Петр митрополит киевский. Святитель петр, митрополит киевский и всея руси, московский чудотворец

Кириллин В. М.

В XIV столетии впервые в древнерусской литературной практике было создано святительское житие. Это - агиобиография митрополита Петра, выдающегося церковного деятеля, способствовавшего возвышению Москвы среди других русских городов.

Митрополитом Петр стал в 1305 году. И несмотря на то что его кандидатура была предложена галицким великим князем Юрием Львовичем, он практически сразу же по своем посвящении в Константинополе отправился в Северо-Восточную Русь. Здесь он, будучи вовлечен в борьбу между князьями Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским за великое княжение, принял сторону Москвы. Вероятно, поэтому, а также в силу того что ставленник тверского князя Георгий не получил митрополии, Петр был обвинен тверским епископом Андреем во грехе мздоимства. По данному поводу в 1310 или 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор, на котором большая часть духовенства выступила против Петра, однако при поддержке московского князя Ивана Даниловича Калиты он был оправдан. В 1313 году Петр был с честью принят в Золотой Орде, получил там подтверждение старых льгот для духовенства, а также новую, а именно право митрополичьего суда над всем церковным народом по всем делам, не исключая и уголовных. На протяжении всего своего первосвятительства Петр последовательно выступал на стороне московских князей в их борьбе с тверскими. Более того, в 20-е годы XIV века он постепенно перебирается в Москву, а не задолго до своей смерти объявляет, что хочет быть погребенным в Москве. По его благословению в августе 1325 года князь Иван Данилович закладывает в кремле Успенский собор, подобный Владимирскому храму Успения пресвятой Богоматери. Однако Петру не суждено было совершить освящение этого собора. 21 декабря 1326 года он скончался. Очень скоро у его гроба стали совершаться чудеса исцелений, так что уже в начале 1327 года по инициативе Ивана Даниловича Московского митрополит Петр был местно прославлен в лике святых.

Несомненно, в связи с этим актом и было составлено первое жизнеописание святителя Петра. По мнению В. О. Ключевского, это произошло не позднее 1 августа 1327 года - дня освящения Успенского собора в Кремле. Житие написал ростовский епископ Прохор, ставленник митрополита. Его имя указано в заглавии к некоторым спискам сочинения: "Преставление Петра, митрополита всеа Руси; а се ему чтение, творение Прохора, епископа Ростовского". В конце же текста сказано и об участии Ивана Калиты в этом деле: "князь Иван, написав те чудеса, и посла в град Володимирь ко святому собору...". Впоследствии по случаю общерусской канонизации святителя Петра в 1339 году оно было отчасти переработано. Так что на основе труда Прохора была составлена первоначальная редакция Жития, известная по спискам начиная с XV века.

Это произведение написано в новой сравнительно литературной манере: очень просто, сжато, без каких-либо словесных хитросплетений. Вначале Прохор говорит, что Петр родился от "родителю крестьяну". При этом он отмечает, что перед рождением Петра его мать видела о нем дивный сон. Затем Прохор коротко рассказывает о детстве, юности и монастырской жизни Петра. Более подробно Прохор останавливается на митрополичьем поставлении Петра, при этом он также отмечает факты чудесного. Так, ему помогала сама святаа Богородица, да патриарх Афанасий провидел по благоуханию в церкви, что именно Петр осенен благодатью Божьею. Подробно пишет Прохор и о суде над Петром в Переяславле, причем возлагает вину за это разбирательство на тверского епископа Андрея, которому дьявол вложил в сердце послать хулу на Петра константинопольскому патриарху. Перенесение Петром митрополии из города Владимира в Москву Прохор приписывает инициативе самого Петра: обойдя много городов, он увидел, что именно этот город "чисть кротостью в смирении, зовомый Москва". Подробно в "Житии" рассказано о кончине и погребении Петра и его посмертных чудесах, в частности, о явлении некоему иноверцу, будто бы Петр во время погребальной процессии, сидя на своем одре, благословлял весь народ. "Тако бо Бог прослави землю Суждальскую таким святителем, и град зовомый Москву, и благоверного князя Иоанна, и княгиню его, и дети его…"

В художественном отношении это первоначальное жизнеописание митрополита Петра, бесспорно, уступает многим литературным произведениям XI-XII столетий. Однако с идейной точки зрения замечательно, что в нем отразился факт действительного превращения Москвы из столицы маленького княжества в общерусский национальный центр: рассказывая о первом московском святом, Житие вместе с тем повествует о московском князе Иване Калите.

