Раскол. Что делать православным

Трехсотлетние договоренности отброшены. Цель действий, предпринятых Константинополем, — сломать хребет православию и сделать Украину навсегда враждебной России. Но решать это будут не церковные чиновники, а с Божьей помощью люди на земле — православные христиане украинских приходов.

Вкратце напомним, о чем говорят решения завершившегося в четверг, 11 октября, Синода Константинопольского патриархата.

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить ставропигию Вселенского патриарха в Киеве.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича об отмене анафемы, возложенной на них Русской православной церковью. Вышеупомянутые лица "канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, "с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать".

Таким образом, автокефалию не дали, . Именно для определения ее субъекта и снята анафема с раскольников, чтобы они там на Украине, включая Онуфрия, патриарха УПЦ Московского патриархата, . Но не факт, что томос в этом случае будет, потому что для этого и восстановлена ставропигия, то есть прямое подчинение Варфоломею конкретных храмов (а не территорий). Очевидно, что если украинские церковнослужители не договорятся, то все их активы, в том числе финансовые, де-факто отойдут к Варфоломею (де-юре уже как бы отошли).

Прошлогодний Крестный ход Украинской церкви Московского патриархата показал Порошенко и его хозяевам, что без устранения православной силы, перевода ее в свое подчинение не удастся построить националистическое государство, которое, по их идее, навсегда должно стать враждебным России. План начал осуществляться. Будем надеется, что с Божьей помощью у нас получится дать ему отпор.

В связи с волнениями вокруг вопроса о предоставлении автокефалии, по просьбе редакции «Православная жизнь», Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал о реальном положении дел.

Владыко, в церковной среде не прекращаются споры, пересуды и рассуждения вслух по поводу категоричных заявлений руководства страны относительно возможного создания т.н. «украинской церкви». Большинство верующих гадает на кофейной гуще, строит необоснованные предположения, не обладая необходимыми знаниями и информацией по этой теме. Мы бы хотели с Вашей помощью развеять сомнения и предоставить правдивую информацию из первых рук, во избежание домыслов и кривотолков, для сохранения спокойствия среди православных верующих.

Расскажите, пожалуйста, какова процедура предоставления автокефалии? Так ли это просто?

Начнем с того, что в Православной Церкви пока нет общепринятого документа, который бы прописывал процедуру предоставления автокефалии. Точнее сказать, проект такого документа подготовлен и согласован, но пока еще не утвержден всеми Поместными Православными Церквами. Главным принципом решения этого важнейшего вопроса является консенсус всех автокефальных Церквей. Что это значит? Это означает, что сегодня никакой Патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви.

Православная Церковь - едина, а значит все наиболее важные вопросы, в том числе и предоставление статуса автокефалии, решаются всеми Поместными Церквами совместно. То есть, Архиерейский Собор Автономной Церкви или Экзархата принимает соответствующее решение о желании автокефального устройства и затем обращается с этой просьбой к Церкви-Матери, то есть, к той Церкви, в юрисдикции которой в настоящее время церковная структура, желающая автокефалии, пребывает. Затем, после получения согласия Церкви-Матери и всех Поместных Православных Церквей, провозглашается автокефальный статус такой Церкви.

Такой порядок был выработан в связи с проблемами, которые возникали в истории с предоставлением предыдущих автокефалий.

Например, Православная Церковь Чешских земель и Словакии получила автокефалию от Русской Православной Церкви еще в 1951 году, но только спустя почти полвека, в 1998 году, автокефалия Чешской Церкви была признана Константинополем. А вот автокефалия Американской Православной Церкви, полученная от РПЦ в 1970 году, не признана Константинопольским Патриархатом до сих пор. Для того, чтобы таких противоречий не возникало, и была выработана подобная процедура.

Особо стоит отметить, что вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви продвигается прежде всего политиками, которые не понимают или не хотят понять сути церковного устройства. Более того, подобные вопросы рассматриваются с точки зрения их собственных сиюминутных политических интересов. При этом совершенно не учитываются интересы духовные.

