Понятие материи в философии. Принцип системности (системная детерминация) Принцип высвобождения человека

Современное философское осмысление мира немыслимо без осознания его единства, а также естественной взаимосвязи всех составляющих его структурных частей и степени их упорядоченности. Именно это обстоятельство фиксируется в понятии системности. Оно в философии науки является атрибутным, т.е. всеобщим и неотъемлемым свойством материи. Принцип системности в научном познании, прежде всего, обращает внимание ученых на взаимодействие комплекса элементов. Причем все они рассматриваются как неразложимые компоненты системы при некоем заданном способе ее рассмотрения. Однако если меняется угол зрения на события, то рассматриваемые в них элементы определенной системы сами оказываются системами. Так, элементом системы здравоохранения выступает медицина и ее структурные элементы. Однако и сама медицина выступает в качестве системы, элементами которой являются профилактическая, клиническая, научная и другие ее сферы. Научная медицина - это тоже система, но уже иного качества и уровня.

При определении понятия "системности" в медицине исходят из того, что оно теснейшим образом взаимосвязано с понятием целостности человека. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь связаны между собой в рамках более общей системы. А поскольку понятие системы в медицине имеет чрезвычайно широкую область применения, оно должно обладать достаточно основательным доказательством наличия в ни методологических концепций. Сами концепции о всеобщности взаимосвязи и саморазвитии системы возникли в античности и получили свое закрепление в диалектическом обосновании. Взаимосвязь ведь всегда есть зависимость одного явления или процесса от другого. Все эти взаимосвязи и отношения свидетельствуют о всеобщности целостного саморазвития всех явлений и процессов в мире. Поэтому возникла задача построения строгого научного определения понятия системности в науке и разработки оперативных методов анализа объективных систем.

Самые первые представления о системе как совокупности элементов, находящихся в объективной взаимосвязи друг с другом возникли в античной философии. Древнегреческие философы первыми выдвинули онтологическое истолкование системы как целостности и упорядоченности бытия и его многообразных структурных элементов. Воспринятые еще от античности представления и понятия о системности развития мира углубились в эпохах Нового времени и Просвещения. Именно с этого времени наука и медицина в принципе уже не мыслились вне системного познания природы, общества и человека. Принципы системной природы познания активно разрабатывались родоначальниками немецкой классической философии. В современном естественно-научном и медицинском познании мира и человека в нем идет творческая разработка своих собственных аспектов исследования и особенно конструирования системного подхода для получения целостного научного знания.

Как известно, любая теория рассматривается как понятийно-систематизированное знание о сущностных закономерностях воспроизведения, изменения и развития предметов и явлений. Причем именно закономерности изучаемых предметов, явлений и процессов составляет предмет любой науки (медицина не исключение), но не сами они. Конечно, все явления и процессы, происходящие в природе, представляют собой объект комплексного научного исследования. А вот предметом конкретной науки становятся объективные связи и отношения, Которые характеризуют те или иные явления и процессы природы. Исследование их позволяет понять и оценить в том числе принципы закономерного развития целостных объектов в мире. Примером такого целостного объекта (системы) является эволюция жизни, живого организма, но прежде всего эволюционного развития человека.

Каждый живой организм раскрывает свой мир сугубо по-своему, то отвечает духу системного познания: организм как когнитивный (лат. cognition - познание) агент осваивает окружающую среду, т.е. познает ее, действуя. В ходе эволюционно-исторического процесса жизни вообще и человеческой жизни в особенности происходит взаимное приспособление познающих живых организмов, человека и среды их обитания. Поэтому эволюцию с полным правом можно назвать системной коэволюцией. Так, например, науке известно, что зрение у пчел смещено к ультрафиолетовой части спектра. Оно эволюционно развилось таким образом для лучшего видения цветков с нектаром, которые являются для них фрагментом среды. Но ведь и сами цветки прошли в ходе эволюции свою часть изменения. Естественным образом отбирались растения с цветками, наиболее заметными для пчел, поскольку те, унося пыльцу на своих ножках, расширяли ареал таких растений.

Данное понимание целостности как некой естественной системы и ее структурного деления на части или элементы свидетельствует о том, что они органично взаимосвязаны и, по сути своей, их существование немыслимо друг без друга. Ведь целое (система) всегда состоит из некоторых частей (элементов), а они всегда являются единицей какого-то целого. Тесная взаимосвязь данных понятий и породила вытекающие из нее возможные варианты соотношения целого и его частей, которые приведены выше в качестве примера. Причем, если сведение свойства целого только к сумме его частей лежит на поверхности, то это легко представить, но есть и противоположная позиция о наличии некоторого внутреннего свойства целостности как таковой, которая представляется уже менее наглядной и более сложной для осмысления и понимания. Два внешне противоположных подхода, конечно, можно совместить в едином диалектическом понимании соотношения целого и его частей.

В диалектике давно выработан принцип целостности, основанный на понимании того, что только в целом существует логическая взаимосвязь между частями, которая сама по себе тоже обладает различными свойствами, в частности способностью осуществлять эту взаимосвязь. Отсюда становится понятным, что на основе взаимодействия частей возникают такие целостности, где важную роль играют сами эти взаимосвязи. С этой позиции законы организации системы могут носить всеобщий характер и проявляться в самых разнообразных системах. Все это и привело в итоге к становлению системного подхода как общенаучного и специфического медицинского метода познания причин заболеваний людей, установления диагноза болезни. Он выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к научному исследованию.

Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, технике, экономике, но особенно в научной медицине. При этом системный метод познания не подменяет собой философские размышления о диалектике целого и части, а представляет собой особого рода принцип общенаучного и междисциплинарного уровня, который не решает мировоззренческих или онтологических предельных философских вопросов. Результатом системного подхода выступает, в конце концов, конструирование общенаучных методологических концепций, содержание которых осуществляется в философии науки и медицины. Системный подход не отменяет, таким образом, философского принципа системности, а, напротив, закрепляет его в качестве важнейшего принципа диалектического объяснения научного и медицинского познания, акцентируя внимание на проблеме целого и части в несколько иных понятиях, связанных с определением системы как таковой.

Таким образом, позитивная роль системного подхода в науке и медицине состоит в следующем:

во-первых, принципы системного подхода имеют широкую познавательную реальность;

во-вторых, системный подход строит принципиально новую схему объяснения, в основе которой лежит поиск механизмов целостности объекта и выявление более полной типологии его связей;

в-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что объект допускает не одно, а несколько расчленений;

в-четвертых, системный подход неразрывно связан с диалектикой, являясь конкретизацией ее принципов.

Диалектика целого и части, разрабатываемая философами, стимулирует развитие познавательных методов в науке и медицине, позволяет уточнять проблемы целого и части в терминах системного подхода, создавать научную теорию медицины.

И снова начиная исследование животного ветеринарный врач ставит перед собой выстроенную в голове систему. При осмотре прежде всего врач сбирает анамнез жизни животного. Это происхождение, какое содержание, кормление, поение, назначение животного, его использование для воспроизводства, проведение ветеринарных обработок. Далее врач собирает анамнез болезни - сведения о животном с момента заболевания. Далее ветеринарный врач проводит общее исследование, исследование кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов, температуры тела животного. Далее исследует по отдельности различные системы органов животного.

требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта как системы экстраполировать на него общие системные закономерности любой системы, независимо от ее конкретного содержания. Такие особенности изучаются в таком разделе современной математики как общая теория систем. (См. принцип, система, познание).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП

философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п.) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи «системы повсюду», а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: «Целое больше суммы своих частей». Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В 20 в. на его основе строились философские обоснования тектологии, общей теории систем, кибернетики, системного подхода, системного анализа, синергетики и других системных теорий. В отечественной философии в 1960-80-х гг. В. П. Кузьминым (1926-89) был проведен целостный анализ содержания принципа системности и его роли в научном познании.

Принцип объективности нацелен на обеспечение правильного понимания характера отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Из него вытекает необходимость обеспечения тождества знаний и познаваемого объекта, т.е. действительности, существующей независимо от человеческой воли и сознания.

В соответствии с этим принципом все человеческое знание по­нимается как отражение объекта. Причем в этом знании объект предстает в его субъективной, идеальной форме, как объект в мыш­лении. Конечно, при этом речь идет не о ложном, а об истинном знании.
Принцип объективности настраивает исследователя на осозна­ние необходимости отрешиться от устоявшихся, традиционных, но устаревших взглядов на тот или иной предмет. Кроме того, он тре­бует отказаться в процессе познания от личных пристрастий, сим­патий и антипатий, хотя сделать это бывает порою нелегко. Данный принцип предполагает уяснение в процессе познания противоречи­вого единства объективного и субъективного, понимание того, что невозможно абсолютно отрешиться от моментов субъективного в нашем познании, человеческого в нем, от «присутствия» в той или иной степени субъекта в объекте. Исходя из этого, современная наука признает, что все наши знания носят объект-субъектный ха­рактер, содержат в себе момент относительности.

Принцип системности, утверждающий,что весь мир есть множе­ство соединенных между собой элементов (предметов, явлений, про­цессов, принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность. Материальные системы разделяются на физические, хи­мические, геологические, другие системы неорганической природы и живые системы в виде отдельных организмов, популяций, экосистем. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы.

Существуют и абстрактные системы - понятия, теории, науч­ные знания в целом. Научные исследования различных систем про­водятся в рамках системного подхода, при котором системы рас­сматриваются во всем своем многообразии и единстве.
Методологические требования, вытекающие из этого принципа, состоят в следующем:

- структурно-функциональный подход к исследованию, предпола­гающий выявление основных элементов объекта исследова­ния, определение роли каждого из элементов, установление субординации, иерархии частей изучаемой системы, а также изучение тех конкретных задач и функций, которые выполня­ет данный элемент в системе;

- системная организация самого процесса исследования, сочетаю­щая в себе гносеологический, аксиологический и деятельностный (праксиологический) подходы к исследованию предме­та или процесса;

- использование в качестве важнейшего инструмента познания приема типологизации, классификации тех элементов, частей, из которых состоит объект исследования. С помощью этого подхода полнее устанавливаются внутренние связи между элементами в системах, а знания о ней приобретают более упорядоченный характер.
Следует, однако, заметить, что в современной философии усили­лась критика «системосозидающего» мышления, когда сначала пы­таются создать систему, а затем в нее втис­нуть действительность, вместо того чтобы объективно познавать ее. Этого опасного соблазна не избежали и такие выдающиеся мыслите­ли, как Платон, Кант, Гегель, Маркс. В этой связи справедливым является замечание, что довольно часто наиболее ценным в учениях великих созидателей систем является то, что не укладывается в их системы.
Принцип противоречия - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:
выяв­ление предметного противоречия;

Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

Исследование другой противополож­ности;

Рассмотрение предмета как единства (синте­за) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

Определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

Прослежива­ние этапов развития данного противоречия;

Анализ механизма разрешения противоречия как процесса в ре­зультате его развертывания и обострения. Диалектичес­кие противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают пута­ницу и непоследовательность мысли и запрещены за­конами формальной логики.

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.

Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

Принцип развития - один из основных методологических принципов познания. Этот принцип признает непрерывное изменение, преобразование и развитие всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм и уровней к другим. Фундаментальность этого принципа привела к формированию в составе философского знания особого его раздела – диалектики как учение о движении, изменении и развитии бытия и познания. В качестве источника движения и развития диалектика признает становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов, т.е. развитие понимается ею как саморазвитие.

Движение как универсальное свойство природного и социального бытия было отменено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано немецким философом Г. Гегелем.

Принцип развития требует от познающего субъекта при исследовании всех явлений:

Применять так называемый процессуальный подход, который также называют историческим или диалектическим

При процессуальном анализе всех явлений опираться на соответствующий понятийный аппарат в виде таких основных терминов, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

Учитывать действие основных законов диалектики, таких, как развитие путем становления и разрешения внутренних противоречий, действие в процессах развития механизмов перехода количественных изменений в качественные, развитие через отрицание и др.

В ходе развития противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д.

Методологический смысл диалектики состоит в том, что она устанавливая подвижность, изменчивость всех предметов и явлений, стремится тем самым сделать таким же и наш процесс познания.

Широко и успешно используемый в современных научных исследованиях принцип системности является одним из принципов материалистической диалектики, обоснование и разработка которого связаны с творчеством основоположников философии диалектического материализма. Как компонент материалистической диалектики принцип системности выступает и как один из принципов общей методологии науки, как эффективный инструмент познания мира и его закономерностей.

Этот принцип основан на понимании объектов как систем, являющихся, в свою очередь, элементами систем более высокого порядка. Это позволяет рассматривать объект как самостоятельную сущность («сам по себе») и в то же время как носителя свойств той системы, в которую данный объект включен в качестве элемента.

Подход, основанный на такой двойственности объекта, открывает путь к более глубокому пониманию его сущности.

Принцип системности включает диалектическое целостное видение мира, где предметы и явления выступают не изолированно, не сами по себе, а во взаимной связи и взаимной обусловленности.

Как указывается, «системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином» . Таким образом, системный подход имеет солидную историю, которая, в частности, рассматривается в монографии И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина . Говоря о системном подходе, необходимо иметь в виду, что, «непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений… системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем» . Центральное понятие системного подхода - «система» - определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную устойчивость, единство» . При определении понятия «система», указывается далее в Философском энциклопедическом словаре, необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, а также с понятиями «элемент», «отношение», «подсистема» и др.

Одна из наиболее характерных особенностей современного этапа развития системного подхода, в особенности применительно к проблемам биологии, состоит во все более явственно ощущающейся необходимости синтеза собственно системного подхода с историко-процессуальным подходом. Как справедливо отмечает Л. С. Мамзин , одна из насущных задач методологии современной биологии состоит в исследовании взаимоотношений между основными принципами и понятиями структурно-функциональной (организационной) и исторической (эволюционной) биологии, в преодолении разрыва между изучением морфофизиологической организации организмов и их исторического развития. То есть необходим переход на позиции системно-структурного и процессуально-исторического подходов в их единстве, представляющем вершину диалектизации познания в биологии. При этом «построение общей теории систем окажется более перспективным, если она будет формироваться в неразрывном единстве с общей теорией развития» . Принцип интеграции системно-структурного и деятельностно-исторического подходов особенно значим применительно к деятельности мозга, в которой сочетаются (сливаются) отражение и целенаправленное управление.