Интуитивное и мистическое познание мира. Мистическое познание Классификация наук: традиционные и современные концепции

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание может осуществляться в следующих формах:

Обыденное,

Мифологическое,

Религиозное,

Художественное,

Философское и

Научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение).

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – это основной признак науки, главная ее особенность.

2. Наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Высшая ценность– Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами.

4. Системность..

5. Характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7. Это есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.

9. В процессе научного познания применяются приборы, инструменты.

10. Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта.

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Если проанализировать особенности научного познания, рассмот­рим его в сравнении с обыденным познанием и выделим следующие осо­бенности".

Объекты нгуки не сводимы к объектам обыденного опыта; наука имеет предметную направленность. По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, фи­зиология - функции его органов, медицина - болезни и т.п.). Предмет по­знания может быть материальным (атом, живые организмы, электромаг­нитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный про­цесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта;

Научное познание ориентировано на объективную истинность;

Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

Наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий);

Наука формирует особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью;

Существенным признаком научного познания является его системность, логическая организованность;

Результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер.

Одной из древних форм знания, генетически связанной с мифологи­ей, является религиозное знание . Для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Оно основано на религиозной вере, которая предполагает авторитет догматов и традиций. Источник религиозного познания - откровение как способ постижения мира. Мировоззренческие вопросы о происхождении мира, человека, социального устройства, - решаются в религии с позиций зависимости людей от высших сил.

Но все же наука и религия отличаются друг от друга:

8. Наука наднациональна, космополитична.

9. Наука единственна, религия множественна.

10. Научное знание именно в силу своего объективного характера носит и надличностный характер. Религиозное знание всегда имеет лич­ностную форму - это заветы предков, тексты пророков, знания, открытые »>о| оизбранным личностям высшей силой и т.д.

11. Наука натуралистична. Она не может вводить никаких сверхъестественных факторов. Наука принципиально арелигиозна. В этом смысле наука материа­листична. Она и стремится к пониманию природы без всяких посторон­них прибавлений.

12. Наука критична по самой своей сути. Основным инструментом науки является критика.

13. Религия и наука противостоят по вопросу об источнике знания. Источником научного знания являются опыт и разум, источником рели­гиозного знания - откровение.

14.С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма знания .

Художественное познание пред­ставляет собой отражение мира человека в разных видах искусства - ар­хитектуре, скульптуре, живописи, музыке, танце, литературе, театре, кино, прикладном искусстве. Отличие художественно-образного мыш­ления от логического (научного познания) заключается в том, что в нем мысль выражена через чувства, идеи проявляются в эмоционально на­сыщенных образах. Взаимоотноше­ние искусства и науки можно рассматривать как отношения взаимной дополнительности.

С древних времен человек пытался объяснить многочисленные чудеса, которые происходят на нашей планете. В настоящее время большинство из них объясняется с научной точки зрения. Тем не менее все еще существуют мистические явления, в которые трудно поверить. Мы расскажем вам о 12 тайнах, созданных природой или людьми.

1. Бимини-Роуд

В 1930-х годах американский психиатр Эдгар Кейси утверждал, что примерно в 1968-1969 году ученые найдут руины потерянного города Атлантиды в Бимини. В сентябре 1968 года в море недалеко от Райского пункта в северной части Бимини были обнаружены 700-метровые аккуратно расположенные блоки известняка. Цепь этих блоков получила название Бимини-Роуд.

Некоторые ученые говорят, что это останки знаменитой цивилизации. Другие считают, что блоки появились в результате углубления морского дна.

2. Танцевальная чума

В июле 1518 года миссис Трофея начала танцевать, и не могла остановиться. Через неделю вместе с ней танцевали еще 34 человека. Спустя месяц общее количество танцоров достигло нескольких сотен. Они танцевали без остановки, в результате чего 400 человек погибли от истощения, сердечных приступов и инсультов. Для этого явления так и не было найдено удовлетворительного научного объяснения. Ни одна из теорий не объясняет невероятную выносливость, необходимую для того, чтобы танцевать нескольких дней без остановки.

3. Эндрю Карлсин

В 2003 году ФБР арестовало мужчину, обвиняемого в мошенничестве на фондовой бирже. Имея всего 800 долларов, он заработал 350 миллионов, заключив 126 сделок.

Эндрю признался, что получил необходимую для сделок информацию из будущего. По его словам, он прибыл из 2256 года на машине времени. Позже он получил облигацию на 1 млн долларов и неожиданно исчез.

4. Кипящая река

Еще в детстве Андрес Рузо часто слышал от своего деда легенду о реке, которая буквально «варила» своих врагов. Он мечтал открыть эту реку.

Став старше и получив образование геолога, в 2011 году Андрес вместе с местным шаманом, который был у него проводником, обнаружил реку, температура которой достигала 86 °C. Это, конечно же, не единственный водный объект на планете с высокой температурой, однако во всех случаях источники тепла находятся поблизости. А вот река расположена на расстоянии 700 км от ближайшего вулкана.

5. Подводные руины Йонагуни

В 1986 году вблизи острова Йонагуни (Япония) были обнаружены террасные образования. Подводные пласты находятся в больших кластерах, высота которых такая же, как у 5-этажного дома. Дайверам удалось найти артефакты, доказывающие, что в этих местах жили люди. Несмотря на это, ученые все еще спорят о происхождении этих террас. Если предположить, что эти образования являются антропогенными, они должны принадлежать доледниковым цивилизациям.

6. Фото из Музея Бралорн

Это фото было сделано в Канаде в 1941 году. В толпе можно увидеть человека, одежда которого кардинально отличается от моды 1940-х годов. На нем толстовка на молнии с капюшоном и футболка с логотипом в современном стиле. Кроме того, парень держит в руках портативную камеру. Некоторые люди уверены, что это фото доказывает возможность путешествовать во времени.

7. Геоглифы тропических лесов Амазонки

Изучая открытый ландшафт тропических лесов Амазонки, ученые заметили многочисленные рисунки, вырезанные в земле, - геоглифы. Специалисты обнаружили 450 геоглифов на севере Бразилии и Боливии. Впервые они появились здесь 3000-3500 лет назад. Одна из основных теорий гласит о том, что эти конструкции предназначались для общих собраний, обсуждений и проведения ритуалов.

8. Огни во время землетрясения

Яркие огни, которые возникают во время землетрясения, считаются одним из самых загадочных явлений. Доказано, что с 1600 года во время сейсмической активности в небе наблюдалось 65 случаев сияния. Однако вероятность того, что вы сможете стать свидетелем этого явления, очень низкая. Огни во время землетрясений можно увидеть только в 0,5 % случаев. Чтобы объяснить это явление, было создано множество теорий, но ни одна из них не приближается к истине.

9. Замерзшая девушка

20 декабря 1980 года Джин Хиллиард ехала в дом своих родителей через снежный Ленгби, штат Миннесота. Внезапно ее машина заглохла, и девушка решила отправиться к дому своих друзей, которые жили поблизости. Из-за переохлаждения Джин потеряла сознание и провела 6 часов в снегу, пока ее не нашли. Температура воздуха составляла -22 °C.

Когда Джин отвезли в больницу, ее кожа настолько замерзла, что врачи даже не могли сделать инъекции. Все были уверены, что Джин умерла. Однако спустя какое-то время после пребывания в тепле врачи заметили незначительное движение ее тела. Через 3 дня она смогла шевелить ногами, и спустя 6 недель считалась абсолютно здоровой.

10. Корабль-призрак «Кэрролл А. Диринг»

«Кэрролл А. Диринг» - это коммерческая шхуна США, ставшая знаменитым кораблем-призраком. Шхуна села на мель, и была найдена в 1921 году, но экипажа на ее борту не оказалось. В камбузе корабля было много еды, однако бортовой журнал, личные вещи, якорь и навигационные устройства отсутствовали, а рулевой механизм оказался сломан. В конце 1922 года было прекращено расследование по факту исчезновения экипажа, однако официальное заключение так и не было дано.

11. Человек дождя

Дед Дона Декера умер в 1983 году в Струдсбурге, штат Пенсильвания. После похорон молодой человек внезапно почувствовал лихорадку и впал в транс. В то же мгновение по потолку и стенам гостиной, в которой он в то время находился, начла стекать вода. В этой части дома не было водопровода, что вызвало недоумение всех, кто находился рядом. Друг Дона вызвал офицеров полиции, которые попросили вывести внука умершего из дома и отвезти его в ближайший ресторан-пиццерию. Мистическое явление повторилось: с потолка пиццерии начала капать вода. Как только люди покинули здание, дождь прекратился.

12. Подземный океан

Ученые обнаружили гигантский резервуар с водой на глубине 660 км ниже поверхности Земли. Считается, что возраст этого резервуара - 2,7 миллиарда лет. Его объем в несколько раз превышает объем Мирового океана. Это открытие привело к появлению новой теории. Возможно, подземный океан вырвался наружу, сформировав известные нам океаны, а не наоборот, как считалось ранее.

:
"Особый интерес в рамках темы взаимоотношений науки и религии представляют взгляды трех выдающихся мыслителей, биологов-эволюционистов ХХ в., не побоявшихся предложить свои интерпретации этических и гуманистических аспектов как достижений науки в целом, так и эволюционной теор ии, свое понимание соотношения этой теор ии и религии, свой общекультур ный и общечеловеческий «эволюционный синтез».
... все три опыта экспансии эволюционной теор ии за пределы познания и объяснения собственно биологической эволюции выявили характерную именно для XX в. черту соотношения науки и религии, лишь усилившуюся в начале XXI столетия при кажущемся ренессансе религии, в частности в России. Религия, этот «вздох - угнетенной твари», несмотря на все попытки ее модернизации и адаптации, занимает всю ту же «экологическую нишу», что и прежде, и никакую другую занимать не способна - она находится на своеобразной периферии человеческого мышлени я и деятельности, там, где человек еще не стал полноценным, разумным, свободным и ответственным существом, или вновь перестал быть им, где он все еще является рабом обстоятельств и неподвластных ему сил, включая его собственные, то есть на той границе, до которой человек (и наука вместе с ним) дошел в постижении и преобразовании мира в человечный мир и самого себя в человечного человека. При этом религия в принципе давно потеряла свой священный статус и образ, став всего лишь одним из бесчисленных объектов науки и, что еще хуже для ее будущего, таким же пройденным этапом в недавней эволюции человека, как лапти или свечка. Приходится признать, что, например, в России граждане бывают вынуждены зажигать свечи, но не из исконной любви к ним и не из религиозной экзальтации, а потому, что по неизвестной и еще непонятной для них причине в их домах погас электрический свет.
В своем дневнике Добржанский не раз благодарит Господа за то, что жив и еще может заниматься наукой. Не исключено, что если бы у докторов, наблюдавших и лечивших Добржанского, было больше возможностей, и благодаря их усилиям и умениям его жизнь была бы продлена, да не на год или два, а на десяток-другой лет, в дневник были бы записаны строчки со словами иной благодарности. "

Перед тем, как пытаться выяснить взаимоотношения науки и мист ики, определим то и другое так, чтобы не возникали двусмысл енности. Хотя интуитивно вопрос представляется несколько надуманным, и кажется вполне очевидным взаимный антагонизм науки и мист ики, но все далеко не так просто: один и тот же человек в одно время проявляет себя в контекст е следования научному методу познания, а в другой момент оказывается самым неподдельным мист иком, сознавая это или нет.
Итак, вырабатываем определения. Они не должны оказаться специфичны только для данного текста, а вберут в себя наиболее характерное, что определяет оба явления.
Во-первых, ни то, ни другое не существует само по себе и проявляется в характерных психи ческих реакциях конкретных людей, в их общем стиле (контекст е) восприятия-действия, характерном для науки или мист ики. Поэтому будем четко осознавать, что наука и мист ика - абстракции , существующие для удобства описания этих стилей и, говоря "наука" или "мист ика", подразумеваем только эту условную, описательную абстракцию, ограниченную использованием только психи ческими явлениями. Соответственно, говоря "ученый" или "мист ик" - подразумеваем человека, проявляющего явно демонстрируемую предрасположенность к совокупности признаков, описываемых этими абстракциями.
Начнем со зримых примеров характерных проявлений мист ики и науки.
Пробираясь в ночном незнакомом лесу мимо кладбища, вздрагивая от малейшего шороха, живо воображая завораживающие картины и истово моля, чтобы побыстрее пронесло и кончилось, мы - "мист ики", а когда утром приходим в лабу, включаем компьютерную систему экспериментальной проверки собственного предположения, вытекающего из некоторых вполне обоснованных начальных допущений, мы - "ученые".
В первом случае наша тревога, беспокойство и даже благоговение перед неисповедимой силой и властью ситуации, в которой мы оказались, проистекает, в первую очередь, от недостатка информации, неопределенности, которая делает невозможной выбор подходящего противодействия.
Во втором случае мы имеем достаточную определенность исходных наборов данных, дающую возможность делать уверенные предположения и проверять их на опыте.
Все ли так четко и просто? Нет. Оказывается, даже условное разделения во времени психи ческих стилей-контекст ов не достаточно потому, что признаки науки и мист ики могут наблюдаться в одно и то же время. Ведь если бы все было определено полностью, и уверенность оказалась 100% то зачем нужно еще проверять это на опыте? Выходит, все же и здесь есть некоторая неопределенность, заставляющая делать несколько пока не очень уверенных предположений.
Так в чем же тогда существенное отличие мист ики от науки?
Самое главное - способ, метод, с помощью которого можно научиться прогнозировать и осуществлять желаемый результат своих действий в зависимости от существующих условий. Подробне - в статье Мистика: понятие и сущность .
В самом общем виде это - то, что вообще делает возможным приспособление к окружающей среде, то, что вырабатывается в виде механизмов психи ки, предназначенных для соответствия окружающей среде, умения накапливать жизненный опыт и затем на его основе представлять возможные последствия того или иного поведения, а в нужный момент, когда уже необходимо действие, осуществлять наиболее приемлемый вариант. Эти механизмы вполне понимаемы и каждый может разобраться в них, если сделает усилие в понимании существующего обобщающего материала .
Учитывая, что эти механизмы совершенно одинаково работают для любого контекст а поведения, становится ясно, что существенен именно метод, позволяющий сделать удачный выбор, - как самостоятельный элемент личного жизненного опыта. А это значит, что поначалу ни у кого нет такого метода, и этому методу предстоит научиться.
И еще ясно, что, как и любой другой жизненный опыт, этот метод не может быть полностью описан (формализ ован) так, чтобы стало возможным передать его другому в виде описания без потерь очень важных его составляющих (только ничтожная часть мысленных образов вербализована в виде достаточно однозначно понимаемых всеми слов и понятий). Так, чтобы научить кого-то своему ремеслу (умению), совершенно не достаточно просто рассказать об этом и даже показать. Необходимо, чтобы ученик сам все прошел от самого простого и выработал собственные навыки, которые окажутся во многом отличными от навыков учителя.
Прослеживая развитие метода познания, можно проследить и его становление в виде достаточно дееспособного, надежного механизма.
В самом естественном, изначальном виде, общие навыки познания сводятся к тому, что, заметив некую взаимосвязь явлений, этим можно попробовать начать пользоваться.
Любое действие вызывает результат, который оценивается системой значим ости личности: насколько он значим именно для нее и насколько желателен. Самая общая оценка - хорошо или плохо дает возможность в последующем или стремиться к такому вот удачному действию или избегать его. С каждой новой ситуацией этот опыт все более уточняется, блокируя нежелательное и стимулируя удачное так, что вырабатывается все более эффективный навык для все большего количества вариаций условий.
Вместе с отработкой приспособительных навыков, отрабатывается и опыт наиболее эффективного выбора вариантов поведений, чтобы не было нужно перебирать все возможные виды поведения и смотреть результат (метод бездумных проб и ошибок), а суметь сразу выделить наиболее многообещающие. Так, чтобы перепрыгнуть через лужу нужно было бы начать с самого малого усилия, если недопрыг - добавить еще квант усилия и так до тех пор пока прыжок не окажется удачным. В самом раннем возрасте примерно так и происходит (можно понаблюдать за становлением двигательных навыков котят, это происходит достаточно быстро), но затем опыт самых разных движений уже подскажет с какого усилия стоит начать и число опытов окажется минимальным.
Выделение самого многообещающего оказывается достаточно простым в тех случаях, когда признаки условий четко выделяются восприятием, и они реально соответствуют тому результату, который является следствием выбранного поведения. Так, из любых попыток быстро становится ясно, что камень будет лететь настолько далеко, насколько сильно и высоко его бросить потому, что в этом проявляется реальная закономерность природы, которая всегда воспроизводится в одних и тех же условиях. Но если перед броском плюнуть на камень, то это не поможет ему улететь дальше и попасть точнее в цель потому, что нет такой реальной закономерности. Хотя человеку, который попробовал плюнуть, и первая же попытка оказалась удачной, может показаться, что все другие попытки станут тоже удачными, и эта уверенность в самом деле во многом ему помогла бы.
Вот эта степень зрелости личного опыта важна, - степень уверенности: сразу ли поверить или попробовать еще и еще - составляет важную характеристику личного опыта.
Понятно, что человек, жизнь которого прямо зависит от меткости бросания камней, отнесется к выработке методики более тщательно, а те, кто будут склонны к ошибкам, не получат преимуществ в выживании. Но они вполне могут оставаться со своим порочным методом в тех условиях, которые позволяют им выживать, несмотря на ошибки, например, за счет других соплеменников.
Чем отличались два приведенных в примере метода познания?
Первый базировался на совершенно реально воспроизводимой закономерности (но это пока неизвестно личности) и характерен тем, что признаки условий для их учета в выборе поведения - хорошо определены и однозначны (аксиом атичны). При попытке передачи такого опыта будет показано, что чем сильнее бросок между небом и землей по нормали (45 градусов), тем он дальше.
Второй базируется только на собственном представлении, не имеющим реального соответствия с действительностью (что пока неизвестно), и этот метод не имеет определенно выделенного признака условий для выбора поведения. При попытке передачи такого опыта будут трудности в том, как нужно плюнуть, растирать ли или дать высохнуть и т.п. неопределенности, которые каждый неизбежно будет трактовать по-своему.
Примеры, конечно же, упрощены, но вполне приемлемы для понимания сути.
Второй метод - фактически - тот же первый, но еще не доработанный, недопроверенный на практике. В сознании, а еще больше в неосознаваемых активных областях мозга, постоянно образуются множество предположений, от самых абсурдных, которые так и остаются в подсознании, до вполне возможных, которые своей значим остью способны обратить на себя точку внимания и осознаваться. Среди них, вполне может оказаться и то, что почти соответствует реальной взаимосвязи явлений. Но это можно узнать только при попытке проверить такое соответствие с реальностью. Если же выбрать то первое, что показалось в данный момент наиболее привлекательным, то шансы оказаться правым становятся минимальными.
Самый основной признак, который определяет на что будет обращено внимание, выражается формулой: "сила" внимания равна произведению "новизны" на "значим ость" воспринимаемого (что реализуется вполне определенными нейрофизиологическими механизмами). В скобках - то, что является сугубо личностными характеристиками отношения системы значим ости. То, что имеет нулевую новизну или нулевую значим ость для личности не в состоянии привлечь или удержать внимание. Поэтому наиболее "сильные" впечатления восприятия своей неожиданностью и важностью поражают воображение и заставляют относится к этому с особым вниманием. "Чудо" или удивительная связь явлений всегда оказывается на первом плане, несмотря на то, что объективно (даже в среднем для разных личностей) никакие связи в мире не являются особыми, более чудесными, чем любые другие. Об этом более подробно - в Теории невероятности .
Этот эффект восприятия напрямую мешает более вдумчивой, более осторожной оценке, которая приходит только с определенной "мудростью", с определенного жизненного опыта в становлении личных методов познания.
Все усугубляется и тем, что в раннем возрасте, когда особенно важна эволюционно выработанная система подражания старшим особям в стае (матери, лидеру), многое воспринимается сразу и безусловно на веру в так называемом периоде доверчивого обучения. Это способствует перенятию как позитивных полезных навыков, так и явно ошибочного, что уже гораздо труднее преодолеть за счет развития собственного жизненного опыта.
Становится понятно, что первый (мист ический) уровень жизненного опыта всегда предшествует второму (научному). Можно было бы просто сказать, что первый - является обязательной стадией развития личности при формировании жизненного опыта, но роль первого этим далеко не ограничивается и оказывается, что второй вообще не может существовать и функционировать без первого, что всегда проявляется в соотношении творческого воображения и научного развития результатов этого воображения, в условном подразделении на "теор етиков" и "экспериментаторов". В этом смысл е невозможно провести точную границу между мист икой и наукой (в терминах, определяемых этим текстом) и разделить их. Почти во всем используя мист ическую недоопределенность "теор етик" и почти по всем используя научную определенность "экспериментатор" - осуществляют последовательное развитие познания. В чистом виде, в своих крайних проявлениях они реально не встречаются и при любых пропорциях воплощения эти люди - ученые.
Наука и мист ика остаются условно определенными понятиями, без возможности их строгого, однозначного разделения и определения. Но есть вполне строго определяемые характерные черты методов ими используемых. И очень ярко проявляются предпочтения стилей-контекст ов в познании - мировоззре ниях, которые могут составлять шкалу от мист ического до научного в разных аспектах личного опыта.

Наконец-то появляется возможность более определенно охарактеризовать мист ику и науку и как стили-контекст ы познания (мировоззре ния).
Итак, для мист ики характерно отсутствие строго определенных признаков условий, для которых связанные с ними личные предположения связывают явления в личном представлении (формализ ации). Также характерно отсутствие воспроизводимости этих личных представлений на практике (в реальной действительности) просто потому, что точно не определены условия их применения. При всех попытках оформить (формализ овать) такие представления для передачи их другим личностям, возникают неопределенные понятия, которые каждый вынужден определять в силу своего понимания, наполняя их собственными представлениями и смысл ом. Это - так называемые виртуальные шаблоны понятий . Использование личных представлений о взаимосвязи явлений в мире (личную "логику") первым обосновывал и описал Аристотель и этот метод назван его именем. Это и есть мист ический метод познания (метод Аристотеля ), который в принципе не может приносить конкретные новые знания о мире просто потому, что основывается только на представлениях, уже существующих в психи ке - личной "логике" в результате вовсе не Аристотельского метода, а естественно-эмпирическ ого.
Наука произошла из общей пранауки - философии (рассуждения обо всем, используя известные закономерности природы, т.е. логику). Но если рассуждать обо всем ничего не мешает, то описывать то, к чему можно прикоснуться лишь разумом невозможно, гарантируя, что это описание окажется достоверным, какими бы убедительными ни казались рассуждения. Это не мешало всему тому, чья убедительность для некоторых доходила до максимально возможной - вере, составлять предмет этой веры - религии и мист ические, недоопределенные теор ии. Желание понять как устроен мир и как он возник заставляло размышлять об этом и строить теор ии, кажущиеся наиболее правдоподобными (философия), но на практике оказывалось, что любые гипотез ы такого рода подтвердить достоверно нет возможности принципиально до тех пор, пока остаются неопределенности. В науке такие гипотез ы как Большой взрыв, какими бы правдоподобными и обоснованными многими наблюдениями и сопоставлениями ни казались, остаются пока лишь теми гипотез ами, которые все еще носят в себе мист ическую основу созданного субъективно (любое творчество имеет такую мист ическую основу), но пока еще очень далеки от того, чтобы стать строго определенными аксиом ами.
Чем более развивается наука, тем меньше в ней становится философии и тем больше - аксиом атически безупречных описаний, с которых и идет дальнейшая кристаллизация научных сведений. Направление не с сотворения мира и попытки не понять первосущность всего, а лишь достоверные описания в рамках условий их применимости - это наука.
В статье Наука избавляется от мист ического подхода рассказывается о такой тенденции освобождения науки от мист ической составляющей.
Хотя творческое фантазирование гипотез - неотъемлемое условие развитие науки, но это - та граница, которую можно было бы условно провести, говоря о собственно науке.
Для науки характерен строгий набор исходных представлений (Аксиом ), определяющих условия, для которых связанные с ними личные предположения описывают связь явлений в личном представлении (формализ ации). Поэтому для передачи другим таких представлений достаточно вначале передать совокупность аксиом , оформить сами представления в одинаково всеми понимаемых терминах (что предполагает их строгую однозначность определений) и дополнительно определить для каких именно условий предназначены эти представления - т.е. определить границы их использования.
Метод познания, используемый наукой, в настоящее время хорошо осознан теми, кого принято называть учеными, и оформлен на уровне его текстовых описаний, которые могут использоваться всеми желающими развить этот метод в виде собственного жизненного опыта. О том, чем именно он характеризуется, можно прочитать в статье Ортодоксальная наука .

Каждый человек начинает познавать мир с помощью естественно-эмпирическ ого соприкосновения с ним, развивая опыт взаимодействия и адаптации, направляемый болью и радостью. Новое и важное вызывает неподдельный интерес и попытки использовать в собственном опыте. Очень новое и очень важное вызывает упорное желание разобраться, и если при этом возникают непреодолимые препятствия - формируется соответствующее отношение к более "сильному" явлению, окрашенное страхом, уважением, подчинением (как лидеру и более сильному) - религиозное чувство, которое может развиваться в различные формы суеверий, веры, и религии. Об этом подробнее - в статье О религии .
Как бы ни был развит личный опыт познания, столкновение с новым явлением начинается именно с первого, мист ического уровня его восприятия и вырабатывается первоначальное личное представление о нем. Могут происходить или не происходить последующие столкновения с подобным (ничего не повторяется тождественно). Возникают личные представления о явлении и его взаимосвязях. Эти представления могут быть оформлены так, что станут вполне доступными для других людей. В общем случае это будет результатом работы творческого воображения (см. Творчество и вдохновение ). В искусстве это называется художественным произведением, в науке - гипотез ой. В случае гипотез ы обычно она развивается более тщательно и согласно вполне определенным критериям, совместимым с научным методом познания, что позволяет получить на ее основе достоверные знания.
Здесь один важный момент: что такое знание. Это - не то, что было воспринято и вызвало удивление, помноженное на осознание значим ости увиденного. Это не просто констатация вновь открытого. Такое - пока еще не знания, а некие сведения. Это может оказаться иллюзией восприятия , не имеющей никакого отношения к реальной действительности . Это пока еще никак не составляет личного опыта, а лишь только вызвало интерес, внимание. Лишь после личного опыта взаимодействия с тем, что порождает это восприятие, начинает накапливаться и уточняться с каждым таким взаимодействием личный жизненный опыт в этом. Только познавая, личность начинает знать, приобретая определенную уверенность. Знание - это всегда сугубо личная система отношения и адаптации к действительности. Знания вне личности не существуют.
Поэтому мист ический уровень не может приносить знания, а всякие знания означают, что использовался тот или иной метод непосредственного эмпирическ ого познания. В целом эмпирическ ий метод существует только один (определяется нейрофизиологическими механизмами психи ки), и он основан на оптимизации деенаправленого отношения к явлению в непосредственном соприкосновении с ним, направляемый болью и радостью (точнее отрицательным или положительным отношением к результатам происходящего). Никакого другого метода познания не существует (никаких других механизмов психи ки, способных сформировать личное деенаправленное отношение). Но реализоваться он может далеко не эффективно. Научный метод выработан как система, позволяющая наиболее эффективно познавать действительность. Но научному методу просто нечего будет делать если не будут возникать личные предположения, описывающие связь явлений.
Сам научный метод имеет свою историю, он совершенствуется. И каким бы несовершенным он ни был вначале или является сейчас, мы называем научным то, что обладает перечисленными выше признаками. Поэтому не существует ненаучного метода познания. И ребенок, исследующий игрушку и художник, познающих законы живописи - практикуют при этом научный метод в тесной связи с предшествующим мист ическим этапом восприятия, а точнее, постоянно и неразрывно с ним свзяанным.
Иллюстрацией же различий в формализ ованных методах мист ики и науки является то, что только научный метод приносит реальные результаты практической деятельности в том смысл е, что конкретная методика дает ожидаемый результат. Никакие другие методики (молитвы, загадывания желаний, совершения ритуалов, произнесения заклинаний и т.п.) такой результат не предоставляют, если только он не оказывается итак реализуемым существующим развитием событий. Нет ни единого достоверно зафиксированного случая такого результата. Попыткой выявить это занимались всегда, и в настоящее время существует фонд , предлагающий продемонстрировать такой результат за большой денежный приз. Но за все время его существования не было ни одного такого случая, хотя каждый месяц проверяется около 30 претендентов. Ни в одной исследовательской лаборатории мира не был зафиксирован эффект "ненаучного", паранормального воздействия на окружающее.
Будет большой ошибкой обособлять только мист ический уровень восприятия, так и только научный метод его развития в знание - как независимые составляющие в процессе познания. Не стоит забывать, что все это - нами условно выделяемые абстракции, отражающие разные эффекты и фазы работы одного и того же механизма психи ки. Но эти абстракции не бесполезны.

Внутри одного человека обычно и не возникает таких конфликтов, несмотря на самое тесное и откровенное сосуществование обоих уровней психи ческих явлений (условно выделяемых уровней). Хотя бывают случаи "раздвоения" осознания (существования сразу двух почти равноценных фокусов внимания) с позиций разных до взаимоисключаемости психи ческих контекст ов-стилей. Это - функциональная (информационная) патология того же характера, что и другие шизофренические патологии.
Конфликты возникают между различными личностями, когда в результате соприкосновения их представлений выясняется их личностные характерные различия. Но личностные различия есть всегда в любых попытках сравнить отношения к одному и тому же предмету. Конфликты же возникают только когда сталкиваются личные интересы.
"Демократический" путь разрешения конфликтов предполагает попытку выровнять представления, в результате чего они видоизменяются для вовлеченных в это личностей так, что становятся взаимно приемлемыми, но никак не тождественными или же выливаются в "иные методы" разрешения конфликтов, т.е. далеко не "демократичные", а с позиции силы.
Авторитарное (в том числе государственное) принуждение принимать и использовать чьи-то формализ ованные представления непосредственно блокирует процесс приобретения личных знаний в этой предметной области. Оно может реализоваться в виде безусловной веры авторитету и в виде вынужденного примирения. В любом случае ничего общего с наукой это не имеет. Это не имеет ничего общего и мист ическим уровнем творческого воображения и так же блокирует его.
Организованное принуждение следованию определенным представлениям может оправдываться как необходимость стабилизации общества, но всегда является тормозом развития личности в какой бы форме ни осуществлялось: в форме организованной религии, в форме государственной морали или в форме организованной науки. Оно всегда противопоставляется естественно формируемым традициям (культур е) этноса как взаимно выработанной системе адаптации членов общества. Авторитарные представления внедряются в сознания других конкретными личностями - лидерами и живут обычно ровно столько, сколько существуют эти личности или те, кто перенял это в виде безусловной веры. Авторитарные представления, ставшие частью культур ы этноса, формализ ованы в виде законов, регламентирующих права и обязанности членов и всегда обеспечиваются соответствующим органами принуждения.
Если авторитарное лицо навязывает обществу мист ическую систему представлений, то обеспечивает и их соответствующую формализ ацию (религиозные книги, религиозные традиции и обряды). Все, что оказывается в противоречии с этими представлениями, естественно, подрывает их авторитарность и делает неэффективными. Поэтому с этим всегда ведется непримиримая борьба.
Изменить представления нелегко потому, что это докажет ошибочность предыдущих представлений и, значит, порочность авторитарности. Поэтому делается все, чтобы сохранить формализ ацию представлений или допустить их новое толкование не в ущерб главному.
В подобных конфликтах происходит борьба, но не мист ического с научным, а одних личных авторитарных представлений с другими ровно в том, что вызывает их взаимное несоответствие и сталкивает интересы представляющих их личностей. Такой конфликт может быть односторонним, когда в поле зрения личности с авторитарными представлениями попадаются факты воздействия других представлений, затрагивающих занятый ареал власти (влияния). Что чаще всего и происходит между организованной религией и отдельными научными представлениями. Поэтому практически все носители авторитарных мист ических представлений не могут примириться с существованием и развитием влияния личностей-ученых. Например, поэтому они ненавидят Дарвина и предпринимают попытки исказить представления о его достижениях в умах людей.
Не только религиозные лидеры обладают ареалом влияния. Им обладают все те, кто пытается использовать свои представления для получения определенного влияния. Часто такие представления бывают ошибочными или заведомо ложными. В последнем случае речь идет о мошен ничестве (организованная религия, таким образом, всегда - мошен ничество).
Если научный метод познания формирует в обществе какое-то количество передовых носителей научных знаний, что используется технически и этим доказывается соответствующая правомерность научного обоснования, то все личности, которые, не смотря на это, и в противоречии этому пытается противопоставить свои достоверно необоснованные представления, обладают всеми характерными признаками мошен ников-фальсификаторов .
В то же время, если аналогичные, пока еще достоверно не обоснованные представления сами оказываются на переднем плане предположений данной предметной области, и здесь пока еще нет никаких научных исследований в данном направлении, то это уже нельзя назвать мошен ничеством, если только настойчиво не предлагаются технологии, пытающиеся реализовать эти представления. Это - всего лишь творческая фантазия (отличается от не творчески генерируемого бреда и иллюзий), гипотез ы, ждущие своей научной проверки.
Поэтому если дикий абориген (живущий в изолированном от нас обществе) начнет излагать теор ию о четырех сущностях мироздания его родного острова в виде огня, земли, воды и воздуха, то он, несомненно, заслуживает уважения как очень важный и нетривиальный подход к структуризации - основу для развития гипотез и их научного исследования. Но если сегодня среди нас кто-то начнет всерьез продвигать эти же идеи, да еще и в виде конкретных технологий получения прибыли, то это - несомненный шарлатан.

В качестве описания свойств и методов мист ики в ее проявлениях в качестве творческой фантазии, рекомендую подборку Творчество и вдохновение .
Для лучшего же представления о том, что представляет собой научный метод познания, формализ ованный и общедоступный в виде научной методолог ии , попробуем вкратце описать самые важные принципы.
Хотя мист ика и подсказывает наиболее значим ое направление исследований, но при научном подходе необходимы методы, позволяющие сделать достоверным наблюдаемое явление, отсеять его признаки от погрешностей, иллюзий и ошибок. Поэтому первым используемым методом в науке является сбор данных, их анализ (выделение характеризующих признаков), систематизация и ограничение условий, в которых эти данные всегда проявляются.
Мистика так же подсказывает первоначальное предположение о взаимосвязях явлений, что невозможно без творческого обобщения, личностных механизмов прогнозов, основанных на личном жизненным опыте, но научный подход предлагает методы формализ ации этих обобщений и гипотез , отсеивающие ошибочные и сужающие поле возможных вариантов (которое может быть бесконечно) с помощью различных принципов, например, "Бритвы Оккама". Прогно зируемые следствия этих предположений не должны противоречить хорошо изученному ранее, что явилось бы скорее критерием малой вероятности истинности предположения. Только достаточно веские основания могут принуждать перепроверить хорошо изученное в соответствии с научным методом без ущерба для познания, - в этом и есть его основное преимущество.
Достоверность обобщений и предположений проверяется экспериментально. При этом всегда должна быть такая методика эксперимента, которая позволяла бы опровергнуть предположение в случае его ошибочности. Именно такие эксперименты и являются наиболее корректной проверкой. Если принципиально невозможно придумать такого опровергающего эксперимента, то предположение не может исследоваться в рамках научного метода познания.
Результатом исследования с помощью научного метода должно стать поддающиеся описанию (формализ ации) утверждение или система утверждений, основанная на достоверных эмпирическ их данных (аксиом ах), которая описывает взаимосвязь явлений с возможностью реальных прогнозов состояний этой взаимосвязи в строго определенных рамках условий.
Отсутствие любой составляющей такого описания делает его не научным. Так, если есть утверждение, но не определены условия его применения, то это - не научное утверждения и его невозможно корректно использовать на практике, хотя в определенных случаях оно может давать удовлетворительные результаты.

