Дать характеристики основным религиозным течениям средних веков. Роль религии и церкви в средневековой цивилизации запада

Церковь в средневековом обществе играла очень важную роль, Своим религиозно-моральным авторитетом она продвигала идею божественного происхождения королевской власти, а также призывала народ к смирению и покорности. Церковный приход являлся одной из важнейших форм организации социального общения людей. В нем осуществлялся идеологический и нравственный контроль над населением.

Католическая церковь строилась как авторитарно-монархическая организация. Все высшие священнослужители назначались Ватиканом. Власть пап считалась выше власти Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности в канонизированной форме.

Одной из главных задач церкви стала задача формирования и поддержки религиозного миропонимания жизни. Оно было основано на требовании умерщвления плоти и освобождения духа, которое заключено в философии аскетизма. В этих условиях церковь культивировала институт монашества. Первой формой монашества было отшельничество по принципу уединения в пустыне по примеру Св. Антония, позднее – объединение в общины по примеру Св. Пахомия. Затем появляется черное и белое духовенство. В 529 г. Фома Наурсийский организует первый общежитийный монастырь в Монтекассино (Италия). Презрение к миру, выражавшееся в стремлении к монашеской жизни, – одна из важнейших черт средневековой культуры.

Естественно, в реальной жизни не представлялось возможным полное пренебрежение обыденной человеческой деятельностью, в силу чего церковь создала обширную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. д. В то же время для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. С одной стороны, признавались греховными любые проявления плотских страстей. Они заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу и Деве Марии. С другой стороны, культивировалась непримиримая ненависть к врагам христианства. Вера в видения, чудесные исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью.

В борьбе за религиозное единство Западной Европы, необходимость поддерживать свой авторитет и незыблемость позиций католической церкви. требовалась постоянная защита официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей. Сами ереси возникли еще во времена раннего средневековья. В тот период они во многом отражали процесс становления церкви, ее иерархического устройства, так что во главе еретических движений даже стояли представители епископата. Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить, например, монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), несторианство (доказывало положение о «самостоятельно существующей» человеческой природе Христа) адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа.

Во времена расцвета средневековья ереси были направлены уже против самого института церкви, значительной части клира (гр. klеros – общее наименование служителей церкви, против всепроникающей церковной регламентации жизни. К таким ересям можно отнести ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция, XI–XIII вв.), вальденсов (Франция, конец XII в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция, XII–XIII вв.) и др. Еретические движения классического средневековья отражали в основном интересы малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, проповедовали философию аскетизма. Одновременно они выдвигали идеи, направленные против отдельных догматов церкви.

Католическая церковь в период своего наивысшего могущества беспощадно подавляла ереси. Для борьбы с ересями в конце ХII в. была создана система специальных церковных трибуналов – инквизиция (от лат. inqusitio – розыск). С XIII в. она стала самостоятельным учреждением под верховной властью пап. Деятельность инквизиции была направлена не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т. п. Широко использовалось доносительство. В процессе тайного дознания в застенках инквизиции у жертв, обычно с помощью пыток, вырывалось признание вины. Кроме этого для устрашения церковные трибуналы практиковали аутодафе (лат. actus fidei, исп. auto de fe, букв. – акт веры) – публичные казни, сожжения еретиков, ибо считалось, что огонь наиболее полно уничтожает преступника. Существенным был тот факт, что часть расходов по содержанию инквизиции покрывалась из сумм, конфискованных у казненных еретиков.

Другим орудием церкви против еретиков стали нищенствующие монашеские ордена – францисканцы и доминиканцы. Оба ордена были основаны в XIII в. Из представителей ордена «братьев-проповедников» – доминиканцев, которых еще называли псами господними, обычно формировались суды инквизиции. Орден францисканцев был провозглашен нищенствующим: монахам предписывалось жить только подаянием, одеваться в грубую одежду, ходить босиком, подпоясываться веревкой и не иметь никакой собственности. Его целью стало отвлечение от ересей городской бедноты.

Кроме того, в практику католической церкви входит продажа индульгенций – свидетельств об отпущения грехов. было разработано целое учение об индульгенциях. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, существовал своего рода «прейскурант» цен на отпущение грехов. Доходы от продажи стали немаловажным источником пополнения церковной казны. Со временем, торговля индульгенциями принимает характер беззастенчивой наживы и косвенным образом начинает способствовать распространению пороков. Эта деятельность католической церкви весьма способствовал распространению еретических движений.

Люди средних веков жили в постоянном ожидании страшного Суда и конца света, в страхе перед дьяволом. Ради упрочения собственного авторитета церковь усугубляла эти страхи, часто играла на них, а также указывала на «слуг» дьявола: мусульман, евреев, женщин, ведьм и колдунов. Доминиканцы в ХV в. утверждали, что каждый третий христианин является ведьмой или колдуном. В это же время была написана книга «Молот ведьм», в которой описывалось, кто такие ведьмы, как их изобличать, судить и карать. Пик гонений на ведьм пришелся на 1560–1630 гг. В это время были сожжены сотни тысяч человек. Общее же число жертв инквизиции оценивается некоторыми историками в несколько млн. человек.

Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI–XIII вв. были предприняты так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток. Осенью 1095 г. римский папа Урбан II впервые призвал Западную Европу к крестовым походам. Официальной целью крестовых походов было освобождение «гроба господня». Однако, наряду с этим, крестовые походы были призваны решить и иные задачи.

К XI в. в Западной Европе земля была уже практически полностью поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. Этот принцип наследования получил название майорат. Младшие сыновья образовали многочисленный слой феодалов, не имевших земли и желавших получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, католическая церковь во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и за их счет увеличить свои доходы. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Девизом крестоносцев стал призыв папы римского: «Пусть увенчает двойная награда тех, кто раньше не щадил себя в ущерб своей плоти и души». Освобождение «гроба господня» сопровождалось захватом рыцарями-крестоносцами заморских земель, городов, богатств.

В результате первых походов (Первый крестовый поход состоялся в 1095–1099 гг.) крестоносцам удалось создать свои государства на территории Палестины. Первым на плодородных землях Святой земли, как европейцы называли тогда Палестину, было основано королевство Иерусалимское (на территории Южной Сирии и Палестины), затем были основаны княжество Антиохийское, графство Эдесское и Триполитанское. Пришедшие с рыцарями крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньшее их число участвовало в крестовых походах.

C целью упрочения владений крестоносцев вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации – духовно-рыцарские ордена. Орден тамплиеров (или храмовников) создавался для охраны идущих в Иерусалим паломников. Иоанниты (или госпитальеры) содержали госпиталь св. Иоанна Иерусалимского, в котором лечились больные, бедные паломники, раненные рыцари. В конце XII в. возник орден, посвященный Деве Марии, большинство членов которого были выходцами из Германии, поэтому его назвали Тевтонский (или Немецкий). Ордены были полувоенными-полу­монашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров – белого цвета с красным крестом, у госпитальеров – красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей – белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачами орденов являлись оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели централизованное устройство. Их возглавляли великие магистры, и подчинялись они непосредственно папе. Ордена пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

В XII в. рыцарям пришлось много раз собираться на войну под знаком креста (Второй крестовый поход – 1147–1149 гг.; Третий крестовый поход – 1189–1192 гг.), чтобы удержать захваченные территории. Однако все кресто­вые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. по призыву папы Иннокентия III в был организован Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.), французские, итальянские и немецкие рыцари не стали сражаться против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили и разграбили ее столицу Константинополь. За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи, где крестоносцы основали свое государство – Латинскую империю, которая просуществовала всего 57 лет (1204–1261 гг.).

Крестовые походы принесли много бедствий, они не только не достигли своей прямой цели, но и принесли гибель сотням тысяч их участников и сопровождались тратой колоссальных средств европейских государств. В то же время они стимулировали развитие контактов с Востоком. Влияние исламского мира (Египта, Марокко, Испании, Персии и даже Индии), где побывали крестоносцы, проявилось в знакомстве не только с новой религией – исламом, но и с новой культурой.

Значение крестовых походов для Западной Европы было велико. Небывалого расцвета достигло мореплавание. Расширились торговые отношения, главными проводниками которых были итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и др. В Европу потекли деньги, что приводило к упадку натурального хозяйства и содействовало экономическому перевороту и развитию товарно-денежных отношений. С востока в Европу было привезено много полезных растений, например шафран, абрикос, лимон, фисташки (сами эти слова – арабские). Вошли в широкое употребление рис, появился сахар. В значительном количестве ввозились произведения высокораз­витой на Востоке ткацкой промышленности – ситец, кисея, дорогие шелковые ткани (бархат, атлас), а также ковры, ювелирные изделия, краски т. п. Знакомство с этими предметами и способом их изготовления привело к развитию подобных же отраслей в Европе (например, во Франции – ковроткачества по восточным образцам, а ковры получили название «сарацины»). На Востоке были позаимствованы многие предметы одежды и домашнего обихода, которые до сих пор носят арабские названия: юбка, альков, софа и др. В европейские языки проникли и закрепились арабские понятия и слова, их обозначающие: адмирал, амулет, талисман, таможня и др.

Крестовые походы познакомили западных ученых с арабской и греческой наукой (в частности, с трудами Аристотеля). Значительно расширились географические знания европейцев, успехи сделали также математика, астрономия, медицина, естествознание, история. В европейском искусстве с эпохи крестовых походов замечается влияние византийского и мусульманского искусства. Например, в архитектуре появляются подковообразные и остроконечные арки, арки в виде трилистника, плоские крыши; в художественных ремеслах популярным становится орнамент арабески (назван так, потому что он похож на арабскую вязь). Благодаря крестовым походам обогатилась поэзия – появились новые сюжеты, новые стихотворные форм.

В истории европейского Средневековья выделяют раннее (V-XI вв.), зрелое (ХП-ХШ вв.) и позднее (XIV-XVI вв.) Средневековье. Таким образом, в Средние века частично входит и Возрождение, по крайней мере итальянское, которое датируется XIV-XVI вв.

В других странах Европы Ренессанс наступил в XVI-XVII вв. Эти века называют также эпохой Реформации - протестантских реформ и религиозных войн. Откровения и признания. М.. 1996. С. 126-127. 159 Культурология в вопросах и ответах V-VIII века - период «великого переселения народов». К IX в. в основном установились границы европейских государств. Франкское королевство в VI в. при Меровингах и в IX в. при Карле Великом (по его имени названа династия Каролингов) представляло собой громадную империю. В X в. при новой Саксонской династии возникает Священная Римская империя германского народа. В IX в. образуется единое королевство Англия. В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную, а в конце XI в. начинается эпоха крестовых походов, познакомивших европейские народы с культурой ислама и Византии. В эпоху Возрождения образовались национальные государства. Испания после открытия и завоевания Америки становится в XV в. самым мощным и влиятельным государством Европы и остается таковой до разгрома англичанами ее Непобедимой Армады (флотилии из нескольких сотен кораблей), после чего «владычицей морей» становится Англия. Италия в эпоху Возрождения представляет собой множество самостоятельных государств, из которых самые известные - Флоренция - родина Возрождения, Венеция, Милан, Генуя. Иначе развивалась Византия. Ее возникновение датируют 395 г., когда по завещанию Феодосия Великого Римская империя разделяется на Западную и Восточную. Константинополь (прежний Визант) получил название «второго Рима». Византийская империя существовала более 1000 лет и была захвачена турками в 1453 г. Для нас точкой, отделяющей Средние века от Нового времени, будет 1600 г. - год сожжения Джордано Бруно. Таким образом, данный период включает время с V до XVI в. О мифах европейских народов узнаем по средневековому эпосу, основу которого они составляли. В эпосе, выросшем из героической песни, сказочно-фантастическое (мифологическое) не отделено от реального. Самый известный немецкий эпос - «Песнь о нибелунгах». Текст восходит к началу XIII столетия, но происхождение явно древнее. Встречаются различные временное пласты и противоречия между ними, что нормально для эпоса. Нибелунги - сказочные существа, северные хранители клада, за который ведется борьба. Они же богатыри на службе рыцаря Зигфрида, злодейски умерщвленного. Во второй части эпоса нибелунгами называют уже представителей бургундского королевства, разгромленного в 437 г. кочевникам и-гуннами во главе с Аттилой. 160 Мифология и религия средневековой Европы К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христианство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование - варвары победили Рим, но взяли христианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею. Западноевропейская культура Средних веков принадлежит к религиозному типу культур с доминирующим институтом католической церкви. Религиозный тип культуры, считает Д. Фейблман, всегда играл запрещающую или ограничивающую роль в культурном прогрессе и был консервативен. Большое значение в религиозной жизни Европы имели военно-монашеские ордена, из которых наиболее значительными были орден францисканцев, основанный христианским проповедником Франциском Ассизским (1181/2-1226), орден доминиканцев, основанный испанским монахом св. Домиником в 1215 г., и орден бенедиктинцев, основанный св. Бенедиктом (V-VI вв.). Монашество вдохновлялось борьбой духа с плотью как источником греха. «Голос плоти ослепляет дух», - говорил папа Григорий Великий. Большое значение приобретает слово («В начале было Слово»). Христианский теолог Августин Блаженный подчеркивает: все создается Словом. Здесь не только платонизм Августина, но и мистика тождества слова и вещи. Проповедь делается средством образования и видом литературного творчества. Бурно развивается жанр жития святых, зародившийся еще в Древнем Риме; сначала короткие рассказы об отдельных эпизодах их жизни, затем все более пространные. Важное место в христианской литературе заняли также апокрифы - книги, описывающие жизнь и смерть Иисуса Христа, апостолов и других персонажей Священной истории, не включенные Вселенскими соборами в состав Нового завета. За тысячу лет христианства многое в церкви изменилось. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была учреждена инквизиция (священный трибунал), деятельность которого достигла кульминации к началу эпохи Возрождения. Инквизиция устроила самую настоящую охоту на ведьм (выражение стало крылатым), в число которых попадали не только подозреваемые в общении с нечистой силой, но и ученые. Именно преследование науки привело к ее победе над религией. В начале XV в. начинается протестантское движение, один из первых представителей которого Ян Гус сожжен на костре в 1415 г. Церковь шла по пути мирского величия и помпезности, а для этого необходимы деньги и власть. Улучшению материального положения служили индульгенции и крестовые походы, а для обеспечения власти потребовалась инквизиция. Культурология в вопросах И ответах 161 Культурология в вопросах и ответах В 1503 г. умирает папа Александр VI (с 1492 г.), при котором в Ватикане царил самый настоящий разврат, подобный которому трудно найти и в языческие времена, а в 1517 г. Мартин Лютер прибивает к дверям церкви лист с 95 тезисами, положившими начало Реформации. Величайшая подмена расколола церковь и привела к потере ею господствующего положения в культуре. Лютер выступил с требованием проведения богослужений на национальных языках и перевода на них Библии, отказа от икон, мошей, таинства священства, брака... Вслед за лютеранством в Германии возникают кальвинизм в Швейцарии, англиканство в Англии, гугенот-ство во Франции. В ответ католичество создает орден иезуитов, «индекс запрещенных книг» и усиливает деятельность инквизиции. В эту эпоху, о которой Микеланджело сказал: Молчи, прошу, не смей меня будить, О, в этот век преступный и постыдный Не жить, не чувствовать - удел завидный... Отрадно спать, отрадней камнем быть, - и происходит Возрождение. Древняя культура помогла подняться и преодолеть кризис культуре средневековой. Проиграло же католичество потому, что отказалось в стремлении захватить и распространить свою власть над миром от того поведения Христа, которое привело церковь на вершину. Культура побеждает далеким от мирских путей способом. Разница между Христом и христианством Средних веков такая же, как между распятием и сжиганием, гибелью на кресте и крестовыми походами, мучениями первохристиан и инквизицией. Религия возвышалась, когда название «христиане» было уничижительным, и она стала падать, когда это слово стало сочетаться с гордыней. Главный отрицательный момент в деятельности церкви, по Тойнби, - ее воинственность. Церковь начала бороться за власть не только в сфере культуры, но и в жизни (как позже идеология), и это вело к ее духовной деградации и готовило Возрождение. Авторитет церкви подорвала торговля индульгенциями, посредством которых она обменивала грехи на деньги и богатела в грешном мире. Тертуллиан писал во II в.: «Дело божье ценой золота не продается. Если же есть у нас сокровища, то приобретаем мы их не путем торговли верой»1. Но с XI в. церковь отпускала грехи за деньги, Это Хрестоматия по истории Древнего мира. С. 281. 162 Мифология и религия средневековой Европы было отступлением от принципов, подменой. Индульгенции давались также за личное участие в строительстве храмов, крестовых походах и другие богоугодные дела. Иезуиты, признав, что «цель оправдывает средства», не гнушались ничем вплоть до пыток и казней. Религия мучеников превратилась в религию мучителей, преследующих неверных, отступников, сектантов, что не могло остаться незаметным и безнаказанным. С крестовых походов начался кризис религии, который в XV в. при Борджиа достиг апогея. Папа Борджиа и Савонарола - два обрыва пропасти, в которую провалилась религия. Церковь потеряла лидирующую роль, потому что оставила завет Христа и попыталась победить насилием, что невозможно в культуре. «Поднявший меч от меча и погибнет». Крестовые походы не послужили славе христовой. Но более всего костры! «Не насилием посеяно христианство в мире; не насилием, а побеждая всякое насилие, возросло оно. Поэтому не насилием должно быть охраняемо оно, и горе тем, которые хотят силу Христову защищать бессилием человеческого орудия! Вера есть дело духовной свободы и не терпит принуждения; вера же истинная побеждает мир, а не просит меча мирского для торжества своего», - писал А.С. Хомяков в послании «К сербам»1. Религия не выдержала искушения властью и использовала силу в инквизиции и возможность обогащения в индульгенциях. Но энергия жертвы еще сохранялась и породила Реформацию. На вершине могущества католической церкви, когда, казалось, все подчинилось ей, внутри нее возник протест, который привел к ее крушению. Отрасль культуры гибнет на вершине власти и насилия. В церкви произошла подмена, и живой дух ушел из нее, частично в протестантизм, который был рационализацией религии, отсекшей ее мистические и мифологические части, а частично в науку, которая приняла знамя культуры. Христианские подвижники пытались бороться с духовным регрессом - Ян Гус, Франциск Ассизский, Д. Савонарола, - но выяснилось, что их усилий недостаточно, и тогда внутренняя борьба перешла во внешнюю. К протестантам присоединились представители других отраслей культуры. Их общими усилиями католицизм был сброшен с пьедестала. «Религия, несомненно, оказала человеческой культуре великую Услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 348. 163 Культурология в вопросах и ответах недостаточно. На протяжении многих тысячелетий она правила человеческим обществом; у нее было время показать, на что она способна. Если бы ей удалось облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению существующих обстоятельств»1. С триумфом христианства началась подмена его ценностей, которая достигла апогея к XVI в. и потребовала Возрождения, которое можно понимать как попытку искусства и философии, напитавшись соками античности, занять лидирующее положение в культуре. Христианство применило физическую силу в борьбе с его идеалами и тем более ослабило себя. Свято место пусто не бывает. Когда церковь стала ослабевать, на место лидера в эпоху Возрождения претендовали искусство и философия, но победила новая отрасль - наука, - и это дало импульс западной цивилизации Нового времени.

Клемешов Алексей Станиславович, старший преподаватель, доцент, кандидат исторических наук

Духовная жизнь и менталитет феодального общества Западной Европы отличались глубокой религиозностью. Католическая церковь являлась могущественным феодальным институтом. Христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации, в развитии обществознания, науки. Христианская мораль и этика внедряла в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской цивилизации. При изучении истории Средних веков чрезвычайно важно подчеркнуть позитивную роль христианства и католической церкви, просветительскую деятельность духовенства, социальную функцию защиты обездоленных, политических институтов, в оформлении семейно-брачных отношений и преодолении пережитков обычного права, кровной мести и произвола. История католицизма столь же противоречива, как и вся эпоха средневековья. Христианство в Западной Европе утверждалось путем жесточайшего насилия над личностью. Беспощадная борьба с языческим культом и ересями сопровождалась истреблением десятков и сотен тысяч людей, видевших иное толкование Священного Писания. Христианский фанатизм достиг своего апогея в эпоху инквизиции. Гуманистическая идеология, соборное движение, а затем и Реформация привели к существенным изменениям в религиозной идеологии и организации религиозных общин. В курсе рассматриваются все этапы эволюции Римской церкви на протяжении целого тысячелетия (с VI по XVI вв.). Её история представлена в тесной связи с историей феодального общества и особенностями идеологии средневековой Европы.

В плане изучения учебного материала по тематике лекций планируется проведение семинарских занятий и контрольной работы.

Тема: Христианизация народов Европы и Римская церковь в VI VIII вв.

Основные формы христианства в Западной Европе: католичество, несторианство, арианство. Народные языческие верования в эпоху раннего средневековья. Распространение христианства в варварских королевствах. Религиозная политика королевской власти. Влияние католической церкви на нравственное и эмоциональное поведение. Пути достижения высокой святости: исцеление прокаженных и слепых знамением и молитвой, благочестие, милосердие, целомудрие, забота о постройке церквей. Скромность и смирение как нормы христианской этики. Христианская церковь в Ирландии как центр миссионерской деятельности.

Тема: Христианский идеал самоотречения и первые монашеские братства в Западной Европе V VIII вв.

Религиозно-философский идеал монашества. Восточное отшельничество как форма самоотречения и аскезы. Социальные и евангелические мотивы отказа от мирской жизни. Виды полного самоотречения: чрезмерное воздержание от источников реальной жизни (от пищи, сна, одежды), телесное самоистязание, затворничество. Особенности монастырских общин в Ирландии. Деятельность св. Мартина (316–397 гг.) в Галлии. Разрушение языческих святилищ, строительство церквей и основание монастырей в Пуатье и Мормутье. Первые уставы для монастырей: в Марселе (св. Кассиан – V в.), в Монте-Кассино (св. Бенедикт – VI в.). Женские монастыри в Галлии («Церковная история» Григория Турского – IX, 33, 43; X, 12, 15, 16). Первые монастыри в Италии: Боббио, Нонантула, Монте-Кассино, Виварий Флавия Кассиодора (490-585 гг.). Основные аспекты деятельности монахов, обращение в христианскую веру язычников, участие во внутренней колонизации, интеллектуальные занятия. Монастыри как центры образования, книжной культуры и христианской учености. Формирование монашеского братства на основе принципов строгой дисциплины, общей собственности, совместного труда. Правила монастырской жизни, распорядок дня. Избрание аббата и его функции. Конструктивная роль монашества в эпоху раннего средневековья.

Тема: Христианизация Европы в IX - XI вв.

Расширение сферы влияния католической церкви. Политические последствия христианизации народов Европы. Укрепление авторитета Римской церкви. Церковная политика Карла Великого. Создание системы христианского воспитания и образования. Теологи IX в. (Алкуин, Агобард Лионский, Валафрид Страбон, Рабан Мавр) и их роль в формировании средневековой схоластики. Церковь и феодальные войны. Политические предпосылки движения за «мир». Католическая доктрина «справедливой», позже «Священной» войны. Значение католических канонов о войне в формировании рыцарской идеологии. Религиозная нравственность и феодальный быт. Влияние церковной идеологии на воспитание, образование, мораль, нравы и обычаи эпохи.

Тема: Кризис Римской церкви и предпосылки ее реформирования ( X XI вв.). Клюнийское движение

Духовный кризис и обмирщение церкви. Продажа церковных должностей. Феодализация католической церкви. Рост церковно-монастырского землевладения. Подъём монастырской интеллектуальной культуры в X–XI вв. и усиление идеологического влияния монастырей. Рост престижа монастырей в общественно-политической жизни. Научная и просветительская деятельность монахов, ученых теологов и педагогов. Идеи нравственного очищения церкви и обновления церковной жизни. Деятельность Бенедикта Анианского (IX в.) по усилению дисциплины монастырской жизни и укреплению власти аббата. Введение в монастырях устава св. Бенедикта. Роль бенедиктинцев и цистерцианцев в реформаторском движении X–XI вв. Задачи реформирования. Монастырская реформа в Англии (966 г.), её идейная и политическая направленность. Орден Клюни – «душа средневековья» (Д. Ботти). Основание монастыря (910 г.). Клюнийская конгрегация монастырей. Постановления соборов о введении целибата и запрете симонии. Итоги Клюнийской реформы. Укрепление организационных основ Римской церкви. Поднятие авторитета папской власти. Упорядочение церковного культа. Утверждение догматов католической церкви. Развитие католической церкви в могущественный феодальный институт. Признание права церкви на взимание «десятины» и платы за совершение обрядов. Политическая зависимость европейских государств от Римского престола. Развитие реформы в XII в.

Тема: Духовно-рыцарские ордена в XII - XV вв.

Роль папства в организации военной защиты интересов католической церкви. Предпосылки возникновения монашеских братств рыцарей-воинов. Принятие четырех монашеских обедов: безбрачие, бедность, послушание, военная функция защиты католической веры. Иерусалимский орден – «Орден защитников Гроба Господня» (1114 г.). Символика ордена, посвященная Иисусу Христу и пилигриму. Объединение с орденом Госпитальеров (конец XV – папа Иннокентий VIII). Орден Храма («Тайное рыцарство Христово») – 1118 г. Феодальная элита Франции в составе братства. Св. Бернард о секретной миссии Ордена Храма. «Великая Хартия» Ордена Храма (1139 г.): покровительство и опека папы, освобождение от десятины. Папская булла 1162 г. о привилегиях тамплиеров, освобождение от юрисдикции местных епископов, право отпущения грехов и получения десятины как милостыни. Устав Ордена Храма. Структура и управление. Военно-политическая, дипломатическая и финансовая деятельность Ордена Храма. Причины конфликта ордена с французским королем Филиппом IV. Инквизиционный процесс 1307–1312 гг. Роспуск ордена папой (1312 г.). Казнь Великого Магистра. Первый госпиталь для паломников в Иерусалиме (1071 г.) и «Религиозное братство» для оказания помощи больным и бедным (1099 г.). «Орден всадников госпиталя Св. Иоанна Иерусалимского» (1113 г.). Объединение рыцарей-госпитальеров в монашескую общину (1128 г.). Благотворительная деятельность ордена: забота о пилигримах, помощь больным и увечным крестоносцам, защита их от сарацин. Военно-политическая функция рыцарей-госпитальеров в период крестовых войн. Структура Ордена Госпитальеров. Преобразование Ордена Госпитальеров в Орден рыцарей Родоса (1310 г.) и в Мальтийский орден Св. Иоанна Иерусалимского (нач. XVI в.) с функцией защиты христиан от воинов Турецкого султана. Духовно-рыцарские ордена и Реконкиста в Испании. Основание Тевтонского ордена (1198 г.) и перенесение военной деятельности «Братьев Немецкого Дома» в Прибалтику (1206 г.). «Ледяные крестовые походы» с целью христианизации пруссов, народов Ливонии, подчинения русских католической церкви. Тевтонские рыцари как носители идеи национального превосходства. Значение деятельности Тевтонского ордена. Упадок и крах Тевтонского ордена (с нач. XV в.). Принятие Великим магистром Альбертом Брандербургским протестантства (1525 г.).

Тема: Монашеское и евангелическое движение ( XII XV вв.)

Монашеский аскетизм как часть религиозного мировоззрения. Христианская идея спасения через освобождение души от плоти и земных страстей. Внедрение аскетизма в сознание народа учеными-теологами и проповедниками (служителями церкви, монахами). Идеологи аскезы. Цель аскезы: стремление к спасению. Формы аскезы: молитвы, посты, ношение вериг и власяниц, строгий монастырский устав (полный уход от мира), добровольное заточение в замурованных кельях, самобичевание, ночные бдения, отказ от пищи и одежды. Содержание: подражание Христу до повторения его страданий, возвращение к Богу через умерщвление плоти. Понятие «смертный грех» в средневековой теологии. Семь основных пороков в формулировке Григория I Великого. С XIII в. «saligia» – порядок главных грехов: гордыня (с тщеславием) – superbia, жадность – avaritia, сладострастие – luxuria, гнев – ira, чревоугодие – gula, зависть – invidia, печаль – acedia. Виды церковного наказания: анафема, интердикт. Почитание подвижников в народе, канонизация церковью. Образование монашеских орденов и конгрегаций в XII–XIV вв. Отшельничество и паломничество как пути к достижению спасения, способы очищения от греховной плоти. Цистерцианский орден. Деятельность цистерцианцев: занятия физическим трудом, сельским хозяйством. Участие во внутренней колонизации в Европе. Занятия наукой и священными искусствами. Цистерцианские монахи, аббаты – видные представители теологии: Бернард Клевросский (XII в.), Иоахим Флорский (XIII в.). Орден кармелитов (1156 г.). Орден Св. Франциска. Францисканское движение. Биография Франциска из Ассизи (1207–1290 г.). Проповедь абсолютной бедности и смирения ради верности «нищему Христу». Устав ордена Св. Франциска. Иерархия Францисканского ордена. Деятельность францисканцев: проповеди официального учения католической церкви, совершение таинств на дорогах паломничества. Орден Св. Доминика. Основание ордена в 1215 г. испанским монахом Домиником де Гузман. Устав 1216 г., утвержденный папой. Функции ордена: подготовка теологов для борьбы с ересями, инквизиция (1232 г.). Монастыри – интеллектуальные центры Западной Европы. Евангелическое движение в XII–XIV вв.. Социальные предпосылки обращения к евангелическим принципам раннего христианства. Главные события евангелического движения. Популярность христианской концепции строгой евангелической жизни. Популярное богословие и народная культура. Проблема религиозного и социального поведения паствы. Народная религиозность. Особенности религиозной психологии. Народные религиозные течения в христианстве. Ереси. Социальная и антиклерикальная направленность средневековых ересей XI–XV вв..

Тема: Церковь, власть и общество в XII – нач. XIV вв.

Идеологическое, политическое и экономическое могущество католической церкви. Духовенство в сословной структуре феодального общества. Идеологическое влияние церкви на воспитание, образование, культуру и общественную мораль. Защита и обоснование справедливости феодального общественного порядка. Роль католической церкви в сохранении античного культурного наследия (философия, право, литература). Церковь в центре общественных противоречий. Ослабление политического влияния папства в XIV в. Особенности положения национальной католической церкви в странах Западной Европы. Развитие независимых централизованных государств. Борьба европейских монархов за расширение своего суверенитета. Нарастание социальной напряженности в феодальном обществе. Предпосылки Великой схизмы XV в. Усиление церкви, как феодального института.

Тема: Демонология, ведовство и роль инквизиции в «охоте на ведьм

Теологическое толкование образа Антихриста и дьявола. Богословская сущность демонологии. Христианские писатели о злодеяниях дьявола и демонской рати. Учение об инкубах и суккубах. Бытовое двоеверие. Колдовство, знахарство, гадания, предсказания, толкование снов. Богословская трактовка магической практики – «служение дьяволу». Демонологические легенды Средневековья. Церковь в борьбе с магией, колдовством и ведовством. Постановления соборов о наказании колдунов. Теологические трактаты и сочинения инквизиторов XII–XIV вв. Руководства по ведению ведовских процессов. Деятельность инквизиции по сыску и наказанию еретиков и «служителей дьявола». Особенности инквизиционного процесса и работы инквизиционного трибунала. Роль доминиканцев в защите святой веры. Ведовские процессы в XV–XVI вв. Итоги деятельности инквизиции и ее устранение в XVI в. Сохранение методов инквизиционного судопроизводства в светских судах по делам ведовства.

Тема: Реформация и Контрреформация в Европе в XVI в.

Особенности исторического развития стран Западной Европы в XVI веке. Образование крупных национальных государств. Развитие абсолютизма. Генезис капитализма и его влияние на феодальные институты. Социально-политические предпосылки Реформации. Возвышение буржуазии. Усиление социальных контрастов. Экспроприация крестьянства и пауперизация населения. Экономическая, политическая и культурная роль буржуазии. Идеологическая подготовка Реформации. Развитие наук и общественной мысли. Значение книгопечатания (с середины XV в.) для развития светского образования и установления международных контактов в сфере интеллектуальной культуры. Критика гуманистами папской теократической доктрины и нравственного состояния духовенства. Идейные истоки Реформации. Антикатолическая, антифеодальная направленность общественного движения в XVI веке. Реформация как форма утверждения буржуазной идеологии в религиозной сфере. Обострение классовых конфликтов и народное крестьянско-плебейское понимание Реформации. Объединение усилий европейских монархов для защиты католицизма. Рим – организаторский центр борьбы с протестантизмом. Римская церковь в борьбе за сохранение своего влияния и упрочение позиций католицизма. Поддержка католических кругов феодальной знати. Утверждение абсолютистских режимов, опиравшихся на централизаторскую силу католической церкви. Созыв XIX вселенского собора в Триденте (1545 г.), усиление репрессивных мер и инквизиционной деятельности в Риме. Роль собора в укреплении позиций католицизма. Организация ордена иезуитов для защиты католической церкви. Устав ордена «воинов Христовых» – «Духовные упражнения». Принципы организации. Управление орденом. Деятельность ордена иезуитов. Значение деятельности иезуитов в укреплении идеологического влияния католической церкви. Заключение. Раскол западного христианства. Усиление значения национальных церквей. Ослабление влияния папства на международной арене. Секуляризация общественного сознания.

Источники

1. Абеляр . История моих бедствий. – М., 1959.

3. Антипапское движение в Риме в XII–XIII веках. Документы. Вопросы истории религии и атеизма. 1962. Вып. 10.

4. Бубнов Н. М. Сборник писем Герберта. Тт. 1–3. 1890.

5. Гельмольд . Славянская хроника. – М., 1963.

6. Григорий Турский . История франков. – М., 1987.

7. Данте Алигьери . Новая жизнь. Божественная комедия. – Б.В.Л., 1967.

8. Документы о взаимоотношениях папской курии с Великим киевским князем Изяславом Всеволодовичем и польским князем Болеславом II Смелым // Вестник Московского университета. История. 1975, № 5.

9. Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973 (Фома Аквинский. Должно ли включать напевы в богослужение?).

10. Иннокентий III . О презрении к миру. // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. II. – Изд. Саратовского университета, 1988.

11. Историки эпохи Каролингов.– М., 1999.

12. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. – М., 1963.

13. Итальянский гуманизм эпохи возрождения. Ч. II. – Изд. Саратовского университета. 1988.

14. Каноны или книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов. – М., 2000.

15. Легенда о докторе Фаусте. – М., 1978.

16. Лоренцо Валла . Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

17. Лютер М . Избранные произведения. – СПб., 1994.

18. Мюнцер Т . Пражское воззвание. Письма Т. Мюнцера. СВ. № 52. – М., 1989.

19. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. – М., 1970.

20. Памятники средневековой латинской литературы X–XI вв. – М., 1972.

21. Папские тексты отпущения грехов // Вопросы истории религии и атеизма. 1954. Вып. 4.

22. Подвижники : избранные жизнеописания и труды. – Самара. 1998.

23. Послания магистра Иоанна Гуса. – М., 1903.

24. Рихер Реймсский . История. – М., 1998.

25. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – МГУ, 1985.

26. Сугер из Сен-Дени. Книжечка об освящении церкви Св. Дионисия. // Идеи эстетического воспитания. Т. I. – М., 1973.

27. Ульрих Страсбургский . Сумма о благе. История Эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. – М, 1962, стр. 291–301.

28. Ульрих фон Гуттен . Диалоги. Публицистика. Письма. – М., АН СССР, 1959.

29. Фома Кемпийский . О подражании Христу // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

30. «Цветочки » Св. Франциска Ассизского. – М., 1990; М., 2000.

31. Шпренгер Я., Инсисторис Г . «Молот ведьм». – М., 1990.

32. Эразм Роттердамский . Разговоры запросто. – М., 1969.

33. Эразм Роттердамский . Философские произведения. – М., 1987.

Литература

1. Аверинцев С.С . Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976.

2. Бедуелл Г . История церкви / Пер. с франц. К.Н. Корсакова. – М., 1996.

3. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. Тт. 1–2. – СПб., 1900.

4. Бицилли П.М . Элементы средневековой культуры. – Одесса, 1919.

5. Бицилли П.М . Очерки итальянской жизни XIII в. – Одесса, 1916.

6. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

7. Боргош Ю . Фома Аквинский. – М., 1966.

8. Безескул В.П . Папство и Арнольд Брешианский. – Харьков, 1884.

9. Безескул В.П . К истории папства в XI столетии. – СПб, 1911.

10. Веселовский А.Н . Где сложилась легенда о Святом Граале? – СПб., 1900.

11. Вильфиус А.Г. Вальденское движение и развитие религиозного индивидуализма. – М., 1916.

12. Вильфиус А.Г Характер и состав ранних вальденских общин. – М., 1914.

13. Виппер Р.Ю . Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. – М., 1984.

14. Вязигин А.С. Очерки из истории папства в XI столетии. – СПб., 1911.

15. Вязигин А.С . Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность. – СПб., 1891.

16. Гейсер . История Реформации. – М., 1892.

17. Генкинг М . Дьявол. – М., 1930.

18. Гергей Е . История папства (XII–XX вв.). – М., 1996.

19. Герье В.И . Западное монашество и папство. – М., 1913.

20. Герье В.И . Расцвет западной теократии. – М., 1916.

21. Голенищев-Кутузов И.Н . Средневековая латинская литература Италии. – М., 1972.

22. Гревс И.М . Новый труд по религиозной истории средневековой Италии в русской научной литературе. – СПб., 1913.

23. Грегоровиус Ф . История города Рима в Средние века. Тт. 1–5. – СПб., 1903–1907.

24. Григулевич Р.И . Инквизиция. – М., 1985.

25. Гуревич А.Я . Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

26. Данэм Б . Герои и еретики. Политическая история западной мысли. – М., 1967.

27. Дашкевич Н.П . Сказание о святом Граале // Из истории средневекового романтизма. – К., 1877.

28. Демонология эпохи Возрождения. – М., 1995.

29. Добиаш-Рождественская О.А . Западные паломничества в Средние века. – Пг. 1924.

30. Добиаш-Ррождественская О.А . Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.

31. Добиаш-Рождественская О.А. Культ Св. Михаила в латинском средневековье. V–XIII вв. – Пг., 1917.

32. Добиаш-Рождественская О.А . Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. – М., 1991.

33. Заборов М.А . История крестовых походов в документах и материалах. – М., 1977.

34. Заборов М.А . Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

35. Заборов М.А . Крестовые походы. – М., 1956.

36. Заборов М.А . Папство и крестовые походы. – М., 1960.

37. Кантарович . Средневековые процессы против ведьм. 1899.

38. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII вв., преимущественно в Италии. – Пг., 1915.

39. Карсавин Л.П . Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII вв. – СПб., 1912.

40. Карсавин Л.П . Святые отцы и учители церкви. – М., 1994.

41. Карсавин Л.П . Монашество в Средние века. – М., 1992.

42. Карташев А.В . Вселенские соборы. – М., 1994.

43. Клячин В.П . Политические собрания и политическая организация кальвинистов во Франции XVI в. – Киев, 1888.

44. Керов В.Л . Идеи Апокалипсиса в Средние века. – М., 1992.

45. Ковальский Ян Веруш . Папы и папство. – М., 1991.

46. Колдуньи и ведьмы. – М., 1996.

47. Корелин М.С . Важнейшие моменты в истории средневекового папства. – СПб., 1901.

48. Котляревский С.А . Францисканский орден и римская курия в XIII–XIV вв. – М., 1901.

49. Кузнецов Е.В . Движение лоллардов в Англии (к. XIV–XV вв.). – Горький, 1968.

50. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – М., 1981.

51. Куртц И.Г . Очерк церковной истории. – СПб., 1868.

52. Ланфрэ П . Политическая история папства. – СПб., 1870.

53. Лебедев А.П . Из истории нравственного состояния духовенства от II до VIII в. 1903.

54. Лекки Г . История возникновения и влияния рационализма в Европе. Т.1. 1871.

55. Леман . Иллюстрированная история суеверий и волшебств. 1901.

56. Ли Г.Ч . История инквизиции в Средние века. Тт. 1–2. – СПб., 1911–1912.

57. Лозинский С.Г . История папства. – М., 1986.

58. Лортц Йозеф . История церкви. Т. 1. Древность и Средние века. – М., 1999; Т. 2. – М., 2000.

59. Лучицкий И.В . Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи. – СПб., 1870.

60. Лучицкий И.В . Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. – Киев, 1871.

61. Лучицкий И.В . Католическая лига и кальвинисты во Франции. 1877.

62. Малицкий . Борьба галльской церкви против пап за независимость.

63. Маркин С . Знакомство с Эразмом. – М., 1971.

64. Мельвиль Марион . История ордена тамплиеров. – СПб., 2000.

65. Мень А . История христианства. Т. 2. – М., 1992.

66. Мирошкин Н. Древняя британская церковь. ЖМН Пр. № 163, 1872.

67. Мишле Ж . Ведьма. – М., 1997.

68. Осиновский И.Н . Томас Мор. – М., 1985.

69. Осиновский И.Н. Томас Мор – утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. – М., 1978.

70. Осокин Н.А . История альбигойцев до смерти папы Иннокентия III. – Казань, 1872.

71. Осокин Н.А . История альбигойцев и их времени. – Казань, 1869–1872.

72. Осокин Н.А . Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. – Козлов, 1872.

73. Парнов Е . Трон Люцифера. – М., 1991.

74. Перну Р., Клэн М-В . Жанна д`Арк. 1992.

75. Перцев В.Н. Католическая церковь и новая культура XIII–XV вв. – Минск, 1938.

76. Плешкова С.Л . Французская монархия и церковь (XV – сер. XVI вв.). – М., 1992.

77. Поснов М.Э . История христианской церкви. – Брюссель, 1964.

78. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550–1603). – Казань, 1894.

79. Рамм Б.Я . Папство и Русь в X–XV вв. – М.-Л., 1959.

80. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., 1988.

81. Рожков В . Очерки по истории Римско-католической церкви. – М., 1998.

82. Савин А.Н. Английская секуляризация. – М., 1906.

83. Савин А.Н . Религиоозная история Европы эпохи Реформации. – М., 1914.

84. Самаркин В.В . Восстание Дольчино. – М., 1971.

85. Сидорова Н.А . Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. – М., 1953.

86. Сказкин С.Д . Исторические условия восстания Дольчино. – М., 1955.

87. Сказкин С.Д . Избранные труды по истории. – М., 1973.

88. Сказкин С.Д . Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. – М., 1981.

89. Смирин М.М . Народная реформация Томаса Мюнцера. – М., 1955.

90. Сперанский Н . Ведьмы и ведовство. – М, 1906.

91. Сумцов Н . Очерк истории колдовства. 1878.

92. Тальберг Н . История христианской церкви. – М., 2000.

93. Тардже Дж . Мир паломничества. – М., 1998.

94. Трахтенберг О.В . Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1957.

95. Тухолка С . Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV–XVI вв. – СПб, 1909.

96. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. – М., 1989.

97. Усков Н.Ф . Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. – Алетейя, 2001.

98. Фергюсон Д. Христианский символизм. – М., 1998.

99. Флори Жан . Идеология меча. – СПб., 1999.

100. Хейзинга Йохан . Осень Средневековья. – М., 1995.

101. Херманн Х. Савонаролла: еретик из Сан-Марко.– М., 1982.

102. Хьюз Р . Небеса и ад. – М., 1998.

103. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. – М., 1972.

104. Штекли А. Томас Мюнцер. – М., 1961.

