Что такое инь-янь? Символ инь ян: мужское и женское начало Энергия «ци» и определяющие параметры её развития.

Символ Инь Янь пришел к нам из древней китайской философии. Он означает единство противоположностей, темного и светлого, мужского и женского начал. Толкования и даже название этого знака менялись на протяжении столетий, в разных философских школах ему приписывали новые способности.

Как выглядит символ

Схема символа простая. Главным элементом является круг. Это знак бесконечности или вечного существования нашего мира. Посредине круга идет волнистая линия, которая разделяет его на 2 симметричные и равные половины. Цвета у них контрастные: черный и белый. Именно они символизируют 2 противоположности, которые взаимодействуют между собой, создавая единое целое.

Непосредственно знаки Инь и Ян напоминают двух рыбок. С одного конца они заужены, а с другого расширены. На расширенной части есть «глаз» противоположенного цвета. Согласно одной трактовке, это означает, что Инь видит мир глазами Янь и наоборот. По другим объяснениям, в каждом знаке есть зародыш противоположенного. Символы влияют друг на друга.

Фигуры не статичные, они постоянно двигаются по кругу. Сначала белое поле находится на пике, а черное отступает, затем чёрное возносится, а белое опускается. Изначально это изображение показывало гору, один склон которой освещен солнцем, а другой находится в тени. Небесное светило движется, и свет перемещается с одной стороны холма на другую.

Встречаются и более древние рисунки этого знака. Они состоят из нескольких кругов, наполовину черных, наполовину белых. Центральный круг абсолютно белый. Также встречаются изображения, где «глаза» двух противоположенных стихий соприкасаются в центральной части.

Известный всем нам символ появился в эпоху Чжоу Дуньи, когда в моду начало входить неоконфуцианство. Иногда на амулетах пишут иероглифы, обозначающие «Инь» и «Янь»

Философское значение символа

Знак Инь Янь - это целая философия, которая в Китае определят мировоззрение местных жителей. На ней основана власть, взаимоотношения в обществе и семье, религия. Система насчитывает уже несколько тысячелетий. Согласно легенде, она вечна.

Немного истории

Первые упоминания о загадочном знаке находят в трактате «Книга перемен» или «И-цзин», который был написан в VII веке до н. э. Некоторые исследователи возводят его корни к индуизму и буддизму, откуда китайцы взяли идею 3 мандал. Согласно древним учениям, Инь и Янь символизируют мироздание, космос и главный закон единства противоположностей. Они взаимодействуют между собой, порождая могущественную энергию Ци.

Китайцы представляли, что до сотворения мира вокруг был Хаос, наполненный энергией Ци. Затем Земля и Небо были разделены. Этот момент и запечатлен на двухцветной эмблеме. Но в сущности она является трехчленной, ведь между Землей и Небом стоит человек, который является центром мироздания и соединяет в себе две противоположенные сущности. От взаимодействия 3 сил: Земли, Неба и человека - возник весь окружающий мир.

Символ отразился и в 2 основных китайских философско-религиозных системах. Конфуцианство ассоциируется с мужским началом Янь. Это рациональная система, которая стремится улучшить мир через знания, традицию, твердые убеждения. Даосизм - мистическая религия, основанная на интуиции и чувствах. Она является воплощением женского начала.

Философские системы

Первоначально символ был тесно связан с физическим миром, в японском учении до сих пор остается такая концепция. Затем китайская философия пошла по пути метафизического понимания единства противоположностей.

Тесно связаны с физическим миром 5 традиционных стихий:

  • Огонь;
  • Дерево;
  • Земля;
  • Металл;
  • Вода.

Первые две считаются стихиями Янь. Огонь располагается в центре белой части круга, дерево - в хвосте Янь. Металл расположен в хвосте Инь, а Вода - на вершине черной половины круга. Центральная разделяющая линия имеет обозначение Земли, объединяющей все стихии в единое целое. Иногда 5 стихий размещают на вершинах пентаграммы.

С метафизической точки зрения 2 символа означают противоположенные стихии и понятия. Чаще всего слышно, что Янь - это мужское начало, а Инь - женское. Но понятия эти более глубокие. Янь означает:

  • свет, Солнце, тепло, юг;
  • гору, Небеса, высоту;
  • активное мужское начало;
  • твердость, камень, непроницаемость, силу;
  • рациональное мышление;
  • нечетные, положительные числа;
  • животное Дракон.