ГЛАВА II. МИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Между двух колонн – перед входом в Святилище – сидит на полупрозрачном кубическом камне женщина. Поза ее – изящная и, вместе с тем, исполненная покоя и силы, говорит о том, что перед нами Посвященная. Сквозь дымчатые складки вуали, наброшенной на лицо Сидящей, проступают мягкие черты, но выражение лица – ускользает.

В правой руке ее, на коленях, полузакрытый складками широкого одеяния – испещренный письменами свиток папируса.

Две каменные колонны – красная и синяя – молчаливо высятся над Сидящей, а между ними, смягчая суровость тысячелетий, колышется легкая призрачная завеса, чуть приоткрытая слева.

Из глубины куба льется тихое сияние.

Оккультная Теология

Для того, чтобы выйти к правильному пониманию многообразной символики, которой на протяжении веков пользовались Посвященные, ученые и философы; для того, чтобы за вуалью СИМВОЛА различить Объективную Истину и прочесть размытый текст папируса, прикрытого одеянием Жрицы – нам понадобиться совершить путешествие во глубину таинственной и забытой сегодня науки – Оккультной Теологии.

Слово «теология» происходит от греческого theos – Божественный и logos – слово, учение, наука. Так получаем сочетание «наука о Божественном» или «Богопознание».

Теология, в классическом понимании, есть наука, ставящая своей целью познание, доказательство, и формулирование Божественного Закона. Однако, несмотря на свое изначально чистое содержание и совершенную цель, Теология стала орудием фанатизма и насилия в руках средневековых монахов, пытавшихся оправдать зверства «святой» Инквизиции казуистическими рассуждениями о «каре Господней», «Божественном попущении» и «необходимости принудительного очищения схизматиков в огне»…

Поэтому, стремясь разграничить истинное и глубокое Теологическое знание от тех псевдо-диалектических построений, которыми многие представители правящих церковных институтов на протяжении веков (и по сей день – включительно) прикрывали свое бессилие и неспособность ответить на задаваемые им конкретные вопросы, мы вводим новое понятие «Оккультная Теология» .

Оккультная Теология (буквально – «тайная, сокрытая Теология») не есть некая новая наука или учение – это сама Теология в своем первозданном и чистом виде, в каком она существовала все это время, хранимая узким кругом Мистиков и духовных Учителей.

«Оккультной» мы назвали эту науку по двум причинам:

1. Как уже говорилось, на протяжении веков (со времен вырождения Орфико-Пифагорейского учения в Греции и возникновения фарисейского течения в Иудее) – Оккультная или Истинная Теология хранилась в тайне .

2. Слово «Оккультная» почеркивает мистическую сущность того метода, которым мы пользуемся при выявлении и аргументации духовных законов.

Вверно следующее определение этой науки:

Оккультная Теология есть мистическая наука, исследующая духовные законы Бытия и устанавливающая их взаимосвязь с жизнью и развитием Человека.

Здесь пора обозначить несколько важных понятий, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Мистицизм и Духовные Учения

У большинства людей сложилось неверное понимание слова «мистика» - под ним стали подразумевать нечто такое, чего никогда не может быть, соотносимое с миром фантазий. Однако, Мистицизм не имеет ничего общего с фантазиями или видениями экзальтированных личностей. Мистическое Знание утверждено на одноврменном проникновении Истину посредством науки и божественного откровения ; то есть, с помощью сверхлогики .

Сверхлогический метод , в свою очередь, подразумевает две вещи: во-первых, формирование т.н. духовного и символического мышления, во-воторых – искусство анализировать и объяснять Божественное Откровение.

Символическое мышление намного глубже и шире того способа мышления и мировосприятия, которым Человек обычно пользуется для решения своих насущных проблем. Духовно-символическое мировосприятие подразумевает устранение всех барьеров между собой и окружающим миром, осознание себя частью мыслящей и одухотворенной Вселенной и, в конечном итоге – выстраивание своей жизни в соответствии с великими Законами Вселенной. Это то, о чем говорит Падмасамбхава: «Хотя взгляд мой просторен как небо, мое уважение к Закону причин и следствий деликатно, как мука». Об этом свидетельствует и Братская Молитва: «…да рухнут позорные стены, которыми мы оградили себя от мира и всего человечества, и да рассеются наши грехи перед Твоим огненным взором».

Итак, мистика (от греческого mystykos – тайный, имеющий глубокий духовный смысл) – не обозначает нечто загадочное, необъяснимое или сверхъественное. Мистика – это понятие, определяющее характер данного состояния. Под «состоянием» здесь следует понимать не физические качества (например: жидкое или газообразное состояние вещества), но состояние внутреннее – набор специфических духовных характеристик, свойственных данной личности, вещи, произведению, или – переживаемому на данный момент психологическому состоянию. Например:

«Из всех венков и царств Вселенной бесконечной

Я для себя сплету мистический венец …».

В этих строчках Бодлера можно усмотреть два мистических параметра. Первый – само произведение имеет мистическую наполненность, передает мистическое состояние. Второй – речь идет о некоем «мистическом венце» , таким образом понятие «мистический» передает состояние вещи – в данном случае – венца.

Интересно, что в традиции Эзотерической Мудрости, духовное или мистическое пробуждение личности называется проявлением Венца .

Итак, Мистика – это понятие, характеризующее духовную наполненность вещи. Термином «вещь» мы пользуемся здесь в общедиалектическом ключе, чтобы обозначить всякий объект, которому может быть свойственна мистическая наполненность.

Поэтому мистическими являются Духовные учения, которые ведут к быстрому развитию личности Человека и к ее воссоединению с Богом, ближними и собственной Божественной Природой.

Также, мистическим является любой процесс, состояние или действие, которые имеют глубокий духовный смысл и предназначение. Здесь мы приходим к удивительному выводу: оказывается, что мистическим является любое происшествие или событие в нашей жизни, так как все, что с нами «случается» имеет определенный внутренний смысл и духовное содержание. Здесь следует обратить особенное внимание на то, что одна из главных задач, которые ставятся перед учеником в процессе его духовного формирования – это развитие внимательного отношения к тому, что происходит с нами в жизни и поиск внутреннего смысла происшедшего . Так в дальнейшем мы собираемся наглядно доказать, что случайность невозможна .

Согласно общепринятому философскому определению, Мистика – это совокупность философских и теологических доктрин оправдывающих, осмысляющих и регулирующих практику переживания экстаза, где цель экстатического переживания – соединение с Божеством. Это определение дает в целом правильное, но общее и поверхностное представление о Мистике

Следующее важное понятие, вытекающее из этого определения Мистики – экстаз .