105. Эразм Роттердамский и его время. – М., 1989.

Примерная тематика рефератов к курсу:

1. Бенедикт и его устав.

2. Немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский.

3. Поэма Вернера Садовника «Майер Гельмбрехт» – как отражение корпоративного сознания средневекового человека.

4. Традиции и верования древних германцев.

5. Тамплиеры. Суть конфликта с королевской властью.

6. Восприятие средневековым человеком жизни земной и загробной.

7. Св. Колумбан и его устав.

8. Основные пути христианизации германских народов в IV–IX вв.

9. Монашество в Западной Европе X–XI вв.

10. Церковь и образование в раннее средневековье.

11. Иоанн Кассиан и монашеское воспитание на Востоке и Западе.

12. Рыцарское воспитание.

13. Городские школы, схоластика и университет в средние века.

14. Выступление М. Лютера против римской курии. «95 тезисов против индульгенций».

15. Учение и деятельность Жана Кальвина.

16. Орден иезуитов и его устав.

17. Елизавета Тюдор и англиканская реформация.

18. Государство и церковь глазами пуритан.

19. Эразм Роттердамский о схоластике, монашестве и церкви («Похвала глупости»).

20. Критика духовенства и папства Ульрихом фон Гуттеном.

21. Ульрих фон Гуттен о плане борьбы с засильем церкви.

22. Критика общественного строя Англии в «Утопии» Томаса Мора.

23. Общество будущего по «Городу Солнца» Томазо Кампанеллы.

24. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.

25. Этический идеал Гассенди и его отношение к религии.

26. Варфоломеевская ночь в мемуарах XVI в.

27. Мария Стюарт в политической борьбе эпохи Реформации.

28. Демонология и деятельность инквизиции в XV–XVI вв.

Контрольные вопросы по курсу:

1. Боги и верования германской языческой эпохи.

2. Основные пути проникновения христианства к германским народам.

3. Принятие христианства англосаксами и северными германцами – скандинавами.

4. Христианское миссионерство в VII–VIII вв.

5. Христианизация как одно из орудий внешней экспансии при Каролингах.

6. Принятие христианства франками в эпоху Меровингов.

7. Язычество и «народное христианство».

8. Государство и церковь раннего средневековья.

9. Возникновение аскетического движения.

10. Учение Оригена об истинном христианине.

11. Павел Фивский – «основатель и царь монашеской жизни».

12. Основные формы отшельничества.

13. Антоний Египетский.

14. Пахомий, его жизнь и деятельность.

15. Монастыри Василия Великого.

16. Распространение аскетического движения в Западной Европе.

17. Деятельность св. Мартина.

18. Первые попытки кодификации монастырских уставов (Устав Кассиена).

19. Процесс изменения первоначального монашества, его суть, институт новициата.

20. Попытки реформы монашества (мероприятия Карла Великого, монастырский капитулярий 817 года).

21. Понятие «церковь». Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах Западной Европы.

22. Церковь в системе феодальных отношений.

23. Место духовенства в сословной структуре общества.

24. Усиление могущества церкви в XI–XIII вв.

25. Католическая церковь и процесс политической централизации в странах Западной Европы.

26. Роль церкви в эпоху средневековья.

27. Процесс политической централизации и укрепление королевской власти в странах Западной Европы.

28. Городские школы: содержание образования и организация учебного процесса.

30. Францисканцы и доминиканцы.

31. Универсальный характер средневековой проповеди.

32. Основополагающие акты Святой Инквизиции.

33. Инквизиционное судопроизводство.

34. Восприятие средневековым человеком жизни земной и загробной.

35. Клюнийское движение.

36. Что способствовало устойчивости народной магии.

37. Система сакраментов и сакраменталий.

38. Сакрально-магические ритуалы христианской церкви, их назначение и связь с язычеством.

39. Основные черты лютеровской церковно-реформационной программы. Возникновение лютеранской церкви.

40. Т. Мюнцер и его реформационная деятельность.

41. Складывание кальвинистской церкви.

42. Деятельность инквизиции в XVI веке.

43. Тридентский собор и его значение в укреплении католической церкви.

44. Религиозная и церковная политики испанского абсолютизма в конце XV– нач. XVII вв.

45. Складывание доктрины англиканства.

46. Реформация во Франции и причины религиозных войн.

47. «Молот ведьм».

48. Некоторые особенности социальной психологии населения Западной Европы в XVI в.

В жизни народов средневековой Европы церквей и религия играли очень важную роль. Они контролировали жизнь человека от рождения до смерти. При этом под их контролем находились не только низшие слои общества, а феодальная знать. В средневековой церкви существовало немало противоречий — она сделала много полезного для общества, но не меньше и вредного.

Так, церковь много помогала бедным, больным, прилагала усилия для примирения общества, занималась культурой, исповедовала тех, кто нарушил закон, но при этом не заботилась о социальной справедливости в обществе: для своей выгоды организовывала войны и грабительские походы, преследовала еретиков, способствовала расколу христианства на православие и католицизм.

Христианство появилось еще в римское время, однако мировой религией оно стало уже в средние века, когда оформилась и окрепла его организация — церковь. На заре средневековья уже существовала церковная иерархия — разделение духовенства на ранги.

На территории Западной Римской империи главой церкви был Папа, а на территории Восточной — патриарх. Обе должности были выборными. Другие должности делились на высшие и низшие ранги. До высшего ранга относились кардиналы, епископы и другие князья, получавшие духовную власть от папы. Низший ранг — те, кому духовную власть оказывал епископ.

Церковь с помощью государства быстро обогатилась и стала очень влиятельной в обществе. Духовенство совершенствовало христианское учение, устанавливало, как надо совершать богослужения и т.д.

Христианизация — обращение Римской империи в христианство. Этот процесс начали в IV в. императоры Константин I и Феодосий И. Постепенно христианами становились варварские племена на территории империи. В V в. принял крещение король франков Хлодвиг, а потом христианами стали вестготы, племена Пиренейского полуострова, лангобарды, отдельные племена англов и саксов, народы Северной Европы, полабских славян, пруссы, литовцы.

Нередко новокрещенные снова возвращались к язычеству. Их крестили вторично, а то и третий. Но насилие порождало противодействие. Содействие обращению европейского населения к христианской вере встреча 1000-го года, когда все ожидали конца света и второго пришествия Христа.

Воспользовавшись отсутствием в Италии сильной власти в V-VI вв. усилилось папство: папы стали не только духовными, но и светскими властителями Римской епархии. Очень много для усиления папства сделал Григорий I Великий. Он смог уговорить лангобардов не нападать на Рим, чем снискал себе на Западе большим авторитетом.

Папская мощь особенно возросла за Каролингов: предоставление императорского титула Карлу Великому доказало христианском миру, что власть монарха становится законной только после папского благословения. В 756 г. в Италии образовалась Папское государство, просуществовавшее до 1870 г.

В 1054 г. христианская церковь раскололась на две части. Этот раскол называется схизмой. К расколу привело противостояние между Папой Римским и Константинопольским патриархом по воздействию на верующих и распределения доходов, господства над христианской церковью.

Западное христианство с центром в Ватикане считал, что Дух Святой исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, имело определенные особенности в церковной обрядности. Главой церкви был Папа Римский, который избирался кардиналами пожизненно.

Восточное христианство с центром в Константинополе считало, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, имело определенные особенности в церковной обрядности. Управление церковью сосредоточивалось в руках четырех патриархов: Вселенского Константинопольского (Византия, Турция), Александрийского (Египет), Антиохийского (Сирия) и Иерусалимского (Палестина). Западную церковь с тех пор стали называть католической, а восточную — православной.

Громадную роль в жизни средневекового общества играли католическая церковь и христианская религия. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником - Папой Римским. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через белое духовенство, а также через монастыри проводить свою линию через указанные политические институты. В условиях нестабильности, до возникновения централизованных абсолютистских государств церковь являлась единственным стабилизирующим фактором, что еще более усиливало ее роль в мире. Поэтому вся средневековая культура до эпохи Возрождения носила исключительно религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ей. Церковь выступала проповедником христианской морали, стремилась привить христианские нормы поведения всему обществу. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В специальных «мастерских письма» (скрипториях) при монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы. По словам одного из церковников, «монахи борются пером и чернилами против коварных козней дьявола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают».

Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.

Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как «зараженной» грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал, прежде всего, мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.

В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада «варварских» государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.

В драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. После периода резкого ослабления (X - середина XI вв.), когда папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII-XIII вв.) могущество и независимость церкви, ее влияние на все сферы общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную иерархическую структуру, церковь была в курсе всех процессов, которые происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя свою линию.

Главной, центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, была христианская идея Бога. Средневековому мировосприятию и мироощущению, основу которого составляло христианское сознание, присущи следующие черты:

«Двумирность» - восприятие и объяснение мира исходит из идеи двумирности - разделения мира на реальный и потусторонний, противопоставления в нем Бога и природы, Неба и Земли, «верха» и «низа», духа и плоти, добра и зла, вечного и временного, священного и греховного. В оценке любого явления средневековый человек исходил из принципиальной невозможности примирения противоположностей, не видел «промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом».

Иерархизм - согласно богоустановленному порядку мир виделся выстроенным по определенной схеме - в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид. Вершина верхней - Бог, ниже апостолы, далее соответственно архангелы, ангелы, люди (среди которых «верхний» - папа, затем кардиналы, ниже епископы, аббаты, священники, карлики более низких ступеней и, наконец, простые верующие. Верхняя иерархическая вертикаль включала животных (сразу же за мирянами, затем растения, у основания верхнего ряда находилась земля). Далее шло как бы негативное отражение небесной и земной иерархии по мере нарастания зла и приближения к Сатане.

Иерархическая организация церкви оказала влияние на формирование социальной структуры средневекового общества. Подобно девяти чинам ангельским, образующим три иерархические триады (сверху вниз) - серафимы, херувимы, престолы; господства, власти; ангелы - и на земле существуют три сословия - духовенство, рыцарство, народ, причем каждое из них имеет собственную иерархическую вертикаль (вплоть до «жена - вассал мужа», но одновременно - «сеньор домашних животных» и т.д.). Таким образом, социальная структура общества воспринималась средневековым человеком как соответствующая иерархической логике построения мира небесного.

Символизм. Огромную роль в картине мира средневекового человека играл символ. Иносказание было привычной формой существования смысла для средневекового человека. Все, так или иначе, было знаком, все предметы - лишь знаки сущностей. Сущность не требует предметного выражения и может явиться созерцающему ее непосредственно. Сама Библия была наполнена тайными символами, скрывающими истинный смысл. Средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов, правильно истолковав которые, можно постичь божественный смысл. Церковь учила, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах. Мышление символами позволяло найти истину. Главным методом познания становилось постижение смысла символов. Символично было само слово. (Слово было универсальным, с его помощью можно было объяснить весь мир.) Символ был универсальной категорией. Мыслить и означало - обнаруживать тайный смысл. В любом событии, предмете, явлении природы средневековый человек мог увидеть знамение - символ, ибо весь мир символичен - природа, животные, растения, минералы и т.д. Глубоко символичный менталитет средневекового человека определил и многие особенности художественной культуры средневековья, и прежде всего - ее символичность. Символичен весь образный строй средневекового искусства - литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра. Глубоко символична церковная музыка, сама литургия.

Мировосприятие средневекового человека отличалось универсализмом. В основе средневекового универсализма - идея Бога как носителя универсального, всеобщего начала. Духовный универсализм христианства сформировал духовную общность людей - единоверцев. Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его, как уже отмечалось, вне зависимости от этнической принадлежности и социального статуса как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя идея эта находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества). Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль в картине мира средневекового человека. Вплоть до позднего средневековья доминирующим было стремление к общему, типичному, принципиальный отказ от индивидуального, главным для средневекового человека была его типичность, его универсальность. Средневековый человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образом, взятым из древних текстов - библейских, отцов церкви и т.д. Описывая свою жизнь, он искал собственный прототип в христианской литературе. Отсюда традиционализм как характерная черта средневековой ментальности. Новаторство - гордыня, отход от архетипа - есть отдаление от истины. Поэтому средневековое искусство предпочитает типизацию индивидуализации. Отсюда же - анонимность большинства произведений искусства, каноничность творчества, т.е. ограничение его рамками разработанных схем, норм, идей. Принципиальная новизна осуждалась, поощрялось следование авторитету.

Мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью. Все области знания - наука, философия, эстетическая мысль и т.д. - представляли собой нерасчленимое единство, т.к. все вопросы решались ими с позиций центральной идеи картины мира средневекового человека - идеи Бога. Философия и эстетика ставили целью постижение Бога, история рассматривалась как осуществление планов Творца. Сам человек осознавал себя только в христианских образах. Целостный охват всего сущего, характерный для средневековой ментальности, выразился в том, что уже в период раннего средневековья культура тяготела к энциклопедизму, универсальности знания, что нашло отражение в создании обширнейших энциклопедий. Энциклопедии или энциклопедические своды (суммы) не просто давали читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как Божьего создания. В них содержались всеохватывающие сведения по различным отраслям знаний. К энциклопедичности тяготела и средневековая литература - здесь и многочисленные житийные своды, сборники сентенций. Стремление к универсальности знания закреплено в названии центров развития средневековой научной мысли и образования - университетах.

Целостность мировосприятия не означала, что средневековый человек не видел противоречий окружающего его мира, просто снятие этих противоречий мыслилось в духе христианской идеологии, прежде всего выраженной в эсхатологии (учении о конце Света). Страшный суд утвердит царство вечной жизни для праведников и освободит человека от необходимости жить в несправедливом мире, где нет должного воздаяния за добро и зло, где нередко торжествуют зло, вражда, корысть, злоба.

Средневековый человек был расположен видеть нравственный смысл во всем - природе, истории, литературе, искусстве, быту. Нравственная оценка ожидалась как необходимое завершение, как справедливое воздаяние за добро и зло, как нравственный урок, назидательная мораль. Отсюда такая открытость средневекового искусства и литературы моральным выводам.

История как наука в эпоху средневековья не существовала, она была существенной частью миросозерцания, что было обусловлено ее христианским пониманием. Бытие человека разворачивается во времени, начиная с акта творения, затем грехопадения человека и кончая вторым пришествием Христа и Страшным судом, когда и осуществится цель истории. Христианскому пониманию истории присуща идея духовного прогресса, направленного движения истории человечества от грехопадения к спасению, утверждению царства Божьего на земле. Идея духовного прогресса стимулировала направленность на новизну в период зрелого средневековья, когда рост городов и развитие товарно-денежных отношений обусловили новый этап в развитии средневековой культуры.