Термин "диалектика
" стал популярен благодаря философу из древней Греции Платону, который не единожды применял этот метод в своих книгах, например в "Диалогах":
- "Сократ: я не уже не говорю о себе и своем ремесле повивальщика, но на нашу долю выпало множество насмешек, - впрочем я имею ввиду общее понятие занятие диалектикой
"
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей:у каждой вещи имеется две стороны, тенденции, свойства, которые взаимно отрицая и дополняя друг друга, образуют противоречие, которое способствует развитию объекта
Закон перехода количества в качество:
качественные изменения объекта проявляются в том случае, когда перемены в его количественных характеристиках переходят определённую границу
Закон отрицания отрицания:
единство преемственности и новизны, определённое повторения пройденного, но уже на новом уровне
Поговорка: "Новое - это хорошо забытое старое"
значение слова поговорка
Именно Сократом было положено начало диалектического познания мира и впоследствии стало развиваться с помощью софистов, например Гераклиту и его выражению "Всё течёт, всё меняется
", а гораздо позже его идею продолжили Зенон и Кант (см. значение выражения Всё проходит)
Читайте ещё: значение выражения время собирать камни
Принципы диалектики
- принцип единства исторического и логического. Изучение объёктов действительности предпологает познание развития и становления объекта, т.е. его истории. Это можно сделать двумя способами: историческим, который воспроизводит все моменты настоящего исторического развития, и логический, точно также воспроизводящий историю. но в её существенных, главных чертах;
- принцип восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
- принцип историзма, который основывается на причинности, взаимосвязи количества и качества, представлениях о прогрессе;
- принцип системности, который направляет разум к познанию целостности системы и взаимосвязей рассматриваемого объекта;
- принцип объективности, который рассматривает реальность такой, какой она является на самом деле.
Метод диалектики
Историзм - это исследование реального состояния объекта и восстановление главных вех развития этого объектаКонкретность - это рассмотрение сущности в явлениях, общего в единичном, закона в его модификациях.
Всесторонност ь - это признание общей взаимосвязи явлений действительности.
Объективность напрямую идёт от практики.
Диалектический метод познания старается рассмотреть все процессы и явления во взаимообусловленности и развитии, во взаимосвязи. Немецкий философ Гегель стал развивать диалектический метод, который впоследствии получил название гегелевская диалектика.
Примеры диалектики видео
Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей. Стоики определяли диалектику как "науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах" и как "науку об истинном, ложном и нейтральном ", о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.
Сам термин "диалектика" впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.
В истории диалектики выделяются следующие основные этапы :
- стихийная, наивная диалектика древних мыслителей;
- диалектика философов эпохи Возрождения;
- идеалистическая диалектика немецкой классической философии;
- диалектика русских революционных демократов 19 века;
- марксистско-ленинская материалистическая диалектика.
Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Античная диалектика , основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.
Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского . Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.
К диалектике обращались многие известные философы, однако самой развитой формой диалектика явилась у Д.Гегеля , несмотря на то, что у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума.
Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения . Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа , который шаг за шагом переходит от простого к сложному , от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития.
Домарксистская диалектика выступала, таким образом, как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.
В марксистской материалистической диалектике В.И.Ленин уделял особое внимание закону единства и борьбы противоположностей . Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика видит в противоречии источник самодвижения материального мира. Маркс относился к философии, как к науке и перешел от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.
На основе этого Энгельс вывел три закона диалектики :
- Закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество есть определенность, "безразличная для бытия" — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Примером перехода являются превращения лёд — вода — пар.
- Закон единства и борьбы противоположностей . Считается, что основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. В биологической эволюции это приводит к появлению новых форм жизни.
- Закон отрицания отрицания . Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.
В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, "Инь" — темное, мягкое, упругое, "Ян" — светлое, жесткое, твердое; "Инь" переходит в "Ян"-темное светлеет; "Ян" переходит в "Инь" — жесткое размягчается и т.д.
Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общест
ФИЛОСОФИЯ: Диалектика. Структура диалектики: кратко
59. Диалектика. Структура диалектикиДиалектика (от греч. dialektike - «искусство вести беседу») - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Диалектика включает принципы, законы и категории.
Материализм утверждал принцип как основополагающее суждение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталкивался от принципа мышления.
Принципы отражают фундаментальные основы бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом:
1) выступают как начала познания;
2) обусловливают характер познания;
3) лежат в основе законов и категорий диалектики;
4) придают знанию системность и целостность;
5) в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию.
Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. Все движение протекает по разумным законам диалектики.
Закон - это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Существуют три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания.
Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы.
Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук.
В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как о науке о всеобщей связи. Это положение устойчиво благодаря относительно постоянной структуре предметов и бытия в целом и требует системного подхода к их изучению.
Оба определения диалектики выражают сущность принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие - связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь.
Диалектика (от греч. dialektike) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное.
Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только так, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством диалектики.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества - в схоластике - диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Н. Ку-занский и Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафизики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине), дают образцы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. В теории познания И. Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». И. Фихте развивает «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля. Диалектика есть согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».
Зрелое научное понимание диалектики создано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития как бытия, так и познания, так как они тождественны по своему содержанию и отличаются только по форме. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них как тенденция заложено то, чем они станут.
Главной категорией материалистической диалектики является противоречие.
В учении о противоречиях она раскрывает движущую силу и источник
всякого развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и
принципам диалектического развития. К развитию путем перехода
количественных изменений в качественные, к перерыву постепенности,
отрицание исходного момента развития и отрицание этого отрицания,
повторение на высшем уровне некоторых сторон первоначального состояния.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты
лекций по философии:
1. Предмет философии и
ее место в системе научного знания
2. Что такое
философия
3. Философия
как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура
философского знания
5. Бытие как
всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды
познания
8. Субъект и
объект познания
9. Общие
представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство
и время
14. Общие
понятия о человеке
15. Человек
в мире природы
16. Понятие
общества
17. Социальная
структура общества
18. Гражданское
общество
19. Человек
и культура
20. Массовая
культура
21. Типы
цивилизаций
22. Основные
положения эволюционной теории познания
23. Отражение
как четвертое свойство материи
24. Истина
как процесс
25. Критерии
истины
26. Красота
и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность
как категория
30. Решение
проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон
единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход
количественных и качественных изменений
33. Закон
отрицания отрицания
34. Этапы
истории философии
35. Дофилософские,
дорациональные мировоззрения
36. Философия
и культура Древнего Востока
- диалектика - диале́ктика вероятно, через нем. Dialektik (Гегель), стар. нем. Dialectica (XVI в., см. Шульц – Баслер I, 141) из лат. dialectica "искусство спорить" от греч. διαλεκτικη (τε?νη); см. Горяев, ЭС 446. Этимологический словарь Макса Фасмера
- ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕКТИКА - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и - соответственно - конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Новейший философский словарь
- Диалектика - В биологии и медицине. Главным принципом, из которого исходит Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, является положение о том, что движение... Медицинская энциклопедия
- диалектика - орф. диалектика, -и Орфографический словарь Лопатина
- диалектика - -и, ж. 1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; теория и метод познания и преобразования действительности. Малый академический словарь
- диалектика - Диалектика, диалектики, диалектики, диалектик, диалектике, диалектикам, диалектику, диалектики, диалектикой, диалектикою, диалектиками, диалектике, диалектиках Грамматический словарь Зализняка
- диалектика - диалектика ж. 1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления... Толковый словарь Ефремовой
- диалектика - ДИАЛ’ЕКТИКА, диалектики, мн. нет, ·жен. (·греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей... Толковый словарь Ушакова
- диалектика - Диале́кт/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
- диалектика - (иноск.) - искусство ловко спорить, убеждать доводами, иногда на взгляд только правильными Диалектик (сильный по части диалектики) Ср. Фразеологический словарь Михельсона
- диалектика - Заимствование из немецкого, где Dialektik восходит через латинское dialectica ("искусство спорить") к греческому dialektike. Этимологический словарь Крылова
- диалектика - ДИАЛЕКТИКА, и, ж. 1. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Толковый словарь Ожегова
- диалектика - Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Dialektik < лат. dialectica «искусство спорить» (из греч. dialektikē technē). Ср. диалект, техника. Этимологический словарь Шанского
- диалектика - ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou - веду беседу, спор). - 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике - искусству спора ради победы в нем любой ценой. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- диалектика - [по злоупотреблению – искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль)] см. >> болтовня Словарь синонимов Абрамова
- диалектика - сущ., кол-во синонимов: 1 умосложение 1 Словарь синонимов русского языка
- ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike - искусство вести беседу) - англ. dialectics; нем. Dialektik. 1. По Сократу - искусство вести беседу, спор, направленный на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. 2. Социологический словарь
- Диалектика - (от греч. διαλέγεσθαι) - θскусство вести беседу. Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законе противоречия, положений... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- диалектика - ДИАЛЕКТИКА -и; ж. [от греч. dialektikē (technē) - искусство вести беседу] 1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Толковый словарь Кузнецова
- Диалектика - Dialectĭce, ή διαλεκτική обозначает у Платона логику или метод высшего спекулятивного мышления; Аристотель, напротив, различал научные заключения от заключений только диалектических или правдоподобных. Словарь классических древностей
- ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ. Новая философская энциклопедия
- Диалектика - (гр. dialektike (techne) – (искусство) вести беседу, спор) 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий... Словарь по культурологии
- диалектика - Диалектики, мн. нет, ж. [греч. dialektike]. 1. Наука о законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей... Большой словарь иностранных слов
- ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор) - философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Большой энциклопедический словарь
- диалектика - ДИАЛЕКТИКА ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Толковый словарь Даля
1. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
2. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.
Понятие диалектики, ее исторические формы
В истории философии традиционно развивалась такая область философствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливается под своеобразным углом зрения - с точки зрения единства и движения, изменчивости всего сущего. Диалектика - это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философского мышления, с помощью которого окружающий человека материальный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамичное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее - движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.
В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.
В античной философии существовала стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира философами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита, который сформулировал важнейшие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет собой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной динамики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей является источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, - это сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.
Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.
Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конечного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, является Бог как возможность и творящая причина всего сущего.
Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII - XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышления. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и процессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит - не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.
Особое место в истории философской мысли занимает идеалистическая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.
Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, развивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных формах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев заметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движения" и всякой "жизненности". Саморазвитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.
Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окончательные, завершенные результаты познания и практики человека невозможны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недоноском", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсолютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлинные причины развития природы и общества.
Материалистическая диалектика в классической марксистской философии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рациональное зерно - идею развития, превратив ее в инструмент философского исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесторонне применена к изучению общественных явлений, прежде всего - социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диалектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заряжена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основоположники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процесса возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика -это "живая душа" марксизма.
Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (творческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).
В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Герценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями русского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Соловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.
Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея - идея развития всего сущего - явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. прогрессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобщением материала естественных и иных наук.