Преподобный Серафим Вырицкий: Пророчества и наставления. Пророчества о третьей мировой войне (сроки, участники, последствия) Предсказания вырицкого

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла»...

В летописи деяний современных подвижников благочестия совершенно особое место занимают подвиги святого преподобного Серафима Вырицкого.

Благочестивейший православный мирянин, по послушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: “Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…” , – вот основные этапы жизненного пути святого Серафима Вырицкого.

Грозный 1917 год… Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания… Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом.

В это время известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима Вырицкого) , занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок – он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге, Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иероманахом Варнавой- старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и других обителей.

Василий Николаевич обладал высокоприбыльным предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке. Его контора торговала в Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и даже в Нью-Йорке. Не помешала ему и первая Мировая война – обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела.

Его знали в европейских столицах – Вене, Берлине, Варшаве, – которые он посещал по роду своей деятельности. Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья – вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых. Да не только наделил, но и испытывал…

Василий Николаевич Муравьев

Казалось бы ничего не мешало Василию Николаевичу вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на западе, следуя примеру многих знакомых ему людей. Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь.

Однако, для Василия Николаевича Муравьева такого выбора не существовало – он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое …

Сам Господь указывает на свободное волеизъявление души человеческой: ” Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною “ (Мф.19,21). ”Если хочешь…” – вот слова Спасителя, на которые верный раб Божий Василий уже многократно ответил в сердце своем: ” Хочу, Господи!” .

Высочайшего мужества и непоколебимой веры требовал в ту пору поступок, который он совершает. Отвергнув все прелести мира сего, по обоюдному согласию с женой, принимает он бесповоротное решение всецело посвятить себя служению Единому Богу – молитвенному подвигу. Близится исполнение заветного его стремления к принятию монашества, которое носил он в себе всю предыдущую жизнь…

Свершилось! 16/29 октября 1920 года в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры “Брат наш постригает власы главы своея, во знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во отрезание своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа …” с наречением имени Варнава (в схиме Серафим).


И тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда его верная супруга и сподвижница Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).

В 1920 году приняв монашество в Александро-Невской Лавре, затем старец иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году жил в Вырице.

Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения.

С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне – стал совершать его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил – иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка – это был воистину вопль к Богу!

Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый 1000-дневный подвиг. Так, изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет, возносил свои молитвы о спасении Отечества старец Серафим Вырицкий.

И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, внеся неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа, приводя ко спасению неисчислимое количество душ.

За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Как при жизни, так и после успения батюшка помогал и помогает всем обращающимся к нему.

Старец иеросхимонах Серафим отошел к Вечности 3 апреля 1949 г. Град небесный – горний Иерусалим – распахнул свои врата пред новым небожителем, навсегда приняв его в свои Божественные чертоги.

Могила старца Серафима в Вырице, 90-е годы

“Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам” , – многим говорил в свое время вырицкий старец.

Часовня над могилой преподобного Серафима Вырицкого

.

В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви. Множество паломников едет в Вырицупоклониться преподобному и получить от него помощь. В Вырице около Храма в честь иконы Божией Матери Казанской, находится Часовня над могилой преподобного Серафима Вырицкого.

Надгробие прп. Серафима Вырицкого

Пророчества преподобного Серафима Вырицкого

На вопрос своего духовного сына о будущем России, старец предложил ему посмотреть в окно, выходящее на Финский залив. Тот увидел множество плывущих под разными флагами кораблей. – Как это понять? – спросил он у батюшки .

Старец ответил:

Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет

Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это не надолго – лет на 15, потом придет антихрист.”

Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…

Еще рассказывали, как старец говорил:

Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока. Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени ее восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые будут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Это война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества . Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет – это будет преддверие воцарения антихриста. Потом наступит гонение на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут. Наступает царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до того времени. Мы-то с вами не доживем”.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны отцу Серафиму сказали:

– Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили колокола в церквах…

Старец на это отвечал:

– Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее (войну)… Кто только выживет? Кто только жив останется? Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь…

Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние. Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.

“Придет время когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества.

С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима , а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.”

Очень любил старец молодежь. В то время молодые люди почти не ходили в церковь, и он так радовался, когда они приходили к нему. Старец говорил об огромной роли молодых в будущем возрождении Церкви. Он говорил, что наступят времена (и уже наступают!), когда развращение и упадок нравов молодых достигнут последних пределов. Почти не останется нерастленных. Они будут считать, что им все дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании и банды, воровать, развратничать.

Но придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, – и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству . Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни. Многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих. Тогда пойдут молодые в паломничество по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко.

“Сколько Господь дал благодати России – какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля – она мать, она нам хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех, и все устроить, но врагам невыгодно – им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли”.

Спасение миру от России, а Петербург станет духовным центром страны . Еще будут великие события в России – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь”.

После войны старец говорил духовной дочери:

“Наступит время, когда вновь пойдет крестный ход из Казанского собора в Лавру. Ты дождешься”. Трудно было поверить в это, но ныне все исполнилось. Всем православным памятен крестный ход в Лавру с новообретенными мощами преподобного Серафима Саровского.

“Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать столицей мира. Ибо это истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира”.

Говорил отец Серафим близким о будущем своем прославлении, но добавлял при этом: “Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу… Не хочу, чтобы моим телом торговали” .

Преподобный Серафим Вырицкий. Акафист и житие. Изд. Братства Святителя Алексия. 2002. Составитель Александр Трофимов. Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата. Стр. 82-87.

Пророчества Серафима Вырицкого

В 1930-е годы большевики закрывали и взрывали церкви, сбивали с них кресты, безжалостно сажали и расстреливали священников. Однажды поздно ночью чекисты пришли в дом, жившему под Ленинградом в поселке Вырица отцу Серафиму, намереваясь его арестовать. Лежавший в углу тяжело больной священник попросил старшего группы подойти к нему. А когда тот приблизился, ласково погладил его по руке, и, заглянув в глаза, проникновенно произнес: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий!» Суровый чекист был поражен, растерялся и пробормотал: «Если бы таких старцев было больше, мы бы все стали верующими». А батюшка, улыбаясь, сказал: «Угостите-ка их чайком!» Напившись, грозные гости удалились, так и не исполнив приказ об аресте…

Родился Василий Муравьев, которому было суждено стать велики русским святым под именем Серафим Вырицкий, 31 марта 1866 года деревне Вахромеево Ярославской губернии. С детства он отличался блестящими способностями – самостоятельно выучился грамоте и сам овладел математикой. А первыми его книгами были Евангелие и Псалтырь. Но вскоре юноше стало не до чтения, рано умер отец и он был вынужден взвалить заботы о семье на свои плечи. Отправился в Петербург, где получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. Трудился усердно, а все деньги отправлял семье. Ему было всего 26 лет, когда Василий сумел открыть своей дело – контору по торговле пушниной. Вскоре разбогател, продавал меха во многие страны и стал одним из первых торговцев пушниной в России. Однако уже тогда его тянуло к другой, духовной жизни. Щедро одаривал монастыри, храмы, больницы, ездил по святым местам, часто посещал Троице-Сергиеву лавру, где жил старец Варнава, ставший его духовным отцом. По его благословению он женился. В его семье почитался необычный для купца строгий, почти монашеский устав жизни.

