Есть ли будущее у религии. Религия будущего

Возможно, в скором будущем верующие люди смогут присоединиться к новой церкви, поклоняющейся искусственному богу.

«Путь будущего»

В 2015 году бывший инженер Google и Uber Энтони Левандовски подал документы на создание некоммерческой религиозной организации «Путь будущего», посвященной поклонению искусственному интеллекту.

Миссия церкви, согласно Backchannel, где впервые появилась эта новость, заключается в том, чтобы «развивать и продвигать божество, основанное на искусственном интеллекте, а через понимание и поклонение ему способствовать улучшению общества».

Известно, что Левандовски является генеральным директором и президентом «Пути будущего». Предположительно, в организации нет вакансии Первосвященника.

Автор и ученый-религиовед Кэнди Канн, преподающая сравнительную религию в Университете Бэйлора, говорит, что духовная инициатива Левандовски не является странной с исторической точки зрения.

«Мне кажется, что идея Левандовски выглядит как типичная американская религия, - сказала Канн. - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) и саентология - это явно американские традиции, которые сосредоточены на очень перспективных мыслящих религиозных взглядах. Мормоны обсуждают другие планеты и внеземную жизнь, а саентология уделяет особое внимание терапии и психологическому мировоззрению, что является довольно современным и перспективным мышлением».

По словам Канн, концепция поклонения искусственному интеллекту даже имеет определенный резонанс с одной из основных мировых религий.

«С точки зрения сравнительной религии я считаю, что это больше похоже на индуизм, в котором есть аватары божеств, найденных на Земле, - сказала она. - Таким образом, искусственный интеллект может стать отражением лучших людей, которым начнут поклоняться».

Кража патентов

Левандовски обвиняют в краже патентов, когда он работал инженером в Google, и в использовании их для создания собственного беспилотного автомобиля, который позже был приобретен Uber за 680 миллионов долларов. В Uber отрицают информацию о предполагаемой краже или о об использовании технологии Google для создания собственного авто. Создатели Waymo, беспилотного автомобиля компании Google, подали иск против Левандовски в феврале. Компания Uber уволила его в мае, заявив, что он юридически не связан с ней.

Предупреждения об опасности ИИ

Попытка Левендовски создать церковь, поклоняющуюся ИИ, произошла на фоне апокалиптических предупреждений от светил в мире науки и техники, таких как Элон Маск и Стивен Хокинг, об опасности искусственного интеллекта. Элон Маск, к примеру, еще несколько лет назад заявил, что он вкладывает значительные средства в искусственный интеллект во многом для того, чтобы следить за его развитием, поскольку он может стать потенциальной угрозой для человечества.

«С помощью искусственного интеллекта мы призываем демона, - сказал основатель Tesla и SpaceX. - Во всех тех историях, где есть парень с пентаграммой и святой водой... Похоже, он уверен, что сможет контролировать демона. Но это не срабатывает».

Мотивация Левандовски

Бывший друг и коллега Левандовски, цитируемый Backchannel, дает нам некоторое представление о взглядах потенциального руководителя церкви будущего на роботов и искусственный интеллект.

«У него была эта очень странная мотивация в отношении роботов, завоевавших мир, как будто они должны будут сделать это в военном смысле, - говорит неизвестный инженер и бывший друг Левандовски. - «Похоже, он хотел иметь возможность контролировать мир, а ИИ способен сделать это».

Но, как отмечает Канн, важно помнить, что любые предположения о мотивации Левандовски основаны только на одном документе.

«Для меня это больше похоже на новую парадигму, из которой могут появиться новые религиозные практики, - сказала Канн. - Это не слишком похоже на религию, равно как и на религиозное мировоззрение».

Исследовательский центр Пью (Вашингтон) и Международный институт прикладного системного анализа (Лаксенбург, Австрия) представили первый количественный демографический прогноз роста численности основных религиозны групп, основанный на данных о возрастной структуре, фертильности, смертности, миграциях и религиозных обращениях. В течение шести лет демографы собирали данные более 2500 переписей, опросов и реестров из 198 стран и территорий.

Исследование охватывает восемь основных религиозных групп: буддисты, индусы, иудеи, мусульмане, христиане, приверженцы этнических религий (африканских, китайских, религий коренных жителей Америки и Австралии), приверженцы прочих религий (бахаи, даосы, джайны, зороастрийцы, сикхи и др.) и религиозно неаффилиированные люди (атеисты, агностики и не относящие себя ни к какой религии). Переписи и опросы не всегда дают информацию о религиозных подгруппах (сунниты и шииты, католики, протестанты и православные), поэтому это деление не учитываются.

Распределение мирового населения по религиям быстро изменяется. Это связано с тем, что фертильность (среднее число детей у одной женщины) и доля молодёжи различается у приверженцев разных религий, а также с обращениями в другую религию.

В настоящее время христианство - крупнейшая в мире религия по числу последователей. Число его приверженцев в 2010 г. оценивалось в 2,2 млрд. человек - это около трети (31%) населения Земли (6,9 млрд.). Ислам занимал второе место - 1,6 млрд. последователей, или 23% мирового населения.

Но если продолжатся современные демографические тренды, то к середине XXI века ислам почти догонит христианство. Предполагается, что с 2010 по 2050 г. мировое население вырастет на 35% - до 9,3 млрд. За тот же период число мусульман - сравнительно молодой популяции с высокой фертильностью - вырастет на 73%. Число христиан также будет расти, но медленнее, примерно в том же темпе, что население в целом, и увеличится к 2050 г. на 35%. Таким образом, к 2050 году мусульмане (2,8 млрд., 30% населения), вероятно, впервые в истории почти сравняются в числе с христианами (2,9 млрд. и 31% населения).

