Преподобный димитрий, игумен прилуцкий, вологодский чудотворец. Дмитрий прилуцкий, преподобный Мирская жизнь вологодского чудотворца Димитрия Прилуцкого

ДМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (1300-е – 1392)

Будущий святой подвижник и чудотворец Дмитрий (Димитрий) Прилуцкий родился в начале XIV века в Переяславле Залесском. Отец его был богат и занимался торговлей. В детстве он был обучен грамоте и стал читать книги духовного содержания. В душу Дмитрия запала религиозная нравственность, развившееся религиозное чувство побудило его к принятию монашества. Дмитрий покинул дом отца и принял пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре, в двух верстах от Переяславля.

Молодой инок через некоторое время удостоился рукоположения в иеромонахи. Дмитрий задумал создать свой монастырь со строгим общежительным уставом и переселился на болотистое место на западной окраине Переяславля, в версте от Плещеева озера. Там поставил храм во имя Святителя Николая, а при нем устроил монастырь. В период игуменства в Никольском монастыре Дмитрий смог познакомиться с преподобным Сергием Радонежским, деятельностью которого давно уже интересовался. Это случилось в 1354 году. Впоследствии Дмитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к Сергию для совместной молитвы и назидательной беседы. Наиболее насущным в этих беседах был вопрос об учреждении в северных русских монастырях иноческого общежития.

Слава о подвижнической жизни преподобного Дмитрия распространялась широко. Дошла она и до великого князя московского Дмитрия Ивановича (впоследствии названного Донским). Князь вызвал старца в Москву, проникся к нему глубоким уважением и просил его быть восприемником при крещении одного из своих детей. После этого авторитет Дмитрия еще более упрочился.

Дмитрий решил оставить родной город. Взяв с собою только любимого ученика Пахомия, он направился на север. Пройдя в вологодские края, путники достигли реки Лежи. Преподобному Дмитрию понравилось место неподалеку от впадения в нее речки Великой. Здесь старцы устроили себе хижину. Своими руками они построили небольшую церковку в честь Воскресения Христова. Однако планы Дмитрия оказались нарушены. Ему и Пахомию пришлось уйти с места, которое они едва начали обживать. Житие объясняет этот поворот событий протестом жителей соседнего села Авнеги.

Летом 1371 (по другим сведениям 1378) года Дмитрий пришел с учеником в Вологду. Вологжане приняли преподобного радушно, он решил здесь остаться и основать монастырь. На низком левом берегу реки Вологды, где стоял дом, в котором он остановился первоначально, позже была выстроена церковь Дмитрия Прилуцкого. Преподобный Дмитрий приступил к выбору места для обители.

Ему понравился участок нивы на луке реки Вологды, верстах в трех от города. Владельцами земли здесь были крестьяне ближайшего села Прилуцкого. По просьбе Дмитрия они уступили ему этот участок. Соорудив крест, преподобный Дмитрий водрузил его на месте будущей обители, а затем приступил к построению храма. Монастырь стал называться Спасо-Прилуцким, а впоследствии еще и Димитриевым, в честь основателя.

Монастырь обзавелся братией, а великий князь московский Дмитрий Иванович, сознавая его значение, прислал щедрое пожертвование на монастырские нужды. Всё время своего игуменства Дмитрий обходился самой скудной пищей, зимой и летом ходил в одной и той же одежде, доставлявшей ему физические страдания в зимние морозы и летний зной, усугублявшиеся еще и ношением на теле тяжелых железных вериг. Почувствовав близость собственной кончины, преподобный вверил игуменство своему ученику Пахомию. Дмитрий Прилуцкий скончался в ночь на 11 февраля 1392 года и был погребен в созданной им церкви.

У гроба преподобного совершился ряд чудес, которые были записаны и вошли в состав его жития. Особенно частыми были исцеления. Одно из чудес стоит особняком. Это чудо «о граде Вологде, како избави его святый от рати». Оно соотносится с одним из заключительных эпизодов феодальной войны на Руси в XV веке - нападением на Вологду галичского князя Дмитрия Шемяки во время его выступления против великого московского князя Василия Васильевича Темного около 1450 года.

Местное почитание преподобного Дмитрия началось сразу после кончины. Празднование его памяти было установлено, вероятно, с 1409 года, когда при гробе Дмитрия начали твориться чудеса. День памяти святого - 11 (24) февраля. К концу XV века почитание преподобного стало общерусским. Житие преподобного Дмитрия написал Макарий - пятый игумен Спасо-Прилуцкого монастыря. В основу его легли рассказы Пахомия, сподвижника Дмитрия и второго игумена монастыря. B XV-XV1 веках монастырь стал одним из крупнейших на Севере. В XVI веке в нем началось каменное строительство, в 1537-1542 годах вместо деревянной церкви был выстроен каменный Спасский собор, где и покоятся под спудом мощи преподобного Дмитрия.


Изложено по: Панов Л. С. Дмитрий Прилуцкий // Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города. – Вологда, 2007

Имя преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца в миру не сохранилось, как и точная дата рождения, за нее принимается начало XIV века. Известно, что он был родом из богатой купеческой семьи Покропаевых, проживавшей, по одним данным, в древнем Переславле-Залесском, по другим – деревне Веслево Переславского уезда Ярославской губернии. Известно также, что мальчик с самого детства не участвовал в детских играх, не тратил время на развлечения, какими увлекались его сверстники. Очевидно, семья купцов Покропаевых отличалась особым благочестием, что сказалось на его воспитании: едва наученный грамоте, он рано начал читать богоугодные книги, особо он любил творения Иоанна Златоуста, и всей душой возлюбил Бога, решив, что посвятит свою жизнь служению Ему.

Потому юным отроком святой Димитрий пришел в Переславский, иначе Горицкий, монастырь Святой Богородицы. Здесь он провел первые годы послушнического служения и очень скоро стал образцом смирения, целомудрия, постнической жизни, такой, что все только восхищенно изумлялись его подвижничеству.