Во время заграничных поездок, когда ему исполнилось 33 года, Василий побывал на Святой горе Афон в Греции, где расположены 20 старинных православных монастырей. Увиденное там так потрясло его, что, вернувшись, он пришел за духовным советом к Иоанну Кронштадтскому, и тот сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.

Но тут грянула революция. Василий без колебаний отдал все своей состояние монастырям, щедро наградил служащих, а сам поселился в поселке Тярлево под Петроградом, а вскоре принял монашеский постриг под именем Варнава в Александро-Невской лавре, а его жена Ольга Ивановна стала монахиней Христиной в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Вырица - чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых.

В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности - самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем - пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий.

Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу.

После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет.

Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело - контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..

Бог дал супругам Муравьёвым сына Николая, затем дочь Ольгу, но когда Ольга умерла во младенчестве, Василий Николаевич и Ольга Ивановна приняли решение отныне жить как брат и сестра, в некоем сокровенном монашестве.

Все православные праздники Муравьёвы отмечали по-своему: накрывали у себя обильные столы и приглашали на трапезу неимущих. Мехоторговец Муравьёв щедро одаривал монастыри и храмы, богадельни и больницы.

Прославление Серафима Саровского произвело особое впечатление на Василия Николаевича. Он издавна почитал старца Серафима, к тому же тот происходил из купеческой семьи и в юности также занимался торговлей.

Духовный отец Муравьёвых старец Варнава скончался в 1906 г. и перед смертью дал супругам благословение со временем принять монашеский постриг. Тогда же началась дружба Василия Муравьёва с архимандритом Вениамином (Казанским), будущим митрополитом Петроградскими Гдовским, священномучеником. Он стал духовным наставником Василия Николаевича.

После революции 1917 г. Муравьёв лишился всего своего состояния и всех предприятий. Лишился добровольно, понимая, что скоро всё отнимут. Он роздал нажитое монастырям - Свято-Успенскому Пюхтицкому, Иверско-Выксунскому, Петербургскому Новодевичьему, Иверскому, Александро-Невской лавре. Семья пряталась в двухэтажном доме в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. Василий Николаевич и Ольга Ивановна понимали: наступило время исполнить завет старца Варнавы. Осенью 1920 г., по благословению владыки Вениамина, супруги Муравьёвы приняли монашеский постриг. Василий Николаевич стал монахом Варнавой в Александро-Невской лавре, а Ольга Ивановна - монахиней Христиной в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда.

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиаконы, поставив заведовать кладбищенской конторой. В это время в России не прекращались убийства, террор ежедневно приносил на кладбище свои жертвы, иноку Варнаве суждено было постоянно видеть горе родных и близких этих людей. Ему выпало стать для них утешителем.

11 сентября 1921 г. митрополитом Вениамином он был возведён в сан иеромонаха. Знания коммерции пригодилось ему теперь в должности свечника Лавры - ведь пришлось стать распорядителем всех денежных средств обители.

Следующий год принёс особую скорбь - принял от большевиков мученическую кончину лучший друг иеромонаха Варнавы владыка Вениамин. Готовился к близкой расправе и сам Варнава. Время было такое, что каждую минуту следовало ждать ареста. Но Божий человек всегда сохранял невозмутимое спокойствие. Повторял, что всё даётся человечеству по грехам его, и нельзя роптать на волю Божию.

На рубеже 1926-1927 гг. он принял великую схиму и в свои шестьдесят лет стал отныне Серафимом в честь Серафима Саровского. Начиная с этого времени, он всё больше и больше становился известен среди православного люда как добрый советчик и утешитель. За духовным окормлением шли к нему и миряне, и священники, и монахи. Бывали случаи, когда он исповедовал людей на протяжении целых суток, а то и более. Среди духовных сыновей старца Серафима оказался и тот, кто постриг его в монашество - архимандрит Николай (Ярушевич), коему суждено было стать в 1941-м митрополитом Киевским и Галицким. Серафим стал также и духовником архиепископа Хутынского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

«Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и святое смирение. Мир Христов - свидетель истины».

Так старец Серафим учил своих духовных последователей: «Уж сколько мы от Бога ни бегаем, все равно никуда не уйдем! Будем же умолять Господа, чтобы сохранил Он нас в верности Святой Православной Церкви».

С конца 20-х гг. в старце Серафиме стал проявляться дар исцеления. Из уст в уста передавались случаи, когда он, помазав больного лампадным елеем, излечивал его от недугов. Однажды к батюшке привели женщину, которая никак не могла войти в храм - ее начинало трясти так, что она даже руку не могла поднять для крестного знамения. Отец Серафим сказал: «Давайте вместе помолимся», подвёл бесноватую к иконам, поставил на колени, сам стал с ней рядом. Помолившись, помазал ей лоб маслом из лампады. Несчастную стало корчить, её крики стали походить на собачий лай. Старец накрыл её епитрахилью и долго читал молитвы, пока больная не успокоилась. С той поры беснование кончилось, исцелённая начисто забыла о своей недавней одержимости.

Известны многие другие случаи исцелений по молитвам старца. И всякий раз он требовал, чтобы благодарили не его, а Серафима Саровского, ибо с его помощью совершаются сии чудеса.

Одно из самых известных пророчеств старца Серафима посвящено России: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества.

Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей.

Поэтому Господь и научает нас: ”Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении».

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

Эти стихи он написал в 1939 г..

Достигнув 64-летнего возраста, старец Серафим стал болеть - межрёберная невралгия, ревматизм, закупорка вен на ногах, застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Врачи советовали переменить место жительства, рекомендовали переехать в Вырицу – климатический курорт. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это как послушание. Вместе с ним в 1930 г. в Вырицу отправились его бывшая супруга, а ныне схимонахиня Серафима и внучка Маргарита, ставшая послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Со времени переезда старец Серафим перестал обращаться к врачам, воспринимая свои недуги как необходимое испытание, а ведь от закупорки вен он испытывал тяжелейшие страдания - ноги болели и порой отнимались. Но он говорил: «Болезнь - это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою...» Невольно вспоминаются «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя, его статья о болезнях: «О! Как нужны нам недуги!.. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое непрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желание порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей… Не будь таких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя!.. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла».

