Трудности, с которыми сталкивается современный монастырь, расположенный в городе, и возможности их преодоления. Что такое монастырь и зачем он нужен? Что такое православный монастырь

Так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество - удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской - побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру - хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков - подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах - в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками - от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь - это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика - подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки - первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва - стоит и мир. Это главная работа монахов - молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм , но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило ;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника , который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество - это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество - достойное решение ребенка, и поддержка родителей - важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником - человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание - христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу - первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов - тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон - всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие - это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое - обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание - отсечение своей воли перед всеми - старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего - остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Монастырь Матхо был основан ламой Дугпа Дордже в самом начале XVI века – это единственная ладакхская обитель, принадлежавшая некогда секте Сакья-па, одной из школ буддизма. Он находится в 30 километрах от города Леха, напротив монастыря Тикси (на противоположном берегу Инда).

Мировую известность монастырь приобрел, благодаря своим превосходным древним тханкам (им более четырехсот лет) и фестивалю Матхо Награнп.

Тханки и редкая коллекция одежды XVI века представлены в музее монастыря, а фестиваль проходит в конце февраля – начале марта. На него стараются попасть многочисленные паломники и туристы, ведь именно в это время можно задать волнующие вопросы двум избранным монахам-оракулам, которые, по рассказам местных жителей, после продолжительного поста и медитаций впадают в транс.

Кульминация праздника – хождение монахов с завязанными глазами по парапету монастыря и предсказывание будущего.

Монастырь Шей

Статуя Будды размером в три этажа, покрытая пятью килограммами золота... Это чудо вы можете увидеть, посетив монастырь Шей в городе Лех.

Огромная статуя высотой 12 метров занимает почти весь монастырь, а именно - три его этажа. На первом этаже находятся ступни Будды, "подошвами указывающие наверх", на втором - тело, а на третьем - сама голова Великого в окружении ламп, которые горят постоянно в знак чистоты и божественности места.

Стены всего храма изнутри полностью украшены фресками и росписями. Они изображают Будду во всем многообразии его жизней и перерождений.

Рядом с монастырем находится поле, на котором местные жители проводят кремацию покойников. Сначала монахи отпевают покойника дома по специальным обрядам, затем его сжигают и под пение лам пепел развеивают над водой.

Монастырь Шей также и эпицентр двух главных праздников в году. Первый проходит в июле-августе и знаменует собой начало посева урожая. В этот день жители окрестных сел приходят в монастырь, и монахи проводят специальные обряды для того, чтобы урожай был хорошим. Второй праздник - день сбора урожая. Селяне приносят в монастырь часть своего урожая в качестве дара следующему посевному сезону.

Монастырь Алчи

В 69 километрах от Леха находится один из самых старых буддийских монастырей.

Монастырь Алчи был построен в XI веке. Позже к главному храму были пристроены еще пять, которые были построены в конце XII начале XIII веков. В комплекс храмов входит огромная статуя Будды, деревянная резьба и декор, множество великолепных скульптур и картин. Художественные и духовные особенности буддизма и индуизма переплелись при кашмирских царях, в результате этого росписи монастыря особенно интересны.

Монастырь состоит из шести главных строений: три из них более ранней постройки - это Дукханг, или главный храм, где ламы собираются для религиозных церемоний Сум-тсег, или трёхъярусный храм а также Большой и Маленький чортены. К более поздним постройкам относятся примыкающие к храму Сум-тсегу храм Манджушри (Джампал Лха-кханг) и Лотсава Лха-кханг (храм Переводчика) храмы Сома Лха-кханг и Канджур Лха-кханг.

Монастырь Тиксе

Недалеко от города Лех, на холме, возвышается монастырь Тиксе, выполненный в лучших традициях архитектуры и искусства Ладакха.

Сразу на входе посетителей встречает колесо-хурде. Внутри него находятся чудотворные мантры, и каждый пришедший должен повернуть колесо для благополучия всей округи и себя самого.

Пройдя внутрь монастыря, вы попадаете в старую гомпу, а затем - в святая святых - Зал Донаторов, Защитников Дхармы, где проводятся службы, ритуалы, молятся ламы. Стены украшены искусными фресками. К сожалению туристов, фигуры Защитников Дхармы скрыты от глаз посетителей, так как считается, что вне сакрального места церемонии духи могут нанести непоправимый вред всему живому и нарушить покой мира.

Со второго этажа монастыря открывается живописная панорама окрестностей.

Гомпа имеет при себе небольшую библиотеку, где хранятся сакральные тексты и учения буддистов. Также здесь имеется лавка, где можно приобрести благовония и травы, собранные в округе.

Монастырь Фьянг

Представьте сотни людей в национальных индийских одеждах, танцующих посреди города. Людей в потрясающе красивых или изображающих чудовищ масках. Весь город участвует в празднестве, и вы тоже - участник этого действа. Все это - фестиваль в монастыре Фьянг, который является вторым по значимости религиозным фестивалем Индии.

Не имеет значения, буддисты вы или нет, но происходящее точно поразит вас. Яркие краски, национальная музыка, традиционные костюмы не оставят равнодушными даже самого искушенного на представления зрителя.

Сам монастырь Фьянг располагается в одноименной деревушке. Туристов очень порадует факт наличия там множества мест, где можно остановиться, а также демократичные цены.

Монастырь Спиту

Монастырь Спиту (Джамму и Кашмир) или, как его еще называют, Спитук Гомпа был построен почти 550 лет назад в окрестностях индийского города Ладакх, на одной из скал, возвышающейся над деревней Спитук. Здесь есть два древних храма, одному из которых более 900 лет. По легенде название монастыря означает «достойный подражания». Имелось в виду, что здесь будет жить и нести службу монастырское сообщество, подающее другим пример. Или, наоборот, уже является примером.

В храмах монастыря можно увидеть самые различные реликвии - оружие, коллекции масок, канонические тексты, фрески, изображения божеств на стенах, статуи Будды, богов и богинь. А в самом большом храме Гонкханг, возвышающемся над остальными, хранятся тантрические маски. Их и по сей день используют во время главного фестиваля Гурстор в середине зимы, который завершается жертвоприношением священного пирога.

Монастырь Ридзонг

История монастыря Ридзонг начинается, когда в XVIII веке сюда пришел Лама Цултим Нима. Он уединился в пещере для медитации, и ему настолько понравились здешние места, что он остался, создав небольшой скит. Многие монахи узнали о Ламе и начали приходить к нему и просить учения. Вскоре скит стал мал, и Лама Цултим Нима решил построить монастырь.

Место было выбрано неслучайно - здесь было все необходимое: вода, топливо и многочисленные пещеры, где монахи могли медитировать.

На данный момент монастырь состоит из трех главных построек, в двух из которых находятся статуи Будды, а в третьей - ступа. В самом центре монастыря Ридзонг расположен реликварий, где хранятся мощи настоятеля.

У монастыря в подчинении находится женский монастырь Джуличен. Ридзонг сообщает, какая помощь им необходима, и женщины выполняют заданную работу, свободное время отдавая медитациям и изучению философских учений.

Ридзонг до сих пор славится строжайшими правилами, которые делают монахов очень чуткими и покладистыми.

Монастырь Хемис

Монастырь Хемис никогда не был самым красивым и живописным или самым большим. Однако его имя известно не только на территории Индии, но и по всему миру.

А известен монастырь благодаря своим легендам и ярким праздникам, проводимым в его стенах. Одним из таких праздников является фестиваль, посвященный рождению Падмасамбхава. Считается, что он жил для повышения уровня духовности людей. Падмасамбхав родился на десятый день пятого месяца года обезьяны, а это значит, что и праздник проводится раз в 12 лет. Во время фестиваля создается алтарь, на который приходящие люди приносят дары: святую воду, рис, ароматические палочки и благовония. Музыканты играют на традиционных музыкальных инструментах, а монахи исполняют ритуальный танец, отождествляющий их с просветленными существами.

Последний фестиваль прошел в июне 2009 года, то есть следующий состоится только в 2021 году, но монастырь интересно посетить и просто так, когда там тихо и безлюдно, а атмосфера располагает к умиротворению и медитациям.

Буддийский монастырь Санкар Гомпа

Санкар Гомпа – буддийский монастырь, расположенный недалеко от центра Леха.

Монастырь находится на холме в живописном месте: с одной стороны его окружают деревья, а с другой холм соединен с Шайоком и Нубрской долиной. Монастырь относительно небольшой – здесь живут двадцать монахов, из которых только несколько находятся в здании постоянно.

