Мировая религия которая не является монотеистической. Монотеистические религии Понятие «монотеистическая религия

Монотеи́зм (букв. «единобожие» - от греч. μόνος , «один» и греч. θεός , «Бог») - религиозное представление и учение о Едином Боге , который персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм противопоставляется языческому многобожию, политеизму) и пантеизму. .

К монотеистическим религиям относятся Авраамические религии - иудаизм , ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его единство). .

Истоки монотеизма

Библейский монотеизм, легший в основу иудаизма , а впоследствии - также в основу христианства и ислама , зародился в политеистической религиозной атмосфере Ближнего Востока и, по-видимому, первоначально развился из генотеизма - веры в главенство одного из богов и монолатрии - поклонения одному богу, что не исключало существования и других богов (см. Авраам , Патриархи).

После революционного перелома в результате реформаторской деятельности Моисея монотеизм постепенно принимает более утонченную и возвышенную форму, продолжая, однако, оставаться уникальной религиозной верой, в отличие от рационалистических монотеистических концепций, выдвигавшихся в греческой философии (см. также Деисты).

Хотя под влиянием греческой философии в иудаизме сформировались философско-теологические течения (см. Философия), Иехуда hа-Леви еще за несколько столетий до Б. Паскаля указывал на пропасть между богом философов и живой верой в Бога Израиля. Фундаментальные принципы еврейского монотеизма, окончательно сформировавшегося в начале эпохи Второго храма , - абсолютное бытие Бога, полностью исключающее существование какого-либо иного, качественно близкого Ему бытия; трансцендентность Бога по отношению к миру; абсолютная суверенность и свобода воли Бога и отсутствие каких-либо ограничений Его могущества; личностность Бога; невозможность описания бытия и сущности Бога в терминах материального существования; открытие Богом Себя в человеческой истории; избрание еврейского народа Богом и Его Завет с ним; Божественное провидение, проистекающее из Его абсолютной власти над природой и историей; предоставление Богом человеку свободы выбора и неограниченной возможности обращения к Богу (подробнее см. Бог , Библия , Иудаизм).

Происхождение монотеизма

Согласно распространённому в науке мнению,Бертран Рассел, «История западной философии» Книга Вторая, Часть Первая, Глава I на сайте PSYLIB религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии , а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения . Однако традиционная точка зрения отвергает этот подход и считает монотеизм исходной позицией иудаизма.

Однако в любом случае в истории человечества монотеизм впервые был провозглашен в иудаизме . Все другие виды современных монотеистических религий (христианство , ислам , а также произошедшие из него друзы и бахаи) заимствовали свои монотеистические концепции из иудаизма.

Монотеизм в древнем Израиле

Мнения ученых о времени, когда монотеизм окончательно восторжествовал в Древнем Израиле, расходятся. Некоторые исследователи полагают, что политеизм исчез после монотеистической реформы Моисея, и проявления политеизма в Израиле и Иудее были пережиточными. Однако большинство придерживается точки зрения, согласно которой язычество было искоренено реформами Иошияху в конце эпохи Первого храма. Однако сторонники обеих точек зрения согласны в том, что политеистические пережитки были окончательно изжиты после возвращения еврейского народа из пленения вавилонского (см. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Эзра и Нехемия; см. также Исход).

Монотеизм в библейский период

В самой сущности библейского монотеизма кроется ряд противоречий. Бог - творец и владыка Вселенной, наделенный высшим моральным совершенством; человек, созданный по образу и подобию Бога, должен прилагать все силы для того, чтобы уподобиться Ему в нравственном отношении. Отсюда проистекает постоянное стремление к равновесию между культовым ритуалом и нравственным поведением. В библейскую эпоху это равновесие зачастую оказывалось неустойчивым.

В 8 в. до н. э. напряженность между ритуальной и нравственной сторонами иудаизма вылилась в открытый конфликт, когда израильские пророки (см. Пророки и пророчество) провозгласили примат нравственной стороны веры над ее культовой стороной. Литературные памятники, относящиеся ко времени реформы Иошияху, отражают попытку найти желаемое равновесие (см. Второзаконие).

В целом такое равновесие было найдено, однако на протяжении всей эпохи Второго храма не исчезала напряженность между нравственной и культовой сторонами иудаизма. Эта напряженность нашла свое выражение в борьбе между сложившимися в иудаизме религиозно-идейными течениями фарисеев , саддукеев и ессеев (см. также Мёртвого моря свитки , Иисус). Эта борьба завершилась лишь с окончательной победой фарисеев после разрушения Второго храма. Однако и в последующие периоды монотеизм подвергался различным интерпретациям в философских и мистических течениях - как периферийных, так и занявших центральное место в еврейской религиозной мысли, - несмотря на свои существенные отличия от основного русла талмудического (см. Талмуд) иудаизма (см. Каббала).

Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека

Монотеизм включает в себя не только понятие о "единстве Бога", но и представление о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

На представлении о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию базируется понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, в котором Бог требует от человека достойного и нравственного поведения ("этический монотеизм").

Приближение к монотеизму в других древних религиях

Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом.

Существует также версия, что первым монотеистом был египетский фараон Эхнатон (1364-1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога - Атона. Однако весьма возможно, что (1) Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм от него, (2) монотеизм Эхнатона не предполагал "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не содержал тех элементов, которые дали возможность еврейскому монотеизму в наибольшей степени повлиять на человечество.

Влияние еврейского монотеизма на формирование мировых религий

Еврейский монотеизм сыграл определяющую роль в формировании христианской и мусульманской теологии и культа, а также в отношениях этих религий к евреям.

Обожествление Иисуса, трактуемого в христианстве как одна из ипостасей Бога, воспринималось иудаизмом как отход от монотеизма в направлении политеизма или синкретизма, что вызвало острую враждебность между еврейством и христианским миром. Тем не менее, еврейская монотеистическая концепция наложила глубокий отпечаток на европейскую цивилизацию как в религиозной, так и в других сферах.

Несовместимые на первый взгляд идеи Божественного провидения и дарованной человеку Богом свободы воли и выбора, концепция воздаяния и общечеловеческого искупления определили новое отношение между человеческой личностью и природой и Богом, что послужило стимулом к творчеству во всех областях - в философии, искусстве, науке, обществе.

В отличие от пантеистического взгляда на человеческую судьбу как предопределенную роком или зависящую от произвола богов и статической концепции человеческого общества, еврейский монотеизм привнес принципиально новую идею полной реализации индивида в рамках его союза (см. Завет) с Богом, налагающего обязанности на обе стороны, и взгляд на человеческую историю как на целенаправленный динамический процесс, в котором, как и в основополагающей книге иудаизма - Пятикнижии , - нормативом служит не прошлое или настоящее, а будущее (см. Мессия , Эсхатология).

Взгляд, распространенный и продолжающий распространяться во многих цивилизациях современного мира, согласно которому совершенство человеческого рода - не утопия, а достижимый идеал, это в значительной степени результат прямого или косвенного влияния еврейского монотеизма.

Являлся ли монотеизм естественной древней религией человечества?

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия.

Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний. . Однако, эта вера не подразумевает Личностность Бога или "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не имеет характера "этического монотеизма".

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org , на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 , которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Его единство).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНОТЕИЗМ

(от греч. monos – единственный и theos – Бог)

учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНОТЕИЗМ

(от греч. μόνος – единый, ϑεός – ) – религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма – многобожия. К монотеистич. религиям обычно относят христианство, иудаизм и ислам. Понятно М. условно и относительно, т.к. по существу ни одна из религий не является последовательно монотеистической: в христианстве, напр., наряду с культом единого бога существует бога и сатаны, ангелов, святых, бесов и т.д.

В религиеведческом плане монотеизм - одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое ). Монотеистические религии - это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное имеет в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” - признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые религиеведческие теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале.

Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист - в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная , выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим.

Ю. А. Кимелев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МОНОТЕИЗМ" в других словарях:

    Монотеизм … Орфографический словарь-справочник

    - (греч., от monos один, Theos Бог). Доктрина, признающая единого Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОТЕИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    Религия, единобожие. Ant. многобожие Словарь русских синонимов. монотеизм см. единобожие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    МОНОТЕИЗМ см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период… … Новейший философский словарь

    монотеизм - а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС 1. По той же причине они <смерды> так охотно прилепились к многобожию: оно казалось им более сподручным, чем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от моно... и греческого theos бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам … Современная энциклопедия

    - (от моно... и греч. theos бог) (единобожие) система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам … Большой Энциклопедический словарь

    - [тэ], монотеизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один и theos бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [тэ ], а, муж. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм. | прил. монотеистический, ая, ое. Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    - (от monos единый и deos Бог) вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Религии Северного Кавказа. Монотеизм. Политеизм. Пантеизм , Николай Лысенко , Данная монография охватывает все значительные вероисповедания Северного Кавказа. Влияние мировых религий и языческих культов наиболее ярко проявилось в западнойчасти региона. Именно здесь… Категория: Религиоведение. История религий Издатель:

Монотеистическая религия как тип появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни наделают Бога личностью и её качествами; другие - всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство - монотеистическая религия, в основе которой лежит образ

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Представления о единственности Бога

Монотеистические религии имеют две теоретические формы - инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой - инклюзивной - теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В "Государстве" Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии - политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога - как единственного вселенского творца. Однако христианство - монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях - ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, "монотеистическая религия" как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу "объясните понятие монотеистической религии" можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: "Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его". Таким образом, аксиома единственности и целостности бога - Таухид - заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк - приравнивание к Аллаху других божеств и личностей - этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название "бахаи" происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») - Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются "Богоявленные" - пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны - все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди - "верховного предка", "Бога" - или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений - это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле - в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу "объясните понятие "монотеистическая религия" можно сказать, свойственен монизм - внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью - и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу "объясните понятие монотеистическая религия", следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

- 39.37 Кб

1.Введение ………………………………………………… ………………………………………….. 3

2.Иудаизм …………………………………………………… ………………………………………. 4

3.Ислам ………………………………………………………… …………………………………. 6

4.Христианство ……………………………………… …………………………………………… 8

5.Бахаи ………………………………………………………… …………………………………. 9

6.Зороастризм ………………………………………… ………………………………………… 10

7.Список литературы ………………………………………………… ………………………… 12


Введение

Монотеизм - «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму ). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму . В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм , ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его Единство). Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм .

Родоначальником наиболее распространенных на сегодняшний момент монотеистических религий - христианства и ислама - является иудаизм, вследствие чего в этих религия х существует много сходных верований и традиций, в том числе: представление о Боге как мужественной сущности, вера в существование бестелесной сущности (т. н. «духа») после смерти человека, прощение (по несвязанным историческим причинам), прямое общение с Божеством путём мыслей (молитв ), исключительно мужской пол проповедников, наличие священного постулата, наличие реального (или реалистичного) предмета поклонения в прошлом.

К монотеистическим религиям помимо 2-х наиболее распространённых можно также отнести: Бахаи и Зороастризм . Далее я бы хотел рассмотреть все эти религии немного более подробно.

1.Иудаизм

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией. Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма. Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Иаков.

Бог является Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим..."(12:1 - 2). Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времён Ноаха (Ноя). Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие" (18:18 - 19).

Наследием Авраама и стал монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Бог и, что его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно. Ицхак - сын Авраама и его жены Сары. Был его приемником и передал веру свою и своего отца последующим поколениям. Иаков - сын Ицхака и Ривки. У него было 12 сыновей (от которых происходят все евреи) и одна дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова. В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной жизни.

Иудаизм это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Иудаизм - религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубеже II - I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, который был самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н.э. стал господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско- иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Иудаизм называют национальной религией евреев, его формирование началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен мало чем отличались от верований других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Это тотемистические, анимистические, магические верования и обряды. Религиозно-культовая система того времени носила ярко выраженный политеистический характер и, лишь начиная с XIII века до н.э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. У еврейского народа Богом становится бог Яхве (Иегова).

Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории. Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего в представлении о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и не имеет зримого образа, хотя человек создан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры "Шема", которым начинаются богослужения: "Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!". В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонай" ("Владыка", "Господь"). Закрепляя это правило, хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонай". Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве". Все религиозные надежды и желания, все помыслы устремлены на посюсторонный мир, потустороннее существование не является ожидаемым: земная жизнь важна сама по себе, а не как преддверие будущей “настоящей” жизни. Соблюдай Закон, “чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было”. Сообщество “народ Израиля” во все времена есть культовое сообщество, в центре которого стоит отдельный индивид, продление жизни которого на земле составляет главную задачу всех членов этого сообщества. Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение. Также иудаизм верит, что цель существования евреев - не больше не меньше чем «совершенствовать мир под управлением Бога» (из молитвы «Алейну»). В еврейских учениях оба пункта - этическое совершенство мира и царство Божие - одинаково важны. Люди должны принести всему человечеству знание о Боге, чье первое требование состоит в нравственном поведение. Все, кто в это верит, - этические монотеисты и естественные союзники религиозных обычаев.

2. Ислам

Ислам - одна из мировых религий . Ислам - монотеистическая религия , вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий . Слово "Ислям" на арабском языке являеется однокоренным слову "Салям" - мир и является эквивалентом слову "Шалом" на иврите. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 века. Основателем Ислама считается пророк Мухаммад (ок. 570-632) из племени Курайш, начавший проповедовать его в Мекке в 7 веке н.э. Ислам в своей концепции представляет себя как единую религию одного Единого Бога, Который создал все сущее, а также первого человека - Адама, и посылал на Землю Своих пророков, одного за другим, чтобы они призывали свои народы к единобожию и остерегали их от поклонения кому либо кроме Единого Бога (араб. "Аллаха"). Ислам признаёт Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком , посланником Аллаха для всего человечества. Помимо Мухаммада ислам признает всех предыдущих пророков от Адама , вплоть до Мусы (Моисея ) и Исы (Иисуса ).

Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое ле-жит на поверхности, определяется тем, что шиизм не при-знает Сунну -- "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах чле-нов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание -- ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али -- Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и ус-тановить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допус-кают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.

В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Тол-ки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм -- протестантское движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта отказалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регулированию и отраженных в Коране.

Коран -- это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законода-тельства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В окончательной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644--656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказы-вания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632--634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" -- "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуемому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других рели-гий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI --VII веках нашей эры.

Описание работы

Монотеизм - «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его Единство). Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………………………….. 3
2.Иудаизм ……………………………………………………………………………………………. 4
3.Ислам ……………………………………………………………………………………………. 6
4.Христианство …………………………………………………………………………………… 8
5.Бахаи ……………………………………………………………………………………………. 9
6.Зороастризм …………………………………………………………………………………… 10
7.Список литературы …………………………………………………………………………… 12

История

Монотеизм в Древнем Египте

Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

  • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
  • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
  • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Монотеистические религии

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.

Я и Отец - одно. Иоанн. 10:30

Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр. ). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. - мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

Критика христианства

Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

В связи с неприятием христианского догмата о Троице , монотеистичность христианства оспаривается:

См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса .
  • антитринитариями и т. д.

Ширк - многобожие , заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

Согласно учению ислама , чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет