Отношение католиков к благодатному огню. Почему благодатный огонь сходит только на православную пасху Почему католики не признают благодатный огонь

За несколько недель до Пасхи обычно начинаются споры, как именно в храме Гроба Господня появится Благодатный огонь: сойдет чудесным образом с небес или зажжется от спички в руках Иерусалимского патриарха. На этот раз большой скандал вызвали откровения армянского священника, сообщившего в интервью израильским журналистам, что все дело в "специальной лампаде". О том, почему Благодатный огонь разжигает нешуточные страсти среди верующих, — в материале РИА Новости.

Чудеса не "на потеху"

"Остановите съемку, он лжет!" — в беседу армянского священника Самуила Агоняна с журналистами вмешивается греческий служитель храма, закрывая руками камеру. Но армянин продолжает рассказывать, как он трижды замечал, что патриарх зажигает связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в этом нет. "Бог творит чудеса, но не на потеху людям", — заключает собеседник израильского ТВ.

Церемония схождения Благодатного огня проходит в храме Гроба Господня ежегодно накануне православной Пасхи — в Великую субботу. Согласно наиболее распространенной версии, огонь загорается чудесным образом в результате молитв Иерусалимского патриарха и тысяч верующих внутри храма, в самом священном для христиан месте — Кувуклии, часовне, выстроенной над самим Гробом Господним (каменным ложем, где покоилось тело Христа после крестной смерти и погребения).

Однако есть и иные версии происхождения огня. Например, патриарх Иерусалимский якобы тайно проносит с собой зажигалку. Или же в Кувуклии спрятана лампада с готовым огнем еще за неделю до Пасхи. Либо, если верить некоторым преданиям, эта тайная лампада чудесным образом зажглась где-то в V веке, и с тех пор священнослужители поддерживают ее горение. Иными словами, Благодатный огонь действительно чудесным образом сходил, но лишь однажды.

"Что, если не чудо?"

Историк-востоковед Михаил Якушев с 2003 года ежегодно присутствует на церемонии. И не сомневается в том, что Благодатный огонь — чудо.

"Если бы это было не чудом, я бы даже сказал, не Божиим промыслом, то тогда я бы двадцать раз не участвовал в этом. Любой, кто попал на это событие, испытывает трепет, радость, восторг и постоянно стремится туда вновь, хотя это крайне сложно", — признается он.

А описать переживания во время церемонии иначе как словом "восторг" он не может. "Особенно когда сначала весь храм замирает в ожидании огня, и вот наконец он появляется", — добавляет Якушев.

Известный в Москве реаниматолог-иеромонах Феодорит (Сеньчуков) тоже не раз присутствовал в главном храме христианства в Великую субботу и категорически не согласен с версией отца Самуила Агоняна.

"Конечно, можно предположить, что этот огонь происходит из зажигалки Иерусалимского патриарха Феофила. Но на храмовых стенах перед схождением Огня возникают сполохи, причем в самых неожиданных местах, и описывались они задолго до изобретения фотовспышек. Своими глазами я видел, как сами собой внезапно возгораются свечи. И считаю невозможной популярную идею о том, что человек покупает их в лавке, идет в храм и непосредственно перед схождением Огня специально мажет их белым фосфором (легковоспламеняющимся веществом. — Прим. ред.). Благодатный огонь — это действительно чудо", — рассказывает отец Феодорит.

Примечательно, что в Кувуклию патриарх Иерусалимский заходит в одном полотняном подряснике. Чтобы было видно: он не проносит с собой спички или еще что-либо, способное зажечь огонь. Затем дверь в часовню опечатывается в присутствии израильской полиции.

Другая история

В Армянской апостольской церкви вообще иначе смотрят на историю происхождения Святого огня.
Латинские и арабские источники упоминают о чуде самовозжигания лампад у Гроба Господня начиная с VII века. Армянская же церковь связывает традицию Благодатного огня со своим основателем — святым Григорием Просветителем, жившим гораздо раньше.

По учению Армянской церкви, Григорий, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, отправился в окрестные пещеры и долго молился. В ответ на его молитву в субботу, за день до Пасхи, уже у Гроба чудесным образом зажглись все свечи и лампады. Именно после этого он был назван Просветителем.

Скандал перед Пасхой

Заявление представителя Армянской церкви о зажигании огня в Кувуклии банально от горящей лампады вызвало негативную реакцию в России, где торжественное принесение Благодатного огня на ночное пасхальное богослужение уже много лет считается одним из кульминационных моментов празднования Воскресения Христова. Так, пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков прямо оставил сказанное "на совести священнослужителей Армянской церкви". А замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал поступок Агоняна неприемлемым.