Мистический экстаз

Слово «экстаз», чаще всего ассоциирующееся у современного Человека с «чем-то сексуальным», на самом деле имеет несколько иной смысл. Конечно, понятие экстаза применимо и к акту любви между мужчиной и женщиной, однако – внесем принципиальное уточнение – лишь тогда, когда им обозначается слияние двух духовно реализованных людей , так как экстаз – прежде всего есть духовное явление.

Мы сделали следующее определение: Экстаз есть состояние наивысшего вибрирования ума .

Проще говоря, экстатическим является переживание, во время которого вибрации трех центров духовного тела Человека достигают своей предельной частоты. Однако, главным духовно-энергитическим центром, через который «протекает» само экстатическое состояние, является высший центр духовного тела, расположенный в области темени и анатомически локализованный в шишковидной железе. Это – KETHER (Венец, Корона) каббалистического учения; Свадхистана или «корона-чакра» эзотерического Буддизма.

Поэтому подлинное экстатическое состояние есть высшая из возможных форм существования сознания . В Эзотерической Мудрости экстаз определяется как состояние «единства с Богом», а выдающийся греческий философ и Маг, неопифагореец IV в. до н. э. Ямфлих Халкидский, впервые назвал экстатическое состояние, переживаемое в момент обращения к Богу Теургией – богоделанием. Здесь Ямвлих подразумевает «делание» происходящее в сознании и душе Человека.

Формула счастья

Первое, что поражает при внимательном взгляде на мистические учения разных эпох и континентов – это искренность и атмосфера совершенного согласия и единства, царящая как в словах великих Духовных Учителей, так и в преемственной традиции каждого учения. В качестве примера возьмем все то же понятие экстаза:

1. У Египтян – Хетеп – ликование, блаженство, духовное счастье.

2. В каббалистической традиции – Шехина - Сила и Благодать, нисходящие на Человека, достигшего Воссоединеня.

3. У Суфиев – Берака – одновременно Сила, Благодать и Пища.

4. В Тибетском Буддизме – Ригпа – просветленная природа ума, которой присущи блаженство, ясность, покой и постоянство.

5. В Орфико-пифагорейском учении – благоговение ума .

6. В Нео-Пифагореизме и, в частности, у Ямвлиха – Теургия или Богоделание

7. В православном христианствеблагодать.

8. В средневековом Гностицизме – экстаз или слияние .

Как становится видно из простого сравнения, каждое из этих понятий, рожденных разными традициями, передает различные оттенки одного и того же состояния . Эта далеко не полная иллюстрация сделана для того, чтобы показать: знание Учителей получено из одного Источника, в нем действует единый Промысел и явлена единая Воля. Только так можно объяснить это уидивительное согласие, которым дышат Мистические Учения разных народов и эпох.

Более того: сама атмосфера Мистических учений проникнута предощущуением слияния с Создателем, она по сути своей – экстатична . Это состояние не может быть соотнесено ни с чем из тех привычных вещей, которые знает наш «повседеневный ум»; для того, чтобы постичь его (было бы неправильно сказать «понять») – необходимо отказаться от привычного способа мыслить, где-то глубоко внутри себя признать, что все это время – ты жаждал, но не мог напиться, был голоден – но не имел пищи, хотел покоя – но блуждал среди боли и тьмы. Отказаться от привычных методов, перейти к чему-то иному, неизвестному, пугающему – непросто. Для этого необходима непоколебимая решительность и осознание невозможности продолжать то существование, сотканное из мелочей, привычек и ограничений, к которому мы так привыкли, и к которому пристрастились, как к наркотику.

Приближение к экстатическому единству с Мыслью Создателя (заметьте – даже приближение к нему, а не само переживание этого единства) – дает душе глубокое ощущение счастья; жизнь, до этого казавшаяся холодной и пустой, внезапно преображается. Даже то, с чем мы как будто сжились и на что привыкли не обращать внимания – наша работа, друзья, отношения с людьми – все это внезапно оживает, наполняются красками и смыслом, мы в подлинном смысле этого слова воскресаем из мертвых . Это та самая способность «видеть вещи такими, какие они есть», о которой говорит древняя мантра.

Вы скажете: это привлекательно, но очень непопределенно… Где гарантии, что «отказавшись» от нашего обычного способа мыслить и воспринимать мир, мы найдем что-то более ценное? Да и не опасна ли эта экзотика?

Нет никаких гарантий. Есть только желание вырваться из невежества и пустоты – с одной стороны и возможность его осуществить – с другой. Будет ли реализовано это желание? Если оно искренне, если подлинной мотивацией духовного труда является стремление к Мудрости и стремление исцелить себя, чтобы способствовать исцелению многих, наконец, если из этого желания уйдут все «может быть», «наверное», «не знаю», «хотелось бы» и многое тому подобное, а на их месте взойдут сильные ростки того, что мы называем «духовной жаждой » – ваш труд будет благословен и вы придете к тому, что когда-то давным-давно было потеряно. Поэтому Духовное Ученичество – это долгая и сложная дорога. Истина и Счастье завоевываются ценой страдания, жертвы и труда; в противном случае – это животное довольство, но не счастье. Существует множество субъективных представлений о счастье, связанных с обладанием предметами, но потребности насыщаются, счастье – не приходит. Поэтому существует только одна, одна единственная формула счастья для Человека, и нет никаких других. Она проста, но ее простота и величие подобны могучей, озаренной снежной вершине: стоя у подножия, мы можем не заметить ее или испугаться трудностей восхождения. Эта формула такова: Счастье есть стремление к Мудрости и постоянное делание Блага для ближних .

В каждой отдельной душе эта Истина преломляется и блестит миллионами индивидуальных граней, подобно тому как два драгоценных камня непохожи друг на друга, как различны лица людей и по-разному сияют глаза влюбленных; но камни, лица и глаза объединяет и животворит одно – свет.

Поэтому самым ценным даром, великим сокровищем Человеческой Души является ее стремление к Мудрости, ибо из этого стремления вырастают и радость, и покой и сила. Стремление к Мудрости само по себе дает душе все возможные блага и достоинства, какими только она может обладать, ибо все они содержатся в Мудрости: «Не Софосами нам должно называться, но Философами, – говорил Пифагор. – Ибо невозможно мудростью владеть, но можно лишь любить ее и стремиться к ней».

Что такое Мудрость? Да и возможно ли говорить об объективной Мудрости сейчас, когда мир буквально наводнен всевозможными научными открытиями, и когда, кажется, наука готова нам предоставить ответ на любой вопрос? Может быть это и есть новая Мудрость? Может быть «старая Мудрость» умерла или стала красивой сказкой? Существует ли разница между умом и мудростью?

Такая разница существует и она огромна. Умный Человек может быть злодеем, Мудрец – никогда.

Мудрость есть осознанная и нравственная воля.

Как совершенная природа Ума и Души Человека, Мудрость безвременна, она не может умереть и не может родиться. Она изначальна и присуща нашей душе, как легким присуще дыхание, а глазам – свет.

