Русский народный орнамент виды. Значение традиционных славянских узоров

В минувшие века вышивка для крестьян никогда не была просто украшением. Наоборот, славянские орнаменты считались мощным магическим инструментом, способным создать порядок из хаоса. Чтобы жизнь складывалась по желаемому сценарию, человек должен был обладать сверхъестественным изображением, как бы уменьшенной «моделью» благополучия. Эту роль и выполняли элементы вышивки на одежде или тканых предметах быта, выполненные собственноручно либо самыми близкими людьми.

Конечно, изделия делались не просто так, а по строго соблюдаемым канонам. При вышивке мотивов требовалось не только точное исполнение элемента, но и качество стежков, одинаково красивых с лицевой и изнаночной стороны, без узелков. От этого магическая сила изделия многократно увеличивалась и образовывала ровное и прочное энергетическое поле вокруг владельца.

Разные символы славян имели отличное друг от друга значение по тематике. Каждый элемент орнамента выполнял определенную функцию: защиты от болезней, помощи в духовных поисках, сохранения семьи и т. д.

Например, в Свердловской области любимым было принято вышивать что-нибудь с таким символом:

Он означает «Единство и гармония мужского и женского начал», служит для укрепления любви и семейных уз. А женский оберег «Благословение Матери-Земли и предков» (Тверская область) выглядит так:


Эти славянские орнаменты на одежде даровали женщине веру в то, что у нее будет много здоровых, сильных и умных детей, а молодость ее долго не увянет.

«Благословение Солнцем зерен в поле» (Пермский край) современниками может трактоваться как оберег для успешного бизнеса и успеха в учебе, освоения новых знаний:


Есть еще одна интерпретация этого символа - «Священный союз Солнца и Земли». Наши предки верили, что этот орнамент гарантирует обильный урожай.

В Ярославской области легкую занавеску над колыбелью, одежду детей и подростков нередко украшала такая вышивка:


Называется она «Благословение семи стихий»: огня, воды, земли, воздуха, материи, духа и разума. Служила для охраны деток от всех напастей.

«Истинная любовь» - это уже свадебный талисман из Пермского края:


Славянские орнаменты, на которых вышиты S-образные фигурки, изображают пары белых лебедей. А красные мотивы между ними образуют повторяющиеся символы Матери-Земли. Они благословляют пару, даруют защиту от любого вреда, настоящую и вечную любовь, основанную на дружбе, уважении и заботе.

Ритуальная вышивка для будущих мам «Здоровая беременность и счастливое материнство» из Пермского края выглядит так:


Это словно графическое заклинание для здоровой беременности и легких родов – благословение Матери-Земли для роженицы и младенца.

В компьютеризированную эпоху нарядов с подобной вышивкой не встретишь, разве что зимой на ребенке можно увидеть варежки с орнаментом. И все-таки древнее искусство вышивки языческих символов не ушло в небытие, оно активно возрождается. Славянские орнаменты привлекают не только своей красотой, до сих пор жива вера в их магическую силу. Это, конечно, хорошо, значит, выжило народное творчество. А новая волна интереса к знаниям наших предков непременно воскресит символическое искусство.

Славянские узоры и их история

Еще с древних времен искусство славян отличалось своей таинственностью и верой в магические силы. Все это ярко выражают славянские узоры, которые использовались с различными целями и согласно им создавались отдельные схемы и композиции. Считалось, что каждый узор имеет особенную и индивидуальную магическую силу, которая сможет защитить, укрепить или даже сделать богаче любого, кто носит одеяние с ним.

Таинственные славянские узоры и их значения

Как всем известно, искусство и религия - противоположные полюса, которые, тем не менее, не способны существовать друг без друга. Забавно, что религия наших предков имела очень интересные истоки: к ним относят славянские узоры и прочую символику, которая споследствии стала церковной. Даже древнерусские храмы и божественные крепости полностью украшались особыми орнаментами. Так давайте поговорим и раскроем таинственные письмена, знаки, и узнаем, каким бывает славянский узор и где он используется…

Архитектура и древнее верование

Для нас, обыкновенных туристов и вечных прохожих, многочисленные славянские храмы кажутся просто красивыми и интересно оформленными, но на самом деле они могут являться и опасными для людей с нечистой душой. Дело в том, что благодаря своей древней азбуке на первый взгляд милых и безвредных узоров, славяне могли наложить своего рода заклятие, которое могло подвергнуть мучениям и излечить нечистых.

Если вы внимательно присмотритесь, то заметите, что все славянские узоры имеют свое значение, например, почти над всеми входами в храм, сверху в левой стороне, есть маленькая «картинка», которая является охранником спокойствия. Славяне считали, что именно благодаря этому узору при входе в храм людей охватывало спокойствие и гармония, которые придавали силы любой заблудшей душе.

Часто каждый храм будто бы опоясывали славянские узоры, которые символизировали сдержанность. Но это не единственный вариант толкования, так как существует мнение, что этот пояс символизировал величество, так как часто он имел шикарный и объемный рельеф, его можно сравнить с королевским поясом или короной…

Самое интересное - это то, что нельзя дать название всем и каждому, так как славянские узоры имеют миллионы разновидностей. Каждый орнамент менялся из года в год, и каждый духовный представитель имел право сменить все значения или добавить новые. А также важно и то, что каждый узор обрезался вручную, но в работе принимали участие исключительно верующие и взрослые мастера, которые отдали свою жизнь искусству и вере.

Одежда: как ее подбирали и украшали…

Самое интересное - это было производство сорочек и сарафанов, украшением которых служили славянские узоры. Схемы подбирались непосредственно под того человека, который в дальнейшем носил вещь. Как правило, такие орнаменты создавались с целью сделать характер своего обладателя более сильным и выносливым. Например, если мальчик рождался слабым, то ему нужен был узор, придающий силу, а если девочка была неопрятной, то, соответственно, узор должен был придать ей чистоту и аккуратность.… Самое важное было то, что рисунок подбирался после 5-6 лет, это сложное дело принадлежало бабушке, а до пятилетия ребенок носил одежду с защищающим славянским узором.

Славянские узоры

Цитата сообщения Галина_Бикмуллина Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТА ВЫШИВКИ

Древние считали, что через край одежды (подол, края рукавов, ворот) могут проникнуть злые силы, и поэтому эти части одежды необходимо было защищать вышивкой.

Орнамент (от греч. «ornamentum») украшение.

На Руси употребляли слово «узор».

«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту.

В славянском орнаменте красный – главный цвет.


Геометрический орнамент присущ всей славянской мифологии.

Ромб - самый распространенный орнамент вышивки всех восточнославянских народов.


Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие.

Ромб с продленными сторонами – символ венца сруба деревянного дома.

Ромб поделенный внутри на 4 части - вспаханное поле.

Ромб с точками внутри – символ засеянного поля.

Ромб с крючками вверху и в низу (ромб-лягушка) – символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей).

Крест с загнутыми концами (солярный знак) - символ солнцеворота, смены дня и ночи.


Существует большое разнообразие исполнения и два направления вращения.

Горизонтальная волнистая линия - символ воды.

Прямая горизонтальная линия - символ земли.

Женская фигура с воздетыми к небу руками стоит в центре узора

и главенствует над окружающими ее животными и растениями – символ Матери-Земли.

У ее ног зубчатая линия – вода.

Восточнославянская богиня Берегиня, или Мокошь (Макошь), считалась покровительницей воды, семейного очага, плодородия.

«Жар-птица» - вешнее солнце.

Конь – хранитель домашнего очага. По поверью конь участвовал в передвижении солнца по небу.

Орел, сокол, петух – в разных районах России эти три птицы символизировали собой огонь.

«Пара птиц» - символ жениха и невесты.

Цветочные орнаменты – процветание, богатство, рождение детей.

Разнообразные растения встречаются в вышивке в зависимости от местности.

На юге – розы, барвинок. В средней полосе – василек, папоротник, на севере – хвойные веточки.

Изображение священного дерева встречается у многих народов.

На Руси священным деревом была береза.

Украинской вышивке присущи такие растительные орнаменты:

«Виноград», «Хмель», «Дубовые листья», «Барвинок», «Розы», «Смородина», «Калина», «Лилия».