"У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения Благодатного огня. Для всего православного мира это духовное событие, в котором участвуют миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова", — подчеркнул Кипшидзе.

Однако нынешнему скандалу не стоит удивляться, считает востоковед Михаил Якушев. Все дело в обиде — Святая земля, увы, не способна вместить всех христиан, вот они и спорят друг с другом. Особенно если дело доходит до присутствия и служения в самом святом для христианского мира месте — у Гроба Господня.

"Когда я работал там дипломатом, патриарх Диодор допускал присутствие армянского священника в приделе Ангела (часть Кувуклии в храме Гроба Господня. — Прим. ред.). И это в Армянской церкви восприняли как устоявшуюся традицию. Но после смерти Диодора в 2000 году, при патриархе Иринее, представителей Армянской церкви вновь перестали туда пускать, что вызывало столкновения вплоть до драки", — вспоминает Якушев.

Как известно, Восток — дело тонкое. Буквально пару недель назад христианские конфессии Иерусалима единодушно устроили "забастовку" против израильских властей, закрыв храм Гроба Господня на три дня. И вот уже христиане темпераментно ссорятся друг с другом из-за Благодатного огня. Впрочем, история неоднократно доказывала: на праздник Пасхи верующие будут обниматься.

Величайшее чудо христианского мира - схождение Благодатного огня на Пасху - на протяжении веков поражает умы людей. И всё это время делаются попытки развенчать чудо, обвинить православных в мистификации. Сколь серьёзными были эти попытки, говорит тот факт, что всевозможные проверки предпринимали не только мусульмане, но, как это ни странно, христиане-католики. В сегодняшнем праздничном «Вертограде» мы печатаем исследование кандидата географических наук И.Н.Рубанова, состоящее из двух частей. В первой - говорится о несостоятельности критики Пасхального чуда. Во второй - о некоторых малоизвестных фактах, которые сопровождают чудо и отметают какие-либо сомнения в его истинности.

Благодатный огонь нисходит от Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова в канун православной Пасхи и только в присутствии православных священнослужителей. Однако свидетелями чуда являются отнюдь не одни православные, которые на протяжении веков живут среди иноверцев и принимают Огонь в храме, разделённом между представителями различных деноминаций и вероисповеданий.

В силу исторических причин ни одной из христианских конфессий не приходилось так много писать о Благодатном огне и так основательно задумываться о сущности являемого, как Римско-Католической Церкви.

Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет в своём итинерарии: «В Святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся “Господи, помилуй!” до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом».

Отпадение Римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого света того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документов средневековья - свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I.

В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном огне, он отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня: «Благодатию же Божиею те три кандила (греческое, от монастыря Саввы Освященного и русское. - Ред. ) возжглись... а фрязския (католиков-францисканцев. - Ред. ) кандила повешены суть горе, а тех кандил ни едино не возгореся тогда».

В это время католики ещё принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы Кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. Восточная Православная Церковь была представлена монахами монастыря Саввы Освященного, присутствие которых считалось обязательным.

Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого огня, и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня.

В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство Римской Церкви, похоже, сделало определённые выводы. В 1238 г. Папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков.

С этого момента и до XX века Благодатный огонь для Римской Церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного огня, с сожалением отмечает: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность Его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».

Паломник Лев Тихонов пишет: «Я в Иерусалиме от местных православных жителей слышал, что католики - единственная из “апостольских” церквей... которая игнорирует схождение Благодатного огня и считает всё происходящее “фокусами восточных схизматиков”. Косвенное подтверждение этому - прочитанный мною англоязычный францисканский путеводитель по Святой Земле, описывающий все археологические находки, все святыни и все обычаи вплоть до патриаршего крестного хода из Вифании в Неделю ваий. Точно так же в книжной лавке учёных-францисканцев, где он мною был куплен, обшаренной мною довольно капитально, ни в одном издании не упоминалось схождение Благодатного огня».

Тем не менее бывавшие в Иерусалиме католики узнавали о происходящем.

Известный путешественник по святым местам XIX в. А.С.Норов повествует: «Я очень желал сойтись с латинскими монахами дружественно. Беседуя однажды с ними в душевном прискорбии о распрях, разделяющих христианские Церкви в Иерусалиме, я слышал жалобы от их настоятеля на греков: он упрекал их, между прочим, за Святой огонь; он прибавил, что говорит мне о том как европейцу. Я отвечал, что если он принимает это за обряд, то и в таком случае обряд этот освящён столетиями, и что Римская Церковь не имеет права на такой упрёк; что мне Италия коротко знакома, что и я также отнесусь к нему как европейцу, о совершаемом обряде в Неаполе в церкви святого Ианнуария, когда хранимая в склянке кровь мученика, будучи вынесена пред народом, начинает кипеть. Тут настоятель воскликнул: “Ма quеstо е un vero mirасо1о!” (это настоящее чудо!) и не внимал никаким возражениям. “Если это так, - сказал я ему, - то позвольте мне более верить чуду, совершающемуся на Гробе Самого Спасителя”».

Любопытно отметить, что совсем иные чувства вызвало описываемое чудо у одного из непосредственных его свидетелей. Французская православная паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит (XIX в.) пишет:

«На <...> (разноплемённых паломников, ожидающих схождения Благодатного огня. - Ред. ) смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в Латинскую Церковь...

В ожидании знамения с неба всё смолкает, но не надолго... Вот опять беспокойство - кричат, мечутся, молятся, волнуются... Наша миссия была на кафедре над царскими вратами; мне видно было благоговейное ожидание преосвященнаго Кирилла. Взглянула я также на стоявшего в толпе князя Гагарина. Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть; Гагарин пристально всматривался в Кувуклию.

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей... Вверху Кувуклии всё зажигается: лампады, люстры... Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают Свет одна другой. Суета... Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят Огонь к обнажённой шее. В этой тесноте Огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошёл пожар. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое!.. Все плакали от радости... Я нечаянно взглянула на князя Гагарина - вижу: у него градом текут слёзы и радостью сияет лицо... Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: “Теперь остаётся пожелать одного - чтобы мы все сделались католиками и покорились Папе”».

Тем не менее на протяжении ХII-ХХ вв. католики всё же присутствовали на литании Святого огня, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали Кувуклию и Патриарха. Очевидец свидетельствовал: «Ещё в отдалённом прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков, доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха...»

Иногда неприязнь распространялась и на обычных верующих. Так, один из русских паломников XIX в. писал: «Беды можно было ожидать от арабов католического исповедания, которыми внушено неверие в благодать Небеснаго огня. Католическое духовенство всегда старается подстрекать их против православных, и редкое торжество проходит без бунта чрез католиков арабов».

Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной из представленных в Иерусалиме христианских конфессий, не признающей чудо Благодатного огня. «В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».

Но всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней Огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками. А ещё в начале XX века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы... Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви. Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был св. Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».

Начиная с XX века и особенно последних его десятилетий информатизация общества значительно изменила ситуацию - многие рядовые католики узнали о Благодатном огне из первых уст, для консервативной католической прессы труднее стало обходить стороной события, происходящие в храме Гроба Господня в Великую субботу. При этом отсутствие или, точнее, двойственность официальной позиции папства в этом вопросе обуславливает исключительную широту мнений представителей католицизма. В тех случаях, когда порядочность общественных деятелей Римской Церкви и осведомлённость аудитории оставляют желать лучшего, можно услышать откровенную клевету. В одной из радиопередач католического радиоканала «София» (6.01.1997) обновленческий игумен Иннокентий (Павлов) объявил чудо Благодатного огня «каким-то благочестивым сказанием о каком-то там схождении». Практикующий на радиоканале заштатный игумен, без всякого сомнения, прекрасно знает об этом ежегодно совершающемся чуде (о. игумен - известный эрудит и «блестящий знаток церковной истории»), но, несмотря на это, лжёт в угоду мировому экуменическому сообществу.

Католическая публицистка Ольга Басий в статье «Ещё раз о Благодатном огне» попыталась представить чудо как обычный церковный обряд, проводимый «как на Западе, так и на Востоке». Между тем она была вынуждена обмолвиться о чудесной стороне «обряда»: «Распространялись народные поверия о том, что огонь самовозгорается из скалы или снисходит с неба». Для нас удивительно даже не то, что «народное поверие» многократно зафиксировано на видеоплёнку, а то, что к разряду обольстившихся и обманутых «поверием» г-жа Басий, похоже, должна отнести и Папу Урбана II, произнёсшего публично перед участниками крестового похода: «Поистине, в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребён. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над Гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чьё сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением?» Видимо, спустя тысячелетие Папа получил ответ на свой вопрос...

Несмотря на вышеприведённую критику, многие представители Римско-Католической Церкви признают Благодатный огонь как чудо, исходящее от Бога.

Нельзя без уважения упомянуть о католическом исследователе Нильсе Хвидте, регулярно рассказывающем о Благодатном огне на страницах прессы Римской Церкви. В своей книге «Чудеса, происходящие между небом и землёй» он сожалеет: «...почему чудо Благодатного огня плохо известно западным католикам?» - и уверяет сомневающихся: «Лучшим аргументом против заявлений о мошенничестве... являются тысячи свидетельств паломников, которые на протяжении веков описывали голубые молнии, которые они видели за пределами Кувуклии, свечи, загорающиеся сами по себе прямо перед их глазами без какой-либо причины».

Часто представители Римской Церкви замечают: верить или не верить в конкретное чудо - дело личное, которое спасению помешать не может. «Согласитесь, даже злобные католики с их инквизиторскими казарменными замашками не могут считать человека лишённым шансов на спасение только потому, что он не верит в очередную плачущую статую Мадонны из гипса или в мироточение из ксерокопии» (Сысоев Павел Юрьевич, католик).

Наконец, говорится, что одно только чудо не может быть основой христианства и доказательством его истинности.

Однако, понимая, что истинные чудеса не могут быть основанием веры, мы вправе задуматься, почему и зачем Господь ниспосылает их нам, о чём они свидетельствуют и что значат, особенно если к таким размышлениям располагают обстоятельства их явления. Ведь сами апостолы называли истинные чудеса и знамения засвидетельствованием от Бога (Деян. 2, 22; Евр. 2, 4). В ином случае мы рискуем уподобиться тем, о ком евангелисты написали: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин. 12, 37), «ибо не вразумились [чудом]... потому что сердце их было окаменено» (Мк. 6, 52).

Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

Максим Трошичев

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

© photo: Sputnik / Vitaliy Belousov

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Vitaly Belousov

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Светлое Христово воскресение. Православная Пасха

немного ссыкотно попасть под «оскорбление чувств…», но, может, прочитаете цытатку:
«О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году. Вот точная цитата:
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли…

«Почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху?» - интересуются некоторые люди. Пасхальный огонь, который называют также Благодатным, символизирует свет Божий, просвещающий все народы после Воскресения Христа.

Как и откуда сходит благодатный огонь на Пасху? Каждый год накануне Великой Субботы на православную Пасху этот огонь зажигается на богослужении, совершаемом в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

Эту церковную службу проводят иерусалимский патриарх, армянское, коптское и сирийское православное духовенство. Верующие молятся, и через некоторое время внутри Кувуклии появляется свет, затем в храме раздается колокольный звон.

Это богослужение транслируется в прямом эфире во многих странах, в том числе в России. Затем на самолетах огонь доставляют в Россию, Украину, Молдавию, Сербию, Грецию и другие государства.

Благодатный огонь встречают церковные деятели и государственные лидеры. После прибытия из Иерусалима его торжественно…

Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков

28.04.2016
Иеромонах Иов (Гумеров)

Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру?

За долгую историю христианства не было ни одного чуда, которое бы не пытались отрицать атеисты и скептики. В этой борьбе использовались и используются любые средства. Так, еще святитель Иоанн Златоуст замечает об отрицавших чудо Воскресения: «И посмотри, как смешны их замыслы! Помянухом, говорят, яко льстец он рече еще жив сый: по триех днех востану. Но если Он был обманщик и хвалился попусту, то чего вы боитесь, мечетесь и так суетитесь? Боимся, говорят, как бы ученики не украли и не обманули чернь. Но доказано уже, что этого никак не могло быть. И однако злоба упорна и бесстыдна – покушается и на безумное дело» (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXIX, 2).

За две тысячи лет упорство в борьбе с христианством у неверующих не ослабло. Может родиться вопрос: зачем некоторые люди, вместо…

ИГОРЬ ИВАНОВИЧ Мудрец (11221) 6 лет назад

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь . Колонна из которой изошел Благодатный Огонь, стоит до сих пор, как напоминание о воле БожиейПо призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил…

Продолжаю публиковать темы февральского стола заказов. Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями - не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм - Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня - Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит…

Схождение Благодатного Огня года остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии, — внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня — только по молитве православного патриарха. Считается, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут…

Воскресение Христова — Пасха, перед которым происходит описываемое событие — величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где…