Один из Предстоятелей Поместных Православных Церквей мне прямо сказал, что у Церкви в ХХІ веке есть две самые значимые, ключевые задачи - это Единство и Миссия. Однако, нам искусственно навязывают другие цели, которые могут быть только инструментом, но никак не самой целью. Хотел бы также напомнить слова блаженнопочившего Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, сказанные им в 2013 году: «Статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии на сегодняшний день является оптимальным. Этот статус Украинской Православной Церкви является залогом ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия».

Да, за 5 лет в общественной жизни Украины многое изменилось. К лучшему или к худшему, пока не могу сказать. Наверно, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Как священник могу только сказать, что Церковь Христова не может и не должна стать служанкой идеологических трендов, которые так часто меняются. А Церковь - вечна.

Это не значит, что у нас существует табу на обсуждение вопроса о статусе нашей Церкви. Нет, конечно. Но мы, иерархи, священники, которым Господь доверил духовное стадо, ответственны за души верующих и за наши действия в Церкви. В конце концов, Бог спросит земных правителей за земное благополучие своих граждан, а нас - за их души. Что для кого главнее - пускай выбирает сам.

Но госдеятели заявляют, что «Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии УПЦ».

Это словосочетание появилось в наших СМИ, но его нет в официальных документах Константинопольского Патриархата. Таким образом, это либо самообман, либо попытка выдать желаемое за действительное. Также не исключаю, что политики, заявляющие подобное, введены в заблуждение собственными недобросовестными советниками. Константинопольский Патриархат, как известно, сделал заявление, что, получив петиции политического руководства Украины о даровании автокефалии, будет тесно общаться и координировать свои действия со своими сестринскими Православными Церквами по этому вопросу.

Иными словами, будет рассматриваться сам вопрос, а не начало каких-либо процедур для якобы «предоставления автокефалии УПЦ», тем более, что, как уже говорилось, у Константинопольского Патриархата нет на это исключительных полномочий.

Но если предположить, что Константинопольский Патриархат все же выдал какой-то документ, провозглашающий автокефалию в одностороннем порядке?

Предполагать, конечно, можно что угодно, но если бы такое произошло, это означало бы раскол всего мирового Православия и потому сомнительно, чтобы Вселенский Патриархат на такое решился, как и другие Поместные Церкви, особенно те, которые, как и УПЦ, пережили или переживают трагедию раскола.

Но если с автокефалией все так сложно, могут ли политики попытаться «пойти другим путем»? Ведь некогда в Эстонии получилось создать автономную Эстонскую Православную Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, отдельную от уже существующей ранее Эстонской Православной Церкви в единстве с Русской Православной Церковью?

Ситуация с Эстонской Православной Церковью как раз и демонстрирует, какие проблемы могут возникнуть при односторонних действиях одной из Православных Церквей без оглядки на другие. Но в Эстонии, при всех проблемах, политическая ситуация гораздо стабильнее. В нашей же стране, переживающей сейчас беспрецедентное за всю современную историю Украины политическое противостояние и военные конфликты, такое решение только усугубило бы общественные междоусобицы и никак не уврачевало бы церковный раскол.

И тем не менее события последних лет показывают, что произойти может что угодно. Люди часто слабы, в том числе и архиереи, на них может быть оказано давление, которое подвигнет их на неосторожные действия. Что в такой ситуации предпринимает наше священноначалие?

Священноначалие нашей Церкви находится в постоянной связи со всеми Поместными Церквами, со всей полнотой Вселенского Православия. Практически все Поместные Церкви выражают поддержку Украинской Православной Церкви и верность каноническому порядку.

В таких непростых условиях нашей жизни, Церковь максимально заботится о мире в стране, выполняя соответствующую Ее предназначению миссию миротворца. Мы пытаемся донести до руководства страны нашу позицию, мы говорим публично, что ни с гражданской, ни с церковной точки зрения предложенный способ преодоления церковного раскола в стране не является правильным. И время обязательно это покажет, расставив все на свои места.

А что сейчас можно сказать православным верующим Украины, которые постоянно ощущают давление со стороны отдельных представителей власти, сталкиваются с захватами храмов раскольниками, подвергаются агрессии националистских организаций? Паства часто незащищена и в такой ситуации готова верить самым нелепым слухам.

Верующие тем и отличаются от других людей, что обладают главным сокровищем - верой в Господа Иисуса Христа. Он сильнее всех земных властителей. Без Его воли в этом мире не может свершиться ничего. А потому важно довериться Богу и непрестанно молиться, и особенно усилить свою молитву и за власть, чтобы Господь умудрил и вразумил.

Очень часто все наши проблемы происходят от того, что мы попросту не умеем терпеть. Нам всегда хочется ответить нашим обидчикам, а ведь именно с этого начинается цепочка большинства наших грехов. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он помог нам стерпеть: стерпеть тогда, когда, как нам кажется, нас обидели, когда нас в чем-то обвинили, когда по отношению к нам поступили неправильно или несправедливо. Мы просим Бога: «Господи, помоги нам сохранить любовь к ближним, помоги нам промолчать и тем самым сохранить наш душевный мир!»

Очень важно не паниковать и не распространять слухи. Тем же, кто проводит время в интернете, тщательно стоит проверять получаемую информацию и не транслировать так называемые вбросы. Именно сейчас мы все должны быть максимально ответственны за свои слова и деяния и не становиться орудием в чужих злонамеренных руках.

Верующим сегодня следует сплотиться вокруг нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, довериться Священноначалию нашей Церкви и поддержать его молитвой.

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе .

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Илья Забежинский:

"На днях в сети появилась фотография с всенощного бдения накануне большого двунадесятого праздника. На фотографии пустой храм. И вот замечательные батюшки обсуждают межу собой, отчего так. Ведь и в советские времена, и в 90-е, и даже в нулевые, не было такого.
Что происходит в Церкви?
Я думал об этом. Я пытался упорядочить СВОИ наблюдения и размышления, привести их в стройную систему, но пока этого не получилось, я решил их просто записать по пунктам.
Итак:
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ
...6. Церковное руководство, избравшее для Церкви роль идеологического обслуживания власти и безусловной поддержки всех действий этой власти, оттолкнуло от себя интеллигенцию, которая в большой массе своей оказалась этой власти оппозиционна, и которая, собственно, и наполняла храмы в больших городах.
7. Несколько имиджево губительных компаний руководства Церкви, таких как отказ от милосердного ходатайствования за посаженных в тюрьму членов группы Пусси Райт, поощрение радикальных группировок, вмешивавшихся в ход авангардных выставок и спектаклей, вмешательство местных архиереев в культурную жизнь их епархий, а также неумная компания по захвату Исаакиевского собора, специально направленная именно на Петербургскую интеллигенцию, оттолкнули и даже во многом вытолкнули интеллигенцию из Церкви. А просто нецерковную прежде творческую интеллигенцию сделало антицерковной. Причем и по сию пору из церковной среды продолжают генерироваться антиинтеллигентские конфликты, в которых представители Церкви терпят публичное поражение, так как интеллектуальный уровень их оппонентов всякий раз оказывается значительно выше.
8. Руководство и спикеры Церкви ни разу за последнее десятилетие не выступили в роли ходатаев перед властью за третируемых этой властью публичных персонажей, вообще роль ходатая перед властью о находящихся в узилищах руководство Церкви не считает нужным на себя возлагать. Что приводит к новым и новым обличениям его со стороны интеллигенции. Мало того, Церковь выпросила себе у государства специальные уголовные статьи для защиты себя от внешних врагов. И теперь эта система преследования действует автоматически и уже независимо от Церкви. Каждое уголовное дело «за оскорбление чувств верующих» собирает на наши церковные головы новые и новые угли. И в этих уголовных делах Церковь тоже отказывается выступать в роли ходатая перед властью.
9. Вообще оказалось, что нецерковная интеллектуальная часть общества подробно и вдумчиво читала Евангелие. В отличие от многих церковных людей. И все претензии, которые интеллигенция предъявляет Церкви, она предъявляет с точки зрения понимания ими именно Евангелия. Церковь в ответ не готова использовать этот факт для вовлечения интеллигенции в дискуссию именно вокруг Слова Божия, потому что позиция Церкви в этих вопросах вдруг оказывается слабой и анти-евангельской.
10. Церковь отказалась реагировать на голубые скандалы. В России все просто: раз молчат, значит виноваты. Например, на обличения «предателей в рясах» общество отреагировало однозначно – такие обличения в наше свободное время свидетельствуют о внутренней несвободе и тоталитарности Церкви. Напротив, публичное громкое наведение порядка в сфере проповедуемой Церковью половой чистоты стало бы свидетельством, что наши слова не расходятся с делами. Но этого не происходит.
11. Церковь категорически отказалась реагировать на сформировавшийся в обществе запрос на нестяжательную нищую Церковь. От Патриарха до священника. Как-то в русской глубинке один сельский батюшка, узнав о том, что я православный публицист, накинулся на меня:
- Почему вы, журналисты, все время пишете, что мы, священники, не должны стяжать? Мы, между прочим, обета нестяжания не давали.
Отрицательный эффект умножается тем, что государство всерьез взялось за прозрачность доходов не только бизнеса, но и граждан. А Церковь в своей финансовой деятельности, которая целиком строится на пожертвованиях, отказывается быть прозрачной даже перед теми самыми жертвователями.
12. Завершение реставрации большинства храмов и монастырей, а также рост благосостояния городского священства совпал с падением доходов граждан страны после 2014 года и по сегодняшний день. Жертвователи, от крупных и до простых прихожан, видят, что Церковь – не самая нуждающаяся в пожертвованиях часть общества. Пожертвования сокращаются.
13. Смена поколений среди захожан. Захожан становится меньше. В активную экономическую фазу вошли люди, родившиеся после СССР. Они люди практичные, не связаны преемством, традициями, очень хорошо ориентирующиеся в источниках информации. Не пережившие разочарований 80-90 годов, уверенно стоящие на ногах. Церковь как костыль в обычной жизни, которая предлагает им религиозный минимум «свечечка-водичка-водичка-вербочка», им оказывается не нужна.
14. Смена поколений среди прихожан. Люди, не приученные к насилию над ними, к слову «надо», считающие, что все могут и должны выбирать сами. Практичные. Не тратящие времени понапрасну. В тех делах, к которым приходится себя понуждать, ограничиваются минимумом. Для чего всенощное? Достаточно литургии. Для чего на литургию каждую неделю? Достаточно раз в месяц. А в принципе, хватит и на Рождество и на Пасху.
15. Негибкость календаря и устава. Когда зимой все празднуют и путешествуют, Церковь настаивает на посте. Когда летом все едят мороженое, православным детям наливают рыбный суп. Больше 200 постных дней в году требуют от обычного человека быть бОльшую часть времени показательно инаковым. Отступление от внешних проявлений религиозности, как пост, приводит многих к унынию и невозможности вернуться к нормальной литургической жизни.
16. Обязательность и спасительность постов и правил до сих пор проповедуется больше, чем обязательность Евхаристии. Отказ христианином от причастия и даже просто посещения воскресной Литургии оттого, что человек не смог соблюсти несколько дней поста перед причастием и вычитку молитвенных правил, приобрел в церкви массовый характер.
17. Еще про вечерние богослужения. В смешанных семьях, а их много, если один из супругов пытается посещать полностью все воскресное богослужение, вообще нет времени для обычного общения всей семьей. Ни в гости сходить, ни гостей принять, ни в кино, ни в театр, ни за город погулять, ни просто друг против друга посидеть, помолчать.
18. Непонятность богослужения. Сейчас, особенно по мере прихода в Церковь практичного молодого поколения, следует говорить, скорее, о его уходе из Церкви. Они вообще не понимают, что происходит в Церкви. Старшее поколение тоже не понимает и не понимало, но оно привыкло к словам «надо» и «так положено». Молодые не хотят и не будут слушать непонятные тексты. Этих людей мы просто теряем.
19. Прозрачный информационный мир. Благодаря ему, в том числе, Церковь потеряла внешнюю сакральность. Оказалось, что в ней есть все напасти обычного мира: вранье, коррупция, стяжание, хамство, властолюбие и лизоблюдство. Как бы мы ни пытались закрываться, Церковь, открытая всем ветрам, открыта теперь и всем глазам и ушам. И никто не вредит Церкви больше самих церковных людей.
20. Кошмар и ужас политических и патриотических проповедей. Вместо Христа очень часто можно услышать с амвона про великую Россию и загнивающий Запад. Если бы сам много раз не слышал, не писал бы. Если бы не видел людей, которые сбегали из Церкви от таких проповедей в никуда, считая, что это и есть Православие, тоже не придавал бы этому значения.
21. Провал миссии. При полной свободе Церкви активная миссия не ведется. Никто Слова Божия в мир не несет. Паства не увеличивается количественно. Следует ли считать сложившиеся 1,5 – 2 процента от населения православной когда-то страны в наших храмах нормой или все же полным профанированием апостоличной природы Церкви?
22. Инфантилизм церковных общин. Отсутствие ответственности за судьбу прихода, за отношения общины с настоятелем, за отношение прихода с архиереем. Часто этот инфантилизм поощряется авторитарностью самих священников. Храм, который не содержит община, общине не нужен. Надо служить в гараже, в квартире, в беседке. Ситуации, когда сельский священник для содержания храма занимается сельским хозяйством, продает туристам сувениры, при доходе в двадцать тысяч рублей ищет спонсоров в столице на конвертик архиерею в тридцать тысяч рублей – это аномалия, это не нормально, это, возможно, даже порочно.
23. Церковь у нас епископская и все зависит у нас от епископов. Думаю, поворот нашей иерархии лицом к людям и к описанным выше проблемам произойдет не от того, что вопросы добра и зла начнут их волновать с какой-то особой силой, а от падения доходов. Доходы будут снижаться, дойдет до банкротств приходов, невозможности платить епархиальные взносы в прежних объемах, и отказа священников служить на приходах без доходов. А может, и не будет поворота. Станут мощи из Греции возить не раз в два года, а каждый месяц, и не по нескольким городам, а по всей стране, и не надо будет поворачиваться ни к кому лицом".

Русская православная церковь полностью разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Принятое в понедельник, на заседании Священного cинода Русской православной церкви в Минске решение - вынужденный шаг, но не сделать его было нельзя.

Посетительница стамбульского храма Святого Георгия спокойно разговаривает по телефону. О Боге в церквях Константинопольского патриархата думают сегодня все меньше. Фото: REUTERS

Что изменится для православных верующих после разрыва Русской церкви с Константинополем

Что конкретно изменится для православных христиан Русской церкви после решений синода в Минске, можно ли молиться, исповедоваться, причащаться в храмах, относящихся к юрисдикции Константинопольского патриархата? На эти и другие вопросы "Российской газете" отвечает клирик храма святителя Василия Великого в Москве, известный проповедник, миссионер, писатель, родившийся и долго служивший на Украине, во Львове и Киеве протоирей Андрей Ткачев.

Что делать паломникам и туристам из России, оказавшимся на отдыхе за границей (например, в Турции) и попавшим в храм, находящийся под юрисдикцией Константинопольского патриархата?

Протоиерей Андрей Ткачев: Можно ли российскому туристу, оказавшемуся в Турции на отдыхе, войти в православный храм, находящийся под юрисдикцией Константинополя? Конечно, можно. Можно ли помолиться в нем? Разумеется.

Можно ли поклониться признанным православным святыням, оказавшимся в этом храме? Да, можно. Не было решения об объявлении Константинопольской церкви безблагодатной, и патриарх Варфоломей пока не предан анафеме.

Но поскольку Московский патриархат решением Синода прервал евхаристическое общение с Константинополем, то исповедоваться и причащаться в его храмах верующим Русской православной церкви нельзя.

Что можно делать священнику, оказавшемуся в храме, находящемся под юрисдикцией Константинополя?

Протоиерей Андрей Ткачев: Я думаю, что о священниках не стоит беспокоиться, они, наверняка, лучше всех услышали слово Патриарха и Синода, и уж точно не будут служить там, где служат с поминанием имени Константинопольского патриарха. Священников сотни и они во всем разберутся сами, а то, что сотворил Константинополь, касается миллионов верующих, и не только в Русской церкви.

Ситуация еще не достигла последней определенности, потому что очень важно дождаться реакции всех православных церквей мира на то, что сотворил патриарх Варфоломей.

Можно ли ездить на Афон?

Протоиерей Андрей Ткачев: Конечно, можно. Афон прежде всего удел Пресвятой Богородицы, и уж потом место чьей-то юрисдикции. Так что Афон и его святыни, как были и остались с нами. Это просто патриарх Варфоломей "взбрыкнул".

И Афон, я думаю, еще отзовется на сделанное им, и скажет свое слово, и никакая юрисдикция не остановит правды.

Хотя многие наши святые - святитель Тихон Задонский или святой преподобный Серафим Саровский - никогда не были на Афоне. Афон стал моден в последнее время, его посещают, в основном, богатые люди, привозя туда большие деньги и больших начальников и развращая этим Афон, отвлекая от молитвы и монашеского делания.

Многие из этих "афонитов" никогда не были в Дивеево, на Соловках, на прозванном "русским Афоном" Валааме, да и Троицу-Сергиеву Лавру никогда не посещали. Может быть, теперешняя ситуация отчасти изменит маршруты их паломничеств.

Кто получит в Киеве томос, при том, что глава канонической православной церкви Украины, митрополит Онуфрий отказывается его получать, быстро легитимизированный Константинополем раскольник Филарет Денисенко вряд ли хорошая кандидатура для этого, да еще и с неудобными для Константинополя патриаршими амбициями?

Протоиерей Андрей Ткачев: Сейчас в центре внимания не томос, о создание "параллельной структуры" Константинопольского патриархата на Украине. Все это сделано Константинополем в стиле рейдерских поведенческих замашек.

Возможно, со временем ему удастся собрать в эту "параллельную" церковную структуру отбросы всех ветвей украинского православия, к ним добавятся "перебежчики" из кантнической Украинской православной церкви, они, конечно, тоже будут, но "погоды не сделают". (Пока готовился этот материал, стало известно, что иерарх Украинской православной церкви Московского патриархата, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского патриархата. По его словам, это автоматически следует из решения, принятого Константинополем. Но это ожидаемое действие, а митрополит Александр - карикатурная даже по нецерковной стороне своего поведения фигура. - Прим. ред.)

И возможно в конце концов этой структуре они и планируют передать томос.

Что будет с Киево-Печерской и Почаевской Лаврой?

Протоиерей Андрей Ткачев: С ответом на этот вопрос надо подождать. Он встанет остро, но позднее.

Не пойдет ли Константинопольский патриархат после Украины в Россию? Не замыслит ли планы и здесь создать "параллельную структуру" такого же рода под своей эгидой?

Протоиерей Андрей Ткачев: Замучается ходить. Скоро время покажет, как все выглядит на самом деле, и картина обрисуется четче.