«Барвинок» - символ неувядающей жизни.

«Яблочный круг» разделенный на 4 части и противоположные части,

выполненные в одном цвете – символ любви.

«Виноград» - символ семьи.

«Звезды» - символ Вселенной.

«Лилия» - символ девичьей чистоты и невинности.

«Дуб» - символ мужской энергии, жизни.

«Хмель» относиться к свадебной, молодежной символике.

«Древо жизни» - древний символ изображался в виде стилизованных листьев и веток.

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.


До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром».

Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье - народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».

Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.

Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви - и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?

Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.

Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...

И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?


Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой , рязанского этнографа Н.И. Лебедевой , известного археолога В.А. Городцова (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых .

Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии . Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов , Г.С.

Маслова , Б.А.Рыбаков (И.002), А. Амброз .

В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце . Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира , а работы М.Ф. Пармона исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.

Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов . Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.

Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.

Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.


«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» - «огниво» - «огнивец».

«Русское название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название - «посолонь»). В старообрядческой «посолони» - обрядовому обходу церквей по солнцу - легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»

Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным источником служили Византия и Кавказ. Изображение трехлепесткового лилиевидного цветка, именуемого крином, плетение и растительный орнамент, как и многочисленные образы «Звериного» стиля, были частными гостями в декоре тогдашней архитектуры и одновременно украшали листы книжных миниатюр. Не все темы, любимые в Византии, могли обрести для себя новую жизнь на Руси. Новые приживались в том случае, если чем-то соприкасались с уже привычными образами и были близки и понятны русским мастерам, получая при этом иную форму, измененную и приблеженную ими к своему пониманию. Многое в создававшемся искусстве было полно желанием оградить человека от всего дурного. Это шло от воззрений язычества, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Народные образы, жившие столетиями, связывались с привнесенными из других стран. Эта народная струя во многом определила образы и формы русского декоративного искусства, вливая в него все новые и новые свежие силы.

Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали прежде всего из жизни, окружающей природы, из легенд и преданий. Обращались и к смежным отраслям прикладного искусства. В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы – водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами, и символом солнца было изображение коня или всадника, а также фантастической жарптицы. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц. Наиболее известны изображения двуглавого орла с поднятыми крыльями, занявшие прочное место в гербах и монетах (связанные с почитанием бога огня и молнии). В образе быстрокрылой птицы – орла или сокола – получили отражения представления славян о стремительной «окрыленной» молнии. Образ молнии также нашел воплощение в виде огненного змея и дракона. Змей-дракон, олицетворяющий молнию считался покровителем жилья и огня. В языческом искусстве древо жизни животных и птиц стали любимыми в композициях декоративного искусства средневековья. Сам же этот мотив восходит к древневосточному искусству. В древнерусском искусстве он получил особый художественный оттенок. Особый интерес представляют сюжеты аграрно-магических календарных обрядов, связанных с основными этапами сельскохозяйственных работ. В основе всей русской орнаментике лежат растительные формы. В них наиболее распространенным был орнамент вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в кругах, образованных отростками. В XI и особенно в XII в. в Киеве и других городах Древней Руси получил развитие плетеный орнамент и так называемый «звериный стиль», широко распространенный в искусстве Западной Европы раннего средневековья. Плетеный орнамент приходит на смену древнему геометрическому. Он отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов. Узоры плетения усиливают нереальность изображения. В киевском искусстве плетение усложнено, линии образуют причудливые рисунки, магическая сторона «магического стиля» ослабевает и усиливается интерес к декоративности, к самому узору. Само плетение не было изобретением мастеров Киевской Руси. Оно пришло из искусства других стран, главным образом из стран Востока и Византии. Мощное воздействие плетеной орнаментики, пришедшей сюда извне, было поддержано местным мимитивным орнаментом. Это позволило плетению широко развиваться на русской почве и довольно скоро приобрести самостоятельные художественные черты. Мотив розетки на протяжении веков повторялся в различных вариантах во всех отраслях прикладного искусства – в дереве, камне, шитье, серебряном деле. Четырех-, шести-, восьми-, девятилепестковые розетки то перекликаются с далекими прототипами в византийском прикладном искусстве, то напоминают о древнем народном орнаменте «солнц». Одна из особенностей орнаментации древнерусского искусства – это надписи, выполненные декоративным письмом в полосах, кругах, ромбах, иногда служащие основным или даже единственным украшением предмета. Начертание букв и характер надписей в отдельных художественных центрах имеют индивидуальные особенности. Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций, помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение,-это гербы. Гербами назывются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью. Для опредиления имени владельца предмета не менее важную роль играла и монограмма. В XVIII и XIXвв. они изображались в таком сложном переплетении разных и чеканных букв, что монограммы, подобно гербам, часто служили единственным украшением ювелирного изделия. В древнерусский орнамент проникали из Причерноморья через Византию, Иран и Среднюю Азию античные мотивы. Прочно вошли в него творческие переработанные изображения сказочной птицы Сирин, восходящей к эллинистическим сиренам, и получеловека-полуконя, дикого китовраса (кентавра). При всей интенсивности влияния Византии соприкосновение с ее художественной культурой не привело к копированию и близкому повторению византийских подлинников. Русские мастера сохранили своеoбразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. От византийского искусства они приняли лишь то, что отвечало их вкусам. Они смягчили черты суровости и аскетизма в изображении, а византийские орнаментальные мотивы обрели в их исполнении новое звучание. Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий обогатило тематику орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных трав и цветов в XVI-XVII вв. можно встретить стройный орнамент пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба. Корни его уводят к памятникам Итальянского Возрождения. Встречаются узоры трав, пропущенных через корону, мотив орнаментации драгоценных заподноевропейских и восточных тканей-гвоздики, «опахало», кипарис и гранатовое яблоко. Древнерусские мастера обладали необыкновенно тонким чувством меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции даже при полном нарушении симметрии. Это прослеживается как в прикладном и изобразительном искусстве, так и в архитектуре.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента


Традиционный русский орнамент хранит в себе душу народа


Современное искусство кардинально отличается от вековых традиций древнего славянского народа. Сегодня в рисунках на стенах, одежде или предметах обихода изображения редко несут какую-либо смысловую нагрузку: круги — это просто круги, звезды — это просто звезды, а цветочные узоры — это обыкновенный декор. В древние времена узоры имели глубокое сакральное значение. Для тех, кто почитает традиции предков и многовековую культуру славянских народов, орнамент представляет собой богатое наследие неисчерпаемой народной мудрости.

Содержание [ Скрыть ]

  • 1 Что такое орнамент
  • 2 Особенности русского орнамента
  • 3 Древняя символика
  • 4 Золотая хохлома


Что такое орнамент
Как утверждают ученые, народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре.


Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом




В старину, украшение каждого элемента дома имело свой посыл


В русском орнаменте невероятной красоты детали использовались не только для красоты, но неизменно несли глубокую смысловую нагрузку.


Каждый элемент композиции наши предки наделяли особой силой


Обладая знаниями тайнописи, понимая концепцию композиции и цветовых сочетаний, понимая смысл того или иного элемента узоров, можно и сегодня «прочитать» немало интереснейших фактов о древнем русском мире наших предков. Источником для нанесения узоров всегда была природа. Именно тесная связь славян с природой в свое время дала жизнь такому яркому явлению, как декоративно-прикладное искусство.


Чаще всего встречается геометрический и растительный орнамент


Первое, что люди стали изображать на одеянии, рисовать на стенах своих жилищ и кухонной утвари, были именно дары природы. Постепенно простое проявление талантов народных умельцев переросло в настоящее искусство, которое является наибольшей культурной ценностью в современном мире.


На посуде и других предметах быта изображались сцены из природы и повседневной жизни народа


Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Через искусство нанесения знаков они стремились к истине. Сегодня многие тайны узоров канули в Лету, но большинство их раскрыты и знаниями может овладеть каждый, кто желает прикоснуться к истории.

Особенности русского орнамента
Всем известный факт, что каждый народ имеет свою собственную культуру, гордится ею и бережно передает ее традиции из поколения в поколение. Орнамент — это величайшая ценность, ведь в нем сохраняется тайный посыл предков своим последователям.