Однако чаще дезинформация менее критична и умело завуалирована. Так, католическая публицистка Ольга Басий в статье «Еще раз о Благодатном Огне» пыталась представить чудо, как обычный церковный обряд, проводимый «как на Западе, так и на Востоке»: «Самое раннее свидетельство о нем сохраняется в «Itinerarium Egeriarae»… Между прочим, Эгерия рассказывает, что во время вечерней службы в соборе Гроба Господня в Иерусалиме епископ «торжественно зажигал свечу от лампады в часовне…» Можно предположить, что если этот обряд совершался ежедневно, то особенно торжественный характер он приобретал в Великую Субботу. В литургических мозарабких книгах VII в. мы находим комментарий, что по литургическим правилам огонь, от которого зажигают свечу, должен высекаться из камня. В IX в. обряд зажигания огня на Пасху… был уже очень популярен и притягивал множество паломников… Многие из них (русских паломников – И.Г.), восхищенные красотой (выделено – И.Г.) обряда зажжения пасхального огня в Великую…

Иллюстрации взяты из книги Biddle M. The Tomb of Christ. Thrupp — Stroud: Sutton Publishing, 1999

1. Кувуклия (часовня Гроба Господня в Иерусалиме в храме Воскресения Господня). Слева дверка в виде-иконы.
2. Дверька в виде иконы в Кувуклии, за которой и хранится лампада от которой зажигают Благодатный огонь.

Христианство живёт и действует величайшим чюдом: чудом Воскресения Христа — не только Бога, но и Человека.
Церковь живёт величайшим чудом — каждыц день туда, где собраны во имя Его двое или трое — приходит Он Сам. Воскресший.

И, я думаю, надо забывать это чудо, или не очень сильно верить в него, что бы людей пичкать сказками о мнимых чудесах.
Мнимых — значит несуществующих.
Иначе говоря — пичкать враньём.

Нельзя давать людям камень вместо Хлеба.
И именно таким камнем, я считаю, является басня о том, что огонь в Иерусалиме сходит сам собой.

На самом деле, это — благочастивый обряд.
Патриарх Иерусалимский во время…

Инструкция

Фото и видеоматериалы подтверждают чудесное явление благодатного огня, увидеть которое хотя бы раз в жизни — это долг и честь для каждого верующего человека. Схождение благодатного огня сопровождается особым обрядом, проводимым иерусалимскими священниками, во время которого гасят все свечи и производят массовый молебен, продолжающийся то нескольких минут, то затягивающийся на несколько часов.

Небольшие, неведомо откуда появляющиеся вспышки, концентрирующиеся вокруг икон, окон и купола медленно озаряют ярким светом все церковное пространство, не обжигая и не принося другого видимого вреда. В этот момент происходит благословение всех присутствующих прихожан патриархом, прихожане ликуют, поднося свечи, зажженные чудесным образом, к волосам и телу без всяких сомнений и вреда. В этот момент чувствуется единение, духовное ликование и возрождение всего рода человеческого.

С давних времен скептики пытаются объяснить физический смысл этого процесса, сравнивая…

Благодатный огонь на Пасху в Иерусалиме

Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира - в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый…

Древнее время

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру….

1. Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее — Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы). 2. Передача Материалов Изданию и размещение их на сайте aif.ru (далее — Сайт) становится возможным для Пользователя после выражения согласия с условиями настоящих Правил и заполнения пунктов в специальной форме. 3. Предоставляя экземпляры Материалов Изданию, каждый Пользователь тем самым: 1. гарантирует, что является автором Материалов и обладателем исключительного права на них, подтверждает, что права на использование Материалов, включая права на воспроизведение, распространение, публичный показ, трансляцию на страницах Издания в социальных сетях, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения, не переданы третьим лицам. 2. дает полное и безотзывное согласие на размещение Материалов на Сайте; 3. соглашается с тем, что он несет полную ответственность в отношении…

Позднее от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени специальная делегация стала привозить Благодатный огонь и в Россию, в храм Христа Спасителя и другие епархии.

Кстати сказать, что впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю в мае 1992 года. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Мнения, сомнения…

Настало время поговорить о самом чуде. Греческая…

Часть 1 – Источник Благодатного огня
Православные критики чудесного появления огня

Иерусалим, суббота в канун православной пасхи. В Храме Гроба Господня проводится церемония — Литания Святого Огня. Храм наполнен паломниками, посреди Храма построена часовня (Кувуклий), в которую заходят два священника (греческий патриарх и армянский архимандрит). Через некоторое время они выходят из Кувуклия с огнём, который передаётся верующим (см. раздел фото и видео). В православной среде распространена вера в чудесное появление огня и приписываются ему различные удивительные свойства. Однако, еще в начале прошлого века, даже среди православных появляются сомнения в чудесной природе возникновения огня и наличия у него каких-то особых свойств. Эти сомнения были настолько распространены в обществе, что позволило ведущему востоковеду прошлого века, ИЮ Крачковскому в 1915 году заключить: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое…