Упражнение 1. Расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения, выделите жирным шрифтом.
1) Знаменитая русская летопись «Повесть временных лет» составленная из созданных в несхожие эпохи разножанровых отрывков определила надолго исторические представления наших учёных.
2) Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой хорошо освещённый изнутри храм окружённый крытыми галереями.
3) Почти не отступая от сюжета гоголевской повести и по возможности сохраняя характерный гоголевский язык Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
4) Современники Карла Брюллова воссозданные им на портретах - русские люди проникнутые благородными устремлениями жаждой жизни.
5) Нет ни одного русского живописца который побывав у моря не пытался бы изобразить морскую стихию пронизанную лучами восходящего солнца.
6) Узнавая в пути ранее неведомых нам людей приобретая друзей и недругов расширяя круг знакомых мы глубже постигаем самих себя.
7) Искусствоведы убеждены что работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова художник Крамской использовал созданные им ранее этюды и даже автопортреты поэта.
8) Архитектура Москвы наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств обрела отличающийся яркой самобытностью стиль.
9) Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
10) Пройдя не один десяток вёрст и почувствовав сильную усталость я прилёг в тени густой ветлы сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
11) Художник Айвазовский умел изобразить пену внезапно разбегающуюся по изгибам волн и морской песок просвечивающий сквозь пенистую воду.
12) В опере «Война и мир» написанной Сергеем Прокофьевым по роману Льва Толстого есть сцены оставляющие поистине незабываемое впечатление: первый бал Наташи Ростовой ночь в Отрадном.
13) Первая выставка передвижников открывшаяся в1871 году убедительно продемонстрировала существование в живописи складывавшегося на протяжении 60-х годов направления нового по мировоззрению и средствами изобразительности.
14) С высокого берега открываются залитые утренним блеском луга ещё не проснувшиеся от ночной дремоты спокойная синева реки блеск утренних небес и море травы.
Упражнение 2. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные члены (знаки препинания не расставлены).
1) Ехавший верхом
офицер натянул поводья.
2) Мальчик сломя голову
бежал по тропе.
3) Кругом было поле безжизненное унылое
.
4) Неостывшая от зноя ночь
блистала.
5) Освещенный солнцем еловый лес все-таки казался темным и мрачным.
6) Так и жила она без любви только надеясь на нее.
7) Они выбрались на поляну поросшую камышом и местами залитую водой.
8) Одетая в легкое белое платье она сама казалась белее и легче.
9) Три мужика сидели на куче мешков сваленных на палубе и задрав головы ждали распоряжений.
10) Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены.
Ответ:____________________________________________________________________________
Упражнение 3. Выполните тестовое задание. Ответы впишите в таблицу.
1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем
места были покрыты блестящим инеем.
б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный
.
в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться
деревьев.
г) Покрытые инеем
скалы уходили в неясную даль.
2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) Поднявшийся ночью
ветер раздувал пламя костра.
б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая
земля.
в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный
.
г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь
деньги купить себе патронташ и сумку.
3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Убаюканный сладкими надеждами
он крепко спал.
б) Сопровождавшие нас
крестьяне показали нужный нам дом.
в) Молодой паренек белобрысый и скуластый
подошел к нему несмело.
г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам
казалось печальным.
4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Огромное солнце тусклое и оранжевое
опускается в быстрорастущую тучу.
б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом
в тот же день написал ответ.
в) Весенней негой утомлен
я впал в невольное забытье.
г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью
мартовский снег.
5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Лицо ее полное и румяное
выражало важность и спокойствие.
б) Профессор увлеченный любимой темой
говорил долго.
в) Утомленный долгой речью
я закрыл глаза и зевнул.
г) Испещренное морщинами
лицо старика замерло в выражении томительной тоски.
6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.
б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным.
г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.
7. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?
а) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале.
б) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.
в) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика.
г) Павел пришел взволнованный.
8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Он споткнулся и едва удержавшись на ногах
ухватился за поручень.
б) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал.
в) Осмотрев больного
и выписав ему лекарства, доктор ушел.
г) По мокрому пирсу высунув язык
бегала собака.
9. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя
.
б) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег
мы поплывем до Батума.
в) Отвернувшись
он стал смотреть на другой берег.
г) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев
.
10. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) По мнению врачей, читать лежа
вредно.
б) Ростов нахмурившись
еще раз низко поклонился и вышел.
в) Нечего сидеть сложа руки
и дожидаться помощи!
г) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по обстоятельствам
.
Задание | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
Единый государственный экзамен
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Регион
КИМ №0010000327
Задание 1
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушливых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.
2) Острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.
3) Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам выжить в засушливых областях Америки.
4) Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.
5) Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поедания животными, от перепадов температур, а также создают тень.
ОТВЕТ: 13.
Задание 2
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Следовательно
Иными словами
ОТВЕТ: именно.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЛАСТЬ, -и, ж.
1) Крупная административно-территориальная единица. Московская область.
2) Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки.
3) Часть страны, территории. Северные области Европы.
4) Отдельная часть организма. Боли в грудной области.
ОТВЕТ: 3.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
озлОбить
отозвалАсь
нАчавшись
донЕльзя
принЯвшись
ОТВЕТ: начавшись.
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Будьте уверены, за свой ПРОСТУПОК мальчик ещё ответит.
Для настоящего альпиниста штурм этой вершины не ПРЕДСТАВЛЯЕТ затруднений.
После новогодних поздравлений началась РАЗДАЧА подарков.
Наступило ДЛИННОЕ молчание, прерываемое лишь пощёлкиванием приборов.
Гимнаст был среднего роста, КОРЕНАСТЫЙ и широкоплечий.
ОТВЕТ: длительное.
Задание 6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПЯТИСТАМИ метрами
почетные ТИТУЛЫ
СЛАДЧАЙШИЙ
душистого ШАМПУНЯ
ОТВЕТ: пятьюстами.
Задание 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 1) Уделяя особое внимание медицинскому обеспечению, уменьшилось количество простудных заболеваний среди пехотинцев. 2) В вашем докладе отражены волнующие проблемы генетиков всего мира. 3) Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью. 4) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения. 5) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник». 6) В основе сюжета пьесы «Власти тьмы» - история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина. 7) Двулетние растения в первый год своей жизни не только цветут, а накапливают питательные вещества в корнях. 8) Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили внимание на отличие этого здания от других кремлевских построек. 9) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 3 | 1 | 6 | 7 |
Задание 8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
сомн..ваться
д..ректива
альм..нах
т..рмометр
выт..реть
ОТВЕТ: вытереть.
Задание 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..горок, пр..тихнуть;
бе..конечный, ра..буженный;
зав..южить, об..ект;
п..дбежать, пр..бабушка;
без..сходный, сверх..нициативный.
ОТВЕТ: пригорок притихнуть или притихнуть пригорок.
Задание 10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
сирен..вый
позвяк..вать
задумч..вый
диков..нка
налаж..вать
ОТВЕТ: сиреневый.
Задание 11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
бор..шься
дремл..шь
постел..шь
ОТВЕТ: видишь.
Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку.
Теперь (не)легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.
Остался ящик с рукописями, никому (не)нужными.
Чего только (не)услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.
В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи.
ОТВЕТ: несчастной.
Задание 13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
(В)ДАЛЕКЕ огни то скрывались, то показывались опять, а потом вдруг исчезли, словно их КТО(ТО) накрыл платком.
ОТВЕТ: итак наконец или наконец итак.
Задание 14
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.Цифры укажите в порядке возрастания.
Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло - всё было выброше(4)оприбоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор.
ОТВЕТ: 234.
Задание 15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В хмуром небе низко летели журавли и громко и протяжно курлыкали.
2) Стёпушка то сидит редьку грызет то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает.
3) Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.
4) Его старая и сварливая жена целый день не сходила с печи беспрестанно ворчала и бранилась.
5) Подземный переход был закрыт и это сразу поставило Дмитрия Олеговича перед неразрешимой проблемой.
ОТВЕТ: 45.
Задание 16
Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
ОТВЕТ: 4.
Задание 17
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.
ОТВЕТЫ:12
Задание 18
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка -представляет собой хорошо освещенный изнутри храм , окружённый крытыми галереями .
Запятая 4 выделяет причастный оборот «окружённый крытыми галереями».
Причастный оборот «хорошо освещенный изнутри» НЕ обособляется, так как стоит перед определяемым словом.
Схема: ПО+ГС+ПО.
Запятая должна стоять на месте 4.
Ответ: 4
Актуальность: Используется с 2015 года
Сложность: обычная
Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку .
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И , отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
После длительного перерыва, возвращаюсь к Ярославлю.
Посреди Советской площади стоит ц. Ильи Пророка
. Церковь была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Возведенная первоначально на территории усадьбы храмоздателей, после реконструкции Ярославля по плану 1778 г., Ильинская церковь стала центром административной площади, одним из главных архитектурных сооружений города. С 1920 г. храм работает как музей (с 10 до 17-30, кр. понед.). Билет стоит 70р, разрешение на фотографирование около 150, но внутри никто его не проверяет.
Ранним утром площадь была пуста и туристов еще не было.
1.
2.
Подобно другим храмам раннего периода ярославского зодчества, Ильинская церковь с двух сторон обстроена двухъярусными закрытыми галереями, на которые ведут массивные крыльца на ползучих арках. К северо-западному углу паперти примыкает четырехъярусная шатровая колокольня, а с северной стороны композиция храма осложнена небольшим шатровым приделом, состоящим из нескольких ярусов кокошников. Вскоре после освящения церкви из Москвы была прислана в Ярославль высокочтимая святыня - частица ризы Христовой. Специально для ее хранения к западной галерее был пристроен новый придел, Ризоположенский, завершен он был стройным глухим шатром, удачно перекликающимся с шатром колокольни. Сложная композиция Ильинского храма, таким образом, была уравновешена по приципу коромысла: с запада (т.е. спереди) храм воспринимается как симметричный.
3. А это уже вид днем.
4. У входа в храм лежат камни с полустертыми письменами
5. Стены снаружи украшают изразцы с геральдическими орлами
Внутри все стены расписаны фресками.
6. Это Страшный суд
Фрески созданы в 1680г артелью из 15 мастеров и с тех пор ни разу не переписывались. Особенностью их является ""обмирщение"" сюжетов.
7.
8.
9.
10. Патриаршье место
11.Иконостасы
12.
13.
Между ул. Первомайской и Трефолева стоит Казанский монастырь . Основан в 1610 году на месте сгоревшего во время осады поляков в 1609 году старого монастыря. Святыней монастыря стал список с образа Казанской Божьей Матери, приобретенный в XVI веке. Нынче действующий женский монастырь.
В 1835-45 годах в центре монастырского ансамбля возводится новый, грандиозный собор Казанской Богоматери
. Это типичный памятник позднего классицизма, с присущей этому стилю строгостью, сухостью монотонного ритма колоннад.
14.
15.
16.
17.Также на территории монастыря есть ц. Сретения Господня
, 1878-1881.
В ц. Покрова Пресвятой Богородицы
, 1820-1830гг, также принадлежавшей монастырю ныне размещается планетарий, а также находится общеобразовательная школа "Провинциальный колледж".
18.
19.
На ул. Андропова и перпендикулярным к ней, находится множество кафешек - от пафосных до вполне скромных.
Здесь же - часовня св. благоверного князя Александра Невского
.
20.
Возведена в 1892 году по проекту Поздеева на территории, где в то время находился Мытный рынок. Представляет собой тип постройки "восьмерик на четверике", крытый невысоким шатром. С западной стороны - восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках, также с шатровым завершением. Ныне здесь размещается подворье Толгского монастыря.
21.
Неподалеку находится Cретенский храм
,1891-1895.
22.
Этот шатровый храм в псевдорусском стиле, с часовней и оградой, возведен по проекту ярославского архитектора Поздеева в 1891-95 на средства табачного фабриканта Дунаева. Ее высокий шатер, возведенный на месте церкви 17 века, по сей день доминирует над историческим центром города. В советское время использовалась для производственных нужд. В настоящее время церковь действующая.
23.
На одной из центральных улиц Ярославля - Первомайской, находится Знаменская церковь
, 1897г.
24.
Церковь пристроена к восточной стороне Власьевской (Знаменской) проездной башни городских укреплений XVII в. В средневековье над воротами каждой башни висела икона; иногда она была написана прямо на стене. На Власьевской башне висел образ Знамение Богоматери, перед которым в 1 пол. XVIII в. поставили деревянную часовню. Новый храм построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в «древнерусском стиле».
25.
Чуть левее приземистое здание Ротонды
с ионическими колоннами по фасаду
26.
Правее от Знаменской церкви - театр им. Волкова
.
27.
Продолжение следует...
Задание 16
(ВНИМАНИЕ: может быть один ответ)
Вариант 1
1.
Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку (2) наивно глядевшую на меня (3) с высокой кручи.
Вариант 2
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) направления (5) нового по мировоззрению и средствам изобразительности.
Человек на длительном историческом пути создал такие удивительные виды искусства, как музыка, поэзия, живопись, зодчество, ваяние (1) повествующие своим языком (2) о многообразии мира (3) окружающего нас.
На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.
Архитектура Москвы (1) наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств (2) обрела (3) отличающийся яркой самобытностью (4) стиль.
С высокого берега открываются (1) залитые утренним блеском (2)луга (3) ещё не проснувшиеся от ночной дремоты (4) спокойная синева реки, блеск утренних небес и море травы.
Современники Карла Брюллов a (1) воссозданные им на портретах (2) - русские люди (3) проникнутые (4) благородными устремлениями, жаждой жизни.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель
художников» – первую общественную организацию художников в России
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.
Старинные решётки были оплетены хмелем и мышиным горошком (1) висевшим целыми бледно-зелёными кучками (2) с (3) разбросанными кое-где (4) бледно-лиловыми кисточками цветов.
Вариант 3
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Не зажигая огня (1) я сел (2) у открытого окна (3) выходящего в давно заросший (4) сад.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Степной простор (1) весь осыпанный тонкой золотой пылью (2) кажется безбрежным, в густой траве дрожат (3) переливаясь и вспыхивая (4) бриллианты крупной росы.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Кругом были поля, глушь исконной, серединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная заглохшими колеями (4) дорога.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А.Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.
Вариант 4
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На краю неба что-то чернеет, растёт в грозовую тучу и (1) отделившись от горизонта (2) движется очень быстро (3) приближаясь (4) к деревушке.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Знаменитая «Риторика» М.В. Ломоносова (1) включившая лучшие произведения отечественной словесности (2) стала первой в России хрестоматией художественной литературы (3) отражающей также многие теоретические вопросы развития (4) русского литературного письменного языка.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство (4) и проделал остаток пути пешком.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.
Вариант 5
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой
нашего времени».
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вронский сумел заметить сдержанную оживлённость (1) играющую в её лице (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей её румяные губы.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
Вариант 6
(в основе заданий – задания из Банка открытых заданий)
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Громом возвестив весну (1) гроза звенела (2) по траве (3) давно ожидавшей влаги и прохлады.
Вариант 7
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке (3)длинный ряд тёмных килей (4) напоминающих (5) хребты громадных рыб.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами (2) разъярённого ветра (3) трещат (4) иногда царапая (5) иглами по коре дерева.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сразу же за рекой (1) поднимаясь (2) вверх (3) виднелись скалистые горы (4) очерченные внизу (5) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Туман (1) редея (2) ползёт вверх (3) сливаясь (4) с быстро несущимися (5) тучами.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать (5) белый пух этой ночи и поднимать тяжёлые пласты.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Во время северной ночи (1) напоминающей утренний рассвет (2) стоящий на пригорке посёлок и (3) окружающий его редкий лес (4) кажутся особенно мрачными.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
Вариант 8
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов (1) став по воле Павла Первого (2) вице-президентом Академии художеств (3) широко распахнул двери для людей всякого звания (4) желающих по вечерам заниматься в Академии рисованием.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата» Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2) уже существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об абсолютной свободе её создателя.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Берёза (1) принаряженная зелёными клейкими листьями (2) стояла посреди поляны (3) радостно подставляя свои ветви (4) весеннему солнышку.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впечатление от этой глубокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле (1) неподвижно стоявшем (2) посреди (3) наполнившейся редкими льдами (4) бухты.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
О выступы скал бились взволнованные (1) и грозные волны (2) и (3) пенясь (4) разбивались на тысячи мелких брызг.
Вариант 9
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Структура научного произведения (1) обусловленная комплексом факторов (2) связанных со спецификой (3) научного мышления (4) отличается от организации публицистического текста.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько лет подряд я проводил летние месяцы на даче под Солотчей вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Избы стояли (1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старик дремал(1) прикрыв лицо (2) шапкой, а внук (3) подперев подбородок ладонями (4) смотрел на лес (5) черневший вдали.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Приближаясь к роще (1) Дубровский услышал (2) удар топора и треск дерева (3) повалившегося на землю.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Уже в наше врем я исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3)держась (4) недалеко от берега.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
Вариант 10
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солдаты (1) войдя в деревню (2) увидали (3) дома (4) сгоревшие дотла.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поджав по себя (1) по-турецки (2) ноги (3) хозяин сидел посреди комнаты (4) увешанной коврами.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вокруг расстилались (1) снега (2) блестящие на солнце (3) голубели льды (4) сияя переливающимися обликами.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каждое утро (1) просыпаясь на рассвете (2) слышал я знакомые звуки (3) доносившиеся с озера.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Три мальчика (1) хватают четвёртого, тащат его к воде и (2) зайдя до колен (3) начинают раскачивать (4) стараясь бросить его подальше.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внук Василь (1) подперев подбородок ладонями (2) и (3) сощурив глаза (4) рассеянно смотрел на реку, на сосновый лес (5) резко черневший среди пожара зари.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он вспомнил, что (1) уходя (2) не запер дверь на террасу (3) и (4) возвращаясь назад на дачу (5) в сердцах проклинал и себя, и всех гостей.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он (1) стоя на камне (2) расписанном узором лишайника (3) любовался (4) оживающей природой (5) полярной страны.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сказки бабушка сказывает (1) наклонясь к моему лицу (2) и (3) заглядывая в глаза мне расширенными зрачками (4) точно вливая в сердце моё силу.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каштанка (1) увидев кота (2) отскочила, присела и (3) протягивая к нему морду (4) залилась громким лаем.
Задание 16
Обособленные члены предложения
(в основе заданий – КИМы прошлых лет)
1 тест
2 тест
3 тест
4 тест
5 тест
6 тест
7 тест
8 тест
9 тест
10 тест
1 вариант
13
234
1
3
134
12
14
4
1
12
2 вариант
125
13
12
12
34
123
1234
134
1234
1
3 вариант
13
1234
134
1234
12
12
12
4
4
12
4 вариант
24
34
1234
123
1234
123
1234
14
123
234
5 вариант
123
12
134
123
14
123
124
24
134
14
6 вариант
1
134
1234
134
123
123
124
123
123
13
7 вариант
13
123
124
134
134
34
123
1234
12
1
8 вариант
123
123
124
134
124
12
1234
123
1
34
9 вариант
124
24
12
1345
13
34
14
123
123
123
10 вариант
124
34
234
123
234
145
1245
123
14
1234