Помазание на царство 5 букв. Помазание на царство

.."У святого диакона Филиппа Елисеевича Горбенко Луганского (1858-1956) было пророчество, как о распаде Союза, так и колонизации Украины. Он разорвал платок на 3 части со словами: «Девчата, Советского Союза не будет». Все удивились: «Не может быть такого, как же так?!» А он говорит: «Да вот так: 1 часть - Прибалтика, 2 часть - Россия, сначала трудно ей будет, а потом хорошо, 3 часть - Украина. Бедная моя Украина, поработят её иноземцы и все заводы займут». Это уже очевидно также сбылось!

А вот уже о будущем относительно нас связано с необычным явлением Матери Божией старцу. В июне (13,14 и 15 - как заповедано отцем Филиппом) празднуется явление Божией Матери в городе Луганске, которая явилась ему трижды последовательно одна за другой, обозначив своим шествием крест над городом. При этом Она являлась каждый раз в разных возрастах (40, 60 и 18 лет). В связи с этим появилась икона «Луганская», которая сейчас скрыта. Когда эту икону покажут миру, неизвестно. Должно произойти что-то особое, но что именно, никто пока не знает. Все продолжают ждать, что Филипп подаст какой-то знак. Но нам важно то пророчество, которое связано с этим чудным явлением - появлением Царя помазанника Божия.
Матерь Божия предрекла: «О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный». То есть Луганск - город Царя, не столица, но, возможно, в этом городе будет явление Царя!

Вспомню еще одного нашего современника, ныне здравствующего схиархиепископа Алипия (Погребняка), епископа Красно-Лиманского (часть Донецкой области, что ныне под контролем Украины). Владыка известен тем, что в 1992 г. Он был одним из двух епископов Украины, которые не подписали соглашение об автономии УПЦ МП. После чего попал в опалу и почти 20 лет был на покое. Во время кровавых боевых действий противостояния Украины и Новороссии он был поставлен на кафедру действующим епископом в г. Красный Лиман, где до того создал мощную монашескую общину. Совпадение? Случайно ли это возвращение? Построенный гигантский храм, явно избыточный для небольшого городишки, где есть уже несколько храмов, да и на территории монастыря уже было 2 храма. На мой вопрос (это было приблизительно в 2008г., храм только строился и владыка еще был на покое), а зачем такой больший храм, он ответил твердо, открыто и без сомнений: «Что бы все поместились гости, когда сюда зайдет Царь для его помазания».

Еще в дни юности владыки, когда он был послушником в Свято-Троицкой лавре, состоялась его чудесная встреча с юродивым старцем, который передал ему пророчества, связанные с его жизнью: Союз распадется, он будет у истоков возрождения Успенской Святогорской Лавры. Два пророчества уже сбылись, осталось третье! За свое крепкое стояние в вере Бог дарует ему великий дар - помазать Царя на Царство!

Время уже близко, как известно, летом этого года в г. Красный Лиман было явление двух ангелов. Видео снято украинскими солдатами АТО и есть в свободном доступе в интернете. Это что случайно? К чему это предвозвещение?"...

Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года. В этом году 26 мая исполняется 115 лет со дня события, смысл которого гораздо серьезнее, чем дань традиции. Увы, в сознании последующих поколений оно заслонилось ходынской катастрофой. Приходится делать над собою усилие, чтобы, обращаясь мысленно к маю 1896 года, думать не только о «Ходынке». И все-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Тема помазания на царство требует серьезного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встает на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвертый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами. Но, добавим, подобно тому, как революция и смута ХХ века, заслонившие царствование Николая II, «не отменяют» его царствования, так и ходынская катастрофа «не отменяет» коронационных торжеств и главного в них: помазания Государя на царство.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.), и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращенную к Государю и, по традиции, наставительную , а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».


Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращенное будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…». Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

В чине венчания читается паремия (Ис. 49.13-19) о покрове Божием над царем («Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною»), Апостол (Рим.13.1-7) – о повиновении царям, и Евангелие (Мф. 22.15-23), как бы в дополнение к предыдущему чтению – о воздаянии кесарева кесарю, а Божиего Богу. Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…». После этой молитвы Государь взял принесенную ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил ее на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознес к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим./Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочел от лица народа молитву за царя: «<…>Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненное ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!». Обращают внимание серьезность и отсутствие какой-либо велеречивости как в текстах коронационных молитв, так и в текстах речей, обращенных к Помазаннику от лица Церкви.