Существует великий Закон: Никакое благо не может быть полноценно проявлено в жизни Человека, если эта жизнь не озарена стремлением к Мудрости.

Прекрасна притча о царе Соломоне: она совершенно иллюстрирует всю великую и созидающую мощь этого устремеления.

Еще со времен библейских патриархов в еврейских племенах было заведено так, что юноши даже самого знатного рода с детства приучались к суровому труду наравне со всеми остальными. Так и Соломон, который как один из младших сыновей Давида не мог расчитывать на трон, пас овец в сени одной из рощ, что возле Иерусалима. Утомившись, юноша заснул под смоковницей, но внезапно был разбужен голосом, полным непостижимой глубины и любви:

– Соломоне, Соломоне! Я давно смотрю на тебя, и вот, возрадовался, глядя на великую чистоту твоего сердца. Проси чего хочешь из всех благ земных – все дам тебе, как возлюбенному сыну…

Испуганный, Соломон молчал, но затем, собравшись с духом, ответил:

– Господи, все есть у меня… Но если возможно… дай мне хоть каплю Мудрости!

И услышал будущий великий Царь:

– Просящий о мудрости никогда не будет оставлен Господом. Быть тебе владыкой Израилевым.

Поэтому если есть в нашей душе и во Вселенной что-то, о чем должно нам тосковать, как тоскует о свободе узник; что-то, чего необходимо жаждать, как жаждет глотка воздуха утопающий и воды «вопиющий в пустыне», то это – Мудрость и Истина.

Великая сила мистических учений в том, что они дают душе покой и исцеление, а уму – ликование и свободу. И можно сказать, что Истина, которую на протяжении тысячелетий несет эзотерическая Мудрость, также важна для души Человека, как пища, воздух, вода и свет – для его плоти.

Да сделается стремление к Мудрости нашим светом – будем дышать им, будем рассеивать им сумерки наших страданий, с ним будем вкушать наш хлеб; засыпая – будем помнить о нем, и просыпаясь будем снова просить: Благослови меня принять Твою Мудрость. Амен.

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Глава 6. Воображение как мистическое средство В данной книге рассматриваются примеры использования воображения для получения доступа к умственным, эмоциональным и психологическим состояниям сознания. Существует еще одно состояние сознания, о котором до настоящего

Из книги Мистическая теология. Беседы о трактате святого Дионисия автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 4 Мистическое незнание Но берегись, как бы не стало это известно кому-либо из непосвященных, что прилепились к тварному миру и возомнили, будто за пределами бытия нет ничего, полагая, что могут уразуметь того, кто «соделал мрак покровом своим».И если посвященные в

Из книги Совершенное супружество автора Веор Самаэль Аун

Глава 10. Прямое Знание Всякий, кто изучает оккультизм, хочет прямое знание, желает знать, как он продвигается, хочет знать какие у него личные внутренние достижения.Самое великое стремление всякого студента - это стать сознательным жителем высших миров и обучаться в ногах

Из книги Звезда защиты и Денежный талисман. Антикризисная нумерология автора Коровина Елена Анатольевна

Магическая нумерология самое мистическое число Прочие все – ничего не несущие дни без значенья. Каждый различное хвалит. Но толком лишь мало кто знает. То словно мачеха день, а другой раз – как мать человеку… Гесиод День, когда мы рождаемся, – наш самый значимый день в

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

Мистическое исчезновение Многие черепа появлялись и исчезали при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Один из исследователей наследия майя, Джошуа Шапиро, познакомился в 1990 году в Лас-Вегасе с богачом по имени Хосе Индикез. Тот, узнав о профессии своего

Из книги Посвящения и посвященные в Тибете [другая версия] автора Давид-Неэль Александра

ГЛАВА III ХАРАКТЕР ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ДОКТРИН МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ -ЕВГЕНИКА Теперь мы обратимся к тому, чего же, собственно, так жадно ищет

Из книги Перекресток, или История Капли автора Образцов Анатолий

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

автора Шмаков Владимир

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

МИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – Да! Чуть не забыл, мессир передавал вам привет, а также велел вам сказать, что приглашает вас сделать с ним небольшую прогулку… М. Булгаков. Мастер и Маргарита– Чтобы желание исполнилось, – защебетала девчонка в красной курточке, – его надо

Из книги Тебя нет. За пределами трех покровов сознания автора Волински Стефен

Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл Арнольд

Глава 14. ЗНАНИЕ И ЭНТРОПИЯ Практичная теория должна не только описывать то, что уже произошло, но и уметь предсказывать то, что может произойти. В этих последних главах я хочу предугадать некоторые пути преобразования времени, или аспекты негэнтро-пии1 в мировом

Из книги Самое сокровенное знание автора Бхуриджан Дас

Глава 4 Божественное знание В третьей главе говорилось о том, как вожделение покрывает знание и как невежество связывает человека его собственными привязанностями. Для достижения трансцендентного знания Кришна рекомендовал выполнять свой долг в духе отречения. В

Из книги Шри ауробиндо. Эссе о Гите – I автора Ауробиндо Шри

Культура – это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом человека. Она подразделяется на две части:

1. материальная культура;

2. духовная культура.

Наука является областью духовной культуры. Духовная культура связана с функционированием и развитием идей и ценностей.

В рамках культуры наука включена в обще-познавательный процесс. И этот обще-познавательный процесс - это интегрированное целое . В это целое (обще познавательный процесс) кроме науки входят: обыденное познание, мифологическое познание, религиозное познание, художественное познание и философское познание.

Познание (вообще) - активное и целенаправленное отражение человеком действительности, ориентированное на получение новых достоверных знаний о мире. Результат всякого познания - знание.

Знание (вообще) - это представленное в знаковой форме естественного или искусственного языка отношение действительного мира, фиксируемое человеком в виде закономерных связей.

Обычно противопоставляют два типа знаний: обыденный тип и научный.

Обыденное знание .Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер.

Научное знание в отличие от обыденного - результат высшей разумной формы познания и может существовать только в виде системной организации, т.е. в виде теории. Специфика научного знания - это результат профессиональной исследовательской деятельности по раскрытию сущности той или иной группы изучаемых явлений.

Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания?

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения" и т.д. Мифологическое мышление - это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

Мифологическому мышлению свойственны его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения (генезиса) и сущности явлений и т.д.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве .

Специфической формой освоения действительности в искусстве является художественный образ, мышление в образах, «чувствующая мысль». Наука же осваивает мир прежде всего в системе абстракций.

Искусство в отличие от науки - это особая форма общественного сознания, связанная с рождением художественных образов.

В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в художественных образах.

Искусство обращено в отличие от науки не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. В науке важен поиск закономерности, в искусстве - выражение идеала в восприятии мира.

В отличие от науки , которая общезначима и надличностна, отражает мир в понятиях и общих закономерностях, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность , закрепляет личностное эмоциональное видение мира. Итак, личностный, эмоциональный, художественно образный характер отражения мира – это особенности, которые также отличают искусство от науки.

Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией, является религиозное познание . Его специфика состоит в способности к трансцендированию (к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира - проще говоря, Бога или богов). Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным).

Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания. Важнейшим понятием религии и религиозного познания является «вера». В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта:

а) религиозная вера;

б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах. Как подчеркивал А. Эйнштейн.