Символ Инь имеет другие, противоположенные значения:

  • темнота, Луна, холод;
  • долина, вода, Земля;
  • пассивное женское начало;
  • мягкость, уступчивость, слабость и покорность;
  • интуиция, душа, мистика;
  • четные, отрицательные числа;
  • животное Тигр.

Иногда этим двум началам приписывают моральные категории: добро и зло, честь и подлость. Но такой расшифровки следует остерегаться. В Китае и Японии Инь и Янь - это не положительные и отрицательные качества человека или общества. Всем нам нужны свет и тьма, холод и тепло, интуитивное и рациональное мышление. Эти явления дополняют друг друга и создают гармонию в мире, потому моральных оценок им не дают.

Символы в фэн-шуй

Знак Инь Янь имеет значение и в фэн-шуй, ведь это старинная система обустройства пространства дома, которая родилась в Китае. Основная цель использования символа - достичь гармонии в жилище, обеспечить всем обитателем идеальный баланс между покоем и активностью, отдыхом и работой, построить хорошие отношения друг с другом.

Обе энергии во всех помещениях дома должны быть сбалансированными. Плохо, если одна из них сильно подавляет другую. Но некоторый перевес в определенных зонах стоит обеспечить. Энергия Янь наполняет места, где люди работают, общаются. Ее сила важна для рабочего кабинета, гостиной, кухни. Акцент на этом начале делают в офисах, на производстве. Инь присутствует в зонах отдыха: спальне, ванной. Женское начало усиливают в таких общественных местах, как гостиницы, курортные отели, сауны, спа-салоны.

Как активизировать 2 энергии в доме? Мужское активное начало обозначает:

  • Светлая отделка стен, мебели, кроме чистого белого цвета.
  • Яркие картины в теплых тонах (красные, желтые, салатовые).
  • Активная вода: журчащие фонтаны, аквариумы, изображение водопада.
  • Часы, музыкальные центры.
  • Фото близких, занимающихся спортом и другими активными вещами.

В зоне отдыха должна преобладать энергия Инь. Вот ее символы:

  • Отделка в мягких холодных тонах: синем, голубом, сером.
  • Картины, изображающие горы, долины, пустыню, спокойное озеро, ночной пейзаж.
  • Мягкая мебель с плавными линиями, без острых углов.
  • Приглушенный свет.

При выборе места для строительства дома также учитывают взаимодействие 2 энергий. Инь преобладает возле леса, спокойного озера или пруда, кладбища, больницы. Янь - на открытом пространстве, рядом с горами, возвышенностями, офисными и торговыми центрами, заводами, фабриками, горными реками.

Если дом стоит на территории с пассивной энергетикой, его обитателей ждут неудачи, печаль, депрессия. При слишком активных воздействиях трудно будет найти покой. Между членами семьи часто возникают ссоры, непонимание, потому советуют выбирать место, где присутствуют обе энергии в равном количестве.

Талисманы Инь Янь

Амулет с изображением Инь и Янь помогает найти гармонию в жизни. Он уравновешивает обе энергии и сущности. В каждом человеке есть и мужские, и женские черты, которые символизирует талисман. Они выражены по-разному, независимо от пола. Если носить украшение с изображением китайского символа, оно будет усиливать слабые и подавлять слишком сильные черты характера.

Талисман делают своими руками, покупают или получают в подарок. Путь получения не имеет значения. Перед тем как надевать, его настраивают на владельца. Амулет кладут в чистую родниковую воду или соль, держат там на протяжении суток. Только после этого он становится настоящим оберегом для своего хозяина.

Также рекомендуют свои способы активации для каждого знака Зодиака. Представителям стихи огня (Овен, Лев, Стрелец) необходимо семь раз пронести талисман над пламенем свечи. Для земных знаков (Телец, Дева, Козерог) подойдет земля: амулет опускают в цветочный горшок или прикапывают в саду на 7 часов. Воздушным знакам (Близнецы, Весы, Водолей) рекомендуют 7 раз обкурить украшение благовониями. Водным (Рак, Скорпион, Рыбы) - 7 раз опустить в сосуд с водой.

Большой силой обладает кулончик, медальон или подвеска, которая располагается ближе к сердцу и энергетическому центру тела. Она оказывает мощное влияние на физическое и духовное состояние человека. Женщинам подходят серьги, а мужчинам - запонки. Кольцо или перстень - не самый удачный вариант. Такое украшение носят на пальце одной руки, что создает дисбаланс. Браслет действует похоже, но можно надеть их 2: на левую руку и правую ногу или на обе руки.

Специалисты по фэн-шуй советуют поставить фигурку, монету или брелок с изображением Инь Янь в центр квартиры, чтобы сбалансировать энергетику дома. Она защитит всех обитателей от крайностей в поступках, излишней активности и праздной неги. Отношения в семье наладятся, появится возможность решить сложные вопросы.

Рекомендуют одевать кулон из золота с символом Инь Ян новорожденному ребенку и его матери на шею. Тогда связь между ними усилится, а малыш вырастет спокойным и самодостаточным. Влюбленные тоже часто носят похожее украшение, разламывая его на 2 половинки. Это неудачное решение: знак не стоит разделять. Если паре так нравится, мужчине лучше носить женский символ, а женщине - мужской. Так у двоих половинок одного целого улучшится взаимопонимание.

Инь Янь и наша жизнь

В нашей жизни одни события сменяют другие, мы движемся от рождения к смерти, через целую серию преображений. Чтобы достичь гармонии в отношениях с другими людьми и самим собой, надо принимать как должное все, что с случается, стараться впускать к себе разносторонние вещи и знания. Например, мы не можем обойтись в своем рационе без холодной и горячей пищи, растительных и животных продуктов, потому монодиеты нарушают внутренний баланс и вредят здоровью.

Для достижения благополучия нужно много работать и быть активным. Но постоянная спешка, стремление к успеху истощает силы. действительно удачливые люди умеют правильно распределить свое время, уделять минуты для отдыха. Чем больше мы работаем, тем больше времени следует оставлять для себя, семьи, общения с природой и высшими силами. Стремиться советуют к простой гармоничной жизни, а не к излишествам.

Если жить по принципу Инь и Янь, всегда носить с собой амулет, легко сделать свою жизнь счастливой. Нельзя слишком сильно увлекаться даже хорошими вещами. Запрещено допускать в свое сердце гнев и злость. Советуют находить компромисс в любой ситуации и смотреть на проблемы глазами оппонента. Мужчине и женщине нельзя забывать, что в них есть оба начала, а значит, взаимопонимания достичь не так уж и трудно.

Скрытый смысл инь и ян

Что означает знак инь янь

Легенда о Инь Янь

Заключение

Людям западной культуры не всегда легко понять и принять китайскую философию. Для многих восточная символика выглядит, как экзотическая сказка. Но в последние десятилетия на Западе начали увлекаться этой древней философской и религиозной системой. В ней находят сотни способов для духовного роста и саморазвития, улучшения качества жизни. Чтобы постичь весь смысл и тонкости Востока, его изучению посвящают не один год.

Что когда Небо и Земля разделяются, наверху, на Небе, появляется Ян, а внизу, на Земле - Инь. Ян - это дыхание-ци Неба, активное, мужское начало, а Инь - дыхание-ци Земли - пассивное, женское начало. Ян и Инь, как Отец и Мать, соединяясь, порождают все остальные явления и предметы нашего мира. Они - как два противоположных полюса магнита, и только движение энергии между ними способно породить изменения, различия, создать жизнь.

Посмотрите на символ Инь-Ян. Белая половина круга, это Ян, черная - Инь. Они сменяют друг друга, находятся в постоянном движении. И именно это движение, колебание между противоположными полюсами обеспечивает баланс в мире - когда возрастает Инь, уменьшается Ян и наоборот. Но даже если Инь достигла предела, в ней сохраняется небольшая частичка Ян - как в холодной, промерзшей земле, тихо спит, но не умирает, зернышко, готовое прорасти весной. То есть не бывает Инь без Ян и наоборот.

Чтобы приблизить теорию к реальности, посмотрите ассоциации, которые возникают в связи с Ян ци и Инь ци.

  • Мужское
  • Яркое
  • Активное
  • Солнце
  • Светлое
  • Сухое
  • Горячее
  • Твердое
  • Сильное
  • Женское
  • Приглушенное
  • Пассивное
  • Темное
  • Влажное
  • Холодное
  • Мягкое
  • Слабое
  • Долины

Как же практически можно увидеть и применить принцип Инь-Ян?

Во-первых, наблюдая за событиями, происходящими в природе. Каждый год мы проходим четыре ключевые точки солнечного календаря: два солнцестояния, летнее и зимнее и два равноденствия - весеннее и осеннее. Солнцестояние - это астрономическое явление, когда Солнце проходит точку на эклиптике, наиболее удаленную от экватора небесной сферы. Проще говоря, это время, когда наблюдается самый длинный или самый короткий световой день. В Северном полушарии во время зимнего солнцестояния (21-22 декабря) - самый короткий день и самая длинная ночь в году. Это время, когда Ян, активное начало, минимален, в природе властвует темное, холодное начало Инь. Но постепенно длительность дня начинает увеличиваться, Ян растет. Во время весеннего равноденствия день равен ночи, Инь и Ян равны в своих правах. Во время летнего солнцестояния Ян достигает максимума - в это время мы наблюдаем не только самый длинный световой день, но и ощущаем другие проявления Ян - сухость и жару.


Как раз в этот момент можно хорошо прочувствовать необходимость баланса между Инь и Ян - когда нам жарко, то хочется попасть в прохладное помещение, выпить холодной воды; если Солнце светит слишком ярко, то возникает желание надеть темные очки и так далее. Холод, прохлада, темнота - все это проявления Инь, которые помогают нам сбалансировать слишком янскую среду.

Также важно, что Инь и Ян - понятие относительное : любой день лета больше наполнен янской энергией, чем любой день зимы, но в течение летних месяцев мы всегда сможем найти настолько жаркие дни, что они будут более янскими, чем остальные дни лета.

Более короткий природный цикл - сутки - также демонстрирует нам смену и преемственность Инь и Ян: днем сильнее Ян, ночью - Инь, они сменяют друг друга во время рассвета и заката.

Точно также принцип Инь-Ян работает в ландшафте . Во всем необходим баланс: если есть горы, то нужны и долины, одно без другого не будет создавать хороший фэн шуй. Для жизни людей и плодородного земледелия плоха как сухая, безводная местность, так и слишком влажная, болотистая. Важно найти место для жизни, где Инь и Ян будут сбалансированы.

Примеры Инь и Ян в ландшафте:

  • Холм, гора
  • Южная сторона
  • Бурная река
  • Шумный центр города
  • Небоскребы
  • Низина
  • Северная сторона
  • Болото
  • Спокойная вода
  • Городская окраина
  • Сельский ландшафт

В интерьере стоит соблюдать те же принципы: сложно долго находиться как в очень светлой, яркой комнате, открытой всем ветрам, где еще и играет громкая музыка, но также и угнетающе действует обстановка в темном, сыром, маленьком тихом помещении. Поэтому важно создать баланс Инь и Ян как во всем доме, так и в каждом отдельном помещении.

В доме обычно прихожая, часть близкая ко входу в помещение считается янской, а тыл дома - иньским. Поэтому гостиную чаще всего располагают ближе к входной двери, чем спальни. Если же говорить об отдельных комнатах , там мы можем применить тот же принцип: например, в спальне ребенка лучше ближе ко входу расположить рабочий стол или организовать зону для игр, а кровать поставить в глубине комнаты. Если кровать стоит в янской, ближайшей к двери части комнаты, сон может быть менее крепок, и будет чаще возникать желание поваляться в постели, вместо того, чтобы делать уроки. Стоит также обращать внимание на функции комнаты - собираемся ли мы там общаться и веселиться (Ян) или отдыхать (Инь). Поэтому гостиные обычно оформляют более ярко, чем спальни, где хочется уюта и покоя.

Примеры Инь и Ян в интерьере:

  • Светлые, яркие оттенки
  • Живые цветы
  • Шумная музыка
  • Передняя часть дома
  • Гостиная
  • Рабочий стол
  • Темные, приглушенные оттенки
  • Сухие цветы
  • Тишина
  • Тыловая часть дома
  • Спальня
  • Кровать

И даже в повседневной жизни каждого человека мы можем наблюдать баланс инь и ян. Наверное, вы не раз наблюдали, как после очень активной, суматошной деятельности человек впадал в апатию, ему больше ничего не хотелось. Срабатывал в этом случае такой простой фактор, как маятник. Если слишком сильно увеличить количество ян, то организм, стремясь к балансу, может уйти в противиположное состояние - глубокий инь. Так что если слишком много работать, не делая перерывов и не давая себе отдыха - количество ян может стать критическим и привести к плохому самочувствию или болезни. Не допускайте такого!

Хорошего вам баланса Инь и Ян

Наталья Цыганова


Культура Китая преподнесла нам много вещей, над которыми мы часто задумываемся и стараемся понять их глубокий смысл. Одной из них является знак инь янь . Сложно найти человека, который бы не слышал об этом знаке, вот только что означает инь янь знают вовсе не многие.

Значение и суть инь янь

Китайская философия говорит о том, что это один из символов дуализма мироздания, поскольку делится на две половины: светлую и темную, в то же время эти стороны находятся в идеально ровном круге, который символизирует бесконечность. Считается, что именно этими энергиями всё и создано во Вселенной, которые постоянно взаимодействуют между собой.

Именно этот знак гармонично соединяет в себе два элемента и начала любого существа – темную и светлую сторону. Даже буквальный перевод говорит о том, что переводится это как темная и светлая сторона горы.

Всмотревшись в изображение видно, что знак инь янь достаточно интересный по своему виду, ведь рисунок изображает не просто две стороны, одна из которых исключительно черная, а другая белая. На каждой половинке есть небольшая часть, а именно точка имеет противоположный цвет, этот символ показывает, что каждая светлая сторона имеет в себе немного мрачного, черного. И, наоборот, во всём нехорошем есть небольшая частичка добра и света.

Еще делятся две половины знака не простой прямой линией, а волнистой. Она показывает плавный переход из светлого в темное и наоборот, тем самым разделить его ещё сложнее. Кстати, сейчас даже есть черное-белые деревья инь-янь . Правда, выполнены они из бисера.

Другие значения инь и янь

Поскольку знак инь янь не просто показывает темную и светлую сторону, также этот знак указывает на противоположности. Это означает тот факт, что это касается не только темного или светлого начала, некоторые сравнивают инь янь с женским и мужским началом, а так же говорят, что янь – это что-то горячее, такая сила, которая всё разрушает, а инь наоборот нечто прохладное и созидающее.

А также многие мудрецы говорили, что энергией инь янь мы наполняемся через потребление пищи, поэтому и здесь всё должно быть не менее гармонично, также они утверждали, что равновесие инь и янь начинается именно с этого. Стоит помнить о том, что инь — это эластичное, влажное, холодное, сладкое, жидкое, мягкое, а янь — это горькое, вяжущее, соленое, согревающее, твердое и раздражающее.

Не стоит пренебрегать правилами соблюдения равновесия и здесь, поскольку исключая, к примеру, инь-продукты у вас появятся заболевания и то же самое произойдет, если исключить пищу группы янь.

Что поможет достичь гармонии?

Как говорят китайские мудрецы и философы, когда человек научится контролировать свою энергию ци, то тогда придет гармония его внутреннего инь и янь, что позволит прикоснуться к идеальному равновесию инь и янь во Вселенной. Но, чтобы достичь такого результата, человеку нужно долгие годы работы над собой.

Ведь инь и янь – это противоположности, которые постоянно конфликтуют друг с другом и это касается не только постоянной борьбы на земле добра и зла, но и в человеческой сущности каждый день происходит эта борьба. И каждый день какая-то сторона перевешивает другую, что не позволяет достичь человеку гармонии.

Концепция энергии инь и янь

Именно энергия инь янь и дает начало главным стихиям нашей жизни: вода, огонь, дерево, земля, металл. А уже эти стихии и определяют процесс природных явлений, которые так или иначе начинаются жизнью и в результате умирают. И снова мы видим две противоположности, которые не могут друг без друга – жизнь и смерть.

Даже медицина говорит, что поистине здоровый человек будет лишь тогда, когда найдет ту самую гармонию между инь и янь.

Эти два символа постоянно заменяют и поддерживают друг друга и никогда не исчезают полностью, несмотря на то, что иногда одна сторона побеждает другую.

Так же концепция инь янь объясняет природу Дао, где говорится, что всё в жизни меняется и никогда не стоит на мести вне зависимости от темпа развития и масштабов. А также, что два элемента инь и янь дополняют друг друга, не может быть существования черного без белого, а светлое не существует без темного.