Одно из постоянных поучений старца Серафима состояло в том, что не нужно просить у Бога ничего, кроме исполнения воли Всевышнего, ибо Господь сам знает, что ниспослать нам.

Постоянным посетителем Вырицы был архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). К началу 40-х гг. он возглавил Украинскую Церковь, стал архиепископом Волынским и Луцким, а затем - митрополитом Киевским и Галицким. Трудно себе представить, но в 1941 г. осталось всего четыре митрополита - Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) и митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), причём последний после занятия немцами Риги оказался на оккупированной территории.

Как бы то ни было, владыка Николай считал Сталина великим вождём, способным привести страну к победе над фашизмом. В 1944 г. он писал: «В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своём лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нём неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нём слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе… Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окружённое величайшей любовью всех народов нашей страны, - знамя славы, процветания, величия нашей Родины». Вероятно, эту уверенность владыка Николай внушал старцу Серафиму. И во время войны, находясь в оккупации, вырицкий старец не переставал ободрять людей уверениями, что враг будет разгромлен и победа будет за нами.

Принято удивляться тому, что за всю свою жизнь Серафим Вырицкий ни разу не был репрессирован, не подвергался арестам, избиениям, не угодил в лагеря. А ведь в первый год войны старца Серафима постигло огромное горе - большевики убили его сына! А это пострашней любой репрессии! Для любящего родителя нет ничего более ужасного, чем смерть его детей.

Николай Васильевич Муравьёв родился в 1895 г. Будучи студентом юрфака Петербургского университета, он в 1914 г., как истинный патриот, добровольцем ушёл на войну, служил в авиационной роте, был контужен. Тяжелейшим ударом для отца стало то, что Николай сознательно перешёл из православия в католичество. В итоге, и жизнь его складывалась как-то нелепо - пытался перейти к Юденичу, не удалось, стал служить в Красной армии. Женился, родилась дочь Маргарита, но брак распался. Хотел бежать за границу, но влюбился в артистку эстрады. В результате остался в России, вновь женился. Затем родилась дочь Ольга, но и этот брак вскоре распался. Николая арестовали по сфабрикованному делу, а жена-артистка ушла с дочерью Ольгой к другому артисту. После освобождения Николай женился в третий раз, у него родился сын Александр. Жена с сыном поселились в Вырице неподалёку от дома, где жили отец Серафим с матушкой Серафимой и первой дочерью Николая - Маргаритой… А Николай завёл себе четвёртую жену, с которой жил незаконно; она родила ему сына, названного по-католически Эрмингельдом. Удивительно, что, будучи сыном такого светоча Православия, Николай Васильевич оставался убеждённым католиком! В январе 1941 г., когда он решил навестить свою законную семью, Николай был арестован. И близкие ничего не знали о его дальнейшей судьбе. А его расстреляли в Екатеринбурге (Свердловске) 4 сентября 1941 г.. Человека, который мог бы снова защищать своё Отечество. Ведь ему было всего 46 лет.

Семья Николая оставалась жить в Вырице при старце Серафиме. Настоящей его помощницей стала внучка Маргарита, девушка волевая, смелая. Она не раз преграждала дорогу незваным гостям, нежелательным посетителям. Однажды сказала чекистам: «Не пущу!», и те не посмели применить к ней силу. Зато Маргарита сразу отличала тех, кто действительно нуждался в поддержке её дедушки.

Всех, кто приходил в Вырицу, удивляла своеобразная манера общения старца Серафима с людьми. Он любил приголубить, обнять, погладить человека, прикоснуться к нему своим лбом, то есть вёл себя так, как обычно мы ведём себя с детьми, особенно когда их нужно утешить.

Иные приносили ему пожертвования, которые он передавал затем либо в Пюхтицкий монастырь, либо в Казанский храм Вырицы.

«Да как же я буду выглядеть перед Господом, если деньги себе оставлю! - говорил он. - Если у вас в кошельке есть рубль - раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать - последнего лишитесь...»

Воспоминания людей оставили нам свидетельство великой аскезы, которую возложил на себя старец Серафим Вырицкий. По понедельникам, средам и пятницам он вовсе ничего не вкушал, в остальные дни пил чай с хлебом или съедал одну картофелину и немного тёртой моркови, а иногда довольствовался только просфорой и водой. Священники Казанской церкви ежедневно приходили причащать его. .

Среди посетителей Вырицы было много учёных с мировым именем.. Вопреки советской пропаганде, преподносившей, к примеру, академика Павлова законченным атеистом, Иван Петрович до конца дней оставался глубоко верующим человеком. Он страшно переживал разрушение храмов и пытался бороться против этого несколько наивным способом, который казался ему хитроумным: Павлов уверял большевиков, что через какое-то время учёные докажут, что Бога нет, вот тогда и можно будет разрушать храмы. Он надеялся тем самым выиграть время, а там, глядишь, времена изменятся. Так вот, Иван Петрович был постоянным гостем Серафима, в том числе приезжал и в Вырицу.

Приезжали к нему и другие светила науки - академик астрономии Сергей Павлович Глазенап, профессор фармакологии Михаил Иванович Граменицкий, профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, академик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, академик биологии Леон Абгарович Орбели.

Бывали и другие посетители. Чекисты несколько раз являлись в Вырицу, причём однажды с явным намерением арестовать старца. Но Серафим по-своему «приручил» их - он ласково обратился к главному чекисту по имени, и тот, сражённый светом глаз старца, оставил намерение совершить арест.

До конца своих дней старец Серафим не переставал совершать чудеса исцелений. По его молитвам люди исцелялись даже от слепоты и умственных помешательств. Исцелял он, как мы уже отмечали, и бесноватых.

Осенью 1941 г. немцы заняли Вырицу. С этого времени старец стал с ещё большим усердием молиться о спасении России, простаивая многие часы на камне, подобно Серафиму Саровскому. По воспоминаниям внуков, «в саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг - ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».

В Вырице стояли румынские солдаты, находящиеся в подчинении у немецких офицеров. Однажды немцы пришли поговорить с отцом Серафимом. Он в бытность свою купцом много имел дел с немцами и австрийцами, прекрасно владел немецким языком и охотно согласился побеседовать.

И подобно тому, как в Смутное время преподобный Иринарх Ростовский предсказал скорую гибель пришедшим к нему полякам, так же и старец Серафим смело заявил немецкому капитану, спросившему, скоро ли он пройдёт маршем по Дворцовой площади: «Этому никогда не бывать».

Мало того, он предрёк гибель самому капитану, сказав, что, спешно отступая под натиском русской армии, он сложит свою голову под Варшавой. В 1980 г. румынский офицер, служивший под началом этого капитана, приедет в Вырицу поклониться могиле старца Серафиме и поведает о том, что предсказание старца полностью сбылось.

Едва только Вырица была освобождена от фашистов, митрополит Алексий (Симанский) приехал навестить старца Серафима, и тот предсказал ему скорое патриаршество. Так и произошло: 2 февраля 1945 г. он стал новым Патриархом, Алексием I.

В том же победном 1945-м скончалась верная супруга - схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьёва). Старец завещал похоронить себя рядом с нею. Это был удивительный христианский брак, подобный супружеству святых праведных Петра и Февронии. Любили друг друга, родили детей, потом приняли монашеский обет и до конца жизни пробыли вместе уже как брат и сестра…

В последние годы старец уже почти не вставал с постели, настолько болезни одолели его. 3 апреля 1949 г. со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» он перешёл в жизнь вечную, оставив временную земную юдоль. Во время отпевания одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был Алексей Ридигер - будущий Святейший Патриарх Алексий II. А спустя полвека, во время его Патриаршества, в 2000 г. старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Русской православной церкви.

Среди пророчеств старца Серафима есть и о будущих временах, которые, похоже, уже наступают:

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла».

Святейший Патриарх Кирилл на торжествах, посвящённых 60-летию кончины старца Серафима, сказал о нём так: «Судьбоносные события в жизни нашей семьи происходили всегда по благословению Серафима Вырицкого, поэтому память о преподобном всегда хранится в нашей семье. Я всегда молился ему в трудные моменты жизни. Почему преподобный Серафим Вырицкий стал святым? Почему столь многие приходят к его могиле? Потому что он исправлял людей духом кротости».

Иеромонах Серафим Вырицкий (Муравьев, 1865-1949).
[статья из серии по истории пророчеств].

Письмо:
«Не давно на одном православном форуме прочитал:
«Автор: Евгений.
Из пророчеств Серафима Вырицкого:
«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – говорил батюшка, – с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдёт крестный ход в Александро-Невскую Лавру».
Общегородской праздничный крестный ход по Невскому проспекту, учреждённый ещё в 1743 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра I прошёл в Санкт-Петербурге 12 сентября 2013 года. Он ознаменовал начало торжеств, посвящённых 300-летнему юбилею Александро-Невской Лавры.
Утром Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил литургию в Свято-Троицком соборе, после чего общегородской крестный ход прошёл по Невскому проспекту от Казанского собора к площади Александра Невского. Вечером в Митрополичьем саду Лавры прошёл праздничный концерт с фейерверком.
Выходит, скоро начнутся новые гонения на Православие?»

Если в Вашей книге нет, это не значит, что преподобный такого не говорил. Кому это нужно было подделывать и зачем? Я не первый раз встречаю эти слова.
В книге Валерия Филимонова: «Но избави нас от лукавого» 2000-х года этот отрывок приведён со словами о Крестном ходе. Насколько знаю, Валерий Павлович занимался сбором данных о житии преп. Серафима. В любом случае, всё другое из данного отрывка уже сбывается».

Тамара Николаевна, что Вы можете сказать по данному поводу?»

Ответ:
Иногда можно встретить упоминания, что в годы Отечественной войны в период оккупации Вырицы (1941-1944) иеросхимонах Серафим (Муравьёв) повторил подвиг Преподобного Серафима Саровского – тысячу дней и ночей простоял на камне, вымаливая победу.

[Историческая справка:
Серафим Вырицкий (в постриге Варнава, в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949) – иеросхимонах Русской православной церкви, старец и прозорливец.
До революции 1917-го был весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии.
В 1920-ом подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря.
29 октября 1920-го пострижен в монахи с именем Варнава.
11 сентября 1921-го митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи.
В конце 1926-го отец Варнава принимает схиму под именем Серафима (в честь Серафима Саровского) и становится духовником Александро-Невской Лавры.
В 1933-ем переехал в посёлок Вырица, в котором прожил до кончины. К старцу переехала и его бывшая жена, принявшая монашеский подвиг (она скончалась в 1945-ом).
Вскоре к старцу устремился поток богомольцев из Вырицы, северной столицы и других городов для утешения, благословения, совета. C 1935 года семье Муравьёвых помогала на правах домработницы монахиня Иоанна (Вера Шихобалова, 1869-1944).
В конце жизни старцу помогала келейница Серафима].
* * *
Анна Сергеевна Иговская (1907-1994), лично знавшая старца Серафима, прислала мне в 1992-ом году письмом свои короткие «Воспоминания» о нём:
«Отец Серафим Вырицкий был из купеческого звания. Когда пришёл разгром монашествующих города Петрова, в ночь на 18 февраля 1932, он был уже старцем лет семидесяти. В монашество он вступил с супругою, уже имея одного сына. Муж и жена разошлись по монастырям под влиянием и по благословению отца Варнавы Гефсиманского [см. истор. справку].
Имя батюшки Серафима во Святом Крещении было Василий, а в постриге он принял имя Варнавы, в честь своего духовного отца. Супруга его пострижена с именем Христины. Отец Варнава поступил в Александро-Невскую Лавру в Петербурге, а жена его в Новодевичий монастырь в том же городе. Сын их женился, а дочь свою отдал в монастырь под руководство бабушки. Девочка эта была необыкновенной красоты и носила в монастыре форму послушницы с головным убором, принятым в этой обители.
Отец Варнава трудился за свечным ящиком. Когда после убийства митрополита Вениамина в Лавре стали отбирать храмы, чтобы сохранить Собор Св. Троицы, стали в нём служить и зимой. Собор не отапливался. Холод там был ужасный. Свечной ящик располагался близ входных дверей, и отец Варнава на всю остальную жизнь простудился: межреберная невралгия. Он не мог ни стоять, ни лежать, а только полулежа сидеть в кресле. Так он «просидел» 17 лет.
Когда явились к нему в келью арестовывать его, то «взять» его не смогли. Его единственного не забрали в ту ночь из иночествующих. Наутро почитатели спешно увезли его в Вырицу на легковушке. И власть о нём «забыла». Батюшку поместили в частной даче. В верхнем этаже жили две старушки-хозяйки. В нижнем – Батюшка и матушка Христина. Она не попала под арест, так как с тех пор, как отец Варнава заболел, жила в его келье и ухаживала за ним. Её не забрали. И в Вырице она прожила до кончины спокойно.
Когда немцы заняли в первых числах августа 1941 года Вырицу, они тоже не причинили Старцу ни малейшего насилия. В Вырице попала «под немцев» и семья дачников, почитателей Старца. В то время отец Варнава уже давно, с начала болезни, приковавшей его к креслу, принял схиму с именем Серафим. Ни о каком «стоянии» на коленях 1000 суток не могло быть и речи. Это – благочестивая выдумка, но всё же выдумка.
Батюшка отличался прозорливостью и за много лет вперёд говорил своим посетителям их будущее. Знал он и дату окончания войны, и чья будет победа, и говорил об этом многим. Тогда не всем это нравилось, так как кое-кто ожидал от немцев освобождения от «плена вавилонского». Но Батюшка знал волю Божию. Когда закрыли Новодевичий монастырь, внучка Батюшки, Маргарита, вернулась домой. Дальнейшая её судьба неизвестна, но до войны она бывала в Вырице.
Участок вокруг дачи о. Серафима представлял из себя уголок нетронутого соснового леса, и на одной сосне, по указанию Батюшки, был устроен образок Преподобного Серафима. Этот уголок Батюшка называл «Саров» и посетителей посылал обязательно помолиться к этой сосне с образом Преподобного. У Батюшки удалось сохранить также замечательный образ Св. благ. князя Александра Невского с частицей его мощей, которая прежде была в соборе. Когда был открыт храм при Духовной Академии, икону эту из Вырицы перевезли в него, а вслед, когда открылся Лаврский Троицкий собор, её перенесли туда. Теперь она на том возвышении, где мощи Святого благословенного князя.
Пророчеств о судьбе России я не знаю, но лично мне отец Серафим предсказал моё будущее за 23 года до того, как сбылись его пророческие слова. Я ездила к Старцу как к солнышку, среди мрака томления тех лет. Кругом – нетронутый сосновый бор; аромат, тишина, нет многолюдства; как будто время остановилось. Батюшка был ласков, почти нежен и как-то удивительно напоминал Преподобного Серафима. Скончался он в 1949 году. Я была в это время в Якутских лагерях, мне написали о его кончине. Умер он 3 апреля, а хоронили на Благовещенье.
Мать Христина (Ольга Ивановна Муравьева, в девичестве Найдёнова) опочила о Господе схимонахиней Серафимой в 1945 году. Она похоронена в пос. Вырица близ Казанского храма, где служил о Алексий Кабардин, знаменитый тем, что крестил царских детей и был их духовником, за что получил срок, но всё-таки выжил, вышел».

[Историческая справка:
«Варнава Гефсиманский (Меркулов Василий Ильич, 1831-1906), иеромонах, старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиеевой Лавры. Из крепостных крестьян помещика Юшкова, пострижен им в монашество в Выксунской обители. В 1851-ом Василий стал келейником старца Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего в 1857-ом был принят послушником в Гефсиманский скит.
В 1866-ом. пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, на следующий год рукоположен во иеромонаха.
По преданию предсказал гонения и возрождение Русской Церкви в XX-ом веке:
«Преследователи против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение... Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет»].
* * *
Вероятно, ранее эти же «Воспоминания» А.С. Иговской послужили материалом и для журналиста Александра Николаевича Новикова в написании им статьи, посвящённой Василию Николаевичу Муравьеву:
«Батюшка Серафим был из купеческого звания. Когда пришёл разгром монашествующих города Петрова, в ночь на 18 февраля 1932, он был уже старцем шестидесяти шести лет. В монашество вступил с супругою. Муж и жена разошлись по монастырям под влиянием и по благословению отца Варнавы Гефсиманского. Имя о. Серафима во Святом Крещении было Василий, а в постриге он принял имя Варнавы. Супруга его пострижена с именем Христины. Отец Варнава поступил в Александро-Невскую Лавру в Петербурге, а жена его в Новодевичий монастырь в том же городе.
Отец Варнава трудился за свечным ящиком. Когда после убийства митрополита Вениамина в Лавре стали отбирать храмы, чтобы сохранить Собор Св. Троицы, стали в нём служить и зимой. Собор не отапливался. Холод там был ужасный. Свечной ящик располагался близ входных дверей, и о. Варнава на всю остальную жизнь простудился: межреберная невралгия. Он не мог ни стоять, ни лежать, а только полулежа сидеть в кресле. Так он «просидел» 17 лет.
Когда явились к нему в келью арестовывать его, то «взять» его не смогли. Его единственного не забрали в ту ночь из иночествующих. Наутро почитатели спешно увезли его в Вырицу на легковушке. Батюшку поместили в частной даче. В верхнем этаже жили две старушки-хозяйки. В нижнем – Батюшка и м. Христина. Она не попала под арест, так как с тех пор, как о. Варнава заболел, жила в его кельях и ухаживала за ним.
В 1941 году в Вырице он попал «под немцев». В то время о. Варнава принял схиму с именем Серафим. Батюшка отличался прозорливостью и за много лет вперед говорил своим посетителям их будущее. Знал он и дату окончания войны, и чья будет победа, и говорил об этом многим.
Однажды духовный сын задал Старцу вопрос о будущем России.
«Наступит такое время, – ответил тот, – когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придёт антихрист» […]» (А.Н. Новиков «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 1990, № 1, стр. 35).
* * *
«Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе всё живое погибнет, и выберут единое правительство – это будет преддверие воцарения Антихриста. Потом наступят гонения на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из дальневосточных городов, надо спешить, так как многие из тех, кто останутся, погибнут. Многочисленные ереси будут раздирать Россию, и лишь немногие, которые будут пытаться не только по названию быть христианами, а хотя бы уразуметь Святое Евангелие. Для истинно верующих это будет Знамением, не спешите радоваться. За новым якобы расцветом Церкви, скоро последуют новые тяжкие испытания для России. Ибо многочисленные грехи народов её будут свидетельствовать против неё в глазах Господа, и никто из святых не сможет заступиться за неё, ибо велики грехи её […]» (А.Н. Новиков «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», № 2, стр. 56, 1990).
* * *
В дальнейшем А.Н. Новиков, не указывая на источники своей информации, развил «пророческое наследие» старца Серафима Вырицкого:
«Придёт время, когда не гонения безбожников, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и от Церкви, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотиться купола церквей, и сатанинские звёзды уберут с фасадов многих учреждений, а с другой – настанет великое царство лжи, обмана и зла. Истинная Церковь Господа всегда будет гонима, ибо правдиво обличала язвы человеческие, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, не предсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времён, ибо исчезнет всякое понятие морали. То, что будет злом, – люди, начнут называть добром и будут искренно в это верить, а что будет добром, – назовут злом и будут проклинать всякого, делающего добро.
Первые иерархи Церкви выступят не как спасители и целители душ, а как первые гонители истинно верующих. Ради своего, земного благополучия, войдут в сговор с богоборческими властями. Составят списки истинно верующих и передадут эти списки властям. Мы, слава Богу, не доживем до этого злодеяния, не изопьём чашу горького стыда за Церковь, но тогда же из Казанского собора пойдут крёстные ходы в Александро-Невскую Лавру […]
Не верьте не одному слову властей, всюду одно лицемерство. Преследуй лицемерство в себе, изгоняй его из себя, уклоняйся от заражённых им масс, действующих и намеренно, и бессознательно в направлении его, прикрывающих искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
Спрашиваете, чем заняться?
Положитесь на Промысел Божий. Сегодня мы только носим имя христиан, а делами и поступками далеко отстоим от первых учеников Апостолов, со стороны даже жутко смотреть на такое наше нравственное распутство. Не стало ничего святого в России […]
В июле 1918 года богоборцы убили Помазанника Божия и его семью, придёт время они опять захотят повторить свои злодеяния. Кто может им противостать, только Бог. Бог изменял свои определения, объявленные чрез святых пророков, как-то пророчество Ионы о ниневитянах, Илии об Ахаве, Исаии о Езекии. Кто предал себя и всё воле Божией, тому ничего не нужно знать наперед. Господь изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целый народ смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния. Если бы русские, всего мира, все до единого человека в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни для России, дабы даровал всем Господь время на покаяние. Россия была бы спасена. Господь бы их услышал и предотвратил готовящееся злодеяние […]
Никто нас не сможет победить в открытом бою, мы сами куём, друг против друга оковы и истребляем себя на потеху другим. Многие страны ополчатся на Россию, когда она примет последнего русского Царя, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Это война, о которой повествует Священное писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе всё живое погибнет. И тогда выберут единое правительство, это будет воцарение Антихриста […]
Когда Восток наберёт силу, всё станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это, у них работают трезвые и трудолюбивые люди. А у нас такое пьянство […]
Наступит такое время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную её часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, некоторые станут переселяться в Россию, жениться на русских, и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Потом наступит гонение на христиан на Дальнем Востоке, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов Приморья, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся погибнут. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит […]» (А.Н. Новиков «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий», «Русь Державная», № 2, стр. 45-52, 1993).
Примечание под статьёй:
«Старец говорил, что перед концом очень многие будут приезжать в Петербург и Вырицу – это особое, Богом избранное место. Здесь будут открыты три монастыря»