Наши предки верили, что орнамент наделяет обычные вещи силами оберегов


Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности:


Узорчатые мотивы в русском народном стиле — это всегда красиво, ярко и самобытно. Кроме выразительной эстетики, орнамент может не только украсить, но и защитить или исполнить заветные желания.


К примеру, нанесенные на одежду орнаменты и символы должны были уберечь ее обладателя от невзгод


Древняя символика
Одни из наиболее древних узоров относятся к тем временам, когда только зарождалась славянская цивилизация. По преданию наших предков, познавая тайны того или иного символа, мы дарим ему вечную жизнь! Этнокультурное происхождение каждого знака в орнаменте имеет свой магический и тайный смысл:

  • Крест Сварога, или звезда Алатырь — графическое изображение семи лепестков, символизирующее Вселенную, ее цикличное разворачивание и сворачивание.
    Изображение звезды Алатырь

  • Линии. Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально. К слову, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце — это залог богатого урожая.
  • Знак Перуна. Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа — мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.
    Символ Перуна

  • Символ солнца. На протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо, и даже любимый всеми сказочный персонаж Колобок тоже в каком-то смысле солярный знак.
    Солнце у славян изображалось по-разному

  • Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие.
    Вышитый символ Орепей



    Использовали его в оберегах, поясах и других аксессуарах

  • Треугольник. В зависимости от изображения, треугольник может иметь разное значение. Если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз — это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.
  • Берегиня. Символичный женский образ имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать, которая дала жизнь всему живому на земле.
    Берегиня обычно изображается с парой птиц в руках



    Берегиней также называлась особа кукла-оберег

  • Дерево. Для славян орнамент с изображением дерева имеет особо ценное значение. Именно дерево, по мнению предков, могло накормить и обогреть в холодную зиму. Кроме этого, дерево — это символ рода, корни истории и памяти своих предков.
    В славянской мифологии символ дерева очень глубокий и сложный



    Наши предки изображали его следующим образом

  • Ладинец — исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогало найти истинную любовь, обрести счастье с любимым, родить ребенка. Зрелой женщине он придавал сил для поддержания лада и гармонии в доме.
    Женский символ Ладинец



    Ладинец наносился на женские обереги

  • Свадебник. Славянский обережный символ олицетворял слияние двух родов, рождение новой семьи и изображался традиционно на одежде жениха и невесты.
    Славянский символ свадебник



    В наши дни свадебник часто наносят на обручальные кольца

Древний русский орнамент всегда иллюстрировал тесную взаимосвязь между Человеком, Природой и Богами. В хитросплетениях графических символов изображалось представление предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из самых разных знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента — единый смысл и гармоничность узоров.

Золотая хохлома
Русская народная культура является одной из наиболее ярких и богатейших на события. Русь всегда славилась умельцами, мастерами и художниками. Именно поэтому, в первую очередь, это отражается в декоративно-прикладном народном искусстве. Яркой иллюстрацией художественного промысла на Руси является множество различных приемов и техник. Наиболее известной и не менее популярной в современном искусстве по праву считаются хохлома.


Хохлома — это не только самое известное, но и одно из красивейших проявлений русского народного творчества


Такая техника отличается не только яркими красками и самобытным колоритом, но также глубокой народной философией, ведь в хохломском орнаменте каждый элемент имеет свое значение. История такого художественного промысла уходит корнями в средние века. Легенда гласит, что в древние времена на Руси, на берегу реки, жил умелец, который изготавливал из дерева посуду, раскрашивая ее так, что казалось, будто она сделана из чистого золота. Весть дошла до царя, он велел отыскать умельца и доставить во дворец. Художник волшебным образом узнал об этом загодя и исчез, но успел научить жителей своей деревни секретам своего мастерства. Именно поэтому хохломские узоры — это поистине народное искусство.


Расписанная под хохлому посуда является одним из символов русского народа


Хохлома в русской стилистике - это, как правило, растительные мотивы. Основные цвета, которые используются в росписи, — золотой, красный, черный и иногда зеленый.