Сценарий добрый самарянин в наше время. Урок по опк "милосердие и сострадание"

В этот вечер в семье Морозовых каждый был занят своим делом. Папа играл с младшей дочкой, мама гладила бельё, а старшая дочка Маша учила уроки.

Что новенького в школе? - спросила мама.

В нашем классе появилась новая девочка. С ней никто не хочет дружить. Она какая-то странная, всегда ходит в платке. Она говорит, что верующая, но только не христианка, а мусульманка. Мама, скажи, мусульманство - это хорошая вера или нет? Я могу с ней играть и дружить?

Аудиорассказ Добрый самарянин

Да, Машенька, играть и дружить нужно со всеми ребятами. И никогда, дочка, нельзя плохо относиться человеку, если у него не такая одежда, как у нас, или не такая вера.

Я расскажу тебе библейскую историю, а ты постарайся понять, каких поступков ждёт от нас Господь.

Когда-то в старину многие евреи считали, что только они хорошие и достойные Царства Божьего. Но Христос, придя на нашу Землю, говорил совсем другое. Он учил, что Бог любит всех людей, и во всяком народе есть люди добрые, которые искренне любят Бога, любят людей и соблюдают Заповеди Божьи.

Бог знает и видит этих людей, потому что Он смотрит не на лицо, а на сердце. Мы, люди, часто смотрим на одежду, на красоту лица, а Бог видит и наше сердце, Он даже знает все наши мысли. И чтобы понятнее объяснить это людям, Иисус рассказал притчу о добром самарянине.

Один еврей отправился в путешествие из Иерусалима в город Иерихон. По дороге его ограбили разбойники, избили и бросили умирать. Через некоторое время еврейский священник шёл той же дорогой. Увидев раненого, священник прошёл мимо. Потом шёл левит - помощник священника, но он тоже прошёл мимо, оставив умирать несчастного на дороге. И этот несчастный бы умер.

Но случилось так, что этой же дорогой случайно проходил чужестранец из Самарии. Он был другой национальности, у него была другая одежда, у него была другая вера. Но именно самарянин остановился и сжалился над раненым, перевязал ему раны, привёз его в городскую гостиницу и позаботился о нём.

А вот теперь, Машенька, скажи, кто из всех этих людей оказался самым близким для избитого несчастного еврея?

Конечно же, тот, кто помог ему.

Правильно, дочка. Именно это и хотел Иисус объяснить людям в своей притче.

Иисус хочет, чтобы мы поняли очень важную истину о том, что наши ближние - это не только наши родственники или друзья, это не только те, кто одной с нами веры. Наш ближний - это тот, кто в данный момент находится рядом с нами. Это тот, кто может помочь нам, и кому мы можем помочь и оказать милость.

Библия говорит, что в Царстве Божьем будут не только те, кто называет себя христианами. В Царстве Божьем будут люди, которые соблюдают Заповеди Божьи и любят Бога и людей.

Мамочка, я всё поняла. Я постараюсь подружиться с этой девочкой-мусульманкой. И главное: я должна рассказать ей о нашем Спасителе, Который очень любит всех людей, Который умер за наши грехи и Который хочет, чтобы никто из людей не погиб, но чтобы все получили спасение.

Владислав Наумов

Тема : Притча о милосердном самарянине. Отношение к ближним и милосердие.

Цель : познакомить учащихся с содержанием «Притчи о милосердном самарянине»; довести до сознания детей, что сюжеты, образы духовной литературы - неисчерпаемый кладезь мудрости;

развивать познавательный интерес школьников; развивать эмоции детей, с этой целью использовать примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;

воспитывать чувство толерантности, прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, любовь к людям.

Оборудование : мультфильм «Притча о милосердном самарянине» или тексты притчи, цветок желаний, цветы с названиями качеств доброго человека, песня «Дорогою добра».

Ход урока.

І. Оргмомент.

ІІ. 1. Сказание о милосердии.

Сегодняшний урок я хочу начать со сказания. Послушайте внимательно и приготовьтесь выразить свое мнение.

Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: “О, Боже! Есть ли в твоем Творении что-нибудь крепче этих гор”? Бог отвечал: “Железо крепче гор, так как оно разбивает их”. А есть что-нибудь сильнее железа?”. “Да, - отвечал Бог - огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его”. “А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня”? “Есть, вода, так как она тушит огонь”. “О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды” - спросили ангелы. “Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться”. “О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?”. “Есть. Добрый Человек, подающий милостыню”.

Кто же оказался самым сильным?

Сильнее каких природных стихий он оказался?

Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Обоснуйте свой ответ.

2.Психологическая разминка.

Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?

Но для начала я попрошу вас встать, взяться за руки.

Проведем такой эксперимент.

Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию

(звучит музыка добра, чувств и мечтаний).

Что вы почувствовали?

Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.

А почему, как вы думаете?

Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.

Вы правы в этом.

А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей.

Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.

3. Определение понятий «добро» и «зло».

А вы знаете, что называют добром, что злом?

Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»

«Доброта – это...»

«Добрый человек – это... »

«Милосердие – это…»

«Зло –это …»

Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов

Ответы детей

Добро - вещественное, все доброе (достаток, добришко)

В духовном значении - благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное - хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович).

Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.

К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Добро- это по доброй воле, без принуждения, по хорошему.

Добрый человек - это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла!

Особый вид доброты - милосердие . Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.

И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича)

Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.)

«Добрые сердца это сады, добрые мысли это корни, добрые слова это цветы, добрые дела это фрукты, позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел. (америк. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

«Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист Роберт Ингерсолл).

Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)

Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.

Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.

Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.

Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

4. Работа с лоцией.

ДОБРО И ЗЛО

Добро Зло

любовь ненависть

милосердие равнодушие

созидание разрушение

красота безобразие

жертвенность поиск жертвы

свет тьма

разум безумие

дар разбой

гармония дисгармония

созидание мира и себя самоуничтожение

* Гений и злодейство – две вещи несовместные.

А. С. Пушкин

* Добро

– одухотворённая любовь.

И. Ильин

* Зло

– испытание свободы.

Н. Бердяев

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из притч Иисуса Христа. Она называется «Притча о милосердном самарянине».

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

    Вспомните, что такое притча?

    Какие притчи Иисуса Христа вы уже знаете?

IV . Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Послушайте «Притчу о милосердном самарянине» - жителе Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту небольшую историю рассказал людям Иисус.

2. Вопросы к учащимся:

1) “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?

2) Какие добрые дела совершил Самаритянин?

3) Все ли люди могут поступить так же, как он?

4) К чему это может привести человечество?

Священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни.

Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или государственной принадлежности, и учил Христос.

Некоторые люди считают себя добрыми и хорошими уже потому, что не делают зла. Но если в их присутствии совершается зло, а они молчат, разве можно назвать их хорошими, добрыми, порядочными людьми.

Один умный человек сказал:

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя.

Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя.

Бойся равнодушных - они никого не убивают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства".

А теперь послушайте историю о таких же ребятах, как и вы. Она называется "Лена, костыли и снежки".

/Учитель читает рассказ/

Лена, костыли и снежки.

Какое-то время казалось невозможным, чтобы Лена могла пойти осенью в школу. Помимо других повреждений, кости на ее обеих ногах были сломаны, и требовались месяцы, чтобы они срослись. Она гостила в доме друзей в тот день, когда взрыв природного газа разнес дом. Чудом она осталась жива.

Однако когда начались занятия, Лена решила непременно на них присутствовать, пусть ей и придется ковылять на костылях. И она пришла в свой класс. Ее приятная улыбка и хороший настрой даже подбадривали других. Близкая подруга и ее соседка по парте Дина была счастлива помогать Лене, открывая перед ней двери, поднося ей вещи, словом, делала все необходимое для облегчения жизни Лены.

В конце той осени с севера налетела буря, и выпал первый снег. А когда после еще более сильного снегопада ударили морозы, ходить стало ужасно трудно. Один неверный шаг, особенно на обледенелой наклонной дорожке, и вы могли поскользнуться. Для Лены путь, которым она добиралась на занятия на костылях, стал невероятно долгим и мучительным. Когда она медленно, метр за метром продвигалась по обледенелой дорожке, появился Коля с кучей снежков. По дороге на занятия он бросался ими в других, но когда увидел Лену, то понял, что у него есть удобная мишень.

Пожалуйста, не надо! – умоляла Лена.

Но Коля слепил снежки такими твердыми, что они были, как лед, и ему не терпелось опробовать их. Не думая о последствиях, не понимая своей жестокости, он кинул первый снежок. С близкого расстояния он попал в костыль Лены и выбил его. Девочка упала. Он уже был готов бросить еще один снежок, когда его увидела Дина.

Стой! Стой! – пронзительно закричала она. – Неужели ты не видишь, что Лене больно? Это подло!

Дина бросилась к Лене, чтобы помочь ей подняться на ноги. И все это время она продолжала кричать на Колю.

Только посмей бросить еще один снежок, слышишь?

Как только Дина подняла Лену на ноги и стряхнула снег с ее пальто, она шагнула прямо к Коле. Лицо ее горело не столько от мороза, сколько от гнева. Ее глаза сверкали.

Ты, оказывается, настоящий трус, раз выкидываешь такие штуки! Какой же ты подлый! Это же так жестоко! Почему бы тебе не пойти и не найти кого-нибудь, кто мог бы кинуть снежок тебе в ответ? А?

Она остановилась, чтобы перевести дыхание.

Чтобы ты никогда больше ничего подобного не делал!

Коля опешил. Он не ожидал, что его будут так отчитывать. Побросав твердые снежки, он испуганно повернулся и пошел прочь, оставив Дину, которая стояла, уперев руки в бока.

Во многих случаях жизни люди вспоминают старинную пословицу: «Молчание – золото». Часто это бывает к месту. Легко заговорить не вовремя или сказать не то и не там. Молчание действительно обычно бывает самым лучшим правилом. Но оно не всегда «золото». Когда мы боимся выступить в защиту беспомощных, мы ведем себя трусливо и только умножаем зло. Дина проявила в тот холодный осенний день решительность, так как защитила Лену. Ее доброта была активной и возымела свое действие.

Правильно ли поступила Дина?

А понравился ли вам Коля?

Ребята, а вы знаете, что в Библии сказано о злых людях? Прочтите запись на доске.

И злоба их обратится против них,
И злодейство их упадет на голову их.

/Рассказать ребятам о том, что и добро вернется, и зло тоже/

Мы живем не в пустыне, где кроме нас никого больше нет. Мы живем среди людей и должны думать не только о себе, но и о других людях.

Послушайте историю об американской девочке Норе и о том, как она думала о людях.

/Учитель читает рассказ/ .

Нора и экспресс «Рио-Гранде»

Нора О`Нил жила в красивом живописном месте. Маленькая, потрепанная ветрами коричневая избушка, которую она называла домом, прилепилась к склону холма, тянувшегося вверх до высоких гор Колорадо. Вниз от ее дома дорога спускалась на 500 метров к широкому уступу монолитной скалы. Прямо по краю этого уступа были проложены железнодорожные пути, а сразу за путями уступ круто обрывался в пропасть с грохочущим внизу горным потоком.

В летние месяцы Нора получала удовольствие, спускаясь по тропинке к железнодорожным путям и ожидая экспресс «Рио-Гранде», который с грохотом проходил здесь в вечерние часы. После ужина она быстро мыла тарелки, в надежде быть внизу у путей как раз вовремя, чтобы помахать рукой хорошо одетым пассажирам в вагонах. В те дни, когда поезда тянули паровые двигатели, для многих было волнующим услышать свисток, доносящийся издалека, а затем наблюдать, как крутятся огромные колеса, когда поезд приближается. Наблюдая за ярко освещенными вагонами и элегантными людьми, сидящими в них, которых было видно в окна, Нора гадала, откуда они прибыли и куда едут. Она подолгу махала рукой незнакомым людям, до тех пор, пока не оказывалось, что от этого чудесного видения остался лишь дым – черный дым, выбрасываемый из невидимой трубы поезда где-то вдали.

Однажды вечером, когда Нора помогала своей матери на кухне, она остановилась и подняла голову. Гремящий, грохочущий звук шел от железнодорожных путей.

Что это, мама?

Это, вероятно, дрезина с рабочей бригадой, возвращающейся назад в город, - ответила мать.

Но слух у Норы был острее, чем у ее матери. Ей показалось, что этот звук не совсем такой, как звук дрезины.

Мне кажется, по звуку это больше похоже на опрокинувшуюся вагонетку с углем. Мне пришла в голову мысль – сбегать вниз и посмотреть, что там такое.

Мать вздохнула:

Чепуха, Нора. Ты просто хочешь отделаться от работы. Посмотри-ка на часы. Сейчас почти как раз то время, когда всегда возвращается рабочая бригада. Они едва успевают добраться до станции и поднять дрезину с путей, перед тем, как пройдет экспресс «Рио-Гранде».

Нора не ответила. Она быстро закончила свою работу, вытерла руки, открыла дверь и прислушалась. Далеко в стороне она услышала слабый, протяжный звук гудка поезда, отозвавшегося эхом в долине. Она знала, что экспресс делает плавный поворот, перед тем как начать извилистый путь к уступу ниже ее дома.

Без промедления она побежала в сумерках к месту, где обычно встречала поезд. Внезапно девочка остановилась. Поперек железнодорожного полотна тянулась темная полоса. Подбежав ближе, она увидела, что это огромный валун вместе с множеством более мелких камней, скатившихся прямо на рельсы. Быть может, как раз вибрация от дрезины, проходившей здесь, освободила валун, вызвав звук, который они услышали.

Что я должна делать? – спросила Нора вслух. – Экспресс подойдет меньше чем через пять минут!

Попытавшись столкнуть большой валун, поняла, что ей не справиться. Теперь все решали секунды. Обернувшись назад, она поспешила домой.

Скорее, мама! Скорее! – крикнула девочка. – Канистру, канистру! Мне нужно немного керосина!

Подняв у тропинки сосновую палку и не дожидаясь, пока мать поможет ей, она схватила канистру с керосином и плеснула на конец палки. Она помнила – так изготовил факел отец, когда тот ему срочно понадобился.

Ее мать стояла рядом, качая головой:

Ты что, с ума сошла, девочка?

Нора не стала объяснять. Открыв топку кухонной печи, она сунула конец палки внутрь. И сразу же получила пылающий факел. Держа его высоко над головой, она кинулась из дома и побежала обратно на пути.

Уже можно было услышать, как экспресс грохочет по рельсам, приближаясь к опасному месту. Когда Нора добежала до путей, времени уже не оставалось. Яркий свет паровоза быстро приближался к ней.

Машинист высунулся из кабины, вглядываясь в темноту и не веря своим глазам. Прямо перед ним стояла девочка и махала ярко горящим факелом. Он дернул за веревку, чтобы дать гудок, но девочка упорно продолжала стоять прямо на путях. Машинист не знал, что за опасность была позади девочки, но он не мог переехать через нее. Он включил тормоза, и из-под колес полетели искры. В самый последний момент, когда паровоз вплотную приблизился к ней, Нора отскочила в сторону. Паровоз продолжал двигаться, пока предохранительная решетка не натолкнулась на валун. Паровоз остановился. Машинист выпрыгнул из кабины и сразу же понял, что произошло. Пассажиры повалили из вагонов и столпились вокруг.

Что случилось? – спрашивали они.

Взгляните на этот валун и на то, где предохранительная решетка, и вы поймете, что случилось, - сказал машинист, указывая на завал. – Если бы эта девочка не просигналила мне вовремя, поезд сорвался бы в пропасть, и мы все погибли бы!

Теперь все столпились вокруг Норы. Ее обнимали и целовали, пассажиры вновь и вновь благодарили ее. Вскоре пассажиры собрали и вручили Норе столько денег, сколько никогда раньше она и в глаза не видела.

Но, я сделала это не за деньги! – оправдывалась Нора. – И, кроме того, мне совсем ничего не нужно было делать. Это не стоит таких денег.

Проводник похлопал Нору по плечу.

Ты спасла сегодня вечером много жизней. Ни один из нас никогда не сможет полностью расплатиться с тобой.

Рабочая бригада убрала валун, и поезд, уносивший всех этих благодарных ей пассажиров, тронулся. А Нора еще долго не могла заснуть, вспоминая происшествие. Она дала поезду сигнал не ради денег или славы, она сделала это потому, что думала о людях.

Что вы можете сказать о поступке Норы?

А вы смогли бы поступить так же?

V . Закрепление изученного материала.

1. Кроссворд.

Давай решим кроссворд и прочтем главное слово сегодняшнего урока.

1

5

4

2

3

Вопросы:

    Кто избил путника?

    Второй путник, который прошел мимо.

    Первый прошедший мимо.

    Кто помог избитому?

    Куда добрый самарянин отвез раненого?

Бог милосердный - добрый к каждому из нас. Поэтому и нам нужно быть милосердными.

2. Ситуации.

Как мы должны поступить в данных ситуациях:

1) Девочка играла в песочнице, а хулиганы-мальчишки подбежали и обсыпали ее песком и даже в глаза попали.

Ребята, как помочь девочке? Что сделаем?

2) На улице гололед, дяденька поскользнулся и упал, с него свалилась шапка, у него болит рука.

3) Сегодня мама болеет. А она хотела пропылесосить палас (или полить цветы, вытереть пыль).

4) Девочка вышла гулять, споткнулась и упала в лужу, замарала свое красивое платье. (Пожалеем, поможем дойти до дома).

5) У женщины в магазине упала сумка на пол и посыпались продукты (поможем собрать).

6) Мама занята, она варит обед, а младший братишка или сестренка хочет, чтобы с ним играли. Мама не знает, что делать, а вы знаете? (Поиграем с братиком).

7) В детском саду после прогулки у одного мальчика потерялись сандалии. (Поможем найти).

3. Игра «Цветик-семицветик»

Ребята, вам всем уже исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

Закройте глаза.

Представьте, что сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какого они цвета? Расскажите.

- Посмотрите на нашу поляну доброты (открываем доску с цветами, на которых написаны качества личности).

Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?

Загадайте желание и оторвите лепесток с моего волшебного цветка. Пусть ваше желание исполнится!

VI . Рефлексия.

Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

Над чем заставил задуматься этот урок?

Что стало самым важным на уроке?

Давайте теперь установим правила доброты.

Дети называют правила, а учитель записывает на доске.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.

2. Будь внимателен к людям, помогай им.

Делай добрые дела.

Не отвечай злом на зло.

Заполните лепестки цветков словами о добре и зле.

Какой цветок лучше?

Что же вы выбираете? Добро или зло?

Ответы учащихся

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.

В заключение Песня Маленького мука (видео)

VII Домашнее задание.

Используя лоцию, напишите сочинение на тему

Сочинение «Актуальна ли тема о добре и зле в наше время»

«Противостояние добра и зла»

«Жизнь дана на добрые дела»

Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока.

1. Инсценировать «Притчу о милосердном самарянине».

ВЕДУЩИЙ:
Однажды путник шел в Иерихон.
Был мирен и спокоен он.
Но вот разбойники напали на него,
А он не смог поделать ничего!

1-Й РАЗБОЙНИК:
Бери скорее кошелек,
Держи, чтоб он сбежать не смог!

2-Й РАЗБОЙНИК:
Уж слишком ты его избил,
Оставь его. Чтоб жив он был.

ВЕДУЩИЙ:
Остался путник чуть живой.
Священник шел дорогой той

СВЯЩЕННИК:
Ах, бедный, весь изранен ты!
Никто не даст тебе воды!
Однако нужно мне спешить!
Я должен скоро в храме быть!

ВЕДУЩИЙ:
И по своим пошел делам.
Левит остановился там.

ЛЕВИТ:
Кто мог его вот так избить?
Как может их земля носить?
Другие пусть заботятся о нем,
Мне некогда, и я тут ни при чем.

ВЕДУЩИЙ:
Так путник наш один остался,
Но вдалеке вдруг ослик показался.
Какой-то человек на нем сидит.
Он слез. На путника глядит.
И видно, не уходит он,
Быть может. Путник наш спасен?!

САМАРЯНИН:
О, что с тобой? Ты весь избит!
И кровь из ран твоих бежит!

ПУТНИК:
Они меня убить хотели,
Да почему-то пожалели.

САМАРЯНИН:
Я маслом раны заживлю,
Тебя водою напою.
Идем в гостиницу со мной!
К твоим услугам ослик мой.

ПУТНИК:
Но не смогу я заплатить,
Ведь прежде, чем вот так избить,
Они ограбили меня.
Но все ж благодарю тебя!

САМАРЯНИН:
Ну, за тебя я заплачу,
Ведь я помочь тебе хочу!

ВЕДУЩИЙ:
Он позаботился о нем.
А я хочу сказать о том,
Что ближних мы любить должны,
А ближний тот. Кому важны,
Забота наша и любовь.
Добро же к нам вернется вновь!
Конец.

2. Найти пословицы, высказывания о доброте и милосердии, объяснить их смысл.

3. Нарисовать иллюстрации к притче или раскрасить.


Урок православной культуры в 3 классе (4 четверть)
«Доброта и милосердие христианина».

Структура (план) урока:
1) Проверка домашнего задания.
2) Актуализация знаний.
3) Новый материал.
А) Просмотр видеоролика.
Б) Словарная работа.
В) Вопросы после просмотра.
Г) Толкование смысла притчи.
4) Физминутка.
5) Беседа о милосердии (сопровождается просмотром презентации), вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер».
6) Работа с пословицами.
7) Итоги урока. Рефлексия.
8) Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Класс: 3 класс (второй год обучения)
  2. УМК: Л.Л. Шевченко
  3. Учебный предмет: Православная культура
  4. Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Л.Л. Шевченко
  5. Тема урока: «Доброта и милосердие христианина»
  6. Цели урока:
  1. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование

Презентация «Милосердие»

Видеоролики «Милосердный самарянин», «Милость мира» А.П.Чайковской литургия св. Иоанна Златоуста

Ларец с пословицами

  1. Структура (план) урока:
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний.
  3. Новый материал.

А) Просмотр видеоролика.

Б) Словарная работа.

В) Вопросы после просмотра.

Г) Толкование смысла притчи.

  1. Физминутка.
  2. Беседа о милосердии (сопровождается просмотром презентации), вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер».
  3. Работа с пословицами.
  4. Итоги урока. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.
  1. Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

О чем мы беседовали на прошлом уроке?

Что нового вы узнали о святых апостолах?

Кто из святых апостолов бывал на русской земле?

Есть ли желающие рассказать стихотворение В. Астафьева «Когда позвал Господь и Царь»?

Рассматривание творческих работ, выполненных дома.

2. Актуализация знаний.

Встречали ли вы в современном мире людей, которые обладают хотя бы одним качеством, присущим святым? (такие люди есть, это наши близкие.)

Почему вам хорошо с ними? (Они нас любят…)

Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей противоречивы)

Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)

3. Новый материал.

Тему этого урока запишем в тетради: «Доброта и милосердие христиан».

Вопросы мы должны сегодня ответить:

Как научиться этому?

В этих вопросах нам поможет разобраться священнослужитель одного из соборов г. Челябинска. Давайте внимательно его послушаем.

Словарная работа.

Притча – нравоучительный рассказ.

Самарянин – житель самарянской земли.

Священник, левит – служители храма.

Вопросы после просмотра:

Какой вопрос был задан Христу?

Как ответил Христос?

Кто шёл по той же дороге?

Что сделал каждый из них?

Притча о милосердном самарянине кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему,- имеет таинственный смысл.

Толкование смысла притчи.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, праотец Адам, а следовательно всё человечество, не устоявшее в добре лишилось рая.

Разбойники – бесовские силы, которые позавидовали человеку и толкнули его на путь греха.

Раны – язвы греховные, обессиливающие нас.

Милосердный самарянин – сам Иисус Христос, который возлил на раны масло и вино. В народном восприятии со словом «масло» связывается слово «милость» и происходящий от него глагол «помиловать».

Масло – это слова проповеди о Радости спасения, а вино – строгое предупреждение о наказании для грешников.

Гостиница – Церковь Божья.

Хозяин гостиницы – пастырь, священник.

Масло – милость – миловать

4. Физ. минутка.

А сейчас мы с вами отдохнем и послушаем музыку П.И. Чайковского, которая называется «Милость мира», она написана для церковной службы.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

Какой характер у этой музыки?

5. Беседа о милосердии.

Как вы понимаете слово «милосердие»? (Добрый человек с милым сердцем…)

А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный человек – это человек, у которого доброе, м и лующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Милосердие – милующее сердце

А зачем быть милосердным? Какая в этом корысть (выгода)?

Некоторые думают: «Что я получу в ответ на мое доброе дело?». Есть такие «добрые» дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку. Это хороший поступок? (Ответы.) Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки. Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: «Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста, 5 рублей!». Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему нельзя так делать?

Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.

Какие дела свершает милосердный человек?

ПОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

Как научиться этому?

Может быть, мы напишем огромный плакат: «Будьте добрыми!» и все станут добрыми?

Вывод правил

1. Быть первым в добрых делах.

2. Не просить награды, похвалы за добрые дела, делать их бескорыстно.

3. Не допускать при этом гордыню и высокомерия.

4. Молиться. («Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбящий!»)

Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, а вокруг так много нуждающихся в нашей помощи!

Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер»

6. Работа с пословицами.

Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Каждый из вас возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем.

  1. Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
  2. Доброго чти, а злого не жалей.
  3. Добро помни твёрдо.
  4. За добро плати добром.
  5. Истинное добро всегда просто.
  6. Делать добро спеши.
  7. Жизнь дана на добрые дела.
  8. Милостивому человеку и Бог подаёт.
  9. Добрым путём Бог правит.
  10. Слушайся добрых людей – на путь наведут.

Как вы понимаете пословицу: «Добра желаешь – добро и делай»

7. Итоги урока. Рефлексия.

Можете ли вы ответить:

Кого мы называем «ближним»?

Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?

Как научиться этому?

Захотелось ли вам сделать доброе дело?

8. Домашнее задание. Учебник с. 103, задания 4, 6.

  1. Список использованной литературы:

1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.

3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г

4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г

  1. Самоанализ урока (занятия) и методические рекомендации:

Самоанализ открытого урока по православной культуре в 3 классе (2 год)

Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна

МОУ «Призначенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области

УМК: Шевченко Л.Л. «Православная культура»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Цели:

  1. Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
  2. Способствовать развитию духовности, нравственности.
  3. Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ УРОКА.

В структуре урока я реализовывала основной принцип обучения:

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

  1. соответствие потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности,
  2. учёт типологических и индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и уровня социализации.

Использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

1). Принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку.

Дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

Разноуровневость в достижении результативности;

Создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.

2). Принцип индивидуального и личностного подхода.

  1. своеобразность и неповторимость общих законов психического и духовного развития каждого ребенка,
  2. осознание своего "Я", объективность самооценивания, максимальный учёт индивидуальных особенностей ребенка.

3). Принцип гуманистичности.

  1. ребенок – активный субъект совместной деятельности с педагогом, основанного на сотрудничестве, на взаимном уважении.

В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:

  1. Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам;
  2. Я имею право голоса при принятии решений;
  3. Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок;

В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

Максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

Создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьников;

Обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой - формирование учебной деятельности школьника;

Построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.

Рассмотрим структуру этого урока.

В начале урока была сделана установка на эмоциональный настрой детей, знакомство с гостями урока.

1. Этап повторения ранее изученного материала. Проверка домашнего задания была проведена в форме живой беседы, проверки выполнения творческих работ (рисунки) и чтение желающими наизусть стихотворения В. Астафьева «Когда позвал Господь и Царь». Это активизировало познавательный интерес детей. Дети показали хороший уровень знаний.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

3. Этап знакомства с новым материалом. На этом этапе я старалась подать материал на уровне восприятия, осмысления и запоминания, используя различные формы работы. Основной формой работы на данном этапе стал просмотр видеоролика, в котором священнослужитель читает притчу о милосердном самарянине и дает ее толкование на доступном детям языке. Словарная работа раскрыла или уточнила смысл слов притча, самарянин, левит . Далее перед детьми была поставлена проблема «Кто же такой ближний ?», которая раскрывалась путём доказательного решения. На этом этапе я познакомила детей с таинственным смыслом толкования этой притчи.

4. Физкультминутка. Была подготовлена с учетом физиологических особенностей детей, оказывала эмоциональный настрой, дисциплинировала учащихся, соответствовала теме урока. Дети отдохнули и прослушали музыку П.И. Чайковского «Милость мира», сопровождаемую просмотром видеоряда икон по данной теме.

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации.

Беседа о милосердии. Раскрытие темы путём доказательного решения стимулировала самостоятельность учащихся в их высказываниях. Просмотр презентации вызвал живой интерес к теме беседы.

Работая с толковым словарем, учащиеся учились анализировать, сравнивать несколько трактовок слова «милосердие» и находить общее, главное в этом понятии, развивали свои познавательные интересы.

Обсуждение поступка мальчика. Стимулирование к активному выражению собственного мнения, формирование умения доказывать его.

На этом этапе, я стремилась показать радость и ценность нового знания. Использовала задания для коллективного поиска решений – вывод правил милосердия.

6.Этап первичной проверки новых знаний. Толкование смысла русских пословиц о милосердии и добре. На этом этапе я стремилась подвести ребёнка к открытию, зафиксировать эффект новизны и важности открытия. Создала условия для проявления способностей ребенка. Реализовала права учащихся на творчество и на ошибку.

7. Этап подведения итога урока. Рефлексия

Проверка и оценка знаний учащихся по теме позволила с помощью предлагаемых вопросов выявить типичные пробелы. Использовала возможность для развития нравственных чувств.

Рефлексия отражает психологический аспект урока, т. е. побуждает учащихся к активному усвоению знаний, удовлетворение любознательности. На вопрос «Захотелось ли вам сделать доброе дело?» все дети не только ответили утвердительно, но и привели примеры таких дел.

  1. Задание на дом. Домашнее задание носит творческий характер.

На основании вышеизложенного, я сделала вывод, что тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты. Самостоятельно подготовила презентации по теме. Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Считаю, что мне это удалось.

  1. Приложения к уроку:

Притча о милосердном самарянине

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".

После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".

Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10 , 29-37.

Притча о милосердном самарянине , кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему , - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек , идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит , это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина , дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, Подписи к слайдам.

Раздел 7: Доброта Лука 10:25-37

Добрый самарянин

ДОБРЫЙ ПУТНИК

ПРИВЕТСТВИЕ: Когда придут дети, спросите их, были ли они добрыми к кому-нибудь недавно. Поговорите о том, что можно делать, чтобы быть добрым. Спросите детей, путешествовали ли они когда-нибудь. Спросите их, могут ли они сказать, как быть добрым, когда путешествуешь. (Пусть дети расскажут.) Скажите: «Наша сегодняшняя история про человека, который отправился в путешествие. Но с ним что-то случилось. Мы узнаем, как один добрый человек помог ему.» Пусть дети выберут учебные центры.

«ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Пусть дети назовут «золотой стих». Заканчивая урок, раздайте детям награды.

АКТИВНАЯ ИГРА: Пусть дети представят, что они едут на осле по комнате. Скажите им, что сегодняшняя история будет про человека, который ехал на осле. Он был добр и помог раненому человеку.

КНИГИ И КАРТИНКИ: Откройте Детскую Библию на притче о добром самарянине. Найдите разные картинки этой притчи, чтобы показать детям.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: Сегодня вы закончите делать плакаты, начатые в уроке 44. По краям приклейте декоративную ленту. Затем приклейте тонкую реечку по обоим краям плаката так, чтобы они выступали примерно на 2 см. за края бумаги, и для надежности используйте еще кнопки. Привяжите тонкую веревку или нить к обоим концам верхней рейки и повесьте плакаты в комнате. Позже Вы можете повесить их в другом классе или в холле церкви. Во время работы спойте песню.

ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Представьте, что кто-то поранился (царапина или порез). Промойте хорошо рану и наложите повязку (пластырь). (Принесите побольше бинта. Все дети захотят повязку.) Скажите детям: «В нашей библейской истории вы узнаете о добром человек, который перевязал раненого человека. Он помог ему выздороветь.»

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте несколько песен, которые нравятся детям. Затем помолитесь: «Спасибо, Бог, за то, что Ты учишь нас быть добрыми. Помоги нам помнить быть добрыми, даже когда мы не дома. Во имя Иисуса. Аминь.»

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ:

Добрый самарянин

(Напойте песенку, держа в двух руках воображаемую уздечку.)

«Что это? (Посмотрите испуганно.) Кусты двигаются!»

Вдруг на дорогу выскочили грабители! Они сбросили путника с осла, а потом побили его ногами и камнями и оставили лежать в грязи. А после этого грабители забрали деньги и одежду путника и убежали!

«О-о-о!» - застонал раненый, - пожалуйста, кто-нибудь, помогите. Я ранен. Я не могу ходить.»

Прошло много времени. Вдруг послышались шаги. (Звук шагов.)

«Что это лежит там на дороге? (Поднимите голову, всматриваясь вдаль.) Это человек! Он весь в крови и в грязи. Я притворюсь, что не слышу его и не вижу.» Прохожий перешел на другую сторону дороги и поспешно прошел мимо. (Шаги.)

«О, пожалуйста, кто-нибудь помогите. Я ранен. Я не могу ходить.» Но на этот раз его никто не услышал. Этот несчастный был совсем один.

Спустя долгое время послышались снова шаги (Звук шагов) .

«Наконец, - закричал раненый, - кто-то идет и он поможет мне. Помогите, пожалуйста, помогите мне. Я ранен. Я не могу ходить,» - закричал он.

«Я слышу, как кто-то зовет. Кажется, что он ранен. Я спешу. Я не могу терять время, чтобы кому-то помогать.» Сказав это, и второй путник поспешил своей дорогой.

«О, пожалуйста, помогите мне. Я ранен. Я не могу ходить.» Но его никто не слышал. Снова раненый человек был совсем один.

Спустя долгое время послышались шаги. (Звук шагов.) На этот раз раненному человеку было совсем плохо. Звук шагов был ближе и ближе. Человек остановился. «Ой, бедняжка! Тебя ранили. Я помогу тебе.»

Добрый путник омыл раны и перебинтовал раненого человека. Он дал ему попить. Потом он отвез раненого в ближайшую больницу и заплатил, чтобы он жил там, пока не выздоровеет. Этот человек был из Самарии, поэтому мы называем его добрым самарянином.

(Повесьте на доску картинку доброго самарянина, помогающего раненому.)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Используйте стр. 13 из Рабочей тетради 4. Когда дети будут заканчивать свои картинки, поговорите о добром человеке и как они могут быть добрыми. Приготовьте вату и бинт.

ИСТОРИЯ:

Хороший или плохой Андрей?

Андрей плакал. «Мама, у меня записка от учительницы для тебя.»

«Что случилось, Андрей? В этой записке написано, что ты намного опоздал в школу сегодня. Почему ты опоздал? У тебя оставалось много времени в запасе, когда ты уходил.»

«Я пытался все объяснить учительнице, но она сказала, что моя мама должна узнать об этом, чтобы это больше не повторялось. Она сказала что-то о переходе опасных улиц.»

«А почему тебе нужно было переходить опасные улицы?»

«Я шел в школу и вдруг увидел птицу, лежащую в грязи. Сначала я подумал, что она мертвая. Но птица начала шевелиться и я увидел, что у нее сломана нога. Птица еле двигалась, она хотела пить и есть и была напугана. Я сразу подумал о ветеринаре. Врач всегда помогал Тобику, и я подумал, что он смог бы помочь и этой бедной птичке. Врач сказал, что Я добрый, потому что позаботился о птице. Но учительница думает по-другому. Она думает, что я плохой, потому что опоздал в школу.»

«Нет, Андрей, твоя учительница думает о тебе и о мне. Тебе нужно было переходить опасные улицы, чтобы придти к ветеринару. На этих перекрестках нет светофоров. Ты мог бы попасть в беду или заблудиться. Представь себе, что учительница позвонила бы мне и сказала: «Андрей не пришел сегодня в школу. Он заболел?» Я бы испугалась и волновалась.»

«Ну а как же бедная птичка? Она могла бы умереть!»

«Ветеринар был прав. Ты был очень добр к этой птице. Ты был добрым самарянином! Добрый самарянин - это тот, кто помогает тем, кому нужна помощь. Этой маленькой птичке конечно нужна была помощь. Но в следующий раз иди прямо в школу и спроси учительницу, что делать. Она могла бы позвонить мне или отправить старшего ученика, чтобы помочь птице. Учительница будет рада узнать, что ты был добрым самарянином, а не плохим мальчиком.»

ПОДЕЛКИ:

Предмет: Чемодан, приготовленный для поездки.

Подготовка:

1. Используя образец на стр. 42 Книги образцов, вырежьте из согнутого пополам листа плотной бумаги или картона по одному чемодану для каждого ребенка.

2. Вырежьте из черного картона одну маленькую Библию, которая будет лежать в каждом чемоданчике. Используйте образец на стр. 42.

3. Приготовьте картинки необходимой одежды для мальчиков и девочек из каталогов и журналов. Пусть дети сами выберут одежду, которую они возьмут.

4. Приготовьте мелки и клей для детей.

5. Сделайте одну поделку до урока.

Классная работа: «Иногда мы уезжаем куда-нибудь в отпуск. Когда мы уезжаем куда-нибудь из дома на какое-то время, мы путешественники. Добрый самарянин был тоже путешественником (путником). Он был добрым путником, потому что помог человеку, нуждавшемуся в помощи.

В чем путешественники переносят свои вещи и одежду, когда они путешествуют? Правильно! Путешественники перевозят свои вещи в чемоданах. Сегодня мы сделаем свои собственные игрушечные чемоданы. Разукрасьте свой чемодан в тот цвет, который выберете.

А сейчас раскройте свой чемодан и приготовьтесь упаковать его. Сначала мы положим Библию в чемодан. А сейчас выберете одежду, которую вы возьмете с собой. Вам понадобятся носки, белье, платья для девочек и рубашки со штанами для мальчиков.

Наши чемоданы упакованы и мы готовы отправится в путь. Какими путешественниками мы будем? Правильно! Мы будем добрыми путешественниками и поможем любому человеку, кому нужна помощь, как помог добрый самарянин!»

ОКОНЧАНИЕ: Вручите детям награды за «золотой стих». Спойте песню. Закончите молитвой.

Урок по ОПК в 4 классе на тему "Милосердие и сострадание". В архиве презентация к уроку и сказка "Птичка" из цикла "Добрые сказки".

Просмотр содержимого документа
«Урок двадцать шестой»

Урок двадцать шестой: Милосердие

Игра «Солнышко милосердия»

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких- либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится «Солнышком милосердия».

Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т. д.

Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Вопросы и задания для беседы:

    Как вы думаете, почему раньше медсестра называлась сестрой милосердия?

    Когда людям больше всего нужно милосердие и сострадание?

    Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?

ПТИЧКА

А. Неелова

Было совсем темно, когда старая прачка проснулась. В ее коморке, помещавшейся в подвале, было сыро и холодно. Плохо спалось прачке, - все ее старое тело болело и ныло. Старушка поджидала только рассвета, чтобы разбудить свою внучку Нюшу, спавшую рядом с ней на старой сломанной кровати.

Вставай, Нюша! - трясла она девочку. - Светает. Одевайся и беги скорее за фиалками. Смотри, наберут раньше тебя цветов другие дети, и понесут на базар, а ты останешься ни с чем.

Живо вскочила девочка, помылась, надела старенькое платьице и, захватив в корзиночку кусок хлеба, отправилась за цветами.

Пока прачка была здорова, работы у нее всегда было довольно, и ей с Нюшей жилось недурно. Но вот старуха как-то сильно простудилась, разболелись все ее старые кости, и не стало моченьки работать. В начале еще кое-как перебивалась, а там до того дошло, что есть стало нечего. Спасибо, что хоть Нюша кое- что зарабатывала. Недалеко от города, где жили бабушка с внучкой, был большой луг, весь усеянный фиалками. Круглую весну ходили на этот луг дети бедных горожан собирать цветы. Из цветов они делали маленькие букетики и продавали их на базаре. Нюша тоже занималась этой торговлей. Потому-то бабушка и подняла ее на рассвете с постели, чтобы она успела пораньше собрать цветов и отнести их на базар.

Нюша была добрая хорошая девочка. Она понимала, как труд - но подчас приходилось бабушке, души в ней не чаявшей, и помогала, чем могла.

Подгоняемая утренним холодком, Нюша быстро шла по узкой дороге, но как ни рано встала девочка - кто-то встал еще раньше нее. Это был старый черный ворон. Высоко взлетев на верхушку тополя, стоявшего возле самой дороги, он не сводил глаз с маленького гнездышка и терпеливо ждал, когда вылетят из гнезда за кормом для своих еще не оперившихся птенчиков отец с матерью. Нюша успела нарвать полную корзину фиалок, а ворон все еще сидел на своем месте. Только когда девочка возвращалась домой и снова поравнялась с тополем, разбойник взвился на воздух, крепко держа маленького птенчика, которого он нес своим воронятам на завтрак. Услыхала Нюша над собой жалобный писк, подняла голову, увидела ворона и бросила в него камень. Испугался ворон, выпустил добычу и улетел, а к Нюшиным ногам упала крошечная серенькая птичка и жалобно запищала. Подняла девочка дрожавшего от страха птенчика, поглядела на него и сказала: «Верно это воробышек. Какой хо - рошенький, маленький! А крылышки серенькие… Да что это? Никак на одном крылышке кровь. Верно злой ворон ущипнул его. Бедная птичка, что мне с тобой делать!» Тут Нюша вспомнила, что у них дома есть целебная мазь, которой бабушка постоянно лечила свои больные руки. «Полечу тебя, бедная птичка, - решила девочка, - а как выздоровеешь и станешь летать - отпущу на свободу».

А бабушка тем временем убрала комнату, сварила кофе, поставила на стол мисочку с творогом, отрезала ломоть черного хлеба и стала поджидать внучку.

Посмотри, бабушка, что я принесла-то, - крикнула в дверях Нюша, таинственно пряча что-то под фартуком.

Эка невидаль - воробей! - в сердцах сказала бабушка, взглянув на птичку. - Отнеси его назад в гнездо.

Остановилась Нюша у дверей, не выпускает птенчика из рук, а сама чуть не плачет. - «Бабушка, - говорит, - я отбила его у ворона. Видишь, у него все крыло в крови. Позволь мне помазать ему крылышко твоей мазью, живо заживет, тогда я отпущу птичку на волю».

Ну, ладно, пусть будет по-твоему, - смягчилась бабушка. Она успела заметить, что девочка не потеряла даром времени и принесла полную корзинку фиалок.

Кушай, - сказала она и налила Нюше чашку кофе. Нюша, ничего не евшая с утра, очень проголодалась, однако за стол не села, а сбегала сначала за мазью и осторожно помазала крылышко бедной птички и потом пустила ее на стол. Птичка тотчас же принялась клевать крошки хлеба и творога. Прилетели и назойливые мухи, не дававшие с утра до вечера покоя бабушке и внучке, и облепили стол, но птенчик тотчас же их заприметил, изловчился и стал ловить и глотать.

Ишь, какой умный птенчик, - умеет мух ловить. Ну, оставайся у нас, - сказала старуха и кстати вспомнила, что у них на чердаке валяется старая клетка. Разыскала Нюша клетку, почистила ее и посадила туда воробышка. А на другой день, как пришло время в школу идти, взяла с бабушки слово не забывать ее птенчика. Полюбила Нюша своего воробышка и ходила за ним, как за ребенком. Стал и воробышек поправляться, ранка у него зажила, крылышки отросли, привык он к своим хозяевам и совсем стал ручным. Затворят, бывало, окно, чтобы он не улетел, выпустят из клетки, и порхает он по комнате и, к видимому удовольствию бабушки, нет-нет и поймает мушку, а сам звонко так чирикает.

Что-то наш птенчик не по-воробьиному чирикает, - говорила бабушка. - Быть может, это и певчая птичка. - Но какая именно - бабушка не могла сказать. Так и звали по-прежнему Нюшину птичку воробышком.

День ото дня бабушка становилась все слабей и слабей. Кое- кто из господ, у которых она раньше мыла белье, присылал за ней, но она работала через силу и стирала плохо. Поняла тут старуха, что ее песенка спета. С наступлением жары отцвели и фиалки, на которых Нюша кое-что все же зарабатывала. Как дальше жить? Оставалось одно - идти с Нюшей просить милостыню.

Горько стало старухе, всю жизнь прожившей честным трудом, при этой мысли.

Не придумаю, Нюша, что нам с тобой делать, - сказала она как-то внучке. - Состарилась я совсем - нет моих сил стирать. Будь у нас хоть немного денег, накупила бы я овощей и стала бы торговать помаленьку… Да где возьмешь денег?

Попросим, бабушка, Боженьку, Он пошлет нам денег.

Вот глупая-то. Ты думаешь, деньги с неба свалятся, - рассердилась старуха.

Отчего бы им не свалиться? Ведь свалился же воробышек с неба, - простодушно ответила девочка.

Как раз в эту минуту запела маленькая птичка, - да так звонко и нежно, как никогда еще не певала. Слушают бабушка с внучкой и наслушаться не могут… Жил над ними этажом выше какой-то старичок - большой любитель птиц. Услыхал он пение Нюшиной птички, сел у окна и тоже долго, долго слушал. На другое утро, только Нюша ушла в школу, кто-то постучал к прач - ке. Отворила прачка дверь, увидела незнакомого господина, удивилась очень и с поклоном спросила: - «Что вам угодно?»

Мне очень понравилось пение вашей птички, не продадите ли мне ее?

Этот воробышек, который вам так понравился, принадлежит моей внучке Нюше. Девочка привязалась к птичке, - ей тяжело будет с нею расстаться.

Как ни нуждалась старушка, ей не хотелось за несколько грошей лишить Нюшу единственной радости.

Это не воробей, а соловей, - сказал господин. - Я дорого вам за него дам.

Соловей! - удивилась старуха. - То - то он так хорошо поет.

Хотите, я дам вам за него десять рублей, - сказал господин, подходя к клетке и любуясь птичкой. - Если ваша внучка согласится, пусть принесет птичку.

Десять рублей! - воскликнула старушка и от радости чуть не упала со стула. - Ах я, святая простота! Кто мог поверить, что нам и вправду свалится с неба столько денег!

Хоть и грустно было Нюше расставаться с птичкой, но, чтобы помочь бабушке, она продала свою любимицу старичку. Посадил новый хозяин соловушку в клетку, а клетку повесил в кабинет над окном. Как придет бывало вечер, защелкает голосистый соловей, отворит Нюша окошко в своей комнате и долго, долго слушает чудное пение.

Накупила бабушка овощей, положила их в корзину, поставила ее в сени своего дома и стала с помощью Нюши торговать помаленьку. Узнали про это жильцы и стали нарасхват у нее покупать, а старушке это и на руку - сидит себе на одном месте, отпускает на копейку, на две то того, то другого, - и спокойно, и выгодно. Вспомнит иной раз старушка, как она от нужды избавилась, и скажет: - «На все воля Господня! Захочет Он, Многомилостивый, и так устроит, что деньги и впрямь с неба свалятся».

Вопросы и задания к сказке:

Сценка «Законы милосердия»

СЕРДЦЕ ЖИВО МИЛОСТЬЮ

М. Скребцова

Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и пониманья.

Вопросы к стихотворению:

    Как научить свое сердце дарить людям милосердие?

    Может ли твое сердце болеть от чужой беды?

    Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

Рисунок «Сердце милосердия»

Попросите детей рассказать, что человек с добрым сердцем может сделать для обездоленных и голодных людей.

Затем дети должны представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия. Дети вырезают из бумаги сердце милосердия и рассказывают, какие милосердные поступки они совершат в этот день. После этого дети рисуют в сердце столько звездочек, сколько милосердных поступков они придумали. Попросите детей совершить все милосердные поступки, которые они придумали.

Просмотр содержимого презентации
«МИЛОСЕРДИЕ»

Урок Опк «Милосердие и сострадание»


Милосердие

Это способность миловать , любить и жалеть всем сердцем

Сострадание

Это способность

переживать боль другого человека , как собственную



Первая встреча в городе

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели



Два настроения Жени

Лицо в ожидании чуда

Лицо сочувствующего человека


СО -ЧУВСТВИЕ

СО -СТРАДАНИЕ

СО -ПЕРЕЖИВАНИЕ


  • Притча- рассказ с нравоучением.
  • Священник -священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком
  • Леви́ты - часть евреев, из них набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.
  • Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
  • Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи
  • Денарий - название римской серебряной монеты

ПРИТЧА О ДОБРОМ

САМАРЯНИНЕ


Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

Какими качествами обладал Самарянин?

равнодушие

жадность

скромность


Кто же такой ближний?

Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи.

Главная заповедь Христа

Люби ближнего, как самого себя.

Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

- Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.


«Милосердие и сострадание».

Без сострадания, милосердия невозможно

жить в мире.

Зигфрид Ленц


А. Неелова «Птичка»


Вопросы и задания к сказке:

  • Можно ли назвать Нюшу милосердной девочкой?
  • Как вы думаете, о чем пел соловушка в доме у Нюши?
  • Если бы у вас в доме поселилась певчая птичка, как бы вы за ней ухаживали?
  • Как бы вы поступили на месте Нюши: продали бы птичку или оставили себе?

Сценка «Законы милосердия»

Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц.

Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.



Милосердие - традиционная черта россиян.


Милостыня – помощь другому человеку из жалости к нему.

Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире.

Святой Дорофей


«Знаменательные дни милосердия и сострадания»


Пословицы

о милосердии, доброте и сострадании

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие никогда не пропадет зря.


  • Научиться любить ближних.
  • Учиться прощать врагов.
  • Подавать милостыню нуждающимся.

Нарисуйте сердце милосердия. Из каких слов оно устроено?


Прощальная

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди т только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.