После чина коронования началась Божественная литургия. В конце ее, перед принятием Святых Христовых Таин, и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б.А.Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В.Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего - как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин. В той же статье протоиерей Максим Козлов напоминает и об учении святителя Филарета Московского о царской власти и о верном расположении к ней православных подданных, напоминает о словах святителя: «Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, ибо Царь есть устроение Божие». Протоиерей Максим Козлов пишет: «Царь, по учению святителя Филарета, есть носитель власти Божией, той власти, которая, существуя на земле, является отражением Небесной Вседержавной Власти Божией. Царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного, а потому естественно из этого учения вытекает, что только то земное общество благословенно и содержит в себе семя благодати Божией, одухотворяющей и освящающей это общество, которое своим главой имеет верховного носителя власти и помазанника - Царя».

После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают ее само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шел против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнес он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придает символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра все было совершенно спокойно. Около шести разнесся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики мол делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

Коронация Александра III имела место за тринадцать лет до коронации его сына, и теперь на Ходынском поле подготовились к празднованию просто так же, как и тогда, не ожидали такого наплыва народа. Все же организация столь массового мероприятия, несомненно, оставляла желать лучшего. Но когда читаешь приведенное только что описание, возникает впечатление, что от такого безумия никакие меры не спасли бы. Московские экскурсоводы об этом не думают, они даже не знают, что формально московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович вовсе не отвечал за организацию праздника на Ходынском поле (хотя, как хозяин Москвы, должен и об этом был печься), и с тем же пафосом, что и сто, и пятьдесят лет назад, обвиняют его и обвиняют… В книге А.Н. Боханова «Николай II» подробно рассказано об интригах, плетшихся в доме Романовых вокруг имени великого князя, у которого было много врагов среди «своих», - они и задали указанный пафос. В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя – в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п. Сошлемся и здесь на А.Н. Боханова, который внятно объясняет невозможность для Государя отказаться от приглашения французской стороны. Официальное лицо – заложник этикета и протокола, не понимать это можно лишь при желании дурно думать об этом официальном лице. Известно, что после 18 мая торжественные мероприятия были сокращены. Что же касается бессердечия царя, то заметим лишь: эта клевета остается на диву живучей, ее повторяет, к примеру, И. Зимин в недавно вышедшей книге «Повседневная жизнь императорского двора» (СПб, 2010), и если автору хочется так считать, с этим ничего не поделаешь.

Царь распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего или израненного на Ходынском поле. Вместе с Государыней он посещал раненых во время трагедии в московских больницах. Посещала их и вдовствующая императрица Мария Федоровна. А.Н. Боханов приводит ее письмо сыну Георгию, написанное в те дни: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие значимые и возвышенные в своей простоте, что они просто вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим царя! Они как всегда были возвышенными, и можно было гордиться от сознания, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Другие классы должны бы были брать с них пример, а не пожирать друг друга, и главным образом, своей жестокостью возбуждать умы до такого состояния, которого я еще никогда не видела за 30 лет моего пребывания в России». Примечательное свидетельство. Увы, «возбуждение умов» будет лишь возрастать, и все в одну сторону: истощания традиционной для России любви к царю и обретения «права на бесчестье», по выражению Достоевского.

Но помазанник, и при этом такой помазанник, который «претерпит до конца» и станет святым предстателем за свой жестоковыйный народ перед Богом, у нас уже был. Свершилось его соединение с нами - «венчальными узами».

Очерк православного догматического богословия. Часть II Малиновский Николай Платонович

§ 146. Неповторяемость таинства миропомазания: Помазание царей на царство.

I. Миропомазание запечатлевает верующих печатию дара Духа Святаго , и так как запечатлевающий через это таинство и дающий обручение Духа в сердца наши есть Бог, а Он верен пребывает, - отрещися бо Себе не может (2 Тим 2, 13), то таинство миропомазания, как и крещение, всегда признавалось церковью и ныне признается неповторяемым . Даже отпадшие от христианства в иудейство, магометанство, язычество, отступившие от православной церкви в расколы и ереси, возвращаются к православной церкви не будучи помазываемы, - через покаяние с отречением от своих заблуждений. Через миропомазание же присоединяются лишь те, которые, получив правильное крещение, не были миропомазаны, как, напр., лютеране, кальвинисты и вообще все, не имеющие у себя законного, по преемству от апостолов, священства и таинства миропомазания, равно и те из римских католиков, армян и наших раскольников, которые до обращения к православию не миропомазаны законными епископами или пресвитерами (сн. II вс. с. 7 пр.; VI вс. с. 95 пр.).

II. В православной церкви совершается миропомазание св. миром царей при венчании их на царство, подобно тому, как помазываемы были цари елеем святым в церкви Ветхозаветной, почему и назывались христами или помазанниками Божиими (Пс 88, 21; 1 Цар 10, 1; 12, 3. 5; 24, 7 и др.). Это миропомазание не есть особое таинство (в строгом смысле), ибо имеет одно основание с общим таинством миропомазания и одинаковый образ, и, во всяком случае, православная церковь признает только семь таинств. Оно не есть и повторение того же таинства, ибо имеет исключительное значение и употребление. Оно есть высшая степень сообщения даров Святаго Духа, потребных для особенного, высокого и трудного служения, служения царственного, подобно тому, как и в таинстве священства, {стр. 168} имеющем степени, рукоположение вновь и вновь совершает служителей веры для высших служений, но рукоположение при возведении на высшую степень иерархии не является повторением рукоположения, совершенного при поставлении на низшую степень того же служителя церкви. В молитвах, употребляемых при совершении венчания православных царей на царство, испрашивается сугубый Дух на главу народов.

Помазание Иоаса и возведение его на царство Пофолия, мать Охозии, по смерти сына своего истребила все царское племя; один из сынов Охозии, Иоас, был спасен Иосавефой, еврей тет­кой, и скрыт от ярости Гофолии в храме Господ­нем, где он жил до шести лет в тайне. Гофолия в это

§ 204. Невидимые действия таинства Крещения и его неповторяемость. I. Но в то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах Крещения, с произнесением слов: «крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Св. Духа», - благодать Божия невидимо действует на

§ 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность. Хотя Миропомазание издревле совершается в православной Церкви в связи с Крещением, непосредственно после него: тем не менее Миропомазание есть особое

§ 209. Видимая сторона таинства Миропомазания. Видимая сторона таинства Миропомазания состоит в том, что крестившимся, по молитве к Богу о ниспослании на них Св. Духа, крестообразно помазываются разные части тела освященным миром, с произнесением слов: печать дара Духа

§ 210. Невидимые действия таинства Миропомазания и его неповторяемость. I. Главное невидимое действие таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Св. Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Св. Духа, но не удостаиваемся еще

§ 240. Видимая сторона таинства священства, его невидимые действия и неповторяемость. I. Видимую сторону таинства священства составляет рукоположение, соединенное с молитвою.1) Рукоположение. Об этом свидетельствует св. Писание, которое говорит, что чрез рукоположение с

XXXI Помазание Саула на царство. Первые годы его царствования. Отвержение Саула и помазание Давида После того как решение народа иметь царя получило окончательное утверждение со стороны верховного Царя Израиля, пророку Самуилу не пришлось долго ждать дальнейшего

Помазание Иеву на царство в Исраиле 1 Пророк Елисей призвал одного из учеников пророческих и сказал ему:- Поторопись, возьми этот сосуд с маслом и ступай в Рамот Галаадский. 2 Когда придёшь туда, разыщи там Иеву, сына Иосафата, внука Нимши. Пойди к нему и уведи его от его

Помазание Саула на царство. 1 Цар. 9–10На земле Вениаминовой, в городе Гиве, жил знатный человек по имени Кис. Среди детей, которых он имел, особенно выделялся Саул, юноша исключительной красоты и огромного роста - на голову выше всех израильтян. Семья Киса занималась

Помазание Давида на царство. 1 Цар. 16Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал: «Доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю

Помазание Ииуя на царство в Израиле 1 Пророк Елисей призвал одного ученика пророков и сказал ему:- Заправь полы плаща под пояс, возьми этот сосуд с маслом и ступай в Рамот Галаадский. 2 Когда придешь туда, разыщи там Ииуя, сына Иосафата, внука Нимши. Пойди к нему и уведи его

Помазание Саула на царство. 1 Царств 9:26–27; 10:1 Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил, Когда подходили они к концу города. Самуил сказал Саулу: скажи слуге,

Помазание Саула на царство. 1 Царств 9:26-27; 10:1 Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил, Когда подходили они к концу города. Самуил сказал Саулу: скажи слуге,

Помазание Соломона на царство. 3 Царств 1:28-40 И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И вошла она и стала пред царём. И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды! Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын

Чинопоследование Таинства Миропомазания Схема чинопоследования 1. Помазание святым Миром.2. Хождение вокруг купели.3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).4. Пострижение

Дух Господень подсказывает и учит того, на ком пребывает. Он указывает, что есть праведность, как ее сохранить и приумножить: «Вы не нуждаетесь в том, чтобы кто-то учил вас. Но само это помазание учит вас…» Слово «помазанник» очень часто можно встретить в Библии. На протяжении истории человечества у различных народов было много Божьих помазанников. Это были наставники, руководители, вожди, цари. Так кто же такой Божий помазанник ? Это глубокий философский вопрос, с которым нам придется сегодня разобраться.

Кто такой помазанник Господень?

Господень помазанник представляет собой Божьего избранника, который лучше всего подходит для управления православной страной из множества других людей по Божественному предвидению. Он является избранным служителем Богу, ему Господь сообщает свою благодать и дает дары в помощь по управлению страной посредством миропомазания на царство. Таким образом, Божий помазанник имеет пред Господом задачу, что заключается в таком управлении страной, что помогает всему народу быстрее и легче спасти свои души от погибели, стать ближе к Царствию небесному путем верной и жертвенной службы царю, то есть помазаннику Бога.

Благодать государя

Помазанник божий (царь ) имеет благодать постигать цели, способы решения современных жизненных вопросов, а также тех, что осветляют далекое будущее станы. Не всегда жизненные вопросы народа совпадают с требованиями православного государства, целью которого выступает спасение душ как в настоящее время, так и в будущем. Иногда потребности настоящего и далекого будущего являются противоположными, в этом случае только монарх, помазанник Божий, может разрешить данную проблему самым наилучшим способом. И всем во благо. Это и есть благодать государя и преподношения Господа Божьему помазаннику.

Доказательство этой истины

Если Бог является Добродетельным, он заботится о благополучии народа; если Бог Всеведущ, он предсказывает, кто из людей может самым лучшим образом править страной; если Господь Всемогущ, он делает так, чтобы человек, которого он выбрал, и его потомки были самыми подходящими для правления во все времена и в любом жизненном случае. Утверждая династию царей, Бог предоставляет ей помощь и попечительство, направляя в трудные времена монарха на правильные решения. Таким образом, Господь знает, что верная служба Его помазанника даст положительные результаты, улучшит качество жизни народа, создаст хорошие условия для спасения душ каждого из православных людей. Православная церковь же учит нас, что Господь есть Добродетель, он всеведущ и всемогущ. Поэтому именно он выбирает помазанника, который будет править государством.

Помазание в Библии

Помазание на царство выступает обрядом, при котором монарх, что вступает на трон, помазывается елеем (оливковым маслом) и миром (ароматическим маслом из нескольких трав) с целью подношения ему даров Господа для правильного управления государством. Первым примером из Библии является история Аарона, когда он возводился в сан первосвященника. Многократно в этой книге встречаются указания на помазание монархов, поэтому позже, при восшествии царя на престол, всегда проводился обряд помазания на царство, когда монарх получал благословение небес .

Помазание в православии

В православии этот обряд проводился патриархом, старшим епископом. Когда помазывали русских монархов, применяли сосуд, который принадлежал, по легенде, императору Октавину Августу и был потерян в 1917 году. Помазание на царство в православии не является одним из семи таинств церкви.