Существует небольшая полемика, ведь некоторые пишут и произносят не инь янь, а инь ян. Одни отстаивают свое мнение и просто не воспринимают доводы других и наоборот. Но, по сути, перевод с китайского правильный и в первом, и во втором случае, поэтому эти споры просто бессмысленны.

Суть стремления достичь гармонии

Такие понятия как инь и ян ещё раз подтверждают, что на земле нет ничего совершенного и идеального, поэтому главное не достичь идеала, а достичь гармонии. Гармонии в самом себе, гармонии в общении, гармонии в поведении, именно это и даст силы человеку постичь начала начал и прийти к истоку мироздания. Чего и стремится всегда достичь каждая цивилизация и каждый человек в особенности.

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Все в мире находится в гармонии, равновесии: добро не существует без зла равносильно, как и темные силы без сил небес. Вместе с тем Инь-Янь – это две противоположные энергии, а это означает, что они так же дополняют друг друга. Данные два понятия пришли к нам из древних учений даосской философии и по сегодняшний день являют собой одно из важнейших учений в .

Что означает знак Инь-Янь?

В значении этого символа не так-то и легко разобраться. Начнем по порядку: итак, Инь символизирует ни что иное, как женское начало в то время как Янь – мужское. Если говорить об Инь-Янь как едином целом, символе единства, то получаем Дао. Последняя, в свою очередь, - это энергия, способствующая любому творческому процессу. Иными словами, Дао согласно древнекитайскому трактату «И-Цзин», – таинственная сила, а в некоторых учениях и мать космоса, которая контролирует абсолютно все на этой планете: как живые процессы, так и неживые. Стоит упомянуть, что символ Инь-Янь был открыт еще в 7 веке до нашей эры, а это означает, что китайские философы были одними из первых, кто стремился познать природу мироздания.

Инь-Янь, мужчина и женщина – что это означает?

Как и во всем живом на земле, в человеке уживаются эти две энергии. Несмотря на половую принадлежность, будь то девушка или парень, в каждом из нас есть мужское (Янь) и женское (Инь) начало. При этом у представительниц прекрасного пола, точнее у большинства из них, преобладает Инь, главные свойства которой – это сохраняющие, пассивные, воспринимающие. Немаловажно отметить, что женщина является олицетворением Инь, потому как ей предначертано судьбой быть хранительницей домашнего очага, человеком, дающим жизнь, воспитывающим детей. Янь – это мужчина, добытчик. Эти две энергии не просто взаимодействуют друг с другом, а им суждено гармонизировать, создавая полноценную, разностороннюю, творческую жизнь.

Ранее было упомянуто, что в каждой личности уживаются две энергии Инь-Янь. К тому же, чтобы всегда быть в тонусе, в гармонии со своим внутренним «Я», человеку необходимо работать над балансом этих двух противоположностей. Так, в женщине не должны преобладать мужские качества (хотя в век феминизма в это сложно поверить) так же, как и в мужчине – женские. Кроме того, чрезмерная пассивность может навредить, как избыток активности.

Не менее важен тот факт, что преобладание мужских и женских начал влияет на самочувствие, состояние органов. Так, любые отрицательные изменения в организме человека носят характер Инь-перемен. Это относится и к тому, если какой-либо орган подавлен, недостаточно функционирует. Янь-энергия отвечает за гиперактивность организма. Древнекитайская медицина считает, что корень острых болезней – воздействие Янь-энергии, а хронических – Инь.

Что означает амулет Инь-Янь?

Инь-Янь в виде тату или символа-оберега на кулоне означает энергетическую подпитку, что защищает человека от всего плохого, злого. Пожалуй, это один из наиболее древних и сильных талисманов. Здесь, правда, есть небольшой нюанс: оберег должен быть будто настроен на того, кто его носит. Иными словами, человеку с тату Инь-Янь важно быть осведомленным в существовании двух противоположных энергий, в их мощном воздействии на жизнь, дальнейшую судьбу . Самое интересное, что, чем гармоничнее, чем в большем равновесии находятся Инь-Янь, тем более успешен этот человек. Взаимодействие энергий будет длиться до тех пор, пока они находятся в единстве, являют собой единое цело, взаимопереходящее друг в друга и имеют неразрывную связь.