В мировоззренческой сфере юношей и девушек формируются. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения в юношеском возрасте

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.

Но мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но еще и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

Юношеское отношение к миру имеет большей частью личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа «Вот это правильно», «Я так и думал» и т.д. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы часто ставятся ими в морально-этическую плоскость.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «светить всегда, светить везде», «приносить пользу»). Кроме того, юношу интересует не столько вопрос, «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?», и в это время многих из них интересуют гуманистические ценности (они готовы работать в хосписах и системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни («Гринпис», борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Все это, конечно, не поглощает и других жизненных отношений юношества. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увертюрой» к жизни.

Характерной чертой юношества является формирование жизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентации.

Развитие мировоззрения в юношеском возрасте

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными (познавательными) предпосылками формирования мировоззрения является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, а также способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению. Но мировоззрение не просто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам.

Разумеется, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию». Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, -- одна из важнейших ориентировочных потребностей личности.

В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность осознается особенно остро. Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа: «Вот это правильно», «Я так и думал».

Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы ставятся ими в морально-идеологическую плоскость. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности -- проблема смысла жизни.

Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации)

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств.

Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач -- уход от проблем, их игнорирование и т. д.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.


1. Теории морального развития.

Наиболее часто упоминаемой в литературе из существующих теорий является теория морального развития Лоуренса Колберга. Эта теория не является идеальной, но отличается наибольшей проработанностью и стройностью. Во многом она опирается на личный жизненный опыт автора и на теорию становления морали Пиаже. По Колбергу моральное становление человека происходит в три стадии:

1) ДОКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (дошкольный и младший школьный возраст)

На этом этапе поступки диктуются страхом наказания или желание получить награду.

2) КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (после 12ти лет)

Поступки человека определяются тем, что положено по закону или по неписанным правилам жизни(общественное мнение)

3) ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ (после 18ти лет)

Человек делает свой выбор на основе своих внутренних убеждений, которые могут не совпадать с общественным мнением или законом, даже если цена за этот выбор очень велика.

Переход от одной стадии к другой сложен и противоречив. Формирование нравственной личности зависит от уровня умственного развития человека (способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки) От эмоционального развития, т.е. способности к сопереживанию и также от личного опыта, и, конечно от социальной среды (окружения)

2. Морально-нравственное развитие личности в ранней юности.

Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда - внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.Часто отвергаются ценности родителей, но вместо этого дети не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными .

Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Еще один вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» - большинство мальчиков на первое место поставили родителей. Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» - и мальчики, и девочки поставили на первое место мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек - друг (подруга). При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные . Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении «на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания, эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Вместо того, чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их полностью подавить. Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком). Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни.

Юность - это определенный этап развития человека, лежащий между детством и взрослостью, Данный переход начинается в отроческом (подростковом) и должен завершиться в юношеском возрасте. Переход от зависимого детства к ответственной взрослости предполагает, с одной стороны, завершение физического, полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.

Критериями взрослости социологи считают начало самостоятельной трудовой жизни, приобретение стабильной профессии, появление собственной семьи, уход из родительского дома, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии. Нижней границей взрослости (и верхней границей юности) является 18-летний возраст.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерен и многогранен. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и когнитивные, и эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора.

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Они могут, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды.

Часто взрослые приписывают данные позиции недостаткам обучения и воспитания. Польский психолог К.Обуховский справедливо замети потребность в смысле жизни, в том: «чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл - одна из важнейших потребностей личности». В юности, когда человек впервые ставит перед собой вопрос о сознательном выборе жизненного пути, потребность в смысле жизни переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск, включает в себя социальные ориентации личности, осознание себя как части социального целого, с превращением идеалов, принципов, правил этого общества в личностно принимаемые ориентиры и нормы. Юноша ищет ответа на вопросы: для чего, ради чего и во имя чего жить? Ответить на эти вопросы можно лишь в контексте социальной жизни (даже выбор профессии сегодня осуществляется по иным принципам, чем 10-15 лет назад), но с осознанием личных ценностей и приоритетов. И, наверное, самое сложное - построить свою систему ценностей, осознать, каково соотношение «Я» - ценностей и ценностей общества, в котором ты живешь; именно эта система будет служить внутренним эталоном при выборе конкретных способов реализации принимаемых решений.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.

Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности.

На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Форм деятельности много, и заранее нельзя сказать, где человек найдет себя. Жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать ее каким-то одним видом деятельности. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение).

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, - такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, что рефлексия и самоанализ - «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле.

Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично. Причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.

Трудности юношеского понимания жизненных перспектив заключаются в соотнесении ближних и дальних перспектив. Расширение жизненных перспектив на общество (включение своих личных планов в происходящие социальные изменения) и во времени (охват длительных периодов) являются необходимыми психологическими предпосылками постановки мировоззренческих проблем.

Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Но совмещение ближней и дальней перспективы, дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

Юность прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Психологу важно знать, представляет ли юноша свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

Взгляд на будущее как продукт собственной, совместной с другими людьми деятельности - установка деятеля, борца, который счастлив тем, что уже сегодня работает ради завтрашнего дня. Представление, что будущее «само придет», что «его не избежать» - установка иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души.

Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. Еще Гегель отмечал это противоречие: «До сих пор занятый только общими предметами и работая только для себя, юноша, превращающийся теперь в мужа, должен, вступая в практическую жизнь, стать деятельным для других и заняться мелочами. И хотя это совершенно в порядке вещей - ибо, если необходимо действовать, то неизбежно перейти и к частностям, однако для человека начало занятия этими частностями может быть все-таки весьма тягостным, и невозможность непосредственного осуществления его идеалов может ввергнуть его в ипохондрию».

Единственное средство снять это противоречие - творчески-преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир.

Жизнь нельзя ни отвергать, ни принимать целиком, она противоречива, в ней всегда идет борьба старого и нового, и каждый, хочет он того или нет, участвует в этой борьбе. Идеалы, освобожденные от элементов иллюзорности, свойственной созерцательной юности, становятся для взрослого человека ориентиром в практической деятельности. «Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в практической деятельности; только от неистинного, от пустых абстракций должен отделаться человек».

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Почти все юноши на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, отвечали утвердительно. Но у большинства эти планы сводились к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.

Юноши пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: он может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненные планы юношей, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду. Эта иждивенческая установка социально опасна и чревата личными разочарованиями.

Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов юношей. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т. д.), учащиеся чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы, в юношеском возрасте недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому, как в определенных условиях зрительного восприятия перспективы, отдаленные объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдаленная перспектива рисуется некоторым юношам более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих.

Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышления юноши становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, реальная оценка своих возможностей, умение оценить временные перспективы реализации поставленных целей. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это всегда план деятельностный.

Чтобы построить его, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? 2.Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Вместе с тем формирование таких планов у большинства юношей происходит стихийно, без сознательной работы. При этом достаточно высокий уровень потребительских и социальных притязаний не подкрепляется столь же высокими личностными устремлениями. Подобная установка чревата разочарованиями и социально неадекватна. Такое положение может быть объяснено естественным оптимизмом юношеского возраста, однако, это еще и отражение сложившейся системы обучения и воспитания. Образовательные заведения не всегда учитывает стремление юношей к самостоятельной творческой работе, большая часть претензий учащихся сводится именно к тому, что в ней недостает инициативы и свободы. Это касается и организации учебного процесса, и самоуправления. Вот почему профессионально организованная психологическая помощь находит самый положительный отклик у юношей.

Таким образом, взросление как процесс социального самоопределения многогранен. Наиболее отчетливо его трудности и противоречия проявляются в формировании жизненной перспективы. Поиск своего места в жизни неразрывно связан со становлением мировоззрения личности. Именно мировоззрение завершает процесс освобождения человека от бездумного подчинения внешним воздействиям. Мировоззрение интегрирует, сводит в единую систему различные потребности человека и стабилизирует мотивационную сферу личности. Мировоззрение выступает в виде устойчивой системы нравственных идеалов и принципов, которая опосредует всю жизнедеятельность человека, его отношение к миру и самому себе. В юности складывающееся мировоззрение проявляется, в частности, в самостоятельности и самоопределенности. Самостоятельность, самоопределенность - ведущие ценности современного общественного устройства, предполагающие способность человека к самоизменению и к поиску средств для его достижения.

Формирование отдельных жизненных планов - профессиональных, семейных - без связи их с мировоззрением останется лишь ситуативным решением, не подкрепленным ни системой целей, ни даже собственной готовностью их реализовывать независимо от индивидуальных или социальных проблем. Другими словами, разрешение проблем личности должно идти параллельно со «связыванием» их с мировоззренческой позицией личности. Поэтому любая работа психолога с юношеской категорией должна быть направлена, с одной стороны, на разрешение конкретной проблемы, а с другой стороны - на упрочение (или коррекцию) мировоззренческой позиции.

Задачей развития подросткового и юношеского возраста является формирование мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение, осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах, становление идентичности личности основаны на ориентировке юноши в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека . Ценности и ценностные ориентации определяют направленность и содержание активности личности, сознательное отношение человека к миру и обществу, к самому себе и окружающим людям, порождая смысл и направление деятельности и поведения, позиции личности, ее выборам и поступкам. Большое значение приобретает иерархичность ценностей и ценностных ориентаций. Содержание и структура системы ценностных ориентаций являются сугубо индивидуальной характеристикой личности, однако источник этой системы - общественное сознание и человеческая культура.

Система ценностей проходит длительный путь своего становления и развития в ходе усвоения и присвоения культурно-исторических образцов ценностей в соответствии с потребностями и интересами личности. Содержание ценностной сферы, формирующееся у подростка, может быть очень разнообразным. Трансляция культурного опыта предполагает интериоризацию и присвоение ценностей, их персонализацию и формирование ценностной ориентации личности. Трансляция ценностей может осуществляться на различных уровнях взаимосвязанных социокультурных контекстов: микросистемы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы .

Значительное влияние на формирование ценностной сферы личности оказывают социокультурные детерминанты: идеология, религия, культурные идеалы и нормы, обычаи, традиции, типы хозяйствования и организации производственной общественной деятельности, ментальность.

Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих социальное и моральное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных, практических и личностных задач. Присвоение культурного опыта происходит не спонтанно, а требует специально организованной деятельности. М. Бахтин отмечал, что культурные ценности являются самоценностями, и "живое сознание" должно приспособиться к ним, утвердить их для себя. Только в таком случае "живое сознание" становится культурным, а культурное становится частью живого

Э. Дюркгейм утверждал, что степень организованности общества может быть определена через уровень "консенсуса ценностей" внутри данного сообщества. Общие ценности определяют стабильность регуляции межличностных отношений и структурируют желания и потребности членов группы. Быстрые нормативные изменения в обществе ведут к разрушению общего "чувства ценностей" и нарушению привычного хода жизни, тем самым создавая индивидуальные формы дезориентации. Внезапное и широкомасштабное разрушение образа жизни приводит к возникновению дисбаланса в обществе и нарушению существующих систем социальной стратификации (Д. Локвуд). С точки зрения Э. Дюркгейма, подобные явления возможны в ситуации идеологической, институциональной и экономической нестабильности, вследствие чего снижается уровень "консенсуса ценностей", нарушается общественное согласие относительно принципа справедливого распределения, развивается "деинституционализация" .

Нарушения ценностного единства общества находят отражение в особенностях ценностного сознания личности в первую очередь в подростковом и юношеском возрастах как наиболее сензитивных к развитию ценностной сферы.

Культурные, социально-экономические и политические особенности общества в значительной степени определяют процесс социализации подростков и формирования ценностно-морального сознания. Влияние таких институтов социализации, как семья, школа, группы сверстников, опосредуется культурными традициями общества. В сравнительном исследовании особенностей личностного развития подростков США и СССР, проведенном в 1970-е гг., У. Бронфенбреннер обнаружил, что система ценностей американских подростков значительно отличается от системы ценностей, принятой в обществе взрослых, в то время как у советских подростков такого разрыва не наблюдается. Общество сверстников скорее обеспечивает усвоение требований и норм взрослых, чем противоречит им .

Однако современное российское общество демонстрирует разрозненность и разобщенность в вопросах ценностей. Г. М. Андреева выделила следующие особенности массового сознания в современном трансформирующемся российском обществе: разрушение прежних устойчивых социально-психологических стереотипов, изменение иерархии ценностей, перестройка образа мира . В силу изменившегося способа общественного производства и образа жизни в массовом сознании произошел отказ от безусловного приоритета коллективистических ценностей, а нередко и их обесценивание в пользу индивидуалистических. Противоречивость состоит в том, что, хотя коллективистические ценности уже перестали быть ведущими, индивидуалистические ценности, противоречащие "коллективистической" природе российского сознания, не были приняты большинством .

Более того, нередко идеи свободы и прав человека приобретают искаженное значение и понимаются как вседозволенность, резко падает уровень правосознания и законопослушности личности. Для российского общества индивидуалистические ценности нередко воспринимаются как ценности, исключающие бескорыстную любовь и заботу, проявления альтруизма .

Это находит отражение в системе ценностей современных подростков.

Исследования структуры ценностей современных подростков достаточно широко представлены в психологии. Ограничения результатов подобных исследований в том, что подросткам предлагается оценить личную значимость ценностей, задаваемых как эталонные, при этом существует риск "оставить за бортом" другие значимые для этого возраста ценности. Приведем примеры исследований ценностей подростков.

В рамках предложенного подхода ценности рассматриваются как убеждения или понятия, связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека, выполняющие функции управления выбором или оценкой линии поведения. В концепции С. Шварца в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию. Система таких целей составляет определенный мотивационный тип. На основании философского и культурологического анализа, результатов психологических исследований ценностной сферы личности, литературы автор выделяет 10 типов ценностной ориентации или мотивационных типов, образующих иерархию в зависимости от личностной значимости. С. Шварцем были выделены следующие ценностные ориентации (мотивационные типы):

  • 1) власть - главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы;
  • 2) достижение - стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением;
  • 3) гедонизм - в основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений;
  • 4) стимулирование (полнота жизненных переживаний) - главной целью является наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности;
  • 5) саморегуляция (самонаправленность) - данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес;
  • 6) универсализм - выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы;
  • 7) благосклонность (заботливость) - главной целью является взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. Контакты осуществляются в первую очередь с теми людьми, с кем человек поддерживает хорошие отношения или находится в постоянном контакте;
  • 8) традиции - мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социокультурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы;
  • 9) конформность - главной целью является ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий;
  • 10) безопасность - основой данного мотивационного типа является стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.

Выделенные мотивационные типы связаны с определенными формами поведения и, соответственно, находятся друг с другом в динамических отношениях, как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями: ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования); ценности ориентации на других людей и самопреодоления (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть).

Исследования, проведенные в,53 странах, включая Россию, обнаружили феномен консенсуса ценностей, подтверждающий панкультурный универсальный характер развития ценностных ориентаций у разных народов. Наиболее значимыми оказываются благосклонность, саморегуляция, универсализм, далее по значимости следуют безопасность, конформность и достижения. Группу менее значимых мотивационных типов составляют гедонизм, стимулирование, а на последнем месте - традиции и власть. Возрастная специфика иерархии ценностей находит отражение лишь в том, что для юношеского возраста (выборка студентов), по сравнению со зрелым возрастом, ценность достижений оказывается более значимой, чем безопасность и конформность (С. Шварц, Е. П. Белинская, В. С. Собкин).

В исследовании особенностей ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте в рамках концепции С. Шварца на материале российских подростков - учащихся московских школ была обнаружена следующая иерархия ценностных ориентаций (от наиболее значимых к наименее значимым): достижения, саморегуляция, благосклонность, безопасность, гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность, власть, традиции . Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков и нанкультурного универсального характера развития ценностных ориентаций по Шварцу позволяет увидеть возрастно-психологическую специфику иерархии ценностей подростков. Для российских подростков и юношей наиболее значимой оказалась ценность достижений и социального успеха, далее ценности саморегуляции и благосклонности (заботы о благополучии других), в то время как благосклонность, по данным С. Шварца, оказывается наиболее значимой, а ценность достижений занимает лишь 4-е место в иерархии по результатам исследований, проведенных в 4,5 странах. Следующей по значимости для российских молодых людей оказывается ценность безопасности. Относительно низкое место по значимости в структуре ценностей занимают гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность и, наконец, как и в исследованиях С. Шварца, наименее предпочитаемыми оказываются ценности власти и традиций. Таким образом, структура ценностных ориентаций подростковой и юношеской выборок отражает особенности социальных настроений, характерных для современного российского общества, где личный успех зачастую оказывается более значим, чем забота о благе других. Консенсус в отношении ценности саморегуляции, т.е. стремления молодых людей к автономии и независимости в мыслях, поведении, позиции, занимающей ведущее место в иерархии мотивационных типов, связан с решением важнейшей задачи развития этих возрастов - задачи преодоления зависимости и приобретения автономии.

Можно наблюдать определенную динамику изменения ценностных ориентаций от подросткового к юношескому возрасту: есть как сходство, так и различия в структуре ценностных ориентаций. Для обеих возрастных групп наиболее значимым является социальный успех и достижения, а наименее значимым - традиции и власть. Для юношеской группы большее значение имеет ценность саморегуляции: ценности самонаправленности и достижения автономии оказываются почти столь же значимыми, как социальный успех и достижения, а для школьников ценность саморегуляции и автономии занимает более низкую ступень в иерархии ценностей вместе с безопасностью, гедонизмом и стимулированием. Возрастание значимости автономии в юношеском возрасте свидетельствует о том, что личный успех и достижения начинают связываться в сознании юношей и девушек с собственной самостоятельностью, автономией и активностью. Также можно отметить, что с возрастом проявляется большая ориентированность на изменения в противовес ценностям сохранения. Отчасти это можно объяснить недостаточным уровнем развития самостоятельности и компетентности подростков и их тревогой перед социальной нестабильностью и непредсказуемостью мира, что на фоне стремления к новому и перестройки прежней системы отношений сохраняет высокий уровень потребности в безопасности и определенную приверженность консерватизму.

Можно выделить гендерные различия, в которых сочетаются как традиционные маскулинные и фемининные предпочтения ценностей, так и менее ожидаемые. Типичным для женской выборки можно считать большее предпочтение ценностей благосклонности (защита и забота о благополучии людей, с которыми находишься в частых личных контактах). Это обнаруживается в высокой значимости таких инструментальных ценностей, выступающих как характеристики личности (М. Рокич), как помогающий, честный, прощающий, лояльный, ответственный. Ценность безопасности - чувство защищенности, гармонии и стабильности общества, выступающей в высокой значимости защищенности семьи, высокой национальной безопасности, уверенности в социальном порядке, взаимной помощи и значимости людей друг для друга, также вполне предсказуемо оказалась выше у девушек. Интересно, что ценности саморегуляции у девушек оказались более значимы, чем у юношей. Это отражает факт более ранней автономизации личности в подростковом и юношеском возрасте в женской выборке. Возможно, это объясняется более ранним приобретением девушками взрослости в виде внешней и, возможно, интеллектуальной и моральной взрослости (по Д. Б. Эльконину), обусловленной более высокими стандартами и ожиданиями, предъявляемыми обществом к поведению и достижениям девушек. С этим предположением согласуется и большая значимость для девушек ценности стимулирования как стремления к новому, изменениям и переменам в жизни, поиску новых впечатлений. С другой стороны, изменение места женщины в обществе и пересмотр содержания гендерных ролей в пользу более активного участия женщины в производстве и социальной деятельности, изменение семьи как социального института могут рассматриваться как фактор изменения ценностной сферы женщины. Также девушки демонстрируют большую готовность к развитию и изменениям, чем юноши, и приоритетность целей самопреодоления как готовности к заботе и саморазвитию, по сравнению с юношами. Гендерные различия отражают сохранение женской выборкой предпочтения традиционно феминных приоритетов - благосклонности и безопасности наряду с выраженной тенденцией открытости новому опыту саморазвития, т.е. предпочтением саморегуляции и стимулирования.

Таким образом, структура ценностных ориентаций современных российских подростков и юношей отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (заботы о благополучии других людей и общества). Это расходится с моделью универсальной структуры ценностей, предложенной С. Шварцем . Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интереса (А. Адлер) и коллективизма. Выявленная тенденция обусловлена также недостаточностью опыта общественно-полезной деятельности и участия в социальных молодежных организациях у современных подростков. Таким образом, мы получили свидетельство того, что особенности социальной ситуации развития современных российских подростков обусловливают иерархию ценностных ориентаций личности.

Возрастные особенности ценностной сферы в подростковом и юношеском возрасте связаны с решением важнейшей задачи развития - преодолением зависимости и формированием автономии личности. Возрастание значимости ценности саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Другая тенденция - усиление ценностных противоречий, где индивидуалистическая направленность на личные достижения вступает в противоречие с коллективистической заботой о социальном благополучии. Разрешение указанного

противоречия связано с развитием форм кооперации и сотрудничества личности с другими людьми в значимых видах деятельности.

В исследовании О. А. Тихомандрицкой было показано, что для современных российских подростков наиболее значимыми являются "общечеловеческие" ценности (свобода, здоровье, любовь, дружба) и ценности, связанные с достижением благополучия и осмысленностью собственного существования (насыщенность жизни, осмысленность существования, успех, профессионализм, целеустремленность и др.). Наименее значимыми оказались духовные ценности, ценности конформности и традиций (духовность, благочестие, религиозность, послушание, умеренность, смирение, традиции и др.), а также ценности "власти" (власть, социальная власть). В целом наиболее значимыми для современных старшеклассников являются ценности изменения личности и общества и индивидуалистические ценности, направленные на достижение личных интересов. Менее значимыми явились, соответственно, ценности "сохранения", направленные на стабильность и неизменность общества, и ценности, выражающие интересы группы, общества (коллективистические ценности). Особенности иерархии ценностей отражают, по мнению автора, как собственно возрастные задачи и новообразования ранней юности - самоопределение, становление мировоззрения, так и особенности современного общества - отсутствие стабильности, направленность на изменения, ориентация на и ндивидуализм . Другим примером изучения особенностей ценностной структуры подростков является исследование В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой .

Ценность данного исследования связана с наличием двух замеров, которые проводились в 1991 и 1996 гг. Такая организация исследования позволяет изучить динамику структуры ценностей подростков в разных социокультурных условиях. В 1991 г. к высоко значимым жизненным ценностям подростки отнесли счастливую семейную жизнь (73% испытуемых), достижение материального благополучия (57%) и успешную профессиональную деятельность (49%). К ценностям средней степени значимости - полноценное общение с людьми (34%), развитие своих способностей (25%), воспитание детей (24%). В группе низкозначимых ценностей оказались познание себя (13%), полноценное приобщение к культуре (8%), успешная политическая карьера (3%). Отметим, что для девушек большее значение, чем для юношей, представляют ценности семейной жизни и воспитания детей. Сравнение результатов 1991 и 1996 гг. позволяет выявить динамику изменений представлений о жизненных ценностях: при сохранении общей иерархии ценностей наблюдается снижение частоты выбора многих ценностей. Так, ценность семейной жизни, оставаясь на 1-м месте по частоте выбора, теряет свою значимость с 73% в 1991 г. до 60% в 1996 г., успешная профессиональная деятельность - с 49 до 42%, полноценное общение с людьми - с 34 до 24%, развитие своих способностей - с 25 до 18%. Отметим, что значимость ценности материального благополучия оказывается достаточно стабильной (57% в 1991 г. и 53% в 1996 г.). Наблюдается резкое снижение значения семейной жизни для девушек (с 84% в 1991 г. до 66% в 1996 г.). Таким образом, можно говорить о том, что при сохранении общей иерархии ценностей наблюдается значительное "уплотнение" результатов - подросткам становится сложнее выбрать одну доминирующую ценность.

В рамках кросс-культурных исследований жизненных ценностей было показано, что московские и амстердамские подростки различаются приоритетной ориентацией московских подростков на достижение материального благополучия и семью (домашнее хозяйство и воспитание детей), а голландских подростков - на общение с людьми и выход за рамки внутрисемейного общения .

Различными оказались и ценностные оппозиции (противоречия): для московских подростков значимыми оказалось противопоставление ценностей "политическая карьера - приобщение к культуре" ("политика - культура"), для амстердамских - "социальное достижение - приобщение к духовным ценностям" ("социальность - духовность"), что, по мнению авторов, по сути представляется одним и тем же. Основное различие заключается в высокой значимости ценностной оппозиции "ориентация на саморазвитие - забота о другом" для голландских подростков при ее низкой значимости для российских подростков.

В сравнительном российско-финском исследовании, осуществленном сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, было показано, что наиболее значимыми для финских школьников и менее значимыми для российских являются следующие ценности: помощь страждущим, охрана природы, мир на земле, творчество, близкое общение. И, наоборот, более значимыми для московских и менее значимыми для хельсинских школьников оказались ценности активной, интересной и увлекательной жизни; материального благосостояния; социального одобрения, уважения и восхищения .

Кросс-культурные исследования позволяют выявить не только особенности иерархии ценностей, связанные со спецификой культурных условий, но и общие тенденции развития ценностей, связанные с закономерностями социального развития. Сравнительное исследование Р. Ингельхарта, проведенное им в 1970 и в 1989 гг. в шести европейских странах - Англии, Франции, Германии (ФРГ), Италии, Бельгии, Нидерландах и США, выявило сдвиг приоритетов от материалистических ценностей (физическая и экономическая безопасность, материальное благосостояние) в сторону предпочтения постматериалистических ценностей (самореализация, качество жизни и т.д.). Изменение приоритетов ценностей связывалось автором с ростом благосостояния и объективной экономической безопасностью во всех изучаемых странах.

Немалый интерес представляют данные о зависимости содержания системы ценностей подростков от уровня познавательного развития, в частности, показателей формального интеллекта. Подростки с высоким уровнем формального интеллекта выбирают ценности, ориентированные на долгосрочную перспективу, а также "вечные" ценности, оперирующие теоретическими конструктами, например справедливость, альтруизм. Подростки с низкими показателями формального интеллекта более ориентированы па ценности гедонистического характера, с очевидным общественным одобрением и быстрым вознаграждением .

Ценностные ориентации подростков находят отражение в идеалах, объективирующих эталоны и образцы для саморазвития и выступающих "идеальной формой" развития в данном возрасте, и в мировоззрении, обобщающем картину мира подростка в пристрастной оценочной форме, определяющем место и отношения человека с обществом и природой, предназначение и смысл бытия.

Идеалы в подростковом и юношеском возрасте играют большую роль в развитии самосознания и идентичности личности. Появление идеалов в подростковом возрасте связано с актуализацией проблемы самоопределения, развитием саморефлексии и формированием Я-концепции. Познание себя, своих способностей и возможностей происходит через сопоставление себя с другими. Этим "другим" чаще всего выступают сверстники. Однако и для адекватной самооценки, и для определения задач саморазвития и самовоспитания подросток нуждается в сравнении с образцом, воплощающим желаемые способности и личностные черты, функции которого и выполняет идеал. Часто идеалы подростков - это взрослые люди, равнение па которых позволяет подростку приблизиться к новому желаемому статусу взрослости и реализовать чувство взрослости, о котором писал Д. Б. Эльконин. Идеалом может выступать как конкретный человек или персонаж, так и система обобщенных качеств. Л. И. Божович писала о том, что идеал воплощает определенную систему требований подростка к себе, что оказывает влияние на его отношение к внешним требованиям. Соответствие внешних требований внутреннему идеалу способствует их соблюдению, расхождение требований и идеала снижает готовность подростка выполнять социальные требования . Можно говорить о смыслообразующем характере идеала для подростка, определяющем вектор его развития, деятельность и поведение .

Содержание идеалов подростка зависит от исторических социокультурных условий развития. На макроуровне каждая эпоха, ее время и среда определяет свой идеальный образ человека, выделяя наиболее значимые черты . На микроуровне особенности взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, родителями способствуют формированию идеалов. Содержательно идеальный образ человека для подростка включает в себя характеристики внешности, личностные черты, особенности моделей поведения. Идеальный образ человека может обладать разной степенью дифференцированности: одни характеристики могут быть очень четкими, иногда гипертрофированно выпуклыми, другие - расплывчатыми и колеблющимися. С учетом значимости интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего типа деятельности в подростковом возрасте характеристики идеального образа, связанные с коммуникацией со сверстниками, приобретают особо важный характер.

Изменения, происходящие в обществе, приводят к изменению идеалов - на смену одним героям (революционерам, полководцам, путешественникам, первооткрывателям и т.д.) приходят другие (киноактеры, поп-звезды, топ-модели и т.д.) . Например, в 12-13 лет идеалом для подростков в 38% случаев являются зарубежные актеры и киногерои зарубежных фильмов и телесериалов, несколько реже, в 26% случаев, - для старших подростков. Отметим, что образ знаменитых людей прошлого является идеалом современных подростков крайне редко - лишь в 6% случаев . Интересным представляется трансформация образа идеального образа мужчины для молодых людей за последние 20 лет: от образцов ярко выраженной маскулинности (А. Шваценеггер, С. Сталлоне и другие герои боевиков) к образцам, обладающим выраженной феминностью (Шайа Лабаф). Конкретное содержание идеалов связано с многими факторами: социальным окружением, уровнем образования, образования и социоэкономического уровня родителей подростка, особенностями потребностной сферы подростка, его интеллектуальными способностями и т.д. Достаточно часто идеалы подростков, так или иначе, оказываются связаны с фигурами родителей.

В исследовании Б. В. Кайгородова показано, как в возрасте от 10 11 к 14-15 годам происходит трансформация идеала: переход от идеала - конкретного человека или героя к идеалу - обобщенному образу . С возрастом происходит изменение структуры идеала подростков. Первоначально идеал представлен в виде эмоционально окрашенного образа, выступает как пример для подражания, некоторый эталон для оценки других и самого себя. Здесь содержание идеала носит конкретный характер, часто связанный с определенным героем. Важно, что идеал может выполнять функцию приобщения себя к другим людям или социальным группам. В дальнейшем идеал становится регулятором поведения, позволяет оцепить мотивы деятельности, включаясь в устойчивую систему ценностей, интересов, установок личности. Затем идеал выступает интегрирующей основой жизненных отношений личности, ее общим смыслообразующим устремлением. На данной стадии преобладают идеалы обобщенного и конкретизированного типа (Б. В. Кайгородов, О. В. Романова).

Мировоззрение является ядром индивидуального образа мира, важным компонентом личности человека. Мировоззрение представляет собой систему структурированных представлений об окружающем мире, обществе и человеке, а также о закономерностях их сосуществования, где образ окружающего мира связан с внутренним миром человека, его самосознанием, самооценкой и образом "Я". Можно говорить о тесной связи мировоззрения и системы ценностей человека, формирования идеалов, жизненных приоритетов. Важно, что мировоззрение каждого последующего поколения обогащается опытом предыдущих поколений, а также учитывает конкретные общественно-исторические и социально-экономические реалии.

Формирование мировоззрения связано с наличием способности к рефлексии, формальной логике, критическому осмыслению действительности, понятийному мышлению. Это предопределяет позднее появление мировоззрения - в подростковом и юношеском возрасте. Развитие самосознания как одного из центральных новообразований подросткового возраста приводит к ревизии прошлых, зачастую мифологических, детских представлений о мире, воспринятых и усвоенных ранее без должного осознания и критичности.

Интересна модель процесса формирования мировоззрения, представленная в рамках концепции базисных убеждений С. Эпштейна и Р. Янофф-Бульман (1992). Авторы считают, что в ходе развития человека постепенно и по большей части без должного осознания складывается имплицитная система представлений о мире. Эта имплицитная система представлений о мире включает теорию собственного "Я" и теорию окружающего мира, а также представления об отношениях между "Я" и миром. Содержание имплицитной теории реальности определяется пятью базисными убеждениями, представляющими собой когнитивно-эмоциональные иерархически организованные представления и отвечающими основным потребностям человека. Базисные убеждения влияют не только на восприятие и интерпретацию подростком событий окружающего мира, но и являются основой сознательного формирования мировоззрения, целеполагания и принятия решений, осуществления личностных выборов и построения взаимоотношений, приобретая тем самым ключевое значение в развитии личности.

Можно представить позитивные полюса базисных убеждений, наличие которых определяет содержание мировоззрения человека:

  • 1) убеждение в доброжелательности, дружелюбии людей и безопасности окружающего мира. Идея о том, что человек по своей природе добр и в мире больше добра, чем зла; людям можно доверять;
  • 2) убеждение в справедливости окружающего мира, в том, что устройство мира воздает каждому по заслугам - хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости, награждая достойных и наказывая тех, кто это заслуживает своим поведением;
  • 3) убеждение в собственной значимости, самоценности, происходящее из уверенности в том, что человек достоин уважения и доброго отношения. Характеризуется позитивным самовосприятием и образом "Я" - преобладанием достоинств над недостатками и уверенностью человека в том, что окружающие уважают его и высоко оценивают;
  • 4) убеждение в возможности удачи у благоприятного поворота дел: люди с позитивным мировосприятием чаще, чем другие, считают, что им в жизни сопутствует везение, благосклонность удачи и судьбы, им свойственен оптимизм и чужда позиция жертвы;
  • 5) убеждение в том, что человек - творец своей жизни, что мир упорядочен и подчиняется определенным законам и в силу этого доступен контролю, что человек способен ставить цели и добиваться их достижения, контролировать происходящие с ним события, предотвращать неприятности и несчастья. Случайные события, хотя и возможны, но не играют решающей роли и не определяют жизненного пути человека.

Образ мира как целостное представление о действительности, природе и обществе и месте человека в нем в подростковом возрасте включает базовые компоненты - образ "Я", образ значимых Других, представления о семье, субъективную картину жизненного пути. Развитие образа мира в подростковом возрасте происходит в направлении большей содержательности и реалистичности, образ "Я" становится более содержательным и дифференцированным, расширяется субъективная жизненная перспектива за счет включения помимо личных, социальных планов и перспектив

.

В исследовании И. Буровихиной было обнаружено, что универсальной особенностью представлений о мире современных российских подростков является четкое выделение негативных сторон, устойчивого образа "зла", и позитивных сторон, составляющих "счастье". В ходе возрастного развития представления о мире и семье у подростков становятся более четкими, структурированными и содержательными. Выявлены возрастные особенности картины мира: для младших подростков - это прежде всего семья, в которой отношения определяются взаимной заботой и уважением, а для старших сверстников - дальние жизненные перспективы достижения социальной и личностной зрелости. В восприятии старших подростков, напротив, семья деидеализируется и связывается с отношениями давления, принуждения, зависимости и сплоченности, привязанности между родными людьми. Этот объясняется тем, что задача автономии и сепарации от родителей еще не стала актуальной задачей развития для младших подростков. Учение и общественно-полезная деятельность являются наиболее интересной и значимой деятельностью для младших подростков, а для старшеклассников - самопознание и формирование самостоятельной мировоззренческой позиции .

Развитие системы ценностей, идеалов и мировоззрения составляет необходимую предпосылку формирования гражданской идентичности личности. Формирование гражданской идентичности в подростковом возрасте представляет собой форму личностного самоопределения на основе развития самосознания. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяет формирование гражданской идентичности как ключевую задачу современной образовательной системы . Гражданская идентичность рассматривается как базовая предпосылка развития государственности и гражданского общества. Гражданская идентичность представляет собой осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл . Структура гражданской идентичности включает четыре основных компонента: когнитивный, ценностный, эмоциональной и деятельностный. Когнитивный компонент выступает как знание о принадлежности к данной социальной общности: наличие историко-географического образа о территориях и границах России, истории развития страны; представление о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; сформированное™ социально-критического мышления и способности к ориентации в социальных взаимоотношениях, ориентация в системе моральных норм и ценностей, экологическое сознание и признание высокой ценности жизни во всех ее формах; представление об социально-политическом устройстве государства; знание Конституции России. Ценностный компонент определяет значимость и модальность (позитивное или негативное отношение) осознания личностью принадлежности к социальной общности. Эмоциональный компонент связан с принятием или непринятием гражданской общности в качестве группы членства, переживанием этого факта. Ценностный и эмоциональный аспекты проявляются в любви к Родине, чувстве гордости за страну, гражданском патриотизме; уважении к истории страны, ее культурным и историческим памятникам; эмоционально-позитивном принятии своей этнической идентичности; в уважении и принятии других народов Родины и мира; в готовности к равноправному сотрудничеству; в уважении чести и достоинства личности; доброжелательном отношении к окружающим; уважении ценностей семьи; в любви к природе, оптимизме в восприятии мира, в признании ценности своего здоровья и здоровья окружающих; сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Деятельностный компонент связан с выражением гражданской идентичности в форме участия в общественно-политической жизни страны, реализации гражданской позиции в деятельности и поведении. Это находит отражение в участии подростков и юношей в системе школьного самоуправления в пределах возрастных компетенций, в реализации норм, требований и возможностей школьной жизни с позиции ученика; умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимоуважения; в выполнении моральных норм в отношениях; участии в общественной жизни и общественно-полезной деятельности; в умении строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.