Навигационные судовые знаки. Береговые знаки обозначения судового хода

Индекс, наименование и значение знака (огня)

Вид сигнального щита

Цвет, характер и взаимное расположение огней

Расхождение и обгон запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.

Расхождение и обгон составов запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м.

Якоря не бросать!
Для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Не создавать волнения!
Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение.

Примечание:

Движение мелких плавучих средств запрещено!
Для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

Светофор
Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и подъемных судоходных пролетах мостов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

Скорость ограничена!
Для обозначения участков судового пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимальную допустимую скорость хода (км/ч).

Внимание!
Для обозначения участка судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность.


Пересечение судового хода!
Для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.


Соблюдать надводный габарит!
Для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного высокого судоходного уровня воды (м).

3. Указательные знаки

Место оборота судов
Для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна.

Пост судоходной инспекции
Для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы поста.

Стоповый
Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2-0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Примечания:
1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп».

2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой.


Минимальная проходная высота надводного перехода - величина, равная разности значений высоты перехода и установленного запаса, которую определяют исходя из условий максимального провеса проводов и максимального судоходного уровня воды.

Подмостовой судоходный габарит - прямоугольное очертание пространства в судоходном пролете моста в пределах судового хода (в сечении, перпендикулярном к оси судового хода), свободного от выступающих элементов конструкции моста и расположенных на нем устройств, включая навигационные знаки.

Примечания.

1. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

2. На мосту знаки устанавливают на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знаки ограничения габарита (дополнительная вертикальная разметка безопасности) должны соответствовать требованиям стандарта.

Рейдовые знаки

Указатель рейда (рейдовый знак) для обозначения границы рейда.

Примечания.

1. Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м).

2. На рейдах не общего пользования знаки устанавливают владельцы рейдов по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Цвет, характер и расположение огней рейдовых знаков

Знак

На левом берегу

На правом берегу

Передний

Система МАМС предусматривает деление Мирового океана на два региона - А и Б.
Система плавучего ограждения МАМС в целом едина для обоих регионов. Разделение на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и цвете их огней. По системе МАМС в регионе А красный цвет знаков и
огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов, а зеленый для ограждения правой стороны.
Каждый тип знаков имеет соответствующую окраску, вид топовой фигуры и характер огня, дающие возможность надежного опознавания знаков в дневное и ночное время. Форма и конструкция знаков системы могут быть различными. Наиболее распространенные для буев - сигарообразная и столбовидная. Светящие и несветящие буи могут оснащаться радиолокационными отражателями, маяками-ответчиками, ревунами и другими средствами, о чем объявляется в навигационных пособиях.
Красный цвет окраски плавучих предостерегательных знаков с левой стороны фарватера.
Зеленый цвет- с правой стороны.
В морских водах Российской Федерации, а также во внутренних водах -озерах Ладожском, Онежском ограждение навигационных опасностей, фарватеров и каналов осуществляется по системе МАМС, регион А. Ограждающими знаками являются светящие и несветящие буи, вехи, а в отдельных случаях и стационарные знаки на гидротехническом основании.
В водах Российской Федерации каждому типу знаков плавучего ограждения соответствует только один, присвоенный ему характер огня.
Использование топовых фигур на светящих и несветящих буях системы МАМС в водах России обязательно, исключение допускается только в замерзающих районах в период зимней навигации. Выбор типов и количества плавучих предостерегательных знаков, выставляемых по
системе МАМС в водах Российской Федерации, в каждом случае определяется навигационно- гидрографическими особенностями района, условиями и режимом плавании, положением, размерами и видом ограждаемых опасностей
Направление фарватеров и каналов, наименование их сторон определяются, считая с моря.
Латеральные знаки
Латеральные знаки предназначены для ограждения сторон фарватеров и каналов, обозначения мест их разделения и указания в таких местах положения основного (предпочтительного) фарватера или канала.
Направление фарватера или канала, ограждаемого латеральными знаками, наименование сторон «левая», «правая» считаются с моря к порту, а в отдельных случаях оговаривается дополнительно. Там, где определение фарватера или канала «с моря» затруднительно, на морские карты наносится указатель
- контурная стрелка сиреневого цвета, положение ее соответствует принятому направлению данного фарватера или канала, а нанесенные по сторонам стрелки красная и зеленая отметки указывают соответственно левую и правую их стороны. К латеральным знакам относятся:
знаки ограждения сторон фарватеров и каналов
знаки левой стороны; знак правой стороны;
знаки обозначения мест разделения фарватеров и каналов;
знаки «Основной фарватер (канал) справа» и «Основной фарватер (канал) слева».
Латеральные знаки левой и правой сторон нумеруются, знакам левой стороны присваиваются четные номера, знакам правой стороны - нечетные.
Порядок нумерации объявляется в навигационных пособиях, а присвоенные номера буев показывают на морских картах.
В отдельных случаях нумерация может осуществляться так, как это удобно, по местным условиям.
Обозначение мест разделения фарватеров

Знаки «Основной фарватер (канал) справа» - буй, веха –
выставляются в месте разделения, на левой стороне основного фарватера (канала) и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака (считая с моря). Знаки красные с зеленой горизонтальной полосой посредине (в 1/з высоты надводной части знака).
Условное обозначение окраски знака на картах - кзлк.
Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь красныйсложный групповой проблесковый (чередующиеся сложные группы из двух и одного проблеска красного цвета). Условное обозначение на картах: Пр(2 + 1)9с и красный цвет огня у изображения буя.

Знаки «Основной фарватер (канал) слева» - буй, веха - выставляются в месте разделения на правой стороне основного фарватера (канала) и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака (считая с моря). Знаки зеленые с красной оризонтальной полосой посредине (в 1/з высоты надводной части знака).
Условное обозначение окраски знака на картах - злкзл. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх. Огонь зеленый сложный групповой проблесковый (чередующиеся сложные группы из двух и одного проблеска зеленого цвета). Условное обозначение на картах: Пр(2 + 1)9с и зеленый огонь у изображения буя.

Ограждение сторон фарватеров (каналов)

Знаки, левой стороны - буй, веха - выставляют по левой стороне фарватера (канала), они указывают: «Оставь меня слева».
Знаки красные. Номера наносят с двух или трех сторон.
Условное обозначение окраски знака на картах - к. Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь красный проблесковый, 20 проблесков в минуту, условное обозначение на картах: ПрЗс и красный огонь у изображения буя.

Знаки правой стороны - буй, веха - выставляют по правой стороне фарватера (канала), они указывают: «Оставь меня справа». Знаки зеленые. Номера наносят с двух-трех сторон. Условное обозначение окраски знака на картах - зл. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх.
Огонь зеленый проблесковый, 20 проблесков в минуту.
Условное обозначение па картах: ПрЗс- и зеленый огонь у изображения буя.

В июле прошлого года введен в действие ГОСТ 3373-73 на плавучие навигационные знаки для судоходных рек, каналов и водохранилищ. Стандарт предусматривает четыре формы знаков для обозначения кромок и оси судового хода-треугольная, прямоугольная, круглая и линейная. Знаки прямоугольной и круглой формы употребляются для обозначения правобережной кромки судового хода. Знаки треугольной и линейной формы - для обозначения обеих кромок и оси судового хода. Следует запомнить, что знаки с прямоугольным силуэтом устанавливаются на реках и каналах с особенно интенсивным движением транспортных и «крылатых» быстроходных судов.

Кромочные знаки

Напомним, что на реке красный цвет знаков как береговых, так и плавучих соответствует правому берегу, белый - левому (ночью соответственно зажигаются красные и белые огни). Правда, в последнее время для обозначения левой кромки стали чаще применять зеленые огни, которые легче отличить от береговых огней или ходовых на малых судах. В местах скопления огней - в портах, на рейдах, вблизи больших населенных пунктов и т. п. - огни как на правой, так и на левой кромках могут быть проблесковыми. Возможен также вариант, когда на одной кромке фарватера знаки снабжены постоянными огнями, а на другой проблесковыми.

На особо опасных местах вблизи кромок судового хода (для обозначения, например, затопленных судов, оконечностей дамб, каменных гряд) ставятся специальные дублирующие знаки. Они имеют такую же форму и цвет, что и кромочные, но на красном. знаке правого берега наносится крест черного или белого цвета, а на белом знаке у левой кромки - черный крест. Ночью на знаках, стоящих на опасности, горят двухпроблесковые огни - красные на правом и зеленые на левом.

Свальные знаки

Свальные знаки указывают на наличие свального течения, не совпадающего с направлением, судового хода. Если свальное течение направлено в сторону правого берега, то у правобережной кромки устанавливается знак, у которого верхняя половина красная, а нижняя - черная или белая. Если свальное течение направлено в сторону левого берега, у левобережной кромки устанавливается знак, у которого верхняя половина окрашена в белый цвет, а нижняя - в черный.

Ночью на свальных знаках горят прерывистые частопроблесковые огни соответствующего берегу цвета.

Поворотные знаки

Поворотные знаки - служат для обозначения крутого поворота судового хода на участках реки с ограниченным обзором. От кромочных знаков они отличаются черной горизонтальной полосой (на красном правом, знаке полоса может быть белой). Ночью их можно отличить по характерным затмевающимся огням. Обычно поворотный знак ставится у той кромки, в сторону которой судовой ход изменяет свое направление: если, например, фарватер поворачивает вправо, то и поворотный знак будет иметь соответственно красный цвет.

Разделительный знак

Если судовой ход разделяется на два судоходных фарватера, то в месте разделения ставится специальный разделительный знак. Он окрашен вертикальными полосами - тремя красного цвета и тремя белого (или черного). На знаке ставятся сразу два огня - красный и белый (или красный и зеленый); так же, как и на кромочных знаках, они могут быть постоянными или проблесковыми.

В месте разделения фарватера можно встретить и два рядом стоящих кромочных знака - каждый из них обозначает соответствующую кромку того или другого фарватера.

Осевые знаки

Выше были рассмотрены знаки, расставленные по латеральной системе ограждения фарватера, т. е. поставленные по обеим сторонам судового хода («lateral» - боковой). На озерах и водохранилищах, где ширина фарватера не ограничена, применяется осевая система, при которой знаки обозначают на правление оси судового хода. Осевые знаки окрашиваются белыми и черными горизонтальными полосами равной ширины попеременно. Ночью на таком знаке горит белый двухпроблесковый огонь. Поворот осевого фарватера обозначается поворотным знаком, окрашенным двумя черными и тремя красными горизонтальными полосами. Ночью на знаке горит прерывистый частопроблесковый огонь.

Все плавучие знаки имеют объемную форму. На небольших реках они выполняются в виде деревянных бакенов. Треугольная фигура образована пирамидальными решетчатыми щитами, шар - двумя круглыми щитами, закрепленными под углом 90 друг к другу, прямоугольник выполняется в виде цилиндрического барабана, обшитого рейками. В последнее время на больших реках и озерах традиционные бакены все больше заменяют металлическими буями, более прочными и долговечными.

Линейные знаки

И, наконец, еще один тип знаков, предусмотренных новым ГОСТом - линейные знаки. Это ничто иное, как плавучие вехи. Они могут применяться как в качестве самостоятельных знаков, обозначающих кромки судового хода в промежутках между освещаемыми бакенами или буями, так и в качестве контрольных у плавучих освещаемых знаков. Окрашиваются эти вехи в цвет, соответствующий берегу, а вехи на осевом фарватере снабжаются топовой фигурой в виде шара.

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).

В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.

Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.

Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

Система предусматривает пять типов знаков

1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.

Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,- к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.

Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).

На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.

В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).

Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.

Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.

Регион А

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Регион В

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Знак,указывающий, что основной фарватер слева

Знак,указывающий, что основной фарватер справа

Служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).

В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.

Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).

Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).

Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).

Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.

Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.

Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.

3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).

Применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.

Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.

Знаки,ограждающие отдельные опасности

Плавучие навигационные знаки латеральной системы

Плавучие навигационные знаки по своему назначению подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности, свальные, разделительные, осевые и поворотно-осевые.
Кромочные знаки (вехи, бакены, буи) служат для обозначения кромок судового хода.

Все знаки правого берега окрашены только в красный цвет. У правобережных вех на вершине имеется топовая фигура - черный шар или голик (веник из прутьев). При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются справа, против течения - слева.

У левого берега вехи и бакены окрашены в белый цвет, на озерно-речных участках водохранилищ бакены могут быть черного цвета, буи - всегда черные. И бакены, и буи левой кромки - только конической формы. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх - справа.

Поворотные знаки - обозначают повороты прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном.

Поворотные знаки - это, в принципе, обычные кромочные знаки - бакены или буи - треугольного или прямоугольного силуэта (красного, белого или черного цвета) с горизонтальной контрастной (черной или белой) полосой посередине. Как правило, они стоят у выпуклого берега. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу.
Поворотный знак правой кромки показывает поворот судового хода вправо относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.
Знаки опасности - обозначают особо опасные и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, затонувшие суда, песчаная отмель, подводные скалы и др.).

Эти знаки устанавливаются непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны (со стороны течения). В местах расположения этих знаков судоводителю необходимо принимать особые меры предосторожности, не допуская приближения судна к этому знаку.
Знаки опасности левой кромки - буи, бакены треугольного силуэта белого цвета, с одной черной горизонтальной полосой посередине и одной вертикальной полосой.
Знаки опасности правой кромки - буи, бакены прямоугольного силуэта красного цвета, с одной черной или белой горизонтальной полосой посередине и одной черной или белой вертикальной полосой.
Основное отличие знаков опасности по цвету в том, что полосы на
буях, бакенах образуют четко видимый крест - знак опасности.
Свальные знаки обозначают места, где направление течения не совпадает с направлением судового хода.

Свальные знаки устанавливаются вблизи кромочных знаков на кромке судового хода, противоположной свалу течения, так что линия установки знаков показывает направление свального течения.
Знаки левой кромки - буй или бакен треугольного силуэта, их нижняя половина черного цвета, верхняя белого.
Знаки правой кромки - буй или бакен прямоугольного силуэта красного цвета, нижняя половина которых - черного или белого цвета.
Разделительные знаки обозначают места разделения (разветвления) судового хода.

Знаки имеют треугольный силуэт.
Окрашены чередующимися вертикальными полосами красного и черного (или белого) цвета.
Допускается использование вместо разделительного знака двух кромочных (парных) знаков - левой и правой кромок судового хода.
Осевые знаки устанавливаются по оси судового хода (при его ширине не менее 300 м), разделяя его на две ходовые полосы - для судов, идущих вверх по течению, и для судов, идущих вниз по течению.Ориентировка по осевым знакам осуществляется по принципу - "следуй от знака к знаку, оставляя его слева". Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода - поворотно-осевые буи и вехи.

Осевые буи и вехи имеют треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Веха имеет на вершине круглую (шаровую) топовую фигуру черного цвета.
Поворотно-осевые буи имеют такую же форму, как и осевые (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами.
Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, горизонтальными чередующимися полосами. Топовая фигура вехи - черный шар.