Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира В каком турецком городе расположен храм артемиды

Недалеко от берега Эгейского моря располагаются руины Сарды – античного города, бывшего в свое время столицей Лидии. На сегодняшний день в этом районе ученые-археологи активно проводят раскопки. Пока что точную дату основания города Сард они назвать не могут – никаких сведений об этом еще не было обнаружено.

Известно только, что столицей Лидии город Сард был примерно в 680-547 годах до нашей эры. Среди наиболее известных правителей Лидии вспоминается в первую очередь царь Крез, правивший в ней в 563-546 годах до нашей эры. Он оставил свой заметный след в истории не только благодаря своему несметному богатству, но еще так же и тем, что именно он дал приказ о чеканке первых монет в Лидии. Старинная легенда гласит о том, наличие в реке Пактоле (на ней стоял город Сард в те времена) золотой пыли, можно объяснить тем, что когда-то очень-очень давно мифический царь Мидас омывал в ней свои ладони.

Даже несметное богатство не смогло спасти царя Креза. Его участь была весьма печальна – во время покорения Сарда войсками Кира IIцаря Лидии Креза заживо сожгли на костре. В 334 году до нашей эры город Сард был завоеван войсками Александра Македонского, затем его покорили римляне. Именно во время их правления Сарды обрели наконец-то статус метрополии. На протяжении долгих веков город Сард всегда оставался очень важным торговым и культурным центром.

Как правило в Сарды едут, чтобы посмотреть руины храма Артемиды (Temple of Artemis in Sardis) - крупнейшего античного святилища в Малой Азии. Он был похож на знаменитое «чудо света» - который больше известен широкой публике. Его подобие в редко посещаемых Сардах можно узреть и сейчас, пусть не целиком, но хотя бы в виде очень внушительных руин.

На самом деле, оба храма, что в Эфесе, что в Сардах, первоначально предназначались для анатолийской богини Кибелы, и только под влиянием греков эти святилища посвятили греческой Артемиде, а в Сардах пошли еще дальше и переформатировали храм в место поклонения римскому императору Антонинину Пию (138-161 гг.) и его жене.

Кибела была главным фригийским божеством, поэтому популярность ее культа в Лидии и Ионии (в Эфесе) свидетельствовала о распространении фригийской культуры по всей Малой Азии. Или, можно предположить, что изначально общеанатолийский культ Великой Матери проявлял себя схоже во всей западной Малой Азии.

Фото 3.

Служение Великой Матери требовало от ее жрецов больших жертв - они все были скопцами-евнухами. Часто жрецы Кибелы лишали себя мужских принадлежностей даже самостоятельно, но большинство становилось евнухами еще в молодости. Евнухи на Востоке почти повсеместно занимали важное положение в обществе и число их было велико, они ведали не только религией, но зачастую, и администрированием.

Культ Кибелы требовал оргиастических обрядов, в которых участвовали не только скопцы, но и женщины - храмовые проститутки, количество которых тоже было весьма значительно, «священная проституция» приносила храмам существенные доходы. О числе проституток в Сардах и их финансовых возможностях, косвенным образом, свидетельствует размер погребального кургана лидийского царя Алиатта (рассказ о нем будет позже) - это самый большой курган на земном шаре, его высота 70 м., а диаметр 355 м. По свидетельству Геродота этот курган был создан стараниями проституток города Сарды, греки называли его - курганом разврата. Хотя, известно, что они могли и привирать, так всегда недолюбливали лидийцев.

Фото 4.

После завоевания Малой Азии Александром Македонским в 4 в. до н.э. на месте храма фригийской богини был возведен более крупный храм в греческом стиле. Это был классический античный периптер. Анатолийская Кибела превратилась в Артемиду, правда, есть все основания полагать, что суть богослужений в храме мало изменилась, так как культ Артемиды - богини охоты и плодородия, был схож с культом Матери Богов, поэтому можно предположить, что в новом храме проводились те же «таинства», что и в храме времен лидийских царей.

Храм Артемиды в Сардах стал одним их самых больших античных храмов, его длина - 100 м., он в 1,5 раза больше афинского Парфенона. Строили его очень долго, начало храма положил кто-то из Селевкидов, а потом столетиями стройка продолжалась. В 17 г. н.э. храм, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения, возможно римлянам, тогдашним властителям Сард, пришлось его полностью перестраивать. Тем более храм предназначался для возвеличивания уже культа римских императоров, археологи нашли здесь две колоссальные статуи - императора Антонина Пия и его жены Фаустины (2 в. н.э.).

Фото 5.

Интересно то, что все подобные святилища Артемиды в Малой Азии строились вне крепостных стен города и своих собственных оборонительных стен тоже не имели. При этом эти заведения были фантастически богаты и просто ломились от золота и ценных даров - и никакой защиты.

Этот невероятный факт может свидетельствовать сразу о нескольких вещах, во-первых, что древние, действительно, свято верили, что Великая Богиня в состоянии сама защитить свои храмы, и кстати, не только само помещение с его богатствами, например, известно, что подобный храм Артемиды в Эфесе служил убежищем для всякого рода гонимых людей: должников, беглых рабов - любой безоружный человек получал на территории храма неприкосновенность.

А во-вторых, из подобного положения вещей вытекал еще один важный факт - так как сейчас мы все рационалисты и во всесильную богиню не очень верим, но и считать древних простаками весьма неправильно, можно предположить, что, действительно, существовали некие факторы, защищавшие богатства подобных храмов и не только их. Скорее всего, условия жизни древних греков и лидийцев были таковы, что защищаться им было банально не от кого…Все были свои - и лидийцы, и греки имели схожие верования, и в чем-то схожую культуру, и эта ситуация длилась весьма продолжительное время, кстати, подобные храмы были известны и в самой Греции, например, знаменитое святилище в Олимпии первоначально тоже не имело крепостных стен.

Фото 6.

Здесь можно прийти к выводу, что великая античная, преимущественно греческая, цивилизация рождалась в сравнительно безопасных условиях, и это возможно был важнейший фактор ее существования - без безопасности не было бы и античных полисов, демократии, и всей Европы, такой какой мы ее знаем.

Хотя случались и исключения, которые только подтверждают базовый вывод. В 7 в. до н.э. запад Малой Азии подвергся массированным набегам киммерийцев - гостей из мрачных восточных глубин, которые уничтожили и храм Артемиды в Эфесе, и взяли приступом Сарды, скорее всего здешний храм Кибелы тоже пострадал, и натворили еще много неприятных дел - так что греки запомнили их, как выходцев из адских пучин, и впоследствии, изображали киммерийцев как жутких стражей ада, живущих на далеком севере. Этот пример хорошо демонстрирует, как всего несколько военных походов «варваров» могут разрушить хрупкое местное культурное равновесие…

Фото 7.

В 4-5 вв. рядом с храмом была построена византийская церковь, это говорит о том, что само античное здание не использовалось христианами, и было заброшено. Во всяком случае потребности в таком огромном сооружении уже не было, в византийское время Сарды потеряли свое былое великолепие.

При этом, для ранних христиан Сарды имели важное значение, не зря этот город упоминается в Откровении Иоанна Богослова:
«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»
И далее:
«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.»

Библейское определение Сардиса - «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», действительно, очень точно характеризовало состояние города в начале н.э.

Когда храм был обнаружен европейскими путешественниками, над поверхностью земли возвышались только эти две колоны, все его руины были занесены землей, сошедшей с горы акрополя.

Фото 8.

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера (рис. 243; табл. 101). Его размеры по стилобату составляют 48,5 x 104,0 м. При перестройке храма около 325 года до н. э., после пожара, была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V века до н. э. В римскую эпоху он также претерпел небольшие изменения. Храм имел 8 x 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасаду. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего лишь на один интерколумний (рис. 243).

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия (рис. 244). Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (табл. 104, фиг. 3). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы (рис. 245).

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени, позволяет проследить некоторое изменение ордера. Так, показательно сравнение баз колонн этого храма, относящихся к V и IV векам до н.э., а также сопоставление их с базами других ионических храмов (рис. 246-247 а, б, в).

Фото 9.

Первые раскопки в Сардах были начаты в 1910 профессором Г.Батлером – главой экспедиции, организованной по инициативе Д.Робинсона. Работы проводились в течение нескольких раскопочных сезонов, в том числе пятого в 1914 и шестого в 1922. Основным объектом исследования явился большой ионический псевдопериптерный храм Артемиды, две ионические колонны которого возвышались над землей на 9 м. Строительство храма было начато в 4 в. на месте более ранних сооружений, разрушенных в 546. Храм имел по восемь колонн с торцов и по двадцать по боковым сторонам и глубокие портики. Две колонны восточного портика высотой в 18 м сохранились целиком, а еще тринадцать – на половину первоначальной высоты. Две колонны имеют базы, скорее всего в подражание эфесским. Одна капитель и одна база находятся сейчас в музее Метрополитен, где хранятся также несколько лидийских ваз, терракотовые маски и скульптуры, расписные терракотовые архитектурные плиты с отлитыми в форме рельефами, черепицы перекрытия и несколько лидийских надписей. Лидийцы первыми изобрели рифму. Двуязычная надпись – по-лидийски и по-гречески – свидетельствует, что имя «Бахус» – лидийского происхождения. Удалось выявить много лидийских слов, но полностью лидийские тексты до сих пор не прочитаны.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото которого сегодня изображают всего несколько колонн, по праву считается одним из чудес античного мира.


По легенде, Артемида - сестра-близнец Аполлона - заботилась о животных и растениях, опекала домашний скот и диких зверей, могла вызвать рост деревьев, цветов и кустарников. Не обделяла она своим вниманием и людей, давая им счастье в семье и благословение на рождение детей. Женщины часто приносили ей жертвы как покровительнице продолжения рода.

Первый храм Артемиды был построен в шестом столетии до нашей эры в греческом городке Эфес, который в настоящее время является турецкой провинцией Измир. В середине четвертого века до н.э. он был сожжен Геростратом, затем восстановлен и снова разрушен готскими варварами.

Храм Артемиды стоял на месте находившегося в этой области святилища карийской богини, покровительницы плодородия. Средства на его строительство были пожертвованы знаменитым лидийским богачом царем Крезом, надписи которого до сих пор сохранились на базах колонн, а проект, как пишет Страбон, был разработан архитектором Херсифроном из Кносса. При нем была установлена коллонада и возведены стены, а когда он скончался, строительство продолжил его сын, а после - зодчие Деметрей и Пеоний.

Огромный белокаменный храм Артемиды вызывал восхищение и удивление. Точных сведений о том, каким именно образом он был украшен внутри, до нас не дошло. Известно лишь, что скульптурным убранством одного из чудес Древнего мира занимались лучшие мастера, а сама статуя богини была создана из слоновой кости и золота.

Это священное место использовалось не только для проведения религиозных служб и церемоний, оно почти сразу же стало деловым и финансовым центром Поскольку им управляла коллегия только из жрецов, он был практически независимым от городской власти.

В 356 году до н.э., в ночь, когда родился Александр Македонский, тщеславный Герострат, желая прославиться, поджег этот великолепный храм. Однако к началу третьего до нашей эры века храм Артемиды был полностью восстановлен и получил прежний вид. Деньги на реконструкцию были выделены Александром Македонским, а проводил работы архитектор Хейнократ, который на этот раз поднял здание на еще более высокое основание. Размеры храма были внушительными: 51 метр в ширину и 105 - в длину. Крышу поддерживало 127 колонн в восемь рядов.

Храм фото которого, к сожалению, сегодня изображают только одну восстановленную колонну, внутри украшали статуи и рельефы Скопаса и Праксителя. Эфесцы, в благодарность заказали его портрет, который изображал великого полководца подобно Зевсу - с молнией в руке.

А в середине третьего столетия святилище Артемиды разрушили готы. Позже на его месте была построена небольшая церквушка, которая тоже была снесена.

Облицовочные были разграблены, крышу разобрали, вскоре колонны начали падать из-за нарушения единства конструкции. Падающие каменные блоки со временем засосало болото, на котором был построен храм Артемиды. А несколько десятков лет спустя то место, на котором стояло одно из лучших архитектурных произведений Ионии, было даже забыто.

Долгие годы понадобились английскому исследователю Вуду для того, чтобы найти хоть какие-то следы храма, и в 1869-м ему, наконец, повезло. Работы по вскрытию фундамента храма были закончены только в прошлом веке, и в это же время были найдены и следы колонн самого первого варианта, сожженного Геростратом.

Территория Древней Греции почти совпадает с границами современного государства, но некоторые части теперь отошли другим странам. Так произошло с Эфесом, теперь он принадлежит Турции. Древний город был заложен на берегу Эгейского моря, постепенно оно мелело, унося с собой былую славу и процветание. Но на пике расцвета в городе возвели храм, равного которому по величине и красоте еще никто не видел. Позже всемирную известность принесли археологические раскопки, при которых обнаружились многочисленные руины древних построек. Храм Артемиды в Эфесе ученые опознали по единственной уцелевшей колонне.

История храма полна величественных и трагичных событий. Об облике сооружения можно судить только по реконструкции на основе найденного фундамента и нескольким мелким фрагментам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить много интересных фактов об одном из 7 чудес света.

Великий храм Античного мира

Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.

Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него - зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой - 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Следует знать! Статуя удивительной красоты стала еще одной причиной того, что храм Артемиды в Эфесе причислен к семи чудесам света.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн - Скопас;
  • украшение алтарной части - Пракситель;
  • росписи и фрески - Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света - им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Важно! Жрецы давали на территории храма неприкосновенность при условии, что человек пришел без оружия.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом - молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Храм Артемиды Эфесской – это третье чудо света. Возможно, некоторые не сразу поймут, что было удивительного в этом сооружении. Но мы приведем некоторые интересные факты, которые позволят вам дать объективную оценку одному из семи чудес света. К слову сказать, в самом названии скрывается происхождение знаменитого храма – это древнегреческий город Эфес.

Если бы он существовал до наших дней, то вам бы пришлось отправиться в , в город Сельчук, провинции Измир, чтобы посмотреть на него своими глазами. Но мы вынуждены довольствоваться только фотографиями реконструкций и инженерных моделей храма Артемиды Эфесской.

Сразу отметим, что на месте архитектурного сооружения, где появилось одно из , существовало два храма. В VI веке до н. э., там был построен уникальный, вошедший в летописи культовый центр. Однако его предал огню человек, решивший таким образом прославиться. Знаете ли вы, кто сжег Храм Артемиды Эфесской? Имя этого грека – Герострат.

Как известно, в 356 году до н. э., родился . Считается, что именно тогда безумный грек совершил свое злодеяние. Власти города решили предать забвению его имя, однако оно, все же, вошло в историю.

После этого здание было восстановлено в прежнем виде, при помощи средств, выделенных самим . В благодарность, жители Эфеса за огромную сумму денег заказали портрет полководца, чтобы повесить картину в одном из внутренних помещений храма.

Размеры третьего чуда света — храма Артемиды Эфесской, были такими. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах.

Остались сведения о том, что при открытии храма Артемиды, горожане пришли в неописуемый восторг. Это и не мудрено, ведь над отделкой этого чуда света работали лучшие скульпторы, художники и мастера античного мира. Статуя Артемиды Эфесской состояла из золота и слоновой кости.

Не стоит думать, что описываемый объект имел исключительно религиозное назначение. На самом деле, храм представлял собой крупнейший экономический, деловой и культурный греческий центр в Эфесе.

В середине 263 года культовое сооружение было разграблено готами. В конце четвертого века нашей эры, когда языческие религии были запрещены, на месте храма построили христианскую церковь. Однако и она через некоторое время была разрушена. Вряд ли бы мы что-то знали о месте былой греческой славы, если бы не титанический труд английского археолога Джона Вуда.

В 1869 году ему удалось найти следы одного из семи чудес света — Храма Артемиды Эфесской. Несмотря на множество проблем, и болотистой местности на территории раскопок, Вуду удалось найти останки некогда величественной постройки. К сожалению, мало что сохранилось, и сегодня вы можете увидеть единственную, восстановленную колонну, гордо стоящую на месте Храма Артемиды.

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.

По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход. Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма. Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей.

Святилище Артемиды на месте будущего храма впервые появилось ещё в VIII веке до нашей эры, а строительство большого храма началось в первой половине VI века до н. э. и продолжалось около столетия.

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.

Модель храма Артемиды Эфесской в Турции в парке Миниатюрк. Фото: wikipedia.org

Помимо всего прочего, храм Артемиды Эфесской совмещал функции культового и финансово-делового учреждения. Здесь заключались крупные сделки, велись деловые переговоры, решались «споры хозяйствующих субъектов».

Поджигатель признался под пытками

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Но, видимо, июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида куда-то отлучилась…

Многогрудая Артемида Эфесская. Фото: wikipedia.org

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.

Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Пиар-кампания Виктора Максима

В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Здесь был Македонский

Что до самого храма, то жители Эфеса бросили все силы на его восстановление. Спустя полвека храм Артемиды Эфесской снова принимал паломников, став лучше прежнего.

На сей раз одним из «спонсоров» строительства стал легендарный завоеватель Александр Македонский. Кстати, по преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины. Источник иллюстрации: wikipedia.org

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Правда, некоторые историки полагают, что это относится лишь к восстановленному храму, а сожжённое Геростратом святилище было не в пример скромнее. Кое-кто и вовсе высказывает крамольную мысль — поджог, организованный Геростратом, оказал Эфесу услугу, избавив от старого и отжившего своё храма и позволив освободить площадку для нового строительства.

Восстановленный храм Артемиды Эфесской благополучно простоял до 263 года нашей эры, когда он был разграблен готами. Тем не менее храм просуществовал до конца IV века и был закрыт в рамках борьбы императора Феодосия с язычеством. Место храма Артемиды в Эфесе заняла христианская церковь, которая затем также подверглась разрушению.

Слава Герострата оказался прочнее

Затем произошла достаточно типичная для всех времён и народов история — местные жители принялись разбирать стены некогда великого храма на стройматериалы. Так потомки тех, кто пытался предать забвению Герострата, предали забвению Артемиду вместе с её святилищем.

Вид на руины храма Артемиды Эфесской. Фото: wikipedia.org

Прошли столетия. Храм, построенный в болотистой местности, полностью исчез. Лишь во второй половине XIX века археологам удалось в буквальном смысле докопаться до жемчужины античного мира, установив точно место расположения храма. Ещё спустя несколько десятилетий археологи сумели полностью вскрыть покрытый слоем земли фундамент храма Артемиды Эфесской.

Впрочем, как ни крути, одно из семи чудес древности сегодня помнят гораздо хуже, чем имя того, кто его поджёг.