Для туристов, которые интересуются индийской культурой, монастырь открывается всего на несколько часов утром и вечером, поэтому лучше заранее спланировать свое посещение. В вечернее время монастырь предстает в своей особой красоте, которую ему придают лучи заходящего солнца.

Монастырь Ликир

Ликир был основан в XI веке тибетскими монахами. Главной достопримечательностью монастыря является огромная позолоченная статуя Будды – Майтрейи. Она находится во внутреннем дворе монастыря. Другой особенностью Ликира является музей, который содержит средневековое оружие, музыкальные инструменты, украшения, исторические документы, тханки, монеты, ладакские костюмы и посуду, принадлежащие королям Ладака.

Но в первую очередь Ликир это монастырь. Здесь живут 150 монахов, которые в свободное от молитв время проводят экскурсии по монастырю.

Монастырь Цемо

Монастырь Намгьял Цемо (Намгьял Цемо гомпа) – буддийский монастырь, расположенный в Лехе.

Намгьял Цемо был возведен в XIV веке по указу царя Таши Намгьяла, который изображен на одной из многочисленных фресок монастыря. В Намгьял Цемо также имеется большая коллекция древних книг.

Намгьял Цемо гомпа – главный монастырь Леха. В первую очередь он знаменит статуей Будды Майтрея (или Будды Будущего), размер которой сравним с трехэтажным домом. Монастырь украшен молитвенными флагами и особенно прекрасен в утренние часы, которые идеально подходят для медитации и встречи рассвета.

Однако туристам следует знать, что подъем в гору – занятие не из легких, поэтому необходимо подготовиться к посещению монастыря заранее.


Достопримечательности Леха

Как «община монахов». Монастырь - это комплекс построек, в которых проживают принявшие монашеский обет люди на постоянной основе. Кроме монахов и послушников во многих монастырях могут жить по несколько дней паломники.

Первые монастыри появились в Палестине и Египте в 4 веке, быстро распространяясь по всему миру. В нашей стране первый монастырь возник в 11 веке. Речь идет о знаменитой Киево-Печерской лавре, которая функционирует и по сей день. Лавра - это крупный монастырь.

Монастыри женскими, мужскими и смешанными. Жизнь в протекает по строжайшему уставу, под руководством духовного настоятеля. В первую очередь желающий всю свою жизнь провести обязан принять монашество или монашеский обет. Монашеский обет заключается в отказе от всех благ цивилизации, в обречении себя на безбрачие и, соответственно, на бездетность. Смысл жизни монаха состоит в служении Богу, в просветительской деятельности.

Но перед столь ответственным шагом подавшийся в монастырь человек какое-то время должны быть послушником, затем полумонахом. В течение этого периода он может в любой момент покинуть монастырь. Послушникам позволено трудиться и молиться, читать духовную литературу. За каждым послушником закрепляется духовный наставник, который обязан не допустить легкомысленных, опрометчивых решений послушника.

Монастыри финансируются за счет государственных и частных источников. Кроме того, почти каждый монастырь находится на собственном хозяйственном обеспечении. В монашеских обителях имеются огороды, сады, скотные дворы, ежедневно дарующие монахам пищу. Причем, питание в монастырях достаточно скудное, а все посты должны соблюдаться в полном объеме. Но тех, кто решил посвятить себя службе Богу, не пугают такие ограничения. Ведь монахи по призванию делают выбор в пользу духовной, а не материальной жизни.

Видео по теме

Источники:

  • Монашество
  • Истории монастырей

Совет 2: Как называются настоятели православных монастырей

Православные монастыри всегда считались оплотом христианского благочестия. Многие современные монашеские общины располагают целым комплексом, состоящим из нескольких храмов и монашеских корпусов. У каждого монастыря есть свой настоятель.

Настоятелями православных монастырей являются заслуженные и опытные игумены или . Эти священнослужители имеют духовный опыт учительства. Игумены и архимандриты являются священниками, которые в свое время приняли на себя монашеский постриг. Настоятель монастыря считается главой конкретной монашеской общины.


Настоятели монастырей избираются на усмотрение правящего архиерея той епархии (церковной области), в ведении которой находится монашеская . Иногда управителем православного монастыря может стать . Однако, по вступлении на должность, автоматически дается сан игумена. За выслугу лет уже становится архимандритом.


