Старый гоа индия. Олд Гоа (Старый Гоа)

В 1510 году город стал столицей Восточных Португальских владений еще при Альфонсо де Альбукерке. В те времена Старый Гоа часто сравнивали с Амстердамом, поскольку объемы продаж зашкаливали. Вместе с экономической успешностью город также воспринимался как религиозный центр.

Достопримечательности старого Гоа

Итак, Старый Гоа был столицей в период, когда португальцы господствовали на территории. На тот момент его население превышало количество жителей Лондона или Лиссабона. На сегодняшний день католические соборы города относятся ко Всемирному наследию ЮНЕСКО. Именно Франциск Ксаверий, святой покровитель Гоа и ранее знаменитый миссионер поспособствовал такому вниманию к городу со стороны туристов. В базилики Иисуса Милосердного хранятся нетленные мощи святого.

Один раз в десять лет можно попасть на демонстрацию мощей святого в Старом Гоа, но стоит предупредить, что в последний раз данное мероприятие собрало более миллиона паломников. Стоит также упомянуть об истории, когда во время одной из таких демонстрации на фоне религиозного экстаза одна набожная прихожанка откусила покойному святому палец левой ноги. С тех пор мощи показывают исключительно под стеклянной крышкой гроба.

Каждый турист, посещеющий Старый Гоа, просто обязан посетить Собор Святой Екатерины, расположенный через дорогу от упомянутого выше базилика Иисуса Милосердного (Бом Хесус). Данная христианская церковь является наиболее крупной среди всех соборов Юго-Восточной Азии. Еще одна местная святыня – «растущий крест», хранящийся в одной из капелл собора. Легенда гласит о том, что однажды пастух решил вырезать деревянное распятие, чтобы украсить дом. Во время работы ему явился образ самого Иисуса, именно тогда монахи решили хранить вырезанное пастухом распятие в специально отведенной часовне. Пока часовня строилась, распятие каким-то образом увеличилось до размеров Голгофского креста. Ходят слухи, что он и до сих пор растет, исполняя желания приходящих.

Сегодня в Старом Гоа есть еще множество действующих церквей, несмотря на то, что многие превратились в музеи государственного типа. Каждое монументальное строение отображает гармоничную последовательность разных стадий архитектурной эволюции – это и ранняя португальская готика, и итальянский ренессанс, и причудливые линии барокко. Как набожные туристы, так и ценители архитектуры откроют для себя много интересного в Старом Гоа.

В четырех предыдущих главах мы узнали, как два туриста из Москвы отправились в Мумбаи самостоятельно и изучали тамошние достопримечательности: места, описанные в романе Шантарам, пещеры острова Элефанта и Болливуд. Также мы вдоволь нагулялись по пустынным пляжам Южного Гоа, которые в середине октября выглядят совершенно дикими. Сегодня предлагаю вместе с автором отчета отправиться на осмотр достопримечательностей Goa Velha.


Поездка на поезде в Гоа-Велья. Отзыв о самостоятельной экскурсии на Гоа

Известно, что любая коллекция стремится к своему завершению, коллекция впечатлений и примечательных мест — не исключение, но также известно, что коллекция, почти никогда не бывает полной.

Нам для большей полноты гоанского комплекта впечатлений не хватало пляжей северней Панаджи, самого Панаджи и бывшей столицы Португальской Индии – Старого Гоа.

Когда я сказал, что поездку в Старый Гоа я откладывал из лени – это половина правды, вторая – страх, боязнь неизвестности, нового опыта. Дело в том, что мы решили добраться до бывшей столицы на поезде. Не буду повторять рассказы, описывающие ужасы (вагоны набиты битком, спят на полу, грязно, дырка в полу вместо туалета и т.д.) индийской железной дороги, которыми полон Интернет. У каждого из нас свой опыт, у меня – вспоминания о переполненных озлобленными дачниками электричках Подмосковья, да о московском метро в час пик. Неимоверная давка, отсутствие воздуха, хамство, дышащие в лицо перегаром – вот то, что до сих пор объединяет эти два вида транспорта на родине. Поездка на поезде в чужой стране пугала другим – не проехать станцию, как и на чем вернуться обратно, не обчистили бы карманы…

Так или иначе – решились. В один из предвечеров идем в сторону городка Чауди (Chaudi) на станцию Канакона (Canacona) узнать расписание и купить билеты.

Оговорюсь, мы достаточно часто ходили в Чауди с чисто утилитарными целями: пополнить запас дистиллятов (в Палолеме, Чауди и по дороге между ними какое-то невероятное количество «алкошопов»; в Колве я помню только один), купить фруктов, в это время в Палолеме продавали фрукты только в одном месте с машины (ларьки еще только строились), в супермаркет — за сыром, хлебом и йогуртами.

Сделанные в эти походы «зарисовки» на камеру уличных сцен для меня самые интересные и самые сложные за всё путешествие по Индии. Сложные, потому что индийцы, особенно женщины, не склонны позировать, укрывают лица платком, отворачиваются; приходилось прибегать к хитрости – я прятался за спину жены, настраивал камеру и в нужный момент командовал – отходи!

Интересные потому что некоторые кадры, даже при неглубоком знании индийских реалий, могут рассказать целую историю пытливому наблюдателю; например, историю об упомянутой выше «пугливости» индийских женщин, но это — тема уже другой статьи и задача для настоящих журналистов.

Другая история, уже более оптимистичная и многообещающая — электрики, подключающие зарытый в землю кабель к подстанции. Пройдет какое-то время и на Гоа не придется сидеть в темноте после ливня.

Но не будем отвлекаться от главной темы. Найти станцию Канакона совсем не сложно: надо просто идти от Палолема в сторону Чауди, никуда не сворачивая, пока дорога не приведет к железнодорожному мосту над ней. Пройдя под ним, надо свернуть направо и пройти еще метров пятьсот (может меньше) вдоль высокой, заросшей кустарником насыпи железнодорожного полотна. Нормальным шагом от нашего отеля «Palolem Inn» до станции – 35…40 минут, специально засекали, чтобы рассчитать время подъема.

Нужный нам поезд, делающий остановку в Гоа-Велья (Goa Velha, португальское – Старый Гоа), через Канакону следует всего один раз в день. Начало своему пути он берет, чуть ли не в Каньякумари, а конечная станция, если не вру, в Дели (подробные записи стали нечитабельны от пота – размокли в кармане). По расписанию, на станцию Канакона поезд приходит в 06:33, время в пути — 2 часа. Нужная нам остановка – Кармали, она шестая по счету, поезд останавливается на всех. Стоимость проезда – 25 рупий на человека в одну сторону.

В нашем случае, 16 октября 2015 года, поезд в Канакону опоздал минут на десять, а в Кармали прибыл на десять минут раньше, хотя приличное время простоял на станции Мадгаон (Madgaon), а именно так называется железнодорожная станция в Маргао.

Наверное, я никого не удивлю признанием, что самым запоминающимся и необычным опытом в экскурсии в Старое Гоа оказалось поездка на поезде.

Прежде всего, стандартный по размеру вагон имел непривычный вид из-за дополнительных дверей в центре, а окна были забраны толстой решеткой. На потолке — стройные ряды огромных, постоянно работающих вентиляторов. Двери и окна раскрыты нараспашку, по вагону гуляет ветер. Состав битком набит людьми, на лавочках втиснулось по четыре-пять человек, и эти счастливцы спят, а остальные вынуждены стоять, или сидеть на полу, в проходах и тамбурах. Беременным женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам никто место не уступает. Названия станций не объявляют.

Пока мы ждали наш поезд, в Канаконе остановился следующий в обратную сторону, на юг, состав, его ярко освещенные вагоны были абсолютно пусты. Честно говоря, я рассчитывал на такую же пустоту вагонов и в сторону Старого Гоа, но как говорится – в тесноте, да не в обиде, тем более, что в Маргао, через час пути, почти все пассажиры сошли. Этим поезд мне напомнил утреннюю электричку «Тула – Москва», битком набитую трудовыми резервами Подмосковья, и на станции Царицыно извергающую всю эту массу полусонного рабочего люда в метро.

Неожиданно дарованная в Маргао свобода передвижения по вагону позволила расчехлить камеру. Дальнейший путь я провел в тамбуре, увлеченно фоткая открывающиеся за распахнутыми настежь дверями состава виды Гоа, изредка возвращаясь в салон поезда проведать жену.

Виденное, впрочем, не было откровением. Просто утренний мягкий свет и туман позволяли взглянуть другими глазами на привычные, но быстро сменяющие друг друга пейзажи. Да и сама задача сфотографировать движущиеся картинки оказалась увлекательной, требующей определенной сноровки, а порой и цепкости – очень не хотелось вывалиться на ходу из поезда.

Особенно взбудоражил нервы адреналином проезд по мосту через широко разлившуюся реку Зуари (Zuari River — все названия и переводы географических мест даны по карте Google). Металлический грохот поезда, отраженный и усиленный металлическими фермами моста, открытая дверь и пропасть за краем порога – заставили крепче цепляться за поручень.

От станции Кармали до Гоа-Велья, не смотря на настойчивое желание таксистов нас довезти, решили прогуляться пешком, размяться после поездки – не самое мудрое наше решение. По дороге, то поднимающейся в гору, то спускающейся под неё, смотреть нечего. Тротуаров вдоль проселочных дорог не изобрели, приходилось идти с оглядкой и глотать пыль проезжающих мимо машин. Было что-то около девяти утра, но солнце пекло немилосердно.

Экскурсия в храмы Старого Гоа. Отчет и фотографии

Истории колонизации Индии и Гоа португальцами я уже касался в своих предыдущих статьях, посвященных Индии. Чтобы ни повторяться, коротко перечислю только основные вехи в истории бывшей столицы Португальской Индии.

Поселение на острове между реками Мандови и Зуари (от континента остров отделен каналом Кумбарджуа, полным крокодилов) под именем Говепури было известно с древних времен. Подлинный рассвет города начался в 1310 году, когда махараджи династии Кадамба перенесли сюда столицу княжества из Чандрапура. С этого момента город-порт на реке Зуари (точное место указать не могу) — важнейший центр торговли всего региона от Аравийского полуострова до Бенгалии. Двумя годами позже с севера началась экспансия мусульман и Гоа на несколько веков становится ареной борьбы сначала между мусульманскими и индийскими династиями, а потом (после утраты власти над Гоа Виджаянагарскими царями в 1470 году) династических интриг князей распавшегося в 1490 году Бахманидского султаната. Примерно в это же время султан Биджапура Юсуф Адил-Шах (именно султаны Биджапура стали хозяевами территории от Карнатаки до Махараштры после распада Бахманидского султаната) для поддержания и развития морской торговли решает строить новую столицу и порт на левом берегу реки Мандови, в девяти километрах от нынешней столицы современного Гоа – Панаджи. Главная причина переноса столицы – заиление реки Зуари, что осложняло судоходство, а другая причина – многочисленные войны превратили постройки Говепури в руины.

Следующий этап истории Старого Гоа начался с появлением у берегов Индии в мае 1498 года флота Португальцев. В 1510 году португальская армада под командованием Альфонсо Д’Альбукерке (Alfonso d’Albuquerque) становится на якорь у берегов Гоа и захватывает столицу. С этого момента начинается история Старого Гоа как столицы Португальской Индии.

Нынешний свой архитектурный вид город стал приобретать в середине XVI века, когда на Гоа стали прибывать монашеские ордена и их проповедники. Так в 1542 году Франциск Ксаверий основал здесь первую иезуитскую миссию. Вслед за проповедниками на Гоа в 1560 году пришла и Святая инквизиция, прежнее терпимое отношение португальцев к индуизму меняется на политику полного искоренения, индуистские храмы подвергаются разрушению, а на их месте строятся католические соборы. В XVII – XVIII веках из-за частых эпидемий малярии и холеры население Старого Гоа постепенно переселилось в Панаджи, который позднее и стал столицей Гоа.
Болезни — не тема для шуток, но все же, думаю, если бы португальцы потребляли бы не ром (ром, как известно, помогает моряку сохранять равновесие на палубе в шторм) и портвейн, а джин и тоник, как это делали британцы в Индии и Африке, то столица Гоа и сейчас находилась бы в Гоа-Велья.

(Основной ингредиент тоника – хинин, обладает жаропонижающим и обезболивающим свойством и выраженным действием против малярийных плазмодий.)

Основные достопримечательности города расположены вдоль центральной улицы с незамысловатым названием Старое Гоа. На отрезке дороги длиной 400 (мерил по карте) метров от площади Ганди до следующего перекрестка, по обеим ее сторонам, расположено четыре католических собора и археологический музей в стенах бывшего монастыря.

Мы попали к храмам самым коротким путем, но вошли, если так можно сказать, в город-музей с черного хода – навигатор привел нас к турникету ограды базилики Милосердого Иисуса с тыла.

Базилика — самая почитаемая и самая знаменитая церковь Гоа. Здесь покоятся мощи Св. Франциска Ксавьера (что тоже правильно, на баска. Frantzisko Xabierkoa), и здесь же расположена экспозиция музея, посвященная миссионерскому подвигу святого в Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. Правда, этот музей скорее ориентирован на школьников местных католических школ, чем на взрослых. Первый камень в фундамент храма был заложен 24 ноября 1594 года, а освящен — 15 мая 1605 года. Мощи Св. Франциска Ксавьера были привезены на Гоа 11 декабря 1553 года и долго хранились в церкви колледжа Св. Павла, которым он когда-то руководил (теперь это — руины, вернее, стена фасада с фронтоном, расположенные недалеко от площади Ганди), а в 1624 году они были перенесены в базилику.

Через дорогу от базилики Доброго (Милосердного) Иисуса, в парке с огромным газоном и фонтаном в центре широкой аллеи, расположены Кафедральный собор Святой Екатерины, коротко именуемый — собор Се, монастырь и храм Св. Франциска Ассизского, ныне — археологический музей. Надо отметить, что большинство церквей в Старом Гоа не действуют, базилика и кафедральный собор в том числе, но предприимчивые индийцы продают свечи и другие атрибуты церковной службы туристам, не считая такой обман большим грехом.

Кафедральный собор, если верить путеводителям, считается самой большой церковью Индии и всей Азии. Первое здание церкви было построено из глины, соломы и камней в 1510 году. Строительство собора в нынешнем виде было начато в 1562 году, а алтарь был священ в 1619 году.

Монастырь и храм Св. Франциска Ассизского соединяет с кафедральным собором дворец архиепископа. Монастырь и церковь (почти ровесники кафедрального собора), начавшиеся с часовни и нескольких келий в 1529 году, приобрели к 1602 году нынешний вид. С 1964 года в стенах монастыря располагается археологический музей.

Прогуливаясь от одного храма к другому, я поймал себя на мысли, что никак не могу привыкнуть к виду христианских крестов под сенью пальм и солнца тропиков. Знаю, что колыбель христианства — Азия, но подсознательно соотношу Церковь с Севером.

Пройдя мимо монастыря и храма Св. Франциска Ассизского, мы спустились по узкой дорожке мимо выставленных для обзора надгробных плит первых поселенцев, к часовне Св. Екатерины. Неприметная снаружи, она имеет огромное историческое значение: на этом месте стояла часовня, заложенная сразу после завоевания Гоа Альфонсо Д’Альбукеркой 25 ноября 1510 года.

Наша экскурсия продолжалась уже пару часов, мы устали, взмокли и проголодались. Напротив базилики Милосердного Иисуса, на пересечении улицы Старое Гоа и безымянной улочки, огибающей весь комплекс храмов, рядом со стоянкой такси обнаружилось кафе. Прохладу мы там не обрели, но голод утолили. Кафе – приемлемого вида «фастфуд», две кухни: вегетарианская и «мясоедская».

Следующая цель — руины храма и монастыря Св. Августина. Мимо стоянки такси, по узкой асфальтированной дороге поднимаемся в горку, на фоне серо-голубого неба виднеется силуэт колокольни из красного камня. Когда-то — самый большой храм на Гоа, с четырьмя 46 метровыми колокольнями, с 12 алтарями, по числу апостолов Христа, и, что любопытно, столько же братьев-августинцев основали монастырь.

В 1572 году, сразу по прибытии на гоанскую землю, 12 братьев, странствующего и нищенствующего ордена Августинцев, заложили монастырь, а через какое-то время рядом с монастырем, на месте старой, построенной в 1512 году церкви, была заложена ими новая и освященная в 1602 году, церковь. Церковь и монастырь около двухсот лет служи прихожанам Гоа, но в результате буржуазной революции в 1820-1823 годов, когда Португалия встала на путь секуляризации (огосударвстления) церковного имущества и земель и, в силу закона от 1834 года, ликвидирующего религиозные ордена, в 1835 году церковь и монастырь Св. Августина стали бесхозными. В результате семи лет запустения рухнул свод церкви (некоторые источники указывают, что без пожара не обошлось), а еще почти через 90 лет (в 1931 году) обрушались и стены. Сейчас руины — объект изысканий археологов и кладоискателей, которые регулярно сюда наведываются в поисках легендарных сокровищ нищенствующих августинцев.

Позволю себе пояснить – «нищенствующих» в том смысле, что братья не должны были иметь личного имущества. Святому Августину приписывают слова: «Сегодня я скажу — это моя Библия, а завтра уже прикажу – подай мне мою Библию». За дословность цитаты не поручусь, но смысл точен! Правда, жил Блаженный Августин за семь веков до объединения нескольких монахов-отшельников в орден.

Не доходя до руин, слева от дороги, ведущей на холм, расположена церковь Святого Иоанна и монастырь госпитальеров, иначе — Мальтийских рыцарей или Иоаннитов.

Монастырь и храм были построены в 1685 году, а в середине прошлого века полностью перестроены. Сейчас в монастыре располагается богоугодное заведение для душевно больных (чисто автоматически толкнув калитку, я оказался в маленьком и ухоженном садике, лицом к лицу с обитателями этого христианского приюта).

С другой стороны дороги — церковь и монастырь Святой Моники, построенные в 1627 году. В 1636 году они пережили пожар, и заново были отстроены через год. По преданию, после пожара и реконструкции, глаза деревянной статуи Иисуса открылись, а из тернового венка на голове закапала кровь. Сейчас в церкви проводится реставрация, поэтому мы смогли разглядеть только строительные леса и отдельные детали декора, не укрытые пленкой. В пристройке церкви расположен музей Христианского искусства с не очень богатой, но достаточно любопытной экспозицией христианских реликвий, многие из которых изготовлены были на гоанской земле.

От монастыря Св. Моники мы поднялись по дороге еще чуть выше и заглянули в безлюдный дворик часовни Св. Антония. Часовня оказалась на замке, наш исследовательский энтузиазм угас, а силы исчерпаны.

От Святого холма (так еще называют холм с руинами церкви Св. Августина) мимо стоянки такси и базилики Милосердного Иисуса направляемся к железнодорожной станции Кармали. Тут у билетных касс выяснилось, что поезд, следующий через Кармали, и останавливающийся в Канаконе, тоже всего один (хотя, можно было догадаться об этом и в Канаконе), а мы на него опоздали. Делать нечего — берем такси.

Подводя итог, замечу: экскурсию в Старое Гоа лучше совместить с визитом в Панаджи. Главный аргумент — разнообразить впечатления, осмотр десятка католических храмов в одном месте и за один раз — утомителен. Другой мотив – возможно, из Панаджи ходит больше поездов. А если говорить совсем начистоту, если экскурсия не для галочки – мол, были в Старом Гоа, то туристам с дальних пляжей, как мы из Палолема, достаточно экскурсии в Маргао, например. Мы несколько раз проезжали на машине через Маргао, и я успел заметить (а плотный трафик в центре города позволил это) множество интересных архитектурных объектов. Это и старинные виллы португальцев, и множество католических храмов, которые соседствуют с индуистскими, а главное – это живой город.

Даже сегодня величие Старого Гоа не уменьшилось, а множество захватывающих дух ориентиров и привлекательных архитектурных сооружений способны очаровать даже видавших многое любителей истории. Большинство зданий и достопримечательностей Старого Гоа были хорошо сохранены, что привело к присвоению этому району статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лучший способ исследовать Старый Гоа это пешая прогулка, так как район на самом деле небольшой. Он расположен в довольно удобном месте, недалеко от большинства пляжей штата Гоа.

На этой странице:
1. Расположение на карте
2. Как добраться
3. История
4. Достопримечательности
4.1. Церковь Святого Кайетана
4.2. Часовня Богоматери на горе
4.3. Архитектура
4.4. Мероприятия
4.5. Арка Викероя
4.6. Базилика Бом-Иисуса
4.7. Кафедральный собор Се
4.8. Руины святого Августина
4.9. Археологический музей

Старый Гоа на карте

Основанный португальским исследователем Альфоносо-де-Альбукерке в 1510 году Гоа-Велья или Старый Гоа стал столицей обширной империи, разделяющей те же гражданские привилегии, что и Лиссабон. Это удивительное место находится на берегу реки Мандови, примерно в 9 км от столицы Гоа, Панаджи. Отметим, что до основания здесь города на месте Старого Гоа уже было небольшое поселение.
Старый Гоа - историческая часть Гоа, которая находилась под властью португальцев в течение 450 лет. Лучшее время для посещения этого района - период с октября по май. С декабря по февраль здесь может быть особенно много народу.
Основные достопримечательности области включают: церковь святого Франциска Ассизского, Базилику Божьей Матери, монастырь Святой Моники, мавзолей Фрэнсиса Ксавьера, Кафедральный собор, археологический музей, церковь и монастырь Святого Иоанна Богослова и другие старые памятники.

Как добраться до Старого Гоа

Если вы хотите приехать сюда из другого региона Индии, то можете добраться по воздуху или по железной дороге. Железнодорожная станция Васко-да-Гама соединена с крупнейшими городами Индии.
Для того чтобы доехать до Старого Гоа из других районов штата, можно воспользоваться такси или автобусами. Конечно, если вы планируете брать в аренду байк, то можете поехать на нем. Для этого достаточно знать, где находится этот район.

История Старого Гоа

Было бы неправильно говорить, что Старый Гоа сегодня - это просто тень того, что было в прошлом. Старый Гоа охватывал обширную территорию и имел население 200000 человек, что в два раза больше, чем население сегодняшней столицы Панаджи. Город также назывался "Римом Востока".
Как будто проклятый с момента его основания город страдал от вспышек смертельных болезней, таких как холера, малярия, чума. Экономический спад в торговой деятельности также привел к сокращению инфраструктуры.
Старый Гоа был основан Султанатом Биджапуром в 15 веке в качестве порта на берегу реки Мандови. Он использовался порт во времена правления Кадамбы и Империи Виджаянагар. Это также место, куда зашел Афонс-де-Альбукерке после его завоевания 17 февраля 1510 года. Впервые с того момента, как Александр ушел из Индии в 326 году до н.э., индийская территория оказалась под европейским контролем.
30 мая 1510 года город был отбит Султанатом Биджапур, что заставило Альбукерке отступить в море. Из-за начала муссонов Альбукерке не смог отправить свои корабли в плавание, поэтому должен был провести весь сезон дождей на якоре за пределами города, на достаточном расстоянии от орудий противника.
В августе 1510 года Альбукерке, наконец, смог отправиться домой, чтобы вернуться через три месяца с более сильным флотом. Он отвоевал город, победив силы Султаната Биджапура и их османских союзников 25 ноября 1510 года. После этого последовало массовое убийство мусульманского населения.
Поскольку город был взят в день Святой Екатерины, в ее честь была построена церковь. Месторасположение церкви также является важным пунктом битвы и тем местом, откуда Афонс-де-Альбукерке вошел в город.
Старый Гоа вскоре стал столицей португальской колонии (ранее он служил второй столицей Султаната Биджапур). По мере того, как португальцы доминировали в торговле в Аравийском море, этот город процветал. В этом районе было построено много красивых зданий, настолько красивых, что даже европейские гости были в восторге.
В 1543 году в Гоа-Велью пришла холера, так как примитивные канализационные системы не смогли справиться с растущим населением. Проблема была вызвана просачиванием через пористую почву отходов, загрязнявших систему водоснабжения. Малярия еще больше увеличила численность погибших.
В середине 17 века начался экономический спад, из-за которого инфраструктура города начала рушиться. В 17-м веке население города, которое когда-то превышало 200000 жителей, было сокращено до 20000 человек. Снижение население и ухудшение инфраструктуры продолжилось, и в 1684 году были выдвинуты предложения о переносе столицы. Мормугао был выбран в качестве места для основания новой столицы, и здесь даже началось строительство, которое позже было приостановлено, а потом и вовсе заброшено. В конце концов, королевским указом столицей португальского Гоа в 1843 году был объявлен город Панаджи.
После того, как столица была перенесена в Панаджи, Гоа-Велья продолжал уменьшаться, и в какой-то момент население сократилось до 2000 человек. В основном сокращение населения было вызвано смертельными заболеваниями, охватившими город, что сделало его опасным местом для жизни.
Поскольку многие здания были либо снесены, либо заброшены, пустынный район медленно покрылся лесом. Сегодня почти ничего не осталось из славного прошлого этого города. Но все, что осталось сегодня, находится под защитой ЮНЕСКО.

Достопримечательности Старого Гоа

Хотя многие отдыхающие приезжают в Гоа, чтобы исследовать длинное и красивое побережье штата, здесь есть много интересных в плане культуры и истории районов. Одним из лучших мест для знакомства с интересной историей региона является Старый Гоа, который демонстрирует прошлое богатство, которое было здесь в португальскую колониальную эпоху.
В XVI веке Старый Гоа назывался "Римом Востока", что ясно говорит о его былом величии и значительном положении в Азии. Сегодня многие из сокровищ того города находятся в руинах, а Старый Гоа включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь вы можете увидеть некоторыми хорошо сохранившиеся здания и достопримечательности, которые перенесут вас в ушедшую эпоху.

Церковь Святого Кайетана

Этот собор находится в полукилометре к северо-востоку от Кафедрального собора в Старом Гоа. Построенная в 1655 году церковь первоначально называлась Церковью Богоматери Божественного Провидения, поскольку главный алтарь был посвящен ей. Позже итальянский католический священник и религиозный реформатор, Кайетан, был признан святым в католической церкви, а его днем было объявлено 7 августа.
Поскольку святой Кайетан был соучредителем Театского ордена, современника святого Франциска Ксавье, церковь была названа в его честь. Ему был посвящен один из алтарей на правой стороне входа.
Церковь имеет большой купол с латинскими надписями из Евангелия от Матфея на внутренней стороне. Фасад церкви создан в коринфском стиле и имеет четыре гранитных статуи святых Петра, Павла, Иоанна Евангелиста и Матфея. В церкви есть семь алтарей, а главный алтарь посвящен Богоматери Провидения.
Строительство церкви осуществлялось под руководством итальянских архитекторов Карло Феррарини и Франческо Марии Милаццо. Фасад этой прекрасной церкви, как говорят, был смоделирован по проекту базилики Святого Петра в Риме. Построенный из латеритного камня и оштукатуренный известью собор имеет внешний вид и интерьер в коринфском стиле, а сложная резьба по алтарям внутри сделана в стиле барокко. Грандиозный фасад церкви дополняют две башни с обеих сторон, которые служат колокольнями. Есть коринфские колонны и пилястры, поддерживающие фронтон, и четыре ниши, в которых хранятся статуи апостолов.
Если вы войдете в церковь, то с левой стороны увидите три алтаря, посвященные Святой семье, Богоматери Благочестия и Святому Клэр. Справа располагаются алтари Святого Иоанна, Святого Кайетана и Святого Агнеса. Самый большой алтарь на правой стороне церкви посвящен Богоматери Провидения. У алтарей также есть картины итальянской школы на холсте, некоторые из которых изображают сцены из жизни святого Кайетана. В нишах по бокам свода имеются деревянные статуи святых.
Под куполом на поднятой квадратной платформе находится колодец, который в настоящее время покрыт. Присутствие колодца привело к убеждению, что на месте когда-то был индуистский храм. Кладбище под алтарем было в 1842 году превращено в хранилище для тел мертвых португальских солдат, прежде чем их отправляли в Лиссабон.
Здание, в котором расположен Театский монастырь возле церкви, в настоящее время является местом епархиального пасторального центра. На территории церкви находятся остатки дверного проема, который когда-то был входом в исламский дворец, принадлежащий Адиль-Шаху, правителю Гоа до того момента, как португальцы взяли область под свой контроль.
Церковь Святого Кайетана - прекрасная работа архитекторов и является обязательным местом для посещения для всех и каждого.

Часовня Богоматери на горе

На холме, высоко над бывшей столицей Гоа во время португальского режима, стоит красивая часовня. Она известна как Часовня Богоматери на горе или Капела-да-Носса Сеньора-ду-Монте на португальском языке.
Часовня Богоматери на горе имеет очень интересную историю. Она была построен Альфонсо-де-Альбукерке после его победы над мусульманским правителем Гоа Адиль-Шахом в 1510 году. Из-за ее уединенного расположения часовня часто остается упущенной из виду. Она была реконструирована дважды и отреставрирована в 2001 году и теперь находится в первозданном состоянии.
Альфонсо-де-Альбукерке впервые начал атаку на армию Адиль-Шаха, чтобы овладеть Гоа, в марте 1510 года. Его попытки были сорваны. Вторую атаку он начал 25 ноября 1510 года, и она завершилась успехом. Альфонсо осознал важность высокого холма и его стратегического расположение. Часовня Богоматери на горе была построена спустя много лет после завоевания Гоа, чтобы отметить место, где армия Адиль-Шаха заняла свою позицию. Старый храм уступил место церкви. Португальский археологический комитет разместил надпись на мраморе в 1931 году: "Здесь магометанская артиллерия стояла против Альфонсо-де-Альбукерке в мае 1510 года".

Архитектура

Построенная в стиле маньериста и имеющая длину 33 метров и ширину 14 метров структура имеет довольно большие размеры для часовни. Стены ее имеют толщину 2,7 метра и поддерживают крышу из плитки Мангалора. Часовня состоит из трех секций. Секция первого этажа имеет входы с окнами, увенчанными треугольными фронтонами на верхней части.
На протяжении многих лет в часовню было внесено множество дополнений, самой ранней из которых является двухэтажная лоджия, прикрепленная к северной стене. Некоторые расширения были также проведены на северо-восточной стене и восточном фасаде, который находится за алтарем.
В часовне есть три алтаря. Главный алтарь имеет в центре изображение Богоматери на горе, где находится ребенок Иисус. Над ним изображена коронация Девы Марии, а внизу - изображение Богоматери Успения.

Мероприятия

Обычно часовня не открыта для публики ни по какому событию. Для проведения здесь свадьбы требуется специальное разрешение из дворца епископа. Каждый год в часовне проводится фестиваль музыки, который направлен на интеграцию индийской и западной форм классической музыки. Люди приезжают сюда из разных стран мира, чтобы принять участие в фестивале, а также стать его свидетелем. Это поистине потрясающий праздник для глаз и ушей всех любителей музыки.
В заключение хотелось бы сказать, что ранее до этой часовни можно было добраться, поднявшись по ступенькам на одной из сторон холма, но теперь есть дорога, ведущая к ней. Полиция также проявляет бдительность в отношении людей, посещающих часовню, поскольку в темное время суток это, вероятно, не самое безопасное место в Гоа.

Арка Викероя

Эта арка была построена в память о Васко да Гаме в 1597 году его великим сыном Франсиско да Гамой после того, как он стал наместником. При португальском правительстве имело место церемониальное значение. Каждый губернатор, который отвечал за Гоа, должен был пройти через арку.
Арка Викероя построена с использованием красного латеритного камня. На ее входе стоит статуя Васко да Гамы, смотрящего на реку Мандови. Он был первым европейцем, который обогнул мыс Доброй Надежды, чтобы добраться до Индии.
Надпись внутри арки описывает причины ее строительства. Еще одна украшенная плита отмечает независимость Португалии от испанского короля в 1640 году. Надпись на ней переводится: "Законный и истинный король Дом Жоао IV, реставратор португальской свободы".
На задней стороне арки находится статуя дамы. На ней есть корона и длинный украшенный халат. Она держит меч в одной руке и открытую книгу в другой и смотрит вперед. Под ее ногами лежит фигура человека в таком же украшенном халате, тапочках и тюрбане, что подтверждает его высокий ранг. Голова этого человека подперта локтем. Считается, что статуя имеет символическую ценность.
Арка Викероя была местом, где новому вице-королю вручали ключи от города Старого Гоа. Структура потеряла свое торжественное значение, когда столица Гоа была перенесена в Панаджи в 1843 году.

Базилика Бом-Иисуса

Эта Базилика славится тем, что хранит останки святого Франциска Ксавье и считается лучшим примером архитектуры барокко в штате. Базилика была построена в 1605 году и сегодня является одной из самых популярных достопримечательностей в Гоа.

Кафедральный собор Се

Он является крупнейшим собором во всей Азии и одним из самых знаменитых религиозных зданий в Индии. Конечно, это одна из самых увлекательных достопримечательностей в Старом Гоа. Построенный в 1563 году собор имеет одну из самых известных особенностей - большой колокол, известный как "Золотой колокол". Это самый большой колокол в Гоа, и он также признан одним из лучших колоколов в мире благодаря своему богатому тону.

Руины святого Августина

Рассыпающиеся останки церкви Святого Августина, возможно, служат прекрасной метафорой для падшей эпохи португальской колонизации. Все, что осталось от старой церкви, - это башня высотой 46 метров, которая когда-то была колокольней данного строения. Церковь была построена в начале 1600-х годов. Вскоре она была заброшена и постепенно разрушилась в период между 1842 и 1938 годами. Колокол церкви, однако, все еще сохранился, но он находится в церкви Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи.

Археологический музей

Археологический музей и портретная галерея превратились в место, где каждый желающий может получить широкое представление об археологической и художественной истории Гоа. Многие артефакты, скульптуры и предметы из португальского владычества являются одними из самых интригующих экспонатов музея, который имеет восемь галерей и охватывает даже доисторическую эпоху.

Португальских наместников Гоа, расположенная в 9 км. от столицы Гоа города Панаджи (Панджима).
Старый Гоа сохранил богатое архитектурное наследие благоверных португальцев-католиков, некоторые здания уникальны и являются настоящими шедеврами позднего средневековья.

Благодаря своему расположению старый Гоа является местом, удобным для однодневных экскурсий, для туристов, утомленных солнцем и морем;)

Собор Се
Это – крупнейшая церковь Гоа, Индии и, вероятно, всей Азии. Первоначальная конструкция построена из глины, камней и соломы в 1510 г. и посвящена св. Катерине, т.к. именно в день св. Катерины, 25 ноября, Альфоншу ди Альбукерки завоевал Гоа. Здание не раз модифицировалось, вторая церковь построена в 1515 г.
В 1538 г. статус церкви был повышен до собора. Строительство собора в его нынешнем виде продолжалось около трех четвертей столетия, начиная с 1562 г. Инициатором строительства выступил вице-король дон Франсишку Коутинью, граф Редонду. Работы были завершены в 1652 г. Дон Франсишку хотел, чтобы это была грандиозная церковь, символизирующая богатство, силу и славу Португалии, владычицы морей от Атлантики до Тихого океана. на строительство были получены от продажи собственности индусов и мусульман, не имевших наследников. Завершающий этап строительства проходил под надзором известных архитекторов Антониу Аргейруша и Жулиу Симао, который был главным инженером Португальской Индии. Стены собора были закончены в 1619 г., тогда же был освящен алтарь.

Церковь и монастырь св. Франциска Ассизского
К западной части собора Се примыкает монастырь св. Франциска Ассизского с церковью. архиепископа, двухэтажное здание, 70х30 м, соединяет собор Се с монастырем. Архиепископ занимал это здание до 1695 г., когда из-за эпидемии переехал в Панелим.
Церковь и монастырь были построены францисканскими братьями, восемь из которых прибыли в Старый Гоа в 1517 г. Церковь и монастырь начались с часовни, построенной по приказу губернатора. Постепенно часовня превратилась в церковь (к 1521 г.), которая 2 августа 1602 г. была посвящена Святому Духу. Монастырь сначала представлял собой несколько келий, которые братья построили для себя в саду. В 1529 г. он подвергся реконструкции. Тогда там обитало около 40 монахов. В 1835 г. монастырь был закрыт португальским правительством, 27 его братьев были изгнаны, а собственность конфискована. С 1964 г. здесь находится Музей Археологического Общества Индии. Здесь хранится богатая коллекция артефактов, живописи и .
Церковь при монастыре была разрушена в 1661 г., и воссоздана вновь из черного камня. При ней есть дворик, где стоит большой старый крест из того же черного камня. Внешняя оформлена в тосканском стиле, а интерьер – в мозаично-коринфском. Размеры церкви около 60х17 м. Большой орган, находившийся за алтарем, ныне перевезен в церковь в . Интерьер расписан сценами из Библии, стены покрыты цветочным орнаментом. В нише на фасаде стоит статуя св. Михаила. Деревянная статуя св. Франциска Ассизского украшает подножие одной из капелл. Из восьми алтарей и шести капелл, которые когда-то были в церкви, до настоящего времени сохранились лишь три. На главном алтаре – красиво оформленная ниша с ракой, которую поддерживают четыре евангелиста. Над ракой – большая статуя св. Франциска Ассизского и такая же статуя Иисуса на кресте (около 2 м высотой). Сейчас церковь не функционирует.

Часовня св. Катерины
Напротив церкви св. Франциска Ассизского есть узкая дорожка, которая ведет на запад, к часовне св. Катерины. Она имеет историческое значение. В начале здесь стояла часовня, построенная сразу после того, как Альфоншу ди Альбукерки завоевал Гоа 25 ноября 1510 г., в день св. Катерины. Накануне праздника св. Катерины здесь проводилась ежегодная церемония, в которой по участвовал вице-король. В 1534 г. пап Павел III провозгласил часовню собором. Этот статус здание имело до строительства собора Се. Рядом находится Королевский госпиталь, основанный тем же Альфоншу ди Альбукерки в 1511 г. Он был реконструирован в 1952 г.

Дом иезуитов
Построен иезуитами Гоа в 1594 г. в центре города, на площади Террейру душ Галлуш. Это было выдающееся сооружение своего времени. Современное здание является частью оригинальной конструкции, которая частично уничтожена пожарами и временем. После изгнания иезуитов из Гоа 26 сентября 1759 г. здание перешло к архиепископу Гоа и названо Домом Иисуса Милостивого. В одном из залов на третьем этаже в течение 13 лет хранились мощи св. Франциска Ксавьера. 3 апреля патриарх Гоа дон Жозе Альвареш назначил отца Эштанислау Мартинша администратором и ректором церкви Иисуса Милостивого. Отец Эштанислау стал жить в этом здании, и туда вернулись иезуиты.
В настоящее время здание является центром движения "Свет мира", и здесь собираются его последователи, среди которых не только христиане.

Базилика Иисуса Милостивого
Самая знаменитая церковь Старого Гоа. Содержит останки св. Франциска Ксавьера, покровителя Гоа, "апостола Индий". Строительство сооружения началось 24 ноября 1594 г. на средства пожертвования дона Жеронимуша Маскареньяша. Освящена базилика была архиепископом доном Алешиу ди Менезешем 15 мая 1605 г. В 1946 г. она стала первой церковью Индии, получившей статус базилики.

Мавзолей св. Ксавьера
К югу от церкви находится красиво украшенная гробница св. Франциска Ксавьера с часовней. В след за канонизацией св. Франциска Ксавьера иезуиты решили перенести его из колледжа св. Павла в базилику. Церемония переноса прошла с пафосом в 1624 г. На одним из трех входов в часовню висит красивая картина размером 2х1,5 м, которая, как считается, несет на себе благословение святого. Внутри часовня украшена 27 картинами, рассказывающими о жизни и деяниях святого.

Церковь и монастырь св. Моники
Церковь и монастырь св. Моники расположен рядом с часовней св. Антония. Монастырь был открыт в 2 июля 1606 г. архиепископом доном Алешиу ди Менезешем, который тогда был губернатором Португальской Индии. Работы над ним были завершены в 1627 г. Монастырские были составлены архиепископом по заветам св. Августина и утверждены папой Павлом V. Король Португалии своим декретом взял 26 марта 1636 г. монастырь под свой патронаж, и он стал называться Королевским монастырем св. Моники. Это был первый на Востоке христианский монастырь.
Монастырь достаточно велик, чтобы принять сотни монахинь, которые прибывали из разных стран Востока и Запада.
Церковь находится к югу от монастыря. Ее внешнее оформление представляет собой комбинацию тосканского, коринфского и смешанного стилей. Отделка внутри сделана в дорическом духе. Размер сооружения – 55х10 м. С фасада здание украшено скульптурой св. Моники и символом Святого Духа. Главный алтарь также содержит изображение св. Моники, матери св. Августина, которой посвящены монастырь и церковь.
Монастырь перестал существовать после смерти последней сестры в 1885 г. В 1968 г. вновь получил статус религиозного учреждения. Сейчас здесь находится Теологический Центр для монахов.

Монастырь и церковь св. Каэтана
Напротив собора Се через дорогу расположена большая церковь и монастырь св. Каэтана. Он был построен итальянскими братьями театинцами в 1640 г. Эти братья были миссионерами, которых папа Урбан VIII направил проповедовать христианство в Голконде. Они не получили разрешение на въезд в Голконду и осели в Гоа. Церковь посвящена Мадонне Провидения Божия, но в обиходе называется церковью св. Каэтана, основателя теантинцев. Сейчас монастырь функционирует в качестве теологического колледжа, открытого в 1962 г. В настоящее время монастырь реставрирован и достроен.

Часовня св. Антония
Расположена напротив развалин церкви св. Августина. Посвящена святому-покровителю португальской и флота. Является одной из старейших в Гоа, построена еще Альфоншу ди Альбукерки. Заброшена в 1835 г. и отстроена вновь в 1961 г. губернатором Гоа Вассалу ди Сильвой.

Церковь Горной Мадонны
Построена на возвышении в 1557 г. на месте, где Адил-шах укрепился со своей артиллерией. Португальский археологический комитет установил здесь мраморную табличку следующего содержания: "Здесь мусульманская артиллерия противостояла Альфоншу ди Альбукерке в битве за Гоа в мае 1510 г.". В центральной нише над алтарем находится статуя Горной Мадонны с младенцем Иисусом. Над ней – картина коронации девы, а под ней – изображение Успенской Мадонны. украшен множеством картин, повествующих о жизни Богоматери.

Часовня св. Ксавьера
На территории нынешнего колледжа св. Павла стоит маленькая традиционная часовня св. Франциска Ксавьера. Одни говорят, что она была построена самим святым. Здесь он проводил часы в медитации. Другие считают, что она была построена уже после его смерти.

Руины монастыря и церкви св. Августина
Монастырь, сейчас полностью разрушенный, был построен 12 братьями-августинцами в 1572 г. сразу после их прибытия в Гоа 3 сентября. Церковь, тоже разрушенная, построена в 1602 г. Была в ценности и сохранности до 1835 г., когда португальское правительство запретило религиозные ордены. В 1842 г. обрушился свод, в 1931 г. – фасад. До сегодняшнего дня сохранилась только колокольня без колокола. Колокол в 1871 г. был перевезен в Панаджи, в церковь Мадонны Непорочного Зачатия.

Церковь св. Петра
Находится на дороге из Панаджи в Старый Гоа. Очень старая, построена в 1542 или в 1543 г. португальскими архитекторами. Сейчас сильно подпорчена временем. На одном из алтарей видно изображение св. Петра. На полу проглядываются почти стертые надписи. За главным алтарем просматривается деревянная рамка, украшенная морскими раковинами.

Через некоторое время после основания Гоа был присоединен к португальской колонии, и даже определенное время был его столицей. С самого начала город представлял собой форт, окруженный водой и защитными частоколами. На его территории были построены мечети и резиденция правителей. В 1550 году португалец Афонсо Де Альбукерке присоединил форт себе и сделал его колониальной столицей. В доказательство своей власти он уничтожил всех мусульманских жителей на территории крепости. Через пару столетий произошла крупная эпидемия, из-за которой все жители переселились в Панаджи, располагавшийся неподалеку. На сегодняшний день Старый Гоа и его здания представляют историческую ценность. Познакомимся с самыми интересными из них.

Базилика Бом Хесус

В этом месте находятся останки гоанского покровителя Франциска Ксавьера. В середине 20 века здание стало называться Малой Базиликой. Основано оно благодаря иезуитам, создавшим здание, сочетавшее в себе несколько необычных стилей. В Гоа нет подобных храмов, ведь построена Базилика без использования лепнины.

Внутреннее убранство храма достойно отдельного описания. В центре располагается алтарь, окруженный статуями из позолоты. Ризница украшена мрамором и драгоценными камнями. Здесь же находится гробница, созданная в 1698 году архитектором из Флоренции Джованни Фоджини. Все финансовые затраты тогда легли на плечи герцога Тосканского Козимо III. Святые мощи уложены в раку, вырезанную полностью из серебра. В ней есть несколько маленьких окон, где видно части тела гоанского покровителя.


Собор Святой Екатерины

Построен собор был португальскими мастерами. Строительство длилось ровно девяноста лет. Такой срок не случаен, ведь в результате появилось сооружение, ставшее самым большим храмом в Азии. Для португальцев привычным считается тосканский стиль, который и стал основным в архитектуре собора. Это великолепное сооружение имеет длину 76 метров, а ширину – 55. С самого основания собор окружали две сторожевые башни, но в 1776 году они обвалились. Со временем святыню восстановили, поэтому в настоящее время она имеет довольно необычный вид. Помимо всего прочего собор прославился своими колоколами. В одной из башен установлен самый большой колокол в Гоа, который местные жители прозвали «золотым». Его удивительный звон даже вдохновил одного писателя на написание стихотворения. Во времена инквизиции колокольный звон предупреждал о начале казни преступников.

Алтарь собора построен в честь святой женщины. У самого входа можно видеть купель, где покровитель Гоа встречал и крестил всех желающих. Каждое десятилетие сюда привозят его останки, чтобы местные жители или туристы смогли помолиться. Стены собора украшены многочисленными фресками, изображающими жизнь и мучения Святой Екатерины. В одном из залов можно также увидеть крест, который, по преданию, лечит больных людей. Он помещен в специальный короб с отверстиями, через которые можно коснуться к святыне.


Церковь Святого Каэтана

Эта церковь считается самой красивой в Старом Гоа. Частенько ее сравнивают с храмом Святого Петра. Возведено сооружение было в середине 17 века. Внутри церковь оформлена в барокко, а снаружи в коринфском стиле. В главном зале находятся многочисленные статуэтки ангелов и индийских мучеников. Среди всего убранства церкви выделяется деревянный колодец, стоящий на платформе. По мнению служителей церкви и местных жителей, это все, что осталось от прошлого индуистского храма.


Церковь Святого Франциска

Построена церковь в начале 16 века монахами. Но практически сразу было приказано ее снести. Современное здание появилось только в 1661 году. Воспоминанием о предыдущем сооружении стал вход, который решили оставить. Во времена властвования дона Мануэля был создан одноименный стиль, который нашел себя в архитектуре церкви. Двери украшены глобусами, окружающими крест, символизирующий португальские корабли. Также внимания туристов заслужили стены с необычным растительным орнаментом, плавно переходящим в потолок. На полу можно увидеть надгробия португальских святых.


Монастырь Святого Августина

В 1512 году августинцы построили храм Святого Августина. Со временем из маленького сооружения вырос целый комплекс, состоящий из монастыря и 4 минаретов. На тот момент это было крупнейшее сооружение в Гоа, построенное из латерита. Монастырь имел три уровня с широкими лестницами и делился на гостиницу и госпиталь.

В 1835 году, так уж получилось, но святыня оказалась заброшенной, а главный колокол перевезли в форт Агуаду. Сегодня от некогда величественного монастыря остались одни руины. В неплохом состоянии остались только одна из башен и многочисленные надгробные плиты.