящения в рыцари, заключавшимся в благословлении освещённым мечом, а также физических испытаниях и рыцарских турнирах - Джуринский А.Н. История зарубежной педагогике/А.Н. Джуринский. - М., Издательская группа "Форум" - "ИНФРА-М", 1998г. -320с..

Также, все исследователи отмечают, что этот период характеризуется упадком античной культуры, который отразился и на образовании с воспитанием. Даже после падения Западной Римской империи в 476г. античные школы продолжали существовать и в них преподавали грамматику и риторику. Существование этих школ даже поддерживали практически все правители средневековых европейских государств. Однако, к VIIв. античные школы почти полностью исчезли, вследствие растущего количества церковных школ и разрушения античного общества, вызванного постоянным ведением войн, а также тем, что средневековые деятели полностью отрицали античную культуру, с её идеалом всесторонне развитой личности, считая её языческой, дьявольской и греховной. Однако, античное общество слишком глубоко отразилось на всех сферах жизни Западной Европы, чтобы исчезнуть бесследно. Наследством античного образования стала латынь, на которой разговаривало и писало всё население западной Европы, и ставшая обязательной для изучения во всех церковных школах, и которую не забыли, несмотря на то, как отмечал Джуринский А.Н. что даже в своё время римский папа Григорий I (540-604) говорил, что нельзя одним языком восхвалять и Юпитера и Иисуса Христа и вообще он считал что, невежество - мать истинного благочестия - Рассуждения Григория I о науках. Письмо к епископу. Около 600 г. // Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.1.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949, С.129-130.. Труды античных философов и писателей продолжали храниться в библиотеках монастырей. В спасении античных знаний даже принимали участие небольшие группы христианских педагогов-богословов. В результате античные знания не были забыты, а наоборот даже широко использовались. Например, опираясь на постулаты античного образования и воспитания, Августин Блаженный создал модель обучения клириков, Магн Кассиодор и "последний античный философ" Боэций (480-524) написали первые учебники по музыке, арифметики и логики, архиепископ Мартин де Брага написал трактат по воспитанию "Формулы благородной жизни", где предлагалось строить воспитание на ценностях стоиков: воздержанность, осторожность, справедливость, мужество, благоразумие - Джуринский А.Н. История зарубежной педагогике/А.Н. Джуринский. - М., Издательская группа "Форум" - "ИНФРА-М", 1998г. - с. 290.

Также это период, особенно промежуток V-VII в.в., характеризуется крайне критичной ситуацией с образованием. В школьном деле был сильный упадок. В церковных школах испытывался сильный ученический дефицит. Количество школ было мало и то они были только в монастырях, поскольку только там были библиотеки, сочинения античных философов, религиозная литература и др. Всё это вылилось во всеобщую безграмотность, в том числе среди знати и королей. Например, короли из династии Меровингов, не умели писать, так же как и знать.

Исправить положение пыталась католическая церковь, проведя VI вселенский собор в 681г., духовные соборы в Валенсе и Оранже в 529г. на которых принимались решения о призывах к создании новых школ. Безрезультатно. Призывы не были услышаны.

Гораздо большего успеха достиг в этом Карл Великий (742-814), который сам до конца жизни так и не научился писать - Эйнхард. Жизнь Карла Великого/пер. Петрова М.С. М. РОССПЭН. 1999. У себя при дворе он открыл учебное заведение, которое называли академией. Преподавали в ней различные, приглашённые учителя из Англии, Ирландии, Италии: Альбинн Алкуин (735-804), написавший трактат "Всеобщее увещевание", где он обосновал важность всеобщего обучения и подготовки учителей; бенедиктинец Павел Диакон и вестгот Теодульф написавшие "Каролингский минускул" - лёгкое для прочтения латинское письмо. Академия была "передвижной". Её резиденцией был город Аахен, но она всё время путешествовала вместе с королевским двором. Учились в академии в основном дети из высших сословий. Они осваивали музыку, риторику, астрономию, грамматику, геометрию, логику, арифметику, диалектику, этику, изучали труды римских писателей: Сенеки, Цицерона, Вергилия и др. Кроме того, осознавая важность образования для развития государства, Карл Великий пытался сделать образование всесословным, бесплатным и обязательным -"Общее увещание" Карла I (789 г.) об образовании школ // Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.1.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949, С. 131., а также он поощрял открытие новых церковных школ, в которых изучали: счёт, письмо, чтение, церковное пение - Капитулярий Карла I о занятиях науками (около 780-800) // Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.1.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949, С. 130-131.. Но после смерти Карла Великого почти все его идеи оказались забыты: академия перестала работать, церковные школы ослабили позиции, но не потеряли их окончательно.

Но главная специфика образования и воспитания периода раннего средневековья заключалась в господствующем положении христианства и церкви во всей общественно-культурной жизни. Именно христианская церковь определяла и формировала правила поведения в обществе, образ жизни, этические и эстетические постулаты, картину мира, которая не подвергалась никакому сомнению. Впрочем, несмотря на господство церкви, воспитание в эпоху раннего средневековья, по сути, представляло смесь религии и светской традиции. С одной стороны, в основе воспитания лежало Божественное начало, главной целью воспитания и образования считалось спасение души, а Бог считался высшим судьёй. Воспитание было обращено к каждому отдельному ребёнку, и в то же время было нацелено на выработку сословной морали. А с другой стороны, не отрицалось и важность усвоения земных знаний. Но всё- таки доминирующей сферой в воспитании и образовании была церковь.

Церковь, монополизировав образовательно-воспитательную сферу, создала новый вид школы - христианская, основным языком которой стал латинский. Церковь использовала авторитарные методы воспитания. Идеалом её образования считался усреднённый, верующий человек. Главная идея педагогики раннего средневековья была, то, что весь мир это "школа Христа" и смыслом жизни всех людей является познание Бога. Как отмечают исследователи, чтобы оправдать эксплуатацию широких слоёв населения, церковь, используя учение о прирожденной греховности человека, призывала людей к аскетичному образу жизни, умерщвляя плоть и воздерживаясь от всех земных благ. Всё это для спасения души в будущей загробной жизни, где будут все вознаграждены за перенесённые мучения. Этим церковь воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам.


Дата проведения:________
Тема урока: Русь во времена Владимира СвятославичаЦели урока:
- образовательная: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в КиевскойРуси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятие христианства при князе Владимире для социально- политического развития государства.
-развивающая: способствовать развитию коллективной работы
- воспитательная: воспитывать патриотическое воспитание
План урока:
Правление Владимира.
Крещение Руси.
Значение крещения Руси.
Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.
Важнейшие даты: 988 г. - принятие христианства на Руси.
Оборудование урока: карта «Киевская Русь. IX-XII вв.»
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Проверить контурные карты;
Проверка таблицы - см. предыдущий урок;
Проверка дополнительного задания: «Современники княгини Ольги в Византии, Германии, Польше и Чехии»
Русь Княгиня Ольга. Годы жизни?-969 гг.; годы правления: 945-964 гг.
Византия Император Константин VII Багрянородный, годы правления 913-959 гг.
Император Роман!Лакании: соправитель Константина VII Багрянородного с 920 г. 110 944 г.
Император Роман П. Годы правления: 959- 963 гг.
Император Никифор 11 Фока. Годы правления: 963-969 гг.
Германия Оттон 1: с 936 г. германский король, с 962 по 973 гг. император «Священной Римской империи».
Польша Первый исторически достоверный польский князь из династии Пястов Мехико 1. Годы правления: 960-992 гг.
Чехия Князь Болеслав 1. Годы правления: 935-972 гг.
II. Изучение нового материала
Учитель сообщает: Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - Ярополка - посадил в Киеве, второго - Олег а - в Древлянской земле, а младшего - Владимира - в Новгороде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.
Запись в тетрадях:
Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.
Учитель сообщает: в 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в отношениях Киева и племен: сыновья Владимира становятся наместниками, т. е. укрепляется система управления страной.
Предложите ученикам на основе материала учебника (§8, с. 58-59) составить таблицу:
Наместники Владимира
Ярослав - Новгород
Изяслав - Полоцк
Борис - Ростов
Глеб- Муром
Святослав - Древлянская земля
Всеволод - Владимир на Волыни
Мстислав - Тмутараканское княжество
Учитель сообщает: Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. В 985 г. вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике - западное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так называемая Червенская Русь (покажите на карте эту территорию).
Учитель сообщает: В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов.
Запись в тетрадях:
Печенеги - тюркоязычный кочевой народ. В VIII-IX вв. их кочевья располагались между низовьями Волки и Урала. В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь.
Учитель продолжает: Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра (покажите на карге).
2. Работа с учебником: На основе материала учебника (§8 С. 60-61) ученики должны записать по пунктам основные предпосылки крещения Руси:
Предпосылки крещения Руси:
а)Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;
б)Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;
в)Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;
г)Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;
д)Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.
Запись в тетрадях:
Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Учитель сообщает: К концу X в. христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя.
Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. И он избрал православное христианство.
33
Запись в тетрадях:
Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.
Работа с учебником: Чтение источника «Повесть временных лет» (§ 8, с. 64). Ответить на вопрос № 2. (Ответ: характер начального этапа крещения - принудительный, насильственный; пример: «А Перуна повелел привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нижего или раба, тот идет против меня»... людей заставлял креститься по всем городам и селам... И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым... если кто это повеление нарушит, да будет проклят...».)Учитель может дополнить ответ на этот вопрос (см. Дополнительные материалы, п. 1).
Беседа с учащимися по вопросам:
Каковы причины выбора Византийского православия? (Русь в 1Х-Хвв. была традиционно связана с Константинополем - «Царьградом» - и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточнохристианский мир и на константинопольскую кафедру; кроме того, в X в. Византия была самым большим и экономически сильным из государств Европы.)Означало ли такое насильственное, или даже добровольное крещение, то, что человек сразу станет христианином? (Нет, пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими).
Учитель может дополнить ответ на этот вопрос (см. Дополнительные материалы, п. 2).
3. Работа с учебником: на основе материала учебника (§ 8, с. 62-63) и с вашей помощью ученики должны записать важнейшие последствия крещения Руси:
а)Политические:
Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.
Династическое родство с византийскими императорами.
б)Культурные:
Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.
Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д.
Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.
Введение кириллической азбуки и начало литературы.
III. Итог урока
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.
Домашнее задание
§ 8, повторить термины и записи в тетрадях.
Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что в князь Владимир в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской империи, Франции, Польше, Чехии, Венгрии?
Дополнительный материал для преподавателя
Принятие на Руси христианства. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Иларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добры- ней и Путятой, когда «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Русское православие: вехи истории. М., 1988. - С. 14-18.
Борьба с язычеством. Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения, прочно державшегося в русском обществе в течение многих веков. Таким образом, создался тот своеобразный синкретизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против язычества. Перун стал представляться в образе пророка Ильи, громыхающего своей огненной колесницей на небе в разгар летних гроз. Скотий бот Велсс превратился во Власия, покровителя домашнего скота, и новгородская икона наивно изображает Власия среди разноцветных коров и овец. Проводы зимы и старинная языческая масленица и в последующие времена остались такими же пьяными и буйными, какими они были у восточных славян. Со следами языческой философии мы встретимся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси, а «равноапостольного» Владимира несут на погребение по старому языческому обычаю в санях. Все это только говорит о том, что язычество восточных славян вовсе не так быстро уступило дорогу торжественному христианству и долго еще сохраняло свое значение преследуемого, но любимого народными кругами мировоззрения.
Тихомиров М. Русская культура Х-ХШ вв. М„ 1968. - С. 95.


Приложенные файлы