Характеристики помазания

Помазание - благословение небес . Оно дается не для собственных нужд, а для служения Всевышнему. Это сила, что дана для изменения в лучшую сторону, для способности принести духовные плоды. Плод, то есть конечный результат, имеет большое значение. Помазание дается для «созревания плода». Награда свыше будет предоставлена только за плоды, а не за само помазание. Независимо от размера помазания, награда воздастся за процент принесенного плода, поэтому кому было предоставлено много помазания, с того будет много спрашиваться. И Божий помазанник должен принести все 100% положительного результата.

Монарх и церковь

Служитель церкви, патриарх, не может править народами государства. Если он провозгласит себя царем, то осквернит чистоту веры, так как признает право тех, кто ложно верит в Господа, на спасение душ. Поэтому государь является выше патриарха, православные каноны дают ему власть назначать и снимать патриарха и епископов. Божий помазанник несет ответственность перед Богом, людскому суду он не подсуден.

Русский православный царь

После обряда помазания, когда преподносит дары Господа государю, русский православный царь становится так называемым мужем своего народа, а народ образно становится его женой. По этой причине коронация имеет название "венчание на царство". Таким образом, между царем и его подданными возникают "супружеские отношения", которые в православии должны протекать строго по заповедям. Это значит, что в Боге должны быть и монарх, и народ. Ни царь не может существовать без народа, ни народ без царя в Господе. Так, мы видим построение линии власти от Всевышнего к народу через помазанника - монарха. Царь может спасти свой народ от греха, направив его вектор на себя, если на то будет воля Божья, согласие самого государя и отсутствие подобного греха на самом монархе.

Люди и Господь

Бог не отрицает наличие иного источника власти, отличного от себя, власти от народа как результат свободного их выбора. Господь не будет противиться, если человек выбирает жизнь и власть без Всевышнего. Именно поэтому не всякая власть дается от Бога. Единство Господа и человека всегда идет через помазанника, отсутствие которого делает невозможным получение благодати. Если не коснулся помазанника, Всевышний оставляет народ на произвол судьбы, без своей поддержки.

Истина царской власти помазанника Божьего

Помазанник Божий является олицетворением Иисуса на земле, данным Богом спасителем-мессией. Его руками Всевышний спасает избранный народ и земную Церковь от истребления сатаной, как духовного, так и физического. Он олицетворяет живое орудие в руках Господних. Именно руками царя Бог защищает свое наследие от врагов, что убивают тело и душу, и удерживает от грехов, применяя как силу слова, так и силу меча. Церковь говорит, что нужно молиться о царе-помазаннике, так как это христианский долг всех людей. Если отвергать законного помазанника Божьего, то не будет возможности совершить поступок веры по отклонению сатаны. Отсутствие молитвы об избраннике Господнем - путь к антихристу. Тот, кто отвергает помазанника Божьего, попадает в лапы сатаны, который своими руками создаст пародию на Вселенскую Православную Империю, то есть царство антихриста. Тому государству и его народу, что уверовали и приняли своего царя, уготовано воскресение и победа над всеми врагами.

Таким образом, помазанник Божий является царем избранного Всевышним народа. Он возводится на престол государства, чей народ выбрал Господь, и представляет собой Главу воинствующей Христовой Церкви. Православный царь - отец народа, его начальник, доброжелатель и защитник. Где есть глава государства, там есть и порядок, а из-за его потери часто бывают беды. И как в семье не может быть более одного отца, так и в государстве не может быть больше одного правителя.

Если помазание на царство - не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь - помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ.

Валентин Серов. Миропомазание Николая II в Успенском соборе (1897)

Зачем помазывали священников и царей?