В хритсианстве существуют также и женские монастыри, которые не остаются без своего управляющего. Настоятельницами женских общин считаются игуменьи. Игуменья занимает административную должность, она может на свое усмотрение избирать устав монашеской общины. Однако игуменья не принимает участие в священнослужении, потому что женщина не может быть православным священником. В женских монастырях служат священники мужского пола, именуемые иеромонахами или игуменами (в этом случае должность игумена давалась еиеромонаху за заслуги или выслугу лет). Игуменья не принимает таинства рукоположения во священство. В православии существует отдельный чин поставления в игуменьи. На эти должности назначает епископ епархии.


Кроме этого, настоятелями некоторых особо крупных монастырей (лавр) могут считаться правящие архиереи епархии или даже сам патриарх. Монастыри, в которых главным настоятелем считается предстоятель Русской Православной Церкви, называются ставропигиальными. Именно поэтому патриарха Московского и всея Руси могут именовать священноархимандритом. Например, в Троице-Сергиевой Лавре патриарх Кирилл является священноархимандритом.


Из истории основания некоторых монастырей известно, что первыми игуменами монашеских обителей были святые люди. Например, Сергий Радонежский, Феодосий Киево-Печерский, преподобный Савва Освященный и многие другие.


Введе́нская О́птина пу́стынь – это известный мужской монастырь Православной церкви. Оптина пустынь на карте расположена неподалёку от города Козельска в Калужской области и принадлежит к Калужской епархии.

На протяжении многих десятилетий Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь считается одним из наиболее почитаемых православными христианами мест на территории

Во всех углах земли русской идёт слава о доброте и мудрости оптинских старцев, которые готовы молиться за каждого, поднимут ослабевшего и помогут совершившему ошибку. И сегодня люди стремятся посетить эту святую обитель в надежде улучшить что-то в своей жизни, дать своей измученной проблемами душе отдых и покой. Здесь каждый получает возможность прикоснуться душой к чему-то светлому и высокому, наполниться мудростью и получить помощь и совет в Оптиной пустыни.

Монастырь и по сегодняшний день сохранил атмосферу чистоты и умиротворения. От мирской суеты и шума обитель и её жителей отделают река Жиздра и бор .

История Оптиной пустыни

Оптина пустынь являет собой живой и яркий пример духовного возрождения России. Построен Оптинский монастырь был на опушке соснового леса. От ближайшей деревни его отделяла речка Жиздра. Открытие обители в этих местах положило начало духовному росту. Пришедшие в монастырь старцы обладали чудотворными дарами исцеления, утешали всех страждущих и помогали им найти свой истинный путь.

Интересные факты о монастыре:

В 1987 году этому святому месту был возвращён его прежний статус. Монастырю вернули все ценности, требы и постройки, как духовные, так и хозяйственные. В течение года проводилась активная реставрация монастыря, и вскоре там начали проводиться богослужения.

Оптина пустынь как центр духовной жизни

В 1821 году в монастыре построили скит, куда могли прибывать все страждущие. Постепенно эта обитель превращалась в духовный центр всей православной России:

Первая Божественная литургия после возвращения монастыря в собственность Русской православной церкви была отслужена в 1988 году в праздник Владимирской иконы Божией матери – 3 июня.

Храмы Оптиной пустыни

Если рассмотреть карту Оптиной пустыни, она выглядит почти квадратной. В центре располагается основной храм – Введенский собор. Вокруг этого собора расположены другие церкви:

  1. С северной стороны выстроена церковь святой Марии Египетской. Она была перестроена из трапезной в 1858 году.
  2. К югу от Введенского собора расположена Казанская церковь. Её построили в 1811 году.
  3. В восточном направлении находится Владимирская церковь.

Введенский храм является главным храмом монастыря . Он был построен в 1750-1771 годах и освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сегодня в этом храме располагаются мощи святых Оптинских старцев – Нектария и Амвросия. Здесь же можно увидеть и Казанскую Икону Божией матери, которая особо почитается православными христианами.

В этом храме имеются три придела. Главный – Введения в Храм Пресвятой Девы Марии. Южный придел в честь Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских. Северный придел в честь святого преподобного старца Амвросия Оптинского.

Казанская церковь

Эта церковь , воздвигнутая и освящённая в честь Казанской иконы Богородицы, была открыта в 1811 году. Центральным престолом храма является престол Казанской иконы Божией матери. Южный престол – Крестовоздвиженский, а северный – святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.

В этом храме находятся мощи преподобных старцев Антония, Исаакия и Моисея.

В наши дни в этой церкви проводят ежедневные вечерние богослужения . По выходным и праздничным дням также служат поздние литургии.

Владимирский храм

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был некогда полностью разрушен и вновь восстановлен лишь в 1998 году. У церкви имеется единственный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Храм Марии Египетской

Храм был возведён в 1874 году. Он располагается за пределами монастырских стен, рядом с монастырской трапезной и гостиницей. Здесь совершают обряды отпевания усопших и крещения.

Другие храмы Оптиной пустыни

Кроме перечисленных храмов , на территории монастыря Оптина пустынь есть ещё несколько церквей:

Уже в 2005 году по распоряжению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго был заложен храм Преображения Господня.

Иоанно-Предтеченский скит

Этот скит в Оптиной пустыни был построен за монастырской рощей, дабы укрыть его от взоров посторонних людей. С этой целью рубить лес в этом месте было строжайше запрещено.

На территории скита ещё сохранись небольшие домики, в которых в своё время останавливались Достоевский и Гоголь.

Здесь же находится одна из старейших построек монастыря – Церковь Иоанна Предтечи. Богослужения в этом храме проводятся по особому скитскому уставу круглосуточно.

В храмах в честь святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского, а также в честь Архангела Михаила регулярно проводят водосвятные молебны для паломников. Здесь же располагается гостиница для паломников.

Любой желающий может посетить главные храмы монастыря и получить свободный доступ к находящимся там святыням.

Для паломнических посещений двери монастыря открыты с 5 часов утра до 11 часов вечера. Даты посещения храмов Иоанно-Предтеченского скита можно уточнить на сайте обители.

Посетители могут видеть лишь часть территории, но братская часть для них недоступна. В храмах монастыря строжайше запрещается ведение кино и фотосъёмки.

Посетить монастырь можно лишь в строгой закрытой одежде. Женщины, независимо от возраста , должны надеть длинную юбку, платок, закрыть руки и плечи. Мужчины должны быть в брюках и рубашке с длинным рукавом.

Расписание богослужений и исповедей можно уточнить на официальном сайте Монастыря Оптина пустынь Калужской области.

Доехать до города Козельска Калужской области из Москвы можно на автомобиле по Киевскому или Калужскому шоссе. За городом Обнинском эти дороги сходятся.

По Киевскому шоссе от Москвы необходимо ехать в направлении Калужской области, но не заезжая в саму Калугу. Хотя многие паломники предпочитают проехать через центр Калужской области и следовать далее через небольшие и очень живописные населённые пункты. Из Москвы можно добраться до Козельска на рейсовом автобусе от станции Юго-западная или Тёплый Стан.

От города Козельска на карте необходимо проехать ещё 3 километра до самой обители. Можно воспользоваться такси от автостанции, а можно проехать на маршрутке и остаток пути пройти пешком (около полутора километров).

На сайте монастыря можно увидеть варианты паломнических экскурсий с двух или трёхдневной программой.

"Светильник Руси" - так называли в конце XIX века. Здесь зародилось русское старчество. Что это такое - об этом узнаем позже.

Сейчас при большинстве монастырей и храмов есть икона "Собор Многие люди знают о трех братьях-насельниках, убитых на Пасху 1993 года. Паломничества в монастырь совершаются регулярно. Отзывы об Оптиной пустыни самые восторженные. А мы в свою очередь расскажем о монастыре более подробно.

История монастыря

Существуют три версии возникновения сей обители Божьей. Согласно первой, в XIV веке в Калужских лесах жил свирепый и грозный разбойник Опта. Он был предводителем разбойничьей "братии". Нападал на купеческие обозы, грабил их, а людей жестоко убивал.

История умалчивает о том, что произошло с могучим Оптой, почему он вдруг пересмотрел свою жизнь. Взглянул на нее с другой стороны и ужаснулся. Тут же оставил разбойничью ватагу. Начался путь раскаявшегося грешника к Богу. Опта принял постриг с именем Макарий и стал основателем Оптиной пустыни в непроходимых лесах под Козельском.

Согласно второй версии, все гораздо проще. Дата основания обители неизвестна. Почему она называется Оптиной? Потому что раньше была смешанной, то есть и для монахов, и для монахинь. А таких подвижников называли оптиными.

И третья версия повествует, что обитель была основана неизвестными подвижниками. Они уходили подальше от глаз людских, в под Козельском, за рекой Жиздрой, - то самое место, где можно укрыться от посторонних глаз. Земля здесь непригодна для хлебопашества, а значит, никто не будет на нее посягать.

Так или иначе, но святая Оптина пустынь - один из старейших монастырей современной России.

1625-1796 годы

По отзывам, Оптина пустынь - то место, где благодарно отдыхает измотанная суетой душа. И так было с момента становления обители.

Что мы знаем о первых ее "шагах"? Известно, что в 1630 году вместо роскошного монастыря стояла лишь деревянная церковь. Картину довершали несколько келий. А братии насчитывалось всего 12 человек. Не густо, по сравнению с последующими годами.

И тем не менее обитель существовала. Под управлением иеромонаха Феодора братия несла свое послушание. Царь тогдашний, Михаил Федорович, выделил обители землю под огороды, подарил мельницу. А в 1689 году был построен на территории монастыря Введенский собор. Жизнь в обители потихоньку налаживалась.

Увы, но в 1704 году и мельницу отобрали, и запретили использовать для рыбной ловли. Насельникам стало совсем туго, но с Божьей помощью они продолжали свою жизнь. Монастырь беднел, его хозяйство приходило в упадок. Да еще и Петр I постарался, издал указ, согласно которому обитель должна была платить в государственную казну оброк. Естественно, что эта "дань" своему же царю была не по силам обнищавшей обители. А Петру и дела нет: деньги нужны на войну со шведами, вот и собирал со всех.

В 1724 году бедность была такая, что Оптину пустынь упразднили. И теперь она отходила к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Зачем это сделали? Во-первых, из-за того, что в Оптиной было очень мало насельников. Всего 12 человек. Монастырь считался "малобратским". А во-вторых, неподъемный оброк имел место.

Правда, продолжалось это объединение с Белевским монастырем два года. В 1726 году обитель была восстановлена как самостоятельная. Указом Екатерины I, кстати. Но за эти два года деревянные постройки обители развалились, пришли в полнейшую негодность.

Спустя год, в 1727-м, Оптиной пустыни вернули ее мельницу - подарок царя Михаила Федоровича - и доступ к рыбной ловле.

Монастырь потихоньку поднимался. Так, в 1741 году начали строить колокольню. А в 1750-м - храм Введения Пресвятой Богородицы. Строительство длилось почти 10 лет.

Но снова реформы. На этот раз Екатерине II захотелось вмешаться в жизнь монастыря. Недолго раздумывала императрица. С ее легкой руки, а именно благодаря реформе, Оптина пустынь стала заштатным монастырем Крутицкой епархии. Случилось это в 1764 году.

Прошло 9 лет. Монастырь сумел отстроить соборный храм. Помогли щедрые благодетели. Но внутри обители было все очень грустно. В 1773 году в ней осталось всего 2 монаха. И те - старики.

Неизвестно, чем бы дело закончилось, но в 1795 году в обители побывал митрополит Калужский и Московский Платон. Дивное место настолько понравилось ему, что митрополит распорядился отправить в обитель очень опытного монаха. Иеромонах Авраамий стал ее настоятелем.

XIX век

Это расцвет обители. Начало века ознаменовалось строительством новой колокольни, Казанского монастыря, больничной церкви. Население обители расширилось уже до 30 человек. Авраамий оказался замечательным руководителем. Он устроил внутренний распорядок, строго следил за внешним расцветом Оптиной пустыни. Он был и наместником, и строителем, и зодчим.

Тогда же был устроен скит при обители. Здесь селились те, кто хотел безмолвной жизни. Люди со всех сторон потянулись в монастырь. Обитель жила не только пожертвованиями благодетелей. Император Павел Петрович обратил внимание на этот монастырь под Калугой. Оптиной была подарена мукомольная мельница и выделено 300 рублей ежегодно.

В XIX веке начался расцвет старчества в монастыре.

Старчество

Старцы Оптиной пустыни, по отзывам, помогают молниеносно. Все они прославлены в лике святых.

С чего же начиналось старчество? С митрополита Филарета. Когда он пришел к власти, то всячески поддерживал возрождение старчества в Оптиной пустыни. Сам очень любил безмолвие, часто посещал обитель, иногда оставаясь там на несколько недель. Именно Филарет пригласит в монастырь двух отшельников - Моисея и Антония. Как можно догадаться, они и стали первыми Оптинскими старцами. Преподобный Моисей Оптинский и преподобный Антоний Оптинский были учениками тех, кто учился у Паисия Величковского. Этот старец видел необходимость возрождения и продолжения старчества как спасения для человеческих душ.

А преподобный Амвросий Оптинский? Великий святой, канонизированный в 1988 году. По его молитвам сегодня совершаются чудеса. Всего известны 12 Оптинских старцев.

Увы, но сейчас такого расцвета старчества уже нет. Ни в Оптиной, ни еще где-либо. Это были последние "светильники" на Руси.

XX век

Отзывы об Оптиной пустыни самые лучшие. Люди приезжают туда насладиться красотой обители, помолиться у мощей старцев, посетить могилки новомучеников. Каждый едет со своим, и для всех находится там утешение.

Увы, но XX век оставил в истории обители свой след. Сначала красавицу Оптину превратили в дом отдыха. По рассказу местной жительницы, она была еще совсем ребенком, когда закрывали обитель. Помнила, как колокола скидывали. И вот, решила новая власть дом отдыха в монастыре сделать. Директор его собрал местную ребятню, подарки им дал. Дали и скребки, чтобы лики святых угодников Божьих соскребали.

Страшное зрелище представляла собой поруганная обитель. Дом отдыха недолго просуществовал. Вскоре прямо в храме Казанской Божьей Матери стали держать сельхозтехнику.

Храм Владимирской Божьей Матери был полностью уничтожен. Такая же участь постигла и церковь Всех Святых. Рядом с ней находилось братское кладбище. На нем построили дачи. Рассказывают, что из мраморных надгробий делали опоры для пола. И где-то сейчас находятся дома, чьи хозяева ходят по полу, основой для которого стало надгробие и кладбищенский крест...

Возрождение

Все началось в 1987 году. Легко себе представить, в каком виде обитель была передана РПЦ. И что увидели монахи, которые приехали сюда для ее восстановления. 17 ноября 1987 года советская власть вернула разоренный монастырь монахам. А уже в июне 1988 года начали служить первые литургии во Введенском соборе.

В 1988 году был причислен к лику В 2000 году Собор Оптинских Старцев был прославлен для всеобщего почитания.

Сегодня Оптина пустынь - один из красивейших монастырей, куда ежедневно съезжается множество паломников.

Пасха красная

Это название книги про убиенных на Пасху 1993 года Оптинских насельников: иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта. И говоря о монастыре, нельзя не рассказать об этом.

Что произошло 25 лет назад, 18 апреля? Были убиты монахи. Убиты предательски, ножом в спину. А точнее, самодельным мечом. Просто за то, что они - монахи.

История, приведенная ниже, описана в книге "Пасха красная". Здесь она в обобщенном виде. Свидетельство реальное.

Пасха, как известно, - один из самых главных христианских праздников. Позади остается пост. После службы ночной разговляются люди. И 18 апреля 1993 года не было исключением. Разговлялись дома и славили Христово Воскресение.

Вот только не было звона колоколов. Молчала Оптина. А после звонка в монастырь стало понятно, почему не разрывается воздух от благовеста. Произошло убийство звонарей, и некому было звонить в колокола.

Убийство

Его совершил некий Известно, что звонари были пронзены мечом. Били в спину и с такой силой, что внутренние органы перерезаны. Произошло это в 6 часов утра.

Иеромонах Василий также был убит ударом в спину. Он умер не сразу. Еще около часа жил.

По словам паломников, которые стояли на остановке и дожидались первого автобуса до Козельска, в час убийства в небе над Оптиной появилось странное красное свечение. Будто кровь брызнула. Но тогда о крови даже и не подумали, просто удивлялись необычному явлению.

Убийца был арестован спустя неделю. Понес свое наказание.

Расчет на безнаказанность

Как доехать из Москвы до монастыря Оптина Пустынь? Об этом мы чуть ниже расскажем. Сейчас хотелось бы дать ответ на вопрос о том, на что рассчитывал убийца.

Отец Василий в своей прошлой жизни был мастером спорта. Он играл в сборной по водному поло, был капитаном. В миру его звали Игорь Росляков. Спортсмен в прошлом, он играючи мог остановить убийцу. Но почему же не сделал этого? Мы не узнаем ответа на этот вопрос. Можно лишь говорить о том, что идя на убийство монахов, преступник понимал, что здесь ему отпора не дадут.

Оставшиеся записи в дневниках свидетельствуют об отце Василии как о человеке удивительной духовности. И пусть в Оптиной пустыни толкование Священного Писания этим монахом не проводилось, он составил акафист обители. Писал чудесные стихи, а его рассуждения загоняют порой в тупик.

А теперь вернемся в наши дни. И выясним адрес Оптиной пустыни.

Где находится монастырь?

В Калужской области, недалеко от Козельска. Паломникам необходимо предварительно позвонить туда, чтобы забронировать место в гостинице.

Записывайте адрес Оптиной пустыни: Калужская область, город Козельск, монастырь Оптина пустынь.

Более подробный адрес можно узнать, позвонив по телефону экскурсионной службы монастыря (указан на оф. сайте).

Подворье Московское

Есть подворье Оптиной пустыни в Москве. Это храм святых Петра и Павла, который расположен в Ясенево. Точный его адрес: Новоясеневский проспект, дом 40 корпус 7.

Подворье в Питере

Подворье Оптиной пустыни в городе Санкт-Петербурге - Успенская церковь, которая находится на Васильевском острове. Более точный адрес для тех, кто захочет прикоснуться к жемчужине русской: Набережная лейтенанта Шмидта, 27/2.

Коротко об отце наместнике

Епископ Леонид - наместник Оптиной пустыни. По счету - 35-й. Он родился в 1975 году, в миру носил имя Денис Владимирович Толмачев. Место рождения - столица России. Учился в школе, в городе Одинцово. Окончил Сельскохозяйственную академию имени Тимирязева.

В Оптиной пустыни проживал с 2002 года. В 2003 году пострижен в монахи. Получил высшее образование, окончил Перервинскую духовную семинарию.

Святыни обители

Оптина пустынь: какие иконы там находятся? Стоит начать с того, что в обители покоятся мощи ее старцев. На территории обители покоятся и убиенные новомученики, о которых мы рассказывали выше. Над их могилами сооружена часовня.

К особо почитаемым иконам, находящимся в монастыре, относится "Казанская Божья Матерь". Она находится во Введенском соборе.

Хор обители

Хор Оптиной пустыни создан чуть больше 20 лет назад. За все это время смен в составе не было. Не менялся и регент - Александр Семенов.

За все время своего существования хор объездил с гастролями более 30 городов нашей Родины. Выступали и за рубежом: Германия, Бельгия, Эстония, Чехия, Италия. На счету у хора почти 20 стран. Как европейских, так и входящих прежде в состав Советского Союза.

Находится он не в монастыре, а в Питерском подворье.

Как добраться и отзывы

Что говорят те, кому довелось побывать в Козельске и посетить легендарную обитель? Прежде всего рассказывают, как доехать из Москвы в монастырь Оптина пустынь. Если паломники путешествуют на поезде, то сначала предстоит добраться до Москвы. Затем - до Киевского вокзала. Придется воспользоваться метро и на нем доехать до станции "Киевская".

А уже с вокзала идет электричка до Калуги. С калужского автовокзала регулярно курсируют автобусы до Козельска.

Кстати, для тех, кто не хочет таких сложностей, есть вариант проезда до Козельска прямо из Москвы. От метро "Теплый Стан" ходят автобусы. Первый идет в 7:30, последний в 18:40. Время в пути - чуть более 5 часов.

Ну и, конечно, люди отмечают необыкновенную благодать места. Там даже воздух другой,и совсем иной вкус у простой еды.

И пусть в Оптиной пустыни толкования Священного писания не найти, службы ее от этого не менее торжественны и величественны. Хотите убедиться? Посетите обитель. Поживите, при возможности, там, потрудитесь на послушании. Сами все поймете.

Заключение

Вот мы и поведали о русской жемчужине - Оптиной пустыни (адрес обители указан выше): чем она знаменита, чьи мощи и могилы там находятся. Рассказали об обители начиная со времен ее основания и до современной истории.