Приняв монашеский постриг, он основал в Переславле, на берегу Плещеева озера Никольский общежительный монастырь, который начался с церкви, возведенной и освященной в честь Николая Чудотворца. Бог сподобил преподобного в 1354 году встретиться с другим духовным светочем земли Русской – преподобным Сергием Радонежским, когда тот приходил в Переславль к епископу Афанасию. Очевидно, в беседах с ним в монастыре Святой Живоначальной Троицы, знаменитой Троице-Сергиевой лавре, он поучался устроению монашеского общежития, над которым немало потрудился преподобный Сергий, потом думал, как лучше воплотить полученные духовные знания в своей обители, в монашеской жизни ее братии. Вскоре вести об игумене Димитрии и его духовных достоинствах распространились по всей Православной Руси. Молва о нем была столь похвальна, что великий князь Димитрий Донской пожелал видеть его восприемником – крестным отцом одного из его сыновей.

Господь наградил преподобного еще одним качеством – внешнего рода, которое мирской человек счел бы за достоинство, но для монаха, тем более содержавшего свой образ жизни в крайней строгости, оно стало сущим испытанием. Те, кто встречал его еще, когда он жил в миру, утверждали, что преподобный Димитрий был на редкость красив, о нем говорили, что он – прекрасен. Однако сам преподобный тяготился своей внешностью, считал ее только помехой в стяжании добродетели, а потому увеличивал труды воздержания, строгость поста и усердие молитвы, но оттого духовная красота светилась в нем еще более, увеличивая чудо красоты телесной. Чтобы красота внешняя не становилась возможным искушением, он по иноческому обычаю всегда прикрывал лик куколем, будь он в церкви или в келье. Он редко беседовал с мирскими мужчинами и избегал бесед с женщинами, кроме тех, кому особенно была необходима спасительная беседа пастыря.

Наверное, это была не главная причина, главной все-таки оставалось воздействие мудрых речей преподобного Сергия Радонежского, но она поспособствовала тому, что, взяв ученика Пахомия, преподобный Димитрий удалился на север, где в глухих вологодских лесах Авнежской округи устроил на берегу реки Великой храм в честь Воскресения Христова. Преподобный хотел основать вокруг храма обитель, но местные жители пожалели своих земель для этой богоугодной цели, и преподобный Димитрий с учеником пошли искать другого места для воплощения своего благочестивого замысла.

Они почти дошли до Вологды, где преподобный Димитрий выбрал другое место для основания монастыря: рядом с городом, в излучине реки – «прилуцкий», то есть при речной луке. Вологжане и жители окрестностей, напротив, с радостью решили отдать под обитель часть угодий. Так на Русском Севере при луке реки Вологды вокруг деревянного Спасского собора, выстроенного в 1371 году, возник первый для этих мест мужской общежительный Спасо-Прилуцкий монастырь. Сюда начали притекать будущие насельники, среди них были многие, которые перешли за преподобным из Переславля, из основанной им Переславской обители. И здесь он также, устраивая монастырское житие, руководствовался наставлениями преподобного Сергия, который для Русской Православной Церкви является одним из основоположников устава монашеского общежития, определявшего житие по строжайшему образу, где главными требованиями к монашествующим были неустанная молитва и подвижничество во всем. Прежде всех преподобный игумен Димитрий был требователен к себе: он трудился в обители на разных работах вместе с братией, без всяких послаблений, которые мог бы позволить себе как настоятель. В еде, даже в праздники, когда монахам дозволялись рыба и вино, он продолжал, как и всегда, питаться лишь просфорой, разведенной в теплой воде. Из года в год зимой и летом он носил один-единственный старый тулуп из твердой овчины, который не спасал от холода в мороз, а в летнюю жару в нем было нестерпимо жарко, однако преподобный считал, что такое терпение ничто по сравнению со страданием Христовым на кресте.

Строгость в нем чудесно сочеталась с милосердием и любовью к каждому приходящему в обитель, которая по расположению находилась на перепутье многих дорог. Здесь нищий и голодный всегда были накормлены и получали помощь от игумена, со странниками, приходившими за советом, он беседовал, скорбящих – утешал. Бывало, что выплачивал долги за должников, но если кто был должен ему, то есть обители, – прощал долги, забывая о них. Если же кто-то приносил пожертвования в обитель, то за добродетельные вклады преподобный игумен благодарил, но принимал их, только разобрав, не станут ли они в убыток ближним подателя. Когда видел, что в убыток, то велел отнести в дом обратно и прежде накормить работников дома, нищих и сирот и принести в обитель только то, что после этих дел останется, и что именно так, говорил преподобный, «будешь настоящий милостивец, и лишь это сочтет Господь Бог истинным».

Святой игумен Димитрий любил молиться в одиночестве и посвящал молитве почти все время, остававшееся от прочих дел. За все дела, за великое подвижничество, усердное стяжание Духа Святого через молитву, пост и труды для монашествующих и мирян, за все замечательные духовные достоинства и дивные свойства его человеческой души Господь удостоил преподобного Димитрия Прилуцкого дара прозорливости. Вот один только пример из Жития его, составленного в Спасо-Прилуцком монастыре (издано в Вологде, в 1996 г.): «Как-то братия занималась церковными делами, а он, стоя рядом, молвил с воздыханием сердечным: “Мы, братия, устраиваем тленные, земные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Иванович уже не заботится с нами о сей суетной жизни…” И здесь же игумен начал просить у Бога об упокоении его с праведными. Братия, которой случилось быть при этом, слышала все и не понимала, не ведала, о чем говорит святой, лишь запомнила те слова и сохранила их в сердце своем. А через несколько дней из царствующего града Москвы пришла весть, что великий князь Димитрий преставился в тот самый день, когда святой предвозвестил, что он “уже не заботится с нами о сей суетной жизни…” И в тот самый час вспомнились братии слова блаженного, молившегося обо всем этом Богу».

Проведя так долголетнюю жизнь свою, святой игумен пришел в немощь и, услышав на молитве пророчество о скорой кончине, сообщил о том братии, завещая игуменский посох верному своему Пахомию. Согласно преданию, о преставлении его в обители узнали, когда один из монахов, стоя на молитве, ощутил запах ладана, благоуханием которого окутался весь монастырь. Все пошли смотреть, откуда оно доносится, и нашли источник божественного аромата – это была келья игумена. Монахи вошли в келью и увидели, что дорогой их игумен преставился, будто уснул, в келье царит благоухание, а вокруг тела его светится облако света.

11 февраля 1406 года с плачем и молитвами святой преподобный Димитрий, первый игумен основанного им Спасо-Прилуцкого Димитриева епархиального монастыря, был погребен у южной стены деревянного Спасского храма. В дате смерти его есть расхождения в летоисчислении, год у нас указан по последним сведениям, взятым из Православной энциклопедии, статья «Димитрий Прилуцкий», где она определена исходя из даты первого посмертного чуда преподобного игумена. Почитание преподобного Димитрия Прилуцкого повсеместно распространилось в XV веке, в конце которого иконописец Дионисий создал его житийную икону.

Честные мощи святого преподобного Димитрия Прилуцкого, как и его игуменский посох, ныне хранятся в Вологде, в Спасо-Прилуцком монастыре, и от них происходило и происходит множество чудес, о чем есть документальные свидетельства. Преимущественно это были избавления от тягчайших душевных недугов, причинявших и самим страдальцам, и от них всем, кто их окружал, большие горести, в том числе от недуга пьянства. Одним больным он сам являлся в видении, других силой приводили к гробу, преклоняли перед ним, прикладывали, и исцеление происходило мгновенно.

Также неоднократно преподобный игумен являл свое покровительство Вологде, как было во время нападения московского князя Дмитрия Юрьевича Шемяки, одного из главных участников Междоусобной войны II четверти XV века, с великим войском, который неоднократно проливал кровь русских христиан на стороне их противников, руководствуясь лишь своими политическими амбициями. Его осуждали и великие князья, и московские митрополиты, он каялся, но затем продолжал свои безрассудные по отношению к Богу и православным христианам военные действия. Он воспользовался отсутствием в городе воеводы с ратью, и горожане оказались беззащитными, но обитель, находившаяся вне стен Вологды, чудесным образом оказалась нетронутой.

Ночью, стоя на молитве, иеромонах Евфимий от усталости легко задремал, и в полудреме увидел старца, осиянного светом, который говорил ему: «Помолимся, брат, Спасу нашему Иисусу Христу за город и безвинных жителей его, да помилует их Господь и поможет им». Очнувшись, Евфимий понял, что видел самого святого игумена Димитрия, и с радостью стал усердно молиться. В ту же ночь одна монахиня видела идущего от Прилуцкой обители старца, а над всей Вологдой – внезапно воссиявший свет. Со стороны погоста к нему вышли двое в белоснежных ризах, держа в руках огромные бревна. В том же сиянии были видны сильно колеблющиеся стены города, которые старец и те двое белоризцев укрепили бревнами, а как только укрепили, тут же исчезли вместе с истаявшим сиянием. Еще один свидетель, живший на посаде у Троицкого монастыря, видел во сне совсем такое же видение, но он еще слышал, как белоризцы называли старца Димитрием. На другой же день горожане, чей дух был укреплен молитвами ко Господу, забросали вооруженных захватчиков кусками глины, и войска князя Шемяки отступили. Многодневная осада не принесла им победы. Но тем дело не кончилось: войска московского князя ушли в Галич, где были наголову разбиты, – так Господь обратил Свой гнев на того, кто способствовал разорению Руси.

Еще одно общеизвестное чудо, датированное 1417 годом. В Спасо-Прилуцкий монастырь проник грабитель, пожелавший ограбить гроб преподобного. Едва злодей протянул к святыне руку, как неведомая сила отбросила его, он ударился головой и тут же умер.

И многие прочие чудеса случались по молитвам к преподобному Димитрию Прилуцкому, и сейчас он помогает всем, кто приходит к нему и ко гробу его за помощью, поддержкой, советом, когда по молитвам ему внезапно находится ответ на самый сложный вопрос, выход из самой запутанной и спорной ситуации.

Значение иконы
Самый первый, чудотворный образ святого преподобного Димитрия Прилуцкого был утрачен для нас, как не сохранилось и его описание. Однако святая житийная икона с 16 клеймами, изображающими события из жизни и чудеса святого игумена Димитрия, в честь которой был установлен летний праздник Сретения ее («сретение» – древнее «встреча», подробнее в разделе «Когда празднуется икона святого»), работы иконописца Дионисия пребывает в Вологде. Безусловно, Дионисий хорошо был знаком с житием святого, и эта икона несет в себе чудесное свойство: она лучится теми почтением и любовью, какими был полон ее древний гениальный исполнитель. О таких иконах и нашем отношении к ним святитель Филарет Московский в его «Творениях» говорил: «Иногда икона, паче другой, может получить Благословение и качество чудотворения, если ее написал и молитвенно употребил человек, исполненный благочестия и благодати».

Иконописец Марина Филиппова пишет свою икону согласно дионисиевскому списку: высокое чело мудреца, правильные черты лица. Лик обрамляют белые власы от преклонных лет, брада также белая, но, как описывают лик святого очевидцы, не совсем, с темными прядями. Икона сияет чистыми цветами, преимущественно алых и небесных тонов. Исходя из жизнеописания великого подвижника, на ризе его под плащом начертан образ Честного и Животворящего Креста в форме, которая указывает на схимнический, чрезвычайно аскетический образ жития святого. Потому и орнамент доличного относительно прост, но на кузнецовской иконе преподобного Димитрия Прилуцкого вновь отражено дивное сияние, о котором говорили все, кому чудесный старец являлся в видениях во все пять веков, прошедших от часа его преставления, сопровождавшегося дивными явлениями ладанного благоухания и Божественного света, указывавших на его прижизненную святость.

монах Русской церкви, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря

Жизнеописание

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды , в излучине реки, Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля ок. 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в ХV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Иконописный подлинник

Москва. XV.

Прп. Димитрий Прилуцкий с житием. Мастерская Дионисия. Икона. Москва. Конец XV в. (до 1503 г.). 139.5 х 111. Из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. ВГИАХМЗ. г. Вологда.

Русь. XVI.

Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Русь. Конец XVI в.

Дмитрий Прилуцкий, преподобный

Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в Переяславле Залесском, где отец его - человек богатый - вел довольно значительную торговлю.

Когда мальчик достиг школьного возраста, родители, с раннего детства укреплявшие в нем благочестивую христианскую настроенность, начали его учение; по обычаю времени, оно заключалось в усвоении церковной грамоты, а затем в чтении книг богослужебных и Священного Писания, по преимуществу Псалтири. Семя слова Божия, западая в чистую душу ребенка, начало приносить свой плод: отрок выделился среди своих сверстников умом и смирением, он удалялся от шумных детских игр, избегал услуг и почета, какими окружала его домашняя челядь. Чем дальше шло время, тем более и более прилежал он чтению Священных книг и богомыслию, возгревая в сердце любовь к Богу. Неудивительно потому, что его мало занимали торговые дела отца - не о богатствах скоропреходящих он думал и не об утехах здешней жизни: душа его стремилась к небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и самых близких по крови: иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Все более и более созревала его мысль о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Наконец, мысль перешла в решение: послушный внутреннему влечению и слову Евангелия, юный Димитрий покидает дом отца и принимает пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Его пострижение было действительным отвержением своей воли, мирских соблазнов и забот для беспрепятственного сосредоточения душевных сил на достижение одной цели - спасения во Христе. Следуя по стопам Его, юный постриженник повинуется во смирении братии и поучается день и ночь в молитве. Терпение, смиренномудрие и незлобие его были столь велики, что возбуждали невольное удивление братии.

За такую добродетельную жизнь преподобный был удостоен священства. Облеченный высоким званием совершителя Таин Божиих, он усилил подвиги, «как верный раб мног прикуп творя без лености Господу, от Которого получил он столь великий дар».

Неизвестно, сколько времени преподобный подвизался на месте своего пострижения - в Горицком монастыре. Потом он задумал создать свой монастырь со строгим общежительным уставом и исполнил свою мысль. Он переселился из Горицкой обители на болото; так называлось на западной окраине Переяславля сырое болотистое место в одной версте от Плещеева озера; на месте нового поселения преподобный Димитрий поставил храм во имя святителя Николая, а при нем устроил общежительный монастырь.

Расположенная в низменной и сырой местности, не имевшая ни сел, ни угодий, убогая обитель преподобного привлекала, однако, многих славой имени своего основателя; желая подвизаться под руководством преподобного Димитрия, к нему приходили как миряне, ищущие пострижения, так и иноки из других монастырей. Преподобный, как отец чадолюбивый, всех принимал с любовью. В сане игумена он с кротостью правил новособранным стадом словесных овец, поучая их, главным образом, примером собственной добродетельной жизни. Братия смотрели на него «как на Ангела Божия» и повиновались ему с сыновним расположением.

Особенные случаи проявления благодати Божией над преподобным еще более усиливали уважение к нему братии и мирян.

Преподобный Димитрий был одарен редкой красотой, и так как он вел «жестокое житие», измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшей людей. Поэтому во избежание соблазна и искушения, преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами - посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания. Так как обитель преподобного находилась в городе, то в воскресные и праздничные дни сюда приходило к богослужению много горожан. Среди этих обычных посетителей монастырского храма была одна знатная женщина. Она часто слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия и ей очень хотелось взглянуть на его лицо. Долгое время старания ее были безуспешны. Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, женщина решилась на следующее: раз перед обедней она подкралась к келлии преподобного и в окно взглянула на игумена. Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризной посмотрел на нее. Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келлии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся. Видя искреннее раскаяние плачущей женщины, преподобный кротко упрекнул ее: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?»

К этому подвижник присоединил наставление о том, что в храм Божий должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души целомудренной, сосредоточенной молитвой и милостыней. Благословив затем женщину, преподобный Димитрий даровал ей прощение; женщина тотчас исцелилась от внезапного недуга и пошла домой, благодаря Бога и преподобного.

Во дни игуменства в Никольском монастыре у преподобного Димитрия завязалось искреннее содружество во Христе с отцом северо-русского монашества преподобным Сергием, подвизавшемся в 60 верстах от Переяславля, в дремучих лесах радонежских. Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы.

Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия дошла до великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который и вызвал к себе в Москву старца. Преподобный Димитрий произвел сильное впечатление на великого князя, который проникся к нему глубоким уважением: почитая переяславского подвижника так же, как и преподобного Сергия, он просил его быть восприемником при крещении одного из своих детей. Затем великий князь с честью отпустил смиренного игумена бедной обители, богато одарив его.

Но мирская слава для истинного инока - тяжелое бремя и опасное препятствие на смиренном пути подвижничества; она то же для монаха, что «сеть для птицы и тенета для серны». Преподобный Димитрий хорошо сознавал это. Избегая людской славы, он решил оставить родной город и свою обитель. Взяв с собою одного только любимого ученика Пахомия, преподобный покинул Переяславль и направился на глухой лесистый север. Через дремучие леса, дебри и болота путники достигли реки Лежи. Здесь, неподалеку от впадения в нее речки Великой, верстах в 20-ти от Вологды, они устроили себе хижину: место понравилось преподобному Димитрию, как удобное, вследствие удаленности от селений, для безмолвного служения Богу. Преподобный и его ученик поспешили освятить новое поселение, построив своими руками небольшую церковку в честь Воскресения Христова.

Но когда жители соседнего села Авнеги узнали, что в лесах их на Леже поселились иноки и уже построили храм, то пришли в смущение. «Вот, - рассуждали они, - близ нас поселился великий старец, который в скором времени овладеет как нами, так и нашими селами».

Толпою с ропотом недовольства они пришли к преподобному, требуя, чтобы он оставил их область и шел в другую сторону. «Отче! - говорили они, - нам неугодно твое здесь пребывание».

Почитая их требование за указание Промысла Божия, преподобный Димитрий не стал прекословить: он покинул негостеприимные берега Лежи и летом 1371 года пришел с учеником в Вологду. Преподобный Димитрий решил здесь остаться и основать монастырь. Для обители он избрал место на повороте (луке) реки Вологды к северо-западу, верстах в трех от города на северо-восток. Земля здесь принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села Прилуцкого, Илии и его другу и соседу Исидору, по прозванию Выпряг.

По просьбе преподобного Димитрия они сдали ему участок земли, нужный для построения обители; земли эти представляли собою нивы, на которых озимый хлеб уже почти выколосился; но жертвователи, из любви и уважения к преподобному и чтобы можно было скорей приступить к постройке церкви, решили не дожидаться жатвы. Соорудив крест, преподобный Димитрий с молитвой водрузил его на месте будущей обители, а затем приступил к построению храма.

Когда весть о приходе «человека Божия» и его решении создать обитель распространилась по городу и окрестным селениям, тогда, как повествует древнее житие преподобного, «малые и великие, богатые и убогие, предваряя друг друга, спешили за благословением к святому», оказывая при этом, кто какое мог, содействие ему при построении храма и обители: кто давал деньги, кто лес, кто те или другие предметы, необходимые для храма и монастыря. Так очень скоро была построена церковь и 1 августа 1371 года освящена во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста, потому что в Вологде, довольно богатой церквами, не было храма в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Около храма были построены келлии для братии и самые необходимые службы; так возникла Спасо-Прилуцкая обитель, являвшаяся в пределах Вологодских первым монастырем со строго-общежительным уставом. Сюда к преподобному стали стекаться ищущие иноческого подвига; большинство из них было из Вологды и окрестных селений, но кроме них приходили и иноки из прежде основанного преподобным монастыря в Переяславле, после того, как до них достигла весть об основании им новой обители. Когда услыхал об этом великий князь московский Димитрий Иоаннович, то поспешил прислать чтимому старцу щедрое пожертвование на нужды монастыря.

Но, несмотря на пожертвования, новая обитель далеко не могла назваться богатой. Все ее земельное угодье составляло небольшое поле для посева хлеба, расположенное в двух верстах от монастыря. Сюда часто приходил преподобный Димитрий для наблюдения за работами, и небольшой участок земли, возделываемый одним только пахарем Григорием, давал по молитвам святого обильную жатву. Монастырь был беден и книгами. Некоторые из братии однажды напомнили об этом игумену. Но преподобный, желая направить мысль иноков к главному и существенному в монашеском подвиге, так отвечал на их жалобу: «Достаточно, братия, и тех утешительных книг, какие у нас есть, если только мы без лености, от чистого сердца, с духовной любовью и смирением хвалим по ним Бога, яко труба Божия вопиющи на всяк день и нощь».

Впрочем, преподобный поучал братию не столько словами, сколько примером своей жизни, которая была истинным воплощением монашеских обетов.

Первый в трудах на пользу братии, преподобный Димитрий был первым и в церкви на молитве. По его приказанию в храме, по левую сторону алтаря, было устроено особое место, отгороженное досками; здесь, никем не видимый и ничем не рассеиваемый, изливал преподобный душу пред Богом в усердной и горячей молитве. Пост его был столь суров, что он по целым неделям не принимал пищи; лишь в праздники, когда по уставу братии полагалось за трапезой «некое утешение», преподобный несколько ослаблял пост: он вкушал малую просфору с теплой водой, которую подавал ему келарь в небольшом глиняном сосуде. Одежду подвижника составлял один только заскорузлый тулуп из жестких овчин; преподобный носил его бессменно в течение целого года, зимою страдая от стужи, а летом от зноя. Порабощая тело духу молитвой, постом и «худостью ризной», преподобный, кроме того, носил еще на теле тяжелые железные вериги.

Спасо-Прилуцкая обитель находилась при большой дороге в Устюг, Пермь Великую и к Белому морю. Такое положение монастыря побудило подвижника развить в широкой степени странноприимство. И здесь преподобный Димитрий подавал пример братии: он был, говорит его древнее житие, «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская». Близки сердцу преподобного были и приходящие к нему с нуждами духовными: желая всех направить на путь спасения, он являлся для грешников учителем «на покаяние». Свою деятельность милосердия преподобный не ограничивал пределами монастыря: нередко он покидал обитель для ходатайств печалования в городе перед властями за обидимых и угнетенных. Преподобный защищал и рабов от насилия господ, прибегая не только к увещаниям, но, в случае необходимости, и к обличениям. Один из постоянных благотворителей монастыря, питавший глубокое уважение к преподобному Димитрию, прислал раз в Прилуцкий монастырь пищу и питье для братии. Но преподобный не принял дара, заметив благотворителю: «Отнеси это в дом свой и напитай прежде домочадцев твоих, да не томятся они голодом и жаждою, остатки же, если будут, принеси нашей нищете, и тогда милостыня твоя угодна будет Богу». И только слезы и обещания жертвователя изменить свое отношение к рабам побудили старца отменить свое решение и взять принесенное. Этому благотворителю за его усердие к обители преподобный Димитрий оказал много добра и однажды своей молитвой избавил его от великой беды.

В конце своей трудолюбной подвижнической жизни преподобный Димитрий был удостоен от Господа дара прозорливости.

Родной брат преподобного, наследовавший богатое отцовское имение, впал, однако, вследствие неудачных торговых оборотов в неоплатные долги, а с ними и в нищету. Желая поправить дела, он пришел в Спасо-Прилуцкий монастырь, прося у брата благословения на торговую поездку к языческим племенам югры и печоры. Преподобный дал благословение обнищавшему брату, и последний, взяв свои и чужие товары, отправился в путь со сборщиками великокняжеской дани. Торговля с печорой и югрой дала ему такой прибыток, что, возвратившись домой, он мог уплатить все свои долги. На следующий год, тоже с благословения преподобного, он снова отправился к тем же племенам для торговли и возвратился еще с большей прибылью. Страсть к наживе загорелась в купце, и на третий год он опять пришел к преподобному, испрашивая благословения в знакомый путь. Но преподобный сказал ему: «Довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел; не ходи более - не погибнуть бы тебе от звероподобных людей».

Брат не внял увещанию святого старца и без его благословения предпринял третью торговую поездку, но более уже не возвращался домой, очевидно, убитый дикими язычниками.

Однажды весною 1389 года, трудясь вместе с братией над церковной постройкой, преподобный Димитрий, прослезившись, неожиданно сказал: «Мы, братия, строим теперь земные, тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Иоаннович от сего дня уже не печется с нами о суетном сем житии».

И вслед за этим подвижник начал вслух молиться об упокоении души новопреставленного. Не было никаких известий о болезни великого князя, который был в поре мужества, и поэтому слова преподобного о его кончине показались братии странными. Но через несколько дней из Москвы пришла весть, что великий князь скончался и при том, как оказалось, в тот самый день и час, когда преподобный поведал об этом братии.

Идя «скорбным и узким путем» подвижничества, преподобный Димитрий достиг маститой старости и, наконец, почувствовал близость своей кончины. Желая оставить после себя братии надежного руководителя, преподобный решил сам назначить себе преемника. Собравши братию, он в таких, исполненных смирения, словах сообщил печальную для них весть о своей скорой кончине: «Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом моему брату и сыну духовному Пахомию; повинуйтесь ему во всех добрых делах как отцу своему».

Когда же некоторые из братии спросили преподобного, где желает он быть похороненным, то смиренный подвижник отвечал: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами».

Эта беседа, по-видимому, была последней беседой преподобного со своей братией.

В ночь на 11 февраля 1392 года иноки Спасо-Прилуцкой обители заметили, что по всему монастырю распространилось какое-то, напоминавшее фимиам, благоухание. Все тотчас же поспешили к жилищу преподобного, но нашли святого старца уже отшедшим: келлия его была полна дивного благоухания, а лик преставившегося подвижника сиял неземным светом, был покоен и тих, как у спящего. Оплакивая горькими слезами утрату «кроткого пастыря», с благоговением поклонились братия честным останкам преподобного Димитрия. Затем, по совершении погребальных молитвословий, они предали земле трудолюбное тело игумена в созданной им церкви, позади правого клироса. Преподобный Димитрий преставился во дни великого князя Василия Димитриевича, при Московском митрополите Киприане, за семь с половиною месяцев до кончины своего духовного друга - преподобного Сергия Радонежского.

Смерть не положила предела милосердной деятельности преподобного Димитрия: Господь прославил Своего угодника, и для, всех с верою призывающих его имя, гроб его по милости Божией явился источником многих благодатных чудес и исцелений.

В 1409 году в Вологодских пределах появилась повальная болезнь «корчета», очевидно, так названная потому, что она сопровождалась сильными корчами: в руки больных, чтобы они не поранили ладони ногтями, принуждены были даже вкладывать палки. Многих, страдавших этим мучительным и ужасным недугом, приводили ко гробу преподобного Димитрия. Здесь они, валяясь в муках корчей и каясь во грехах, просили угодника Божия об исцелении, и по молитвам преподобного болезнь оставляла тех из них, которые с сильной верой и крепкой надеждой прикасались к его гробу. Такие исцеленные, с радостью повергши палки у гроба чудотворца, возвращались домой, славя Бога и преподобного Димитрия. Когда по прекращении болезни братия вынесли из храма оставленные в нем больными палки, то последних оказалось более воза.

В 1417 году «отделившиеся от Московский державы» вятчане напали на Вологду, тогда еще не защищенную стенами, и овладели ею; разрушая и грабя окрестные селения, они пришли в Спасо-Прилуцкий монастырь и стали его грабить. Более наглые не постыдились войти даже в самый храм, и один из них, сдирая ризы и пелены со святых икон, коснулся даже гроба преподобного, желая снять покров. Но тотчас же невидимой силой Божией святотатец был отброшен на церковный помост. Оцепеневший и безгласный, лежал он среди своих товарищей, пораженных его неожиданной и грозной смертью. Когда предводители восставших вятчан узнали о наказании Божием, постигшем грабителя, то почувствовали великий страх: они приказали отпустить всех монастырских пленных и, никому уже более не вредя, отправились домой.

Но не многие из них достигли родины - большинство нашло смерть на неустроенных и опасных лесных дорогах. Долго вятчане помнили о страшном чуде преподобного Димитрия: спустя много времени после описанного нападения их на Вологду, они прислали в Спасо-Прилуцкую обитель щедрую милостыню с иноком ее Закхеем, бывшим в их стране.

Особенно часты были исцеления у гроба преподобного Димитрия бесноватых.

Слух о чудотворениях, совершившихся по молитвенному предстательству угодника Божия, разносился далеко по окрестностям Спасо-Прилуцкой обители. Близ Вологды в одном селении жила богобоязненная и молитвенно чтившая преподобного Димитрия вдова, по имени Антонина. Она не владела рукою и была слепа на один глаз, который от болезни почти совсем выступил из орбит. Рассказы о чудесах при гробе преподобного западали ей в душу. И вот однажды во сне она видит какого-то светолепного старца, который говорит ей: «Если хочешь быть здорова, иди на праздник Спасов, прикоснись ко гробу старца Димитрия - и Бог исцелит тебя». Она же ответила: «Господин! Я ничего не смогу пожертвовать на монастырь». Старец сказал на это: «Набери ягод и продай их за сребреницу, которую и пожертвуй с верою».

Женщина проснулась со страхом и радостью; исполняя приказание старца, она набрала ягод, которые один прохожий купил у нее за сребреницу. Когда наступило 1 августа, множество народа из города и окрестных сел собралось по обычаю в Спасо-Прилуцкий монастырь на храмовой праздник; среди них пришла и помянутая вдова. Положив сребреницу на гробницу преподобного, она припала к ней с такой молитвой: «О, святый Димитрий! Ты сам обещал даровать мне полное исцеление, ныне избавь меня хоть только от болезни глаза». И тотчас же она стала видеть глазом; с этого же времени начала выздоравливать и рука ее. Не веря себе, в страхе и радости таила женщина происшедшее с ней чудо, ожидая полного и окончательного исцеления. Только одному из монахов Спасо-Прилуцкой обители поведала она о милости Божией, явленной над нею по заступлению преподобного Димитрия.

Галичский князь Димитрий Шемяка, воюя с великим князем московским Василием Васильевичем, зимою 1450 г. напал на Вологду. Окружив ее со всех сторон, он начал подступать к самым городским стенам. Город был малолюден и не имел даже воеводы, поэтому жители Вологды находились в страхе, тем более, что осаждавшие начали грабить и разорять окрестности; по благоговению к преподобному Димитрию Шемяка не велел трогать лишь Спасо-Прилуцкую обитель. В это бедственное время священноинок Спасо-Прилуцкой обители Евфимий удостоился следующего видения. Раз по совершении вечернего правила он лег спать и только что начал смежать глаза, как вдруг точно наяву видит, что в келлию его вошел светолепный старец, украшенный сединою и окруженный необыкновенным сиянием, и говорит ему: «Помолимся Спасу нашему Иисусу Христу за город и за людей, чтобы Господь помиловал их, поможем им, потому что без вины найдет на них рать сия».

С этими словами старец стал невидим. Во время чудесного видения Евфимий был полон великой радости, так как узнал в светолепном старце преподобного Димитрия, и по удалении его очнулся. В ту же ночь черноризице вологодского монастыря было такое видение: ей представилось, что как бы сильный свет окружил город, а по дороге из Спасо-Прилуцкаго монастыря идет к городу светолепный старец; навстречу старцу из часовни при кладбище для странных вышли два световидных мужа белоризца, каждый из них нес на плечах большие бревна. Стены же города колебались и, казалось, вот-вот упадут; но белоризцы и старец со всех четырех сторон укрепили готовые разрушиться стены. Этой же ночью то же самое явление было во время сна и одному мирянину, находившемуся в Троицком монастыре на конце посада: он видел старца и двух светлых белоризцев, называвших старца Димитрием, которые укрепили четыре стороны города подпорками из бревен, а затем скрылись. На другой день жители Вологды отразили приступ Шемяки, бросая со стен в осаждавших глиняные ядра. После этого неудачного приступа, постояв около города еще довольно продолжительное время, Шемяка отошел к Галичу.

Две церкви одна за другой сгорели в Спасо-Прилуцкой обители. Когда начали постройку третьего храма, то она шла очень медленно по отсутствию нужных средств; игумен и братия печалились, не зная, где взять леса для строения и хлеба для прокормления рабочих. В это затруднительное для обители время один из иноков, лежавший у себя в келлии в жару по причине болезни, имел такое видение: ему представилось, что с некоторыми из братии он стоит перед монастырскими воротами, а какой-то светолепный старец носит от реки на гору к церкви бревна. Стоявшие же у ворот говорили между собою: «Смотрите-ка, вот сам Димитрий носит бревна!»

Тогда брат очнулся. С этого времени работа пошла заметно успешнее, и церковь вскоре была отстроена (в 1542 г.). По ее освящении тому же иноку было другое видение: будто бы внутри новосозданного храма около стен стоят сияющие святостью иноки-старцы; смотря на них, инок подумал, что тут должен находиться и святой Димитрий чудотворец. Вдруг сзади от алтаря, где находится гроб преподобного, раздался голос, подобный грому: «Ты ищешь Димитрия? Ныне чудотворец Димитрий в Казани».

На этом видение прекратилось, а инок, очнувшись, почувствовал себя совершенно выздоровевшим.

В тот год великий князь Иоанн IV посылал под Казань свое войско, с которым находилась взятая из Прилуцкого монастыря икона преподобного Димитрия. И в то самое время, когда было видение иконы, московское войско в сражении нанесло значительный урон татарам. По возвращении войска из похода Иоанн IV возвратил со щедрой милостыней Спасо-Прилуцкому монастырю икону преподобного, богато ее украсив. 3 июня 1545 года икона была принесена в Вологду, а отсюда с крестным ходом была препровождена в обитель.

При архиепископе Вологодском и Великопермском Варлааме и игумене Спасо-Прилуцкой обители Питириме между архиерейским домом и монастырем возник спор о праве владения землей на Лежском волоку и реке Великой. Для правильного размежевания спорных земель решили воспользоваться указаниями какого-либо из местных старожилов. По взаимному согласию архиепископ и игумен поручили проведение межи старцу Иннокентиева монастыря Мисаилу, как человеку, с давних пор хорошо знающему местность. Но Мисаил, заботясь более об угождении архиепископу, чем об истине, повел межу так, что значительная часть земли совершенно неправильно отходила от монастыря к архиерейскому дому. Указывая межу, Мисаил шел впереди и забрел в такую лесную дебрь, из которой не мог возвратиться. Долго его ожидали архиепископ и игумен и наконец, чувствуя недоброе, послали людей на розыски исчезнувшего вожатая. Те нашли его в глухом лесу, под одной колодой едва живым. Когда Мисаила привели к архиепископу, то он со слезами раскаяния поведал следующее: «Прости меня, владыко, согрешил я пред преподобным Димитрием чудотворцем, хотел подружить тебе и отмежевать земли у монастыря. Когда же с этой целью я шел вперед, вдруг объяла меня столь великая тьма, что я ничего не мог видеть пред собою; и явился мне светолепный, украшенный сединою старец; повергши меня под колоду, он начал бить меня своим жезлом, говоря: «Зачем, монах, неправо межуешь?»»

Архиепископ отослал старца для покаяния в Спасо-Прилуцкий монастырь и прекратил спор с обителью из-за земельных владений, оставив прежнюю межу.

В 1609 году вологодский воевода писал в Ростов: «Здесь, в Вологде, преподобный Димитрий явил свою милость, обещался стоять с нами против врагов государевых: он явился духовному старцу у своей гробницы и велел перенести свой образ с гробницы в Вологду. Архиепископ, воевода со всеми вологжанами и иногородними, сретив тот образ с великой честью 4 января, со слезами и молебным пением поставили его в церкви Всемилостивого Спаса на вологодской площади. Ныне сей образ стоит для уверения и поклонения всем христианам. Говорят, что этот образ преподобного Димитрия писал преподобный Дионисий Глушицкий. В Вологде хотят на площади поставить храм во имя преподобного Димитрия. С твердым упованием на Всемилостивого Спаса и Пречистую Богородицу, на преподобного Димитрия и всех святых решились мы смело стоять против врагов государя и всего православного христианства».

Храм преподобному Димитрию действительно вскоре был поставлен на площади, против земской палаты.

Мощи преподобного Димитрия почивают под спудом в арке среди нижней церкви, посвященной его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами; на гробнице лежит образ преподобного, писанный в рост, в серебряной ризе. Напротив гробницы, в ногах подвижника, в стеклянном шкафе висят его вериги. Из других вещей, принадлежащих преподобному, в обители сохранились следующие: деревянный осьмиконечный крест, собственноручно сделанный преподобным и водруженный на месте, избранном для построения Спасо-Прилуцкой обители; крест этот, вышиной три аршина, в поперечнике два аршина с четвертью, находится в каменной часовне близ колодца, выкопанного преподобным; другой крест, называемый Киликиевским, принесенный преподобным из Переяславля; келейный образ Божией Матери «Страстной»; фелонь из синей шелковой материи с красными цветами и с оплечьем из разного бархата, на крашенинной подкладке - дар преподобному великого князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровой инкрустацией.

Местное празднование преподобному Димитрию в Спасо-Прилуцком монастыре было установлено, вероятно, с 1409 года, когда начали твориться при гробе его чудеса. К концу XV века празднование преподобному стало уже не только епархиальным, но и общерусским.

Из книги Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. автора Дунаев Михаил Михайлович

Дмитрий Владимирович Веневитинов Из всех русских поэтов, которые были наделены незаурядным художественным даром, Дмитрию Владимировичу Веневитинову(1805–1827) выпал самый короткий жизненный срок - чуть более двадцати одного года. И написал он не так уж и много стихов -

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора

Дмитрий Сергеевич Мережковский Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866–1941), поэт, прозаик, литературовед, критик, социальный мыслитель, не чуждый отчасти богословию, а прежде всего философствующий публицист обозначил в творчестве своём начала и, быть может, концы развития

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Дмитрий Сергеевич Мережковский Одним из ведущих литераторов в русской эмиграции был Д.С.Мережковский. И здесь он продолжает развивать свои любимые идеи. Вначале пишет исторические романы "Тутанкамон на Крите" (1925), "Мессия"(1927), одновременно предаётся отчасти

Из книги Как я пришел в Сознание Кришны... автора

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (+ 1392) Память его празднуется 11 февр. в день преставления и 6 июля тесте с Собором Радонежских святых как собеседника прп. СергияПрп. Димитрий был сыном богатого переяславского купца; он в юности постригся в переяславскомГорищам

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Дмитрий с. Курба Детство до 13-и лет - это счастье, наполненное друзьями, маленькой уютной сельской школой, тишиной леса и любимой бабушкой.Отрочество - это резкая противоположность беззаботному детству.Переезд в Сухуми, другая бабушка и война за самого себя, за свое

Из книги Боги славянского и русского язычества. Общие представления автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Зыков Дмитрий Томск Мой однокурсник, увлекающийся эзотерикой и культурой древних цивилизаций, предложил мне сходить на программу об арийской цивилизации.Русские Веды, арии, свастика, ассоциирующаяся с фашизмом - такие вещи приходили мне в голову. Я думал, что это будет

Из книги Избранное автора Фурман Дмитрий Ефимович

Салятов Дмитрий Томск Я и сам не заметил, как стал кришнаитом... В конце февраля 1998-го года я попал на общественно-просветительскую программу «Культура, неподвластная времени».Я занимался поисками экзальтированного существования, астральными путешествиями и был очень

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Дмитрий Ёлшин Молитва Евфросиния, матушка святая, Укажи нам свет в юдоли сей, Мучаясь, скорбя и изнывая, Стонет Русь в неволе злой своей! Хищники, враги и лицемеры Одолели твой Престольный град. Нету в нас ни подвигов, ни веры, И ликует дерзкий супостат. Ты смиряла подданных

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (ум. 1392)О жизни преподобного Димитрия - основателя Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря и вологодского чудотворца - рассказывается в его Житии, составленном во второй половине XV века прилуцким игуменом Макарием в основном по рассказам ученика

Из книги Богословие творения автора Коллектив авторов

Дмитрий Анатольевич Гаврилов Родился в Москве. Окончил МХТИ им. Д. И. Менделеева (1993). Служил в армии. Один из разработчиков универсального языка междисциплинарного общения и изобретательст ва диал (1986–1997, совм. с В. В. Куликовым и С. В. Ёлкиным). Преподавал в группах

Поучение 2-е. Преп. Димитрий Прилуцкий (В чем состоит христианское смирение?) I. Преп. Димитрий Прилуцкий, память коего совершается ныне, родился в начале XIV столетия в Переяславле-Залесском от богатых и благочестивых родителей из купеческого сословия. Рано он был обучен

Из книги автора

Дмитрий Кирьянов

Из книги автора

ДИМИТРИЙ, преподобный Прилуцкий Вологодский чудотворец, родился в XIV вее, в Переславле-Залесском от зажиточных родителей, пострижен в Горицком Переславском монастыре. Земное богатство не льстило его, и потому с юных лет искал он пути к богатству нетленному. Будучи