Усечение головы иоанна. Усекновение главы Иоанна Предтечи: история, традиции, как праздновать

Усекновение главы – убийство Иоанна Крестителя. Ужасное злодеяние, безвинная смерть. Почему же христиане празднуют этот день?

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову…

О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29).

Наверняка эпизод мученической смерти Иоанна Крестителя, описанный в Евангелии, известен многим.

У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, пришедших услаждали актеры и танцовщики. На празднике перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом.

— Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя, — сказала девушка, когда вернулась к гостям.

Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.


Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед Его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен прийти Спаситель.

Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.

Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела — на всякий случай. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь пришел в ужас и, должно быть, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.

Православные христиане проводят День Усекновения Главы Предтечи Христова Иоанна в строгом посте , даже рыба и молочные продукты исключаются из рациона. Строгий пост установлен как выражение скорби о насильственной смерти великого пророка. Время сосредоточенности для всех верующих.

В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду.

Иоанн Предтеча — Ангел Господень

Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. » (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

Иоанн Креститель — Предтеча и в аду

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.

Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О празднике

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Молитва ко Святому Иоанну Предтече

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Это торжество считается великим и отмечается ежегодно 11 сентября (29 августа - ст. ст.). Праздник посвящен памяти мученической кончины преподобного Иоанна Крестителя (Предтечи) , которому была отрублена голова по приказу царя Ирода.

Об этом знаменательном событии, произошедшем в 32 г. н.э., рассказывают Евангельские послания от Матфея и Марка. В этот день православные верующие обязательно соблюдают пост , выражая скорбь о насильственной кончине честнейшего пророка христианского мира.

Церковные обряды праздника

Накануне торжества происходит всенощное бдение . Стихиры к этому событию написали знаменитые гимнографы: Иоанн монах и Герман. Во время великой вечерни поются три паремии, в которых содержится истинное пророчество о святителе Иоанне Крестителе.

Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

На утрене священнослужители читают Евангелие от Матфея. Первый канон торжества написал Иоанн Дамаскин, а второй - Андрей Критский. На великой литургии читаются текста Евангелия и Апостолов, которые посвящены событию усекновения.

  • В тропаре торжества похвалами чтится память праведника. Предтеча - славнейший пророк, котором Господь уготовал крестить Проповеданного. Поется, что святитель, принимая мученическую смерть, радовался божественным разумением.
  • Во второй стихире праздника говорится о том, что ученица дьявола сплясала на кровавом пиру и взяла в награду голову Крестителя. Далее, критикуются лживые действия тетрарха Ирода, поклявшегося лишить жизни святого пророка. Итак, Церковь не перестает восхвалять пострадавшего за веру и уничижать имена тех, кто убивает ради удовольствия.
  • Во время кондака прихожане слышат о том, что усекновение произошло по великому замыслу Господа, чтобы Креститель возвестил о пришествии Спасителя. Иродиада же, испросившая казни, плачет, потому что просила обманчивой жизнь вопреки любви к Богу.
На заметку! Это торжество считается днем поминовения тех, кто пожертвовал жизнью за отечество и хранил верность добру и истине. РПЦ установила традицию в 1769 г. после войн с Турцией и Польшей.

О других великих недвунадесятых праздниках:

Традиции празднования

Бытие Иоанна Крестителя чрезвычайно почитается православным миром, а дата усекновение отмечается особенным образом. В этот день не рекомендуется веселиться, играть в азартные игры и устраивать богатое застолье. Верующие должны отказаться от пышных яств и соблюсти строгий пост.

В РПЦ праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя причисляют к великим, но не считают двунадесятым (относящимся к бытию Спасителя и Богородицы). Так как Предтеча вел аскетический образ жизни в пустыне, питался скромно, день 11 сентября является постным. Запрещается потреблять не только мясо и молочную продукцию, но даже рыбу.

Церковь настаивает мирян не быть сообщниками чревоугодия Ирода, но держаться приличия в употреблении пищи. Пример аскетичной жизни нам дал Иоанн Креститель, который жил в пустыне.

Иоанн Креститель — Предтеча Иисуса Христа

Верующие молят Господа о прощении, вразумлении всех грешников и помощи человечеству. В многочисленных российских церквях 11 сентября проходят праздничные служения. С раннего утра и до вечера прихожане чтят память великого пророка, принявшего мученическую смерть во славу Господа.

Священнослужители служат молебны о страдальцах, болеющих страшными недугами. В этот день также принято отдавать дань уважения всем воинам, погибшим за свое отечество. Беря пример с Иоанна Предтечи, христианин должен проповедовать любовь к Всевышнему и возлагать надежду на Самого Творца.

На заметку! Пост, который проходит в праздник Усекновения честной главы Крестителя, был установлен еще во время первых христиан. Его древность подтверждается уставом монастыря, построенного в честь Саввы Освященного. В тексте говорится, что пост завещан ранними отцами Церкви.

История празднования

Власть над Палестиной разделилась между четырьмя римскими ставленниками после смерти Ирода Великого. Галилеей стал править Ирод Антипа, по разрешению императора Августа. Иоанн Предтеча обличал царя (четвертовластник) в прелюбодействе: ставленник бросил свою законную жену и сожительствовал с супругой родного брата, которую звали Иродиадой. Не вынеся обличения, Ирод заключил Крестителя в темницу.

Иоанн Предтеча обличал царя Ирода в прелюбодействе

Некоторые предполагают, что правитель сделал это не из-за злобы, но чтобы спасти Иоанна от деяний мстительной Иродиады.

  • Само усекновение главы Предтечи произошло на пиру, который проходил в честь дня рождения Ирода. На празднике присутствовали знатные местные вельможи, мудрые старейшины и тысяченачальники.
  • Большое внимание к себе привлекла Саломея, дочь Иродиады, которая великолепно танцевала перед гостями и расположила к себе Ирода Антипу, давшего клятву исполнить любое её желание.
  • Иродиада, дьявольски желавшая отмщения, подговорила дочь просить у правителя главу Иоанна Крестителя. Ирод чрезвычайно смутился этому предложению, так как очень боялся гнева Небес и озлобленности народа, который любил пророка.
  • Правитель сдержал клятву, которую дал перед высокими гостями и распорядился соответствующим образом. Существует предание, что после отсечения глава не переставала обличать прелюбодеяние Ирода Антипы. Соломия же, поддавшись ярости исколола язык святого пророка иглой и закопала голову в нечестивом месте.
  • Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады покрылась горем. Они страшились воскресения Крестителя и приняли проповедующего Христа за него.
  • Аравийский царь, дочь которого отверг Ирод, послал против последнего свои войска и объявил войну. Правитель Галилеи потерпел поражение, чем разгневал императора Калигулу, который отправил нечестивых любовников в заточении на территории Испании.

Храмы в честь Иоанна Крестителя:

Ученики Иоанна Предтеча погребли тело пророка в городе под названием Севастия. Святую главу нашли, поместили в сосуд и погребли на Елеонской горе.

  1. Впервые её обнаружил некий подвижник, копавший место для храма. Он сохранил голову в собственном доме, но перед смертью, боясь поругания святыни, закопал её в изначальном месте.
  2. В середине V столетия пророк лично указал в видении её местоположение. После этого голову перенесли в Константинополь. В честь этого события Церковь установила торжество первого и второго обретения - 8 марта.
  3. В период иконоборчества голова Предтечи вывозилась в Абхазский город Команы - место, знаменитое ссылкой и кончиной Иоанна Златоуста, - и пряталась в земле. После того, как иконопочитание было восстановлено, пророк явился в видении патриарху Игнатию и указал расположение честной главы. Третье обретение святыни празднуется Церковью 7 июня.

Икона, изображающее событие

Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.

Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.


Смысл торжества

Дата усекновения - день, повествующий о расставании святого Иоанна с этим миром, где он много страдал от ненависти и гнева. Мученическая смерть не смогла разрушить правду, всегда звучащую из уст Предтеча. Жизнь, которая отдается ради жертвы, ценится Церковью.

Иоанн, долгое время проживавший в пустыне, соединился со своим служением Всевышнего и перестал замечать собственные нужды. Задача пророка - возвещение о скором явлении Спасителя, и нет для него более ценного действа.

Иоанн Предтеча чрезвычайно любит Сына Божьего и готов забыть собственное эго, он способен отдать всё ради защиты Его. Предтеча желает, чтобы вся слава досталась Господу, а о нем самом совершенно забыли. Креститель стал величайшим пророком, потому что в борьбе со страхами полагался только на Могущество Отца и не терял полноценной уверенности.

В день Усекновения честной главы Иоанна Крестителя Церковь призывает молиться о тех, кто умирал в больших страданиях. Духовные герои склонялись для того, чтобы другие воспрянули.

На заметку! Частицы мощей святителя располагаются в соборе Владимирской иконы Богородицы, который построен в северо-восточной части Москвы в 1772 г. Автором церковного проекта был знаменитый архитектор В. Баженов.

11 сентября православный мир вспоминает событие усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Церковь воспевает мученичество пророка, отдавшего жизнь ради Божьего Сына и христианских заповедей. Следуя примеру святителя, необходимо бороться с проявлениями бесчестия в своем окружении.

Горький праздник: Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

Предтечу и Крестителя Господня - Иоанна.

О торжестве рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Креститель Иоанн родился чуть раньше Христа Спасителя. Божия Матерь получила благовестие: Архангел Гавриил открыл Ей, что Ее тетя Елисавета на шестом месяце беременности. Хотя по человеческим размышлениям и считалось, что та не могла уже иметь детей в силу своего преклонного возраста. Но «побеждаются естества уставы», Господь творит то, что необходимо для нас с вами и Его святого прославления. Родился пророк Иоанн. И он был удален в пустыню со своей матерью Елисаветой, которая вскоре умерла, а отца его, Захарию, убили.

«Мы даже не можем понять своими скудными мыслями, кто его воспитывал. Но знаем - только Бог. Знаем, что пустыня была и его покровом, и отцом, и матерью. Он вкушал акриды (саранчу) и мед от диких пчел. Покрывалом ему было небо, ложем была земля. Он никогда не роптал. Он был преисполнен благодати Святого Духа», - рассказал митрополит Павел.

И вот пришло время проповеди Христовой. Как сказано о нем, что он пришел приготовить пути Спасителю, а наипаче путь спасения нам. Потому что приблизилось Царство Небесное, которое является внутри нас. Но перед тем, как Христос должен был пострадать, должен был пострадать Святой Предтеча. И возвестить сущим во аде, что пришло время пришествия Мессии. Того, кого ждал еврейский народ, он уже дождался. Кто не знал Христа, Он уже пришел и откроется даже в глубинах ада и будут извлечены оттуда через некоторое время, все желающие спасения в Тихой Пристани Царства Небесного.

Святой Иоанн Креститель мученически пострадал в 32 году по Рождестве Христовом. В то время правителем Галилеи был Ирод и, хотя у него была законная жена, дочь аравийского царя, но он оставил ее и жил с женой своего брата Филиппа - Иродиадой.

Иоанн Креститель за обличение нечестивцев был закрыт в темнице. У Ирода был праздник - день рождения - и собралось множество гостей. И дочь Иродиады, Саломия, угодила всей пьяной публике, исполнив танец.

«Как хорошо пьяным угождать. Есть такая пословица «Если ты хочешь, чтобы тебя любили - напои всех и увидишь любовь к тебе. Если хочешь всех любить - хорошо напейся сам и будешь любить каждого». Так и здесь: публика рукоплескала Саломии, восторгалась той, которая совершит страшное злодеяние. И тогда Ирод пообещал дать Саломии за прекрасно исполненный танец все, что она пожелает, даже полцарства. Она зашла в комнату к своей матери Иродиаде и спросила ее совета. Вместо того, чтобы взять какие-то временные блага, они избрали вечные муки и страдания. Вот что такое злоба, зависть и ненависть к человеку, своему брату, другу и просто образу Божьему! Она излила весь свой гнев за праведно высказанную мысль, слова Иоанна, что она грешница и не должна быть женой Ироду, поскольку была женой его брата Филиппа. Она попросила на блюде голову Иоанна Крестителя», - напомнил Владыка Павел.

Ирод, который много слышал и беседовал с Иоанном, получал наставления, благословения - опечалился, он боялся гнева Божьего, поскольку почитал Иоанна за пророка. Но решил не изменять своей присяге и клятве. Он посылает палачей и те отсекают голову Иоанну Предтече и приносят на блюде.

По преданию, тогда Предтеча не умолк, все пришли в ужас, когда он произнес Иродиаде, что она не должна иметь мужем Ирода, потому что это незаконно. Иродиада, взяв иглу, исколола язык, лицо и закопала главу Иоанна в огороде в отходном месте.

Обретение главы Иоанна Предтечи

Ученики взяли тело и погребли его, а главу тайно взяла жена царского домоправителя Хузы и, положив в сосуд, погребла на Елеонской горе. «А Господь впоследствии явил первое, второе, третье обретение главы Иоанна Крестителя для нашего с вами успокоения, наставления и вразумления - как мы не должны совершать», - добавил настоятель лавры.

Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные — 24 февраля (8 марта). Кроме того, 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке.

Первое обретение главы состоялось, когда один благочестивый вельможа строил на этом месте церковь и нашел сосуд. То, что это святыня, он понял по многим чудесам и исцелениям, которые происходили. Но, боясь поругания иноверцами, он снова спрятал сосуд в то же место, где и нашел.

Второе обретение главы произошло спустя много лет, когда церковь, построенная благочестивым вельможей, пришла в запустение, а пришедшим на поклонение в Иерусалим двум инокам явился в видении Иоанн Предтеча и указал место нахождения своей главы. Взяв святыню и положив ее в мешок, они дали нести эту ношу горшечнику, которому также явился Иоанн Предтеча и велел сохранить святыню у себя. Долгое время святыня, находясь в семье горшечника, передавалась с поколения в поколение. Затем святыней завладел священник, который исповедовал ересь арианства и, используя чудодейственную силу святыни, много людей обратил в ересь. Когда обман открылся, он бежал, а святыню закопал в пещере. Вскоре в этой пещере поселились иноки и возник монастырь, а в 452 году архимандриту монастыря Иоанн Предтеча в видении указал место, где была скрыта его глава. Святыня была перенесена в Константинополь.

Третье обретение главы святого Пророка было в 850 году. Во время волнений в Константинополе глава была перенесена в Емессу, затем в Команы, где и была спрятана во время иконоборческих гонений. И во время молитвы ночью Патриарху Игнатию было указано место, где хранилась честная глава. Позднее святыню перенесли в Константинополь, а часть святой главы находится на Афоне.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: чем закончилась история

«Но возвратимся к нашему повествованию. Закончились пиршества, праведник пострадал за неправедных и совершается праведный гнев Божий. Аравийский царь в отмщение за бесчестие своей дочери - законной жены Ирода - выдвигает против Ирода войска и наносит ему сокрушительное поражение. Римский император в гневе выносит вердикт и посылает Ирода в заточение в Галию, который забирает с собой супругу Иродиаду и дочь Саломию. И поселяются они в городке возле реки, где продолжается веселая жизнь. И Господь показывает чудо. Саломия переходила замерзшую, покрытую льдом реку и провалилась под лед, а вторая льдина отрезала ей голову, а ноги в предсмертных судорогах «плясали» в холодной воде, как когда-то на пиршестве во время ее танца. На тарелке и принесли ее главу родителям. О, дивное чудо, Господь поруган не бывает, разверзается земля - и Ирод с Иродиадой поглощены в преисподнюю земли. Так закончилась краткая, но в то же время и страшная история об Ироде и Иродиаде», - поведал митрополит.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: проповедь

«Я хочу напомнить вам, братья и сестры: часто бывает, что мы, будучи в нерасположении духа, даем клятвы о исполнении греховных дел. И когда мы приходим в чувство, становится нам стыдно, что то, что сказал - должен совершить. Лучше откажитесь от лукавых обещаний, данных даже в нетрезвом состоянии или в каком-то другом состоянии. Вы тогда более будете оправданы Богом потому, что вы дали греховную клятву, посягая на жизнь другого человека, не имея на то никакого права.

И запомните, что какой мерой вы меряете, такой и вам отмеряют.

Желаешь зла ближнему - получишь вдвое больше. Поднял руку с мечом - от меча и погибнешь», - подчеркнул Владыка Павел.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать в этот день

Часто задают одни и те же вопросы, а можно ли резать арбуз, лук и другое? «Можно резать все, можно брать круглое в руки, но не берите только меч против другого человека, не берите коварство и лукавство на язык для осуждения других. Все можно делать, кроме греха. Творите дела милосердия, проявляйте любовь и получите любовь», - призвал настоятель лавры.

Иоанн Предтеча: в чем помогает

К этому пророку часто к обращаются, чтобы унять физическую боль, особенно головную, так как его глава потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подается на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль; обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них; в старину его почитали за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Предтеча: молитва

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь.

Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» у многих ассоциируется со страхом и печалью, ведь на ней наглядно изображено жестокое событие. На иконе явлен пример того, на какие поступки способен грешный человек.

В день празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи верующие христиане вспоминают события давно минувших дней. Икона является неотъемлемой частью празднества, детально показывая, на что способна людская ненависть. На иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» изображена жестокая казнь Крестителя.

История иконы

Для православного народа Иоанн Креститель стоит на втором месте по значимости и любви после самого Иисуса Христа. Иоанн веровал в Господа, ходил по миру с проповедью о Царствии Небесном, подготавливая людей к приходу Миссии. Он же и окрестил Иисуса Христа и призвал многих людей к вере и любви к Господу.

Во то время Галилеей правил царь Ирод. Он жил с Иродиадой в невенчанном браке. Иоанн Креститель не мог простить ему этого и закрыть на все глаза. Он обвинил царя в преступлении. Ирод не смог убить Крестителя, боясь всеобщей огласки и гнева Божьего. Он заточил пророка в темницу. Но в царице Иродиаде таилась ненависть к Иоанну.

Судьбоносный день пришелся на пиршество, которое проходило во дворце. На знатном приеме танцевала дочь царицы и падчерица Ирода Самолея. Царь был пленен ее красотой и пообещал ей выполнить любое желание . Воспитанная жестокой матерью, Самолея попросила голову Иоанна. Царь был очень расстроен такой просьбой, но сделал так, как она пожелала.

Где находится чудотворный образ

Сложно сказать, где именно в наши дни можно найти первую икону с данным сюжетом. Но многочисленные иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи » хранятся во многих городах нашей страны. Это популярная икона среди христианского народа, хоть и несет в себе страшную историю.

Описание иконы

Самые древние иконы, которые сохранились в наши дни, написаны в раннюю эпоху становления Византии. В основном на иконах изображен Иоанн, склоняющийся перед воином, который заносит меч над его головой.

Другой популярный сюжет изображает отрубленную голову и обезглавленное тело, откуда льется кровь.

В чем помогает чудотворный образ

Перед этой иконой люди молятся о сохранении жизни и здоровья, об изгнании из души демонов и злых духов, об исцелении духа и тела, а также об укреплении веры и придания сил и воли.

Молитвы даруют спасение от осквернителей и клеветы недоброжелателей и врагов.

Дни празднования

11 сентября является официальным днем празднования не только памяти иконы, но и воспоминания одного из самых печальных евангельских событий, когда была отсечена голова Иоанна Предтечи. Многие православные люди считают этот день не праздником, а трауром, но церковь отмечает этот день в православном календаре как празднование, которое показывает, что человек способен на греховные деяния. В этот день соблюдается строгий пост и проводится служба в храмах Божьих.

Молитва перед иконой

«О, Креститель Сына Божьего Иисуса Христа! Преклоняюсь пред тобой в молитве! Прошу, не оставь без внимания меня, грешного! Помолись пред Господом за меня, дабы простил Он грехи мои земные. Отведи от меня, о Святой Иоанн, беды, печаль и злобу мирскую. Только ты мне сможешь помочь и очистить мою душу грешную! Лишь ты удостоился почестей окрестить Иисуса Христа! Пред тобой кланяюсь, к тебе в молитвах обращаюсь. Прости меня за мои дела злые и нечистые! Умоли Господа за меня, ибо предстану я пред Его Престолом, когда придет мой час. Аминь».

Икона великого пророка полна боли, но лишь вглядываясь в ужасный сюжет, мы понимаем, что мир переполнен злом, от которого спасет лишь неподдельная вера и молитвы святым. Не искушайте судьбу, будьте верны слову, данному пред Господом. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

14.09.2017 05:06

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.