Это идейное начало Жития впоследствии было весьма развито митрополитом Киприаном, который дважды обращался к его сюжету и создал два новых литературных произведения на тему жизни святителя Петра.

Митрополит Киприан жил совсем в другую эпоху, когда Москва, особенно после победы над ордынцами на Куликовом поле, уже прочно закрепила за собой роль политического и духовного центра Руси. Вероятно, тогда возникла в народе острая потребность выразить чувства благодарности святому покровителю Москвы. Надо думать также, что Киприан, приступая к переработке первоначальной редакции Жития Петра, руководствовался и личными мотивами, ибо, несомненно, усматривал в жизни своего предшественника немало параллелей собственной судьбе.

Родом из Болгарии, Киприан до своего прибытия на Русь был сначала насельником Студийского монастыря, а затем подвизался на Афоне. В декабре 1375 года патриарх Константинопольский Филофей Коккин рукоположил его в митрополита Литвы и Малой Руси, причем при здравствующем еще русском митрополите Алексии. Это вызвало недовольство Московского князя Дмитрия Ивановича, имевшего своего ставленника - архимандрита Спасского монастыря Михаила-Митяя. Летом 1378 года, после смерти Алексия, Киприан попытался занять первосвятительский престол в Москве, но князь не допустил это. Затем, в 1380 году в Константинополе, после неожиданной смерти Митяя, митрополитом всея Руси был избран мало кому известный Пимен, так что Киприану пришлось довольствоваться своим прежним титулом. Однако в Литве он дипломатически способствовал победе Димитрия Ивановича над Мамаем летом 1380 года, к тому же нашел себе поддержку в Москве со стороны авторитетнейших церковных лиц - духовных вдохновителей борьбы за объединение Руси и освобож-дение ее от Ордынской зависимости, Сергия Радонежского и Феодора Симоновского. Поэтому в мае 1381 году он был все-таки призван в Москву, но ненадолго: после нашествия Тохтамыша, во время которого Киприан проявил трусость, князь удалил его и отправил в Константинополь своего нового ставленника, Суздальского епископа Дионисия. Последний и был посвящен в предстоятеля русской Церкви. Но домой он так и не вернулся: весной 1384 года его схватили в Киеве, где находился опальный Киприан, и уморили в заточении. В Москве же в качестве митрополита оставался Пимен. Лишь после кончины Димитрия Донского, при его сыне князе Василии, в марте 1390 года, Киприан, наконец, прочно обосновался в Москве как митрополит Киевский и всея Руси. В этом качестве он и прожил свои последние шестнадцать лет.

Итак, обращение Киприана к жизни святителя Петра было неслучайным. Он осознавал себя его преемником и считал его своим покровителем. Перерабатывая Первоначаль-ную редакцию агиобиографии, Киприан значительно обогатил ее новыми фактами и придал ей совершенно новое звучание. Скорее всего, эту работу Киприан предпринял во время своего первого пребывания в Москве. В результате появился новый текст: "Месяца декабря в 21 день. Житие и жизнь и малое исповедание от чюдес иже во святых отца нашего Петра архиепископа Кыевскаго и всея Руси. Списано Киприаномь смереным митрополитомь Кыевьскымь и всея Руси". Сохранилось большое количество списков этого памятника, причем самые ранние дотируются концом XIV века.

Жизнеописанию Петра он предпослал собственное вступление, в котором размышляя о праведниках, вспоминает слова Псалмопевца: "Пра-ведники во веки живут и от Господа мзда их и строение их от Вышнего". Похваляемому праведнику возвеселятся люди. Правед-ных и подобает славословить. Сознавая свою немощь, Киприан, однако, приступает к трудному для него делу - рассказу об одном из таких праведников. Дополняя сведения о детских годах Петра, он сооб-щает подробности о его учебе: оказывается, сначала отрок учился без желания и успеха, что весьма печалило его родителей. Но однажды ему во сне явился некий муж в святительских одеждах. Он десною рукою коснулся языка его и благословил отрока. После этого Петр быстро преуспел в учебе.

Большое внимание Киприан уделил иноческим трудам Петра, подчеркивая при этом его добродетельность: "в монастыре он всегда убо наставника въ всем послушаа и братии без лености служа не яко человеком, но яко самому Богу. И всем образ бываше благ к добродетельному жителству смерением и кротостью, и молчанием". Поэтому рассуждением наставничьим он был рукоположен сначала в сан дьякона, а затем в сан иерея. Рассказ об основании Петром Ратской обители Киприан предваряет замечанием: "Ни бо достояше таковому человеку не прежде даже пройти вся степени и потом на учительском седалищи посадитися".

В рассказ об иконописной деятельности Петра Киприан ввел описание этого творческого процесса: "Обычай бо е во многых съи: яко егда любимаго лице помянет, абие от любве к слезам обращается. Сице и съи божественный святитель творяше, от сих шаровных образов к пръвообразным ум възвождаше". Неисключено, что Киприан лично видел, знал и высоко ценил подлинные работы Петра и среди них, возможно, образ Богородицы, подаренный митрополиту Мак-симу. Во всяком случае, он подробно рассказывает о том, как икона была создана, как игумен Петр подарил ее митрополиту Мак-симу при встрече с ним, и как обрадовался святитель этому подароку.

В отличие от Первоначальной редакции Жития Киприан подробно рассказывает о поставлении игумена Петра в митрополита. При этом он подчеркивает, что во времена подвижника земля Волынская была славной и богатой. О добродетельности Петра знал не только Волынский князь, но и вся страна. Кип-риан сообщает также о желании волынского князя создать само-стоятельную галицко-волынскую митрополию и о его беседах об этом с Петром: "И се убо творяще на многы дни, овогда сам князь собою глагола Петрови, овогда же боляр и съветник своих посылая к нему". В тайне от подвижника он написал в Константинополь о своем желании видеть Ратского игумена на святительском престоле.

6 сентября (24 августа ст. ст.) Церковь празднует перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Петр - первый из митрополитов Киевских и всея Руси, который имел в качестве постоянного местопребывания Москву; именно его авторству принадлежит первая Московская чудотворная икона Богородицы, именуемая Петровская. Святителю Петру, митрополиту Московскому, молятся о даровании здравия и мира.

Житие святителя Петра, митрополита Московского

Будущий митрополит Киевский и всея Руси Петр родился на Волыни во второй половине XIII века. Родители его, Феодор и Евпраксия, имели благочестивое житие. «Ещё до рождения Петра в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына». Житие повествует, что Петр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, ему сложно было общаться со сверстниками, но благодаря чудесному явлению некоего святого мужа «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». Будучи совсем юным, в 12 лет Петр отправился в монастырь. К этому времени он успешно изучил книжные науки и мог с легкостью и с особой ревностью исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий митрополит изучению Священного Писания. Еще не достигнув совершеннолетия, он обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь паломникам. За добродетельную, аскетическую, подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан священноинока. После многолетних подвигов в обители священноинок Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, получивший название Новодворский. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Петр был избран игуменом, он кротко наставлял духовных чад, «никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию». О добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Часто в обитель приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления игумена-подвижника. Известно, что в Спасо-Преображенской обители он написал первую московскую чудотворную икону Богородицы.

Как-то раз обитель посетил митрополит Максим, «обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания». Принимая благословение владыки, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым митрополит Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом земли Русской. В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился в городе Владимире на Клязьме. Таким поворотом событий был недоволен князь Галицкий, Юрий Львович. Он захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра. В 1305 году преставился митрополит Максим, и поэтому Петр становится митрополитом не Галицким, а всея Руси. В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника, игумена Геронтия, с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. «Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Богородица и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые игуменом Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, митрополита Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и перебрался в 1309 году. «В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на него обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над митрополитом Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой». Много трудностей испытал митрополит Петр в первые годы управления Русской митрополией. Поскольку Русь была под татаро-монгольским игом, не было твердого порядка, и митрополиту Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно сильны были труды и заботы владыки Петра об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. «Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к примирению и единству».

В 1313 году ханом стал Узбек, первый из ханов, принявший ислам. Митрополит Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. «Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита». В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328–1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело наиважнейшее значение для всей Русской земли. По благословению митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 году в Москве на площади заложил первую каменную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. «Если ты, - сказал митрополит Петр великому князю, - успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плещи врагов наших». Митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после его кончины, 4 августа в 1327 году. 21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл ко Господу. Тело его было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, изготовленном им самим. Память святителю Петру совершается 6 сентября (перенесение его честных мощей), 3 января (день преставления) и 2 июня (собор Московских святителей Петра, Алексия и Ионы).

Библиотека Русской веры

Почитание святителя Петра, митрополита Московского

Почитание Петра, митрополита Киевского и всея Руси, со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при митрополите Киевском и всея Руси Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимого покровителя Москвы, святителя Петра призывали во свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра. Известно, что при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители. 17 августа (н. ст.) 1472 года произошло проявление мощей святителя Петра. Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 6 сентября (н. ст.) 1479 года. Честные мощи московского святителя были торжественно перенесены в собор митрополитом Московским и всея Руси Геронтием (1473–1489 г. г.) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440–1505 гг.) и его сыном Иоанном (1458–1490 гг.). Предположительно, автором первого жития святителя Петра, написанного сразу же после его смерти, был ростовский епископ Прохор. В 1381 году новую редакцию жития создал митрополит Киприан, а Пахомием Сербом в конце XV века было составлено Похвальное слово на обретение мощей.

В г. Ржеве, в старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы, хранится частица мощей святителя Петра.

Чудеса святителя Петра, митрополита Московского

В 1351 году в Москве в церкви Пречистой Богородицы Божией милостью и молитвами чудотворца Петра исцелилась некая жена, в болезни бывшая великой и без ног и без рук лежавшая два года. Когда принесли ее ко гробу митрополита Петра, она исцелилась. В 1372 году исцелился отрок, который не мог двигать руками и был немым. В 1395 году молитвами святителя Петра получила исцеление некая женщина. Врачи не понимали, что это за болезнь ее мучает. И после того, как она помолилась у раки митрополита Петра, она тотчас исцелилась. В 1408 году получил исцеление некий человек, сокрушенный великой болезнью. В 1470 году у гроба святителя Петра получила исцеление слепая отроковица. По молитвам святителя она прозрела. Впоследствии при раке с мощами продолжали совершаться чудеса. По сообщениям летописцев, велась запись сведений о чудесных событиях, совершаемых по молитвам, обращенным к святителю Петру.

Наследие святителя Петра, митрополита Московского

Сохранились три послания святителя Петра, московского чудотворца. Первое к священникам, которое есть наставление пастырям Церкви Христовой, дабы они достойно проходили служение и усердно заботились о своих духовных чадах. Что интересно, это послание заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: во избежание соблазнов, осуждений им предлагалось поселяться в монастырях, а дети их должны были поступать на воспитание и обучение в монастырские школы.

Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками. Прежде всего заботиться об украшении себя христианскими добродетелями, чтобы служить благим примером для своих духовных чад. В третьем послании московский святитель опять же наставляет священников, чтобы помнили они о своих пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять Христовы заповеди. Сохранилось шесть посланий, приписываемых святителю Петру.

Тропарь, кондак и канон святителю Петру, митрополиту Московскому

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестный праздник, пренесения честных мощей твоих святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и верную страну Российскую и люди. О них же не оскудевай моляся Христу Богу, иже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг не наветованным, и спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко врача преизрядна, и источника чудесем обильна, днесь сошедшеся любовию духовная ти чада, в пренесение честных мощей твоих, архиерею Петре молим тя. Моли Христа Бога даровати честным ти пренесением, верной стране нашей на враги победительная, да твоими к Богу молитвами, находящих зол избавльшеся, радостною душею, и веселием сердца, благодарная ти воспоем глаголющее, радуйся Отче Петре, архиереом, и всея Русския Земли удобрение.

Библиотека Русской веры

Святитель Петр, митрополит Московский. Иконы

Святитель Петр, митрополит Московский на иконах изображается как в пояс, так и во весь рост. Наиболее известная икона святителя датируется XV веком. Фигура святителя Петра поясная, крупная, обращена вправо. В руках закрытая книга. Лицо с окладистой бородой и длинным с горбинкой носом написано светлой прозрачной охрой с мягким высветлением по оливковому санкирю. Вохрение рук плохо сохранилось. На голове белый куколь с изображенными золотом серафимами и орнаментом в виде пересекающихся клетками линий. Фелонь зеленая с золотыми крестами в розовых в два тона кругах. Фон и поля золотые.


Святитель Петр, митрополит Московский. Икона из деисусного чина. Первая половина XV в. Москва, ГТГ

Другая икона происходит из старообрядческого Черемшанского монастыря близ Хвалынска. Первоначально она была ростовой и входила в состав деисусного ряда иконостаса неизвестного, очевидно, псковского храма. В позднее время образ оказался у старообрядцев и принял свой нынешний облик. Нижняя часть иконы, которая к тому времени, по-видимому, сильно пострадала, была опилена, так что изображение стало поясным, а доска немного надставлена сверху и снизу.

Святитель Петр, митрополит Московский. Псков (?). Вторая половина XVI в. Икона происходит из Успенского собора Черемшанского монастыря. Москва, музей им. Андрея Рублева Святитель Петр, митрополит Московский. Икона происходит из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Святитель Петр, митрополит Московский. Минея Декабрь (фрагмент). Икона, начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Святитель Петр, митрополит Московский. Деталь Малого саккоса митрополита Фотия. Оружейная палата, XIV–XV вв. Святитель Петр, митрополит Московский. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва, 1574 год. Из Успенского собора Московского Кремля

Самая ранняя из известных нам житийных икон святителя Петра датируется XV веком. Время поступления иконы в Успенский собор Московского Кремля остается неизвестным. Сохранность иконы хорошая. Имеются незначительные смытости верхнего красочного слоя. Все надписи поновлены. Фоны клейм и поля золотые.

Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Москва, Иконы Успенского собора, Дионисий и его мастерская. 1480-е годы
Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Вологда. 3-я четверть XVI в. Происходит из церкви архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей
Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Происходит из усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре. Савин Истома. Начало XVII в. Москва, ГТГ
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (в том числе святитель Петр, митрополит Московский). Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва, конец XVI - начало XVII в. Москва, ГТГ

В русской иконописи большое распространение получили как единоличные изображения святителя, так и в составе Собора московских митрополитов.

Святители Леонтий Ростовский, Петр и Алексий, митрополиты. Двусторонняя икона-таблетка, оборот - святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Святители Петр, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот - Вход Господень в Иерусалим. Новгород, конец XV - начало XVI вв. Москва, ГТГ
Святители Петр, митрополит Московский и Леонтий, епископ Ростовский и преподобный Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот - Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Монастыри и храмы во имя святителя Петра, митрополита Московского

В Москве на углу улицы Петровки и Петровского бульвара расположен Высоко-Петровский монастырь. Первые упоминания об обители встречаются в Рогожском летописце XV века, в котором указано, что в 1379 году архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн сопровождал архимандрита Митяя в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. Существует две основных версии основания монастыря. Согласно первой, монастырь основал Петр, митрополит Московский, построивший на высоком лесистом берегу реки Неглинной у Кремля деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Это произошло либо в 1315-1317 годах. И только в начале XVI века храм был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же древнего посвящения монастыря святым апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Другая, более известная, версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Ивану Калите в 1326 году, незадолго до кончины святителя Петра, было видение. Охотясь около того места, где находится сейчас Высоко-Петровский монастырь, князь увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, как считают сторонники этой версии, Иван Калита и построил на его месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь.


Первоначально монастырь был деревянным, а в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Новым был построен первый каменный храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, и деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разобранный позже. В начале XVII века территорию монастыря обнесли каменной стеной. В 1671 году площадь монастыря была увеличена вдвое за счет усадьбы Нарышкиных, а с 1690 по 1694 годы были построены Боголюбский храм, на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы; Сергиевская церковь с трапезной и соединенные с ней галереей-папертью Братский корпус с Нарышкинскими палатами; надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней и настоятельские палаты, соединенные с ней переходом; а также служебный корпус. Территория храма включала также две деревянные богадельни, расположенные на углу Петровки и Петровского бульвара. Планировка монастыря в 80-90-х годах XVII века включала северный (парадный) двор и южный (хозяйственный) двор. В центре северного двора располагался собор святителя Петра, на северной стороне от него симметрично расположен Боголюбский храм, а с юга - Сергиевская церковь. В 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом была выстроена церковь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. В 1753-1755 годах в юго-западном углу южного двора построили церковь во имя преподобного Пахомия Великого, позже переосвященную в церковь Петра и Павла. В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть Сергиевской церкви с галерей Братского корпуса. В 1890 году к Братскому корпусу пристроен Келейный корпус. В 1952 году начата реставрация ансамбля монастыря. Сейчас монастырь является действующим.


Собор Петра митрополита

Во имя святителя Петра, митрополита Московского, освящен храм в г. Переславль-Залесский Ярославской области. В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 1654 годом. Церковь реставрировалась в 1880-х годах под руководством В. В. Суслова. Наружные стены к 1885 году были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет.


Храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском

В 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии. В 1991 году церковь возвращена Русской православной церкви. В настоящее время реставрация церкви остановлена. Иногда в церкви проходят богослужения.

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. О трок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит» .

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. « Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут» . Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.


У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: « А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени Предстоятели Русской Православной Церкви местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси ».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: « Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя. Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества святых, есть те, кого россияне почитают особенно. К таким относят Петра Московского. Считается, что он есть покровителем столицы России и всей территории страны. Немало интересных фактов связанно и с годами жизни святого, а также после нее.

Житие святителя Петра митрополита Московского основано на тех сведениях, которые дошли до нас из всяких рукописных источников. Рождение его относят к 1260 году в семье боярина Феодора и Евпраксии на Волыни. Перед самым рождением его матери было видение о принадлежности его к Господу. Ее сон заключался в том, что на руках был барашек, который между рогами имел дерево с цветами и листьями. Между ними горели свечи и исходило благоухание.

Когда мальчику было 7 лет, его отправили обучаться грамоте. Но это было очень сложно для него. С рождения он был не разборчив в речи и косноязычен. Отец и мать постоянно просили Господа помочь в решении проблемы и их просьбы были услышаны. После дарования дара познания он значительно превзошел в изучении Писания всех своих сверстников.

С 12 лет он начал активно проявлять заинтересованность к жизни инока, поэтому вступает в монастырь на Волыни. Своим наставником и предводителем он считает Иоанна Лествичника, священным текстам и рекомендациям которого он следует. Он всегда прибывал на службу первым и покидал ее последним. Никогда не стоял во время нее прислоняясь к стене. Своим таким ревностным отношением к религии изначально удостоился диаконского сана, а после и пресвитерского.

Одним из его талантов считалось иконописание. Некоторые православные образы его руки сохранились и доныне. Через некоторое время Петр попросил благословения и удалился в пустынное место недалеко от притока Буга, где позже основал храм на честь Преображения Господнего. Чуть позже тут же он основывает Новодворскую обитель. После кончины тогдашнего митрополита Петру даровали сан не лишь Галицкого, а всей Руси.

В начале 14 века к нему было направлено прошение от Иоанна Калиты. Он советовал перенести митрополичью кафедру в Москву из Владимира. Скончался он в 20-х годах при проведении вечерней службы. Многие чудеса происходили и после того, как он отошел в мир иной.

О чем молятся митрополиту Московскому

Немало сведений есть, что при прошении перед иконой святителя Петра митрополита Московского могут свершиться даже самые смелые просьбы. Те, кто высказал свои прошения, отмечали особенную помощь в решении проблем со здоровьем. Но кроме этого можно просить его и о:

  • избавлении от неурядиц и недугов;
  • решении житейских проблемных ситуаций;
  • нахождение выхода в сложных ситуациях и выборе, и пр.

Обращение молитв перед его святым ликом способно снять не только физический дискомфорт от недуга, но и улучшить во многом душевное состояние и обрести равновесие.

Святые мощи

Во время переноса мощей святителя Петра митрополита Московского в храм было много знати и прочего духовенства. В тот момент один из иноверцев начал высказываться, что негоже уделять подобные почести умершему. Но не закончил он об этом думать, как смог лицезреть сидящего на одре Петра, благословляющего по две стороны народ. Данный случай он сам с клятвой засвидетельствовал. В 1339 году его причислили к лику святых.

Есть немало упоминаний о том, что большое количество державных дел не обходились без молитвы ему. При гробе его происходило наречение и избирание русских Первосвятителей.

Мощи и до сегодняшнего дня хранятся в Успенском соборе Московского Кремля. Есть еще и часть из них в Велико-Петровском мужском монастыре Москвы. Важен и тот факт, что дух святого явился жене Иоанна Грозного и запретил открывать свой гроб. После этого его запечатали и запретили кому-либо его откривать. Есть также определенные дни памяти. Они припадают на:

  • 3 января;
  • 6 сентября;
  • 18 октября;
  • 23 октября.

Храм в честь святителя

Среди самых известных построек этому святому, считается церковь Петра митрополита Московского в Санкт Петербурге. Найти ее не сложно на перекрестке улиц Роменской и Днепропетровской. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии русской православной церкви. Построен был в 1911-1912 годах на территории Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря.

Длительное время после революций обитель была зарыта, а также из нее были вывезены все ценности. Затем здания были переданы заводу, а конструкции – разобраны, здания перестроены, внутреннее убранство разрушено. И только в 1994 году его вновь вернули в комплекс подворья епархии. С тех пор там ведутся работы по реконструкции для возврата прежнего состояния. Благодаря пожерствованиям неравнодушных людей и прихожан, достижение поставленной цели постепенно достигается. Найти более подробную информацию о нем можно в Интернете на сайте прихода.

Молитвы святому митрополиту

Помните, что независимо от того, будете ли Вы обращаться с молитвой к Петру митрополиту Московскому или просто своими словами, важно, чтобы они шли от чистого сердца. Только искренние просьбы от всей души, способны творить чудеса.

«О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.»

Если Вам сложно его запомнить, то напишите на листочке и читайте ее. При соблюдении всех рекомендаций, она поможет вылечить большое количество всяческих недугов.

Тропарь

Еще одним сильным текстом считается тропарь святителю Петру митрополиту Московскому.

Тропарь, глас 4:
Яже прежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. Его ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Другой тропарь, глас 8:
Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак, глас 8:
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь богоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

Но не стоит забывать о том, что дарование Божьей благодати снизойдет на нас в том случае, если мы не будем забывать о том, что стоит не только постоянно что-то просить, но и благодарить высшие силы за то, что мы уже имеем.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Петре Московском:

В день перенесения мощей, 21 декабря в день преставления, в Соборах Московских святителей , а также Волынских , Галицких , Киевских и Московских святых

Родился на Волыни во второй половине XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам (см. также Петровская икона Божией Матери). За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха .

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским . Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович , чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим , обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским . Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего тверитяне подвергли его обвинению перед патриархом. Для суда над святителем Петром был созван в году оправдавший его Собор в Переяславле .

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского , без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В г., когда ханом сделался Узбек , первый из ханов принявший ислам , свт. Петр отправился в Орду . Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским , свт. Петр принял сторону последнего.

В году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 - 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву . Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы . "Если ты", - сказал святитель великому князю, - "успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших." Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя.

21 декабря года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский , составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в году выступал за канонизацию владыки Петра. В году, при святителе Феогносте , прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии , после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Первое перенесение его мощей было 1 июля года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора , 24 августа года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.

Тропарь Перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней / и спастися душам нашим.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.