Помазание - ветхозаветный обычай. Оно означало ниспослание человеку даров Святого Духа для исполнения того, что превосходит естественные силы человеческие. Первым был помазан Моисеем его брат Аарон - для совершения священного служения, для молитвы к Богу за народ, для принесения жертв за грехи (см. Исх. 40: 12-15), а это было выше сил земного человека. Царей же первоначально в Израиле не было. Господь сам управлял Своим народом через пророков и судей, осуществляя теократию (см. Суд. 2: 18). Однако Он предрекает Моисею, что в Земле обетованной народ в какой-то момент захочет иметь над собой царя, «как и прочие народы». И вот иудеи приходят к последнему судье Самуилу, прося, чтобы тот поставил им царя. Оскорбленный недоверием народа Самуил начинает молиться и получает утешение от Господа: «Послушай голоса народа во всем ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7) (т. е., желая царя, иудеи отвергают теократию). По указанию свыше Самуил предрекает, что царь, которого иудеи так хотят, будет тиран и потребует всех быть рабами ему: «восстанете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар. 8: 18). Но народ не слушает Самуила, по-прежнему требуя царя, и получает неправедного царя Саула.

Здесь можно увидеть следующую закономерность: если народ живет праведно, исполняет закон (любит Бога и ближнего, слушая веления своей совести), то Господь будет Сам управлять таким народом, не важно, каким образом, через пророка Моисея, судей, царя или народное представительство. Если же народ нечестив, не любит Бога и ближнего, то, даже если у него будет царь, это его не спасет, Бог отвернется от него.

По повелению свыше Самуил помазывает Сула на царство: быть царем и управлять народом - дело также выше сил человеческих, возможное лишь благодаря помощи свыше. Саул должен был вести народ путем Господним, вслед за Моисеем, Иисусом Навином и судьями, но он с этим не справился. Ему были даны заповеди: иметь список закона, постоянно читать его, чтобы научиться страху Божьему и исполнять все слова закона, не уклоняясь от него «ни направо, ни налево» (см. Втор. 17: 18-20). Однако Саул восхитил священническое служение, для которого помазан не был, и был наказан лишением царства (см. 1 Цар. 13: 9-14). Вместо Саула был помазан Давид, в нем мы видим истинного царя, знаменитого кротостью (см. Пс. 131), проявлявшейся, по слову византийского богослова Евфимия Зигабена, в непамятозлобии и долготерпении. Давид показал, что, если царь слушает Бога, теократия возможна и при царском управлении.

Языческий атавизм

В Ветхом завете помазание совершал пророк или первосвященник. Для помазания использовалось благовонное миро (елей помазания), приготовлявшееся из корицы, смирны, кассии, елея и тростника (см. Исх. 30: 22). Из рога или иного сосуда оно выливалось на голову царя (см. 1 Цар. 10: 1; 16: 12-13; 3 Цар. 1: 39).

В Новом Завете все христиане имеют помазание от Господа. Ведь Сам Христос и есть Помазанник, на котором в совершенной степени почивают дары Первосвященника, Пророка и Царя. Его «помазал… Бог Духом Святым» (Деян. 10: 38). И от Отца Христос в день Святой Пятидесятницы привел в мир Тот же Дух Святой, Который, сходя на всех христиан, делает их «царями и священниками» (Откр. 1: 6), «родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Петр 2: 9). Каждый человек в таинстве крещения и миропомазания получает Дары Святаго Духа. Как писал впоследствии Тертуллиан, христиане носят имя Христа (сristi), именно потому что помазаны Святым Миром (Chrisma).

Высоту христианского призвания подчеркивало решительное отделение от мира, лежащего во зле и враждующего со Христом и Его Церковью. В первые века жизни Церкви мир прочно ассоциировался с Римской империей, с римским государством. Во времена гонений христианам было присуще стойкое убеждение в истинности и непреложности евангельских слов Христа: «…Я Царь… Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан… но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18: 37).

После обращения римского императора Константина и издания им Миланского эдикта (313, легализация христианской веры) неожиданно все стало меняться. Обращение Константина было воспринято многими как проявление космической победы Христа над «князем мира сего» - ведь перед Христом склонялось то государство, которое доселе было главным носителем антихристовой злобы против Церкви. В результате Церковь столкнулась с рядом серьезных проблем. В 380 году император Феодосий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Напрашивалась аналогия с ветхозаветной теократией (как при царе Давиде). Но многие христианские императоры Рима, а позже и Константинополя, испытывали непрекращающееся воздействие идеологии римской дохристианской теократии, когда любые действия императора оправдывались тем, что он - посланец небес и всегда им останется. Государство в то время стремилось включить в себя Церковь, не меняясь существенно, не проникаясь по-настоящему идеалами Царства не от мира сего. Некоторыми императорами овладевало убеждение в том, что Господь вручил им царство, повелевая «пасти верное стадо Христово по примеру Петра, главы Апостолов» («Эклога» императора Льва III, первая половина VIII века). То есть получалось, что царство уже тождественно Церкви, император - священнику; однако земные государственные средства не могут быть тождественны благодатным церковным!

Разделение властей

Только после преодоления иконоборческого кризиса в IX веке Византийская империя смогла прийти к различению земного, ограниченного (т. е. царства), и сакрального, вечного (т. е. Церкви). Если раньше императорам было свойственно абсолютизировать государство, будто бы отображавшее на земле «божественный порядок», то теперь они стали относиться к своей империи уже как к «служительнице Христовой». Это проявилось в изображениях императоров: до VIII века мы видим императоров-триумфаторов, владык, не знающих пределов своей власти, хотя по наружности и христианских, затем же мы видим императора, склоняющегося в сознании ограниченности своей власти перед Христом, истинным царем. Император начинает видеть рядом с собой главу Церкви как самостоятельного владыку, равного ему в своем значении для христианской империи - как Аарона рядом с Моисеем (появляется даже такой иконографический сюжет: император и патриарх перед Скинией Завета). Император начинает понимать, что и его служение по-евангельски священно, закладываются основы истинной симфонии властей (символом которой делается византийский двуглавый орел, две главы которого означали государство и Церковь). Однако роли главы государства и главы Церкви в этой симфонии были определены не сразу.

«Внешним епископом Церкви» называл себя еще Константин (хотя это касалось его действительно внешней заботы о Церкви, показательно определение им себя в церковной структуре). Впоследствии за императором были закреплены даже некоторые черты священнослужителя. В поздней Византии император участвовал в литургии, на великом входе шел перед всеми, в определенный момент службы он, подобно диакону, кадил крестообразно престол, затем патриарха, потом патриарх кадил его.

Во время коронации (в поздней Византии и в России, начиная с Алексея Михайловича) император (царь) входил в алтарь царскими вратами и причащался вместе со священниками в алтаре (сразу после патриарха, до епископов и священников) - при открытых царских вратах. Однако последующие за Алексеем Михайловичем русские цари и императоры причащались в алтаре уже только при коронации. В XVIII веке эта традиция приобрела неожиданные формы: императрицы Анна Иоанновна (1730), Елизавета Петровна (1742) и Екатерина Алексеевна (1762) при коронации тоже входили в алтарь и причащались, как священники, у престола. При этом, например, смутившуюся Анну Иоанновну митрополит Феофан Прокопович буквально заставил взять Евхаристическую чашу в руки и причаститься из нее самостоятельно. Начиная с коронации Павла в 1797 году императрицы венчались на царство и миропомазывались уже только вместе с мужьями, причащаясь, как миряне, вне алтаря.

О духовной составляющей «священства» царя рассуждал митрополит Паисий Лигарид (XVII век). Говоря об идеальной симфонии властей, Паисий замечал: «Священство царствует над делами духовными; царство священноначальствует над гражданскими». То есть царь относится к своему царскому служению со священным трепетом - чтобы не погубить душу христианскую, но оказать ей всяческую заботу, милость, - как подобает священнику. Царь - не слепой блюститель закона, а милующий государь, на котором сбываются слова пророка и царя Давида: «Милость и истина сретостеся (встретятся)» (Пс. 84: 11). Не случайно в русском народе родились такие пословицы о царях: «Богат Бог милостию, государь - жалостию», «Кто Богу не грешен, царю не виноват!» и т. д. Конечно, быть милостивым - призвание всякого христианина. Но царь поставлен от Бога и миропомазан на царство, чтобы напоминать, что и в мирской жизни это возможно.

История чина

Помазание миром царей в Новозаветной истории воспринималось как некое возобновление заветов крещения, восстановление подлинного христианина в качестве примера для подражания, напоминание о Царстве не от мира сего. Само помазание возникает лишь в VII веке, чин венчания без помазания складывается ранее - к IV веку, а до этого провозглашенного императора просто поднимали на щитах, император выступал с речами и обещаниями перед солдатами и народом, как это было в Древнем Риме. Первым императором, венчавшимся на царство, был в IV веке Юлиан Отступник (тогда еще не отступившийся). Лучший солдат войска надел (увенчал) его голову царским венцом.

Церковь начинает участвовать в коронации с середины V века. После провозглашения и поднятия на щите нового императора в царской порфире проводили во внутреннее помещение, скрытое от посторонних, где епископ или патриарх молился о нем и возлагал на его главу царскую диадему. Император давал клятву беречь святую веру, заботиться о мире, благосостоянии империи и Церкви, читал Символ веры.

Начиная с VII века на шит императоров не поднимают, а основное значение получает церковное венчание в храме Святой Софии при огромном стечении народа, восклицающего: «Свят, Свят, Свят! Слава в вышних Богу и на земле мир!» Со временем венчание на царство включается в Божественную литургию. Таким образом, император предстает как избранник Божий именно в христианской традиции, идущей из Ветхого Завета (возглас «Свят, Свят, Свят!» отсылает к книге пророка Исайи (6: 3)). Хотя помазание как таковое еще не совершается, император во время венчания являет образ идеального христианина - истинного царя и священника по церковной благодати, сообщаемой через патриарха.

Традиция помазывать на царство приходит в Константинополь с Запада. По всей видимости, у вестготов первым был помазан на царство король-узурпатор Сисенанд (631-636), стремившийся к церковной легитимации своей власти и, очевидно, нуждавшийся в особой форме выражения ее законности, которая в традиции христианства восходит еще к Ветхому Завету. Вестготский король избирался представителями знати, получал одобрение народа, а затем перед помазанием давал клятву народу защищать христианство, не нарушать законы и отделять свою личную собственность от государственной. Присутствовавшие обещали королю хранить верность и заботиться о благополучии народа, отечества и короля. Исследователи отмечают в такой обоюдности клятв воспроизведение отношений между дружинниками и конунгом еще в германской древности.

Со временем установилась традиция императорской коронации и помазания в Германской империи (помазывал уже сам папа), а также во Франции, Шотландии и ряде других стран (помазывали местные епископы).

Вслед за Западом

Постепенно миропомазание появляется в Византии. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и, основывая вместо Византийской Латинскую империю, миропомазали и короновали в Святой Софии латинского императора Балдуина Фландрского. Уже в 1208 году в Никее помазание при венчании на царство повторил грек Феодор Ласкарь - император возникшей на развалинах Византийской Никейской православной империи.

Из Византии Русь восприняла сначала в XV веке венчание на царство, а в конце XVI века и миропомазание царя. В 1498 году был повенчан по византийскому обряду Димитрий - внук Ивана III, а в 1547 году по чину венчания Димитрия - Иван Грозный. Кстати, есть мнение, что миропомазание царя тогда не было совершено, а первым миропомазанным царем стал в 1584 году Феодор Иоаннович.

В России, из-за отсутствия правильных исторических и богословских представлений о чине и смысле византийского помазания, над царем в конце литургии со словами «Печать Дара Духа Святаго» стали совершать повторное таинство миропомазания (с некоторыми уточнениями: помазывалось чело, уши, перси, плечи и обе стороны рук, а Алексею Михайловичу помазали даже бороду - по слову псалмопевца: «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню» (Пс. 132: 2)). В Византии совершалось только помазание чела, причем, что важно, помазание царя не имело значения таинства (историки считают возможным говорить в отношении императорской коронации скорее о таинстве рукоположения - поскольку византийский император принимал некоторые черты священнослужителя).

Русские богословы уже в XIX веке пытались как-то оправдать вторичное миропомазание царя и говорили либо о том, что это не таинство, либо - что это высшая степень таинства миропомазания: так же как бывают различные степени таинства рукоположения (в диакона, иерея, епископа). Апологеты цезаропапизма (считавшие главой Церкви императора) хотели бы, наоборот, видеть в этом таинство посвящения в главу Церкви, подобно Христу. Справедливости же ради стоит сказать, что повторное совершение миропомазания как таинства нельзя считать каноничным.