Все религиозные группы, кроме буддистов, более или менее вырастут в абсолютной численности. Буддистское население не изменится из-за низкой фертильности и старения населения в таких странах как Китай, Таиланд и Япония. Индуистское население мира, как ожидается, вырастет на 34% (с 1 млрд. до 1,4 млрд.), т. е. примерно настолько же, что и население мира в целом. Численность иудеев, наименьшей из групп, охваченных прогнозом, вырастет на 16% - с 14 до 16,1 миллиона.

Численность приверженцев этнических религий, согласно данному прогнозу, вырастет на 11% - с 405 до 450 млн. человек. Последователи всех прочих религий (которые рассматриваются в работе как единая группа) вырастут в числе на 6% - с 58 до 61 млн. человек. Таким образом, этнические религии, иудаизм и «прочие» религии вырастут к 2050 г. по абсолютной численности, но в меньшей мере, чем население в целом, и будут составлять меньший процент населения, чем в 2010 г.

Подобным же образом снизится доля религиозно неаффилиированных людей, хотя их абсолютная численность вырастет. По данным переписей и опросов, в 2010 г. число атеистов, агностиков и людей, не относящих себя ни к какой религии, составляло 1,1 млрд. Ожидается, что к 2050 г. их численность превысит 1,2 млрд., но доля в мировом населении снизится с 16% до 13%. В то же время предполагается, что значительно вырастет доля неаффилиированных людей в населении Европы и Северной Америки. Так, в США прогнозируется рост их относительной численности от 16% в 2010 г. до 26% в 2050 г.

Как показывает этот пример, следует ожидать заметных различий в географическом распределении закономерностей роста религий. Один из главных детерминантов будущего роста - современная географическая концентрация приверженцев. Религии с большим количеством последователей в развивающихся странах, где высока рождаемость и падает детская смертность, будут быстро расти. Например, число мусульман и христиан будет расти в основном за счёт субсахарской Африки. Напротив, религиозно неаффилиированное население сегодня сосредоточено в странах с низкой фертильностью и стареющим населением - Европе, Северной Америке, Китае и Японии.

Мусульмане отличаются самой высокой фертильностью - в среднем 3,1 ребёнка на одну женщину. Это намного выше уровня простого воспроизводства (2,1), т. е. минимального значения, необходимого для поддержания постоянной численности населения. Христиане занимают второе место - 2,7 ребёнка на женщину. Фертильность у индусов (2,4) близка к среднемировому значению (2,5). У иудеев она также выше уровня простого воспроизводства (2,3). У всех прочих групп фертильность слишком низка для поддержания популяции: этнические религии имеют показатель 1,8, «прочие религии» 1,7, неаффилиированные 1,7 и буддисты 1,6.

Другой важный детерминант роста - современное возрастное распределение внутри религиозной группы. Скорость роста зависит от того, преобладает ли в группе молодёжь или люди старше детородного возраста. В 2010 г. более четверти мирового населения (27%) были младше 15 лет. Но среди мусульман и индусов доля лиц младше 15 лет составляла, соответственно, 34% и 30%, а у христиан была на среднемировом уровне (27%). Это одна из причин того, что численность мусульман будет расти быстрее, чем население мира в целом, а численность индусов и христиан - примерно с такой же скоростью.

Все прочие группы отличаются меньшей, чем в среднем по миру, долей молодежи и более высокой долей пожилых людей. Например, в 2010 году люди старше 59 лет составляли 11% населения мира. Но среди иудеев доля этой возрастной категории составляла 20%, среди буддистов 15%, среди христиан 14%, среди последователей «прочих религий» 14%, среди неаффилиированных 13%, а среди последователей этнических религий 11%. В то же время доля пожилых людей среди мусульман составляла 7%, а среди индусов 8%.

Важную роль играет также обращение в другую религию. Но это сложное и географически неоднородное явление. В одних странах переход взросллого человека в другую веру - заурядное явление, в других же это встречается редко, юридически затруднено или вообще противозаконно. Данный прогноз основан на закономерностях смены вер в 70 странах, по которым есть данные соответствующих опросов. Ожидается, что в течение следующих десятилетий христиане потеряют наибольшее абсолютное число приверженцев за счёт переходов в другие религии. По прогнозу, около 40 млн. человек перейдут в христианство, а 106 млн. - из христианства, в основном в группу неаффилиированных.

Предполагается, что неаффилиированные приобретут за счёт обращений 97 млн. человек и потеряют 36 млн. Незначительно увеличится благодаря обращениям численность мусульман (на 3 млн.), приверженцев этнических религий (3 млн.) и «прочих» религий (2 млн.). Иудеи потеряют около 300 тыс. человек, а буддисты около 3 млн.

Ещё один фактор, влияющий на численность религиозных групп в разных странах - миграция. Прогноз миграционных потоков сложен, т. к. они обусловлены непредсказуемыми политическими факторами. Поэтому многие демографические модели не учитывают миграцию. Но в рамках данного исследования разработан новый способ учёта миграционных закономерностей прошлого для оценки религиозного аспекта миграционных потоков будущего.

По данному прогнозу, доля мусульман в населении Европы с учётом миграции вырастет с 5,9% (2010) до 10,2% (2050), а без учёта миграции - до 8,4%. В Северной Америке доля индусов с учётом миграции почти удвоится (с 0,7% до 1,3%), а без учёта миграции останется на том же уровне (0,8%). Ожидается, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке иммиграция христиан в шесть стран Персидского Залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ) уравновесит эмиграцию христиан из других стран региона. Без учёта миграции доля христиан в населении региона упадёт ниже 3%, а с учётом миграции будет несколько выше 3% (в 2010 г. она составляла около 4%).

Данный прогноз исходит из того, что текущие демографические тенденции сохранятся. Но с каждым годом будет возрастать вероятность того, что некое непредсказуемое событие (война, голод, эпидемия, технологическая инновация, политический переворот и т. п.) изменит численность той или другой религиозной группы. Поэтому сложно строить прогнозы более чем на несколько десятилетий. Тем не менее, можно задаться вопросом, что будет, если выявленные демографические процессы продолжатся и во второй половине века.

В этом случае численности мусульман и христиан сравняются около 2070 года, их доли в мировом населении составят около 32%. После этого они будут расти примерно одинаковыми темпами (мусульмане чуть быстрее), и к 2100 году доля мусульман составит около 35%, а христиан - 34%. Рост обеих этих групп будет обеспечен в основном за счёт Африки. Их суммарная доля в мировом населении вырастет с 55% в 2010 г. до 61% в 2050 г. и до 69% в 2100 г.

Но необходимо снова напомнить, что на эти цифры может повлиять множество непредсказуемых факторов - например, распространение христианства в Китае или массовый выход из религии в мусульманских странах, подобный тому, что происходит сейчас в некоторых христианских странах.

В данном исследовании содержится не только глобальный прогноз, но и прогнозы по 198 странам и территориям с населением свыше 100 тыс. человек, которые охватывают 99,9% мирового населения. Страны поделены на шесть регионов. Для каждого из них построен прогноз религиозного состава населения до 2050 г., исходя из предположения о сохранении текущих миграционных и иных демографических процессов.

Ожидается, что в субсахарской Африке будет иметь место самый быстрый рост населения - от 12% мирового населения в 2010 г. до 20% в 2050 г. Население Ближневосточно-Североафриканского региона также будет расти быстрее, чем в среднем по планете, и увеличит свою долю с 5% до 6%. Рост населения в обоих этих регионах приведёт к росту доли мусульман в населении Земли. Кроме того, предполагается удвоение христианского населения субсахарской Африки - с 517 млн. до 1,1 млрд. Доля христиан субсахарской Африки среди всех христиан увеличится с 24% до 38%.

Доля жителей Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится с 59% до 53%. С этим связан медленный рост таких религий как буддизм и китайские этнические религии, а также значительного в этом регионе неаффилиированного населения. Исключение составляют индусы, почти полностью сосредоточенные в Индии, где население моложе и фертильность выше, чем в Китае и Японии. Как уже упоминалось, численность индусов растёт примерно с той же скоростью, что и всего населения мира. Значительное мусульманское население Индии также быстро растёт. Хотя Индия останется преимущественно индуистской страной, предполагается, что в 2050 г. её мусульманская община станет крупнейшей в мире, обогнав Индонезию.

Доля остальных регионов в мировом населении также будет снижаться: Европы - с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна - с 9% до 8%, Северной Америки - с 5% до незначительно меньшей цифры.

Европа - единственный регион, где ожидается уменьшение абсолютной численности населения. Христианское население уменьшится с 553 млн. до 454 млн. Христиане останутся крупнейшей в Европе религиозной группой, но их доля снизится с 3/4 до 2/3. В 2050 г. около четверти (23%) европейцев не будут принадлежать ни к какой религии, а мусульмане составят около 10% против 5,9% в 2010 г. За тот же период численность индусов в Европе примерно удвоится - с 1,4 млн. (0,2% населения Европы) до 2,7 млн. (0,4%), в основном в результате иммиграции. Примерно в той же степени вырастет численность буддистов - с 1,4 млн. до 2,5 млн.

Население России, согласно данному прогнозу, снизится с 143 млн. (2010) до 124 млн. (2050). Большинство населения будет по-прежнему относить себя к христианам (73,3% в 2010 г. и 71,3% в 2050 г.), но доля мусульман возрастёт с 10% до 16,8%. Доля неаффилиированных, как ожидается, снизится с 16,2% до 11,3%. Численность остальных религиозных групп не превышает 0,2% в настоящем и не изменится существенно в будущем.

В Северной Америке наиболее быстро растущую группу составляют мусульмане и последователи «прочих» религий. Например, в США доля представителей «прочих» религий более чем удвоится - с 0,6% до 1,5%. Доля христиан снизится с 78% до 66%, а доля неаффилиированных вырастет с 16% до 26%. Кроме того, к середине XXI века в США будет больше мусульман (2,1%), чем иудеев (1,4%).

В Латинской Америке и Карибском бассейне крупнейшей религиозной группой останутся христиане - 89% в 2050 г. против 90% в 2010 г. Ожидается, что неаффилиированное население вырастет и в абсолютном, и в процентном отношении - с 45 млн. (8%) до 65 млн. (9%).

Согласно данному прогнозу, в некоторых странах большинство населения в 2050 г. будет исповедовать другую религию, чем в 2010 г. Число стран с христианским большинством уменьшится со 159 до 151: в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Македонии, Нидерландах, Новой Зеландии и Франции доля христиан станет меньше 50%.

Число стран с мусульманским большинством (свыше 50%) вырастет с 49 до 51 за счёт Македонии и Нигерии. Однако в Нигерии останется и очень большое христианское население; по численности христиан эта страна будет стоять на третьем месте после США и Бразилии.

Предполагается, что во Франции, Новой Зеландии и Нидерландах к 2050 г. самой большой группой станут неаффилиированные.

Данная прогностическая модель основана на продвинутой версии метода передвижки возрастов - обычного метода демографического прогнозирования. Население делится на группы (когорты) по полу, возрасту и религии. Каждая когорта год за годом «передвигается в будущее» путём прибавления ожидаемых пополнений (иммигранты и люди, принимающие данную религию) и вычитания ожидаемых потерь (умершие, эмигранты, люди, выходящие из данной религии). Самая младшая когорта (в возрасте до 4 лет) формируется путём прибавления числа рождений соответственно фертильности, характерной для данной страны, к каждой когорте женщин в возрасте от 15 до 49 лет, причём считается, что ребёнок наследует религию матери.

Некоторые социологи предполагают, что по мере экономического развития страны всё больше людей отказываются от религиозной аффилиации. Эта закономерность характерна для ряда стран мира, в частности, европейских, но неясно, является ли она универсальной. Как бы то ни было, данный прогноз не основан на этой теории. Он экстраполирует эмпирически наблюдаемые закономерности смены религии во всех 70 странах, для которых имеются данные. Кроме того, он учитывает предсказания экспертов ООН, согласно которым в странах с высокой фертильностью она будет снижаться по мере повышения образовательного уровня женщин. Также предполагается, что средняя продолжительность жизни будет увеличиваться в большинстве стран.

С полным отчётом можно познакомиться (pdf, 245 c.)

Будущее религии

Многие в XIX - начале XX века ожидали, надеялись и возвещали конец религии. Однако ничто не продемонстрировало обоснованность этого ожидания, надежды и возвещения. Провозглашение смерти Бога не осуществилось благодаря тому, что о нем вновь и вновь говорили. Напротив, постоянное повторение этого пророчества, которое, очевидно, не исполнилось, даже в среде самих атеистов, сделало многих скептиками в отношении того, можно ли вообще приблизить конец религии. Британский историк Арнольд Дж. Тойнби писал:

Я полагаю, что наука и технология не могут удовлетворить духовных потребностей, о которых заботятся всевозможные религии, хотя они и могут дискредитировать некоторые из традиционных догм так называемых высоких религий. С исторической точки зрения, религия возникла первой, а наука произошла из религии. Наука никогда не заменяла религию, и я полагаю, что она никогда не заменит ее. Как нам достичь истинного и прочного мира?.. Для достижения истинного и постоянного мира религиозная революция, в чем я безусловно уверен, является conditio sine qua non. Под религией я подразумеваю преодоление эгоцентричности, как в индивидуумах, так и в сообществах, путем достижения общения с духовной реальностью, находящейся за пределами вселенной, и приведения в гармонию с ней нашей воли. Я полагаю, что это - единственный ключ к миру, однако мы далеки от того, чтобы взять этот ключ и воспользоваться им, и пока мы не сделаем этого, выживание человеческого рода будет и далее оставаться под вопросом.

Тот факт, что очень многие атеисты так никогда и не освободились от религиозной проблематики, а самые радикальные атеисты, такие как Фейербах и Ницше, полагавшие, что достигли освобождения путем открытого провозглашения атеизма, вплоть до очень человеческого конца своей жизни остались прямо?таки прикованными к вопросу о Боге и религии - все это очевидно (даже если мы не стремимся торжествовать, а всего лишь трезво констатируем) свидетельствует не столько о смерти, сколько о необычайной жизнеспособности Того, кого так часто объявляли мертвым.

Однако инспирированная Фейербахом марксистская утопия «отмирания» религии после революции наиболее ясно была дезавуирована историческими процессами в социалистических государствах. Не веря в автоматическое «отмирание» религии, воинственно–агрессивный атеизм был воспринят в качестве доктрины советского государства, целенаправленный сталинский террор и послесталинские репрессии искореняли религию и церковь. И спустя 60 лет после Октябрьской революции, неописуемых преследований и издевательств над церквами и верующими христианство в Советском Союзе представляло собой скорее растущую, чем уменьшающуюся величину: согласно (возможно, завышенным) данным того периода, каждый третий взрослый русский (русские составляли приблизительно половину всех советских граждан) и каждый пятый взрослый советский человек были практикующими христианами.

Однако и на Западе некоторые прогнозы оказались ложными. Процесс секуляризации - здесь следует напомнить об ограничениях, упомянутых в самом начале книги, - был переоценен как социологами, так и богословами, или же его рассматривали слишком недифференцированно. Богословы безрелигиозной секулярности, которые исполняли прелюдию к «богословию смерти Бога», сегодня вновь исповедуют религию и даже народную религию. Часто за односторонними теориями находилась не только неадекватная критическая дистанция к духу эпохи и его соблазнам, но и совершенно определенный идеологический интерес: либо ностальгия по золотому веку (гипотеза упадка) или утопическое ожидание грядущего века (гипотеза эмансипации). Часто вместо точных эмпирических исследований развивались величественные априорные теории.

Различные модели интерпретации процесса секуляризации оказались недифференцированными: можно ли смешивать секуляризацию с расцерковлением? Ведь существует целая область нецерковной, неинституционализированной религии. Или с рационализирующим освобождением от чар? Рационализация в одной области жизни не исключает чувства нерационального или сверхрационального в другой области. Или с десакрализацией? Однако религия никоим образом не может быть редуцируема до сакральной сферы.

Говоря в общем, сегодня возможны три прогноза о будущем религии:

а. Секуляризация обратима, будь то путем религиозной реставрации или религиозной революции. Необратимость процесса секуляризации не доказана, и такое развитие нельзя изначально исключать, поскольку будущее всегда преподносит нам неожиданности. Но в нынешней ситуации такое развитие маловероятно.

б. Секуляризация продолжается дальше в том же русле. Тогда церкви все больше и больше становятся просто легально признанными меньшинствами. Этот прогноз более вероятен, тем не менее (как нельзя не заметить) здесь существуют и сильные контраргументы.

в. Секуляризация продолжается, но модифицированно: она разлагает религиозный спектр на все новые, до сих пор неизвестные социальные формы религии, церковной или внецерковной. Этот прогноз наиболее вероятен.

Идеология секуляризма попыталась из истинной и необходимой секуляризации сделать мировоззрение без веры: якобы наступил конец религии или, по крайней мере, организованных форм религии или хотя бы христианских церквей. Напротив, на основании современного развития социологи рассматривают процесс секуляризации очень дифференцированно. Сейчас говорят скорее не о закате религии, но о ее функциональном изменении : человек понимает, что общество стало намного более комплексным и дифференцированным и что после первоначальной глубокой идентичности религии и общества должно было наступить отделение религии от других структур. Поэтому Т. Лукманн (Luckmann) говорит об отделении институциональных областей от космоса религиозного смыслополагания, Т. Парсонс (Parsons) - об эволюционной дифференциации (разделении труда) между разными институтами. Подобно семье религия (или церкви) через прогрессирующую дифференциацию также освободилась от второстепенных функций (хозяйственных и воспитательных, например) и могла бы теперь сконцентрироваться на своей непосредственной задаче.

Поэтому такая секуляризация или дифференциация дает великий шанс. Благодаря христианству в системе истолкования мира и самого человека были поставлены новые большие вопросы о происхождении и назначении человека, о целостности мира и истории. Эти великие вопросы «откуда?» и «куда?» с тех пор больше не умолкали и принципиально определили все последующие эпохи. Давление этих проблем и вопросов продолжало существовать и в новую секулярную эпоху. Пусть нельзя проследить непрерывность ответов, но хотя бы, по меньшей мере, очевидна непрерывность постановки вопросов. Однако секулярные науки современного человека при всех своих достижениях оказались, очевидно, несостоятельными для ответов на эти великие вопросы. Здесь, по–видимому, выдвигаются чрезмерные требования в адрес чистого разума.

Не вдаваясь в дальнейшие прогнозы, которые высказываются о будущем религии, можно сказать: идея о замене религии наукой не только не подтвердилась, но она представляет собой методологически неоправданную экстраполяцию в будущее на основании некритической веры в науку. Ввиду растущего скепсиса по отношению к прогрессу разума и науки более чем сомнительно, сможет ли и будет ли наука играть роль религии.

Будущее существование Если мы игнорируем возможность, обеспеченную промежутком между ниданами семь и восемь, и мчимся к жажде, то - поскольку тем самым мы делаем свой выбор и подтверждаем его - мы будем побуждены к схватыванию и существованию, без дальнейших

4. Будущее царство Однажды, приблизившись к Иерусалиму, Иисус рассказал притчу некоторым людям, ожидавшим скорого наступления Царства Божьего. Вельможа ушел в дальнюю страну, чтобы принять царскую власть и почести, после чего должен был вернуться (Лк. 19:11, 12). С помощью этой

б. Будущее (стихи 14-15) До сих пор в этом абзаце Павел писал о себе ради того, чтобы Тимофей понял, кому он «последовал». Теперь он наставляет Тимофея, велит ему стоять твердо, как скала, не поддаваясь пагубному влиянию злодеев и лжеучителей, поскольку он «последовал» Павлу и

42:1-5 Благословенное будущее Это продолжение молитвы об избавлении и духовном восстановлении; продолжается реальная жизнь, полная надежд на разрешение насущных жизненных проблем и упований на будущее. 1 Суди, то есть произведи суд в мою пользу. 2 Бог крепости отвергает

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Взгляд в будущее Главные трудности на горизонте современной астрофизики связаны с открытыми во Вселенной нестационарными явлениями.Исследования последних десятилетий показали, что, вопреки существовавшим ранее представлениям, для многих фаз процесса развития

Будущее танца В таком случае как же закончится история человечества? В конце последней книги Библии мы видим полную противоположность тому, что предсказывают другие религии. Мы не видим, как тает иллюзорный мир, не видим, как возвышенные души устремляются из физического

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

Будущее Но история, которую рассказывал Израиль, с самого начала была ориентирована на будущее. Призвание Авраама включало обетование, что через его потомков Бог планировал благословить все народы земли. Это видение с разной степенью яркости сияло в различные периоды

Напророченное будущее Этот ужасный вековой конфликт между двумя мировоззрениями - эволюционного гуманизма и монотеистического креационизма - должен вызывать озабоченность каждого христианина, независимо от конфессий и, конечно, безотносительно к его (или ее) личной

3. Будущее Та же главная заинтересованность остается у Апостола, когда он рассматривает будущее. Он стоит перед той же перспективой, что и все мы: он или умрет, или будет жить. Он, как и все, может испытывать неуверенность на счет обстоятельств этой альтернативы. Но сам этот

Религия новой гуманности
Какие вероисповедания будут актуальны в будущем и как наука повлияет на воспитание подрастающего поколения - рассказал философ Дмитрий Петров

В конце апреля саратовскому проекту «Открытая среда» исполнился год. Эта дискуссионная и образовательная площадка ежемесячно собирает тех, кто интересуется историей, культурой и искусством, а также современной политико-экономической ситуацией, на бесплатные лекции ведущих саратовских филологов, историков, философов и общественных деятелей. Тему, как правило, выбирает приглашенный эксперт, а главное пожелание организаторов - это использование живой, общедоступной, неакадемичной манеры изложения.


Чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может / Фото: Владимир Смирнов


На днях в Саратове состоялась открытая лекция на тему «Религия и будущее», ее провел религиовед и философ, доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ Дмитрий Петров . В рамках встречи ученый попытался ответить на такие вопросы: какое будущее рисуют мировые религии человечеству и почему, что произойдет по прошествии веков с христианством, сможет ли когда-либо наука доказать или опровергнуть существование Бога?
– Наш мир сильно меняется. Многие люди, в том числе в России, обеспокоены будущим - и своим, и страны, и в целом человечества. Отчасти эта обеспокоенность связана и с религией. С одной стороны, она становится поводом для социальных и политических конфликтов, с другой стороны многие философы, религиоведы, богословы видят в изменениях, которые происходят сегодня в религии, позитивный потенциал для будущего людей.

– Какие аспекты вы затронули во время встречи с аудиторией?

– Прежде всего, я говорил о религиозной футурологии - это комплекс знаний и представлений различных религий о будущем человечества, отдельного человека и Вселенной. Ведь именно религия первой заговорила о будущем - эту тему мы встречаем в контексте самых ранних религиозных культур. И в связи с многообразием мифологических религиозных систем встречаются самые разные проекты будущего человечества. Для нас самая известная эсхатология изложена в Откровении Иоанна Богослова, это одна из книг Нового Завета. И уже от религии эстафету размышлений о будущем приняла наука - так появилась научная футурология, которая сегодня стала междисциплинарной отраслью, интересной и естественным наукам, и гуманитарным, в том числе, религиоведению. Еще один аспект, который я затронул на лекции - тема загробной жизни, что происходит после смерти? Это волнует каждого человека, и данный фактор подогревает интерес людей к религиозной футурологии. Религии говорят об этом по-разному - на лекции я упоминал, например, древнеегипетскую книгу мертвых, значительно повлиявшую и на христианскую культуру, а также Бардо Тхедол «Тибетскую книгу мёртвых», православную книгу «Мытарства блаженной Феодоры».

– Если коротко, что же обещают человечеству основные мировые религии?

– Авраамические религии - христианство, ислам, иудаизм - дают единую концепцию, мне кажется, она в той или иной мере известна всем. Один вариант пути развития человечества - взаимное истребление и пришествие Антихриста, либо же человечество изменится, и катастрофы удастся избежать, тогда наступит Царство Божие на Земле. Однако христианство в своем Апокалипсисе говорит, что катастрофа все же случится. Затем последуют Второе пришествие и Страшный суд, и вот после них начнется новая эра для человечества, где не будет ни войн, ни корысти. В буддизме своя космология. Согласно буддистским представлениям, Вселенная циклически возникает и исчезает. И, если бы все люди приблизились к святым, развив в себе высокий уровень сострадания, вот тогда бы наступила Нирвана. В более древних религиях - две основные идеи. Одна - о том, что Вселенная рождается и умирает, и это естественный процесс, как зима и весна. Другая говорит, что человечество исчезает, потому что боги наказывают его за грехи, но потом все же создают новое. Это если очень схематично и коротко.

– А что ждет саму религию? Есть какие-то теории на сей счет?

– Существуют научные концепции, которые пытаются спрогнозировать, как изменится религиозность людей, сами религиозные институты. Одна из них, возникшая еще в XIX веке, говорит, что религии в будущем не будет вовсе. Подобный прогноз появился в связи с развитием естественных и гуманитарных наук. Такие выдающиеся мыслители, как Карл Маркс, Огюст Конт, Зигмунд Фрейд, да и многие другие, писали, что наука в течение 50-100 лет попросту вытеснит религию и возьмет на себя ее важные для развития общества функции. Но эти ученые поторопились, хотя и угадали некоторые тенденции. Например, наука действительно частично переняла у религии объяснительную функцию. Она более эффективно объясняет устройство мира, строит более логичную его картину. Кроме того, наука сегодня может помочь человеку в формировании собственного представления о смысле жизни, о счастье. Тем не менее, заменить религию она пока не смогла, и тому подтверждение огромное количество верующих людей.

– Какие функции наука точно не смогла взять на себя?

– Прежде всего, она не может удовлетворить потребность человека в трансцендентном - так религиоведение называет высшие силы. Есть много научных концепций, в том числе нейрофизиологические, которые объясняют, почему человек хочет верить в Бога. Но чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может. Я, как и многие верующие, считаю, что если Бога нет, существование становится плоским, душным, лишается какого-то важного и высокого измерения. К тому же именно религия дает надежду на бессмертие, хотя некоторые футурологи и предсказывают, что наука со временем продлит жизнь человека и, возможно, позволит жить вечно. Кроме того, на религии по-прежнему лежит воспитательная функция. Современное человечество пока не выработало гениальной педагогической концепции, и многие государства, в том числе и Россия, делают большую ставку именно на силу религиозного воспитания.

– Как вы думаете, удастся ли науке когда-либо доказать или опровергнуть существование Бога?

– Ответ на этот вопрос зависит от личного мировоззрения. В буддизме уже состоялось пересечение науки и религии. Христианство и западноевропейская наука по инерции находятся в конфликте. Но многие футурологи считают, что с развитием науки будут появляться косвенные подтверждения потусторонней реальности. Первые результаты совместных исследований буддистов и нейрофизиологов уже дают повод усомниться в нашей старой материалистической идее о том, что пустота - это ничто. Они обнаружили мощную энергию в вакууме. Многие футурологи считают, что религиозные организации ждет серьезная трансформация. История показывает, что они могут быть источником как наилучшего, так и наихудшего в человеке. Практически все религии были причастны не только к развитию грамотности, культуры, гуманизма, но и к религиозным войнам, шовинизму, поддержанию расистских идей. Это не дает современному человеку видеть в религии абсолютно позитивный источник для развития общества и уже сейчас сильно влияет на переосмысление ее роли в обществе. Сегодня очень силен момент комбинативности религиозного сознания. Люди не готовы безоговорочно принимать все, что им говорят, возрос уровень критического подхода к религиозной мифологии, учениям и институтам - это результат потери авторитета ведущих конфессий. История человечества знает, что религии могли просуществовать 3 000 лет, а потом исчезнуть, и им на смену приходили новые. Ряд экспертов считает, что произойдет революционный скачок в религиозном сознании, в результате чего возникнет религия «новой гуманности». Это не означает, что христианство или буддизм исчезнут. Они как раз раскрывают новый потенциал. Некоторые религиоведы прогнозируют, что произойдет слияние конфессий, а другие склоняются к тому, что новая религия станет вторым дыханием христианства.


Дмитрий Петров / Фото: из личного архива


– Дмитрий Борисович, одна из ваших научных работ была посвящена ценностному миру современного человека. Что он представляет собой, как меняется?

– Эту тему обобщать довольно сложно. Ценностный мир европейца сегодня склоняется в сторону секулярного, светского сознания, но при сохранении положительного отношения к религии. То есть, происходит синтез светских и религиозных ценностей. Европейская культура ищет золотую середину для социального, культурного и политического развития, там взят курс на гуманизацию законодательства. В США весьма своеобразная картина - там всегда существовал религиозный плюрализм, наличие множества религиозных организаций не мешает развитию светской культуры и не противоречит светскому законодательству. Сегодня, судя по опросам, там становится все больше атеистов и верующих, которые не причисляют себя ни к одной конфессии. В целом в современном обществе меняется морфология семьи, люди меньше ценят традиционный тип семейных отношений. Становится более лояльным отношение к странностям людей. В связи с развитием науки и техники меняется отношение человека к собственному будущему, люди стали гораздо больше значения придавать технологиям и связывать свое будущее с их достижениями. Человечество развивается интеллектуально, но, увы, не эмоционально.

– Этому можно как-то противостоять?

– Да, через культуртрегерство, популяризацию тех сфер жизни, которые способствуют развитию человечного в личности. С помощью литературы, религиозной культуры, религиоведения, философии, искусства. Просвещение не должно упираться исключительно в научно-технический прогресс. Некоторые футурологи говорят о возможном симбиозе человека и машины, и многих это радует. Но ведь неправильно, когда вдохновителем нашего будущего становится техника, а не человек.

Американская социологическая компания Pew Research Centre опубликовала результаты собственного исследования по развитию численности мировых религий. Ученые берут за основу демографические показатели, измеряют средние данные по пятилетним отрезкам и применяют к подсчету численности населения той или иной страны.

В исследовании обычно берут во внимание и уровень смертности для составления информации по приросту населения. Не учитываются последствия чрезвычайных ситуаций, как то природные катастрофы, техногенные аварии или военные действия. Также ученые обращают внимание на фактор религиозного обращения, когда человек может прийти к вере, изменить религию или стать атеистом.

Мы проанализировали это исследование и предлагаем вашему вниманию семь самых интересных тенденций, которые ожидают мировые религии и человечество в целом.

1. Большой сдвиг на Юг

Страны экваториальной Африки (ниже Сахары) показывают очень высокий уровень рождаемости. В среднем на одну африканскую женщину приходится 4,5 детей. Причем у мусульман региона этот показатель выше (5,2), а у христиан – ниже (4,2). Для сравнения: общемировой показатель – 2,4, а необходимый для природного самозамещения – 2,1.

Если так пойдет и дальше, а все на то указывает, то уже в середине этого века около половины всех христиан планеты (42%) будут жить в Африке. На этой земле также увеличится и количество мусульман. Доля последователей Аллаха возрастет с 16 до 27%.

2. Исламский рост

Мусульмане имеют самый высокий уровень рождаемости. По прогнозам демографов, уже к 2030 году в мире общее количество новорожденных в исламских семьях будет превышать аналогичный показатель у христиан. Кроме этого, уровень естественной смертности среди верующих ислама меньше, чем у христиан. Уже сейчас во всем мире проживает более 1,8 млрд последователей Аллаха, что составляет 24% от общего населения планеты. Прогнозируется, что в ближайшие полвека их численность возрастет на 70% и составит около 3 млрд людей, а это будет 31% от всего человечества.

Несмотря на устоявшийся миф об арабском доминировании в исламе, крупнейшим регионом с мусульманским населением сейчас является Юго-Восточная Азия, где проживает почти 62% верующих этой религии. В будущем ислам будет расти за счет населения всех континентов, однако лидером здесь будет опять же экваториальная Африка.

3. Уменьшение количества буддистов

Социологи фиксируют самую низкую фертильность у буддистов. Это объясняется государственной политикой «один ребенок» в Китае, старением населения в Японии, а также распространением монашества в Непале. Сегодня сторонников «срединного пути» Сиддхартхи Гаутамы в мире более 500 млн, однако уже в середине века их количество может уменьшиться до 460 млн. Представители этого направления довольно стары, их средний возраст – 36 лет.

4. Старение Европы

Общества Европейского континента ждет не самое лучшее будущее. Европейские нации – одни из старейших в мире, средний возраст населения здесь составляет 41 год, это можно сравнивать разве что с Японией или Китаем. Рождаемость здесь небольшая – в среднем 1,6 ребенка на одну женщину. У атеистов данного региона этот показатель еще меньше – 1,5. То есть, если во всех регионах происходит постепенный рост, то в Европе наоборот – население уменьшается. Это происходит за счет уменьшения рождаемости, старения наций, показателем чего, в частности, может служить преобладание количества смертей над количеством рождений. В будущем доля этого региона в общем христианском зачете упадет с 24 до 14%.

Показательно положение мусульман этого региона. У них рождаемость достигает значения аж 2,1 – это как раз уровень естественного замещения поколений. Кроме более высокого уровня рождаемости, верные ислама моложе остальных европейцев. Если средний возраст христианина на этом континенте составляет 43, атеиста – 39, то мусульманину только 33 года.

Следует заметить, что в Европе проживает 12% нерелигиозных людей мира. К этой группе относят не только агностиков и атеистов, но и тех, кто не задекларировал свое отношение к любой из религий.

5. Стабильная Латинская Америка

Несмотря на устоявшийся миф о высокой фертильности латиноамериканских обществ, в этом регионе уровень рождаемости стабилен – 2.1, что обеспечивает стабильное замещение наций, однако почти не оставляет места для роста численности населения. Подавляющее большинство населения (90%) здесь христиане, традиционно это католики, однако в последнее время в регионе все увереннее себя чувствуют евангельские христиане, перетягивая на себя одеяло религиозной карты тамошних обществ. Только 8% местных жителей нерелигиозны.

Существенных изменений в мировых религиях по Латинской Америке не прогнозируется. В этом регионе очень мало мусульман, индуистов и буддистов, однако проживает каждый пятый христианин мира. Похоже, ситуация не изменится. Примечательно, что это единственный регион планеты, где у нерелигиозных женщин уровень фертильности выше, чем у религиозных. Разница совсем маленькая, однако в рамках сравнения континентальных показателей это уникальный случай.

6. Атеисты выиграют за счет конверсии от христиан

В мире проживает более 1,16 млрд нерелигиозных людей. В эту группу входят атеисты, агностики, те, кто не исповедует никакой религии, и те, кто имел сложность, отвечая на этот вопрос. Интересно, что подавляющее большинство из этой группы живет в Азии (75%), а именно в Китае (61%). Это объясняется тем, что в Поднебесной очень специфическая религиозная политика и свободы совести там нет, о чем время от времени заявляет Госдеп США. На это также накладываются и культурные особенности восточного мировосприятия, в котором нет места для западного концепта «religio». То есть люди могут отправлять культ предков, почитать Небо, но не считать себя религиозными. Поэтому представляется, что эту значительную группу не стоит отождествлять с атеистами или агностиками. Последние два направления больше присущи Западной Европе с ее секулярным бэкграундом.

Группа нерелигиозных составляет 16% от населения планеты, однако на ее счет приходится лишь 10% от всех рождений, остальные – религиозная конверсия (обращения). Это одна из старейших (средний возраст – 36 лет) и наименее рождаемых групп (1,6 ребенка на женщину).

Почти все (92%) переходы в группу нерелигиозных приходятся на христиан. В период с 2015 по 2020 гг. число тех, кто отойдет от христианства, составит 7,15 млн человек. Нерелигиозные будут увеличивать свою численность медленнее, чем расти население планеты. Получится парадокс, когда их абсолютное количество будет расти, а относительное уменьшаться. Так, например, прогнозируется, что в 2060 году их количество составит 1,2 млрд и составит 12,5% от населения планеты.

За счет глобального роста населения экваториальной Африки распределение по континентам этой группы изменится, но не существенно. Также большинство будет проживать в Азии (66% в 2060 г. вместо 75% в 2015 г.). Увеличится их количество в развитых странах Европы и Северной Америки. В одних только Штатах будет проживать 9% всех нерелигиозных людей планеты.

7. Украина

Наше общество Pew Research Centre также относит к странам, где уменьшается население. В период с 2010 по 2015 гг. число жителей Украины сократилось более чем на 1,2 млн. Непонятно только, это с учетом жителей оккупированных территорий, аннексированного Крыма и переселенцев или нет. Однако тенденция на уменьшение населения Украины существует: так, за последние 25 лет количество жителей нашего государства уменьшилось почти на 10 млн и составляет 42,5 млн человек.

Подавляющее большинство населения нашей страны – христиане, их более 80%. Почти 15% нерелигиозных и меньше процента иудеев, мусульман и представителей народных верований. Уровень фертильности в Украине ниже необходимой нормы для самозамещения и составляет всего лишь 1,5. Причем у нерелигиозных он ниже – 1,2, а у мусульман – выше, почти 2.

Ученые прогнозируют, что количество христиан в Украине будет увеличиваться, а количество нерелигиозных – наоборот, уменьшаться. Количество последних за будущие 30 лет упадет почти в два раза и составит всего 6,6%. Вдвое увеличится количество мусульман (до 1.2 млн) и уменьшится общее население Украины до 40 млн человек.