[Историческая справка:
«Русь Державная» – российская ежемесячная газета православно-патриотического направления (выходит с подзаголовком «Православная народная газета»).
В качестве эпиграфа на первой полосе издания стоят слова Серафима Саровского: «…Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе».
Основана в 1993-ем году журналистом газеты «Правда» Андреем Печерским].
* * *
Все дальнейшие публикации пророчеств старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, включая сборник-справочник по Отечественной истории пророчеств «Россия перед Вторым пришествием» (сост. С.В. Фомин, Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993) и книги Валерия Павловича Филимонова «Но избави нас от лукавого» (2000), есть перепечатка отрывков из статей А.Н. Новикова «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)» («Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», № 1-2, 1990) и «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий» («Русь Державная», № 2, 1993).
При чём в первой статье за 1990-ый год, отрывка: «Мы, слава Богу, не доживем до этого злодеяния, не изопьём чашу горького стыда за Церковь, но тогда же из Казанского собора пойдут крёстные ходы в Александро-Невскую Лавру […]», действительно, – нет.
Данный отрывок появился лишь в 1993-ем, уже после распада Советского Союза, когда произошло переименование, и городу на Неве вернули историческое название – Санкт-Петербурга, а «патриотически» настроенные верующие стали требовать возобновления крестных ходов.
Однако можно ли безоговорочно доверять Александру Николаевичу?
К сожалению, нельзя.
Тема реального существования пророчеств тогда так захватила Александра Николаевича, что он опубликовал ещё, по крайней мере, две статьи в 1991-1992 годах, в том числе и «пророчества» Великого Белого Братства. Тема ближайшего будущего, вероятно, была очень востребована, у российской публики, после развала Советского Союза, появился спрос на пророчества, а времени разбираться в их достоверности у журналиста не было.

[Историческая справка:
Великое Белое Братство «ЮСМАЛОС» (более распространённое в СМИ название: Белое братство) – новое религиозное движение эсхатологического направления.
Основано в 1990-1991 годах в Киеве специалистом в области психического воздействия на личность Юрием Кривоноговым и уроженкой Донецка Марией Мамоновой (Цвигун). Лидер организации – Ю.А. Кривоногов, принял ритуальное имя Юоанн Свами (Иоанн Святой, то есть Креститель), М.В. Цвигун – приняла ритуальное имя Мария Дэви Христос, объявив себя Девой Марией. Мамонова также заявляла, что видела Бога и ей поручена особая миссия.
Название организации «Белое Братство» заимствовано из учения Елены Павловны Блаватской. Название «ЮСМАЛОС» представляет аббревиатуру: ЮС – «Юоани Свами», МА – «Марии Деви Христос», ЛОС – логос. Сторонники «Белого братства» проповедовали о явлении на Землю «Матери Мира» Цвигун и скором Страшном суде, датой которого, по настоянию Юрия Кривоногова, было объявлено 24 ноября 1993 года.
В конце 1991 года с резкой критикой «Великого белого братства Юсмалос» выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата. Мария Дэви Христос предаётся анафеме, её объявляют самозванкой.
10 ноября 1993-го в последний день объявленной «Великим белым братством Юсмалос» декады покаяния М. Цвигун и несколько десятков членов Белого братства попытались захватить Софийский собор в Киеве и провести там свой молебен. Попытка захвата была пресечена сотрудниками милиции, Цвигун и Кривоногов были задержаны.
В 1996-ом Цвигун была осуждена на 4 года колонии общего режима, формальный глава секты Иоанн-Пётр Второй – на 5 лет, Кривоногов – на 6 лет. Ещё во время следствия, Цвигун лишила Юрия Кривоногова духовного сана, объявив его предателем, который выполнял свою тёмную роль рядом с ней, подобно той, которую сыграл Иуда, предавший Иисуса Христа. Сам Кривоногов после освобождения в 2000-ом публично признал ошибочность своих «пророчеств» и заявил, что больше не верит в Цвигун как в «Матерь Мира» и «Марию Деви Христос».
В 1997-ом Цвигун выходит на свободу. Она восстанавливает «Великое белое братство Юсмалос».
С 1998 по 2001 годы предпринимались попытки официально зарегистрировать религиозную общину «Великого белого братства Юсмалос» на Украине, но Комитет по делам религии отказал.
С 2006-го Цвигун переносит центр своей деятельности в Москву. Сменила имя и фамилию на «Виктория Преображенская». Под этим именем основала многоуровневое «Космическое полиискусство Третьего тысячелетия», (объединяющее духовную живопись, графику, поэзтю, музыку, танец), создала «Театр мистерий Виктории Преображенской» и «Творческую мастерскую Виктории Преображенской», проводит выставки своих картин, пишет стихи и музыку, издаёт поэтические и литературные сборники].

Таким образом, сами украинские «пророки» из Великого Белого Братства публично признали, ошибочность своих «прорицаний», однако Александр Николаевич успел о них написать.
Поэтому будем надеяться, что исторически точно опубликовав автобиографию старца Серафима Вырицкого (в постриге Варнава, в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949), Александр Николаевич и по части пророчеств не слишком много допустил «благочестивых выдумок», хотя с подвигом в стиле Преподобного Серафима Саровского – тысячу дней и ночей простоять на камне, вымаливая победу, будучи при этом прикованным к коляске, – явно переборщил.
* * *
В дальнейшем к «пророческому наследию» иеросхимонаха Серафима Вырицкого подключились и другие писатели, исповедующие апостасийную роль России:
«Сколько Господь дал благодати России, – какие леса, озёра, реки, недра земли богатые. Но жили и живём мы без Бога, а земля – она мать, она хлеб даёт и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Дать людям земля в России, значит, дать им свободу. Можно и накормить всех и всё устроить, но врагам это невыгодно – им страшна Россия свободная, возрождённая. И всё же Россия будет жить от своей земли […]
Сейчас будет мир, но только по форме, а не в реальности. Бедствия тогда будут такими же, как во время войны. И выльет на них Господь дух обмана, и захотят они того, чего не нужно, и не захотят того, что им действительно нужно. Снова колокольный звон пойдёт по России и двуглавый орел вернётся на башни Кремля, а в Вырице будет основан монастырь. Богоборцы потеряют власть, но за наши грехи Россию разделят. Не будут они более любить этот мир, что вокруг нас, это несравненное творение Господне. Но это ещё не конец, Господь ещё раз пошлёт для нас испытания. Поймём ли мы его? Пойдём ли путями его? Господь силён восстановить делателей, если мы будем просить. Давайте же молиться и просить – и тогда из камней восстановит Господь избранников Своих […]
Спасение миру – от России, а Петербург станет духовным центром страны. Ещё будут великие события в России, – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь […]
Наступят времена…, когда развращение и упадок нравов молодых достигнет последних пределов. Почти не останется нерастлённых. Они будут считать, что им всё дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании, банды, будут воровать, развратничать. Но наступит время, когда будет глас Божий, когда поймёт молодёжь, что так жить дальше невозможно, – и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую тягу к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроют монастыри, церкви будут полны верующих – и большинство их будет молодёжь…
То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя всё последним светом, так и жизнь Церкви, перед самым её концом она вспыхнет ярким светом Божественной благодати. И это время близко […]» (протоиерей Василий Швец «Воспоминания о Вырице и о старце Серафиме», «Православная Русь», № 8, стр. 7-8, 1993).

[Историческая справка:
«Православная Русь» – газета Русской православной церкви заграницей. С 1928-го по 1934-ый годы выходила как еженедельная церковно-общественная газета «Православная Карпатская Русь», ответственным редактором был Всеволод Владимирович Коломацкий. Распространялась в 48 государствах.
С 1935-го газета стала издаваться под название «Православная Русь» под редакцией инока Алексея (Дехтерёва). Редакцией были поставлены следующие цели: укрепление православного церковного самосознания русских эмигрантов, повествование о духовных сокровищах православной веры, осведомление читателей о церковной жизни Русского Зарубежья, борьба с воинствующим безбожием, отстаивание общецерковного объединения всего Русского Зарубежья.
Последний номер «Православной Руси» словацкого периода вышел в Братиславе 22 октября 1944 года.
После переезда большей части братии Свято-Троицкого монастыря преподобного Иова Почаевского в Джорданвилль, печатание журнала возобновляется там. Первый номер вышел в США 31 января 1947 года. В 1949 году в Джорданвилль прибыл священник Кирилл Зайцев, впоследствии архимандрит Константин, возглавивший редакцию «Православной Руси». Он руководил изданием в течение 30 лет.
С 1988 по 2001 год возглавлял редакцию издательства «Православной Руси» преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии А.В. Псарев].
* * *
«Есть на земле силы, которые ненавидят Русь. Блаженную Русь, принявшую во младенчестве своём юродство креста, сохранившую в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущие его в сердце истинный свет миру. Эти силы ненавидят Святую Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего, искала Царства Божия и правды его и находилась в живом общении с небом. В России Небо было неотделимо от земли. Человек Руси Святой всегда знал, что главной целью для него было стяжание небесных благ. И этого человека злые силы будут уничтожать в России, отводя его от Бога. А затем успокоятся, решив, что с Россией покончено. Но Россия, опираясь на святые истины православной веры, возродится. Найдутся подвижники, которые выступят на брань против начальств, против властей, против духов злобы поднебесных […]
Помнится, как Батюшка сказал мне: «Посмотри в окно».
Я подошел к окну – там деревья, за ними дома виднеются. И вдруг все как будто расплылось – и открылся вид на Финский залив, воды которого были заполнены множеством кораблей с разноцветными флагами.
«Что видишь?»
«Корабли, батюшка, много кораблей на Финском заливе».
«А сколько их?»
«Да разве возможно сосчитать?»
«Тысяча шестьсот. Наступит время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри. На таких кораблях прибудут в Россию язычники, неверующие, чтобы принять крещение. Ибо через Россию будет сиять свет миру. Многие приедут, чтобы помолиться, полюбоваться на Русскую землю, прикоснуться к ее святыням – и все это сбудется. И такая благодать будет дарована, что люди станут обращаться к Богу, и сердца их откроются, и ум просветится – и все это дар Господа. Но это ненадолго – лет на пятнадцать, потом придёт антихрист […]» (протоиерей Василий Швец, «Воспоминания о Вырице и о старце Серафиме», «Русь Державная», № 6, 1994).

К сожалению, протоиерей Василий Швец не поделился теми источниками, из которых он черпал свою информацию о «пророческих словах» старца Серафима Вырицкого.
Не будем забывать, что сохранение пророчеств никогда не входило в обязанность православных священников. Первые усилия в этом отношении стали предприниматься только после 1884 года со стороны Высшей церковной власти в виде периодически появлявшихся инструкций «О собирании и должном хранении на местах в епархиальных архивах прорицаний блаженных мужей и женок» (1884, 1888, 1896, 1902 гг.). Но практически ими мало руководствовались в повседневной жизни, так как сами «обстоятельства времени» и условия церковной жизни тех дней неизменно сводили на нет все эти «благие начинания» Церковного руководства.
С 1917 года ситуация вообще резко изменилась.
Известно, что многие (если не все) преосвященные епископы, после 1920 года, наученные горьким опытом административной деятельности, сознательно, «страха ради» перед ВЧК и ГПУ, систематически предавали уничтожению все поступавшие в их руки бумаги, коль скоро в них миновала практическая надобность, а также каждый, согласно «своему усмотрению», «чистил» архивы «на всякий случай».
Поэтому сохранение пророчеств осуществлялось лишь благодаря остроумной практики русского народа (и это следует особо отметить и подчеркнуть). Раз нельзя было открыто печатать, то пророчества распространялись среди населения в копиях или в списках по линии Самиздата. Это мероприятие, возникшее стихийно, как замена полнейшего отсутствия вообще какой бы то ни было печати, немало помогло проникновению в широкие круги верующих основных пророчеств.
Правда, и это тоже следует отметить, иногда с некоторым количеством «дописок», или как написала Анна Сергеевна Иговская (1907-1994):
«В то время отец Варнава уже давно, с начала болезни, приковавшей его к креслу, принял схиму с именем Серафим. Ни о каком «стоянии» на коленях 1000 суток не могло быть и речи. Это – благочестивая выдумка, но всё же выдумка».

Поэтому и фраза иеросхимонаха Серафима Вырицкого: «Мы, слава Богу, не доживем до этого злодеяния, не изопьём чашу горького стыда за Церковь, но тогда же из Казанского собора пойдут крёстные ходы в Александро-Невскую Лавру» – это тоже, скорее всего, благочестивая выдумка, ибо в первой статье журналиста А.Н. Новикова «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)» («Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 1990, № 1, стр. 35) – её нет. Данная фраза появилась в тексте только в 1993 году из-за «благочестивого намерения» усилить «пророческую» часть текста.
* * *

О точном предсказании судьбы России отцом Серафимом Вырицким красноречиво говорят многие живые свидетельства. Пророчество старцем в 1927 году патриаршего служения Алексию I (Симанскому) и предвестье победы нашего оружия в грядущей Великой Отечественной войне ныне стали неоспоримыми фактами.

Жизнь подвижника Серафима Вырицкого - целая эпоха для государства. Несколько десятилетий на глазах старца происходили значимые события, находившие живой отклик в его чистом сердце. В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на полное уничтожение, отец Серафим говорил о ее грядущем возрождении. Сбылись его пророчества о возобновлении запрещённого тогда колокольного звона, об открытии разорённых храмов и святых обителей - Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Александро-Невской Лавры, Дивеева монастыря и многих других. Предрекая восстановление Лавры в Санкт-Петербурге, старец говорил о том, что вначале государство вернёт Церкви Свято-Троицкий собор, а затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Он также предвидел основание монастыря в Вырице и переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Смотря далеко в будущее, отец Серафим сообщал, что придет время, когда в российских городах станут работать православные радиостанции, и в их передачах открыто зазвучат молитвы и церковные песнопения. Однако далеко не все виделось отцу Серафиму в радужных тонах. «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, - говорил он. - И тогда погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, люди будут золотить купола и воздвигать кресты, а с другой - настанет царство зла и обмана. Истинная Церковь всегда будет гонима. Преследования примут самый изощрённый, непредсказуемый характер».
В ряде предсказаний Вырицкого звучат весьма тревожные мотивы: «Если русский народ не придёт к покаянию, то брат вновь восстанет на брата. Наступит время, когда Россию сначала поделят, а потом начнут грабить ее богатства. Запад всячески поспособствует разрушению России и отдаст до времени её восточную часть Китаю. Дальний Восток приберут к рукам японцы, а Сибирь - китайцы, которые переселятся в Россию, женятся на русских и, в конце концов, хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит». Господь одаривал отца Серафима многими благодатными откровениями, среди которых «Россия - хранительница святой Православной веры», или «Человек Руси Святой всегда знал, в чём состоит вечный смысл жизни, и главной целью было для него стяжание небесных благ». Несколько важных предсказаний отца Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского. «Это было сразу после войны, - рассказывает она. - Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало - война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах...» А старец на это ответил: «Нет, это ещё не всё. Ещё будет страху больше, чем было. Вы ещё встретите это. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (Эти слова он повторил трижды). Но кто жив останется - какая будет у того хорошая жизнь...» После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: «Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу, хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние...»
Отец Серафим видел в молитве бесценное средство для стяжания душевного мира и спасения: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной». Преподобный Серафим Вырицкий прошёл свой земной путь, твердо зная, что вне Православия нет спасения, нет воскресения и бессмертия. «Только Бога никогда не забывайте! Храните святые истины православной веры, всем сердцем возлюбите Господа нашего Иисуса Христа!» - часто слышали ближние эти слова из уст старца. Он был глубоко убежден в том, что человек должен готовить себя к Вечности. После того, как душа разлучится с телом, знания и опыт всей предыдущей её жизни превратятся в ничто. Ценное и важное на земле окажется совсем не значащим. Единственный земной опыт, который понадобится человеку в будущей жизни - это опыт познания Христа как святой и Божественной Истины. При этом старец Серафим настоятельно советовал всем подвизающимся ни в коем случае не принимать никаких явлений и гласов из потустороннего мира. Только святые с помощью благодати Божией способны отличать светлых ангелов от демонов. «Плотские, грешные человеки недостойны видеть ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого», - назидал ближних батюшка Серафим. Житие преподобного старца предстаёт дивным образом спасения в столь непростое для русского народа время. Долгие годы шёл подвижник путем незаметного, будничного подвига, освящая каждый свой шаг благословением и молитвой. Это ежедневный подвиг деятельного покаяния, поста и молитвы, подвиг реальных и посильных дел, совершаемых во имя любви к ближним. Это тихое, но твердое стояние в вере, которое требует большего мужества, чем сиюминутное горячение и самые громкие выкрики о патриотизме.